Сценарий выступления на туристическом слете.

ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов

Забайкальского края

Сценарий игры «Туристическое путешествие»,

посвященной Международному Дню Туризма,

для учащихся 4-11 классов

Вихрова Н.Е.,

воспитатель

Чита, 2015

Сценарий игры «Туристическое путешествие», посвященной Международному Дню Туризма

Цель: Формирование знаний о туризме, краеведении, о выживании в природных условиях как основы для развития творческого потенциала личности.

Задачи мероприятия:

    Развивать основы здорового образа жизни

    Формировать эмоционально-положительное отношение друг к другу, чувства коллективизма

Оборудование: музыкальный центр, колонки, рюкзак, компас, фонарик, мешочки с крупами, веревочки, раздаточный материал на конкурсы: картинки с изображением туристического инвентаря, конверты с картинками экипировки, карточки с названиями, картинки деревьев.

Музыкальное оформление: веселая музыка – фон для всех конкурсов

Участники: учащиеся и педагоги ГОУ «Центра образования»

Продолжительность:  1,5-2 часа

Форма проведения: игра-путешествие

Ход проведения

Ребята! Какое сегодня число? Сегодня отмечается всемирный день туризма. Путешествовать, как же это отлично! Нет ни одного человека на земле, который бы не любил странствовать по свету. Праздник любого, кто ощущает себя туристом, и не важно, будет это поездка к ближайшей лесной опушке или в экзотическую страну. В этот день можно поздравить всех, кто связан с путешествиями и туризмом: экскурсоводы, туроператоры, работники гостиниц. «Путешественник» - кто это? Что это за человек? Что он делает?

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше мероприятие посвящено дню туристов. Сегодня будут конкурсы, викторины - самые активные будут награждены.

Сыграем в игру «Что мы возьмем с собой в поход?»

Все дружно хлопаем в ладоши, если названную мной вещь берем в поход, и топаем ногами, если не берем. Слушайте: котелок, кукла, фонарик, ваза, топор, кошка, лопата, фотоальбом, спички, компас, спальный мешок, шкаф, микроволновая печь, карта, палатка, холодильник, попугай, рюкзак, еда, пылесос, удочки, шторы, утюг. (приложение 1)

А каким другим словом можно заменить слово «путешествие»? (Поход)

Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог. Кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми.

А как называют таких людей? (Туристы)

Сегодняшнюю нашу встречу, мы и посвятим таким людям.

А путешествовать будем по нашему краю.

Но прежде, необходимо подготовиться к путешествию. Для этого предлагаю поучаствовать в конкурсах, а самых активных участников ждёт вознаграждение.

Мини-конкурс «Экипировка»

Командам раздаются конверты, в которых лежат карточки, с изображением предметов группового, а также личного снаряжения. Игроки команд должны за одну минуту распределить эти карточки по кармашкам с надписями: «Групповое снаряжение» и «Личное снаряжение». Главное не ошибаться. (приложение 2)

Мини-конкурс «Туристический крокодил»

Участнику команды выдается карточка со словом, которое связано с туризмом. Он должен с помощью языка тела дать понять своей команде, что написано на его карточке, а игроки команды должны угадать это слово. Важно, чтобы участник, изображающий слово ничего не говорил. Чем быстрее команда ответит и чем веселее изобразит слово участник, тем больше будут баллы. (приложение 3)

Первое задание конкурса «Кулинарный»

Оно заключается в проверке знания названий круп. На столе расположены пакеты с крупами. Рядом с каждым пакетом лежит номерок. Участники команд должны по очереди подойти к столу и записать на листке номер крупы и её номер. Затем листочки сдаются судьям на проверку.

Следующее задание «Погурманим!»

Командам раздают листки, на которых они должны написать как можно больше продуктов, которые принято брать с собой в поход, а также написать примерные блюда на обед из этих продуктов. На всё задание участникам дается 2 минуты.

Задание №3

Командам выдают банки, в которых смешаны три вида крупы. Участникам команд нужно разделить их на разные горстки. Кто быстрее закончит, тот и выиграл.

Конкурс: «Секрет рюкзака». Ваша задача: назовите вещи, которые туристу необходимо положить в рюкзак. (Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.)

Каждому туристу необходимо знать «секреты рюкзака», именно это мы и попробуем выяснить.

Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)

Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие: одеяла, полотенца.)

Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? (Под лямками вверху).

Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).

Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? (Чтоб не крошился).

Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход.

А можно ли идти, если неизвестен прогноз погоды? (Нет)

Верно. Туристу необходимо знать сводку погоды.

Внимание! Приготовьтесь к следующему конкурсу «Прогноз погоды».

Условия такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода. (приложение 4)

Конкурс: «Узелок завяжется».

Выдаются веревочки и участники учатся завязывать и развязывать узлы.

В нашем путешествии на пути у нас встретиться множество опасностей, и мы должны быть к ним готовы. Следующий конкурс «Пройди по мосту» . Необходимо пройти по нарисованной на асфальте полосе шириной 10-15 см.

Вторая опасность – конкурс «Болото» . Нужно перескочить с кочки на кочку через болото, по нарисованным на асфальте кругам.

А теперь новая опасность: перед нами растелилась пропасть. Давайте подумаем, как нам ее обойти или пройти? Конкурс «Пройди над пропастью» .

В лесу множество деревьев. Давайте проверим, как хорошо вы их знаете? Игра «Угадай дерево» .

Каждый путешественник должен быть метким, чтобы найти в лесу себе пищу. Конкурс «Точный глазомер». Задача – попасть шишкой в корзину.

А в заключении путешествия, продолжите фразы:

Мне сегодня понравилось...

Мне сегодня запомнилось…

Я сегодня узнал…

Мне было интересно, потому что…

Я научился…

Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы побывали в чудесной стране туризма. Вы помните, что оно было посвящено Дню туризма? Всем спасибо за участие!

Награждение победителей по итогам конкурсов.

Приложение 1.

Карточки для игры «Что возьмем с собой в поход?»




Приложение 2.

Карточки для конкурса «Экипировка»


Приложение 3.

Карточки для конкурса «Туристический крокодил»

Ветер

Рюкзак

Гора

Ледник

Крокодил

Палатка

Снегопад

Носки

Лавина

Спички

Фонарик

Компас

Приложение 4.

Народные приметы о погоде

    Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде.

    Голуби разворковались - к теплу.

    Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.

    Цветы издают сильный запах - к дождю.

    Всплески рыбы на воде днем и вечером - прогнозируют устойчивую погоду без каких либо осадков.

    Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют - по приметам к хорошей погоде без осадков.

    Лес шумит без ветра - к неустойчивой погоде.

    Цветки мальвы, ноготков, сложили лепестки, склонились и будто увяли - к ненастью.

    Собака валяется в снегу - к вьюге.

    Ласточки низко летают над водой - к дождю и ветру.

    Лес притих - быть грозе.

    Когда дома кошка свернулась клубком - к морозу.

    Если Гуси или качки хлопают крыльями, поднимают под себя одну ногу - к морозу.

    Ворона прячет клюв под крыло - определённо к стуже.


Сценарий туристического похода «Мы – туристы»

Цель:

Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи:

  • Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.
  • Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.
  • Развивать и обогащать словарный запас: слова –предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас; слова –определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
  • Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях:
  • Избегать возможных травм во время подвижных игр (столкновений, подножек)
  • Уметь правильно падать
  • Оказывать первую помощь себе и другим (приложить холод, наложить повязку), позвать взрослых
  • Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса
  • Вести краеведческие наблюдения.
  • Выполнять социально значимую работу: в походе покормить птиц, очистить поляну, накрыть стол.

Оборудование: маты, обручи, пеньки, рюкзаки, ложки, кегли, бинты, мел, мишень, 3 ведра, грамоты, призы.

Сегодня мы с вами туристы и отправляемся в туристический поход.

Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.

И так мы начинаем, отправляемся в туристический поход. (Построение)

Речёвка туриста:

Учитель : Кто шагает с рюкзаком?

Дети: Мы, туристы!

Учитель : Кто со скукой не знаком?

Дети Мы туристы!

Учитель : Нас вперёд ведут…

Дети Дороги!

Учитель : Наш девиз:

Дети «Всегда вперёд!»

Учитель : Эй, ребята,

Дети Твёрже шаг!

Учитель : Что турист берёт в дорогу?

Дети Песню, ложку и рюкзак»

Представление команд («Рюкзачок», «Компас»)

Наблюдать и оценивать будет жюри.

Ход мероприятия.

Есть у туристов свой закон:

Не плачь, не ной, крепись, терпи

И друга поддержи плечом,

Надёжным будь всегда в пути.

1. «Собираемся в поход» (по команде «Марш» по одному, добежать до отметки, взять ложку, сой рюкзак и вернуться на своё место)

2. «Переправа» (встать цепочкой и передавать друг другу рюкзак с одной стороны площадки на другую)

3. «Полоса препятствий» (добежать до мата – на четвереньках пройти, дальше скамейка - проползти по ней, пройти сквозь обруч , мячом ударить об пол 3 раза и вернуться на своё место)

4. Конкурс капитанов «Точный глазомер» (капитанам предлагается на глаз определить сколько шагов до …. Присваивается звание «Острый глаз»)

5. «Бег по кочкам» (по команде дети бегут наперегонки по «кочкам», которые обозначены кругами или начерчены мелом и возвращаются обратно)

6. «Привал» (привал – остановка на большой поляне, установка палатки. Выбор дежурных для накрывания стола) (Туристические загадки)

1.Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе друг,
Путь на север и на юг. (Компас)

2.На привале нам помог,
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)

3.Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)

4.Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить. (Котелок)

1.Качается стрелка туда и сюда
Покажет нам север и юг без труда. (Компас)

2.И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

Что это? (Палатка)

3.Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос)

4. Моря есть, а плавать нельзя,
Дороги есть, а ехать нельзя,
Земля есть, а пахать нельзя.
Что это? (Карта)

Над рекой она склонилась,
Ловко-ловко исхитрилась:
Обменяла червяка
На большого окунька. (Удочка)

7. «Меткий стрелок» (дротиками попадают в мишень, кто больше наберёт очков)

8. «Оказание медицинской помощи» (перебинтовать рану на пальце, ладошке)

9. «Рыбалка» (скоро обед, надо наловить рыбы для ухи) (в «водоёме» лежат рыбы, кто больше за 1 минуту наловит)

10. Подведение итогов

Марш под песню «У похода есть начало…»

Со спортом дружите, в походы ходите

И скука вам будет тогда нипочём

Мы праздник кончаем и вам пожелаем

Здоровья, успехов и счастья во всём.


ко Дню Туриста

в школе

Пояснительная записка

Школьный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей школьного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья школьников.

Туризм способствует профилактике таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, сквернословие, наркомания.

Учебно-воспитательный процесс требует от ребёнка в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребёнка направлена на активную физическую деятельность.

Данное мероприятие как средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам в то же время умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику , включает в себя несколько компонентов:

    физкультурно-оздоровительный

    социально-коммуникативный

    эмоционально-психологический

    эстетический и познавательный

Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности, проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность, передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Данное мероприятие даст возможность каждому из ребят почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным

Актуальность и новизна данного мероприятия заключается в том, что туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах. Новизна заключается в том, что объединила в себе теоретические сведения из области физиологии, гигиены, ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Так как мероприятие проводится в условиях основной общеобразо-вательной школы (малокомплектной), то к участию в нём, что весьма важно, привлекаются практически все учащиеся, начиная с первого класса. При подготовке и проведении используются инновационные технологии: использования здоровьесберегающих технологий , такие ТСО, как ком-пьютер, проектор, с их помощью были составлены, скорректированы и скопированы карты, маршрутные листы, буклеты, презентации на само мероприятие и отчёт о нём, продемонстрирован во время мероприятия видеофильм о туристах школы.

Воспитательные цели мероприятия:

    Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.

    Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.

    Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

    Формирование культуры поведения в природе.

    Развитие межличностных отношений школьников в процессе игровой туристической деятельности.

    Совершенствовать навыки выживания в экстремальных ситуациях.

7. Воспитание дисциплинированности, организованности, ответственности 8. Создание ситуаций, для проявления дружбы, отзывчивости, щедрости, и др.

9. Поощрение стремлений детей приходить на помощь, проявление заботы, уважения и др.

Образовательные задачи:

1.Формирование первоначальных туристических навыков у младших школьников и совершенствование их у старших

2. Закрепление навыков страховки и самостраховки, соблюдение приёмов безопасного поведения.

3. Знакомство с тактикой действия в современной ситуации.

Девиз мероприятия:

Оздоровительные задачи:

    Закаливание организма в естественных природных условиях

    Психоэмоциональное оздоровление

    Закрепление знаний детей о гигиене, приобщение к ЗОЖ

    Проведение утренних разминок с туристической направленностью

Основные методические приёмы:

    Словесные (сказка, рассказ турорга, участников туркружка,

беседа,

Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков,)

    Поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.).

    Практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака; применение навыков по технике пешеходного туризма, оказание первой помощи, ориентирование по капте и т. д.

    Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, простейшие туристические крепежные узлы).

Ожидаемые результаты ( овладение компетенциями):
1. Приобщение к здоровому образу жизни.

2. Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и духовного состояния.

3. Рост познавательной активности детей и взрослых.

4. Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

5. Высокий уровень коммуникативности учащихся.

6. Повышение результатов на районных туристических слетах.

7. Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов,

родителей.

К мероприятию следует заранее тщательно готовиться, создать инициативную группу, назначить ответственных за сценарий, теоретическую часть, физическую подготовку команд, учащиеся заранее разбиваются на команды, им даются задания заранее подготовить блюдо и газету, название и девиз команды, выбрать капитана. Редакторы готовят печатные задания, номера КП, ЗМЛ, призмы, надписи, знаки, символы, составляют для демонстрации на празднике презентацию, монтируют видеофильм.

К судейству привлекаются педагоги, родители, старшие школьники – участники туристического кружка со стажем.

Оборудование: тренога для костра, котелок, палатка, туристическое снаряжение, верёвки для ТПТ, ноутбук, проектор, маршрутные листы, карты, комплекты заданий на этапы КТМ, призмы с номерами, таблички с номерами КП, столы на этапы в школьном дворе, велосипед, кегли, шесты для носилок, «болота».

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово турорга.

2.Торжественная часть. Линейка. Сказка о нерадивых туристах.

3. Посвящение в туристы учащихся 5 класса.

4. Ужин у костра.

День туриста

    Вступительное слово турорга.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный вечерний костёт, он посвящён Дню туризма. Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма. День туризма – это праздник для тех, кто хоть раз в жизни путешествовал по родному краю: на самолете, в поезде, в автомобиле или пешком. Туризм - это один из самых распространенных видов активного здорового отдыха. Праздник отмечается в большинстве стран мира вот уже более 20 лет. В этот день проходят слеты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвященные туризму и туристическому бизнесу, практически везде этот праздник отмечают шумно и весело. Потому что туризм – это песни у костра, это общение с природой, это заряд бодрости, энергии, здоровья, хорошего настроения. И даже не турист может сегодня стать туристом и отправиться в путешествие, отведать вкусной, ароматной туристической каши. А девизом будут слова: «Туризм – ступенька к ведению здорового образа жизни!»

    Сказка о нерадивых туристах « Туристом быть – здоровым слыть!».

(Линейка и действие сказки проходят в школьном дворе, перед крыльцом школы)

Ведущий.

Утро. Солнышко сияет,

Освещая школьный двор.

Вдруг из парка, что напротив,

Я услышал разговор.

(Раздается песня):

Мы – весёлые туристы,

Мы – туристы – альпинисты.

Так зовут нас, только зря,

Ведь, по правде говоря:

Мы узлы вязать не можем,

Карту мы не знаем тоже,

Так намусорим в пути-

Ни проехать, ни пройти!

(На площадку выходят с рюкзаками горе-туристы: Леший, Баба Яга, Водяной)

Леший: Всё, ребята, я устал,

Почитай, часов с шести

Мы без отдыха, в пути!

Водяной:

Что ты. Леший, не финти,

Полчаса всего в пути.

У пруда ведь был привал,

Целый час ты отдыхал!

Леший: Вы идёте быстро слишком,

У меня от вас одышка!

Ноженьки гудят, хоть плачь,

Запретил нагрузки врач.

Водяной: А был хвастаться здоров,

Что живёшь без докторов?!

Баба Яга : Вот твердишь вам., а что толку-

Не идут в поход без подготовки.

Вы ж не слушали меня,

Не готовились ни дня!

Я слыхала, что туристы

Отжимаются раз триста,

В беге и прыжках сильны,

Также с компасом дружны.

Туристы, как в поход идут,

Прежде выберут маршрут,

Изучают так и сяк,

Ведь поход – то не пустяк!

А мы собрались сразу, вдруг,

Эвон, режем пятый круг!

Ты как, Леший, не крути -

Мы всё же сбилися с пути!

Леший:

Ладно ныть, Яга, гляди, строенье,

Поднялось вмиг настроенье,

Водяной, тебе заданье,

Сбегай, прочитай-ка, что за зданье?

(Водяной подбегает к крыльцу, читает вывеску по слогам: МКОУ Шрамовская оош)

Баба Яга:

Ох, груз такой тащить нет больше мочи.

Озябла чтой-т, и есть хочу я очень!

Леший:

Ладно, бабка, хватит ныть,

Покажу сейчас я прыть,

Притащу охапку дров –

Костёр выйдет – будь здоров!

Водяной, ты ставь палатку,

В ней мы отдохнём с устатку.

Бери, Ягуша, котелок,

Водицы набери с колодца впрок.

(Улаляется в кусты за дровами)

Вот наломаю быстро дров-

Глядишь – и супчик вмиг готов!

(Из кустов слышен треск и крик Лешего)

Леший: Ой, спаси меня, Яга,

Знать, застряла тут нога,

Стал слезать с дровами вниз-

На берёзе я завис!

(Б.Яга бежит, вытаскивает Лешего, ведёт на площадку)

Б.Яга:

Леший, ты у нас балбес,

Н а берёзу что полез?!

Ведь упасть не мудрено,

Внизу ж валежника полно!

Леший: Ой-ёй-ёй. Я инвалид,

Ох, как ноженька болит!

Поцарапал тут и вот,

Нужен бинт и нужен йод!

Водяной: Ну-к, Яга, тащи аптечку,

От стресса выпрыгнет сердечко.

Шевелись скорей. Яга!

Б.Яга:

Ох, уже бегу, ага!

(Роется в рюкзаке. Всё разбрасывает вокруг)

И практичная ж я дама!

Всё взяла я: три панамы,

Восемь платьев, бигуди,

Я ж красавица, поди!

Дюжину кусочков мыла,

Ой, аптечку – то забыла!

Леший: Ладно, потерплю я боль,

Но без еды никак – уволь!

Я нагрузок не боюсь.

Вот достанем перекус,

Чуть калорий бросим в рот,

Так любой осилим брод!

Доставай припас, Яга!

Б. Яга :

Я запаслива, ага!

Тортиков взяла штук пять,

Что ж ещё в поход – то брать?

Колбаса – варёнка есть,

Будет что сегодня съесть!

Майонез и молоко,

Дотащить всё нелегко!

Но зато такую рать

Не заставлю голодать.

Подзаправимся в пути

Водяной: Что-то запах- не ахти!

Фу, Яга, ясно даже детворе-

Вон жарища на дворе,

Не прошло ещё и часа,

А пропали все припасы!

Леший: Теперь понятно: без меня

Вы б не выжили и дня!

Накрывай, Ягуша, стол,

Супчик мой уже готов.

Угодить друзьям я рад,

На всю деревню аромат!

(Яга роется в рюкзаке, всё разбрасывает пластиковые бутылки, бумажки)

Б.Яга:

Вроде всё брала по списку,

Надо же, забыла миски!

Водяной: Коли так, то мы пока

Едим прямо с котелка.

(Начинают есть)

Б.Яга:

Супчик твой хотя б кипел?

Леший :

Не было других мне дел!

Б. Яга : (в сторону)

И признаться, так вода

Взята прямо из пруда…

Леший :

Сей навар не лезет в рот.

Ой, скрутило вмиг живот!

Б.Яга: Да, попали в переплёт:

Аптечки нет, болит живот,

Знала точно наперёд-

Боком выйдет сей поход!

Водяной: Потемнело и гроза-

Быть на улице нельзя.

Вот опять ударил гром-

Ну - к, в палатку все, бегом!

(Прячутся в палатку, оттуда голоса)

Леший:

Кто-то хвастался у нас,

Что палатки ставить ас,

Дождевик не взят был впрок,

Я до ниточки промок!

Водяной:

Нос не дышит, гайморит,

Горло у меня болит!

Б. Яга :

В голове моей пожар,

У меня, ребята, жар!

А думали: пойдём в поход-

Здоровы будем целый год!

Водяной:

Ну - к, Яга, взгляни на двор,

Слышу чей – то разговор.

Б. Яга :

Помутился разум твой,

Кто тут будет в выходной?

(Выходит группа туристов с песней « Там, где змея не проползёт»)

1-й турист :

Засорён как школьный двор,

Может, к нам пробрался вор?

2-й турист :

Кажется, прошёл Мамай,

МЧС хоть вызывай!

3- турист :

Безобразий тут не счесть,

Кто живой в палатке есть?

4- турист :

Может, лезть туда нельзя?

Из палатки:

Помогите нам, друзья!

(Горе - туристы выползают из палатки)

Водяной:

Видно, мы туристы – горе,

Ведь проблем-то у нас - море,

Прошли хоть километра два –

На ногах стоим едва.

Б. Яга :

Искусали комары.

Водяной:

Изнываем от жары.

Леший:

Подвернул я нынче ногу,

Б. Яга:

Потеряли мы дорогу,

Водяной :

Отравилися едой,

Б.Яга :

А намокли – Боже мой!

Леший:

Так знобит - не мил мне свет,

А аптечки даже нет!

1-турист :

Если б были вы туристы-

Без аптечки б обошлись,

Вам помог бы подорожник,

Мать – и – мачехи вон лист.

2- й турист :

Знали б, что из водоёма

Воду пить нельзя никак.

3- й турист :

И с маршрутом и палаткой

Не попали бы впросак.

4- турист :

Коль собрался ты в поход –

Знать ты должен наперёд:

Турист деревьев не ломает.

Зверушек, птиц не обижает.

5-й турист :

И бумажки, банки, склянки

Не бросает на полянке.

6-й турист :

Коль шрамовский в лесу турист-

То ясно всем – лес будет чист!

1-й Турист :

Убедились вы теперь:

Идёшь в поход – рюкзак проверь.

2 – й турист :

Идёшь в поход – нужна сноровка,

Плюс к тому – физподготовка.

3-й турист :

Настоящему туристу

Любое горе не беда.

Всегда подтянуты, здоровы,

В поход готовы мы всегда.

4- й турист :

Палатку вмиг поставим, с ходу,

И сварим на костре обед.

Любого не боимся брода,

Для нас нигде препятствий нет!

5-й турист :

А что касается здоровья,

Так ясно тут, как дважды два:

Для нас «туризм», «поход», «здоровье»

Теперь синонимы – слова!

6-й турист :

Кто туркружок наш посещает,

Дорогу позабыл к врачам.

Всерьёз туризмом заниматься

Б.Яга :

Мы это поняли, ребята,

Ошибки наши на виду.

Вы как хотите, я на запись

Сейчас же в туркружок иду!

Водяной:

И нас в команду вы возьмите,

Мы в грязь лицом не упадём.

Леший:

На дне туриста с вами вместе

Мы все этапы обойдём!

Все вместе: Мы поняли: туристом быть –

Здоровым, крепким, сильным слыть!

Туризм – это шаг к здоровью!

(Демонстрируется на экране видеофильм о праздниках и буднях шрамовских туристов)

III . Посвящение в туристы учащихся 5 класса

Турорг: Ребята, сегодня по уже сложившейся традиции мы принимаем в наши ряды учащихся 5 класса. Я хочу обратиться к пятиклассникам. Во –первых, перечислите ошибки горе –туристов.

Пятиклассники перечисляют

Вам известны основные заповеди туристов?

Турист 1: - Да, да!

Турист 2: - Выучили наизусть!

Турист 3: - Знаем, знаем!

Турорг, обращаясь к первому: - Назови мне закон туриста №1.

Турист 1: - Турист всегда в поход готов!

Турорг: Закон туристов №2?

Турист 2 : - Турист всегда поесть готов!

Турорг: - Закон туристов № 3?

Турист 3 : - Турист всегда поспать готов!

Турорг : - Молодцы, новички!

И обращаясь к залу: - Достойная смена на подходе!

Взявшись за руки, произносят клятву.

«Мы, добровольно согласившиеся стать туристами, перед бывалыми туристами и нашим бессменным туроргом Евгенией Ивановной, перед всеми здесь присутствующими торжественно клянемся:

    не расставаться до старости с рюкзаком, палаткой, ложкой, миской и сгущенкой;

    стоя, лежа и ползком проводить различные наблюдения в походе и преодолевать все возникающие на пути препятствия;

    до последнего бороться с консервными банками и другим мусором в лесу;

    создавать себе трудности каждый день и мужественно их преодолевать;

    лес любить, по воде бродить, горы преодолевать!

    Никогда не унывать и не вешать нос!

(Целуют закопчённый котелок)

Турорг: Ну, что же, ребята, мы вас поздравляем, надеемся, вы станете настоящими туристами!

IV . Ужин у костра.

Список использованной литературы:

1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.

2. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.

3. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. 4. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.

5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.

6.Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.

Интернет – сайты:

Сценарий посвящения в туристов-краеведов

Цели и задачи:

Сплотить группу в единый коллектив, объединив всех ее участников общей творческой деятельностью;
вовлекать учащихся в творческую деятельность, воздействовать на личность кружковца;
закрепить полученные туристские знания, умения и навыки;
развить навыки общения и поведения в незнакомой аудитории;
пропаганда здорового образа жизни;
развитие туризма.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на Кулебакской земле.

Ведущий 2: Сегодня наша туристическо-краеведческая семья пополнится новыми её членами. Ведь сегодня у нас замечательный праздник «Посвящение в туристы».

Ведущий 1: Посвященье – особая дата,

Этот праздник ни с чем не сравнить.

Кто-то мудрый придумал когда-то

Туристам всем радость дарить.

Радость встречи, веселья, улыбок,

Пожеланья здоровья и сил.

Чтоб достиженья отличными были

И успех каждый день приходил.

Ведущий 2: Но прежде, чем стать полноправными членами нашей дружной семьи вы должны пройти определенные испытания. За верное прохождение которых, вы будете получать жетоны с логотипом нашего объединения. И уже по этим результатам вы станете одними из нас!!!
Мы желаем вас всем Удачи!!!

Ведущий 1: Прежде всего вам нужно ответить на ряд вопросов:
1.Какие виды туризма существуют?
(экскурсионный, водный, горный, спелеотуризм (по пещерам))
Ответившим верно вручаются жетоны.

Ведущий 2: Назовите вещи, которые туристу необходимо положить в рюкзак.
(Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.)

Ведущий 2: Каждому туристу необходимо знать «секреты рюкзака», именно это мы и попробуем выяснить.
Конкурс «Секрет рюкзака».
1.Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)
2.Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие: одеяла, полотенца.)
3.Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? (Под лямками вверху).
4.Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).
5.Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? (Чтоб не крошился).
6.Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

Ведущий 1: Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход.
Ведущий 2: А можно ли, если неизвестен прогноз погоды? (Нет)
Верно. Туристу необходимо знать сводку погоды.

Ведущий 1: Внимание! Приготовьтесь к следующему конкурсу «Прогноз погоды».
Условия такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода.
4.Конкурс «Прогноз погоды».
1.Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная).
2.Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода).
3.Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (Ненастную).
4.Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (К дождю).

Ведущий 2: Что ожидает ребят на туристской тропе? Конечно, новые задания. Маршрут нашего похода проложен от вопроса к вопросу.

Викторина.
1.Почему в пути привалы доя отдыха у туристов должны быть непродолжительными?
(Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее)
2.Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом?
(Меньше жажда)
3.Почему туристы делают канавки вокруг палатки?
(Для стока воды на случай дождя)
4.Кто в походе самый главный? (Руководитель похода)

5.Что делает замыкающий в туристской цепочке?
(Следит за тем, чтобы никто не отстал)
6.Отчего лечит подорожник?
(Останавливает кровотечение; применяется, если кто – то натёр ногу, при укусе осы)
7.Зачем для похода спички покрывают парафином или лаком для ногтей?
(Чтобы уберечь от влаги)

Ведущий 1: Какой же поход без костра? Чтобы разжечь его необходимо знать ряд правил.

Конкурс «Костер по всем правилам».
1.Что такое разжига? (Это топливо, которое легко воспламеняется).
2.Какое топливо не годится для разжиги? (Осиновые ветки, хвойные зелёные ветки.).
3.Что является прекрасной разжигой? (Сухие ветки, сухая трава).
4.С какой стороны разжигают костёр? (С подветренной).
5.Костёр разжигается с верху или снизу? (Снизу).

Ведущий 2: А так как мы еще и туристы – краеведы, то Вам нужно ответить на ряд вопросом о родном крае
Конкурс «Кулебакский район»

1. С какими районами граничит Кулебакский район? (Навашинский, Выксунский, Ардатовский)
2. Какие области находятся в близи Кулебакского района? (Владимирская, Рязанская, Республика Мордовия)
3. Примерная площадь Кулебакского района? (92 100 гектар)
4. Когда и как называлось первое поселение на территории современного Кулебакского района? (ХVI столетие Шилокша)

Ведущий 1: Давайте подсчитаем заработанные вами жетоны. Сразу видно – вы долго ответственно готовились к данному мероприятию.
Ведущий 2: Но это была лишь теоретическая часть ваших испытаний. А теперь пришло время практики.
Ведущий 1: Вам нужно:
1. Сложить рюкзак
2. Поставить палатку
3. Разжечь костер
4. Подготовить план экскурсии по Кулебакскому району, указать наиболее интересные места.

Ведущий 1: Молодцы вы прошли все поставленные перед вами задачи! Мы гордимся вами. А сейчас мы бы хотели напомнить вам заповеди туриста:
1. Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
2. Дорогу осилит идущий.
3. Если ты услал – помоги товарищу, и тебе станет легче.
Ведущий 2:
4. Каким бы маленьким не был оставшийся кусочек хлеба – в походе его делят на всех.
5. Плохой поход бывает у плохих туристов.
6. Успех похода полностью зависит от его подготовки.
Ведущий 1:
7. Наш девиз «Не ныть!»
8. Семеро одного ждут!
9. Незаписанное наблюдение – потерянный клад.
Ведущий 2: И теперь, когда все и всё готово, мы переходим непосредственно к ритуалу посвящения. Для посвящения в туристы – краеведы прошу всех встать! Атрибуты посвящения на сцену вынести! (торжественно лучшие туристы-краеведы выносят флаг и логотип объединения).
Ведущий 1: А теперь все хором произносим клятву, следующего содержания:
Я, юный турист-краевед, вступая в ряды любителей истории, природы и туризма, перед лицом своих единомышленников торжественно клянусь:
Беречь честь туриста, как свою честь!
Не унывать и не терять голову, не разводить сырость и не быть распространителем “скуки зелёной”.
И куда не занесла меня судьба, никогда и нигде не бросать моего безнадежного дела.
Поддерживать пламя костра и наших сердец.
Делиться последней каплей воды и куском хлеба.
Привлекать в ряды туристов лучших из лучших и непосвященных в это благородное дело.
Если я нарушу это обещание, то пускай дети мои, дети детей моих не узнают прелести туристической жизни и марево дальних дорог, а меня самого пусть преследуют дожди, комары и божьи коровки
Клянусь! Клянусь! Клянусь!