Музыкальные загадки с ответами для детей 5-8 лет
Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская областьОписание. Авторские загадки о музыкальных инструментах можно использовать на музыкальных занятиях в подготовительной группе детского сада, в подготовительном, первом и втором классах детской школы искусств и образовательной школы в процессе ознакомления с музыкальными инструментами, на которых ребята играют в детском оркестре, при проведении викторин, конкурсов, КВНов для расширения кругозора обучающихся в области искусства. Загадки доступны детям 5 - 8 лет и могут быть использованы в работе воспитателями детских садов, учителями общеобразовательных учреждений и преподавателями учреждений дополнительного образования, заинтересованными в разностороннем образовании своего ребёнка родителями, самими детьми в качестве полезного развлечения и самообучения.
Цель: знакомство с музыкальными инструментами через народное творчество.
Задачи:
1) обучать детей видеть и слышать признаки предметов;
2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимательность;
3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми собственных загадок.
1. Я похож на барабан,
Грома звук напомню вам.
Платье медное на мне,
Бьют по кожаной спине.
Звуков разной частоты
От меня добьёшься ты.
А в оркестре двое нас:
Мы для труб играем бас.
(литавры)
Литавры
2. Я старинный инструмент,
Мне уже немало лет.
Сторож по двору ходил,
И в меня он колотил.
Злых людей он отгонял
и порядок сохранял.
Я из дерева и кожи,
С колотушкой мы похожи.
Шарик бьёт по мне, и стук
с пулеметом схожий звук.
Шар - отличный мне помощник...
Как зовут меня?.. (кокошник)
Кокошник
3. Выстроились дружно в ряд:
Если дуть, они гудят.
Сделаны из камыша,
Пятушкой звать малыша.
Женщины на нас играют
И, играя, подпевают.
Хорошо звучим с свирелью,
Скрипкой и жалейкой.
Наигрыши мы играем,
В пляс народ мы вовлекаем.
(кувиклы)
Кувиклы
4. В старину меня ценили:
Если засуха, то мной
Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят...
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.
(свистулька)
Свистульки
5. На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка)
Трещотка
6. По пластинам деревянным
Молоточками стучим.
Звука глуховатый тон
Выдаёт нам … (ксилофон)
Ксилофон
7. Ударяешь по пластинам, -
Мы светло звучим - звеним,
Словно Эльфы, говорим.
Кампанелла мы зовёмся,
Нежным хрусталём смеёмся.
(колокольчики)
Колокольчики
8. А на ней пастух играет
Стадо быстро собирает.
Тонко он выводит трель,
Эта дудочка - … (свирель)
Свирель
9. Я - пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня … (жалейка)
Жалейка
10. Барабан большой и малый
Дружат - не разлей вода.
Звуки ты играй ритмично,
Извлекай их без труда.
(бонго)
Бонго
11. У неё рубашка в складку,
Пляшут с нею все вприсядку.
Много пуговок на ней,
Нажимай - ка посмелей!
Может песни выводить, -
Задушевно говорить.
Веселее топай ножка,
Это русская … (гармошка)
Гармошка
12. Я кубинский инструмент,
Родом я - из Африки.
Палочку рукой держи,
А другой по мне стучи,
Чётко отбивая ритм...
Инструмент заговорит.
(клавес)
Клавес
13. Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют.
Медью звонкою блестят
В резвых пальчиках ребят.
(музыкальные тарелочки)
Музыкальные тарелочки
14. В руки молоточки взяли,
По пластинкам застучали.
Слышите металла звон?
Так звучит … (металлофон)
Металлофон
15. Я стучу как каблучок,
Как лошадка - цокаю.
Я внутри совсем пустая,
Постучи по мне, играя.
(коробочка)
Коробочка
Преподаватели и воспитатели могут использовать как подкрепляющее дополнение к загадкам картинки с инструментами, аудио и видеозаписи звучания данных инструментов, а также сочинить с детьми авторские загадки, опираясь на признаки предметов.
Он свой морщинистый живот
То выставит, то спрячет,
То вместе с нами он поёт,
То вместе с нами плачет.
Аккордеон
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
Гитара
Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.
Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.
И чтобы музыку играть - их нужно все перебирать…
Арфа
Всем известна на Руси
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны!
Балалайка
Треугольная доска,
А на ней — три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок — звонкий.
Балалайка
Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок!
Альт
А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?
Гитара
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
Скрипка
Обтяни котел ты кожей - будет на меня похоже.
Можем тремоло играть, грома звук изображать…
Литавры
Ростом мал и пузат,
А заговорит -
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.
Барабан
Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент,
Романтичную испанку,
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.
Гитара
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Гармонь
Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это - дедушка …
Фагот
Проверяют звук и тон
Инструментом …
Камертон
Слева он - фортепиано,
Справа - кнопки от баяна.
А меха - как на гармошке.
Это ясно даже кошке,
Ну, конечно, это - он.
Инструмент …
Аккордеон
Пуговки есть, а не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
Не птичка, а поёт-заливается.
Гармонь
Угадай с одной попытки,
Ну-ка, время не тяни!
Я похожа на улитку,
Медным трубам я сродни.
Инструмент я духовой,
И, бывает, полковой.
Валторна
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
Барабан
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив! В них - радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье …
Скрипка
Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин?
Орган
Это - мастер на все руки.
В нем живут любые звуки:
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
И еще один момент,
Автоаккомпанемент,
Спецэффектов в нем не счесть,
MIDI-выход даже есть,
Клавиши и генератор.
Что же это? - …
Синтезатор
Приложил к губам я трубку —
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …
Свирель
Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.
Контрабас
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …
Баян
Звук напряженный, сочный, певучий, сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей - в правом углу.
Имя приятное - как карамель. И называется …
Виолончель
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
Аккордеон
Спя, на плече она лежала.
Прополз смычок по струнам, хрипло
Она внезапно завизжала:
- Ну, что ещё?- проснулась...
Скрипка
Бьют в него - не барабан.
Солнце встретит с ним шаман,
И на празднике он будет-
Скрипкам подыграет...
Бубен
♣♣♣♣♣
На листочке, на страничке -
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
(Ноты)
♣♣♣♣♣
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
(Ноты)
♣♣♣♣♣
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
(Ноты)
♣♣♣♣♣
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется?
(Скрипка)
♣♣♣♣♣
Из дерева вырубается,
А в руках плачет.
(Скрипка)
♣♣♣♣♣
Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит.
(Гармонь)
♣♣♣♣♣
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
(Гармонь)
♣♣♣♣♣
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит -
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
♣♣♣♣♣
Тра-та-та!
Тра-та-та
Сверху кожа,
Снизу тоже,
В середине пустота.
(Барабан)
♣♣♣♣♣
Ростом мал и пузат,
А заговорит -
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.
(Барабан)
♣♣♣♣♣
В пути не смолкает,
Вдаль увлекает,
Сам не шагает -
Шагать помогает.
(Барабан)
♣♣♣♣♣
♣♣♣♣♣
Хлещут палки по спине,
Но совсем не больно мне.
Я трещу и грохочу.
В ногу вас ходить учу. (Барабан)
♣♣♣♣♣
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?..
(Рояль)
♣♣♣♣♣
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь)
♣♣♣♣♣
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
(Аккордеон)
♣♣♣♣♣
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его..
(Фортепиано)
♣♣♣♣♣
Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин?
(Орган)
♣♣♣♣♣
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется?
(Скрипка)
♣♣♣♣♣
Эти чёрные значки
Не случайные крючки.
На линеечке стоят
И мелодию хранят.
Музыкальный алфавит
Не привычен нам на вид.
(Ноты)
♣♣♣♣♣
Проверяют звук и тон
Инструментом...
(Камертон)
♣♣♣♣♣
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок
тонкий,
Голосок
звонкий.
(Балалайка)
♣♣♣♣♣
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент.
(Балалайка
)
♣♣♣♣♣
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она
любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: "трень" да "брень"
(Балалайка)
♣♣♣♣♣
В озорные три струны
Все в России влюблены.
(Балалайка)
♣♣♣♣♣
Из материи с картоном
У красавицы меха –
Но в присядку и с поклоном
В пляс пускает жениха.
(Гармошка)
♣♣♣♣♣
Заливается трёхрядка,
И народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха
Есть и кнопки и меха.
И весёлые
неё поют частушки.
(Гармонь, гармошка.)
♣♣♣♣♣
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармонь)
♣♣♣♣♣
Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились.
А ты названье угадаешь
Содружества мехов и клавиш?
(Аккордион)
♣♣♣♣♣
Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха.
(Аккордеон)
♣♣♣♣♣
Расскажу тебе, дружок,
В древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
(Дудочка, флейта,свирель)
♣♣♣♣♣
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)
♣♣♣♣♣
Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.
(Гитара)
♣♣♣♣♣
Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он её ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
Он в игре не новичок!
(Альт)
♣♣♣♣♣
Музыкант смычок берёт,
К инструменту он идёт.
Назовём мы как сейчас
В оркестровой яме бас?
(Контрабас)
♣♣♣♣♣
Он для скрипки старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.
(Контрабас)
♣♣♣♣♣
У скрипки есть огромный брат.
Огромней он во много крат!
Смычок коснётся струн сейчас,
И мы густой услышим бас! (Контрабас)
Все вокруг малышей - загадки, все вызывает миллион вопросов, и нередко услышанные ответы не удовлетворяют маленьких исследователей. Ведь у них формируется собственное мироощущение со своими понятиями и определениями. Им нужно самим понять, усвоить что-то новое в своем воображении, дополнить свой словарный запас новыми словами, а фантазию обогатить образами и достучаться до всего нового самим, с помощью непреодолимой силы познавать и исследовать. Загадки для маленьких детей очень важны, поскольку позволяют малышам узнавать мир в интересных образах, новых словах и любопытных идеях.
Загадки — полезные упражнения для ума
Загадки, оставленные нам предыдущими поколениями, несут в себе поэтичность, традиции, культурный элемент. Загадки - это миниатюрное фольклорное искусство, помогающее с детства усвоить много необходимых понятий. Именно благодаря загадкам малыши учатся размышлять и анализировать все, что они видят, слышат и говорят. Эти зашифрованные в словах понятия помогают расширить знания малышей. Опыт преподавателей в течение многих лет доказывает, что новые знания воспринимаются и усваиваются гораздо эффективнее, когда сопровождаются активным мыслительным процессом.
Отгадывание загадок, ребусов и шарад становится для малышей своего рода интеллектуальной зарядкой, мобилизующей и тренирующей умственный потенциал. Для отгадывания загадок необходимо быть более наблюдательным, следить за жизненным процессом вокруг, уметь вовремя вспомнить когда-то увиденное, сравнивать, соизмерять явления и факты, мысленно разделять, выделяя ценные моменты, уметь обобщать, синтезировать найденное. Разгадывание загадок для маленьких детей способствует развитию находчивости, совершенствует смекалку, увеличивает скорость реакции и умственную активность, вырабатывает самостоятельность мышления и привычку глубоко и всесторонне осмыслять мир.
Разнообразие загадок
Загадки появились очень давно и поэтому их множество разновидностей — это и народные, и авторские литературные, и в стихотворной форме, разговорной и в прозе, и тематические загадки, и по способу загадывания, к примеру, загадки-обманки, образные или сюжетные, метафоричные, математические, логические, юмористические. Современные загадки различаются по следующим признакам.
- Загадки-описания, в которых описывается явление или предмет, и его нужно угадать по указанным характеристикам.
- Загадки-вопросы. Когда в загадке задается вопрос, на который необходимо ответить то ли в рифму, то ли любой другой вариант, в зависимости от продолжения загадки.
- Загадки-задачки. Когда необходимо решить необычную, логически выстроенную задачу, описанную в самой загадке.
Детские загадки про пианино
Подобные загадки относятся к тематическим и помогают лучше узнать нужную тему, в данном случае короля музыкальных инструментов — пианино (или рояль).
Загадки про пианино для детей с ответами в рифму.
Сильно музыку любили
Две сестренки — Нюра с Ниной.
И поэтому купили
Им большое...
Диво дивное большое
В зале на концерте «воет».
Пасть открыта — зубы там.
Пальцами по тем зубам.
А имея все три ножки,
Не помчится по дорожке,
«Газ» не жмет, хоть есть педаль…
Имя чудища? …
Он стоит на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут его?...
У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Несомненно, это дивный, это белый наш...
Играть умеет он как «форте», так и «пиано»,
Поэтому зовут его...
Клавиатуры черно-белый ряд,
Педали желтым золотом горят...
Меня с собой не унесешь в футляре.
С могучим форте, ласковым пиано,
И тот чрезвычайно прав,
Кто называет нас...
(Фортепиано)
Описательные загадки
Очень важно заинтересовать детей пробовать придумывать свои загадки, описывающие изучаемый инструмент, таким образом значительно повысится эффективность усвоения материала, ведь в процессе творчества запоминается все гораздо лучше.
В загадках про пианино важна суть, на которую направлена вся сила маленького произведения, концентрируя внимание малыша.
Стоит корова,
Зареветь готова.
Как по зубам дашь — вою не оберешься.
Гигантский музыкальный инструмент для зала.
Его названье я бы вам подсказала,
Уверена, вы догадались сами.
С большим крылом он и тремя ногами.
С загадками про пианино легче воспринимается и обучение игре на этом прекрасном инструменте, который наполняет сердца детей любовью и красотой.