Религиозные войны во франции план. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Список использованной литературы

Цели: (сл. 2) - охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции во второй половине XVI века;

Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивать умение работать с историческими источниками и находить нужную информацию

Воспитывать толерантность к другому вероисповеданию

Оборудование:

Ход урока:

Один из прочных мифов светского государства заключается в том, что религия настолько опасна, настолько изменчива, настолько подвержена вспышкам насилия, что единственной защитой, которую мы имеем от разрушения общества, является возведение стены, отделяющей религию от государства.

Мы все слышали эту историю, и на самом деле, также услышав бесконечные рассказы об ужасах о великих религиозных войнах, особенно о французских войнах религии и тридцатилетней войне, мы могли бы сильно склониться к мифу. Даже мое называть это мифом кажется неуместным. Разве что история учит нас? История на самом деле учит нас двум вещам.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Игра « Верно или неверно»

(если всё выполнено правильно, то должна получиться буква Е)

1. Война Алой и Белой Розы длилась 30 лет (в)

2. Через 16 век проходят три главных мотива: Реформация, усиление абсолютизма и завоевание морского господства(в)

3. Начало Реформации в Англии связано с именем Генриха VIII (в)

Проще говоря, главная причина этих войн была политической, а не религиозной. Если религиозные различия являются основной причиной этих кровопролитных конфликтов, утверждает Кавано, тогда мы ожидаем найти, что они неизменно сражались с опрятными знаменательными линиями. То, что мы на самом деле находим, это католические императоры, атакующие папы, католические французские короли, нападающие на католических императоров, протестантских королей и князей, которые сидят с католическими королями против других протестантов, лютеранских и католических королей, объединенных против католических императоров, дворян и протестантских гугенотов и католических дворян во Франции, и простые протестантские гугеноты, которые также объединились против дворян, протестантских и католических дворян во Франции, объединившихся против своего католического короля, протестанты отвергли протестантский союз, даже когда некоторые католики поддерживали его, лютеранские князья, непреклонно поддерживающие права католического императора, католической Франции поддерживая протестантских князей в Германии, голландские кальвинисты помогают католическому королю подавлять восстания французских кальвинистов, лютеранцев, возглавляющих католическую имперскую армию, и наемников каждой религиозной полосы, продающих себя самому высокому католическому или протестантскому участнику.

5. Папа Римский отказал Генриху VIII в разводе (В)

6. Генрих не смог жениться на Анне Болей, так как не получил развода (н, получил от епископа Кентерберийского)

7. В 1555 году король объявил себя главой англиканской церкви(н, в 1534 г., парламент объявил)

8. Реформация в Англии началась так же как и в Германии «снизу» (н, сверху)

9. Генрих VIII , чтобы запоручиться поддержкой церкви, подарил им огромное количество земель (н, наоборот, отбирал принадлежащие им земли)

Охарактеризуем особенности религиозной

И это всего лишь очень быстрый обзор примеров, которые были предоставлены Кавано. Тщательное, беспристрастное исследование так называемых религиозных войн дает довольно неожиданный результат, что они не были религиозными войнами. Это были политические войны, которые игнорировали религиозные различия, когда более важные политические цели требовали либо сотрудничества с религиозными противниками, либо антагонизма с теми, кто разделял одни и те же религиозные убеждения, и использовали религиозные различия, когда они служили в политических целях.

10. У Генриха VIII не было сторонников в борьбе за Реформацию (н., Томас Мор)

11. Король сам назначал епископов. (в)

12. Мария Католическая получила прозвище «кровавая», потому что в годы её правления было пролито много крови.(в)

13. Супруг Марии Кровавой горячо поддерживал политику Контрреформации в Англии (в).

14. Правление Елизаветы названо « золотым веком» (в)

Это первый урок истории, второй - не менее важный и относится к первому. Как ясно показывает Кавано, светское государство нуждалось в том, чтобы люди поверили в историю, что религия является причиной насилия, потому что эта вера позволяет реально создавать светского государства. Светское государство - это то, что возникает, когда религия насильственно удаляется с публичной площади через власть государства. Миф о религиозном насилии оправдывает удаление религии, и именно благодаря этому удалению государство достигает секуляризации.

Это можно видеть, утверждает Кавано, в суде Верховного суда по делу Эверсон против Совета по образованию, которое интерпретировало положение о создании как требование создания «стены разделения между церковью и государством». Как показали другие историки-юристы, слова Джефферсона практически не имели юридического эффекта до Эверсона. Американская юриспруденция была определена понятием сотрудничества между церковью и государством, поскольку было достигнуто общее согласие в отношении того, что государству нужна моральная и религиозная поддержка по церкви.

15. Королевой Елизавета стала в возрасте 25 лет (в)

16. Первое, что сделала Елизавета придя к власти, было провозглашение государственной церковью англиканскую. (в)

17. Епископы в годы правления Елизаветы не были подчинены её власти (н, были ей подчинены)

18. Королева Елизавета поддерживала протестантов (н)

19. Пуритане - это люди, придерживающиеся лютеранской церкви (н, кальвинистской)

Но к середине двадцатого века секуляризм овладел интеллигенцией и, благодаря университетскому образованию, сформировал мышление ученых-юристов и юристов. Они были сформированы мифом Просвещения, что религия была отрицательным присутствием, которое, ради человеческого прогресса, нужно было устранить ради мира. Свидетельством этого были ужасные зверства религиозных войн.

Эта стена должна оставаться высокой и неприступной. Короче говоря, Эверсон стал инструментом санкционированной государством секуляризации. Это привело к возникновению действительно светского государства именно через активное отделение церкви от государства и возведение стены разделения. Исторически сложилось так, что это активное разделение и стена создали светское состояние, где раньше не существовало.

20. Политику, проводимую Елизаветой, нельзя считать веротерпимой. (н., можно)

21. Елизавете, чтобы спасти страну от религиозных войн, пришлось казнить свою родственницу Марию Стюарт (в)

22. Она покровительствовала развитию промышленности и торговле

23. В 1588 году Филипп II снарядил огромную эскадру, названную Непобедимой армадой (в)

Теперь вы видите связь между первым уроком истории и вторым. Если представление о том, что религия является основной причиной кровавого конфликта, - это миф, а так называемые религиозные войны фактически подпитывались политическими амбициями, тогда предполагаемая насущная необходимость воздвигнуть неприступную стену разделения между церковью и государством также рушится, Что же тогда оправдывает секуляризованное государство?

Примечание. Наша цель - развивать серьезный и уважительный диалог. Учебный сайт по истории, 17 марта 1 декабря. Это привело к столкновениям с различными папами, но они не могли взять на себя одного из самых могущественных монархов Европы, и Луис получил свой путь в отношении религии. Людовику, что хорошо для него, было хорошо для Франции - он не видел разницы в двух, и церковь, которая была подчинена Луи, была хороша для него.

24. В Морском сражении испанцы были разбиты, что сделало Англию морской владычицей (в)

25. Реформация в Англии помогла укрепить абсолютную королевскую власть (в)

3. Сообщение темы и целей урока.

План (сл. 4)

1. Один король, но две веры.

2. Первая кровь.

3. Путь беды.

4. « Кровавая свадьба»

5. « Король, спасший Францию».

Исторически сложилось так, что Франция испытала много потрясений в отношении религии. Он разлучил Францию ​​и угрожал монархии как институту. Сам Луис был твердо убежден в том, что Римская Католическая Церковь была важным инструментом во Франции для поддержания контроля над людьми. Луис хотел, чтобы религиозное единообразие было соблюдено. Это было особенно верно во второй части его правления, когда на него все больше влияло.

Луис проигнорировал Дворянина Кровью, когда он пришел к назначению на церковь и назначил людей из Благородного дебе. И снова эти люди стали полагаться на короля за свое положение, и они полностью поддержали его на Генеральной Ассамблее духовенства. Церковь оказала финансовую поддержку Луи и встала на его сторону, когда он столкнулся с римским папой - даже над досадным вопросом о том, кто фактически контролировал католическую церковь во Франции - короля или папу. Этот вопрос достиг своего пика, когда король столкнулся с папой над тем, кто контролировал землю, занятую Францией после того, как, следовательно, условия Болоньи не считались для этой территории.

6. « Добрый король»

7. Кардинал Ришелье.

В 1598 году во Франции был издан Нанский эдикт, и до 1685 года в стране торжествовала веротерпимость. НО путь к этому документу был очень длинным и тернистым. Сегодня мы поговорим о том, что это за документ, каково его значение для французов разной веры.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Покровительствовал развитию торговли и мануфактуры

Церковь во Франции присоединилась к Луи, и 59 новых епархий официально получили покровительство Луи - с финансовыми наградами, которые это принесло бы, и еще больше позволили ему расширить свою власть за пределами Парижа. Во время его царствования Луи приказал преследовать янсенистов. Те, кто следовал за янсенизмом, верили в предопределение, что было против того, что проповедовала католическая церковь. Предопределение также было основополагающей частью верований веры. Янсенисты были открыто враждебны к тому, что иезуиты становились все более влиятельными в жизни Луи, король терпел их все меньше и меньше.

Вспомните, пожалуйста, в каком веке произошло объединение Франции? (в конце 15 века)

После объединения Франция по численности населения стала самым большим государством в Европе, так как в стране проживало 15 млн. человек.

Как вы думаете, кто был недоволен усилением королевской власти и почему? (аристократия, которая не хотела терять независимость)

Известно, что два монастыря возле Парижа были горячими джаннисцами. В том же году он исключил новичков в двух монастырях. В последующие годы монахини, которые остались в обоих монастырях, были насильственно перемещены в другие монастыри, которые, как известно, были антиансенистами.

Луи также преследовал движение, известное как квиетизм. Это было мистическое движение, которое происходило в Испании и Италии. Во Франции его возглавляла г-жа де Гуйнон. Движение сосредоточилось на полной любви к Богу, что сделало ненужным церемониальные и религиозные произведения. Это означало, что он мог существовать независимо от католической церкви, и этот Луис не мог принять.

В начале 16 века во Франции стал распространяться кальвинизм. Многие недовольные, дворянство и горожане, приняли лозунги Реформации, став кальвинистами.

Как вы думаете, в какой части Франции было больше всего сторонников Реформации?(на юге, т.к. там были традиционные оппозиционные настроения)

В стране появились французские переводы Евангелия, в храмах стали звучать мотивы на родном языке.

Луис был менее терпим к гугенотам. Поэтому в простых числовых выражениях они представляли гораздо большую угрозу для стабильности в Франции, чем это сделали янсенисты, а предыдущая французская история показала, что гугеноты могут быть менее лояльными к короне. Однако, в период правления Луи, гугеноты были лояльной и трудолюбивой группой, которая многое сделала для Франции в отношении модернизации своей экономики. Во всех смыслах они были выгодой для Франции - почему же Луи решил преследовать их?

« Добрый король»

Ассамблея духовенства несколько лет настаивала на его действиях против «еретиков». В своей более поздней жизни Луи также попал под влияние г-жи де Мейттенон, которая была горячим католиком и имела конфессий-иезуитов, которые вскоре получили ухо короля. Обе группы хотели принять меры против гугенотов.

В результате к концу первой четверти XVI века Франция была расколота на два враждебных лагеря: католиков и протестантов.

- (сл. 5) Кто же поддерживал каждую из этих враждующих групп? (католиков - французские короли династии Валуа (север) , а протестантов - буржуа - предприниматели, крестьяне, недовольные сеньориальными и церковными поборами (юг)

Добрый, славный король

Условия были строго соблюдены, и были изданы указы, из-за которых Гугенот становился все труднее устроиться на работу в любую из профессий. Это фактически исключало их из правительственных должностей. Те, кто вернулся к католицизму, получили денежные выплаты, чтобы привлечь других к тому, чтобы сделать то же самое. В некоторых районах у гугенотов были солдаты, приписанные к ним, - «дело» в том, что они будут удалены, если те, кто в этом регионе, вернутся обратно в Церковь. Это сделало протестантизм незаконным.

Их потеря была плохо ощущаема, поскольку многие из этих людей имели много возможностей предложить экономику Франции. Они взяли свои таланты в Бранденбург-Пруссию, Объединенные провинции или Британию. Такой приток беженцев сделал очень много, чтобы разозлить соответствующие правительства тех стран, которые принимали беженцев.

- (сл. 6) Французские кальвинисты стали называться гугеноты (на швейцарском диалекте французского «товарищ»

Почему, на ваш взгляд, французские короли не приняли идей Реформации (они привыкли связывать французский престол с основами католического вероисповедания. Сами они не могли принять протестантизм, а сосуществование второй религии не допускали)

Правительства не сердились на беженцев, но с Луисом. Для них то, что он сделал с гугенотами, показал, какой тиран он стал и какова потенциальная опасность для Европы. С этого момента это привело Францию ​​к поиску претензий испанского престола, которые станут важными годами позже, в преддверии так называемой войны в Деволюции.

Абсолютизма во Франции

Вначале, однако, «с миром Пиренеев Испания опустилась с высоты верховенства в ранг второсортной власти, в то время как Франция продолжала беспрепятственно развивать свою континентальную гегемонию». Испания также находилась на экономическом минимуме. Религия не является причиной войн; Это оправдание.

Какую же деятельность вели гугеноты? (сл. 7)

1) первоначально собирались тайно на собрания

2) затем перешли к активной борьбе против папы и епископов.

3) получали от Кальвина литературу, создавали свои типографии и печатали листовки с изложением Лютера и Кальвина

Таким образом, Реформация распространилась в Англии.

-(сл.8) Религиозные войны начались во Франции в 1562 году, когда лотарингский герцог Генрих де Гиз, проезжая мимо местечка Васи, напал на отправляющихся религиозную службу гугенотов. Давайте об этом прочитаем

2) работа по учебнику:

(сл. 9) - Екатерина Медичи. Властная и хитрая интриганка. Управляла страной, так как её сын, Карл IX, был малолетним. Её интриги и хитрость была направлена на укрепление королевской власти и сохранение единства страны.

(сл. 10) - Карл IX. Годы правления с 1560- 1574 гг. Проблемы, стоявшие перед Францией, его не интересовали

Запишем дату: 1562 год - начало религиозных войн в Англии

Религиозный войны толкнули страну на путь беды. Каким образом?

Католики

Гугеноты

Создавали свои братства

Устраивали многочисленные процессии

Убивали гугенотов, не считая это грехом.

Не щадили ни женщин, ни детей

Были менее жестоки

Разоряли католические церкви: крушили статуи святых и иконы

Не щадили священников и монахов

НО: не трогали женщин и детей

В ходе религиозных войн протестанты вынудили королевскую власть пойти на уступки.

В 1570 году в Сен - Жермене был заключён мирный договор.

Итог: разрешалось протестантское богослужение

Гугеноты получили право наравне в католиками занимать государственные должности

За ними закреплялась территория 4-х крепостей, в том числе Ла-Рошель. Но мир длился недолго.

В истории Франции имело место событие, которое вошло под названием: « Кровавая свадьба».(сл. 12) Давайте об этом прочитаем.

Стр. 120 - 122

(сл. 13) Адмирал Колиньи. Был руководителем гугенотов вместе с королём Генрихом Наваррским. В результате покушения был ранен выстрелом из-за угла, но выжил. Потом был убит, труп проволокли по улицам, а затем повесили

3) самостоятельная работа учащихся:

Прочитайте пункт на стр. 122 и ответьте на вопрос, какой король спас Францию? В чём заключалось его спасение?

4) рассказ учителя:

Генрих IV (сл. 15) остался в памяти французов как «добрый», «славный» король. Чем же он заслужил такую оценку?(сл. 16)

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией

2) снизил прямой налог с крестьян

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Оборудование урока:

  1. Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;
  2. Атласы по Новой истории для 7 класса;
  3. Карта «Религиозные (гугенотские) войны во Франции.1562-1598 гг.»;
  4. Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;
  5. Памятка оценки деятельности правителя;
  6. Мультимедиапроектор.
  7. И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Тип урока : комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Форма урока : урок-презентация.

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

  1. Актуализация ранее изученной темы.
  2. Распространение Реформации во Франции.
  3. Начало религиозных войн.
  4. « Варфоломеевская ночь»
  5. Война трех Генрихов.
  6. Добрый король» Генрих IV Наваррский
  7. Правление Ришелье.
  8. Закрепление изученного материала.

Основные понятия и термины:

Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант

Ход урока

I.Оргмомент.

II. Повторение

1. Фронтальный опрос:

по понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии) слайд1:

1.Реформация

2.Революция

3.Протестанты

4. Лютеранская церковь

5. Кальвинистская церковь

6.Англиканская церковь

7. Пуритане.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе) слайд2:

  1. 1517 год,
  2. 1524-1526 гг.,
  3. 1555 год,
  4. 1534 год.

по именам (вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации) слайд 3

  1. Мартин Лютер, 4.Филипп II,
  2. Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,
  3. Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

2. Работа с картой:

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

III. Изучение нового материала.

1).Вступительное слово учителя :

Сегодня на уроке я приглашаю вас в одно удивительное путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.

Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции. Записываем тему урока (демонстрируется слайд4 ) и обратим внимание на основные вопросы с которыми вы познакомитесь на уроке (дети зачитывают план урока, высказывают мнение о наиболее интересных для них вопросах плана).

2). Работа по плану урока.

1.Распространение Реформации во Франции . (5 слайд).

В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму? /Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебником с. 118-119. По ходу работы учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом/:

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

Некоторая часть крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

2.Начало религиозных войн (слайд 6) Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом.

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562-1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562-1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи. /Сообщение учащегося о Екатерине Медичи/.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.

"Добродетель в политике - это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали. (демонстрируются слайды 7,8).

  1. «Варфоломеевская ночь» (слайд 9)

? Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает? Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан?

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

Чтобы восстановить те далекие события давайте обратимся к фрагменту из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

"Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож - католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля".

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек

/Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

4.Война трех Генрихов (слайды 10,11)

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт»

Учебник, с. 125-126

5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский (слайд 12)

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.

? Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»? / Самостоятельная работа с учебником с. 122-123, прочитайте пункт «Добрый король»./

6.Правление Ришелье (слайд 13) .

По вопросу 6 организуется работа в группах. Группы получают памятки «Оценка деятельности правителя».

1.Годы правления.

2.Какие цели перед собой ставил?

3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4.Какими были последствия его действий?

5.Ваша оценка деятельности правителя.

Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. /учебник, с.126-127/

Выслушиваются оценки представленные учащимися, зачитывается вывод

Подведение итогов урока.

? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе

IV. Закрепление изученного материала.

Кто такие гугеноты?

Когда начались религиозные войны во Франции?

Когда закончились религиозные войны во Франции?

Какой документ был подписан в 1598 году?

V.Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI.Домашнее задание: параграф 14, вопросы в конце параграфа.

/слайд 14 позволяет прокомментировать домашнее задание./

VII.Рефлексия. «Я. Мы. Дело. » учащиеся оставляют записи «+» или «-» на заранее заготовленной таблице на доске

Оценка " " / /

Руководитель практики

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10 М.А.Степыкина.