Сальвадор дали направление. Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Сальвадор Дали и Пабло Пикассо - два великих испанца - оставили в тени своей мировой славы многих мастеров искусства ХХ века. Ни о ком так много не писали, не говорили, не спорили, как о них; никто не может сравниться с ними по количеству книг, альбомов, брошюр, статей, опубликованных о творчестве этих двух титанов.

Казалось бы, ничто не предвещало в ранних работах молодого Сальвадора появления грандиозного таланта, затмившего своим эпатирующим, взрывным, чудодейственным искусством все, что можно было бы вообразить. Нет такой силы, которую и сейчас можно было бы противопоставить его фантасмагориям.

Первая ретроспективная выставка произведений Дали из собрания Фонда «Гала-Сальвадор Дали. Фигерас» в Москве, в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые так масштабно представила российской публике его творчество. Она стала праздником, открытием феномена выдающегося мастера для всех поклонников, адептов и даже недавних хулителей «сюрреализма».

О нем уже так много написано, что вряд ли кто-то возьмет на себя смелость прибавить к десяткам тысяч страниц уже напечатанных текстов что-то новое, но все же творчество Дали неисчерпаемо, оно остается загадкой, таинством «одного» гения. Для чуткого сердца и пытливого ума оно неиссякаемый источник фантазии и вдохновения. Еще не раз мы будем задаваться вопросом: в чем же феномен его искусства, судьбы, личности, — и каждый из нас будет искать свой собственный ответ.

Универсальный дар Сальвадора Дали, предназначение таланта оракула и мастерства демиурга повергали в смятение, вызывали восторг и гнев, вселяли одновременно надежду и разочарование.

Позволим себе некоторую вольность в ответе на бесконечное множество вопросов, возникающих по поводу этого Дон Кихота двадцатого столетия относительно его феномена, в чем же тайна, один из секретов гения Дали. Мне представляется, что в жизни великого каталонца самую значительную роль играла его Муза — Гала — Елена Дмитриевна Дьяконова (в девичестве). Именно ей, неординарной русской женщине он, по собственному признанию, был обязан всем, что сделало его одним единственным гением среди всех других современников. Своим появлением в жизни Дали она, Гала, как ее нарек первый супруг, поэт Поль Элюар, что в буквальном переводе с французского на русский означает «праздник», пробудила и обострила в нем сверхчувственную интуицию, помноженную на комплексы, вселила веру в его уникальную непревзойденность и мессианское предназначение. Вероятнее всего, она познакомила его с литературным наследием Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, о последующем влиянии которых можно лишь догадываться и выдвигать самые невероятные версии. Ей суждено было стать для гения не только моделью, матерью, женой и любовницей, но и его Alter Ego, полноценным соавтором, о чем красноречиво свидетельствует двойная подпись Гала-Дали, появившаяся на его картинах. Елена Дьяконова развивала в нем чудодейственный дар виртуозного рисовальщика, мастера композиции и цвета; возможно, многие мотивы, сюжеты и сценарии его полотен были подсказаны ею. Но это только предположение.

В нем органично уживались религиозный дух и рассудочное, материалистическое сознание; он был уникальным импровизатором и расчетливым прагматиком. Своими инсталляциями, арт-объектами, сценическими акциями, живописными и графическими образами Дали не развлекал публику, а гипнотизировал ее. В своих произведениях он превращал ироническую фабулу в гротеск. Несравненный колорист и рисовальщик постоянно удивлял зрителей неуемной фантазией и виртуозностью осуществления, всегда интригующего замысла. Он никому не льстил, за исключением той Музы, мадонны, которую боготворил всю жизнь, хотя в его окружении были самые достойные люди целой эпохи, такие как Пабло Пикассо, Луис Бунюэль, Гарсиа Лорка, Гийом Апполинер, Рене Магритт, Андре Бретон...

В микрокосме ранних, небольших, а порой миниатюрных по формату произведений Дали содержится необъятная, вселенская бездна чувств и мыслей автора, будоражущая фантазию множеством ассоциаций. Его творения — блестящий образец интеллектуальной игры в безрассудство и, вместе с тем, глубоко продуманные вариации и формулы особого философского смысла и масштаба.

На мой взгляд, один из ярких характерных признаков непревзойденного, филигранного профессионального мастерства художника служит для нас возможность не только мысленно, но и фактически увеличивать почти до невероятных пределов как миниатюрные изображения живописца и рисовальщика, так и мельчайшие детали его фантастических композиций.

Брутальность и хрупкость, эпатаж и смиренность — это все он, человек с чувствительной и нежной душой, для которого искусство было не просто формой абсолютного самовыражения, но и средством защиты от мракобесия и ханжества, всезнающего раболепия безнравственных нравственников и непогрешимых грешников. Его видимая дерзость не знала границ, он бросал вызов всему тому, что было ему чуждо, при этом оставаясь личностью легко ранимой. Испанский темперамент помогал ему бороться как с окружающий миром, так и со своими внутренними комплексами.

Автору этих строк посчастливилось первым из российских художественных критиков написать весьма скромные монографические работы, одна из которых была опубликована в 1989-м, другая — в 1992 году. Исключительно из-за смелости, проявленной издательством «Знание» и «Республика», и благодаря огромным, массовым тиражам для публикаций об искусстве, они получили достаточно широкую огласку. Одним из радостных ее результатов стало для меня заочное знакомство с родной сестрой Гала — Лидией Дмитриевной Дьяконовой (в замужестве Яролимек). Упоминаю об этом в знак памяти и благодарности, а также в связи с тем, что она сообщала мне в письмах о своих встречах с Дали и впечатлениях о нем.

Позволю себе дословно привести одну цитату из ее маленького послания, полученного из Вены, где проживала Лидия Дмитриевна: «Теперь появляется много всяких статей и брошюр, полных неправдоподобных историй, пользуясь тем, что он был личностью необыкновенно странной и вызывающей самые разнообразные реакции». В своих воспоминаниях о Дали сестра Гала отмечала его скромность, застенчивость и удивительную отзывчивость, которую он проявлял в семейной обстановке по отношению к немногим, но самым близким его сердцу людям. «При наших же встречах в Париже и в Италии он мог быть самым милым и простым человеком». В этих искренних словах не постороннего человека, как и в других ее высказываниях, она делилась со мной своими жизненными впечатлениями о неизвестном большинству, закрытом от любопытных глаз внутреннем мире Сальвадора Дали, что совпадало с моими домыслами о нем и его творчестве.

Содержание этого более чем скромного посвящения «одному гению» не предполагает описания графических и живописных произведений, представленных в московской экспозиции (кстати, в блестящей дизайнерской подаче Бориса Мессерера). В последнее время появилось немало переводных изданий о творческом наследии Дали, в том числе книг его ближайшего помощника, долгие годы работавшего с ним, основного биографа великого маэстро — Робера Дешарна, а также литературные труды художника в превосходных переводах Натальи Малиновской, которые в полной мере смогут удовлетворить интерес многомиллионной аудитории российских знатоков и любителей искусства.

Духовный, философский, символический смысл творчества Сальвадора Дали обладает магической притягательностью, выходит за условные границы конкретного времени не только потому, что мир созданных им образов обусловлен историческим масштабом художественного мышления, в котором пороки и достоинства человечества, добро и зло, красота и уродство сопрягаются, порождая неимоверную, всепоглащающую энергию провидения. Будучи подлинным творцом, гением, он обладал способностью предчувствовать и предвосхищать, создал свою эстетику смыслов, оживил искусство прошлых эпох и стал предтечей искусства будущего. Декларируя в этом тексте некие постулаты, не станем обольщаться в безукоризненности собственных чувств и восприятия мифа и реальности, отражающих противоречивую суть неведомого и известного.

Наследие Дали огромно, он проявил себя в разных эпостасях святости и грехопадения, в живописи, графике, скульптуре, кино и литературе, в декоративном искусстве и дизайне, стал всеобъемлющей драматической фигурой в художественной культуре ХХ века. Его творчество было, есть и будет непредсказуемым, неподвластным формальному, бесстрастному пересказу. В чем тайна феномена доктрины искусства Дали — покажет Время.

«Исторический сюрреализм» стал одним из самых заметных явлений художественной культуры минувшего столетия. В нем запечатлелась ярко выраженная тенденция к созданию новой мифологии; он изменил и расширил представления о возможностях и формах восприятия современного человека, оказал непосредственное влияние на эволюционные преобразования в искусстве, предвосхитил появление трансавангарда и новейших тенденций постмодернизма. Официальная хронология движения ограничивается 1924-1968 годами: от открытия «Бюро сюрреалистических исследований» и публикации «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона до «Пражской весны» - так, во всяком случае, определяют эти временные границы Ален и Одетт Вирмо.

В своем энциклопедическом исследовании «Мэтры мирового сюрреализма» они писали: «Сюрреализм, бесспорно, как ни одно другое течение, оставил глубочайший след в истории ХХ века. Его впитали в себя, порой невольно, несколько сменивших друг друга поколений, перешагнув рубеж мая 1968г., на всей нашей планете». О чем свидетельствует и творчество отечественных мастеров живописи, скульптуры и графики, которые отнюдь не являются эпигонами, безусловными приверженцами сюрреализма или носителями его постулатов. Применительно ко многим из них вообще неправомерно говорить о каком-либо непосредственном влиянии концепций «чистого психического автоматизма», «параноико-критических доктрин» или другой, условной атрибутики, характерной для оценок этого движения. Конечно, мы находим определенные переклички с наследием Сальвадора Дали, Марселя Дюшана, Рене Магритта, Поля Дельво, Виктора Браунера, Ман Рэя, Макса Эрнста, Хуана Миро в работах целого ряда российских художников послевоенного поколения, что отнюдь не означает их прямой связи с сюрреалистической традицией, а, напротив, свидетельствует о самостоятельной природе подобного феномена. Примером особого отстраненного параллелизма, независимого от зрительских ассоциаций и искусствоведческих сравнений, являются отдельные произведения таких наших мастеров, как Александр Рукавишников, Сергей Шаров, Андрей Костин, Игорь Макаревич, Андрей Есионов, Валерий Малолетков, Константин Худяков. Творчество каждого из них само по себе глубоко индивидуально и обособленно от общих, коллективных тенденций. Вместе с тем мы знаем многих интересных и самобытных авторов, продолжающих, утверждая свое амплуа, разрабатывать сюрреалистические идеи, следуя известным принципам и канонам, что отнюдь не умаляет достоинств их искусства. Это - Евгений Шеф (Шеффер), ныне живущий в Берлине; Виктор Кротов, работающий в Москве и Париже; Сергей Чайкун, Сергей Потапов, Олег Сафронов, Алла Бедина, Михаил Горшунов, Юрий Яковенко, Александр Калугин.

Предрасположенность к фантасмагориям, мистериям, буффонаде, игровой основе творчества позволяет говорить об определенном сюрреалистическом видении мира Александром Ситниковым, опосредованное восприятие действительности в работах Валерия Врадия иными нитями связывает художника с этим явлением в искусстве, как, впрочем, и Владимира Лобанова, но в совершенно другом ракурсе.

В художественной культуре России можно найти немало гениальных примеров сюрреалистического образного мышления, прежде всего в литературе, в наследии Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, Даниила Хармса. Возможно, именно здесь следует искать истоки, корни интерпретационного плюрализма, явившегося одной из побудительных причин возникновения сюрреализма как исторического явления на русской почве.

В отличие от зарубежных авторов, культивирующих различные аспекты, темы и приемы «исторического сюрреализма», у российских преобладают иные эмоционально-смысловые доминанты и ассоциативные ряды. Брутальность, агрессия - непременные составляющие метафизической, оккультной образности в творчестве западных представителей этого движения - у наших мастеров фактически сведены на нет. В работах российских носителей сюрреалистического мышления преобладают иные подсознательные мотивации, ощущения и предчувствия. Их сакральная метапсихоза сопряжена с особой романтической чувствительностью, особым интуитивизмом. В творчестве отечественных последователей сюрреализма, конечно же, присутствуют драматические метаморфозы, которые являются скорее подтверждением жертвенности не во имя, а вопреки установкам на мутацию духовного сознания, на разрушительный пафос агрессивного сопротивления всему сущему. У нас больше сентиментализма, самобичевания и отрешенности, нежели инстинктивного подчинения всех и вся некоей сверхзадаче.

Игровая культура, метафоричность и гротескность русского искусства привносят и в сюрреалистическую стратегию привкус несостоявшихся чувственных ожиданий и желаний, некую пассивную, потустороннюю созерцательность, хотя и не исключающую стихийного бесовства и куража.

Французский литературовед, семиотик, философ Ж. Деррида утверждал: «Буквального значения не существует, его «появление» есть необходимая функция - и ее следует анализировать как таковую в системе различий и метафор». Конечно, в большей степени эти слова относятся к исследованиям литературных текстов, и, все же литературоведческая, лингвистическая, философская методология изучения материала в данном случае представляется приемлемой для понимания наследия сюрреалистического искусства, ключом к толкованию произведений, созданных его родоначальниками и последователями.

В этой связи уместно вспомнить слова Сальвадора Дали. Великий мистификатор, миф и реальность искусства ХХ века писал: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену - получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейсонье. ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛСЯ ДАЛИ. Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит.

И я хочу, чтобы об этом знали. После Поп-арта и Оп-арта появится Арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой «Современным искусством».

Сюрреализм как новое явление художественной культуры стал логическим продолжением дадаизма, поисков особого метаязыка, с помощью которого можно было бы найти объяснение или дать анализ другого языка - предметного. Одна из главных исторических заслуг сюрреализма состоит в том, что он объединил вокруг декларированных идей выдающихся поэтов и художников, кинематографистов и музыкантов, которые олицетворяют великую эпоху «бури и натиска». Это Тристан Тцара и Антонен Арто, Филипп Супо и Андре Бретон, Андре Сури и Луис Бунюэль, Андре Массон и Альберто Джакометти, Ганс Арп и Эрик Сати, Ив Танги и Пабло Неруда, Франсис Пикабиа и Пабло Пикассо, Поль Элюар и Сюзе Такигуши, Сальвадор Дали и Рене Магритт, Макс Эрнст и Ман Рэй, Вильфредо Лам и Пауль Клее, Павел Челищев и Фриц Ван ден Берге, чьи имена воспринимаются как синонимы наиболее ярких светил на небосклоне искусства века минувшего, просиявших на горизонтах эгоистической глобализации собственного индивидуализма. К их числу мы относим и наших соотечественников, по искусствоведческой классификации они, впрочем, были далеки от сюрреалистических проповедей), таких как Василий Кандинский, Марк Шагал, Павел Филонов. «Не рожденное внутренним, - писал Кандинский, - мертворожденно». Именно этот тезис подтверждает жизнеспособность сюрреализма как явления вневременного, поскольку весь «авангард» ни что иное как интеллектуальная игра без правил.

Вспомним вновь Сальвадора Дали и его труды: время показало немеркнущий интерес к личности и творчеству испанского гения и в новом тысячелетии. Убедительным подтверждением стали выставки произведений мастера, которые посетили сотни тысяч зрителей. В их числе экспозиция в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве в 2011 году, крупнейшая ретроспектива произведений С. Дали в Центре Ж. Помпиду в Париже в 2012—2013 годах, парижская выставка 22 художников улиц (street art) из разных стран в музее Дали на Монмартре в 2014—2015 годах, на которой были представлены малоизвестные работы современных авторов Фрэда Калметса, Жерома Менаже, Арно Рабье, Валерии Аттинелли и других представителей уличного искусства.

Справедливы слова Андре Мальро: «Мы существуем, чтобы жить, искусство - чтобы оживать» - оживать в нашем воображении, подсознании, памяти, быть востребованным. Подобно тому как Дали вдохновлялся образами, созданными Бернини, Вермером Делфтским, Веласкесом, Мейсонье, Милле, так и новые поколения художников, для которых он остается кумиром, будут всегда восхищаться и удивляться его фантастическим миражам, мистериям, открывать в них для себя и для мира бесконечную глубину Гения.

Жанр: Учёба:

Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

Стиль: Известные работы: Влияние:

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Фа рес Дали́ и Доме́неч маркиз де Дали де Пуболь , исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol ; 11 мая - 23 января ) - испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма . Маркиз де Дали де Пуболь (). Фильмы: «Андалузский пёс », «Золотой век », «Заворожённый ».

Биография

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном .

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм - это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с по г. В г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона . В г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

  • Дизайн Чупа-Чупса (1961) Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
  • В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии .
  • В 2003 году компанией «Уолт Дисней » был выпущен мультипликационный фильм «Destino ». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.

Наиболее известные и значимые произведения

  • Портрет Луиса Бунюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико .
  • Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.
  • Приспособление и рука (1927) Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
  • Незримый человек (1929) Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
  • Просвещённые удовольствия (1929) Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
  • Великий мастурбатор (1929) Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.

Картина «Постоянство памяти», 1931

  • Постоянство памяти (1931) Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса , родины Сальвадора.
  • Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали - это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец - это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли - непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
  • Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью - её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест - «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
  • Телефон - омар (1936) Так называемый, сюрреаллистический предмет - предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
  • Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934-1935) Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
  • Метаморфозы нарцисса (1936-1937) Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Мотивы использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd .
  • Параноические превращения лица Гала (1932) Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
  • Ретроспективный бюст женщины (1933) Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки - символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
  • Женщина с головой из роз (1935) Голова из роз - это скорее дань Арчимбольдо , художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
  • Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936) Как и написанный в том же году «Осенний каннибализм», это картина - ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется. Это полотно сродни «Гернике » испанца Пабло Пикассо .
  • Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL », а во второй - использует бутылку «Кока-Колы ».
  • Венера Милосская с тазиком (1936) Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936-1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
  • Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна » (1976).
  • Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944) Этой яркой картине присуще ощущение лёгкости и неустойчивости происходящего. На заднем плане - длинноногий слон. Это персонаж есть и в других работах, вроде «Искушение святого Антония» (1946).
  • Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Сальвадора физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
  • Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus - полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
  • Тайная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958-1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) - яркие представители полотен того времени.

«Тайная вечеря» - одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

Ссылки

  • 1500+ картин, биография, ресурсы (англ.) , Постеры (англ.)
  • Сальвадор Дали (англ.) на сайте Internet Movie Database

Wikimedia Foundation . 2010 .

В статье — картины Сальвадора Дали с названиями, а также — творчество Сальвадора Дали, его путь как художника и как он пришел к сюрреализму. Внизу ссылки на более полные сборники картин Сальвадора.

Да, я понимаю, абзац сверху выглядит так, чтобы у вас пошла кровь из глаз, но гугл с яндексом имеют несколько специфические вкусы (если вы понимаете о чем я) и им это зашло хорошо, поэтому что-то менять мне страшновато. Не бойтесь, там дальше хоть и не намного, но лучше.

Творчество Сальвадора Дали.

Cуждения, действия, картины Сальвадора Дали , все носило легкий налет безумия. Этот человек был не просто художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма .

» content=»«/>

Тем не менее, Дали пришел к сюрреализму далеко не сразу. Творчество Сальвадора Дали начиналось прежде всего с увлечения импрессионизмом и изучения приемов классической академической живописи. Первыми картинами Дали были пейзажи Фигераса, где еще не было и следов сюрреалистического видения мира.

Увлечение импрессионизмом постепенно сошло на нет и Дали начал пробовать себя в кубизме, черпая вдохновение из полотен Пабло Пикассо. Даже в некоторых сюрреалистических работах мэтра прослеживаются элементы кубизма. На творчество Сальвадора Дали огромное влияние оказала также живопись эпохи Возрождения. Он много раз говорил, что современные художники ничто по сравнению с титанами прошлого (а еще раньше водка была слаще и трава зеленее, знакомая песня).

Научитесь сначала рисовать и писать как старые мастера, а уж потом делайте, что хотите - и вас будут уважать. Сальвадор Дали

Формирование собственно сюррелистического стиля в картинах Сальвадора Дали началось примерно в одно время с исключением из академии и его первой выставке в Барселоне. Лишь на закате своей жизни Дали несколько отойдет от сюрреализма и вернется к более реалистичной живописи.

Несмотря на напряженные отношения Сальвадора Дали и собственно сюрреалистической тусовки того времени его образ стал олицетворением сюрреализма и всего сюрреалистического в сознании масс. Выражение Дали «сюрреализм это я» в современном мире стало правдой в глазах миллионов. Спросите любого человека на улице, кто у него ассоциируется со словом сюрреализм — практически любой ответит, не задумываясь: «Сальвадор Дали». Его имя знакомо даже тем, кто не совсем понимает значение и философию сюрреализма и тем, кто не интересуется живописью. Я бы сказал, что Дали стал своеобразным мейнстримом в живописи, несмотря на то, что философия его творчества многим непонятна.

Секрет успеха Сальвадора Дали

Сальвадор Дали обладал редким умением эпатировать окружающих, он был героем львиной доли светских бесед своей эпохи. О художнике говорили все, от буржуа до пролетариата. Сальвадор был, пожалуй, лучшим актером из художников. Дали смело можно было назвать гением пиара, как черного так и белого. Сальвадор обладал великолепным умением продавать и продвигать себя, как бренд. Картины Сальвадора Дали являлись воплощением экстравагантной личности, странные и сумасбродные, представляющие собой неконтролируемый поток подсознания и обладающие своеобразным узнаваемым стилем.

Кстати, ранние работы Дали очень похожи на картины Ив Танги, я бы не отличил. Кто у кого заимствовал — непонятно, система одна бабка сказала утверждает, что как раз Дали позаимствовал стиль у Танги (но это неточно). Так что — воруй убивай заимствуй с умом и ждет тебя успех. Впрочем, не столь важно кто был первым (а первым был в подобном стиле Макс Эрнст — именно он придумал тщательно выписывать шизоидные образы). Именно Сальвадор, благодаря своему художественному мастерству, развил и полностью воплотил идеи сюрреализма.

Сальвадор Дали (1904 - 1989) был испанским художником, который наиболее известен своими работами в сюрреализме, влиятельным движением 20-го века, прежде всего в искусстве и литературе. Художник-сюрреалист отверг рациональное в искусстве; и вместо этого нацелился на бессознательное, чтобы разблокировать силу воображения. Дали использовал обширную символику в своей работе. Повторяющиеся изображения в его картинах показывают слонов с хрупкими ногами; муравьёв, которые считались символом распада и смерти; и таяние часов, возможно, символическое для нелинейного человеческого восприятия времени. Вклад Дали в сюрреализм включает в себя параноидально-критический метод. Дали стал самым влиятельным художником-сюрреалистом; и, возможно, самым известным художником двадцатого века после Пабло Пикассо.

В этой статье мы готовы представить вам самые знаменитые картины Сальвадора Дали с их описанием и фото.

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали сказал, что это произведение должно было «впервые выразить в изображениях открытия Фрейдом типичного сна с длинным рассказом, последствием мгновенной случайности, которая заставляет спящего человека проснуться». Это показывает спящая фигура жены художника Гала Дали, плывущая над скалой. Рядом с ее обнаженным телом две капли воды, гранат и пчела также переносятся в воздухе. Мечта Галы вызвана жужжанием пчелы и изображается в верхней половине полотна. В последовательности изображений, гранаты открываются, чтобы выпустить гигантскую красную рыбу, из уст которой появляются два свирепых тигра вместе со штыком, который вскоре разбудит Галу из ее спокойного сна. Слон, позднее повторяющийся образ в работах Дали, представляет собой искаженную версию «Слон и обелиск», скульптуру известного итальянского художника Джан Лоренцо Бернини.

Жираф в огне

Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки. Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.

Параноидально-критический метод - это техника в сюрреализме, разработанная Сальвадором Дали в начале 1930-х годов. Он использовался художником, чтобы использовать его подсознание посредством систематической иррациональной мысли и самоиндуцированного параноидального состояния. Считая одно из главных достижений сюрреализма, Дали использовал его в нескольких своих картинах, особенно тех, которые связаны с оптическими иллюзиями и другими множественными изображениями. Согласно греческой мифологии, Нарцисс, известный своей красотой, влюбился в свое отражение в воде. Дали интерпретирует греческий миф, эта картина показывает, что Нарцисс сидит в бассейне и смотрит вниз. Картина «Метаморфозы Нарцисса» была создана Дали во время его параноидально-критического периода и является одним из его самых известных произведений.

Лебеди, отражающиеся в слонах

Двойные изображения были важной частью параноидально-критического метода Дали. Как и полотно «Метаморфоза Нарцисса», это произведение использует отражение в озере, чтобы создать двойное изображение. Три лебедя перед деревьями отражаются в озере, так что их шеи становятся слонами слонов, а деревья становятся ногами слонов. Пейзаж контрастирует с тишиной озера, поскольку Дали писал вихреподобные изображения, чтобы изобразить фоновые скалы и небеса. Лебеди, отражающие слонов, считаются знаковой живописью в сюрреализме, поскольку она повышает популярность стиля двойного изображения. Это самый известный двойной образ, созданный Сальвадором Дали; его величайший шедевр с использованием параноидально-критического метода; и одна из самых известных работ в сюрреализме.

Кстати, говоря об озёрах, напомним, что на нашем сайте сайт есть очень интересная статья с фотографиями про удивительный комплекс .

Эта картина была создана Сальвадором Дали в конце его знаменитой карьеры и считается его последним великим шедевром. Он провел два лета, чтобы создать художественные работы, в которых помимо сюрреализма он использовал такие стили как: рисование действий, поп-арт, пуантилизм, геометрическую абстракцию и психоделическое искусство. В том числе изображения древнегреческой скульптуры в современном кинематографе, картина «Ловля тунца» изображает жестокую борьбу между мужчинами и крупными рыбами, как олицетворение ограниченной вселенной. Картина посвящена Жан-Луи Эрнесту Мейссонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями боевых сцен. По мнению Дали, произведение «Ловля тунца» является его самой важной работой.

В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою музу, которая позже стала его женой. Это полотно было создано в том же году и, как полагают, отражает эротическую трансформацию, которую художник претерпел благодаря ее приходу в его жизнь. Главная желтая область на картине представляет собой сон художника. Из его головы появляется видение, вероятно, представляющее эротическую фантазию, обнаженной женской фигуры, напоминающей его музу, притянутой к гениталиям человека, по-видимому, художнику. Как и многие другие работы автора, странный автопортрет также страдает от добавок, таких как крючок с рыбой, кровоточащие порезы, муравьи, ползающие по его лицу, и кузнечик, который привязан к его лицу. Данное произведение представляет собой прославлением чего-то, что обычно высмеивается и относится к самым противоречивым картинам Дали.

После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Сальвадор Дали был воодушевлен ядерной физикой и теориями распада атома. Это было также время, когда он возобновил интерес к католицизму. Приведённый к его периоду «Ядерный мистицизм», в котором его произведения часто использовали идеи современной науки как средство рационализации христианской религии. Понимая, что материя состоит из атомов, Дали заставил свои работы распасться на несколько атомов. Эта картина - портрет Гала Дали, его жены и музы. Ее лицо состоит из густонаселенных сфер, представляющих атомные частицы, которые придают изумительный трехмерный эффект холсту. Галатея в названии относится к морской нимфе в классической мифологии по имени Галатея, которая славилась своей добродетелью. Галатея со сферами - одна из самых известных картин периода ядерного мистицизма Дали.

Христос Святого Иоанна Креста

Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех. Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.

Сальвадор Дали написал этот шедевр за полгода до начала Гражданской войны в Испании. Он утверждал, что знал о войне из-за «пророческой силы своего подсознания». Картина отражает его беспокойство в то время и предсказывает ужас и насилие на войне. Он изображает два тела, одно более темное, чем другое, в ужасном бою, где ни один из них не является победителем. Чудовищное существо саморазрушительно, как и Гражданская война. Дали удостоверился, что картина выглядела очень реалистично, несмотря на фантастическое существо, которое она изображает. Вареные бобы на картине, которые также упоминаются в названии, являются, возможно, интерпретацией тушеного мяса, которое было съедено бедными гражданами, проживающими в трудное время в Испании. «Мягкая конструкция с вареными бобами» считается одним из величайших шедевров Дали и славится бесподобным использованием сюрреализма, изображающим ужасы войны.

В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты - это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто. Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны - это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.

Постоянство памяти

Эта знаковая и многократно воспроизведенная картина изображает сцену с часами, медленно таящими на скалах и ветвью дерева, с океаном, как задняя капля. Дали использовал концепцию жесткой и мягкой в этой картине. Эта концепция может быть проиллюстрирована несколькими способами, такими как человеческий разум, движущийся от мягкости сна к твердости реальности. В своем шедевре Дали использует тающие часы и камни, чтобы представлять мягкие и жесткие аспекты мира соответственно. На протяжении многих лет упорство памяти много анализировалось, поскольку Дали никогда не объяснял его работу. Тающие часы считаются бессознательным символом относительности пространства и времени; как символ смертности с муравьями, окружающими часы, представляющие распад; и как иррациональность сновидений. Произведение «Постоянство памяти» считается одним из величайших шедевров искусства двадцатого века. Эта работа не только входит в список «Самые известные картины Дали», но и является самым знаменитым произведением в сюрреализме.

А какие работы великого мастера сюрреализма нравятся вам? Пишите об этом в комментариях.

С 25 мая в Эрарте открывается выставка бронзовых скульптур самого известного сюрреалиста Сальвадора Дали. Галерея привезла коллекцию Беньямино Леви, приятеля и покровителя Дали. Именно он предложил художнику отлить в бронзе фантазийные образы с его картин. Рассказываем, что смотреть в экспозиции и как понимать работы художника.

«Адам и Ева»

Одна из наиболее ранних (среди представленных) работ. На бумаге оригинал гуашью был сделан в 1968-м, а отлили скульптуру в 1984 году. Дали изображает самый драматичный момент в Эдеме: Ева предлагает Адаму вкусить запретный плод. Он, еще не зная, чем для человечества обернется его грехопадение, в изумлении и нерешительности поднимает руку. Знающий о грядущем изгнании из рая змей пытается утешить обреченных (и в скором времени смертных) людей и сворачивается в форму сердца, напоминая Адаму и Еве о том, что у них все еще есть любовь. И она нечто целое, которое всегда больше суммы отдельных частей.


«Благородство времени»

Один из самых растиражированных образов, придуманных Дали: часы перекинуты через ветку мертвого дерева. Время у сюррелиста не линейно – оно сливается с космосом. Мягкость часов также намекает на психологическое восприятие времени: когда нам скучно или некомфортно, оно идет медленнее. Безвольные часы больше не показывают время, не измеряют его течение. Значит, скорость нашего времени зависит только от нас.

Часы ниспадают на мертвое дерево, ветви которого уже породили новую жизнь, а корни овили камень. Ствол дерева одновременно служит часам опорой. Термин «корона часов» в английском языке также означает механическое устройство, позволяющее установить стрелки и завести часы. Но по часам Дали оно неизменно – его невозможно установить. Без движения «корона» становится королевской, которая украшает часы и указывает на то, что время не служит людям, а властвует над ними. Его сопровождают два повторяющихся фантастических символа: созерцающий ангел и женщина, укутанная в шаль. Время царствует как над искусством, так и над реальностью.


«Алиса в Стране чудес»

Как и героиня Кэрролла, Дали, вооруженный творческим воображением, путешествовал по трудной и длинной дороге в стране снов. Художника притягивал невероятный сюжет и экстравагантные персонажи сказки. Алиса - вечный ребенок, способный постичь абсурдную логику и Страны чудес, и Зазрекалья. В скульптуре ее скакалка превратилась в плетеный шнур, символизирующий повседневную жизнь. На ее руках и в волосах расцвели розы, олицетворяющими женскую красоту и вечную молодость. А платье-пеплум напоминает об античных образцах совершенства формы.


«Дань моде»

Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и продолжались всю его жизнь. Голову Венеры, застывшей в позе супермодели, украшают розы - символ невинности. Ее лицо лишено черт, что позволяет поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. Он «денди» и стоит перед ней на одном колене.


«Поклонение Терпсихоре»

Муза танца в интерпретации Дали создает два зеркальных образа: мягкая фигура противопоставляется твердой и застывшей. Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции. Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит о постоянно растущем и хаотичном ритме жизни.


«Улитка и ангел»

Скульптура отсылает ко встрече художника с Зигмундом Фрейдом, которого он считал своим духовным отцом. Психоаналитические идеи, повлиявшие на Дали на ранних этапах развития сюрреализма, нашли отражение во многих произведениях. Улитка, примостившаяся на сидении велосипеда, стоявшего недалеко от дома Фрейда, поразила воображение Дали. Он увидел в ней человеческую голову - самого основателя психоанализа.

Дали был одержим образом улитки, поскольку в ней заключено парадоксальное сочетание мягкости (тело животного) с твердостью (его панцирь). Поэтому общепринятый символ праздного времяпрепровождения получает у него крылья и легко движется по волнам. А посланник богов, способный развить безграничную скорость, на короткий миг присел на спину улитки, наделив ее даром движения.


«Видение ангела»

Сальвадор Дали осмысляет классическое религиозное изображение. Большой палец, из которого возникает жизнь (ветки дерева), символизирует силу и господство Абсолюта. По правую сторону от божества находится человечество: мужчина в расцвете жизненных сил. По левую сторону - ангел, символизирующий дух созерцательности; его крылья покоятся на костыле. Несмотря на то что человек соединен с Богом, божественное знание превосходит его собственное.