Обычаи и традиции народа эскимосов. Обычаи и традиции эскимосов

Народ, который мы называем эскимосами, живет на Чукотском полуострове. Это самый крайний северо-восток азиатской части России. Эскимосов там всего 1700 человек. Однако это не весь народ, а лишь его небольшая часть, потому что эскимосы живут еще в США, Канаде и на острове Гренландия. Насчитывает этот народ в мире более 100 тыс. человек. Эскимосы — морские зверобои и охотники. Они охотятся на китов, моржей, тюленей, нерпу и питаются мясом этих животных. Сами себя эскимосы называют инуитами, что означает «настоящие люди».

Праздник начала весенней охоты (Атыгак)

Иногда этот праздник называют иначе — «праздник спуска байдары на воду». Устраивают его в конце весны — начале лета. Именно в это время начинается сезон охоты на морских животных. Та семья, которая имеет байдару (а их имеют далеко не все), с помощью родственников и соседей спускает ее к морю. Байдара — это легкая, быстроходная лодка. Она представляет собой деревянный каркас, обтянутый моржовой шкурой. В большую байдару могли поместиться до 25 человек. Именно в байдаре пойдет на промысел группа охотников. Пока мужчины заняты лодкой, женщины готовят еду: варят мясо, делают что-то типа котлет из мяса, сала и нерпичьего жира, а также особое блюдо из корней и трав, собранных еще летом. А потом все взрослые члены семьи — мужчины и женщины — начинают раскрашивать себе лица черным графитом или сажей, рисуя несколько линий вдоль носа, на подбородке, под глазами. Это не просто украшение, это магический обряд. Количество этих линий напрямую связано с тем морским животным, которое, как считает эта семья, приносит им счастье, — с моржом, тюленем, китом, нерпой. Затем все надевают праздничную белую одежду. В старые времена это была особая одежда, сшитая из кишок морских зверей. Затем все идут к берегу моря, несут с собой приготовленную еду. Хозяин байдары режет принесенное мясо на мелкие кусочки и бросает их в море и в воздух. Это жертва духам ветра и хозяину морских зверей. От них зависит удача на охоте. Часть мяса бросают тут же в разожженный костер — это жертва духу огня.

Праздник моржей (Наскуныхкылык)

В конце июля обычно заканчивалась охота на моржей. Начинался период штормовой погоды, и морские охотники не рисковали на своих байдарах уходить далеко от берега на промысел моржа. Тогда наступало время очередного праздника. В день праздника вынимали из ледника тушу моржа. Хозяин юрты или приглашенный им шаман начинал бить в бубен, созывая на угощение разных духов, от которых зависит жизнь, здоровье и охотничья удача человека. Хозяин относил часть приготовленной еды на берег моря, бросал ее небольшими кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!»

После того как мясо было поделено между родственниками, череп моржа относили на специальную скалу — жертвенное место «хозяйке морских зверей». Как и во время праздника начала весенней охоты, все семьи гуляют по очереди, но каждая приглашает к себе всех жителей поселка.

Праздник кита (Поля)

Кит — главное промысловое животное эскимосов, самое опасное с точки зрения охоты на него и самое желанное, потому что кит — это много-много мяса и жира. Им может наесться сразу весь поселок, им можно надолго запастись впрок. Праздник устраивает тот, кто убил (загарпунил) кита. К нему собираются все жители поселка. Кита разделывают прямо на берегу и тут же его едят. Во время праздника делают изображения китов — деревянные скульптуры, — которые подвешивают в разных углах яранги. На празднике используется мелко размельченный графит, который, подброшенный в воздух, магически воспроизводит фонтан, выпускаемый плывущим в океане китом. На празднике кита, как обычно, гуляют всем поселком. Во многих семьях хранятся амулеты с изображением кита. В честь кита исполняют специальный танец, воспроизводящий все этапы охоты на него. Любопытно, что этот танец исполняется всеми участниками, сидя на одном месте: движутся только руки и голова.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Г.А.Ушаков

Пища эскимосов

«И в прежнее время, то есть до прихода европейцев, и теперь эскимосы питаются в основном мясом морских животных. Первое место среди них занимает морж, второе - тюлень (нерпа, лахтак) и третье – кит. Особенно лакомым считается оленье мясо, но его выменивают у соседей чукчей-оленеводов, и поэтому оно редко попадает в меню эскимоса. Кроме мяса этих животных, эскимосы едят мясо медведя, а в момент нужды – мясо песца и даже собаки.

Летом немалым подспорьем в питании служит мясо птиц. Эскимосы едят всех птиц, водящихся на Севере. Исключение составляют ворон и журавль, к которым относятся с предубеждением, но отнюдь не потому, что считают их «погаными». «Мясо очень крепкое», – говорят эскимосы, а они вообще предпочитают мясо мягкое, сочное и жирное. Но когда наступает голодовка, то и мясо ворона поедается с охотой, так как оно все же не крепче старых моржовых шкур, снятых с яранги, или ремней с упряжек и вкуснее мяса собаки, которыми приходилось питаться во время все более и более частых голодовок.

Вообще эскимосы не знают «поганых» зверей и птиц, которых нельзя было бы употреблять в пищу.

До своего знакомства с эскимосами я часто сталкивался с широко распространенным мнением, что они любят пить топленый жир. Среди известных мне эскимосов я не встречал ни одного такого любителя, И когда они слышали о таком мнении, то обычно говорили: «Врот!» (Врет!) – или же весело смеялись, принимая это за шутку.

Всякое мясо эскимосы охотнее едят, когда оно немного начинает издавать запах.

Кулинарные приемы эскимосов замечательно просты. Мясо в большинстве случаев едят сырым или замороженным, иногда – в вареном или сушеном виде.

В сыром виде в пищу идет и китовая кожа с прилегающим к ней слоем жира – «ман"так"». Большинству европейцев с непривычки «ман"так"» покажется неаппетитной, но на самом деле она обладает вкусовыми качествами, способными удовлетворить многих гурманов. По вкусу она несколько напоминает свежее сливочное масло, а еще больше – сливки. «Ман"так"» употребляется и в вареном виде. Тогда она менее вкусна и хрустит на зубах, как нежный хрящ. «Ман"так"», которая уже начинает издавать запах, называется «эквак».

Как «ман"так"», так и мясо вообще эскимосы варят в воде без соли и каких бы то ни было приправ. Обычно мясо вытаскивается из котла, лишь только хорошо прогреется, оно даже не успевает потерять сырой, кровяной цвет. Дичь варится таким же образом. Приготовляя к варке птиц, эскимосы не ощипывают их, а сдирают с них кожу. Потом кожа очищается от жира и выбрасывается, а жир идет на приготовление особого блюда, называемого «пуг"-нык"».

Во время своих поездок по острову мне часто приходилось отсиживаться от непогоды в эскимосских ярангах, питаясь «ман"так"». Когда свежей «ман"так"» не оказывалось, гостеприимные хозяева предлагали не менее вкусное блюдо – сушеное мясо, именуемое «ныфкурак"». На «ныфкурак"» идет мясо моржа, лахтака, нерпы и медведя. Способ приготовления очень прост. Из туши зверя вырезают вместе с позвонками ребра, между ними делают надрезы и вывешивают на солнце. Солнцу, слабому в этих местах, усиленно помогает ветер, и через три-четыре недели «ныфкурак"» готов. Особенно вкусным мне казался «ныфкурак"» из мяса лахтака. Морж и медведь слишком жирны, а жир на солнце приобретает неприятный горьковатый привкус.

Рыба, как и дичь, служит немалым подспорьем в питании эскимосов. Она, так же как и мясо, поедается большей частью в сыром или мороженом виде, реже – вареной и сушеной.

Из растений эскимосы употребляют и пищу листья ивы, луговой лук, сладкий съедобный корень и листья «нунивака», «сюк"-лъяк» (вид съедобного корня), «к"угылн"ик"» (щавель) и ягоды «ак"авзик» (морошку), «сюгак"» (голубику) и «пагунг"ак"» (шикшу).

Ягоды едят сырыми. Идут они и на приготовление лакомого блюда, о котором с восхищением отзывались мои спутники, но мне за отсутствием на острове оленей не удалось его испробовать. По описанию эскимосов, это блюдо нечто среднее между компотом и винегретом. Для его приготовления берется содержимое оленьего желудка и к нему подмешиваются ягоды – морошка, шикша или голубика. «Нык"нипих"тук"!» (Очень вкусно!) – говорили мои спутники, вспоминая об этом блюде. Не испробовав этого деликатеса, я не могу высказать своего мнения, но, несомненно, он необходим и полезен для эскимосов, так как здесь вообще очень мало растительной пищи.

Грибов эскимосы не едят, называя их «туг"ныг"ам сигутн"ат» – чертовы уши.

Из морских водорослей эскимосы употребляют в пищу морскую капусту, выбрасываемую на берег прибоем, но едят ее с интересной предосторожностью. Дело в том, что, по их убеждению, морская капуста может расти в желудке человека и этим вызывать боли. Предупредить такое явление, по мнению эскимосов, очень легко. Стоит только стеблем похлопать себя по голому животу, и тогда можно есть сколько угодно.

Любят эскимосы полакомиться различными морскими моллюсками. Собирают их в полосе прибоя или извлекают из желудка моржа. Мне не раз приходилось наблюдать во время охоты, как эскимосы, свежуя только что убитого моржа и распоров ему желудок, с удовольствием поедают извлеченных оттуда моллюсков».

«Все едят руками, нагибаясь над «к"аютак"ом» за каждым куском и делая своего рода слойки из ломтиков мяса и жира.

Полужидкие блюда, например, описанное выше угощение из ягод и содержимого желудка оленя, а у нас на острове – какую-нибудь кашу, едят без ложек. Кушанье выливается на «к"аютак"», и каждый погружает в него три пальца правой руки – указательный, средний и безымянный – и облизывает их. После насыщения хозяйка подает «вых"лъюк» – тряпку, и все вытирают губы и руки.

Посуда, как правило, не моется.

В настоящее время эскимосы привыкли к европейским продуктам и уже не могут жить без чая, сахара и табака, с трудом обходятся без муки. Но все же эти продукты являются второстепенными в их питании.

Чай эскимосы пьют до десяти раз в сутки, преимущественно кирпичный. Заваривают его очень крепким и редко дают воде вскипеть. Если вода нагрелась настолько, чтобы заварился чай, то этого достаточно. Когда же по недосмотру хозяйки вода закипит, то в нее опускают комок снегу, а иногда и холодный камень. Сахар употребляется только вприкуску.

Мука идет на приготовление «хавустак». «Хавустак» – это лепешка, сваренная в моржовом или нерпичьем жире. Хлеба эскимосы не пекут, но при случае едят его с большой охотой. «Хавустак» приготовляется следующим образом: мука заливается холодной водой, замешивается – и тесто готово. Если есть, кладут соду, если нет, прекрасно обходятся и без нее. Вот из такого теста делают лепешки и хорошо проваривают их в кипящем жире. Румяные с виду, эти лепешки тверды и безвкусны».

Из других «достижений» цивилизации среди эскимосов привилась водка. О «благотворных» последствиях проникновения водки в быт эскимосов говорить не приходится. Можно только приветствовать запрещение Правительством ввоза подобных продуктов в район Чукотки».

Табакокурение у эскимосов

«Другой не менее достойный продукт – тоже дар цивилизации – табак. От недостатка табака эскимосы теперь страдают не менее, чем от отсутствия мяса. Эскимос, не курящий и не жующий табак, – редкость. Мужчины поголовно не только курят, но и жуют его, женщины – преимущественно жуют. Жуют табак даже дети, и уже в десятилетнем возрасте едва ли на сотню ребятишек можно найти десятерых, не имеющих этой привычки. Мне много раз приходилось наблюдать, как эскимоски успокаивали плачущего грудного ребенка, засовывая ему в рот табачную жвачку. «Без табака рот сохнет», – оправдывают эскимосы свое пристрастие к нему».

Жилище эскимосов

Автор часто останавливался в эскимосских ярангах, которые воспринимались им как привычное жилище,поэтому он не дает подробного описания яранги, но обращает внимание на интересные детали.«В эскимосской яранге нет обеденного стола. Столовую посуду составляет одно узкое, продолговатое и мелкое деревянное блюдо – «к"аютак"» и широкий полукруглый женский нож – «уляк"». «К"аютак"» ставится прямо на пол, и вокруг него располагается вся семья. Проворно работая ножом, хозяйка нарезает на блюде мясо и жир тонкими ломтиками. Причем, первый и последний ломтики от каждого куска обязательно съедает сама.

Одежда эскимосов

«Основной материал, из которого делается одежда эскимосов, – олений мех. Для полярного климата это, безусловно, самый практичный материал. Одежда, сшитая из него, – легкая, мягкая, не стесняет движений и в самые сильные морозы прекрасно сохраняет тепло.

Все полярные путешественники сходятся на том, что мягкий, легкий, бархатистый мех северного оленя – лучший из всех мехов для одежды и спальных мешков.

Не менее ценное качество оленьего меха – его упругость, благодаря чему снег, набивающийся в шерсть во время метелей, не смерзается, как в любом другом мехе, и легко выбивается, поэтому одежда остается совершенно сухой.

Кроме того, эскимосы шьют одежду из тюленьих шкур, моржовых и тюленьих кишок и привозной хлопчатобумажной ткани, которую они начали использовать относительно недавно.

Шапки обычно носят лишь мужчины. Женщины зимой и летом чаще ходят с непокрытой головой. Самый распространенный вид головного убора – «насяпрак"» (малахай). По своему покрою он близок к шапке-шлему, но спереди более открыт. Обычно «насяпрак"» шьется из оленьего меха, как правило, снятого с головы животного. Оторочен он бывает преимущественно собачьим мехом, и только наиболее состоятельные эскимосы делают оторочку из меха росомахи.

Кроме «насяпрак"а», эскимосы носят «макакаки» и «насяг"ак"». Последние более распространены среди оленеводов-чукчей. Эти головные уборы, по существу, представляют собой разновидность «насяпрак"а»: «макакаки» несколько уменьшенная его копия, но верхушка у него срезана, так что сверху голова открыта. «Насяг"ак"» напоминает наш вязаный шлем, перед его опускается на грудь, а сзади он доходит до половины спины; под мышками он бывает перехвачен ременными завязками.

Летом, как правило, и мужчины шапок не носят, довольствуясь узким ремешком, придерживающим волосы.

Последнее время появились под общим наименованием «лък"-ик"» фуражки и кепки. Но большой необходимости в них нет, и они скорее являются роскошью и показателем материального благополучия.

Верхней одеждой мужчины служит «аткупик» (кухлянка). Девается она двойной: нижняя – «илюлик"» – надевается мехом внутрь прямо на голое тело, а верхняя – «к"аслъик"» – мехом наружу. Она имеет прямой покрой, напоминая рубаху без клиньев в подоле, с вырезом, в который можно только просунуть голову. К «илюлик"у» пришивается воротник (обычно из собачьего меха). Надевая «к"аслъик"», воротник выпрастывают поверх него. «Аткупик» достигает колен или даже закрывает их; подпоясываясь, эскимос высоко поднимает подол и собирает его в большую складку под поясок, который держится над самыми бедрами. Таким образом надежно прикрывается живот. Кроме того, складки заменяют карманы, эскимосы прячут в них трубку, кисет, спички, патроны, а в поездках даже бутылку с водой для намораживания льда на полозья нарты.

Штаны – «к"улъиг"ыт» – шьются из разного материала: оленьего меха, оленьих лапок и нерпичьих шкур, но по покрою все они одинаковы. Пояса на таких штанах нет, и стягиваются они не на талии, а на бедрах шнурком. Шнурком же стягиваются штаны и у щиколоток. Сзади они шьются несколько длиннее, спереди – короче, так что живот весь открыт. Никаких разрезов на штанах нет.

В зависимости от назначения и качества материала штаны делятся на «сюпак"ак"» – верхние, из оленьего меха, которые носят мехом наружу; «илыпх"аг"ык» – нижние, из того же материала, но сшитые мехом внутрь; «к"алнак» – верхние штаны из оленьих лапок; «тумк"ак"» – из нерпичьих шкур; «тунук"итылг"и» – из нерпичьих шкур, отделанные сзади вышивкой из красной и белой мандарки.

«Сюпак"ак"» и «к"алнак» носят только в холодное время года, «илыпх"аг"ык» – круглый год, а «тумк"ак"» – летом, «тунук"итылг"и» надевают только по праздникам. Это парадный костюм самых сильных борцов, так сказать, их отличительный признак…

Рукавицы, как правило, шьют с одним пальцем. Они не отличаются красотой, как и обувь эскимосов, предназначенная для зимних поездок и летней охоты, но не менее удобны и практичны. Зимой обычно носят «аг"илъюгык» – рукавицы из оленьих лапок шерстью вверх, а летом – не боящиеся воды «айыпх"атак» из нерпичьей шкуры. Фасон у тех и других одинаковый. Весной и осенью, когда нужно предохранить руки и от сырости, и от мороза, часто очень чувствительного, носят «аг"илъюгык». Тыльная сторона у них сшита из оленьих лапок, а передняя – из нерпичьей шкуры. Перчатки с пятью пальцами носят очень редко, больше по праздникам. Очевидно, они заимствованы у русских. Эскимосы их называют «ихыраг"ык», что дословно означает «ручники» («иха» – кисть руки).

В зимнюю дорогу эскимос надевает нагрудник – «манун"итак». Он обычно делается из нерпы или короткошерстного собачьего меха и предохраняет ворот от намерзания инея. В особенно холодное время надевают еще налобник – «к"агуг"итак"» – полоску из тонкого оленьего меха шириной в 3 – 4 сантиметра».

Обувь эскимосов

«В эскимосском языке насчитывается до двадцати терминов для обозначения разнообразных видов обуви. Обувь же вообще называется «камгыт». Судя по обилию названий, некогда эскимосская обувь была, вероятно, весьма разнообразна, Теперь же ассортимент ее значительно сократился. Современную обувь можно разделить на три основные группы: зимняя обувь, летняя обувь для морской охоты и сырой погоды, летняя обувь для сухой погоды и домашнего обихода.

Наиболее характерная деталь эскимосской обуви – ее подошва. Она всегда делается из лахтачьей шкуры. Шкура очищается от жира, вытягивается и высушивается. Дальнейшей обработке она не подвергается. Изготовленные из нее подошвы, намокнув, сильно садятся, и если подошва по размеру будет соответствовать ноге, то вскоре обувь станет негодной. Поэтому подошва всегда делается с большим запасом с каждой стороны. Загнув этот запас вверх (работа производится зубами), подошве придают форму корытца и в таком виде подшивают ее к голенищу. Намокнув и сев, она быстро теряет форму, но служит долго.

Особенно большой запас оставляют в летней обуви, предназначенной для сырой погоды.

Наиболее распространены в настоящее время «стулъюг"ык», «акугвиг"асяг"ык», «куильхихтат» и «муг"ник"ак». «Стулъюг"ык» шьют в виде короткого чулка, немного заходящего за щиколотку, перед и короткое голенище делают всегда из оленьих лапок. Голенище заправляют под штанину и туго стягивают шнурком последней, что исключает возможность попадания внутрь снега. В местных климатических условиях «стулъюг"ык» по праву можно считать идеальной зимней обувью. Это же название эскимосы присвоили и другому виду обуви, заимствованной ими, очевидно, у тунгусов и якутов, а именно – торбасам. От «стулъюг"ыка» они отличаются только более длинным голенищем, так что чулок закрывает колено. Эта обувь носится поверх штанов. Распространена она мало: для ходьбы и езды на нарте она неудобна, а при метели в голенище набивается снег.

Летом эскимосы преимущественно носят «куильхихтат» из нерпичьей шкуры с оставленной на ней шерстью. Голенища у них короткие, наверху имеется шнурок, который затягивается поверх штанины. Перед делается широким и от носка идет по прямой линии к щиколотке. Это позволяет надевать обувь, даже если, намокнув, она сильно ссохлась. Излишек переда завертывается в складку и затягивается оборой. «Акугвиг"асяг"ык» и «акугвыпагыт» очень между собой сходны. Только первые доходят до колена, и наверху их завязывают шнурком, а вторые выше колена и шнурка не имеют. Как те, так и другие шьют из нерпичьей шкуры, но шерсть с нее предварительно снимается. Перед так же широк, как и у «куильхихтат».

Создавая описанные выше типы обуви, эскимос заботился всецело о ее практичности, и надо признать, что он этого добился, хотя и в ущерб внешнему виду.

Зато не лишена изящества обувь, предназначенная для домашнего обихода и сухого времени года – «паяк"ык» и «муг"ник"ак». Эту обувь шьют из нерпичьей шкуры, перед делается из оленьего меха шерстью внутрь и украшается вышивкой».

Бытовые обычаи эскимосов

«На ночь эскимос раздевается догола. (Впрочем, в пологе он обычно сидит совершенно голый и днем.) Просыпаясь, он ждет, пока жена приготовит завтрак, и, только уделив достаточно внимания последнему, принимается за одевание. Всю одежду, отданную с вечера для просушки, по порядку подает ему жена. В первую очередь он натягивает штаны. Если он остается дома, то ограничивается одними «илыпх"аг"ык». Затем, натянув меховые чулки, эскимос обувается, и туалет закончен. Кухлянку надевает только при выходе из полога и подпоясывается кожаным ремнем – «тафси». На ремне всегда висит нож – «савик» – и несколько корольков стеклянных бус. Последние – про запас, для жертвы злому Духу.

Отправляясь на охоту, эскимосы берут с собой еще и большой охотничий нож – «стыгмик», который носят на бедре и прикрепляют деревянной застежкой к поясу штанов».

Астрономические знания эскимосов

По мнению автора, астрономические понятия эскимосов очень ограниченны. «Созвездия у них имеют свои названия: Большая Медведица – Северные Олени, Плеяды – Девушки, Орион – Охотники, Близнецы – Лук, Кассиопея – Медвежий След, Цефей – Половина Бубна».

Исчисление времени у эскимосов

Счисление времени ведется у эскимосов по луне, причем «единственной единицей времени является месяц – «танк"ик"» (луна). Понятия недели, года у них отсутствуют, ни один эскимос не знает, сколько ему лет.

Месяцев считается двенадцать, но так как лунный месяц имеет только 27,3 суток, то эскимосский месяц не представляет собой точно определенного периода времени, а постоянно передвигается. Из-за этого получается путаница, и нередко можно услышать, как двое стариков спорят, какой сейчас идет месяц. Спор большей частью разрешается обращением к жизни природы, которая, в сущности, и является истинным календарем эскимосов, что подтверждается названиями месяцев:

к"уйн"им к"алг"иг"вига – гон у домашних оленей – октябрь;

туп"тум к"алг"иг"вига – гон у диких оленей – ноябрь;

пынъиг"ам к"алг"иг"вига – гон у диких баранов, или ак"умак" – месяц сидящего солнца – декабрь;

канах"таг"ъяк – месяц инея в ярангах – январь;

ик"алъюг"вик – месяц рыболовной сетки – февраль;

назиг"ахсик" – месяц рождения нерп – март;

тыг"иглюхсик" – месяц рождения лахтаков – апрель;

лъюг"вик – месяц пращи – май;

пинаг"вик – месяц вскрытия рек – июнь;

ылън"аг"вик – месяц мелеющих рек – июль;

нунивагым палиг"вига – месяц сбора съедобного корня нуни-вака – август;

палиг"вик – месяц увядания, или тун"тух"сиг"вик – месяц смерти (убоя домашних оленей), или алъпам к"атыг"вига – месяц ухода из гнезд молодых кайр – сентябрь.

В конце сентября оленеводы-чукчи действительно забивают домашних оленей, а эскимосы обменивают у них оленье мясо на продукты своей охоты».

В Обычаи эскимосов, которые покажутся для нас странными…

Джек Лондон называл их «дети мороза». Эскимосы — группа коренных народов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки. Их осталось около 150 000 человек на Земле. «Моя Планета» — об отличиях культур и парадоксах национальной самобытности.

Они могут одолжить чужую жену

Если постоянная жена больна или у нее маленький ребенок, удобно поменять ее на молодую и сильную женщину, с которой легче перемещаться. Ведь в пути женщина должна не только выполнять супружеский долг, но готовить еду, всячески помогать главе семьи и разделять дорожные тяготы. Для обмена женами на несколько дней существует специальный термин — «ареодярекпут».


Они называют интернет путешествием

В начале XXI века эскимосы познакомились с интернетом, и этот термин понадобилось перевести на их язык. Эксперты выбрали слово ikiaqqivik — «путешествие сквозь слои». Раньше так называли ритуал шамана, который в поисках ответа на какой-либо вопрос «путешествовал» сквозь время и пространство.

Они обнюхивают друг друга при встрече

Традиционное приветствие эскимосов, используемое в основном родственниками или влюбленными, называется «куник». Выглядит это так: один из здоровающихся прижимает нос ко лбу или щекам второго и втягивает воздух — как будто нюхает, вдыхает знакомый запах. Говорили, что обычай возник потому, что на сильном морозе губы замерзают — не поцелуешься, и даже называли это эскимосским поцелуем. На самом же деле это приветствие является чисто дружеским и обусловлено тем, что у встретившихся на холоде нижняя часть лица может быть закрыта.

Они соревнуются в перетягивании нити ушами

В программу Всемирных эскимосских олимпийских игр входит особое соревнование — перетягивание нити ушами. На двух концах нити делаются петли. Противники усаживаются лицом к лицу, на ухо каждому надевается петля. И как другие перетягивают руками канат, они ушами (а скорее — головой и даже наклонами туловища) пытаются перетянуть нить, пока кто-то не откажется от дальнейшего состязания из-за боли. Надо сказать, не каждое ухо способно такую борьбу выдержать.

Они рискуют жизнью ради горстки мидий

Однообразная еда иногда настолько надоедает, что эскимосы решаются на крайне опасное мероприятие — подледный сбор мидий. На поверхности арктических морей почти круглый год — толстый слой льда. Надо поймать короткое время отлива, когда под огромным ледяным пластом образуется полое пространство, прорубить в нем отверстие, спуститься и собрать с него урожай мидий.

Дело это действительно рискованное. У сборщиков есть не больше получаса, чтобы покинуть ледяную пещеру до прихода волны — если не успеть, гибель неминуема. Кроме того, лед, повисающий при отливе практически в воздухе, может обвалиться на отчаянных сборщиков. И все ради горстки мидий, которые съедаются в один присест.

Их женщины используют вместо прокладок мох и водоросли

Эскимосские женщины в качестве средств защиты в критические дни используют шкурки пушных зверьков, мох-ягель и тонкую древесную стружку, изготавливающуюся из ольхи. Те, кто проживает рядом с морем, предпочитают водоросли.

Их дети боятся Калупилука

В любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, которыми пугают детей, если они не пойдут сейчас спать. Эскимосы боятся Калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) — призрака, который только и ждет, чтобы утащить неосторожных людей под лед, на дно моря.

Они кладут на могилы плееры

Обычай оставлять покойнику его любимые вещи существует у многих северных народов. Отправляя умершего к «верхним людям», живые «отправляли» с ним все то, что, по их мнению, могло пригодиться в иной жизни. Прежде это были ножи, поделки из моржового клыка, теперь — современная бытовая техника. Чаще всего — видеокассеты и плееры.

ДО СИХ ПОР СРЕДИ УЧЕНЫХ НЕТ ЕДИНОГО МНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО их происхождения и расселения. Существует предположение, что нынешние эскимосы являются потомками народности, возникшей в третьем тысячелетии до н.э. и что они – выходцы с Тихоокеанского побережья Восточной Азии, откуда предки эскимосов через Камчатку добрались до Берингова моря. Затем, в первом тысячелетии нашей эры, они расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии. Их основное самоназвание - инуиты (в Канаде) и юпигыт (в Сибири). Чукчи называют их "анкалын", что означает "поморы".

Язык эскимосов относится к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы Аляски, сибирские эскимосы, эскимосы Канады, Гренландии и др. К середине ХХ в. сформировались четыре самостоятельные общности: эскимосы Гренландии, Канады (инуиты), Аляски, азиатские (сибирские).

В Гренландии действуют два государственных языка – эскимосский и датский. Письменность у гренландских эскимосов существует с XVIII века. Это связано с деятельностью датских и немецких миссионеров и колониальной администрации. В течение ХХ в. гренландские эскимосские писатели создали весьма значительный объем художественных произведений разных жанров. Большая часть населения современной Гренландии представляют смешанный монголоидно-европеоидный тип (от белых мужчин и женщин-эскимосок). Поэтому коренные жители острова считают себя гренландцами (калатдлит), а не эскимосами, что подчеркивает их отличие от эскимосов Канады и Аляски, а также свидетельствует о факте возникновения в Гренландии нового народа. Канадские эскимосы имеют собственную письменность на основе канадского слогового письма. Однако распространены также английский и французский языки.

Эскимосы Канады имеют свои автономные территории в пределах северо-западных районов страны и отдельных частей полуострова Лабрадор. Эскимосов Аляски отличает наибольшая степень сохранения своего языка наряду со знанием английского. В России в 1848 г. русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г. (первый юитский букварь). В 1937 г. письменность российских эскимосов была переведена на русскую графическую основу. В современном языке российских эскимосов ощущается влияние лексики, элементов морфологии и синтаксиса проживающих рядом с ними чукчей и коряков. Владеют они также русским и чукотским языками. Существует современная эскимосская проза и поэзия.

СЕГОДНЯ ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЭСКИМОСОВ В МИРЕ СОСТАВЛЯЕТ 170 тысяч человек. Из них на территории США проживают около 56 000 человек (48 000 на Аляске, остальные в штатах Калифорния и Вашингтон), в Канаде - чуть более 50 000, в Гренландии - около 50 000 и еще около 19 000 на полуострове Ютландия. В России, в основном в Чукотском автономном округе Магаданской области смешанно или в близком соседстве с чукчами - чуть более 1700 человек.

Эскимосы необычайно приспособлены к жизни в Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун для охоты на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, особую одежду из меха и шкур, переняли у чукчей искусство сооружения дома из шкур – ярангу.

Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим миром предметов и живых существ. По их мнению, существует единый создатель Силья, а всеми богатствами моря одаривает эскимосов хозяйка морских зверей Седна. Хозяином медведей является Нанук, оленей – Теккеицерток. Эскимосы очень почитают касатку – покровительницу морской охоты. В представлении эскимосов злые духи – это невероятные и страшные существа. В каждой эскимосской деревне есть шаман, а бубен считается священным предметом.

У эскимосов есть свой погребальный ритуал. Когда эскимос умирал, его хоронили сразу же, предварительно завернув в шкуры, на которых он спал, и добавляли дополнительные одежды, чтобы душа умершего не мерзла. Затем тело перевязывали веревкой и тащили головой вперед из жилища умершего до места, где можно найти много камней для прикрытия тела. Труп обкладывали достаточным количеством камней, чтобы защитить его от собак, песцов и ворон. На этом погребение заканчивалось, поскольку в условиях вечной мерзлоты выкопать яму достаточной глубины практически невозможно. Возле могилы (каменной насыпи) обычно оставляли вещи умершего, которые могли понадобиться ему в потусторонней жизни - сани и каяк вместе с оружием, если умерший был охотником; светильник, иголку, наперсток и другие принадлежности для шитья, немного жира и спичек, если умирала женщина.

Есть все основания признать эскимосов самым мирным народом. Согласно обычаю, споры между ними решаются, если так можно выразиться, "конкурсом вокалистов" - кто лучше поет, тот и прав.

Среди эскимосов существовал обычай отработки за жену, обычай сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ ЭСКИМОСОВ И СЕГОДНЯ ОСТАЕТСЯ ОХОТА НА МОРСКОГО ЗВЕРЯ – МОРЖА И ТЮЛЕНЯ. До середины XIX в. они занимались и добычей китов, охотились на северного оленя и горного барана, а с середины XIX в. стали промышлять охотой на песца и лисицу. Они занимаются также рыболовством и собирательством (собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды). Эскимосы разводят ездовых собак. Развита резьба по моржовой кости и китовому усу. В наши дни многие эскимосы работают на строительстве, на шахтах, нефтепромыслах, в арктических факториях и др. У гренландцев и эскимосов Аляски появилась зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

Эскимосы удивительно тактичны. В отношениях мужчины и женщины присутствует особое уважение к охотнику, добывающему пропитание для семьи с постоянным риском для жизни. Возможно, именно такое восприятие мужчины в сочетании со своебразной красотой и изысканностью национальной одежды часто привлекало европейских путешественников, охотно женившихся на эскимосках.

У эскимосов свой традиционный рацион, в котором преобладает мясо моржей, тюленей, китов. Обязательный элемент рациона – тюленья кровь. Особо ценится оленина – мясо вкусное, но суховатое, лишенное жира, а также мясо белых медведей и овцебыков. Приправой к мясу служат морская капуста, моллюски. Они верят, что мясо согревает и придает силы. Деликатесом считается протухший тюлений жир с морошкой. Едят эскимосы и птиц, птичьи яйца. Традиционно мясо ели сырым, сушеным, замороженным, вяленым, вареным или заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Почиталось сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи. Рыбу вялили и сушили, а зимой ели свежемороженой.

Раньше эскимосы жили крупными поселениями в полуземлянках. В ХVII - ХVIII вв. они переняли у чукчей способ сооружения каркасных яранг, покрытых оленьими шкурами, и они стали для них основным типом жилищ. До начала ХIХ в. у эскимосов сохранялись общинные дома – большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, проходили собрания и праздники.

Дом иглу эскимосы строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали, а иногда и покрывали стены шкурами морских животных. Жилище обогревалось плошками-жирниками. Внутренние поверхности стен оплавлялись в результате нагревания, но стены не таяли, т.к. снег легко впитывал лишнюю влагу.

В наши дни быт эскимосов во многом изменился. Они получили доступ к благам цивилизации. Однако жизнь в условиях Арктики требует от них мужества и постоянной собранности. Расслабляться нельзя, Север этого не прощает. Мужество эскимосов заслуживает особого уважения. Это жизнь в постоянной борьбе, преодолении трудностей и поиске гармонии с суровой природой.

Эскимосы – это удивительный народ, чья культура полностью приспособлена к условиям Крайнего Севера. Но что мы знаем о них ещё? Пожалуй, только то, что всю свою жизнь они ведут беспрерывную борьбу с суровой стихией. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с удивительными фактами из жизни коренного народа, населяющего территории от восточного края Чукотки до Гренландии.

Мы уже привыкли к тому, что термин «эскимос» используется в нейтральном контексте. Однако в английском языке употребляется другое название народа – «инуиты». Причина этого заключается в том, что сами эскимосы воспринимают название своего народа как оскорбительный — в переводе он якобы означает «тот, кто ест сырое мясо».

Эскимосский поцелуй – это даже и не поцелуй, а просто взаимное прикосновение и небольшое трение носами. Предполагается, что на морозе эскимосы не целуются в губы потому, что могут примёрзнуть друг к другу. Но на самом деле у них не прикрыты одеждой только глаза и нос, поэтому с их помощью они и приветствуют друг друга.

Эскимосы питаются преимущественно продуктами, полученными в результате охоты и собирательства. Основу рациона составляет мясо моржей, белух, нерп, оленей, белых медведей, овцебыков, мясо и яйца птиц. Так как заниматься земледелием в арктическом климате невозможно, эскимосы собирают клубни, стебли, корни, водоросли, ягоды, которые можно найти в очень не больших количествах. Вегетарианцам в таких условиях пришлось бы очень тяжело. Инуиты считают, что диета, состоящая, в большинстве своём, из мяса, полезна и помогает сохранять тепло.

Традиционное снежное жилище эскимосов называется «иглу». Построенная из снежных «кирпичей» в форме полусферы иглу является лучшим вариантом для ночёвок в горах: по комфорту и надёжности с ней не сравнится никакая палатка. И, несмотря на то, что такое жилище сделано из снега, внутри царит приятное тепло. Иглу обычно имеет высоту около 2 м и диаметр 3-4 м.

Пожалуй, в любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, о которых ходят легенды. Эскимосы боятся калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) – призрака, который только и ждёт, чтобы утащить неосторожных людей на дно ледяного моря. При этом подобные страхи не лишены здравого смысла – провалиться в ледяную воду на севере равносильно смерти.

В 1912 году канадский этнограф и полярный исследователь Стефанссон Вильямур открыл «эскимосов-блондинов» на острове Виктория. Это стало одной из самых больших загадок в археологии Севера. Предположительно раньше на острове жило племя скандинавов, которое было вытеснено эскимосами.

В эскимосском языке есть свыше 75 слов для обозначения снега. В 1911 году антрополог Франц Боас указал, что у эскимосов есть 4 неродственных слова, обозначающих это белое вещество. Видимо, со временем это число возросло на несколько порядков.

Отсутствие железных доспехов у эскимосов в древние времена объясняется только одним совершенно очевидным параметром: им было не из чего их делать. А необходимость в защите была. Поэтому и делали доспехи из того, что было под рукой – из костей и клыков животных.

Контакт с другими культурами открыл эскимосам доступ к огнестрельному и другим видам современного оружия, однако традиционные оружия инуитов были, в основном, сделаны из дерева и камня. Главным оружием эскимосов для морской охоты был гарпун с поворотным наконечником.

Инуиты, по сути, живут аналогично полукочевым племенам, например, австралийским аборигенам. Бедные и заброшенные, многие из них страдают алкоголизмом. Суровые климатические условия способствуют развитию многочисленных заболеваний, поэтому тот факт, что эскимосы всё равно выживают и продолжают своё существование, не может не удивлять.