«Постоянство памяти» Сальвадор Дали писал на пике увлечения теориями Фрейда. Описание картины «Постоянство памяти» С.Дали Художник стекающие часы

С.Дали.Постоянство памяти,1931 год.

Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников полотно Сальвадора Дали.Картина находится в Музее современного искусства в Нью- Йорке с 1934года.

На этой картине изображены часы,как символ человеческого переживания времени,памяти.Здесь они показаны в больших искажениях,какими иногда бывают наши воспоминания. Дали не забыл и себя,он так же присутствует в виде спящей головы,которая появляется и в других его картинах. В этот период Дали постоянно отображал образ пустынного берега, этим он выражал пустоту внутри себя.

Эта пустота заполнилась, когда он увидел кусок сыра кемембер. "...Решив написать часы, я написал их мягкими.Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома.

Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр.

Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом.

На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.
Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.

Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена.

Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.

В картине художник выразил относительность времени и подчеркнул удивительное свойство человеческой памяти,которая позволяет нам снова переноситься в те дни,которые давно уже остались в прошлом.

СКРЫТЫЕ СИМВОЛЫ

Мягкие часы на столе

Символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине - это прошлое, настоящее и будущее.

Расплывшийся объект с ресницами.

Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине - это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, - писал художник в автобиографии. - Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, - это свидетельство его беззащитности.

Твердые часы,лежат слева циферблатом вниз. Символ объективного времени.

Муравьи - символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями.
Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Олива.
Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

Мыс Креус.
Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, - писал он, - в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. - Прим. ред.)... Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых - стоит лишь чуть изменить угол зрения».

Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

Яйцо.
Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков - древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Http://maxpark.com/community/6782/content/1275232

Рецензии

Приходится сожалеть что Сальвадор Дали не живописал, а лишь раскрашивал предметы под фотографию, хотя он и дает этому объяснению почему делал именно так в своем "Дневнике одного гения", но данную работу к удачным вряд ли можно отнести, она стоит ровно столько, сколько на нее затрачено умственных усилий. Большое темное, просто закрашенное поле, создает нежелательный эффект незанятости и даже лежащая голова не дает толчка для осмысления сути замысла. Использовать в работах сны, как это он делал, вещь хорошая, но не всегда приводит к гениальным результатам.

Отношение к творчеству дали у меня неоднозначное. Одно время я побывала на его родине в городе Фигуэресе в Испании. Там есть большой музей,который он сам создал,множество его работ.Это произвело на меня впечатление.Позже я прочла его биографию,пересмотрела его работы и написала несколько статей о его творчестве.
Такая живопись мне не по душе,но интересна.Так что я просто воспринимаю его творчество,как особенное явление в живописи.

Надо полагать что у него как и у любого художника есть разные работы: те, что являются флагманскими и просто рядовые. Если по первым мы судим о вершине мастерства, то другие по сути рутинная работа и без нее не обойдешься. Пожалуй с десяток работ у Дали есть именно таких, с которыми можно войти в десятку самых-самых в мире по разделу сюрреализма. Многим он является примером и вдохновителем этого направления.

Меня поражает в его работах не мастерство,а фантазия.Некоторые картины просто отталкивающие,но интересно разбираться,а что же он хотел сказать.В музее есть одна композиция с губами,что-то похожее на театральные декорации.По этой ссылке можете глянуть и музей и некоторые работы. Кстати,он и похоронен в этом музее.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931 г. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА)

Плавящиеся часы – очень узнаваемый образ Дали. Даже более узнаваемый, чем яйцо или нос с губами.

Вспоминая Дали, мы волей-неволей думаем именно о картине «Постоянство памяти».

В чем же секрет такого успеха картины? Почему она стала визитной карточкой художника?

Попробуем разобраться. А заодно пристально рассмотрим все детали.

«Постоянство памяти» – есть над чем подумать

У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?

«Постоянство памяти» – не исключение. Она сразу же провоцирует человека на размышления. Потому что образ текущих часов очень цепляющий.

Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.

Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.

Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти (фрагмент с сухим деревом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Изогнутость циферблатов и веток сухого дерева находятся в явном контрасте с прямыми линиями стола и зеркала.

Видим мы и противопоставление реальных и нереальных вещей. Сухое дерево реально, а вот плавящиеся на нем часы – нет. Море вдали реально. А вот зеркало с него размером в нашем мире вряд ли встретишь.

Такое смешение всего и вся наводит на разные мысли. Думается и про изменчивость мира. И про то, что время не приходит, а уходит. И про соседство реальности и сна в нашей жизни.

Каждый задумается, даже если ничего не знает о творчестве Дали.

Интерпретация Дали

Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.

Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.

Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.

Но точного ответа мы не знаем. Вся прелесть шедевра именно в этом. Вы можете сколь угодно долго биться над загадками картины, но так и не найти всех ответов.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

В тот день в июле 1931 года у Дали возник в голове интересный образ плавящихся часов. Но все остальные образы им уже были ранее использованы в других работах. Они и перекочевали в «Постоянство памяти».

Может быть и поэтому картина так успешна. Потому что это копилка самых удачных образов художника.

Дали даже любимое яйцо нарисовал. Хотя и где-то на заднем плане.


Сальвадор Дали. Постоянство памяти (фрагмент). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Конечно, на «Геополитеческом ребёнке» оно – крупным планом. Но и там, и там яйцо несёт одинаковую символику – перемены, рождение чего-то нового. Опять же по Гераклиту.


Сальвадор Дали. Геополитический ребенок. 1943 г. Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, Флорида, США

На этом же фрагменте «Постоянства памяти» крупным планом – горы. Это мыс Креус рядом с его родным городом Фигерас. Дали любил переносить на свои картины воспоминания из детства. Вот и этот знакомый ему с рождения пейзаж кочует из картины в картину.

Автопортрет Дали

Конечно, в глаза ещё бросается странное существо. Оно, как и часы, текучее и бесформенное. Это автопортрет Дали.

Мы видим закрытый глаз с огромными ресницами. Высунутый длинный и толстый язык. Он явно без чувств или плохо себя чувствует. Ещё бы, на такой жаре, когда даже металл плавится.


Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь с автопортретом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Это метафора упущенного времени? Или человеческая оболочка, которая бессмысленно прожила свою жизнь?

Лично у меня эта голова ассоциируется с автопортретом Микеланджело с фрески «Страшный суд». Мастер изобразил себя своеобразно. В виде спущенной кожи.

Взять похожий образ – вполне в духе Дали. Ведь его творчество отличалось откровенностью, желанием показать все свои страхи и желания. Образ человека с содранной кожей вполне ему подходил.

Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент. 1537-1541 гг. Сикстинская капелла, Ватикан

А вообще такой автопортрет – частое явление на картинах Дали. Крупным планом мы видим его на полотне «Великий мастурбатор».


Сальвадор Дали. Великий мастурбатор. 1929 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид

И вот можно уже сделать вывод ещё об одном секрете успеха картины. Все приведённые для сравнения картины имеют одну особенность. Как и многие другие работы Дали.

Пикантные подробности

В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями .

А вот «Постоянство памяти» вполне себе невинна. Тиражируй сколько хочешь. И в школах показывай на уроках по искусству. И на кружках с майками печатай.

Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи.


Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Муравьи – тоже частые гости на картинах мастера. Мы видим их на том же «Мастурбаторе». Они копошатся на саранче и в районе рта.


Сальвадор Дали. Великий мастурбатор (фрагмент). 1929 г. Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, Флорида, США

Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.

Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.

Подведем итог

Так в чем же секрет успеха «Постоянства памяти»? Лично я нашла для себя 5 объяснений этому феномену:

– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.

– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.

– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.

– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.

– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.

Год написания: 1931, размер: 33 см. х 24 см.

Картина Постоянство памяти была написана испанским художником-сюрреалистом Сальвадором Дали и является одной из его самых известных произведений. В настоящее время она находится в Музее современного искусства, в Нью-Йорке. Благодаря огромному числу поклонников данной картины и последователей живописца, это полотно очень популярно и в настоящее время, оно часто упоминается в современной популярной культуре.

«Поражает ослепление людей, всегда делающих одно и то же. Меня удивляет, почему работник банка не съедает чек, мне удивительно, что другие художники, раньше меня, не додумались рисовать "мягкие часы"...» - писал Сальвадор Дали.

«Постоянство памяти» является сюрреалистической картиной. Сюрреализм был культурным движением, которое происходило в 1920-х годах. Сюрреалистические произведения искусства представляют собой элемент неожиданности, непредвиденных сравнений и непочтительного юмора. Иногда, это искусство, которое является свободным проявлением текущего воображения художника, которое бывает сложно интерпретировать, и картина Постоянство памяти не есть исключением. Здесь художник изображает твердые предметы, мягкими.



На картине изображены: медленно плавящиеся карманные часы, отделенные от цепочек, море и пустынный пляж в бухте, окруженной скалами, на заднем плане (художника вдохновляли скалы мыса Креус). Часть картины освещена солнечным светом, а часть окутана тенью. Присмотревшись внимательней, можно также увидеть маленькие камни.

«Пейзаж это состояние души» - утверждал Дали.

Дали часто использовал философию твердого и мягкого в своих картинах. По мнению некоторых экспертов, плавящиеся часы указывают на текучесть времени, твердые камни - это реальность жизни, а море представляет собой необъятность земли. На картине есть еще оранжево-красные часы, покрытые муравьями, символизирующие, предположительно, мучительность ожидания. Привлекает внимание также странная фигура, в центре, напоминающую плавящуюся голову с большим носом, вываленным языком и закрытым глазом с длинными ресницами. Ее шея, как будто, растворяется в тени. Одни интерпретируют ее как шутку, голову засмотревшегося и застывшего в трансе человека, будущего зрителя данной картины, другие считают, что это голова самого Дали, во время приступа мигрени. Некоторые также говорят, что голова имеет такую форму, потому что она свободна от всяких предрассудков, либо просто мертва, либо художник считал, что смерть и есть свобода, ведь он говорил: «Свобода – если определять ее эстетическую категорию – есть воплощение бесформенности, это аморфность», «Смерть завораживает меня вечностью».

Существует очень много разных версий анализа «Постоянства памяти». Критик, историк-искусствовед Dawn Ades писала, что «мягкие часы - это бессознательный символ относительности пространства и времени». Когда Дали спросили, правда ли, что это намек на теорию относительности Эйнштейна, он ответил довольно легкомысленно, что это всего лишь сюрреалистическое видение сыра камамбер, плавящегося на солнце.

Также, эксперты говорят, что на смысл произведения могли повлиять идеи Фрейда, поскольку картина была написана в годы, когда Дали интересовался работой Фрейда.

«Я, когда пишу, сам не понимаю, какой смысл заложен в моей картине. Но не думайте, что она лишена смысла! Просто он так глубок и сложен, непринужден и прихотлив, что ускользает от логического стандартного восприятия» - говорил Дали.

Картина привлекает внимание любителей искусства уже на протяжении многих десятилетий. За это время картина получила много и критики, и похвалы. Для тех, кому нравится сюрреалистический стиль искусства, это шедевр. Для других, это просто хлам или, в лучшем случае, картина сумасшедшего. Как бы то ни было, это одно из произведений искусства, которое еще долго не сотрется из памяти людей и будет провоцировать все новые аргументы и интерпретации.

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Сальвадор Дали

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.


«Дезинтеграция постоянства памяти»

Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.


Дали на крыше своего дома в Испании

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Тайный смысл картины "Постоянство памяти" Сальвадора Дали

Дали страдал паранойяльным синдромом, но без него не было бы и Дали как художника. У Дали случались приступы легкого бреда, который он мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы. История появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» является ярким тому примером.

(1)Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы лежат слева циферблатом вниз — это символ объективного времени.

(4) Муравьи — символ гниения и разложения. По словам профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Нины Геташвили, «детское впечатление от кишащей муравьями летучей мыши подранка, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи.

На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же — признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету и поэтому дерево изображено сухим.

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой). Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало , лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.