Приюты Марии Магдалины: какими были лагеря для перевоспитания проституток. Женская история (фото, видео, документы)

Проституция, рождение ребёнка вне брака, слишком соблазнительная внешность, задержка в развитии, становление объектом сексуального насилия в детстве, слишком игривое, по мнению родственников, поведение - всё это были причины для помещения ирландских девушек в "Приюты Магдалины" - сеть воспитательно–исправительных учреждений монастырского типа.

Первый из таких приютов был открыт в Дублине в 1767 году.

В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную, за что они приюты получили название "прачечные". Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания, а также меры физического наказания, которые применяли монахини с целью отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Вы думаете, что я рассказываю вам какие–то ужасы из жизни католической церкви 18–19 века. Нет. Последний такой приют был закрыт в 1996 году. В 2011 году по инициативе комитета ООН против пыток было инициировано расследование жестокого обращения с женщинами в "приютах".

И вот сегодня премьер–министр Ирландии выразил свои соболезнования пострадавшим в прачечных и семьям тех женщин, которые там умерли, но он не стал приносить официальных извинений от лица правительства. Согласно докладу ирландского правительства, в период с 1922 по 1996 годы в прачечных Магдалины бесплатно трудилось около 10 тысяч женщин.

В кинематографе эта тёмная страница истории Ирландии отражена в фильме "Сестры Магдалины" 2002 г. Представители Ватикана заявили, что фильм "Сестры Магдалины" "не является правдивым портретом Римско–Католической Церкви", а режиссер Питер Муллан "позволил себе клеветнические высказывания в адрес католиков".

Ирландия, 60-е годы XX века. Три юные девушки, Роза, Бернадетта и Маргарет попадают в приют святой Магдалены, исправительное учреждение для «падших женщин». Маргаретизнасиловал кузен на свадьбе её подруги, Бернадетта открыто флиртовала с мальчишками и была вызывающе красива, а Роза родила ребёнка вне брака. В приюте они знакомятся с Криспиной, слабоумной и доброй девушкой, которая даже не осознает, в какой ад она попала…

Сестра Бриджит, настоятельница приюта, разъясняет им, что теперь они тяжелой работой в прачечной и молитвами будут искупать свои «грехи»…

В какой-то момент девушки одержали свою небольшую победу - монахини вынуждены были отменить телесные наказания, но это означало только то, что теперь их будут содержать в условиях чуть лучше рабских. Одна из них выбирается оттуда самым банальным способом, другая заканчивает в психиатрической клинике, а двое последних, в конце концов, идут на бунт, бегут из приюта и спасаются...

Я просто потрясена этим фильмом!

(Фильм был награжден главным призом "Золотая Пальмовая ветвь" Венецианского фестиваля в 2002 году и призами престижного кинофестиваля в Торонто.)

Хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов , в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы, в т. ч. в России. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит (Leeson Street) в Дублине в 1767 г. Арабелла Денни .

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries). Последний такой приют на территории Ирландии был закрыт 25 сентября 1996 года.

События в одном из подобных приютов легли в основу фильма Питера Маллана «Сёстры Магдалины » (2002) .

Происхождение

Прачечная Магдалины в Англии, начало XX века

Приюты Магдалины получили широкое распространение на волне протестантского «Движения спасения » (англ. Rescue movement ) XIX века, формальной целью которого была реабилитация . Именно в Ирландии сеть подобных приютов получила своё название в честь Марии Магдалины , которая, согласно воззрениям Западных Церквей , искупая свой прежний образ жизни, стала страстной последовательницей Иисуса Христа .

Движение приютов Магдалины в Ирландии вскоре получило одобрение католической церкви, и приюты, которые первоначально задумывались как кратковременные убежища, всё чаще становились учреждениями долгосрочного содержания. Воспитанницы должны были выполнять ряд принудительных работ, в частности, в прачечных , поскольку приюты существовали на основе самофинансирования, а не за счёт финансирования Католической Церкви.

По мере того, как движение Приютов Магдалины всё больше удалялось от первоначальных целей Движения спасения (они состояли в том, чтобы найти альтернативную работу для проституток, которые не могли найти себе постоянную работу из-за своей репутации), приюты стали приобретать характер, всё больше напоминающий тюремный. Монахини, наблюдавшие за воспитанницами, получили право применять жёсткие меры с тем, чтобы отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния .

Условия содержания

Как показывают регистрационные книги приютов, на ранней стадии их существования многие женщины приходили в приюты и уходили из них по своей собственной воле, иногда неоднократно.

По мнению Ф. Финнеган, поскольку многие воспитанницы в прошлом были проститутками, считалось, что они нуждаются в «исправительном наказании», «покаянии». Воспитанниц называли «детьми», а они сами должны были, вплоть до 1970-х гг, называть всех сотрудниц персонала «матерями», независимо от их возраста. Для принуждения к порядку и поддержания монастырской атмосферы воспитанницы должны были соблюдать строгое молчание в течение большей части дня, были распространены телесные наказания .

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек , женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины XX века. Исчезновение приютов Магдалины было вызвано, по мнению Френсис Финнеган, не столько изменением в отношении общества к сексуальным проблемам, сколько появлением стиральных машин .

Публичный скандал

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 г. монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин . Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 г. Мэри Норрис , Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4 ) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate ), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В мае 2009 г. Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт , где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930-1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры . Обвинения касались многих католических школ и государственных «индустриальных школ», а также приютов Магдалины.

После 18-месячного расследования, 5 февраля 2013 года комиссия опубликовала доклад. Согласно ему, были обнаружены «существенные» признаки сговора при приеме тысяч женщин в учреждения. Выжившие женщины, уже пожилые, угрожают голодовкой в знак протеста против того, что сменяющие другу друга ирландские правительства так и не сумели выделить финансовую компенсацию для тысяч женщин, находившихся там на положении рабынь. Премьер Энда Кенни затягивал с принесением извинений, что вызвало критику со стороны других членов Палаты представителей Ирландии . Кенни пообещал через две недели открыть в нижней палате полноценные дебаты по теме, «после чего у народа будет возможность ознакомиться с отчетом о том, к каким результатам они привели». Жертвы очень критически отнеслись к факту, что извинения не были принесены немедленно.

В культуре и искусстве

  • В повести «Яма» (написана в 1909-1915 годах) А. И. Куприна одна из героинь повести ( Женька) в разговоре с благотворительницей даёт приютам гневную отповедь, говоря, что в приютах Магдалины даже хуже, чем в борделях.
  • «Секс в холодном климате» - ирландский документальный фильм 1998 года о приютах Магдалины.
  • «Сёстры Магдалины » - совместный (Великобритания и Ирландия) фильм 2002-го года.

И в «Яме» А. И. Куприна, и в «Сёстрах Магдалины» приюты Магдалины описываются, как жуткое для воспитанниц место, с тяжёлой для них жизнью, с тяжёлым трудом, унижениями, моральным подавлением и изнасилованиями воспитанниц.

  • "Филомена" (Philomena) 2013 режиссёр Стивен Фрирз

См. также

  • Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви
  • Behavior modification facility
  • Исправительная школа
  • Прачечные Магдалины в Ирландии

В начале февраля власти Ирландии принесли официальные извинения жертвам произвола, который правительство страны чинило с начала XX века и до 1996 года. За это время более 10 тысяч женщин прошли через . Эти "исправительные прачечные" контролировались католической церковью, их было несколько по всей Ирландии. Попадали туда девочки, рожденные вне брака, либо женщины, совершившие различные правонарушения, даже самые незначительные.

Одной из таких заключенных была и Кэтлин Легг. Она попала туда как раз из-за того, что была внебрачным ребенком. Сейчас Кэтлин 77 лет. В интервью газете Sun она вспоминает те годы ужаса и насилия, когда она жила и трудилась в школе Святой Марии в Дублине. И хотя с тех пор прошло уже 60 лет, Кэтлин до сих пор не может забыть то время. Мать двоих детей вспоминает: "Это было рабство. Каждый раз, когда я закрываю глаза ночью, я возвращаюсь туда".

Когда мать Кэтлин отдавала ее в эту школу, она была уверена, что 14-летняя дочь будет жить в обычном интернате для детей, где за ней будут присматривать. Но как только девочка пересекла порог заведения, у нее отняли имя и дали ей номер: 26. Кэтлин рассказывает: "Мы были роботами. Мы потеряли всякое чувство индивидуальности. У нас отобрали свидетельства о рождении. У нас даже не было зеркал и календарей. Я даже не знала, как я выгляжу, а через несколько лет уже не могла понять, когда мой день рождения".

Но самым ужасным в этом заведении был изнуряющий труд. Девочки и юные девушки поднимались на заре, а потом, с 8 утра до 20 вечера они мыли полы, стоя на коленях, гладили простыни и готовили. И все это - в промышленных масштабах: девушкам приходилось управляться с огромными механизмами и тяжелыми сковородками, с которыми бы справился не каждый взрослый. "Это была работа, которая не каждому взрослому под силу, не говоря уже о заброшенных бедных девочках. Некоторым из них было всего 11 лет", - рассказала Кэтлин Легг.

"Однажды я должна была достать картофель из огромной пароварки. Я обожгла руки и отбросила сковороду. Было очень больно. Но монахини-надсмотрщицы только посмеялись. Они были настоящими садистками, - вспоминает бывшая узница. - Потом наступило Рождество. Девочкам раздавали так называемые подарки - полотенце и малюсенький кусок мыла. Когда дошла очередь до меня, мне сказали: "Ты же та девочка, которая уронила картошку? Никаких подарков тебе". И снова монахини смеялись. Они как будто получали удовольствие глядя, как мы страдаем".

Ужасная история произошла с еще одной "воспитанницей" этого интерната, когда ее рука попала под промышленный пресс. Их использовали, когда гладили простыни, которые потом отправляли в близлежащие отели. "У нее была очень серьезная травма, но надсмотрщицы сделали вид, что ничего не произошло. И мы продолжили работу в гнетущем молчании", - рассказывает Кэтлин. И добавляет, что сама она за все годы, проведенные в рабстве, не видела солнечного света и не слышала музыки. "Это было в порядке вещей: если работница заболевала, ее никто никогда больше не видел", - рассказала Кэтлин.

Но самым тяжелым трудом она называла даже не работу с промышленными прессами, во время которой многие получали ожоги, и это тоже было в порядке вещей. "Хуже всего было драить длинные темные коридоры голыми руками, стоя на коленях, особенно зимой. Каждый день тянулся, казалось, вечно, и счастьем было просто поесть в конце дня", - вспоминает Кэтлин.

Руководство "исправительных прачечных", между тем, составляло отчеты об "успеваемости" девочек, будто те учились в школе. Эти отчеты отправляли родным воспитанниц, чтобы никто не заподозрил, в каких рабских условиях девочки живут на самом деле. Матери Кэтлин отсылали такие отчеты, в которых говорилось, что девочка хорошо справляется на уроках. Однако никаких уроков там никогда не было.

Официальный доклад, который раскрыл всю правду о трудовых лагерях в Ирландии, был опубликован ранее в этом месяце. В нем эти заведения называют местом, где царит страх и одиночество. Кэтлин отмечает: "Никто из нас, девочек, не дружил между собой. Мы все были слишком запуганы - боялись, что монахини увидят, как мы общаемся друг с другом. У нас даже не было нормального обеда, чтобы в это время можно было поговорить".

Кэтлин признается: это были самые мрачные и тяжелые годы в ее жизни, и обратиться за помощью ей было не к кому. Большинство девушек покидали стены этого заведения, достигнув 16-летнего возраста. Но Кэтлин подхватила там легочную инфекцию и ей, больной, было некуда идти. Ее оставили там работать уборщицей.

В марте 1955 года Кэтлин, наконец, освободилась и покинула Ирландию. Ей было 19 лет. Кэтлин стала медиком в военно-воздушных войсках и там встретила своего мужа, Робби Легга. У нее, наконец, появилась возможность начать жизнь с нового листа. Но гнетущие воспоминания не давали ей жить спокойно, признается Кэтлин: "В 38 лет я вышла замуж за Робби. Я никогда ему не рассказывала, что трудилась в прачечной - было стыдно признаться. Я несла эти воспоминания на своих плечах как тяжелый груз".

Лишь в 2009 году она рассказала обо всем своим дочерям - 42-летней Трейси и 40-летней Кристине. После этого она вступила в организацию Magdalene Survivors Together, которая объединяет выживших в подобных трудовых лагерях - "Приютах Магдалины". Сейчас Кэтлин борется с раком легких. По ее словам, извинения, которые принесла бывшим узницам премьер-министр Ирландии Энда Кенни, являются важной вехой для них, выживших. Но они несоизмеримы с тем, что довелось пережить этим женщинам.

"Трудно поверить, но эти монахини называли себя сестрами милосердия. У них не было ни малейшего представления о том, что такое милосердие, - отметила Кэтлин. - Борьба продолжается. Теперь нам предстоит бороться за компенсацию. Я не сдамся".

В среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы, в т. ч. в России. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит (Leeson Street) в Дублине в 1767 г. Арабелла Денни .

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries). Последний такой приют на территории Ирландии был закрыт 25 сентября 1996 года.

События в одном из подобных приютов легли в основу фильма Питера Муллана «Сёстры Магдалины » (2002) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Борис Пастернак - Магдалина

    ВАШИ ГАЛАКТИЧЕСКИЕ РОДСТВЕННИКИ

    АВАТАР 2015 ТОТ АТЛАНТ МЕДИТАЦИЯ СЕРДЕЧНАЯ ЧАСТОТА

    Субтитры

    Борис Пастернак "Магдалина" Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата. Придут и сердце мне сосут Воспоминания разврата, Когда, раба мужских причуд, Была я дурой бесноватой И улицей был мой приют. Осталось несколько минут, И тишь наступит гробовая. Но, раньше чем они пройдут, Я жизнь свою, дойдя до края, Как алавастровый сосуд Перед тобою разбиваю. О, где бы я теперь была, Учитель мой и мой Спаситель, Когда б ночами у стола Меня бы вечность на ждала, Как новый, в сети ремесла Мной завлеченный посетитель. Но объясни, что значит грех, И смерть, и ад, и пламень серный, Когда я на глазах у всех С тобой, как с деревом побег, Срослась в своей тоске безмерной. Когда твои стопы, Исус, Оперши о свои колени, Я, может, обнимать учусь Креста четырехгранный брус И, чувств лишаясь, к телу рвусь, Тебя готовя к погребенью. У людей пред праздником уборка. В стороне от этой толчеи Обмываю мирром из ведерка Я стопы пречистые Твои. Шарю и не нахожу сандалий. Ничего не вижу из-за слез. На глаза мне пеленой упали Пряди распустившихся волос. Ноги я Твои в подол уперла, Их слезами облила, Исус, Ниткой бус их обмотала с горла, В волосы зарыла, как в бурнус. Будущее вижу так подробно, Словно Ты его остановил. Я сейчас предсказывать способна Вещим ясновиденьем сивилл. Завтра упадет завеса в храме, Мы в кружок собьемся в стороне, И земля качнется под ногами Может быть, из жалости ко мне. Перестроятся ряды конвоя, И начнется всадников разъезд Словно в бурю смерч, над головою Будет к небу рваться этот крест. Брошусь на землю у ног распятья, Обомру и закушу уста. Слишком многим руки для объятья Ты раскинешь по концам креста. Для кого на свете столько шири, Столько муки и такая мощь? Есть ли столько душ и жизней в мире? Столько поселений, рек и рощ? Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту.

Происхождение

Приюты Магдалины получили широкое распространение на волне протестантского «Движения спасения» (англ. Rescue movement ) XIX века, формальной целью которого была реабилитация . Именно в Ирландии сеть подобных приютов получила своё название в честь Марии Магдалины , которая, согласно воззрениям Западных Церквей , искупая свой прежний образ жизни, стала страстной последовательницей Иисуса Христа .

Движение приютов Магдалины в Ирландии вскоре получило одобрение католической церкви, и приюты, которые первоначально задумывались как кратковременные убежища, всё чаще становились учреждениями долгосрочного содержания. Воспитанницы должны были выполнять ряд принудительных работ, в частности, в прачечных , поскольку приюты существовали на основе самофинансирования, а не за счёт финансирования Католической Церкви.

По мере того, как движение Приютов Магдалины всё больше удалялось от первоначальных целей Движения спасения (они состояли в том, чтобы найти альтернативную работу для проституток, которые не могли найти себе постоянную работу из-за своей репутации), приюты стали приобретать характер, всё больше напоминающий тюремный. Монахини, наблюдавшие за воспитанницами, получили право применять жёсткие меры с тем, чтобы отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния .

Условия содержания

Как показывают регистрационные книги приютов, на ранней стадии их существования многие женщины приходили в приюты и уходили из них по своей собственной воле, иногда неоднократно.

По мнению Ф. Финнеган, поскольку многие воспитанницы в прошлом были проститутками, считалось, что они нуждаются в «исправительном наказании», «покаянии». Воспитанниц называли «детьми», а они сами должны были, вплоть до 1970-х гг, называть всех сотрудниц персонала «матерями», независимо от их возраста. Для принуждения к порядку и поддержания монастырской атмосферы воспитанницы должны были соблюдать строгое молчание в течение большей части дня, были распространены телесные наказания .

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек , женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины XX века. Исчезновение приютов Магдалины было вызвано, по мнению Френсис Финнеган, не столько изменением в отношении общества к сексуальным проблемам, сколько появлением стиральных машин .

Публичный скандал

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 г. монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин . Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 г. Мэри Норрис , Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4 ) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate ), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В мае 2009 г. Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт , где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930-1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры . Обвинения касались многих католических школ и государственных «индустриальных школ», а также приютов Магдалины.

После 18-месячного расследования, 5 февраля 2013 года комиссия опубликовала доклад. Согласно ему, были обнаружены «существенные» признаки сговора при приеме тысяч женщин в учреждения. Выжившие женщины, уже пожилые, угрожают голодовкой в знак протеста против того, что сменяющие другу друга ирландские правительства так и не сумели выделить финансовую компенсацию для тысяч женщин, находившихся там на положении рабынь. Премьер Энда Кенни затягивал с принесением извинений, что вызвало критику со стороны других членов Палаты представителей Ирландии . Кенни пообещал через две недели открыть в нижней палате полноценные дебаты по теме, «после чего у народа будет возможность ознакомиться с отчетом о том, к каким результатам они привели». Жертвы очень критически отнеслись к факту, что извинения не были принесены немедленно.

В культуре и искусстве

  • В повести «Яма» (написана в 1909-1915 годах) А. И. Куприна одна из героинь повести ( Женька) в разговоре с благотворительницей даёт приютам гневную отповедь, говоря, что в приютах Магдалины даже хуже, чем в борделях.

Image caption Некоторые бывшие работницы "приютов Магдалины" отвергли извинение ирландского премьера

Премьер-министр Ирландии Энда Кенни принес извинения за плохие условия труда в "прачечных Магдалины", в которых вынуждены были трудиться так называемые "падшие женщины", но он не стал приносить официальных извинений от лица правительства.

В докладе ирландского правительства говорится, что в период с 1922 по 1996 год в прачечных работало около 10 тысяч женщин. Специальная комиссия пришла к выводу, что власти страны в течение многих лет направляли женщин на бесплатный труд в промышленных прачечных, действовавших под руководством католической церкви.

На работы за проезд без билета

"Приюты Магдалины" функционировали как работные дома для "падших женщин". Многих женщин направляли туда за беременность вне брака, в том числе в случае изнасилования, или просто по решению священника.

Женщин также ссылали в "прачечные Магдалины" за самые малые проступки, например, за проезд на поезде без билета.

Большинство работавших в прачечных оказались там за мелкое воровство и бродяжничество.

Некоторых женщин ссылали туда за проституцию.

Причастность государства

В 2011 году Комитет ООН против пыток призвал ирландское правительство провести расследование жестокого обращения с тысячами женщин в "прачечных Магдалины".

В ответ ирландское правительство поручило комиссии во главе с сенатором Мартином Макалисом проверить факт причастности государственных органов к эксплуатации труда женщин в "прачечных Магдалины".

Те, кто пострадал еще ребенком, теперь имеют право рассказать об этом комиссии, недавно учрежденной правительством Северной Ирландии Патрик Корриган, "Международная Амнистия"

По словам ирландского премьера, эти прачечные существовали в "суровой и бескомпромиссной Ирландии". Он выразил соболезнования пострадавшим и семьям тех, кто умер в "приютах Магдалины". Однако он не стал приносить официальных извинений от лица правительства.

Согласно отчету, прачечным доставались выгодные государственные контракты, тогда как труд их работниц не оплачивался.

Расследование комиссии

Ирландский премьер сообщил, что комиссия, подготовившая доклад, не нашла доказательств сексуального насилия в прачечных. По его словам, из всех работавших в прачечных 10% были посланы туда семьями, а 19% сами добровольно согласились на работу. Как подсчитала комиссия, более двух тысяч женщин были направлены туда по решению государственных органов.

По данным комиссии, половине девушек и женщин, работавших в прачечных, не было 23 лет, и 40% из них, более 4 тысячи человек, находились в заключении более года.

15% работали в прачечных более пяти лет, а в среднем каждая из них проработала в прачечных семь месяцев.

Image caption По данным доклада, более 4 тысячи женщин находились в заключении в "приютах Магдалины" более года

Самой молодой девушке, погибшей в прачечных, было 15 лет, а самой пожилой – 95.

Некоторых женщин посылали в прачечные больше одного раза. Сохранились документы, подтверждающие факт прибытия на работу в прачечные 14 607 человек. Всего было зарегистрировано 8 025 разных причин для посылки провинившихся на эту работу.

Северная Ирландия

"Те, кто пострадал еще ребенком, теперь имеют право рассказать об этом комиссии, недавно учрежденной правительством Северной Ирландии", - заявил представитель "Международной Амнистии" Патрик Корриган.

Некоторые бывшие работницы "приютов Магдалины" отвергли извинение ирландского премьера и призвали правительство и церковные учреждения полностью признать свою ответственность за их существование.