Народы, населяющие урал. Народы среднего урала, свердловской

Урал - северная колыбель человечества, родина ариев и гипербореев. Так сейчас считают большинство исследователей и это мнение вполне обосновано.

В Каповой пещере, что в Башкирском заповеднике "Шульган Таш" обнаружена хорошо сохранившаяся палеолитическая наскальная живопись, возраст которой около 20 тысяч лет.
На острове Веры озера Тургояк (Южный Урал) археологи обнаружили древние мегалитические сооружения – дольмены. Исследователи определяют их как гробницы каменного века, построенные в 3 тысячелетии до нашей эры. По возрасту с ними в состоянии конкурировать разве что более поздние памятники древних цивилизаций – пирамиды Египта и Мексики. Уральские дольмены - одни из самых ранних строений на территории России.
Древнейший город синташтинской культуры - Аркаим , находящийся в Челябинской области. Этот исторический памятник датируется 2-3-м тысячелетием до н.э.

Первые письменные сведения о народах Урала относятся еще к античному времени.
В 7 веке до нашей эры путешественник и поэт Аристей Проконнесский, первый из древних греков посетил Урал. Позднее он написал знаменитую поэму «Аримаспея», где рассказал о своем увлекательном странствии в северную страну, где живут исседонцы. Вероятнее всего, это было одно из скифских племен, обитавших в этих краях. Поэт был потрясен существованием цивилизации в столь удаленных местах. Аристей писал, что иссейдоны обладали несметными богатствами, одежды свои украшали мехами, золотом и драгоценными камнями, а жили в больших домах из срубленных деревьев. По мнению ученых, срубная архитектура была принесена в эти края как раз скифской культурой.
Античные поэты и ученые с восхищением описывали Рифейские горы и обитавший там народ. По легендам, именно эти места пользовались особой любовью Аполлона, древнегреческого бога-целителя и прорицателя. Он совершал путешествия каждый год в зимнее время именно к Рифейским (Гиперборейским) горам.
Современные исследователи еще не готовы дать ответ на вопрос об этнической принадлежности древних жителей Урала, поэтому древних уральцев делят на культурные группы.
Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием "андроновцы". Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае. В лесах в тот период обитали "черкаскульцы", которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.
Андроновская культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV—X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.
В период с VI в. до н. э. по V в. н. э. на Урале присутствуют савроматские, сарматские и аланские культуры. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Многочисленные находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.—Л., 1950)
В период медно-бронзового века на территории Урала проживало несколько племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.
В период средневековья на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевому скотоводству, Урал становится местом кочевий различных племен. В этот период на территориях Нижнего Урала обосновываются племена тюркской этнической группы, Верхний Урал заселен племенами фино-угорской группы.
Первые сведения об исследовании Урала русскими встречаются у выдающегося древнерусского летописца Нестора в "Повести временных лет", написанной в начале XII века. В ней говорится о том, как преодолели новгородцы Поясной камень, (так в древней Руси называли Уральские горы), и нашли здесь большие природные богатства. Освоение этих мест русичами начинается с 13 века. А уже в 15 веке появляются на Урале первые русские поселения. Наиболее привлекательным местом для русских становится малозаселенный Средний Урал, богатый своими ресурсами, где в последствии выросли многочисленные металлургические заводы и горнорудные предприятия. Племена Южного Урала, после разгрома русскими Казанского ханства, поочередно добровольно присоединяются к России, освобождаясь от правления монгольских и татарских ханов. На присоединенных территориях русские воеводы возводят оборонительные крепости, создается яицкое казачье войско, укрепляются пограничные рубежи для защиты от набегов кочевых племен.
Племена Верхнего Урала долго сопротивлялись присоединению к России, но и оставаться независимыми внутри Русского царства было невозможно с точки зрения самодержцев. До конца 16 века мансийские князья вели настоящую войну с русскими, осаждали приуральские городки, участвоали в походе сибирского хана Маметкула на Чусовую. Но в 1581 году пелымский князь Бехбелей был разбит, пленен и вынужден принести присягу на верность московскому царю. Вхождение мансийских земель в состав Российского государства было окончательно закреплено основанием в конце XVI века городов Тобольска, Пелыма, Берёзова и Сургута.

Находясь в самом центре Евразии, Уральские горы на протяжении всей истории человечества были настоящим горнилом миграционных потоков. В эпоху великого переселения народов этот регион представлял собой своеобразный коридор, по которому различные племена кочевали в поисках лучших земель.

Древние арии, гунны, скифы, хазары, печенеги и представители других национальностей, как полагают ученые, пришли именно с Урала, оставив там свой след. Поэтому современное население этого региона отличается таким этническим разнообразием.

Древние арии

В 1987 году на территории Челябинской области участники Урало-Казахстанской археологической экспедиции обнаружили укрепленное поселение, построенное в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры. Данный исторический памятник называется Аркаим. По мнению ученых, когда-то это был город древних ариев, которые впоследствии мигрировали с земель Южного Урала на территории современных Ирана и Индии.

Археологи обнаружили несколько памятников аркаимского типа в Челябинской области, на юго-востоке Башкортостана, в Оренбуржье и на севере Казахстана. Все эти поселения были построены около 4 тысяч лет назад, в бронзовом веке. Их относят к так называемой культуре Синташты, возникшей в ходе индоевропейской миграции ариев.

Аркаим был хорошо укрепленным городом-крепостью, его защищали сразу две круговые стены. Жители древнего поселения, по данным антропологов, принадлежали к европеоидной расе. Они занимались земледелием и животноводством. В городе работали гончарные мастерские, местные мастера изготавливали различные изделия из металлов.

Некоторые этнографы считают жителей Аркаима предками славян.

Скифы

Ираноязычные племена кочевников-скотоводов, зародившиеся на Алтае, не раз завоевывали территорию Урала в ходе своих миграций. Вернувшись из похода на Ближний Восток, воинственные скифы обосновались в этом регионе в VII веке до нашей эры. Они оказали огромное влияние на развитие местной культуры, практически все – от животноводческого инвентаря и до одежды – жители приуральских степей заимствовали от скифов.

Оружие и конская упряжь, первые бронзовые зеркала, лепные сосуды и многие другие предметы быта, относящиеся к скифской культуре, находят ученые в археологических раскопках на Урале. Вплоть до IV века нашей эры представители этого древнего народа жили в данном регионе, затем они перекочевали на юг Восточной Европы.

Сарматы

Сарматы (савроматы) мигрировали на Урал, как считают ученые, из земель современной Монголии. Они соседствовали со скифами, то находясь в дружественных отношениях, то непримиримо враждуя. Многие этнографы называют эти племена родственными по происхождению. Античный историк Геродот даже полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с представительницами воинственного племени амазонок.

Между 280-260 годами до нашей эры сарматы вторглись на Урал из донских степей, но полностью поработить местное население не сумели. Длительное соседство привело к тому, что сарматы переняли от скифов многие обычаи и традиции.

В 2007 году недалеко от поселка Кичигино Челябинской области археологи обнаружили удивительные золотые украшения, созданные сарматами. В захоронении знатной женщины оказались: диадема, различные браслеты и бусы, а также бронзовый сосуд. Несмотря на принадлежность к культуре сарматов, эти изделия древних мастеров по технологии изготовления похожи на знаменитое скифское золото.

Позднее сарматы были вытеснены с Урала на запад воинственными гуннами.

Гунны

Первые тюркоязычные хунну пришли из Китая в приуральские степи в IV веке нашей эры. Здесь они смешались с местными угорскими племенами – так появились гунны. Они создали огромную империю, простиравшуюся вплоть до германских земель. Именно вторжение гуннов в Европу дало толчок великому переселению народов. Благодаря им восточные протославяне освободились от влияния готов и ираноязычных племен.

Во времена знаменитого полководца Атиллы, правившего своим народом с 434 по 453 годы, гунны пытались захватить не только Византию, но и Римскую империю. После смерти Атиллы огромную империю разрушили междоусобные распри, чем умело воспользовались многочисленные враги, большинство из которых принадлежали к германским племенам.

Авары

В VI веке на Урал из Азии вторглись авары. Этот народ представлял собой союз нескольких племен, основная часть которых была тюркоязычными. Хотя некоторые исследователи причисляют аваров, скорее, к монголам. Однако в их составе были и так называемые нирунские роды, чьи представители относились к европеоидной расе.

В сохранившихся летописях Древней Руси представители этого народа названы обрами. Авары были кочевниками-скотоводами. Они ненадолго задержались в приуральских степях, перебравшись в Европу. Между Карпатами и Дунаем был создан Аварский каганат, откуда совершались многочисленные набеги на земли славян, германцев, Болгарию и Византию.

В конце VIII века франки в результате двадцатилетней войны разгромили аваров, впоследствии представителей этого народа ассимилировали венгры и болгары.

Хазары

Следующий народ, обосновавшийся на некоторое время в приуральских степях, – это хазары. В VII веке они создали государство, земли которого простирались далеко на запад, охватывая Поволжье, Кавказ, северное Причерноморье и часть Крымского полуострова.

Изначально хазары были тюркоязычными кочевниками-скотоводами, но оседлая жизнь неизбежно привела к развитию земледелия и различных ремесел. В Хазарии возникли крупные города, стала развиваться торговля. В конце IX века, после распада государства, на Южном Урале возобновилось движение по Великому шелковому пути из Китая в Европу. А купцы из племени русов начали наведываться в эти земли ради обмена товаров с местными жителями.

Печенеги

В X-XI веках приуральские степи наводнили печенеги. Как и авары, они представляли собой союз кочевых племен, имеющих тюркское, угро-финское и сарматское происхождение. Печенеги занимались скотоводством на берегах Яика (река Урал) и в низовьях Волги.

Вооруженные луками, копьями и саблями, печенеги часто совершали конные набеги на славян и другие соседние племена. Со временем часть представителей этого народа ассимилировалась половцами, часть смешалась с русскими и украинцами, остальные стали предками современных гагаузов, перебравшись на территорию современной Молдавии.

Половцы

Почти одновременно с печенегами на Урал мигрировали половцы. Этот тюркоязычный народ зародился на берегах Иртыша. Половцев принято относить к племенам кыпчаков, которые являются предками части нынешних башкир и казахов.

Многочисленные каменные скульптуры стелообразной формы, найденные учеными на курганах и по берегам уральских рек, были установлены половцами. Считается, что у этого народа существовал культ предков. И скульптуры, которыми отмечались могилы, – это дань памяти покойным родственникам.

В XI веке половцы быстро захватили новые территории, а также юг Восточной Европы. Они совершали частые грабительские набеги на Русь. В XII веке объединенные русские дружины уже смогли дать отпор захватчикам.

Интересно, что известные из русских народных сказок и преданий вражеские цари Тугарин Змеевич и Боняка Шелудивый – это реальные исторические личности: половецкие ханы Тугоркан и Боняк, управлявшие своими племенами в конце XI – начале XII веков.

После усиления Древней Руси, осознав бесперспективность дальнейших набегов, одна часть половцев откочевала за Урал, другая часть – в Закавказье и Приднестровье.

А в XIII веке с войском хана Батыя в приуральские степи попали представители многих покоренных монголами народов. Этот регион вполне можно назвать настоящим плавильным котлом, где оставили свой след различные арийские, тюркские, угро-финские, монгольские, скифские и сарматские племена.

В течение XVIII в. завершилась этническая консолидация коми-пермяков, удмуртов, башкир и других народностей, издревле населявших Урал. При всем своеобразии материальной и духовной культуры этих народов в XVIII в. они были вовлечены в общероссийский процесс развития, общие закономерности которого оказывали определяющее влияние на социально-экономический уклад региона в целом и отдельных народов и этнических групп, его населяющих. Полиэтническая среда с преобладанием русского крестьянского населения создавала благоприятные условия для процессов взаимовлияния и взаимопроникновения в хозяйстве и образе жизни народов. Следует подчеркнуть, что при определяющем воздействии русского народа на материальную и духовную культуру удмуртов, коми-пермяков, татар, башкир, марийцев и др. шел и обратный процесс влияния коренного населения Урала на русских. Народная мудрость отбирала из накопленного всеми этническими группами векового опыта все наиболее целесообразное, соответствующее природно-климатическим и социально-экономическим условиям хозяйствования и делала это достоянием всех жителей края. Этот процесс вел к нивелировке национальных различий, особенно в таких сферах хозяйственной деятельности, как земледелие, животноводство, неземледельческие промыслы. Хозяйство народов Урала исподволь вовлекалось в товарно-денежные отношения. Катализатором этого процесса была бурно развивающаяся уральская промышленность. Территории расселения основных народностей Урала в XVIII в. почти совпадают с современными. Еще к концу XVII в. большая часть коми-пермяков, живших в верховьях Камы и по Вишере, переселилась в бассейн западных притоков Камы - Иньвы и Обвы, а также в бассейн Косы и Язьвы. К концу XVIII в. основная масса их жила в Чердынском и Соликамском уезде Пермской губ. Незначительное количество коми-пермяков проживало также в пределах Глазовского уезда Вятской губ. (в верховьях р. Камы). По подсчетам В. М. Кабузана, общая численность коми-пермяцкого населения к 60-м годам XVIII в. составила 9 тыс. человек. В междуречье Вятки и Камы компактной массой расселялись удмурты. В XVIII в. завершился процесс консолидации северной и южной групп удмуртов в единую народность. Небольшие группы удмуртов жили в Осинском и Красноуфимском уездах Пермской губ., в Башкирии и Оренбургской губ. (по рекам Танып и Буй). В первой четверти XVIII в. переписями было зафиксировано около 48 тыс. удмуртов, а к концу XVIII в. их численность достигла 125 тыс. человек обоего пола. В непосредственной близости от северных удмуртов по левым притокам р. Чепцы проживала также небольшая этническая группа бесермян. Численность бесермян в конце XVII I в. не превышала 3,3 тыс. человек. Татары в пределах Уральского региона расселялись несколькими группами. В нижнем течении р. Чепцы в окрестностях с. Карина была сосредоточена небольшая группа чепецких, или каринских татар. В конце XVII-начале XVIII в. часть чепецких татар освоила также среднее течение р. Варзи - притока Камы37. Численность каринских татар составляла около 13 тыс.. Более значительными группами татары расселялись в пределах Пермской губ., а также в Башкирии. К концу XVIII в. в Сылвенско-Иренском поречье проживало около 11 тыс. татар. Численность мишарей, служилых и ясачных татар в Башкирии к середине XVIII в. достигла 50 тыс. В районах Приуралья и на Среднем Урале III ревизия (1762 г.) зафиксировала около 23.5 тыс. марийцев. Свыше 38- 40 тыс. марийцев к концу XVIII в. расселялось в Башкирии. Здесь же проживало около 38 тыс. мордвы и 36 тыс. чувашей. Все они входили в состав тептяробобыльского населения Башкирии. На Северном Урале в нижнем течении р. Чусовой, по ее притоку Сылве, а также по рекам Вишере, Яйве, Косьве и в Зауралье по рекам Лозьве, Туре, Мулгаю, Тагилу, Салде были разбросаны небольшие этнические группы хантов и манси. По I ревизии (1719 г.), насчитывалось 1,2 тыс. манси, к III ревизии численность манси достигла 1,5 тыс. человек. Усилившийся процесс обрусения хантов и манси, а также продолжавшееся их переселение в Зауралье привели к тому, что на западном склоне Урала по рекам Чусовой и Сылве к концу XVIII в., по данным II. С. Попова, оставалось лишь около 150 обоего пола манси. Самыми многочисленными среди коренных народностей Урала были башкиры. По сдержанным оценкам к концу XVIII века башкир насчитывалось 184-186 тыс.

К началу XVIII в. башкиры расселялись на обширном пространстве от р. Пка на западе до р. Тобола на востоке, от р. Камы на севере до р. Урала на юге. Территория, населенная башкирами, к середине XVIII в. входила в состав Уфимской и Исетской провинций, подразделяясь. в свою очередь, на четыре дороги: Осине кую. Казанскую, Сибирскую и Ногайскую. В 1755- 1750 гг. в Башкирии было 42 волости и 131 тюба. В 1782 г. Башкирия была разделена на уезды. Одним из важнейших сдвигов, происшедших в хозяйственном укладе башкир в XVIII в., был повсеместный и окончательный переход от кочевого скотоводства к полукочевому, завершившийся к первой трети XVIII в.. В то же время в Башкирии интенсивно распространялось земледелие. В северной и северо-западной части Башкирии башкиры жили оседло, занимаясь земледелием и животноводством. Этот район к середине XVIII в. производил сельскохозяйственные продукты в количествах вполне достаточных для своего потребления и продажи. В значительной мере эти сдвиги произошли под воздействием пришлого русского и нерусского населения. В центре Башкирии земледелие также постепенно приобретало господствующие позиции, хотя и сочеталось с полукочевым скотоводством и традиционными лесными промыслами. Смешанный, скотоводческо-земледельческий тип хозяйства сложился также у башкир северо-восточной и юго-западной части края. В восточной и южной Башкирии так же, как и в зауральской Башкирии, главными занятиями коренного населения оставались полукочевое скотоводство, охота и бортничество. Особенно большое количество скота было у башкир Исетской провинции. В конце XVIII в. зажиточные имели от 100 до 200 и даже до 2 тыс. лошадей, от 50 до 100 голов крупного рогатого скота. Башкиры среднего достатка содержали от 20 до 40 голов рогатого скота, бедные - от 10 до 20 лошадей, от 3 до 15 голов крупного рогатого скота. Скот в основном содержался на подножном корму - тебеневке. К концу XVIII в. вследствие социально-экономических процессов внутри башкирского общества количество скота начинает сокращаться, даже в этой части Башкирии возникают новые очаги земледелия с оседлым населением. Башкирское земледелие развивалось на основе использования достижений агрикультуры русского и нерусских земледельческих народов Урала и Поволжья. Системы земледелия были разнообразны: трехполье сочеталось с перелогом, а в лесных районах и с элементами подсеки. Для обработки залежей использовался татарский сабан, на более мягких почвах - соха и косуля. Одинаковыми были и другие сельскохозяйственные орудия. Башкиры сеяли ячмень, просо, овес, коноплю, позднее пшеницу и озимую рожь. Наиболее высокие урожаи получали башкиры Осинской дороги (сам-10 для ржи и овса, сам-9 для пшеницы и гороха, сам-4 для ячменя и сам-3 для полбы). Размеры посевов у башкир были сравнительно небольшими - от 1 до 8 дес. на двор, у феодально-патриархальной верхушки - значительно большими. Земледелие в Башкирии развивалось столь успешно, что в конце XVIII в. обеспечивало хлебом неземледельческое население края, а часть урожая вывозилась за его пределы. Хозяйство башкир в XVIII в. продолжало сохранять преимущественно натуральный характер. Товарно-денежные отношения в крае оживились со строительством Оренбурга и Троицкой крепости (в которых была сосредоточена торговля со среднеазиатскими купцами), с увеличением численности русского и татарского купечества. Башкиры привозили на эти рынки скот, пушнину, мед, хмель, изредка хлеб. В торговлю вовлекалась главным образом феодально-патриархальная верхушка башкирского общества. Углублению социальной дифференциации в Башкирии в XVIII в. способствовало переселение сюда нерусских народностей Поволжья и Приуралья, так называемых припущенников. Припущенники состояли из бобылей и тептярей (от перс, дефтер - список). Бобыли селились на башкирских землях без разрешения и пользовались угодьями без платы. Тептяри селились на основе письменных договоров, в которых оговаривались условия пользования угодьями и размеры оплаты. Таким образом, тептяри подвергались двойной эксплуатации: со стороны феодального государства и со стороны феодалов башкирских общин, присваивавших оброк, вносимый в пользу общин. С ростом удельного веса пришлого населения, численность которого к 90-м годам даже по сравнению с первой третью XVIII в. увеличилась в 6,6 раза и достигла 577,3 тыс. человек, в Башкирию интенсивно проникали феодальные отношения, характерные для Центральной России. В 40- 90-х годах численность помещиков и владельцев горных заводов выросла в 13 раз. Им принадлежало 17,1% всех земельных угодий края, они эксплуатировали 57,4 тыс. душ муж. пола крепостных и приписных к заводам крестьян. Феодальная верхушка башкирского общества была представлена тарханами, которые находились на вершине социальной лестницы, старшинами, сотниками, а также мусульманским духовенством - ахунами, мулламп. К феодальной прослойке примыкали и наиболее зажиточные ясачные башкиры - баи. Основную массу непосредственных производителей представляли рядовые общинники, среди которых в XVIII в. углублялось имущественное и социальное неравенство. Общинная собственность на землю, господствовавшая в Башкирии, была лишь внешней формой, прикрывавшей собственность крупных вотчинников-феодалов. Феодалы, владевшие основной массой скота, фактически распоряжались и всей землей общины. С развитием товарно-денежных отношений значительное распространение получили ростовщичество и долговое закабаление рядовых общинников - тусначество. Сохранялись и элементы патриархального рабства. Феодальная прослойка использовала для своего обогащения и родовые пережитки (помощь во время страды, саун - отдача части скота на прокорм и т. д.). Со второй трети XVIII в. царизм постепенно ограничивал права башкирской феодальной верхушки. По указу от 11 февраля 1736 г. на территории Башкирии сократилось число ахунов, наследственная власть старшин заменялась выборной. Главенствующее положение в экономике удмуртов, коми-пермяков, татар, марийцев, чувашей и мордвы в XVIII в. прочно заняло земледелие. Чересполосное расселение народов, их длительное общение между собой привели к тому, что в земледельческой практике уже в XVIII в. на первый план выступали элементы сходства, общие черты. Различия в большей степени обусловливались природно-климатическими особенностями района расселения того или иного народа, чем этнической спецификой. Земледельческая практика народов Урала являлась результатом синтеза лучших достижений культуры отдельных народов, накопленных веками эмпирических знаний. У всех групп татар, удмуртов, марийцев Прикамья господствующей в XVIII в. стала паровая система земледелия с трехпольным, иногда двухпольным севооборотом либо пестропольем. В лесных районах Приуралья, у чепецких татар, бесермян, удмуртов она дополнялась элементами подсечно-огневой системы и лесным перелогом. У коми-пермяков лесной перелог в сочетании с подсекой в XVIII в. был распространен больше, чем у других народов. Состав возделываемых культур был практически одинаков у всех народов Урала. Повсеместно выращивались озимая рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, из технических культур - лен и конопля. В более благоприятных для земледелия районах нижнего Прикамья, Сылвенско-Пренского поречья и Южного Урала сеялись также полба, чечевица, просо, гречиха. У чепецких татар, северных удмуртов почти 50% посевных площадей занимала озимая рожь, затем шли посевы овса и ячменя. В качестве огородных культур повсеместно были распространены капуста, репа, редька, свекла. Мало различались и орудия обработки почвы. Средняя обеспеченность пашенной землей в районах расселения земледельческих народов Урала, по данным Генерального межевания, была выше, чем в Центральной России,- около 6 дес. Урожайность культур была выше у народов, живших на степных и лесостепных землях Башкирии, а также в Кунгурском, Осинском, Красноуфимском, Шадринском уездах Пермской губ., в Сарапульском и Елабужском уездах Вятской губ. Второй по значению отраслью хозяйства у удмуртов, коми-пермяков, татар, марийцев, мордвы, живших на территории Уральского региона, было животноводство. Повсеместно в составе стада домашних животных были лошади, крупный рогатый скот, овцы. Удмурты, коми-пермяки, мордва в отличие от татар и марийцев разводили свиней. Достижением крестьянского животноводства, результатом взаимовлияния народного опыта было выведение вятской и обвинской пород лошадей. Повышению продуктивности молочного скота также способствовало скрещивание русских пород с киргизскими и сибирскими. От состоятельности хозяйств зависело количество скота. В зажиточных хозяйствах количество лошадей достигало 20-30 голов, всего стада - до 100 голов, в то время как беднейшая часть крестьянства иногда не имела ни лошадей, ни крупного рогатого скота, зачастую же довольствовалась лошадью, коровой и двумя-тремя головами мелкого скота. Животноводство сохраняло в основном натуральный характер. Товаризация этой отрасли хозяйства намечается у татар и коми-пермяков. Так, комипермяки - жители Зюздинской волости постоянно снабжали рынок Соли Камской «доморощенной рогатой скотиной». Скупщики из татар скупали продукты животноводства - сало, кожи, шерсть - не только в татарских деревнях, но и у удмуртов, марийцев и других народов и поставляли эти товары на крупные рынки: в Казань, Кунгур, на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки. Немалую роль в экономике земледельческих народов Урала продолжали сохранять такие подсобные занятия, как охота, рыболовство, пчеловодство. Промысловая охота велась на куниц, бобров, лисиц, выдру, норку, белок, зайцев, лосей, медведей, волков и дикую птицу. Добываемая в значительном количестве пушнина вывозилась на рынки Уфы, Казани, Вятки, Оренбурга. Пчеловодство, как лесное (бортничество), так и домашнее, колодное, было широко распространено у всех народов, живших на территории Башкирии, а также прикамских марийцев и удмуртов. На скупке меда и поставке его на крупные рынки Русского государства специализировались русские и татарские купцы. Переработка продуктов земледелия и животноводства у народов Урала находилась преимущественно на уровне домашнего производства, Каждое крестьянское хозяйство стремилось само удовлетворить потребности в орудиях труда, средствах передвижения, нехитрой домашней утвари, обуви и одежде. К концу XVIII в. татарскими и удмуртскими крестьянами и «торговыми людьми» был основан ряд кожевенных «заводов», применявших наемный труд. Торговым людям из татар принадлежали также предприятия по переработке лесных материалов, открытые в Осинском уезде Пермской губ и Елабужском уезде Вятской губ. Такие же предприятия заводили и представители тептяро-бобыльского население Башкирии. Не случайно в своих выступлениях на заседаниях Уложенной комиссии депутаты от Уфимской и Оренбургской провинций отмечали, что многие «иноверцы» завели кожевенные, мыловаренные, салотопенные «заводы», а некоторые - бумажные и полотняные «фабрики». Очевидно, все эти предприятия находились на уровне простой капиталистической кооперации и даже мануфактуры. Промыслы по обработке металлов у коми-пермяков, удмуртов и марийцев, рано выделившиеся в ремесленное производство, в результате неоднократных запретительных указов к XVIII в. пришли в упадок. В мелкотоварное производство переросли лесные промыслы у народов, живших на крупных сплавных реках Каме и Вятке. Изделия деревообрабатывающих промыслов - рогожи, кули, деревянная утварь - скупались представителями русского купечества и сплавлялись в понизовые города. Предпринимательская верхушка деревни брала подряды на поставку леса для железоделательных заводов. Подрядная форма найма получила распространение в извозном промысле, которым занимались все народы Урала. Некоторое развитие в XVIII в. среди марийцев, удмуртов, татар и особенно коми-пермяков получил неземледельческий отход. Около 20 тыс. татар, чувашей, мордвы ежегодно нанимались в середине XVIII в. на «заводские работы». Большинство таких отходников теряли возможность вести земледельческое хозяйство и представляли резерв наемной рабочей силы, используемый как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Денежная рента, которая в XVIII в. стала господствующей формой эксплуатации всех народностей Урала, вынуждала их постоянно обращаться к рынку и продавать значительную часть хлеба - основной продукции своего хозяйства. Уже в начале первой половины XVIII в. карийские татары, бесермяне, удмурты поставляли большое количество хлеба в северные районы Русского государства. Так, только с 1710 по 1734 г. количество хлеба, привезенного из всех районов Удмуртии на рынок Соли Камской, увеличилось в 13 раз. Традиционным рынком для сбыта хлеба, произведенного в Вятской и Казанской губерниях, оставался Архангельск, через который хлеб поступал на европейские рынки. Хлеб из Башкирии, Поволжья, Нижнего Прикамья, скупленный у марийцев, татар, удмуртов, шел на Макарьевскую ярмарку, в понизовые города. Во второй половине XVIII в. с увеличением численности неземледельческого населения емкость хлебного рынка возросла, что являлось новым стимулом для развития товарно-денежных отношений и среди народностей Урала. Однако политика царизма, направленная на всемерное ограничение крестьянской торговли, ставила производителя хлеба в полную зависимость от торгового капитала. Требование свободы торговли продуктами земледелия и животноводства не случайно звучало с такой силой во всех наказах депутатам Уложенной комиссии от народностей Урала. Постепенно в уральской деревне складывалась целая система агентов-скупщиков, подчиненных крупному торговому капиталу. Низшее звено этой системы, зачастую состоявшее из представителей местных народов, действовало среди непосредственных производителей, опутывая деревню густой сетью ростовщической, кабальной зависимости. Операции таких крестьян, специализировавшихся на скупке и перепродаже продуктов крестьянского хозяйства, достигали нескольких сот и даже тысяч рублей. Развитие товарно-денежных отношений вело к усилению процессов имущественной дифференциации и социального расслоения. По темпам социального расслоения среди народностей Урала впереди шла татарская деревня. В удмуртской, коми-пермяцкой, марийской, чувашской деревне процесс выделения предпринимательской верхушки шел медленней. Преобладающей оставалась масса крестьян, хозяйство которых сохраняло натурально-патриархальный характер и которые обращались к рынку лишь в силу нужды в деньгах «на росплату податей». В условиях феодально-крепостнического гнета, мелкой регламентации крестьянского хозяйства и торговли зажиточная прослойка стремилась выйти за стеснявшие ее рамки крестьянского сословия. В XVIII в. создалась заметная группа татарского купечества, которая соперничала с русским. В то же время среди коренных народов Урала участились случаи разорения крестьян, утраты ими самостоятельного земледельческого хозяйства, чему способствовал не только неземледельческий отход, но и относительная свобода распоряжения землей, сохранявшаяся почти до конца XVIII в. Земля активно вовлекалась в товарно-денежный оборот, продажа ее была распространенным способом добычи денег на «росплату» податей. Лишившаяся земельных угодий деревенская беднота нередко шла в наемные и кабальные работники к своим зажиточным односельчанам. Иным укладом отличалось в XVIII в. хозяйство этнических групп Северного Урала - хантов и манси. Основой их хозяйства по-прежнему оставались охота и рыболовство, у манси - отчасти оленеводство. Охотничий промысел велся на лося, медведя, соболя, лисицу, белку. Летом манси и ханты жили в небольших поселках - юртах, состоящих из нескольких домов, а зимой кочевали за промысловым зверем. Зажиточные манси имели стада оленей. Рядовая масса подвергалась жестокой эксплуатации и ограблению со стороны скупщиков пушнины. Под влиянием русских манси, жившие в Кунгурском уезде, а также в Зауралье по рекам Лозве, Туре, Лобве, Ляле, в XVIII в. начали делать первые шаги в земледелии и скотоводстве. В XVIII в. вследствие усиления феодально-крепостнической эксплуатации положение всех народов Урала ухудшилось. Правительство с самого начала проводило курс на уравнение всех податных сословий, все меньше учитывая особенности хозяйственного уклада и внутреннего строя народов. Уже в последней четверти XVII в. коми-пермяки, удмурты, бесермяне, как и русские крестьяне, были обложены подворной стрелецкой податью и рядом других повинностей, общих с русским крестьянством. Дальнейшее развитие феодально-крепостнических отношений на Урале привело к тому, что в 1702 г. указом Петра I «в вечное и потомственное владение» Строгановых были переданы почти 14 тыс. душ муж. пола коми-пермяков, расселявшихся по Обве, Косьве, Иньве. Таким образом, почти половина коми-пермяцкого населения оказалась под ярмом личной зависимости от крепостников Строгановых. Строгановы широко применяли оброчный метод эксплуатации крепостных, кроме того, пользовались их трудом на своих предприятиях, на соляных караванах, на рубке и возке дров. В 1760 г. часть коми-пермяков вместе с русским населением, жившим по р. Каме у впадения в нее р. Вишеры, была приписана к заводам Походяшина и Пыскорским заводам. В первой четверти XVIII в. резко возросли и размеры ясачного обложения марийцев, татар, южных удмуртов. С 1704 по 1723 г. ясачные удмурты, марийцы, татары платили с ясака в среднем от 7 до 9 руб. деньгами, по 1 четверти ржаной муки, по 2 четверти ржи и овса. На крестьянский двор выпадала в среднем половина ясака, следовательно, на каждый двор приходилось от 3 руб. 50 коп. до 4 руб. 50 коп. только денежных платежей. На тяглый двор чепецких татар, северных удмуртов также выпадало около 4-5 руб. денежных платежей. По сравнению с концом XVII в. денежная часть платежей крестьянства увеличилась примерно в 4 раза, а продуктовая часть - в 2 раза. Народы Урала привлекались и к несению отработочных повинностей. Тысячи их представителей принимали участие в строительстве СанктПетербурга, укрепленных линий, крепостей, в строительстве гаваней, судов и т. д. Снаряжение и содержание мобилизованных тяжелым бременем ложились на крестьянские дворы. С 1705 г. на народы Урала (кроме башкир) была распространена и рекрутская повинность, поглощавшая наиболее трудоспособное население: в военное время забиралось по 1 рекруту с 20 дворов, в мирное - с 80-100 дворов. Немало тягот приносила поставка драгунских и подъемных лошадей для армии. Петровские «прибыльщики» изобретали все новые и новые виды поборов: с крестьянских бань - от 10 коп. до 1 руб. 50 коп., с пасечных ульев - по 4 коп., брали также с клеймения хомутов и т. д. Оброком были обложены бортные угодья, бобровые гоны, птичьи и рыбные ловли, мельничные места. Изобретательно использовались в фискальных интересах казны этнические традиции народов. Специальным сбором были обложены языческие мольбища и керемети, мусульманские мечети, «иноверческие свадьбы», изготовление удмуртского хмельного напитка - «кумышки» и т. д. В ходе податной реформы 1719-1724 гг., заменившей подворный принцип обложения подушным, большинство народов Урала (кроме башкир) было включено в разряд государственного крестьянства и уравнено с русским крестьянством. На удмуртов, татар, марийцев была распространена подушная подать, состоявшая из 71,5 коп. государственных налогов и 40 коп. оброчных платежей «вместо помещичья доходу». Феодальная рента, взыскиваемая с народов Урала, как и со всех государственных крестьян, стремительно росла. С 1729 по 1783 г. оброчная подать в номинальном выражении увеличилась в 7,5 раза. Подушная подать постоянно дополнялась самыми разнообразными натуральными поборами и повинностями. В 1737 г. была введена натуральная подать - по 2 четверика хлеба с души «с татар и прочих иноверцев» (с русских крестьян собиралось по 1 четверику). В 1741 г. хлебные поборы были увеличены еще в 3 раза и составили б четвериков с души муж. пола. В результате многочисленных волнений крестьянства, в том числе и нерусского, хлебная подать была отменена. Введение подушной подати сопровождалось волнениями среди удмуртов, татар, марийцев, поддержанных башкирами. Ясачные татары и марийцы Кунгурского уезда добились в ходе этих волнений временной отмены подушной подати и рекрутской повинности и восстановления «кунишного ясака». Только в правление Екатерины II правительство решилось вновь вернуться к денежному обложению этой категории населения. Попытки усилить налоговый пресс в Башкирии, предпринятые царизмом в начале XVIII в.. вызвали восстание башкир 1704-1711 гг., поэтому правительство вынуждено было на время отступить и вернуться к ясачному обложению. На первых порах царизм не вмешивался и во взаимоотношения башкирских общин и припущенников. В 30-е годы XVIII в. начался новый этап политики самодержавия в Башкирии. В 1731 г. была создана Оренбургская экспедиция, главной задачей которой являлись укрепление позиций царизма в крае и использование его богатств в интересах всей страны. Для этого предполагалось построить ряд новых крепостей, в том числе Оренбург, который должен был стать одним из главных форпостов дальнейшего наступления на Казахстан и Среднюю Азию и центром среднеазиатской торговли. Программа разведки полезных ископаемых, строительства новых горных заводов, переселения русских крестьян и развития земледелия, которую намеревалась осуществить Оренбургская экспедиция, объективно означала развитие производительных сил Башкирии. Но все это требовало перераспределения земельного фонда и неизбежно привело к новым крупным изъятиям башкирских земель, новому наступлению на весь уклад жизни башкирского общества. В ходе осуществления этой программы только в 30-40-е годы XVIII в. у башкир для нужд казны было отнято более 11 млн дес. угодий. Возрос и податный гнет. В 1734 г. был осуществлен пересмотр ясачного оклада, который увеличился более чем в 2 раза. Возросли натуральные повинности, и без того намного превышавшие ясачный оклад. Стала постоянной военная служба - охрана границ края и участие в дальних походах, сопряженная с большими расходами, как и доставка лошадей для кавалерийских полков. Все больше людей требовали мобилизации на строительство военных укреплений и городов, почтовая и подводная повинности. Новый ясачный оклад с тептярских и бобыльекпх дворов колебался от 17 до 80 коп., кроме того, бобыли вносили в казну подымные, ямские, полонянпчные деньги (около 27 коп. с каждого двора), привлекались к возведению г. Оренбурга и других крепостей, строительству казенных мельниц. Тептярское население было обложено 1 куницей или 40 коп. с каждого двора, сверх того поставляло по одному человеку с семи дворов на строительство Оренбурга, по 1200 человек с подводами ежегодно на вывозку плецкой соли. Увеличение податного обложения тептяро-бобыльского населения произошло в 1747 г., когда правительство распространило на него подушную подать в размере 80 коп. с каждой души мужского пола. В то же время сохранялись и различные казенные повинности: доставка илецкой соли, железной руды к частным и казенным железоделательным заводам, подводная гоньба. По указу от 11 мая 1747 г. ясачным окладом, равным примерно 25 коп. с двора, были обложены и служилые татары и мишари. Реформа 1754 г. ввела на всей территории Башкирии казенную продажу соли по 35 коп. за пуд. Хотя башкиры и мишари при этом были освобождены от уплаты ясака, реформа принесла казне от 14 до 15 тыс. руб. ежегодного дохода. Тептяро-бобыльское население от подушной подати не освобождалось, таким образом, его положение еще более ухудшилось. В ходе и после подавления башкирского восстания 1735-1736 гг. царизм осуществил ряд мероприятий, направленных на то, чтобы всецело подчинить Башкирию контролю царской администрации. Была создана сплошная линия крепостей, охватившая Башкирию, начиная от Гурьева на Каспии и кончая Звериноголовской крепостью на стыке Оренбургской линии с Сибирской. Царизм стал более настойчиво вмешиваться и во внутреннюю жизнь башкирского общества, постепенно сводя на нет элементы самоуправления, сохранявшиеся до этого в Башкирии. Ограничивался местный суд: в компетенции старшин оставались только мелкие иски, а в компетенции мусульманского духовенства - дела по семейным разделам и неурядицам, в 1782 г. из ведения старшин был изъят и суд по мелким гражданским и уголовным делам. Усилению контроля за башкирским населением служило и административное устройство края. В первой половине XVIII в. основная территория Башкирии составляла Уфимскую провинцию и входила в Казанскую губернию. С 1728 по 1731 г. она подчинялась непосредственно Сенату, в 1731 - 1737 гг. снова управлялась казанским губернатором. С 1737 по 1744 г. Уфимская провинция управлялась Оренбургской комиссией, которая осуществила децентрализацию управления: башкиры были приписаны к Уфе, Мензелинску, Красноуфимску, Осе и Чебаркульской крепости. В 1744 г. была образована Оренбургская губ., включившая в свой состав Уфимскую и Исетскую провинции, в последнюю входила вся зауральская часть Башкирии. Башкирские племенные волости заменялись территориальными. Все эти мероприятия завершились кантонной реформой 1798 г. Целям разобщения «инородцев» служило административное устройство и других народов Урала. Все они входили в состав административных образований, единых с русским населением, и в фискальном и судебно-полицейском отношении были всецело подчинены русской администрации. К самому низшему звену управления в качестве сотников, старост, целовальников допускались представители патриархально-феодальной и предпринимательской верхушки самих народов. Усилиями феодально-крепостнического аппарата власти они были превращены в послушное орудие политики царизма на местах. На них были возложены раскладка и сбор податей, организация отбывания рекрутской и отработочной повинностей, ответственность за соблюдение порядка на местах. Те, кто не знал основ законодательства и русского языка, страдали вдвойне от произвола власть имущих, начиная от губернаторов и кончая рассыльщиками губернских и уездных канцелярий. Тяжелый социально-экономический гнет дополнялся элементами национального угнетения, проявлявшимися прежде всего в насильственной русификации и христианизации. К началу XVIII в. христианизация манси и коми-пермяков была в основном завершена. В 20-е годы XVIII в. царизм начал самыми решительными методами насаждать христианство среди других народов Урала. Было издано несколько указов о христианизации, о наградах за крещение, об освобождении новокрещенов от податей и повинностей. В 1731 г. в Свияжске была организована комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман. В 1740 г. она была реогранизована в Новокрещенскую контору с большим штатом проповедников и воинской командой. Одновременно указом от 11 сентября 1740 г. подати и повинности новокрещен, от которых они освобождались на 3 года, перекладывались на некрещеных. Священники в сопровождении воинских команд распространяли православие среди удмуртов, марийцев, чуваш и мордвы. Попытки крещения татар и башкир не увенчались успехом, да и остальные народы, формально приняв крещение, нередко все же оставались язычниками. Христианизация не достигла и своей конечной цели - ослабления классовой борьбы народностей Урала. Наоборот, насильственные методы, которыми она осуществлялась, вызвали ряд локальных выступлений. Мотив борьбы с официальной церковью проявился и в действиях участников Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, объединившей все народы Урала с русским народом в борьбе с общими эксплуататорами. В антифеодальной борьбе, как и в совместном труде, закладывались и крепли традиции сотрудничества и дружбы народов Урала с трудовыми массами русского народа.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

Хотя самый крупный этнос в Челябинской области - русские, этот народ не коренной: первые поселения русских возникли на Южном Урале только в конце XVII века в бассейне реки Теча.

С точки зрения этнографии русские южноуральцы делятся на три группы: потомки оренбурских казаков, русские горнозаводские (в основном, рабочие) и простые крестьяне, - рассказал «Губернии» доцент историко-филоголического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко. - Татары - тоже некоренной народ, состоящий из нескольких этнографических групп. На Южном Урале живут в основном волгоуральские татары. Они, как и русские, пришли на территорию Южного Урала во времена освоения земель в XVII веке.

А вот башкиры - это коренной народ, как и казахи. В Челябинской области несколько районов, где преобладает башкирское население: Аргаяшкий, Кунашакский, Каслинский, Кизильский. Казахи же появились раньше, чем русские, в степных районах Южного Урала. Там они присутствуют почти во всех населенных пунктах, но есть деревни в Кизильском и Нагайбакском районах, где они составляют большинство.

В десятку преобладающих на Южном Урале народов входят украинцы - потомки украинских переселенцев конца XIX - начала XX века, а также немцы, белорусы, армяне - они рассредоточены по всей территории. Довольно много и представителей мордвы. В Уйском районе есть мордовское село Гусары, также существует казачий мордовский населённый пункт - Кулевчи в Варненском районе, много их в Троицком, Чесменском и Верхнеуральском районах.

Десятку наиболее крупных этносов замыкают нагайбаки - этот народ компактно проживает только в Челябинской области. В основном это Нагайбакский район - Фершампенуаз, Париж, часть в Чебаркульском районе, а также в Уйском: Варламово, Попово, Лягушино, Болотово, Краснокаменское. Они говорят на языке, который с точки зрения лингвистики считается татарским, хотя сами они предпочитают называть его нагайбакским. По вероисповеданию нагайбаки православные, и до революции были в составе оренбургсокго казачьего войска, - рассказал доцент, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко.

Каждый народ самобытен, люди помнят и чтят свои национальные обычаи и традиции.

Дарья Нестерова

14:30 В Росгвардии назвали самые опасные и безопасные районы Южного Урала

Где в Челябинской области спокойнее всего? Как преступников ловят с помощью «беспилотников»? Почему ОМОНовцу может позавидовать любой гражданский? Об этом и многом другом в интервью «Губернии».

09:05 Алексей Текслер - магнитогорцам: "Каждый день буду заниматься вашими вопросами"

Врио губернатора Челябинской области снова изменил план рабочей поездки, чтобы лично побывать в квартире одной из жительниц пострадавшего от взрыва газа магнитогорского дома, а своих подчиненных заставил выслушать каждого жильца и родственников раненых и погибших, чтобы помочь им

08:53 Алексей Текслер лично осмотрел квартиру, на которую ему пожаловались

Вчера врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер изменил план рабочей поездки по Магнитогорску, чтобы лично побывать в квартире одной из жительниц пострадавшего от взрыва газа дома