Островский а. н. 

СОДЕРЖАНИЕ: В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Автор: Островский А.Н. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.

В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница")

Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.

Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница".

Смыслом жизни главной героини является любовь.Лариса красивая,умная,нежная,разносторонне одаренная девушка с чистой душой.Она живет в провинциальном городке,в семье без достаточных средств к существованию.Но девушка не гонится за удачной партией,она ждёт и надеется,что к ней придёт настоящая любовь.

Харита Игнатьевна пытается устроить судьбу своей дочери,поэтому занята поисками лучшего жениха,но главное условие-деньги.Мать девушки не интересуют образованность и порядочность жениха,лишь бы повыгоднее выдать дочь замуж.

В доме устраиваются частые приемы на деньги Кнурова и Вожеватова.Публика собирается самая разнообразная:богатые купцы и скромный Карандышев,чиновники и блестательный дворянин Сергей Сергеевич Паратов.Лариса полюбила Сергея Сергеевича всей душой.Он красив,обаятелен,умен,обходителен и расчётлив.Но девушка не замечает его недостатков,прощает ему любой грех,обрекает себя на позор для его удовольствия и готова идти за ним на край света.

Промотав своё состояние,Паратов вынужден жениться на богатой невесте.Лариса обманута,опозорена и брошена.Отчаявшись,она готова выйти замуж за Карандышева,надеясь найти с ним покой.Друг детства Вася Вожеватов разыграет её в орлянку с пожилым и серьезным купцом Кнуровым.Как человек,Лариса никого из них не интересует.Для них она-"вещь",дорогая и красивая.Потеряв всё,девушка готова стать "вещью".Выстрел Карандышева приносит ей избавление:она умирает свободной,так и не став ничьей.Смерть Ларисы воспринимает как избавление от мук:"Я любви искала и не нашла.На меня смотрел и смотрят как на забаву.Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу,ни от кого не видела я сочувствия,не слыхала теплого,сердечного слова"

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы “Гроза” Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе “Бесприданница”.
Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь”.
Она сама соглашается с этим: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...”.
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Отчего плачет чайка?

Комбинированный урок – размышление с элементами критического мышления по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 10 классУчитель школы-лицея «Дарын» г. Петропавловска Демченко Инна Николаевна
Тема: Причины трагической судьбы Ларисы в драме А.Н.Островского «Бесприданница»
Цели: Образовательные : определить причины конфликта в пьесе, раскрыть его социальную и психологическую обусловленность, выяснить значение названия произведения;Развивающие: развитие творческого потенциала, поисковых умений, навыка рефлексии, коммуникативных навыков;Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека, воспитание гуманистического сознания в осмыслении темы поступка и ответственности за него, воспитание нравственной чуткости.
Оборудование: мультимедийное оборудование, эпизодыфильма «Жестокий романс», ассоциативные рисунки, иллюстрация художественного пространства пьесы.

Ход урока

Я считаю «Бесприданницу» одной из лучших драм Островского, главный смысл которой – в столкновении любви и цинизма, проблеме по сути вечной… Э.Рязанов1.Организационный момент. Сегодня мы будем размышлять над произведением А.Н.Островского «Бесприданница». Попытаемся выяснить причины трагической судьбы Ларисы, дать оценку поступкам героев пьесы.2.Слово учителя. «Бесприданница» была написана в 1879 году. Почему же мы, люди, живущие в 21 веке, с неослабевающим интересом обращаемся к этому произведению? Почему эта драма до сих пор ставится на сценах ведущих театров, почему к ней неоднократно обращался советский кинематограф? Ответ на эти вопросы в словах замечательного российского режиссёра, постановщика, актёра, сценариста Эльдара Рязанова. Эти слова стали эпиграфом к сегодняшнему уроку. Островский поднимает вечную проблему столкновения любви с наглостью, бесстыдством, пренебрежением.3.Мозговая атака. О чём заставило вас задуматься произведение? Какие чувства вызвало оно в вас? Итоги первичного осмысления учащиеся формулируют в виде продолжения следующих предложений:Могу сказать, что… Захватывает… Можно предположить, что… Хочется понять… Вы озвучили те вопросы, ответы на которые мы попытаемся найти на сегодняшнем уроке.
4.Постановка проблемы. У каждого человека случаются в жизни разочарования, потери, расставания, трагедии.Что помогает человеку в трудную минуту выстоять и не сломаться, не дойти до крайней точки, до последнего решения?
Составление кластера. Учащиеся называют те явления, которые могут быть смыслом жизни человека. Смысл жизни любовь семья друзья деньги работа цель в жизниЧто же из всех этих составляющих было в судьбе Ларисы Огудаловой?
5. Работа в группах. 1 группа. Семья. Харита Игнатьевна Огудалова. Что можно сказать о женщине, судя по её имени? Чему учит дочь «любящая матушка»? Понимает ли мать Ларису? Каковы отношения Хариты Игнатьевны и Кнурова?
Имя героини говорит о том, что она стремиться к изяществу, красоте, роскоши, но есть в ней цыганская хитрость, изворотливость, умение приспособиться и даже мошенничать. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение. Для Хариты Игнатьевны показное благородство и роскошь – необходимость, чтобы удачно выдать замуж дочерей.Кнуров и Вожеватов говорят о ней «бойкая», «проворная», т.к. она из всего стремится извлечь выгоду. С богатыми людьми она льстива и хитра. Этому же она учит дочь. Она уверена, что без хитрости не проживёшь. На слова Ларисы об отвращении к хитрости, притворству и унижению, она отвечает с иронией: «Эко страшное слово…» (зачитывание отрывка).Харита Игнатьевна не понимает Ларису, не одобряет её решения выйти замуж за Карандышева, высмеивает её стремление уехать в деревню, не соглашается на просьбу дочери сыграть скромную свадьбу.На протяжении всего произведения Харита Игнатьевна выпрашивает у Кнурова деньги, а накануне свадьбы даёт своё согласие на предложение богатого купца быть содержателем Ларисы, в том случае, если она уйдёт от Карандышева. В этом сговоре Харита Игнатьевна дошла до крайней степени алчности, до полного пренебрежения понятиями чести.Ассоциации. Объяснение учащимися своих ассоциативных рисунков, на которых изображены предметы и животные, с которыми ассоциируется у них образ Хариты Игнатьевны. (Кукушка, ворона, ларец и т.д.)Вывод: Лариса не может получить поддержку в семье.
Друзья: М.П.Кнуров и В.Д.Вожеватов. Как характеризуют купцов их имена? По дружески ли они относятся к Ларисе? Дайте оценки их поступкам. Имена купцов говорят о низменности их желаний, о безнравственности поведения.Это купцы новой формации, они приобрели внешний лоск, они образованы, способны увидеть и оценить красоту. Но они прагматики. Всё в этом мире они измеряют выгодой. К Ларисе они относятся как к дорогой вещи, которой нужен ювелир. Кнуров годится в отцы Ларисе, но относится к ней не по – отечески. Он не транжира и даёт деньги Харите Игнатьевне не просто так. Кнуров рассчитывает на её помощь в отношениях с Ларисой, которую он хочет видеть своей содержанкой.Вожеватов смеётся над чувствами Ларисы, разыгрывает её в орлянку и отказывает ей даже в сочувствии.Ассоциации. (Ледяное сердце, стервятники и т.д.)Вывод: Друзей рядом с Ларисой нет.
2 группа. Любовь: С.С.Паратов Какова этимология фамилии Сергея Сергеевича? Почему Островский не избегает романа Паратова с Ларисой? Чем Паратов выгодно отличается от остальных купцов? Была ли любовь к Ларисе? Почему же тогда губит её не задумываясь?
«Поратый» - бойкий, сильный, дюжий.Физическую и моральную силу мы видим в С.С.Паратове.В романе с Ларисой наиболее полно раскрывается натура Паратова.Сложность, неоднозначность натуры проявляется в смелости, удали, уважении к людям труда (бурлакам), но, с другой стороны, в издевательстве над Карандышевым, пренебрежительном отношении к Робинзону, жестокости к Ларисе. Для Паратова в жизни нет ничего заветного кроме выгоды.От других купцов он отличается тем, что способен на возвышенные порывы, на влюблённость, на взлёты, но к сожалению это рыцарство на час. Охваченный желанием быть с Ларисой, он увозит её из дома Карандышева, не задумываясь о последствиях. В этот момент в нём проявляется эгоизм и безответственность.Ассоциации (Коршун над голубкой, ураган, блестящая монета) Вывод: Любовь оказывается обманом, предательством.
3 группа: Ю.К.Карандышев. Почему персонаж носит такое странное имя? Почему входе просмотра фильма менялось ваше отношение к Карандышеву: вначале вам было его жаль, а потом вы испытали к нему неприязнь? Любил ли он Ларису? Какова цель обеда, устроенного Юлием Капитоновичем? Какие черты характера Карандышева раскрываются во время обеда? В «высоком» имени – заявка на величие, стремление казаться значимым, а прозаические отчество и фамилия выдают мелкую сущность. Карандышев – персонаж трагикомический. Его унижали, оскорбляли, не замечали, и «маленький человек» заболел тщеславием. Он становится отвратительным, т. к. стремится подражать сильным, даже к Ларисе относится по-купечески, как к вещи. Возможно в нём была влюблённость в Ларису, но сильнее в нём было желание самоутвердиться рядом с ней, повеличаться, войти в общество богатых и сильных. Карандышев упрекает Ларису «табором» и призывает изменить образ жизни, а сам не спешит уехать в деревню, т.к. тянется к публичности. Обед, который устраивает Карандышев, нужен ему чтобы подчеркнуть своё превосходство, мотивируя выбором Ларисы. Тост, произнесённый Юлием Капитонычем в честь Ларисы, оказался тостом в честь себя.Самонадеянность затмевает ему глаза до глупости.Ассоциации (идол, надутый муравей) Вывод: Карандыщев не спаситель. Он тоже преследует свои цели.

В кластере мы зачеркнули все составляющие. В жизни нет ничего, что поддержало бы Ларису в минуту предательства и разочарования.Лариса – бесприданница не только потому, что у неё нет денег, но и потому, что нет ничего, что делало бы её сильнее.4 группа: Лариса Огудалова Просмотр отрывка из фильма.
Почему автор даёт героине именно это имя? Какие черты характера Ларисы раскрывает прослушанный романс? Какой внутренний конфликт присутствует в Ларисе? Почему избранником сердца стал именно Паратов? Может ли она быть счастлива с Карандышевым? Можете ли вы оправдать отъезд Ларисы с купцами на «Ласточку»? Как расцениваете решение Ларисы согласиться на предложение Кнурова? Можно Ларису назвать романтической героиней?
Лариса – чайка, птица с криком похожим на плач, птица, рвущаяся ввысь от земли. Именно такой предстаёт перед нами героиня. Она доверчива, романтична, её свойственно приписывать людям несуществующие достоинства. Купцы отмечают в ней бесхитростность, неумение жить. Лариса ненавидит тот шум и блеск, который стремится создать вокруг неё мать, но сама всей душой потянулась к такому же шумному и блестящему Паратову. Она не видит в нём подлости, а видит широту души, мужественность, силу и ум. С Карандышевым она не может быть счастлива, т.к. согласилась на брак с ним от отчаяния. В ответ на его упрёки «табором» Лариса ранит его самолюбие откровенными словами, о том что выходит за него замуж от безысходности. Поэтому она пошла за Паратовым, лишь только он позвал. Согласившись на предложение Кнурова, Лариса выносит себе приговор похуже смерти: «Я – вещь!» Карандышеву она благодарна за то, что он сделал то, на что у неё не хватило духу.
Почему и пьесе, и в фильме часто возникает образ храма, колокольного звона? Как это связано с финалом пьесы?

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе .

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня Грозы. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже пристроены благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в блестящего барина Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь.

Она сама соглашается с этим: Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек….

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взаменДля своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1960 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюдения над жизнью Поволжья переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.

Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность – Катерина Кабанова.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу».

Катерина – русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Для языка островской героини характерны повторы («на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»), обилие ласкательных и уменьшительных слов («солнышко», «водица», «могилушка»), сравнение («ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует»). Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Поражает естественность, искренность, простота островской героини. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войдуЕ»), любит рассказывать о странницах («У нас полон дом был странниц и богомолок»), сны Катерины о «храмах золотых».

Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием «маменьки» показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» – вот последние слова Катерины.

Еще одна характерная черта островской героини – это «возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни», стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: «Куда ты уйдешьТы мужняя жена» – Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы – символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. «Е Отчего люди не летают так, как птицы – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Итак, главное действующее лицо драмы «Гроза» вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Все против Катерины в этой сцене: и «гроза господня», и проклинающая полусумасшедшая «барыня с двумя лакеями», и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную». Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства»: ведь в конце четвертого действия торжествует: «Что сынок! Куда воля-то ведет!»

Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, «потребность возникшего движения русской жизни».