Русские гуляния картина. " широкая масленица в произведениях русских художников"

После длительного воздержания во время строгого Рождественского поста, после шумных новогодних застолий и светлой радости самого Рождества Христова, после идущих за ним следом крещенских праздников, наступает разудалая Масленица. Придя к нам через столетия, она воспринимается сейчас не только как дань старинным традициям, но и как приобщение к неким сакральным действам.

Отголоски язычества

Как только ни называют этот удивительный период времени в конце февраля - начале марта, на грани зимы и весны, развеселых и сытных угощений перед длинным Пасхальным постом славянские народы! И в церковном календаре, и Блинницей-Объедухой в народе! Удалые народные гуляния, катание на санях и кулачные бои, торжественное шествие с чучелом Масленицы и сжигание ее в честь проводов уже успевших надоесть простому люду снегов и морозов - все эти красочные, эмоциональные действа привлекали внимание многих представителей искусства. Особенно же живое и яркое воплощение нашло отражение праздника в живописи. Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица». Почему они дали своим работам одинаковые названия, в чем состоит отличие каждой - об этом мы с вами и поговорим в данной статье.

История и традиции

В дохристианский период жизни восточных славян, нынешних русских, украинцев и белорусов, наступление нового года было связано с весенним равноденствием, пробуждением природы, началом нового цикла жизни, культом плодородия и памяти предков. Земледельцы, коими по своему образу жизни, в основном, и были древние славяне, в полной мере зависели от урожаев на своих полях. Картина «Масленица» Семена Шемякина (2001 год) отражает один из важнейших элементов праздника - сжигание соломенного чучела, пепел от которого развеивался по всем крестьянским наделам. Считалось, что таким образом люди повышают плодоносность земли, стимулируют ее плодородное начало.

Второе значение обряда

Другая картина «Масленица» - еще одного современного художника Анатолия Николаевича Шелякина (2005 год) заостряет наше внимание на другом смысловом моменте праздника. Создание семьи и рождение детей, продолжение рода - в этом, по мнению древних, главное предназначение человека. Поэтому на Масленицу поощрялись различные забавы, во время которых молодежь могла свободнее проявлять свои чувства. Традиции чествовать парней и девушек, молодых мужчин и женщин, способных дать потомство, тесно связаны все с тем же культом плодородия и возрождения жизни. Отсюда пошли и масленичные смотрины молодоженов, и катания в санях молодежи обоего пола, и даже шуточные преследования холостяков.

Связь со своим родом

И, наконец, картина «Масленица» тоже нашей современницы - Анны Черкашиной (2002 год). Она адресует зрителя к третьему смысловому аспекту праздника - поминанию ушедших в мир иной предков, прощение обид, которые в течение года члены семьи, родные и знакомые, соседи вольно или невольно причиняли друг другу. Блины как главный элемент масленичного стола на картине Черкашиной особенно точно отражают древнеславянскую поминальную суть праздника.

Мастер жанра

Целую серию картин под общим названием написал замечательный художник Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества. Цикл произведений создан за сравнительно небольшой период в 4 года - с 1916 по 1920 г. 5 полноценных полотен и 2 варианта одной и той же картины, исполненной в разной цветовой гамме, подчеркивают особый интерес художника к выбранной теме. Как к ее воплощению подходит Кустодиев? «Масленица» 1916 года (одна из картин этого времени) - это типично русский Небо расцвечено закатом и полыхает багрянцем и золотом. Его лучи сияют на заснеженных крышах и мостовых, зажигают радужные огни на укутанных в мохнатые шубы деревьях. Высятся купола и шпили церквей, устремленных в поднебесную высь. А на улицах гомонит и веселится народ, шумит ярмарка, не желая расходиться, мелькают карусели, проносятся расписные сани. Широкая русская душа, молодецкая удаль и жизнелюбие - таков эмоциональный фон картины. Она заряжает оптимизмом и бодростью, будоражит воображение зрителей и пробуждает желание изучать быт, историю и традиции своего народа. Конечно, наше описание картины «Масленица» далеко не полно. Но надеемся, оно пробудит любопытство читателей статьи, и им тоже захочется побольше узнать о русской старине и русском искусстве.

Вместо послесловия

Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению. Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают нам отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным. Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую, не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.


Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.


Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"



Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины



Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.


Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.


Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра


Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.


Петр Николаевич Грузинский "Масленица" 1889 г.


Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век


Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903


Анна Виноградова "Масленица" 2005 г.


Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.


Валерий Сыров "Масленица" 1998-1999 гг.


К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.


Шелякин Анатолий Николаевич "Масленица" 2001 г.


Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.


Н. Фетисов "Широкая Масленица" 1990 г.

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д.

В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.

Б. Кустодиев. Масленица, 1916

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.

Б. Кустодиев. Масленица, 1916

Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».

Б. Кустодиев. Масленица, 1919

Б. Кустодиев. Масленица, 1920

Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916

Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.

П. Грузинский. Масленица, 1889

В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908

Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.

А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

Л. Соломаткин. Масленица

Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897

К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869

Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.

С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001

И немного современных кадров:

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица мы предлагаем посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний. Данные картины могут быть использованы воспитателями и учителями как наглядный материал при проведении тематических занятий про Масленицу.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Борис Кустодиев "Зима"1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица"1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица"1920 г

Борис Кустодиев "Масленица"1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)"1916 г

Борис Кустодиев "Масленица"1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве"1817 г.

Раскрашенная гравюра

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица мы предлагаем посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний. Данные картины могут быть использованы воспитателями и учителями как наглядный материал при проведении тематических занятий про Масленицу.

Канал "РАЗУМНИКИ" в YouTube

сайт приглашает всех посетить наш канал "РАЗУМНИКИ" в YouTube. "ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СЕЙЧАС на наш канал!"

Посмотреть Масленицу в картинах русских художников:

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.

Петр Николаевич Грузинский "Масленица" 1889 г.

Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век

Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903

Анна Виноградова "Масленица" 2005 г.

Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.

Валерий Сыров "Масленица" 1998-1999 гг.

К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.