Описание реквиема моцарта. Музыкальный анализ "реквиема"

Реквием - многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст. Основа католического реквиема - секвенция «Dies Irae», написанная францисканским монахом Томмазо да Челано в XIII веке; позже к ней были добвалены Introitus, Kyrie, Offertorium и Sanctus.

Структура канонического реквиема, окончательно сложившаяся к 1570 году (была утверждена папой Пием V), соответствовала обычной католической мессе, но в нём отсутствовали Credo (Верую) и Gloria (Слава), вместо них были введены Requiem (в начале), Sequentia, Offertorium (Приношение даров) и Lux aeterna (Вечный свет)

Изначально, как и обычная месса, реквием складывался из мелодий . Считается, что первый Реквием на канонический латинский текст был создан Гийомом Дюфаи, но до наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся реквием принадлежит Йоханнесу Окегему - сочинение acapella уже в полифоническом стилe

В XVII-XVIII веках реквием постепенно эволюционировал в сторону концертности, симфонизации, по стилю становился гомофонно-гармоническим.

Со временем исполнение реквиема утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику.

Со второй половины XVIII века Реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, не обращавшихся к этому жанру, - это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие реквиемы не принадлежат к числу часто исполняемых (например, реквиемы Листа, Гуно, Сен-Санса, Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах).

В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу как частных лиц (например, Реквием В.А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини - памяти Людовика XVI); многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов (например, Реквием Верди и Немецкией реквием Брамса); Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя...

В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, - он принадлежит Осипу Козловскому.

К жанру Реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.

В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).

Структура канонического реквиема

I. INTROITUS - Requiem aeternam dona eis, Domine (Вечный покой даруй им, Господи)

II. KYRIE - Kyrie eleison (Господи, помилуй).

III. SEQUENTIA
1. Dies irae (День гнева)
2. Tuba mirum - Tuba mirum spargens sonum (Трубы удивительный звук пронесется)
3. Rex - Rex tremendae majestatis (Царь ужасающего величия)
4. Recordare - Recordare, Jesu pie (Вспомни, Иисусе милосердный)
5. Confutatis - Confutatis maledictis (Посрамив нечестивых)
6. Lacrimosa - Lacrimosa dies illa (Полон слез тот день)

IV. OFFERTORIUM
1. Domine - Jesu Domine Jesu Christe, Rex gloriae (Господи Иисус Христос, Царь славы)
2. Hostias - Hostias et preces tibi, Domine (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)

V. SANCTUS
1. Sanctus - Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth! (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф)
2. Benedictus - Benedictus, qui venit in nomine Domini (Благословен, грядый во имя Господня)

VI. AGNUS DEI - Agnus Dei, qui tollis peccata mundi (Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира)

VII. COMMUNIO
1. Lux aeterna - Lux aeterna luceat eis, Domine (Да светит им вечный свет, Господи)
2. Libera me - Libera me, Domine, de morte aeterna in die (Избавь меня, Господи, от вечной смерти)

Кроме того, оригинальный текст включал в себя Graduale: Requiem aeternam (частично повторяющий первую часть), Tractus, Pie Jesu (повторяющий последние строки Lacrimosa) и в качестве заключительной части - In Paradismus.

Композиторы, писавшие реквиемы на канонический текст, обычно опускали те или иные его части. Например, в Реквиеме до минор Керубини присутствуют Graduale и Pie Jesu, опущенные Моцартом и Верди, но отсутствует (как и у Моцарта) Libera me, венчающая Реквием Верди. Во всех перечисленных сочинениях, как и во многих других, отсутствует часть In Paradismus, - Габриэль Форе, напротив, полностью опустил Секвенцию (за Kyrie eleison у него сразу следует Offertorium), но включил Pie Jesu, Libera me и In Paradismus...

Известные Реквиемы
Иоганнес Окегем. Реквием
Никколо Йомелли Реквием
Ян Дисмас Зеленка. Реквием
Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием d-moll
Антонио Сальери. Маленький реквием
Луиджи Керубини. Реквием до-минор (1816), Реквием ре-минор (1836)
Франц Шуберт. Немецкий реквием
Гаэтано Доницетти. Реквием
Гектор Берлиоз. Реквием
Джузеппе Верди. Реквием
Иоганнес Брамс. Немецкий реквием
Антон Брукнер. Реквием (1849)
Габриэль Форе. Реквием
Антонин Дворжак. Реквием
Отто Ульсон. Реквием (1903)
Бенджамин Бриттен. Военный реквием
Дьёрдь Лигети. Реквием
Альфред Шнитке. Реквием
Эдисон Денисов. Реквием (1980)
Ллойд Уэббер, Эндрю. Реквием
Кшиштоф Пендерецкий. Польский реквием

Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный австрийский композитор, а самое его известное и загадочное произведение – «Реквием».

Над этим произведение он работал до самой смерти, но так и не успел его завершить. По просьбе его жены Констанции, завершил «Реквием» Франц Ксавер Зюсмайер.

Создание «Реквиема»

В 1791 году Моцарту поступил анонимный заказ на создание «Реквиема». Позже выяснилось, что граф Франц фон Вальзегг-Штуппах заказал эту композицию в память о своей жене. Он частенько приписывал себе сочинения композиторов, покупая авторские права. Моцарт пошел на это только из-за безденежья. Исследователи находят схожесть «Реквиема» с сочинениями К. Ф. Э. Баха, Михаэля Гайдна, Доменико Чимарозы и Франсуа Госсека, но это объясняется общими рамками и принципами церковной музыки XVIII века. Так, «Реквием» Моцарта наряду с произведения Баха считается одним из значительнейших образцов церковной музыки XVIII века.

Работа над «Реквиемом» шла долго и часто прерывалась то на написание оперы «Милосердие Тита», то на работу над «Волшебной флейтой», а потом на создание кларнетового концерта и Масонской кантаты. Работу над «Реквиемом» композитор продолжал уже лежа, так он успел закончить Introitus, записать хоровые голоса, наметить оркестровку Kyrie, 6 частей Секвенции. После смерти Моцарта его жена, опасаясь, что заказчик потребует гонорар обратно, попросила сначала Йозефа Эйблера закончить композицию, а потом Франца Ксавера Зюсмайера. Он дописал Lacrimosa и полностью написал Sanctus, Benedictus и Agnus Dei. Изначально скрывалось, что Моцарт не закончил «Реквием», но когда в 1838 году был найден подлинный автограф этого произведения, жена Моцарта публично подтвердила участие Зюсмайера.

Структура «Реквиема»

Произведение состоит из четырнадцати частей:

  • Introitus: Requiem aeternam (вечный покой) – хор.
  • Kyrie eleison (Господи, помилуй) - хоровая фуга, оркестровка.
  • Sequentia - оркестровка.
  • Dies irae (день гнева) - хор.
  • Tuba mirum (труба предвечная) - квартет для сопрано, альта, тенора и баса.
  • Rex tremendae majestatis (царь потрясающего величия) – хор.
  • Recordare, Jesu pie (вспомни, Иисусе милосердный) – квартет.
  • Confutatis maledictis (посрамив нечестивых) – хор.
  • Lacrimosa dies illa (слезный день) – хор.
  • Offertorium- оркестровка.
  • Domine Jesu Christe (Господи Иисусе Христе) - хор и квартет.
  • Versus: Hostias et preces (Жертвы и мольбы) – хор.
  • Sanctus (свят) - хор и соло.
  • Benedictus (благословен) - квартет, затем хор.
  • Agnus Dei (Агнец Божий) - хор.
  • Communio: Lux aeterna (вечный свет) - хор.

Так или иначе, музыкальные эксперты могут спокойно отличить, что было написано Моцартом, а что - Зюсмайером. Так всей оркестровке мы обязаны Зюсмайеру. Его броский и смелый стиль добавил «Реквиему» особую выразительность.

Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

В июле 1791 года Моцарт, всеевропейски прославленный музыкант, член Болонской Академии и кавалер Ордена Золотой шпоры, автор многочисленных симфоний, опер «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», напряженно работал над «Волшебной флейтой». Чувствовал себя он очень плохо: мучили непонятные боли, слабость.

Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием - заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую - мое состояние подсказывает мне это, - мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. «Волшебная флейта» была закончена, 30 сентября состоялась ее премьера. После этого Моцарт еще сочинил Маленькую масонскую кантату, которой сам продирижировал в середине ноября. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало. Последний написанный им номер - Hostias. Остальные номера Реквиема, Sanctus (Свят, свят Господь Бог Саваоф), Benedictus (Благословен грядущий во имя Господне) и Agnus Dei (Агнец Божий, несущий все грехи мира, даруй Ты им упокой), дописаны Зюсмайером. Заключение возвращает, с иным текстом, моцартовскую музыку первой части.

«Смерть застигла его во время работы над Реквиемом, - вспоминал Зюсмайер. - Так что окончание его произведения было поручено многим мастерам. Одни из них, перегруженные делами, не могли отдаться этому труду. Другие же побоялись скомпрометировать свой талант сопоставлением с моцартовским гением. В конце концов дело дошло до меня, ибо было известно, что еще при жизни Моцарта я нередко проигрывал или совместно с ним напевал сочиненные номера. Он очень часто обсуждал со мною разработку этого произведения и сообщил мне весь ход работы и основы инструментовки. Я могу лишь мечтать о том, чтобы знатоки хотя бы кое-где нашли следы его бесподобных поучений, тогда моя работа в какой-то мере удалась».

Через несколько лет стало известно имя таинственного заказчика: это был некий граф Вальзег, меломан-любитель, имевший обыкновение покупать чужие сочинения и выдавать их за свои. Реквием ему был нужен, чтобы почтить память покойной жены, и в начале XIX века, когда в печати появилось сообщение о предстоящем издании Реквиема, он потребовал у вдовы Моцарта «возмещения убытков»!

Реквием написан на канонический латинский текст заупокойной мессы, начинающейся словами «Requiem aeternam» - «Вечный упокой» и переложенной стихами в поэме Фомы Челанского (ок. 1190-ок. 1260) «Dies irae» (День гнева, в эквиритмическом переводе Майкова День Возмездья). Предположительно, автор поэмы был вдохновлен строками из заупокойной мессы, которые суть преломление отрывка из книги библейского пророка Софонии (Соф. 1, 14-16) Реквием состоит из 12 частей, содержание их - мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда:

№1

Да тихий светит свет им с миром!
В Сионе славим песнью мы Тебя!
Твоею славою светится Ерусалим!
Услыши, Господь, молитву нашу!
В Тебе наше утверждение!
Вечного покоя подай Ты им, Господи!
Да тихий свет светит им с миром!
Господи, Податель благ!
Боже, Податель благ!
Господи, праведный!
Господи, Податель благ!

№2
День возмездья! Он настанет!
И нежданный, как нагрянет,
Каждый в страхе с ложа вспрянет!
Все народы, все языки,
Все познают день великий
В трубном гласе зов Владыки!

№3
Глас Владыки! Над морями,
Глас Владыки! над морями, над землями,
Над гробами пронесется он громами.
И нежданно, средь живущих,
Поколенья в гробе сущих,
Встанут в ряд на Суд идущих.
И се книга Им раскрыта
И ничто же в ней не скрыто,
Что нам кара, что защита.
Все к престолу станут купно
Где сидит Он недоступный
Судия нам неподкупный.
И тебя он спросит тоже,
Что ты скажешь? Боже! Боже!
Кто мне в помощь будет, кто же?

№4
Царь Небесный! повергаюсь
Пред Тобою! изливаюсь
Весь в слезах!

№5
Ты Спаситель, Царь Небесный,
Ты великой мукой крестной
Искупивший нас чудесно!
Всех призвал Ты к жизни вечной
Нас любовью бесконечной,
Внемли, внемли вопль сердечный!
Нам Тобою путь указан,
Ты биен был, Ты был связан
И поруган, и истязан.
За врага же, что ярился,
Как безумный, и глумился,
Над Тобою, Ты молился.
Всех простил, бо пребывают
Во слепотстве и не знают,
Что творят, что совершают.
Ты нам подал упованье,
Что омоет покаянье
С сердца пятна злодеянья.
Милосердый, повергаюсь,
Пред Тобою, изливаюсь
Весь в слезах, о каюсь, каюсь.

№6
Ах, из сонма осужденных,
Вечной смерти обреченных,
Даруй встать мне в сонм спасенных!
Даруй встать мне пред Тобою,
Милосердым Судиею,
Чисту сердцем и душою.

№7
В оной скорби, о Владыко,
В предстоящий день великий,
Человеку и вселенной
Будь заступник неизменный,
Сыне Божий, будь нам щит святой!
Спящим в гробе дай покой!

№8
Господи Сыне Божий!
Податель благ, податель благ!
Изведи души всех верных рабов Твоих
И всех усопших из муки,
Из вечной муки и из конечной смерти.
Изведи Ты их из челюсти львиной,
Из погибельной муки адовой
Из мрака преисподней.
Да возведет ангел под крылом
Повеленьем Твоим их в царство света!
Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал!

№9
С жертвой и с хвалами к Тебе, Господи! днесь прибегаем;
И молимся за души рабов Твоих,
Молим, память Ты сотвори им вечную.
Даруй им, Господи, из смерти вступити в жизнь века.
Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал.

№10
Свят! свят Господь Бог Саваоф!
Небеса проповедуют славу Господню.
Осанна в вышних!

№11
Слава, слава грядущу во имя Господнее!
Осанна в вышних!

№12
Агнец Божий приявший все грехи мира,
Даруй Ты им вечный мир и блаженство!
Тихий свет да светит им вечно, Господи!
Да светит купно со святыми, ибо благ сей.

Перевод А. Майкова

Музыка

Реквием Моцарта - одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Господу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенность, трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным.

№1, вступительная молитва Requiem aeternam (Вечный упокой ниспошли Ты им... - здесь и далее перевод дается не по варианту Майкова, а по безымянному, менее яркому литературно, но более близкому каноническому латинскому тексту и соответствующему музыке) проникнута глубокой печалью. Сопрано соло интонирует мелодию старинного хорала «Господь прославит тебя в Сионе». Центральный раздел первой части - Kyrie eleison (Господи, помилуй) - стремительная, захватывающая своим потоком двойная фуга. Традиционная секвенция Dies irae (День гнева), разделенная композитором на шесть отдельных частей, не была завершена. Остались выписанными лишь отрывки пламенной картины Страшного Суда (№2, День предстанет в гневной силе), поочередные выступления солистов (№3, Tuba mirum - Вострубит труба нам звоном), хоровые мольбы, обращенные к суровому карающему Богу (№4, Rex tremendae - Царь дрожащего творенья), светлый квартет солистов (№5, Recordare - О, припомни, Иисусе, за меня Ты путь свой трудный) и, наконец, полный мистических ожиданий №6, Confutatis (Суд изрекши посрамленным), где мрачным возгласам мужского хора отвечают трепетные женские голоса. №7 - знаменитая Lacrimosa (Слезный этот день настанет), вся пронизанная интонацией горестного вздоха, - лирический центр Реквиема. Полон драматических призывов и проникновенной мольбы, завершающийся фугой №8 - Domine Jesu (Господи Боже Христе, царь славы). В №9, Hostias (Жертвы, молитвы Тебе, Господи) благородную, полную внутреннего драматизма мелодию сменяет возвращающаяся фуга из №8.

Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

В июле 1791 года Моцарт, всеевропейски прославленный музыкант, член Болонской Академии и кавалер Ордена Золотой шпоры, автор многочисленных симфоний, опер «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», напряженно работал над «Волшебной флейтой». Чувствовал себя он очень плохо: мучили непонятные боли, слабость.

Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием - заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую - мое состояние подсказывает мне это, - мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. «Волшебная флейта» была закончена, 30 сентября состоялась ее премьера. После этого Моцарт еще сочинил Маленькую масонскую кантату, которой сам продирижировал в середине ноября. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало. Последний написанный им номер - Hostias. Остальные номера Реквиема, Sanctus (Свят, свят Господь Бог Саваоф), Benedictus (Благословен грядущий во имя Господне) и Agnus Dei (Агнец Божий, несущий все грехи мира, даруй Ты им упокой), дописаны Зюсмайером. Заключение возвращает, с иным текстом, моцартовскую музыку первой части.

«Смерть застигла его во время работы над Реквиемом, - вспоминал Зюсмайер. - Так что окончание его произведения было поручено многим мастерам. Одни из них, перегруженные делами, не могли отдаться этому труду. Другие же побоялись скомпрометировать свой талант сопоставлением с моцартовским гением. В конце концов дело дошло до меня, ибо было известно, что еще при жизни Моцарта я нередко проигрывал или совместно с ним напевал сочиненные номера. Он очень часто обсуждал со мною разработку этого произведения и сообщил мне весь ход работы и основы инструментовки. Я могу лишь мечтать о том, чтобы знатоки хотя бы кое-где нашли следы его бесподобных поучений, тогда моя работа в какой-то мере удалась».

Через несколько лет стало известно имя таинственного заказчика: это был некий граф Вальзег, меломан-любитель, имевший обыкновение покупать чужие сочинения и выдавать их за свои. Реквием ему был нужен, чтобы почтить память покойной жены, и в начале XIX века, когда в печати появилось сообщение о предстоящем издании Реквиема, он потребовал у вдовы Моцарта «возмещения убытков»!

Реквием написан на канонический латинский текст заупокойной мессы, начинающейся словами «Requiem aeternam» - «Вечный упокой» и переложенной стихами в поэме Фомы Челанского (ок. 1190-ок. 1260) «Dies irae» (День гнева, в эквиритмическом переводе Майкова День Возмездья). Предположительно, автор поэмы был вдохновлен строками из заупокойной мессы, которые суть преломление отрывка из книги библейского пророка Софонии (Соф. 1, 14-16) Реквием состоит из 12 частей, содержание их - мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда:

№1 Да тихий светит свет им с миром! В Сионе славим песнью мы Тебя! Твоею славою светится Ерусалим! Услыши, Господь, молитву нашу! В Тебе наше утверждение! Вечного покоя подай Ты им, Господи! Да тихий свет светит им с миром! Господи, Податель благ! Боже, Податель благ! Господи, праведный! Господи, Податель благ!

№2 День возмездья! Он настанет! И нежданный, как нагрянет, Каждый в страхе с ложа вспрянет! Все народы, все языки, Все познают день великий В трубном гласе зов Владыки!

№3 Глас Владыки! Над морями, Глас Владыки! над морями, над землями, Над гробами пронесется он громами. И нежданно, средь живущих, Поколенья в гробе сущих, Встанут в ряд на Суд идущих. И се книга Им раскрыта И ничто же в ней не скрыто, Что нам кара, что защита. Все к престолу станут купно Где сидит Он недоступный Судия нам неподкупный. И тебя он спросит тоже, Что ты скажешь? Боже! Боже! Кто мне в помощь будет, кто же?

№4 Царь Небесный! повергаюсь Пред Тобою! изливаюсь Весь в слезах!

№5 Ты Спаситель, Царь Небесный, Ты великой мукой крестной Искупивший нас чудесно! Всех призвал Ты к жизни вечной Нас любовью бесконечной, Внемли, внемли вопль сердечный! Нам Тобою путь указан, Ты биен был, Ты был связан И поруган, и истязан. За врага же, что ярился, Как безумный, и глумился, Над Тобою, Ты молился. Всех простил, бо пребывают Во слепотстве и не знают, Что творят, что совершают. Ты нам подал упованье, Что омоет покаянье С сердца пятна злодеянья. Милосердый, повергаюсь, Пред Тобою, изливаюсь Весь в слезах, о каюсь, каюсь.

№6 Ах, из сонма осужденных, Вечной смерти обреченных, Даруй встать мне в сонм спасенных! Даруй встать мне пред Тобою, Милосердым Судиею, Чисту сердцем и душою.

№7 В оной скорби, о Владыко, В предстоящий день великий, Человеку и вселенной Будь заступник неизменный, Сыне Божий, будь нам щит святой! Спящим в гробе дай покой!

№8 Господи Сыне Божий! Податель благ, податель благ! Изведи души всех верных рабов Твоих И всех усопших из муки, Из вечной муки и из конечной смерти. Изведи Ты их из челюсти львиной, Из погибельной муки адовой Из мрака преисподней. Да возведет ангел под крылом Повеленьем Твоим их в царство света! Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал!

№9 С жертвой и с хвалами к Тебе, Господи! днесь прибегаем; И молимся за души рабов Твоих, Молим, память Ты сотвори им вечную. Даруй им, Господи, из смерти вступити в жизнь века. Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал.

№10 Свят! свят Господь Бог Саваоф! Небеса проповедуют славу Господню. Осанна в вышних!

№11 Слава, слава грядущу во имя Господнее! Осанна в вышних!

№12 Агнец Божий приявший все грехи мира, Даруй Ты им вечный мир и блаженство! Тихий свет да светит им вечно, Господи! Да светит купно со святыми, ибо благ сей.

Перевод А. Майкова

Реквием Моцарта - одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Господу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенность, трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным.

№1, вступительная молитва Requiem aeternam (Вечный упокой ниспошли Ты им... - здесь и далее перевод дается не по варианту Майкова, а по безымянному, менее яркому литературно, но более близкому каноническому латинскому тексту и соответствующему музыке) проникнута глубокой печалью. Сопрано соло интонирует мелодию старинного хорала «Господь прославит тебя в Сионе». Центральный раздел первой части - Kyrie eleison (Господи, помилуй) - стремительная, захватывающая своим потоком двойная фуга. Традиционная секвенция Dies irae (День гнева), разделенная композитором на шесть отдельных частей, не была завершена. Остались выписанными лишь отрывки пламенной картины Страшного Суда (№2, День предстанет в гневной силе), поочередные выступления солистов (№3, Tuba mirum - Вострубит труба нам звоном), хоровые мольбы, обращенные к суровому карающему Богу (№4, Rex tremendae - Царь дрожащего творенья), светлый квартет солистов (№5, Recordare - О, припомни, Иисусе, за меня Ты путь свой трудный) и, наконец, полный мистических ожиданий №6, Confutatis (Суд изрекши посрамленным), где мрачным возгласам мужского хора отвечают трепетные женские голоса. №7 - знаменитая Lacrimosa (Слезный этот день настанет), вся пронизанная интонацией горестного вздоха, - лирический центр Реквиема. Полон драматических призывов и проникновенной мольбы, завершающийся фугой №8 - Domine Jesu (Господи Боже Христе, царь славы). В №9, Hostias (Жертвы, молитвы Тебе, Господи) благородную, полную внутреннего драматизма мелодию сменяет возвращающаяся фуга из №8.

Даже не слишком сведущие в музыке люди знают, кто такой Вольфганг Амадей Моцарт и, хоть краем уха, да слышали таинственную историю о том, что знаменитый «Реквием» композитор написал, якобы, для своих собственных похорон.

Это, действительно, последнее произведение великого Моцарта, оно завершает его творческий путь. И, может быть, поэтому вокруг него и возник некий ореол тайны, окутывающий саму историю создания траурной мессы. А ведь ничто так не привлекает внимание широкой публики, как тайны…

Легенды

В июле 1791 года, последнего в жизни композитора, на пороге его дома появился загадочный человек в сером плаще, пожелавший остаться неизвестным. Гость заказал Моцарту реквием, уплатил солидный задаток, а срок исполнения заказа оставил на усмотрение автора. С этого самого момента здоровье композитора стало резко ухудшаться, а странный заказчик, якобы, регулярно являлся Моцарту в видениях буквально до самой смерти: «Мне день и ночь не дает покоя мой Черный человек». Красивая легенда о том, что таинственный незнакомец заказал Моцарту заупокойную мессу по нему самому, и Моцарт об этом знал, быстро стала популярной. Кстати, на ее распространение в немалой степени повлияла жена Моцарта, Констанца, утверждавшая, что Вольфганг перед своей кончиной как-то обмолвился, что пишет Реквием для себя.

Загадочная смерть композитора, визит таинственного заказчика, мрачное очарование самого Реквиема и то, что по сути это музыка, написанная для отпевания, вызвали к жизни еще одно странное поверье. Оно гласит, что нельзя слишком часто слушать Реквием, иначе слушателя настигнет безвременная смерть. Возникло оно, скорее всего, значительно позднее и никаких оснований под собой, конечно, не имеет. А вот с «черным человеком» все немного сложнее. Он на самом деле существовал!

Факты и только факты

Так что же произошло на самом деле? Неужели к Моцарту прибыл некий посланник потустороннего мира, обладающий знаниями о сроках жизни и смерти? Или это коварный отравитель Сальери, совершив свое черное дело, решил оказать на больного композитора еще и психологическое воздействие?

Все гораздо проще. «Человек в черном», являвшийся Моцарту в кошмарах, был управляющим графа Франца фон Вальзегга. Известна даже фамилия «таинственного посланца» — Лойтгеб. Граф недавно потерял жену и у него возникла вполне естественная для того времени идея посвятить этому событию заупокойную мессу. Заказ делался втайне потому, что у графа была интересная слабость: он любил сам исполнять произведения, которые ему писали талантливые композиторы. При этом авторство музыки граф без зазрения совести присваивал. Есть основания предполагать, что Моцарт знал об этом, но заказ все же взял, поскольку в деньгах нуждался на этот момент отчаянно. Так что тайна соблюдалась обоюдно – великий Моцарт не хотел портить свою репутацию – не по рангу ему было звание «музыкального негра».

За работу композитор принялся далеко не сразу – нужно было закончить оперы «Волшебная флейта» и «Милосердие Тита». Только после них была начата работа над последним заказом. И все это – за несколько месяцев перед смертью. Кстати, утверждение некоторых биографов о том, что Моцарт работал над реквиемом не покладая рук, и не закончил работу только из-за скоропостижной смерти, не совсем соответствует истине. Судя по письмам к друзьям и знакомым, вплоть до ноября 1791 года он чувствовал себя отлично. Получив заказ в июле, композитор находит время для написания не только опер, но и для концерта для кларнета, «Маленькой масонской кантаты», для регулярного посещения представлений «Волшебной флейты» и даже для… игры на бильярде.

Но факт остается фактом — реквием Моцарт дописать не успел. Измученный непонятными недомоганиями, он знал, что умирает и пытался завершить свое последнее произведение. Но из двенадцати задуманных композитором номеров, написанными оказались только девять. Многое – с сокращениями или в черновиках. Завершил написание мессы ученик Моцарта Зюссмайр. Кстати, существует интересная версия, что Реквием под видом некоего безымянного опуса был написан Моцартом задолго до заказа, но не был представлен широкой публике. После получения заказа композитору оставалось только достать партитуры и внести в них кое-какие изменения. Но скорее всего, это еще одна легенда…