Приюты Марии Магдалины: какими были лагеря для перевоспитания проституток. Сестры Магдалины - «Хуже, ЧЕМ В АДУ

Прачечная Магдалины в Ирландии, начало XX века

Приют Магдалины (англ. Magdalene asylum) - сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых «падших женщин», существовавшая с конца XVIII века и до конца XX века. Наибольшее распространение получили в католической Ирландии, хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов, в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит (Leeson Street) в Дублине в 1767 г. Арабелла Денни.

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries). Последний такой приют на территории Ирландии был закрыт 25 сентября 1996 года.

События в одном из подобных приютов легли в основу фильма Питера Муллана «Сёстры Магдалины» (2002).

Происхождение

Прачечная Магдалины в Англии, начало XX века

Приюты Магдалины получили широкое распространение на волне протестантского «Движения спасения» (англ. Rescue movement) XIX века, формальной целью которого была реабилитация проституток. Именно в Ирландии сеть подобных приютов получила своё название в честь Марии Магдалины, которая, согласно воззрениям Западных Церквей, искупая свой прежний образ жизни, стала страстной последовательницей Иисуса Христа.

Движение приютов Магдалины в Ирландии вскоре получило одобрение католической церкви, и приюты, которые первоначально задумывались как кратковременные убежища, всё чаще становились учреждениями долгосрочного содержания. Воспитанницы должны были выполнять ряд принудительных работ, в частности, в прачечных, поскольку приюты существовали на основе самофинансирования, а не за счёт финансирования Католической Церкви.

По мере того, как движение Приютов Магдалины всё больше удалялось от первоначальных целей Движения спасения (они состояли в том, чтобы найти альтернативную работу для проституток, которые не могли найти себе постоянную работу из-за своей репутации), приюты стали приобретать характер, всё больше напоминающий тюремный. Монахини, наблюдавшие за воспитанницами, получили право применять жёсткие меры с тем, чтобы отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния.

Как показывают регистрационные книги приютов, на ранней стадии их существования многие женщины приходили в приюты и уходили из них по своей собственной воле, иногда неоднократно.

По мнению Ф. Финнеган, поскольку многие воспитанницы в прошлом были проститутками, считалось, что они нуждаются в «исправительном наказании», «покаянии». Воспитанниц называли «детьми», а они сами должны были, вплоть до 1970-х гг, называть всех сотрудниц персонала «матерями», независимо от их возраста. Для принуждения к порядку и поддержания монастырской атмосферы воспитанницы должны были соблюдать строгое молчание в течение большей части дня, были распространены телесные наказания.

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек, женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины XX века. Исчезновение приютов Магдалины было вызвано, по мнению Френсис Финнеган, не столько изменением в отношении общества к сексуальным проблемам, сколько появлением стиральных машин.

Публичный скандал

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 г. монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин. Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 г. Мэри Норрис, Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В начале XXI века при обследовании приюта Бетани были обнаружены безымянные могилы детей, умерших в этом приюте. Этот приют находился в Ратгаре до закрытия в 1972 г., и ещё до этого открытия неоднократно обвинялся в злоупотреблениях и небрежном отношении к воспитанницам.

В мае 2009 г. Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт, где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930-1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры. Обвинения касались многих католических школ и государственных «индустриальных школ», а также приютов Магдалины.

После 18-месячного расследования, 5 февраля 2013 года комиссия опубликовала доклад. Согласно ему, были обнаружены «существенные» признаки сговора при приеме тысяч женщин в учреждения. Выжившие женщины, уже пожилые, угрожают голодовкой в знак протеста против того, что сменяющие другу друга ирландские правительства так и не сумели выделить финансовую компенсацию для тысяч женщин, находившихся там на положении рабынь. Премьер Энда Кенни затягивал с принесением извинений, что вызвало критику со стороны других членов Палаты представителей Ирландии. Кенни пообещал через две недели открыть в нижней палате полноценные дебаты по теме, «после чего у народа будет возможность ознакомиться с отчетом о том, к каким результатам они привели». Жертвы очень критически отнеслись к факту, что извинения не были принесены немедленно.

Правительство Ирландии официально признало факт обращения в рабство в прошлом веке более 10 тысяч женщин: они попадали в монастыри, после чего были вынуждены бесплатно работать в так называемых прачечных Магдалины. Жертвы недовольны извинениями властей и требуют компенсаций.

Ирландия приоткрыла завесу над одним из преступлений церкви, раскрыв деятельность так называемых прачечных Магдалины - сети приютов и рабочих домов, в которых на протяжении 70 лет были заточены более 10 тысяч женщин.

Вину взяло на себя правительство страны, официально признав факт рабства.

Во вторник вечером правительство Ирландии обнародовало результаты 18-месячного расследования работы десяти «прачечных Магдалины», которое было запущено после интереса со стороны комитета ООН против пыток. Премьер-министр страны Энда Кенни признал «значительную роль государства» в поддержке сети прачечных. Они были открыты четырьмя религиозными общинами страны в 1922 году. Прачечные стирали белье для гостиниц, ирландской армии и даже для пивных баров Guinness. Они были закрыты в 1996 году.

Прачечные были совмещены с приютами, которые держали монахини. Первоначально в эти заведения планировалось ссылать проституток для «искупления грехов».

Однако вскоре «прачечные Магдалины» стали импровизированной тюрьмой.

Туда отправляли бездомных, нарушительниц правопорядка, кроме того, родители сами сдавали в эти приюты «провинившихся» дочерей, например забеременевших вне брака, ставших жертвами изнасилования или просто оказавшихся ненужными в семье (например, как говорят пострадавшие, мачехи отсылали в «прачечные Магдалины» слишком красивых падчериц). Монахини избивали воспитанниц, оставляли их без еды, давали лохмотья вместо одежды. Пока страна официально голосовала за права женщин, в прачечных царило суровое средневековье. Многие жертвы сходили с ума или умирали в приюте от болезней и тяжелой работы, сообщают местные СМИ.

«Я просыпалась в шесть утра и работала до девяти вечера», - вспоминает одна из выживших «воспитанниц», 60-летняя Морин Салливан.

Ей было 12, когда ее мать вышла повторно замуж после смерти супруга. Отчим насиловал девочку. Священнослужитель, которому она открылась, заявил, что теперь «на ней лежит грех». Мать не задумываясь отдала дочь в приют. Монахини сразу заявили девочке, что теперь ей придется откликаться на имя Френсис. «У меня отняли все - мое имя, мои права, мне нельзя было играть с другими детьми, нельзя было общаться ни с кем», - говорит Салливан. Во время проверок со стороны школьных инспекторов ее вместе с другими подростками монахини загоняли в подземный тоннель, видимо канализационный. «Я могу только предположить, что я не должна была работать в прачечной», - говорит Салливан.

«Монахини украли мое детство, уничтожили мою жизнь, я никогда не знала, как это - быть молодой девушкой», - говорит экс-рабыня.

Другая жертва прачечных 60-летняя Мэри Смит родилась в приюте: ее мать была обвинена в незаконной беременности. Когда Мэри выросла, она безумно боялась иметь детей, так как это означало для нее заточение.

Расследование правительства показало, что всего в прачечных работало 10 тысяч 14 женщин, свыше 2,1 тысячи были сосланы туда решением государства, в том числе судов. А сбежавших ловили силами полиции. Самой юной работнице было девять лет, самой пожилой - 89 лет. Средний возраст составлял 24 года. В настоящее время в живых осталось около тысячи бывших работниц прачечных. Исследователи добавили, что не нашли доказательств насилия, в том числе сексуального, в прачечных. Представлявший доклад премьер-министр Ирландии Энда Кенни извинился за притеснения и ужасные условия жизни в прачечных, пояснив, что они были продуктом «жесткой и бескомпромиссной Ирландии».

Хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов , в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы, в т. ч. в России. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит (Leeson Street) в Дублине в 1767 г. Арабелла Денни .

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries). Последний такой приют на территории Ирландии был закрыт 25 сентября 1996 года.

События в одном из подобных приютов легли в основу фильма Питера Маллана «Сёстры Магдалины » (2002) .

Происхождение

Прачечная Магдалины в Англии, начало XX века

Приюты Магдалины получили широкое распространение на волне протестантского «Движения спасения » (англ. Rescue movement ) XIX века, формальной целью которого была реабилитация . Именно в Ирландии сеть подобных приютов получила своё название в честь Марии Магдалины , которая, согласно воззрениям Западных Церквей , искупая свой прежний образ жизни, стала страстной последовательницей Иисуса Христа .

Движение приютов Магдалины в Ирландии вскоре получило одобрение католической церкви, и приюты, которые первоначально задумывались как кратковременные убежища, всё чаще становились учреждениями долгосрочного содержания. Воспитанницы должны были выполнять ряд принудительных работ, в частности, в прачечных , поскольку приюты существовали на основе самофинансирования, а не за счёт финансирования Католической Церкви.

По мере того, как движение Приютов Магдалины всё больше удалялось от первоначальных целей Движения спасения (они состояли в том, чтобы найти альтернативную работу для проституток, которые не могли найти себе постоянную работу из-за своей репутации), приюты стали приобретать характер, всё больше напоминающий тюремный. Монахини, наблюдавшие за воспитанницами, получили право применять жёсткие меры с тем, чтобы отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния .

Условия содержания

Как показывают регистрационные книги приютов, на ранней стадии их существования многие женщины приходили в приюты и уходили из них по своей собственной воле, иногда неоднократно.

По мнению Ф. Финнеган, поскольку многие воспитанницы в прошлом были проститутками, считалось, что они нуждаются в «исправительном наказании», «покаянии». Воспитанниц называли «детьми», а они сами должны были, вплоть до 1970-х гг, называть всех сотрудниц персонала «матерями», независимо от их возраста. Для принуждения к порядку и поддержания монастырской атмосферы воспитанницы должны были соблюдать строгое молчание в течение большей части дня, были распространены телесные наказания .

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек , женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины XX века. Исчезновение приютов Магдалины было вызвано, по мнению Френсис Финнеган, не столько изменением в отношении общества к сексуальным проблемам, сколько появлением стиральных машин .

Публичный скандал

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 г. монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин . Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 г. Мэри Норрис , Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4 ) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate ), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В мае 2009 г. Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт , где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930-1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры . Обвинения касались многих католических школ и государственных «индустриальных школ», а также приютов Магдалины.

После 18-месячного расследования, 5 февраля 2013 года комиссия опубликовала доклад. Согласно ему, были обнаружены «существенные» признаки сговора при приеме тысяч женщин в учреждения. Выжившие женщины, уже пожилые, угрожают голодовкой в знак протеста против того, что сменяющие другу друга ирландские правительства так и не сумели выделить финансовую компенсацию для тысяч женщин, находившихся там на положении рабынь. Премьер Энда Кенни затягивал с принесением извинений, что вызвало критику со стороны других членов Палаты представителей Ирландии . Кенни пообещал через две недели открыть в нижней палате полноценные дебаты по теме, «после чего у народа будет возможность ознакомиться с отчетом о том, к каким результатам они привели». Жертвы очень критически отнеслись к факту, что извинения не были принесены немедленно.

В культуре и искусстве

  • В повести «Яма» (написана в 1909-1915 годах) А. И. Куприна одна из героинь повести ( Женька) в разговоре с благотворительницей даёт приютам гневную отповедь, говоря, что в приютах Магдалины даже хуже, чем в борделях.
  • «Секс в холодном климате» - ирландский документальный фильм 1998 года о приютах Магдалины.
  • «Сёстры Магдалины » - совместный (Великобритания и Ирландия) фильм 2002-го года.

И в «Яме» А. И. Куприна, и в «Сёстрах Магдалины» приюты Магдалины описываются, как жуткое для воспитанниц место, с тяжёлой для них жизнью, с тяжёлым трудом, унижениями, моральным подавлением и изнасилованиями воспитанниц.

  • "Филомена" (Philomena) 2013 режиссёр Стивен Фрирз

См. также

  • Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви
  • Behavior modification facility
  • Исправительная школа
  • Прачечные Магдалины в Ирландии

Под жутким впечатлением от фильма «Сестры Магдалины», который рекомендовали в соседней теме Феминистских фильмов. Во время просмотра я думала, что речь идет о 1800хх годах и была в шоке, когда в конце увидела надпись о том, что последний приют был закрыт в 1996 году.

Приют Магдалины (англ. Magdalene asylum) - сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых «падших женщин», существовавшая с конца XVIII века и до конца XX века. Наибольшее распространение получили в католической Ирландии, хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов, в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы.
В фильме рассказаны реальные истории нескольких женщин. Одну упекла в приют семья за то, что ее изнасиловал ее же двоюродный брат. Вторая родила ребенка вне брака, ребенка насильно забрали в приемную семью, она же оказалась в этой тюрьме. Еще одна девушка была заторможена в развитии, у нее был маленький сын, за которым присматривала ее сестра, пока та отбывала повинность. Четвертая героиня была слишком красива и заслуживала «исправления».

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания ипринудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries).

Девушек избивали за любое выражение свое мнения, отстаивания своих прав. Они целыми днями занимались рабским трудом, стирая руками чужое белье, недоедая и проводя часы за молитвами. Уйти из приюта они могли только умерев, сбежав либо если кто-то из семьи заберет из обратно. Одна девушка постоянно пыталась сбежать домой, ее возвращал обратно отец в побитом состоянии с кровоподтекам, напоминая ей, что у нее нет больше дома и ей некуда возвращаться. Она горько плакала из-за этого.

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек, женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Меня больше всего поразило то, что тюрьма имела связь с внешним миром. На новый год спонсоры дарили приюту подарки, девушек выводила на улицу раз в год на общественные мероприятия, их посещал мэр и машина, которая привозила и забирала белье для стирки. То есть много людей видело, что происходит, в каком состоянии там эти женщины и все это не только не останавливалось, а одобрялось.

В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.
Героиню, которая страдала от психического расстройства закрыли в психбольнице, где ее уничтожили постепенно как личность. Она выработала привычку вызывать у себя рвоту и умерла от анорексии в 24 года.
Это заведение существовало на самом деле в Ирландии. Его закрыли в 1996 году. Ирландия вступила в Евросоюз в 1973 году.

Приют Магдалины (англ Magdalene asylum) — сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых «падших женщин», существовавших с конца 18 века и до конца 20 века. Наибольшее распространение получили в католической Ирландии, хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов, в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит (Leeson Street) в Дублине в 1767 г. Арабелла Денни.

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу 20 века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии).

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек, женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины 20 века.

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 г. монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин. Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 г. Мэри Норрис, Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 г. Канал 4 (англ Channel 4) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ Sex in a Cold Climate), где проинтервьюировал бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В мае 2009 г. Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт, где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930—1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры. Обвинения касались многих католических школ и государственных «индустриальных школ», а также приютов Магдалины.