Планирование воспитательно-образовательного процесса. Планирование воспитательно - образовательной работы на каждый день

Введение

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Нынешние дошкольники намного способнее и чувствительнее, чем раньше. Поэтому основная цель современного образования – помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал, и эта особая миссия возложена на педагогов детских образовательных учреждений. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать личность подрастающего человека. А это – большая ответственность.

Каждый возрастной период является важной ступенью в развитии детей. Воспитанники подготовительной к школе группы – это будущие первоклассники, поэтому главное, что необходимо им, – положительная мотивация к учению.

Современная задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Современный детский сад должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными требованиями (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года), обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Авторы-составители рабочей программы предлагают ежедневное планирование педагогической деятельности воспитателя по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для подготовительной группы, согласно которой планирование воспитательно-образовательного процесса подразделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Воспитательно-образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей и подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У старших дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения*.

Такая организация воспитательно-образовательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегративные качества: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «овладевший необходимыми умениями и навыками».

Авторы-составители выражают благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.

Планирование воспитательно-образовательной работы .

День недели

Режим

Индивидуальная

работа

___Понедельник_________________________________

Утро

1. ОРУ

3. Пальчиковая гимнастика

4. Дыхательная гимнастика

5. Гимнастика для глаз

6. Беседа

7. Самостоятельная деятельность в игровом уголке.

Прогулка

Работа перед сном

    Чтение

Вечер

    СРИ

    Коррекционные упражнения

    Развлечения, досуги

    Слушание, пение

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

работа

___Вторник_________________________________

Утро

1. ОРУ

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Дыхательная гимнастика

5. Гимнастика для глаз

6. Работа по развитию речи

7. Самостоятельная деятельность в книжном уголке.

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

Работа перед сном

    Чтение

    Обучение культурно – гигиеническим навыкам

Вечер

    СРИ

    Отгадывание и составление загадок по теме

    Конструирование

    Настольно – печатные игры

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

работа

___Среда_________________________________

Утро

1. ОРУ

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Дыхательная гимнастика

5. Гимнастика для глаз

6. Работа по музыкальному развитию

7. Самостоятельная художественная деятельность

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

Работа перед сном

    Чтение

    Обучение культурно – гигиеническим навыкам

Вечер

    СРИ

    Музыкально – дидактические игры

    Развлечения, досуги

    Самостоятельная художественная деятельность

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

работа

___Четверг________________________________

Утро

1. ОРУ

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Дыхательная гимнастика

5. Гимнастика для глаз

6. Работа по познавательному развитию

7. Самостоятельная игровая деятельность в физкультурном уголке

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

Работа перед сном

    Чтение

    Обучение культурно – гигиеническим навыкам

Вечер

1. СРИ

2.Ручной труд.

3. Театрализованные игры.

4. Рассматривание иллюстраций, репродукций

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация самостоятельной деятельности детей

Индивидуальная

работа

___Пятница________________________________

Утро

1. ОРУ

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Дыхательная гимнастика

5. Гимнастика для глаз

6. Работа по физическому развитию (на свежем воздухе).

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

Работа перед сном

    Чтение

    Обучение культурно – гигиеническим навыкам

Вечер

1. СРИ

2. Развлечения, досуги

3. Просмотр слайд - шоу

Прогулка

1 – 12(по выбору воспитателя)

Утро

- индивидуальные игры:

Дидактическая игра «Кому что». Цель: Закреплять умение детей применять в игре свои знания о домашних и диких животных, о том, чем они питаются, правильно выполнять игровые действия. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия, формировать грамматический строй речи

(ком. деятельность)

- Психогимнастика «Минутка непослушания». Цель: Способствовать профилактике эмоционального напряжения, упражнять криком разряжать эмоциональную напряженность, развивать жизненную емкость легких (соц.-ком. деят.)

- Чтение: Э. Московская «Жадина». Цель: упражнять детей отличать поэзию, от других жанров литературы, внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл. Формировать представления о книге, как источнике знаний, впечатлений, сопоставлять свои действия с действиями героев произведения

(ком. деятельность)

Прогулка 1

Экскурсия по участку «Скоро лето». Цель: Познакомить детей с характерными признаками поздней весны, растениями, цветущими в этот период, жизнедеятельностью птиц и насекомых. Обогащать словарный запас детей, поддерживать познавательный интерес (позн.-иссл. деятельность)

Инд.работа. Дидактическая игра «Кто где стоит». Цель: Формировать умение детей ориентироваться в пространстве, определять взаиморасположение людей, предметов, активно использовать в речи соответствующие предлоги. Формировать грамматический строй речи (ком. деятельность)

Игры с выносным материалом

(ведерки, формочки для песка, лопатки, машинки, мелки, самостоятельная задумка детей)

Игры с песком «Строим дом для щенка». Цель: формировать умение детей выполнять коллективную постройку, использовать различные строительные материалы. Актуализировать представления детей о свойствах сухого и мокрого песка, совершенствовать умение отвечать на вопросы о своей работе

Подвижная игра «По ровненькой дорожке». Цель: упражнять детей вместе проговаривать текст, выполнять движения в соответствии со словами игры, совершенствовать технику выполнения прыжков на двух ногах. Развивать координацию движений, мышцы ног, выносливость

Вечер

- Подгрупповая работа по развитию основных движений: упражнять детей быстро реагировать на сигнал (двиг. деятельность)

- Индивидуальные беседы с детьми по теме «Домашние животные». (ком. деят.)

- Опыты – эксперименты:

«мокрый и сухой песок»

(свойства песка) (позн.-иссл. деят)

Прогулка 2

Наблюдение за птицами. Цель: Систематизировать и дополнить знания детей о птицах, их характерных особенностях (внешний вид, движения, питание). Упражнять правильно, называть птиц, части тела. Развивать познавательный интерес, наблюдательность (позн.-иссл. деятельность)

Индивидуальная работа по развитию основных движений: упражнять детей перешагивать через палку. (двиг. деят)

Игры с выносным материалом

(формы д/песка, ведерки, совочки, машинки)

Игры с песком: «Готовим угощение для игрушек». Цель: Формировать умение у детей изготавливать из песка различные «блюда», ориентируясь на форму полученных поделок, украшать их, используя природные материалы. Упражнять обыгрывать поделки, придумывать простейшие сюжеты (соц.-ком. деятельность)

Подвижная игра «Птичка и кошка». Цель: Совершенствовать выполнение детьми основных движений при беге, Развивать быстроту реакции на звуковой сигнал, выносливость

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:

  • Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Трудовым Кодексом РФ;
  • Законом РФ «Об образовании» ;
  • Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ;
  • федеральными и региональными программами образования;
  • типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.
  • санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
  • региональными нормативно-правовыми документами;
  • нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
  • локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией) .

Педагогическая документация

в детских дошкольных учреждений:

  • Для воспитателей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.
  • Для старшего воспитателя – план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.

Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:

  1. календарно-перспективный план воспитательно-образовательной работы
  2. ежедневный план или план на неделю
  3. дидактический материал
  4. табель посещаемости детей.

Документация может быть систематизирована в следующих папках:

  • информационно-нормативная,
  • планирования и анализа,
  • организации воспитательно-образовательной работы

1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:

  • Служебные и должностные инструкции:

1. 1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.

1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.

1. 3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.

  1. 4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
  2. Общие сведения о группе:
  3. 1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ) .
  4. 2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года) .
  5. 3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках) .
  6. 4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей) .
  7. 5. Сведения о детях и их родителях.
  8. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
  9. 1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
  10. 2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем.
  11. 3. Перспективное планирование по разделам программы.
  12. 4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
  13. 5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения) .

Планирование - основа содержания

воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Обязательным условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный (ежеждневный) план составляется на основе годового перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.

Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп - в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее) .

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

  • учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;
  • взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
  • регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.

Технология разработки календарных планов

  • Общий алгоритм - канва.
  • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
  • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
  • Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры - очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности) .
  • Соответствие программно-методическому обеспечению.
  • Включать все виды деятельности.
  • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт) .
  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия) .
  • Учтены время года и погодные условия.
  • Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
  • Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.
  • Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
  • Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
  • Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
  • Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
  • Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
  • Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
  • Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
  • В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
  • Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения:

  1. Титульный лист
  2. Список детей группы
  3. План работы с родителями
  4. (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4. 1. 1249-03)
  5. (с указанием дня и даты)
  6. Планирование самостоятельной деятельности детей
  7. Планирование гимнастик
  8. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности
  9. Рекомендации специалистов

Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПинов (2. 4. 1. 1249-03)

В группе детей ясельного возраста - не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие - во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.

В младшей группе проводится 11 занятий в неделю.

В средней группе проводится 12 занятий в неделю.

В старшей группе проводится 15 занятий в неделю.

В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по допобразованию.

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Занятие планируется в соответствии с сеткой.

Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы) .

Как сочетать общие требования к планированию и проведению занятий

с особенностями работы в условиях разновозрастной группы

При планировании и организации занятий в разновозрастной группе педагогу необходимо прежде всего соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Это значит, что еженедельно со всеми возрастными подгруппами надо проводить занятия по всем разделам обучения (ознакомление детей с окружающим и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование и аппликация, физкультурные и музыкальные занятия) .

Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий (утром или вечером) , их последовательности в утреннее время (какое будет первым, какое вторым) , о сочетании занятий по характеру умственной задачи и деятельности детей и др.

На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме («считалки» ) .

В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

  • Утренний отрезок времени.
  • Прогулка.
  • Вечерняя прогулка.

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц)

Перечень основных «необходимостей» каждого дня:

  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;
  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе) ;
  • чтение или рассказывание;
  • дидактические упражнения, развивающие игры;
  • творческие игры;
  • наблюдения (в группе, на воздухе) ;
  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
  • труд (различные виды) ;
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • музыка;
  • познавательная пятиминутка.

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.

Зная их перечень, педагог,

  • во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,
  • во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) . При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

  • игровую деятельность,
  • беседы с детьми,
  • рассматривание предметов и иллюстраций,
  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные) , то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы:

  • в младшей и средней - 3-4 вида,
  • в старшей подготовительной группе - 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны

Планирование второй половины дня

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

  • уборку групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
  • стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
  • кукольный, настольный, теневой театры;
  • концерты;
  • спортивные, музыкальные и литературные досуги;
  • слушание аудиокассет и многое другое.

В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами

Формы работы,

которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим) :

  • Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки) .

Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.

  • Рифмованные правила поведения безопасности.
  • Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.

  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Продуктивные виды детской деятельности - изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
  • Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах) .
  • Тренинги (игровые) .

В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.

Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней) , так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы) .

  • Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.
  • Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю - месяц.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты) , тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.

В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения

Организация работы по театрализованной деятельности

  • Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.
  • Театрализованная деятельность, может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности
  • Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
  • Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) .
  • Отдельные упражнения по этике.
  • Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.

В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.

Познавательно-речевое развитие

Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.

Виды совместной деятельности детей и воспитателя:

  • Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
  • Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
  • Подвижные игры со звукоподражаниями.
  • Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе» , «Ловишка из круга» , Найди себе пару», «Мяч в кругу» ) .
  • Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух» , «Прятки» и другие) .
  • Беседы.
  • Викторины, конкурсы с речевым материалом.
  • Игры с природным материалом.
  • Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
  • Игры-эксперименты (Например: тонет - не тонет, бьется - не бьется, катится - не катится) .

Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:

  • Специальные речевые занятия.
  • Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием.
  • Игры с передачей по кругу мяча, картинок.
  • Игры «Живые слова» , «Телефон» .
  • Игры-драматизации.
  • Беседы с детьми.
  • Народные игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Этюды, импровизации.
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии.
  • Рассматривание рисунков и фотографий.
  • Свободное и тематическое рисование, лепку.
  • Чтение художественных произведений.
  • Рассказы педагога и рассказы детей.
  • Сочинение историй.
  • Мини-конкурсы, игры-соревнования.

Планирование самостоятельной деятельности детей.

Планирование самостоятельной деятельности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая необходимые условия для ее возникновения и развития.

Планирование гимнастик

Утренняя гимнастика проводится ежедневно.

Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

  • 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
  • 2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
  • 3 часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.

Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум - 2 раза в день.

Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

Существует также сопряженная гимнастика - театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.

Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.

Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки,

включая мероприятия по безопасности

Режим представляет собой наглядную модель того, как организована жизнь детей в течение недели. День «разбивается» на временные периоды (режимные отрезки) и указывается, что в этот период будут делать дети, в какой форме будет организована эта деятельность. План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми.

Практический материал:

  • План коррекционно-педагогической и социально-психологической работы с детьми.
  • План оздоровительно-воспитательной работы с детьми на летний период.
  • Модели и варианты режимов двигательной и интеллектуальной активности для детей от 2 до 7 лет

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

  • родительские собрания,
  • консультации (индивидуальные, групповые) ,
  • семинары-практикумы,
  • тематические выставки,
  • эпизодические беседы с родителями,
  • клубы по интересам,
  • совместные праздники,
  • развлечения и досуги,
  • анкетирование,
  • родительские посиделки,
  • экскурсии,
  • туристические походы,
  • участие родителей в общественной жизни группы.

Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, - это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных - вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы воспитателей в группе: один день с утра, другой - со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

Преимущества картотеки:

  • Идет накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.
  • Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.
  • Хранение информации в форме картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом.
  • Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми, ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество.
  • Педагог имеет возможность накапливать материалы «впрок» без большого напряжения.

При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

Храменкина Светлана
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, образовательной программы дошкольного образования, методов и приемов общения и воспитания.

Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы . Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы , изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе . План следует составлять при обязательном участии обоих воспитателей, а не по очереди, как иногда случается на практике. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на одну неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастных и индивидуальных особенностей детей группы, есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.

Существуют общие требования к составлению календарного плана, т. е. технология разработки ежедневного планирования.

Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.

Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

Учтены время года и погодные условия.

Чередование организованной и самостоятельной деятельности детей.

Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Учет уровня индивидуального развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития (триединая задача при планировании НОД)

Регулярность, последовательность, цикличность (повторность) воспитательных воздействий.

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов

Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется при создании необходимых условий. Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует определённая технология разработки календарного планирования с чётким определением его общего алгоритма.

Непосредственно образовательная деятельность - основная форма развития интегративных качеств ребёнка

Непосредственно образовательная деятельность планируется в соответствии с сеткой с обязательным указанием даты и дня.

Структура написания: Вид НОД. Тема. Реализуемые задачи. Источник (с указанием автора и страницы). Наглядный материал и оборудование.

Планируя занятие, воспитатель должен, прежде всего, наметить конкретные задачи, которые он будет решать. Чем подробнее и конкретнее будут указаны задачи, тем легче осуществить их реализацию. В планировании обязательно указывается материал, необходимый для занятий. Многие занятия требуют подготовительной работы. Она также указывается в плане.

Совместная деятельность – это взаимодействие участников образовательных отношений в ходе режимных моментов по реализации задач образовательных областей.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Утренний отрезок времени.

Прогулка.

II-ая половина дня (вечер)

Вечерняя прогулка.

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы. Зная их перечень, педагог,

Во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,

Во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и развитию мелкой моторики. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Эти упражнения должны проводиться во всех возрастных группах ежедневно. Комплекс проводится в любое удобное время дня.

При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав, спортивных развлечений и игр малой подвижности. Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры. Хорошо планировать на утро короткие беседы на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей, а также рассматривание иллюстраций, альбомов. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, в утренние часы планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные, то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, комплекс утренней гимнастики планируется один раз в 2 недели.

Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Комплекс утренней гимнастики можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,

2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений,

3 часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения . Следует обратить внимание на планирование наблюдений. Этот вид детской деятельности на прогулках планируется ежедневно. В старших группах, можно планировать и по несколько наблюдений. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными сезонными отрезками. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Содержание наблюдений ритмично чередуется. Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Полноценное планирование руководства играми детей требует от воспитателя хорошего их знания, а также представления о том, какие игры особенно любимы детьми его группы, их содержание, кто с кем хочет играть, насколько дети самостоятельны в играх, какие игрушки предпочитают и т. д. Необходимо знать, как развиваются детские игры от возраста к возрасту: как меняется и обогащается их содержание, усложняется поведение детей в игре, нарастает их самостоятельность. Все это важно потому, что планируется не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми.

При планировании руководства творческими играми указываются конкретные задачи воздействия педагога на игру: обогащение ее содержания, формирование у детей умений играть с теми или другими игрушками, устанавливать правильные отношения друг с другом, обучение их новым игровым действиям, умениям строить сюжет, создавать обстановку для игры и т. д. При этом воспитатель уделяет внимание не только совместным, коллективным, но и индивидуальным играм детей. Ставятся и задачи воспитания поведения дошкольников в игре: доброжелательного отношения друг к другу, умения считаться с интересами других, делиться игрушками, справедливо решать возникающие конфликты и др.

Все эти задачи намечаются на длительный срок и периодически повторяются в плане.

Обогащение содержания детских игр - одна из основных задач руководства ими. В плане работы она отражается по-разному. Например, может быть поставлена задача обогащения содержания детских игр без указания их конкретной темы («Принять участие в играх Нины, Тани, Вовы. Помочь им выбрать игрушки, показать действия с ними»). Чаще всего так формулируется эта задача в младших группах. В группах детей среднего и старшего дошкольного возраста педагог, хорошо зная, во что и как играют его воспитанники, может наметить обогащение содержания конкретных игр; например: «Помочь детям обогатить содержание игры в детскую библиотеку: работники библиотеки не только выдают книги детям, они рассказывают им об интересных произведениях, заботятся о порядке, о сохранности книг, получают новые издания», «Принять участие в игре «Моряки» вместе с Колей. Заинтересовать выполнением второстепенных ролей». В плане предусматриваются и основные приемы руководства творческими играми, и косвенные способы воздействия на играющих: расширение их знаний, представлений, изготовление нового игрового материала и т. п. Воспитатель может запланировать свое участие в игре на определенную тему и осуществить его, если игра возникнет. Например: «В качестве пассажира корабля принять участие в игре «Моряки» - помочь появлению новых ролей (корабельного врача, повара). Помочь девочкам включиться в игру мальчиков на этих ролях».

Обогащая игровые интересы детей, педагог время от времени планирует новые темы для игр. Основное условие включения новой темы: наличие у детей достаточных знаний о явлениях, связанных с темой игры

Планирование руководства игрой-драматизацией осуществляется несколько иначе.

В план включается предварительная работа над освоением детьми художественного произведения (сказки, рассказа): ознакомление с ним, повторное чтение, рассказ от лица героев и т. д. Необходимо спланировать изготовление вместе с детьми несложных игровых атрибутов (элементов костюмов, декорации, а затем и проведение самой игры. Игра-драматизация повторяется многократно, она может стать содержанием вечера развлечений, быть показанной детям других групп, включена в сценарий того или другого праздника. Все это предусматривается в плане.

Подвижные игры . Важное место на прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. При планировании подвижных игр необходимо соблюдать ряд методологических принципов. Количество подвижных игр - от одной до четырех. Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра или какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется несколько подвижных игр, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

В руководстве трудом детей перед педагогом стоят две группы задач: воспитание навыков и умений в различных видах труда (хозяйственно-бытовой, труд в природе и т. д.); воспитание положительного отношения к труду и качеств личности, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности: трудолюбия, ответственности, самостоятельности, взаимопомощи и др. В плане необходимо отражать объем и содержание труда детей по разным его видам (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд детей в природе, ручной труд, формы организации, основные приемы руководства, подбор оборудования и инструментов. Наиболее рационально осуществлять планирование трудовой деятельности детей по формам ее организации. Планируя наиболее простую форму организации труда - поручения, воспитатель указывает их содержание, детей, которые для этого будут привлекаться. По мере того как выполнение каждого нового поручения становится доступным всем детям, педагог указывает в плане лишь фамилии тех из них, которые при этом нуждаются в его особом внимании.

В планах систематически отражается работа по руководству дежурствами. Обязательно планируется введение в той или иной группе нового вида дежурства. В плане указываются объем и содержание труда детей во время дежурства, распределение между ними обязанностей, необходимое оборудование, методы и приемы, которые будут использованы для ознакомления дошкольников с задачами дежурных (наблюдение за трудом взрослых и сверстников, показ, объяснение и т. д.).

Отражается при планировании дежурств и усложнение труда детей, случаи, когда отдельные дошкольники, привлекаемые к дежурству, нуждаются в особом внимании воспитателя (недостаточно владеют навыками, не умеют организовать совместную деятельность, пытаются переложить свои обязанности на других). В воспитательных целях время от времени планируется беседа с детьми при передаче дежурства от одной группы к другой (в группах старшего дошкольного возраста).

Планируя коллективный труд детей, воспитатель указывает время его проведения, содержание, структуру (распределение обязанностей, последовательность трудовых действий, определяет необходимое оборудование и его размещение. Намечается также и индивидуальная работа с детьми в процессе руководства их трудовой деятельностью.

В плане следует предусмотреть ознакомление детей с трудом взрослых: наблюдения за деятельностью сотрудников детского сада (они могут проводиться в повседневной жизни, но заранее планируются, ознакомление с другими видами общественно полезного труда людей.

Планирование второй половины дня

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

Уборку групповой комнаты;

Ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

Стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

Изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Кукольный, настольный, теневой театры;

Концерты;

Спортивные, музыкальные и литературные досуги;

Слушание аудиокассет и многое другое.

В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по ознакомлению с ИЗО-искусством, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций, картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания. Комплекс гимнастики после сна также планируется 1 раз в 2 недели.

Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим) :

Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).

Рифмованные правила поведения безопасности.

Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

Экскурсии, целевые прогулки.

Продуктивные виды детской деятельности - изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.

Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).

Тренинги (игровые).

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе. Чтение больших художественных произведений следует планировать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней, так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты, тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список детской художественной литературы определён образовательной программой

Организация работы по театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время или может быть запланирована как специальное занятие.

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

Родительские собрания,

Консультации (индивидуальные, групповые,

Семинары-практикумы,

Тематические выставки,

Эпизодические беседы с родителями,

Совместные праздники,

Развлечения и досуги,

Анкетирование,

Родительские посиделки,

Экскурсии,

Туристические походы,

Участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.