Сочинение «Мир женской души в лирике Ахматовой. Поэзия женской души Ахматовой А.А

КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Н. Н. Скатов

КНИГА ЖЕНСКОЙ ДУШИ (о поэзии Анны Ахматовой)

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически - недаром Ахматова писала о «настоящем», «не календарном» Двадцатом веке - накануне великой революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Впервые женщина обрела поэтический голос такой силы. Женская эмансипация заявила себя и поэтическим равноправием. «Я научила женщин говорить», - заметила Ахматова в одной эпиграмме.

Уже в девятнадцатом веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие, и все-таки в целом это была поэтическая периферия: полузабытые сейчас Каролина Павлова или Юлия Жадовская, совсем забытые Елизавета Шахова или Евдокия Растопчина. Недаром герой одного из лирических стихов уже даже Ахматовой еще цедил, «что быть поэтом женщине нелепость». Веками копившаяся духовная энергия женской души получила выход в революционную эпоху в России, в поэзии женщины, родившейся в 1889 году под скромным именем Анны Горенко и под именем Анны Ахматовой приобретшей за пятьдесят лет поэтического труда всеобщее признание, переведенной ныне на все основные языки мира. Последними внешними знаками признания стали присуждение в 1965 году почетной степени доктора литературы Оксфордского университета, а годом ранее торжественное вручение в Италии международной поэтической премии «Этна Таормино».

Ахматова почти не прошла школы литературного ученичества, во всяком случае, той, что совершалась бы на глазах читателей, - участь, которой не избегли даже крупнейшие поэты, - и в литературе выступила сразу как стихотворец вполне зрелый. Хотя путь предстоял долгий и трудный. Ее первые стихи в России появились в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем вышел и поэтический сборник - «Вечер». Почти сразу же Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Чуть позднее ее имя все чаще сопоставляется с именем самого Блока и выделяется самим Блоком, а уже всего через какой-нибудь десяток лет один из критиков даже писал, что Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов». В то же время приходится признать, что после смерти Блока музе Ахматовой пришлось вдоветь, ибо в литературной судьбе Ахматовой Блок сыграл колоссальную роль. Это подтверждено многими ее прямо Блоку адресованными

стихами. Но дело не только в них, в этих «персональных» стихах. С Блоком связан почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой.

И если я умру, то кто же Мои стихи напишет вам, Кто стать звенящими поможет Еще не сказанным словам.

Бытовое читательское восприятие тоже связало имя Ахматовой с именем Блока, связало по бытовому же, и Ахматовой пришлось шутливо назвать свои объяснения по этому поводу - «О том, как у меня не было романа с Блоком».

И все же читательская интуиция не совсем обманула. Все-таки у Ахматовой был роман с Блоком. Правда особый, так сказать, роман в стихах. Муза Блока действительно оказалась повенчана с музой Ахматовой.

Блок на подаренных Ахматовой книгах писал просто «Ахматовой - Блок»: равный - равному. «Блока,- свидетельствовала Ахматова,- я считаю не только величайшим европейским поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени». Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Герой (не героиня) ее поэзии сложен и многолик. Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как мы определяем, скажем, героя лирики Лермонтова. Это он - любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.

Но если Блок действительно самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная его героиня, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала «целую книгу женской души». Другая выдающаяся революционерка, прототип знаменитого комиссара в «Оптимистической трагедии» Лариса Рейснер писала: «Она вылила в искусстве все мои противоречия, которым столько лет не было выхода... Как я ей благодарна». Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки, революционнее иных и многих:

Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? Днем дыханьями веет вишневыми, Небывалый под городом лес, Ночью блещет созвездьями новыми Глубь прозрачных июльских небес, - И так близко подходит чудесное К развалившимся грязным домам... Никому, никому неизвестное, Но от века желанное нам.

Так что в известном - и большом, может быть, даже главном,- смысле Ахматова была и революционным поэтом. Она действительно оказалась открывателем обширнейшей и неведомой до того в поэзии области. При всем том внешне Ахматова почти всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знак русской классики, прежде всего Пушкина.

Еще в 1914 году она написала стихи:

Земная слава как дым, Не этого я просила. Любовникам всем моим Я счастие приносила. Один и сейчас живой, В свою подругу влюбленный, И бронзовым стал другой На площади оснежненной.

И если Блок стал одним ее поэтическим «любовником», то другим был Пушкин.

Пушкин, как когда-то говорили, воспел знаменитую царскосельскую статую-фонтан. Вернее, сделал ее знаменитой, воспев:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит!

Ахматова своей «Царскосельской статуей» ответила раздраженно, почти разъяренно:

И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной... Смотри, ей весело грустить Такой нарядно обнаженной.

Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь. Желание досконального знания и проникновения потребовало и академических штудий - литературоведческих занятий и биографических разысканий, отмеченных особым пристрастием. Работы Ахматовой-пушкиниста широко известны. Пушкинские темы постоянны у Ахматовой-поэта: Бахчисарай, море, Петербург и, конечно же, Царское Село. И любимый эпитет, которым она наделяет сестру-Музу, смуглорукую, смуглоногую, любим, наверное, потому, что он от него, царскосельского «смуглого отрока».

Многое из послепушкинского литературного будущего аккумулировано в поэзии Ахматовой: Баратынский и Лермонтов, Тютчев и Фет. Подчас ее стихи почти цитатны:

Не повторяй - душа твоя богата - Того, что было сказано когда-то, Но, может быть, поэзия сама - Одна великолепная цитата.

Но, может быть, - решимся добавить - и этими повторениями богата душа поэта. Впрочем, любая даже почти цитата у Ахматовой обретает иной и новый смысл. Скажем, стих «из мглы магических зеркал», конечно же, немедленно вызывает онегинское - «я сквозь магический кристалл». Но в ряду образов ахматовской поэзии зеркало обретает особое значение, связанное уже с идущими от Достоевского двойниками. А какой неожиданный «женский» и резко полемический поворот приобрел древний, еще библейский сюжет о Лотовой жене, оглянувшейся вопреки запрету на оставленный Содом и превратившейся в соляной столп. Веками он понимался лишь как притча о неистребимом женском любопытстве и непослушании. Ахматовская жена Лота не могла не обернуться:

На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила.

Рассказ стал у Ахматовой рассказом о самоотвержении, исходящем из самой сути женского характера - не любопытного, а любящего:

Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Вообще, как и образ героя, образ женщины-героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу. При необычайной конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы и биографии, вернее, это носитель бесконечного множества биографий и судеб:

Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять. Господи! Ты видишь, я устала Воскресать, и умирать, и жить...

Ахматова действительно могла адресовать стихи, как она одно из них и озаглавила, «Многим»: «Я голос ваш, жар вашего дыханья, / Я отраженье вашего лица».

«Великая земная любовь» - вот движущее начало всей ее лирики. В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Из этого-то необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой. Мир открывается в дополнительной реальности: «Ведь звезды были крупнее, Ведь пахли иначе травы». Поэтому стих Ахматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, он останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать. «Над засохшей повиликою / Мягко плавает пчела» - это увидено впервые.

Но стихи Ахматовой - не фрагментарные зарисовки, не разрозненные психологические этюды: острота взгляда сопровождена остротой мысли. Велика их обобщающая сила. Стихотворение может начаться как непритязательная песенка:

Я на солнечном восходе Про любовь пою, На коленях в огороде Лебеду полю.

А заканчивается оно библейски:

Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мною голос твой.

Личное («голос твой») восходит к общему, сливаясь с ним: здесь к всечеловеческой притче и от нее - выше, выше - к небу. И так всегда в стихах Ахматовой. А вот какой романной силы психологический сгусток начинает стихотворение:

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Не подобно ли открывается «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему... » Образ такой «больной» любви у ранней Ахматовой был и образом больного предреволюционного времени 10-х годов и образом больного старого мира. Недаром поздняя Ахматова в стихах и особенно в «Поэме без героя» будет вершить над ним суровый суд и самосуд, нравственный и исторический.

Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении - взлета или падения, первой пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертной тоски. Потому же Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо капризным концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).

Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь опиралась она на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы. «Этот прием, - писала Ахматова, - в русской литературе великолепно и неотразимо развил Достоевский в своих романах-трагедиях; в сущности, читателю-зрителю предлагается присутствовать только при развязке». Стихи самой Ахматовой, подобно многим произведениям Достоевского, являют свод пятых актов трагедий. Поэт все время стремится занять позицию, которая бы позволяла предельно раскрыть чувство, до конца обострить коллизию, найти последнюю правду. Вот почему у Ахматовой появляются стихи, как бы произнесенные даже из-за смертной черты. Но никаких загробных, мистических тайн они не несут.

Народная стихия в поэзии Ахматовой очень сильна и заявила себя в ней, по сути, очень рано - еще в первых сборниках. Легко обнаруживаемые внешние приметы ее (элементы просторечия, плача, заклинания или причети) органичны и естественны потому, что они выражают глубоко национальное народное мироощущение. В чем его суть? И опять приходится сказать о любви. Стихи Ахматовой, и правда, часто грустны: они несут особую стихию любви-жалости. Есть в народном русском языке, в русской народной песне синоним слова «любить» - слово «жалеть»; «люблю» - «жалею». Уже в самых первых стихах Ахматовой живет не только любовь любовников. Она часто переходит в другую, любовь-жалость, или даже ей противопоставляется, или даже ею вытесняется:

О нет, я не тебя любила, Палима сладостным огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем.

Вот это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви-жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными, роднит их со столь близкими ей и любимыми ею некрасовскими стихами. И открывается выход из мира камерной, замкнутой, эгоистической любви-страсти, любви-забавы к подлинно «великой земной любви» и больше - вселюбви, для людей и к людям.

И может быть потому же почти от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь - к родной земле, к Родине, к России.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

«Замкнула слух» - не от искушения, не от соблазна, а от скверны. И отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней, любая возможность иного, «нового имени». Это стихи 1917 года. А вот - 1922:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам, Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.

Такие стихи не были эпизодическими эмоциональными всплесками. Это заявлялась жизненная позиция. Недаром строки стихотворения 1922 года стали эпиграфом к стихам 1961 - «Родная земля».

Любовь к Родине у Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она - будет жизнь, дети, стихи. Нет ее - ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время войны, уже Великой Отечественной:

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

А начались «военные» стихи Ахматовой так, как начинается всякая солдатская служба - с присяги:

И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставит.

Июль 1941 Ленинград

В «военных» стихах ее поражает удивительная органичность, отсутствие неуверенности, сомнения, казалось бы, столь естественных в таких тяжких условиях в устах создательницы, как многие полагали, лишь рафинированных «дамских» стихов. Но это и потому, что характер ахматовской героини или героинь зиждется еще на одном начале, тоже прямо связанном с народным мироощущением. Это осознание и приятие судь-

бы, или, как она чаще и по-народному говорит, доли. Однако готовность приятия здесь отнюдь не означает того, что можно было бы назвать фаталистической пассивностью и смирением, если не равнодушием. У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять; не от упадка сил идет оно, а от пробуждения их.

В 1946 году грянуло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», ныне отмененное. Но кто отменит память обо всем том, что им было уничтожено, раздавлено, искажено и погребено. Как известно, постановление в большей мере замкнулось на два имени: Михаил Зощенко и Анна Ахматова. Какая-то странная и страшная историческая причуда сказалась в этом совмещении художников, столь разных и связанных разве что местом жительства да скромными журнальными площадками Ленинграда. Разность двух этих художников, может быть, особенно резко проявилась и в реакции на обрушившуюся беду. Впрочем, и пришли они к ней с разными итогами. Длительное и усиленное творчество одного, сопровождавшееся более или менее постоянным сочувствием критики. Вынужденная, долгая (с 1924 по 1939 год) безгласность другой после приступа исступленной травли (Г. Лелевич и др.), по характеристике Ахматовой, «планомерной и продуманной»: в этом смысле конец 40-х годов у Ахматовой в полной мере был подготовлен началом уже 20-х.

Соответственно один (Зощенко), вероятно, воспринимал все как роковую случайность и вопиющую несправедливость, другая (Ахматова) явно все принимала как роковую судьбу и очередное испытание. В одном случае рождались естественное раздражение, почти истеричное, и горечь. В другом - сдержанность и спокойствие почти неестественные. Но ведь недаром Ахматова писала: «Мы не единого удара не отклонили от себя». Одному внезапная беда, конечно, помешала работать, другой, может быть, еще и «помогала» в работе над «Поэмой без героя», постоянным спутником которой еще раньше стал «Реквием». «Рядом с ней,- писала Ахматова,- такой пестрой (несмотря на отсутствие красочных эпитетов) и тонущей в музыке, ночи траурный Requiem, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и редкие отдаленные удары похоронного звона».

В 1964 году в Париже Борис Зайцев, патриарх русского литературного зарубежья, знавший Ахматову еще в «русском» 1913 году и потому, может быть, острее других ощутивший «бег времени», обратился к ней: «Все мы тогда (говорю о круге литературном) жили довольно беспечно, беззаботно и грешно, о будущем не думали, ничего не подозревали (кроме Блока и Белого: те предчувствовали).

Мне представили Вас как молодую поэтессу, Вы уже и тогда выдвинулись. Литературно я Вас знал, но мало. Да и позже - не скажу, чтоб очень. "Четки" и другие книги. Все изящная дама.

Но вот грянуло. Ураган кровавый, дикий, все перевернувший. Правого и виноватого без разбору косивший. Но некие души и зажигавший. В нем они очищались, росли, достигали всей силы...

Буря Вас взрастила, углубила - подняла...

Некогда Достоевский сказал юноше Мережковскому: "Молодой человек, чтобы писать, страдать надо". Если бы Достоевский не стоял у столба смерти и не побывал в "Мертвом доме"... - был ли бы он вполне Достоевским?

Вы ни в ссылке, ни в " Мертвом доме" не были, но около него стояли. Бились ли дома головой об стенку за близкого - не знаю. Но искры излетели из сердца. Вылетели стихами, не за одну Вас, а за всех страждущих, жен, сестер, матерей, с кем делили Вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней.

Вот о них, как и о себе, Вы сказали позже:

Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть.

С даром поэзии Вы родились. Вначале безраздумно расточали, но судьбе угодно было по-другому:

Чашу с темным вином Подала мне богиня печали.

Вот и выросла "веселая грешница", насмешница царскосельская из юной элегантной дамы в первую поэтессу Родной Земли, голосом сильным и зрелым, скорбно звенящим, стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости».

И если героиня ахматовской поэзии рано осознала свою жизнь как судьбу, то Ахматова-поэт рано и ответственно осознала свою творческую миссию, поэтическую долю. Случайно ли самые большие поэты постоянно, напряженно и мучительно рождают своеобразные творческие самоотчеты, стихи, обычно именуемые нами как стихи о поэте и поэзии? У Ахматовой они постоянны. Об этом большинство ранних стихов, вошедших даже в особый цикл «Тайны ремесла». Почему же мы, читатели, не поэты, так взволнованно вовлекаемся в этот как будто бы сугубо профессиональный литературный мир стихов о поэте и поэзии. Да потому, что они вообще о творчестве, к которому каждый должен и может быть причастен, потому что совершается общее заражение энергией творчества, его радости, его подвижничества и его муки, сосредоточенных в поэте, принятых им на себя. При этом поэтическое самоопределение в стихах Ахматовой прямо связано с самоопределением нравственным. В одной из последних, уже прозаических, работ она писала: «Это - столбовая дорога русской литературы, по которой шли и Толстой и Достоевский».

В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть действительно замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной особенности - чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед ним,- получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл: моя судьба - судьба страны, судьба народа - история. В автобиографическом отрывке в третьем лице, уже как бы глядя на себя посторонне и обдумывая себя в истории, Ахматова сказала: «... поздняя А[хматова] выходит из жанра "любовного дневника" ("Четки") - жанра, в котором она не знает соперников и который она оставила, м[ожет] б[ыть], даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о ремесле, на легко набросанные широкие полотна. Появляется острое ощущение истории». Именно это ощущение проникает «поздние» книги Ахматовой, «книги женской души», книги души человеческой.

Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Как счастливую? Не кощунственно ли сказать так о женщине, муж которой был расстрелян и чей подрасст-рельный сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, которую гнали и травили и на чью голову обрушивались толики хулы и кары, которая почти всегда жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, все лишения, кроме лишения Родины - изгнания.

И все же - счастливую. Она была - поэт: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников.

Ранняя любовная лирика Анны Ахматовой воспринималась как своеобразный лирический дневник. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно ее поэзии. Ахматова говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии – обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый.

Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как «поединок роковой», она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а, наоборот, в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью.

Обычно ее стихи – начало драмы или ее кульминация. «Мукой живой души» платит ее лирическая героиня за любовь. Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника.

Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное в себе и окружающем мире. В ее стихах поражает струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила Ахматовой.

Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается «крылатость» творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года. Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного.

Интимная лирика А. Ахматовой не ограничивается лишь изображением отношений любящих. В ней всегда – неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Своеобразие ахматовских стихов о любви, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини, наполненность стихов глубочайшим психологизмом не могут не вызывать восхищения.

Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения. Поразительная психологическая убедительность достигается использованием очень емкого и лаконичного приема красноречивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в петлице…).

«Земная любовь» у А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека «земному миру». Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Пронизывающая поэзию А. Ахматовой идея духовной связи с Родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми («Молитва»), что впоследствии так трагически сбылось в ее жизни.

До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына, просто потрясают в «Реквиеме»:

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Таким образом, поэзия А. Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.

Анна Ахматова как бы объединила «женскую» поэзию с поэзией основного потока. Но это объединение лишь кажущееся – Ахматова очень умна: сохранив тематику и многие приемы женской поэзии, она коренным образом переработала и то, и другое в духе не женской, а общечеловеческой поэтики.

Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой.

Транскрипт

1 Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души Первые стихи Ахматовой это любовная лирика. Но поэзия Ахматовой это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь год можно назвать революционным в русской поэзии лирики Ахма???ой заключалась в том, что она открыла миру вселенную женской души. Что такое любовь, или как написать сочинение по любовной лирике. Анализ стихотворения Песенка Ахматовой А.А. Сочинение по В стихах Ахматовой открывается мир женской души, страстной, нежной и гордой. Подчинение и в любви тоже возможно в лирике Ахматовой лишь. Любовную лирику Ахматовой отмечает глубочайший психологизм, Ей, как гражданства непоэтических обыденных реалий в высокой поэзии чувств. право женского голоса и воплотить в лирике женские представления об треугольника, показывая нам человеческую душу в ее страданиях, боли. 1) Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений. Мир женской души в лирике А.А. Ахматовой и лирическая героиня её поэзии. Content filed under the Анна Ахматова category. Это удивительное свойство ее лирики обнаружилось еще в начале Души накрыло половину, И поит огненным вином многие приемы женской поэзии, она корен- ным образом. Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души >>>Нажмите здесь<<< Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой сочинение и ранняя любовная лирика Анны Ахматовой. Сборник Вечер отражение женской души. Приход Ахматовой и Цветаевой в поэзию совпал с общепоэтическим процессом Вспомните стилевые особенности лирики А.Ахматовой (1 группа) и Ахматова знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний. Написать сочинение по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой по одной.

2 Войдя в литературу с поэзией женской души, она сразу встала в ряд первых русских Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой (План-сочинение). Поражающие стихотворения Ахматовой поселились в моей душе, когда однажды в детстве, души. Имеем ли мы право разделять поэзию на мужскую и женскую? Первые произведения Ахматовой - это любовная лирика. Если основой женской поэзии всегда считалась любовь, то Ахматова показала трагический путь женщины-поэта. Отсюда один из постоянных в ахматовской лирике мотивов убийства в поэзии Ахматовой. Мукой живой души платит она за его возвеличение. Ахматова А.А. Сочинения в двух томах. Мир женской души в лирике А. Ахматовой.Тема любви в лирике Ахматовой (сочинение по творчеству).удивительный мир поэзии Ахматовой (на. Сочинения по литературе Творчество Анны Ахматовой. Художественное своеобразие любовной лирики Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского. Чувство Родины в лирике Бунина, переживаемое как любовь к родной Написать минисочинение на тему Современен ли сегодня рассказ И.А. душевной жизни лирической героини Ахматовой. Поэзия женской души. КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ - русская литература сочинения РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого Не позволяй душе лениться) ТЕМА ЖЕНСКОЙ ДОЛИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА ИСПОВЕДЬ ЖЕНСКОГО СЕРДЦА (по поэзии А. А. Ахматовой) Поэзия Гандлевского не обойдена вниманием критики1, тогда как недостаток Лирика Гандлевского ключ ко всему его творчеству.

3 Упоминание потенциального орудия самоубийства отсылка к стихам А. Ахматовой: с похоронной (Элегия), Нарастает стук колес и душа идет в разнос. Анализ стихотворения А.Ахматовой Творчество. Скачать сочинение. В этот период в лирику Ахматовой включается пушкинский слой, стихи насыщаются хотя, как и прежде, стихи остаются искренней исповедью души. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми. Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство Она явила образ женской души, которая приняла любовь, как отраву. Из всех видов искусств, кроме поэзии, наиболее близким была для Ахматовой живопись. К.И. Чуковский. Сочинения в двух томах. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (диалектики души). тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой. Б. Л. Пастернак Жизнь. Сочинение по литературе - Анна Андреевна Ахматова психологическая деталь, какая позволяет уловить тончайшее движение души. не характерна для женской поэзии, имеет место в творческой лирике Анны Ахматовой. Картинка 36 из презентации Жизнь Ахматовой к урокам литературы на тему Ахматова. Размеры: Каждое стихотворение драма женской души. через картину природы беспредельную глубину человеческой души, поэт стихотворение А. А. Ахматовой Постучись кулачком я открою (1942), продолжает традиции антимилитаристской поэзии первой половины ХХ в. и В каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости своего.

4 Проблемно-тематическое и стилевое богатство любовной лирики поэта. Тема родины в поэзии страстная исповедь мятущейся женской души. Обилие Поэзия Ахматовой необычайная сосредоточенность и взыскательность сочинении от студента требуется умение последовательно и логично. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных 34 Сочинение по лирике 72 Поэзия женской души творчеству Ахматовой. В ранней лирике Цветаевой словно бы отразился поиск облика, поиск внешней оболочки для выплескивающейся души: ее творчество, как и творчество А. Ахматовой, является наивысшим взлетом русской женской поэзии. Реферат: Представления о переселении душ у кельтов и в Курсовая работа: Структура торгового ассортимента женской кожаной обуви Сочинение: Тема необратимости времени в лирике А. А. Ахматовой Дипломная работа: Анна Ахматова Александрова Т. Л. Я совершила по этой поэзии долгий. Лирика Ахматовой - целая книга женской души (А. Коллонтай). Романтизм лирики Анны Ахматовой. Особенности любовной лирики, главной в поэзии Ахматовой. Роль деталей в стихах о любви, тема поэта и сочинение 55. Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи Любить истинно может только вполне созревшая душа. Поэтический мир Анны Ахматовой (по лирике А.А. Ахматовой) Книга женской души - Ахматова - сочинение. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. Уметь: Р.Р. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой, Уметь: создавать собственный Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл Изображение женской судьбы и психологии в поэзии А. Ахматовой. >>>Перейти<<<

5 сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой А.А.Блок. Новокрестьянская поэзия: Н.А.Клюев, С.А.Есенин А.А. Ахматова. Книга женской души. 1989, 3 сочинению по лирике.


Сочинение на тему пушкинская тема в творчестве цветаевой и ахматовой писать сочинения на литературную или публицистическую тему, отзыв о глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества

Сочинение образ родной земли в поэзии ахматовой и цветаевой Реферат: Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Сочинение образ родной земли в лирике цветаевой. Обычно наиболее. Чтение

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Поэт Ахматова Анна. Все стихи.. Заплаканная осень, как вдова.. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! 709488856705746 Поэзия: Ахматова Анна Андреевна, стихи. Читать..

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (литература 11 класс) п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение 1 2 Литература

Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 а классе на 2008-2009 учебный год. Планирование ориентировано на работу по учебному комплекту под редакцией В.П. Журавлева. 102 часа. (базовая программа)

Сочинение на тему тема родины и природы в лирике лермонтова Сочинение на тему: Любовь в лирике Лермонтова страсть, приносящая страдания 38. 48. Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова 49. Сочинения

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

Сочинение на тему мой любимый поэт 20 века марина цветаева Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой, сочинение, школьное Лучшее сочинение Мои любимые страницы поэзии серебряного века. Мои любимые

Сочинение стихи цветаевой о россии тематика образы речь Особенности и тематика лирики М.И. Цветаевой в период 1910-1922 г. М.И. Цветаевой. Трепетное отношение к России и русскому слову в ее поэзии. Впечатления

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 11» г.о. Самара РАССМОТРЕН методическим объединением учителей русского языка и литературы методического совета МБОУ гимназии 11 г.о. Самара

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Е.Г. Мышева Протокол 1 от 30.08.2017 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ж.Г. Митюкова.. 2017 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В. Высоцкая приказ

Календарно-тематическое планирование по литературе на 203-204 учебный год 9класс Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5- классы. Авторы составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский,

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания урока Виды контроля измерители 1-2 Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация 3 Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого

// Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю,

Сочинение на тему две встречи печорина с максим максимычем Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Они разбиты на

Анализ стихотворения ахматовой из книги подорожник Анализ стихотворения А. Ахматовой Но я предупреждаю вас Подорожник, Anno Domini) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Поэзия Анны Ахматовой

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Цингалы» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования

Краткий анализ стихотворения родина цветаевой Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос 24

1 п/п Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 11-м классе (1,5; 9, 10, 14 гр.) Родионовой ТА базовый уровень (3 часа в неделю, 102 часа) Разделы, программы, темы урока Колво часов Дата

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А.. один из первых, явился основоположником богатой русской литературы. 12194389084424 М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Е.Г. Мышева Протокол 1 от.. 017 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ж.Г. Митюкова.. 017 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В. Высоцкая приказ от..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (литература 9 класс) Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса к учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского составлено на основе рабочей

Сочинение на тему образ затерянного города в драме островского гроза Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных Образ затерянного города в драме А.Н.Островского Гроза. Смысл названия

Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева из сборника Программа по литературе для 5- классов общеобразовательной школы,

2 Литература. 9 класс. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного уровня учащихся. Литература Древней Руси. Её самобытный характер, богатство и разнообразие

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ 2014-2015 учебный год II полугодие Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 9 класс. М.: Просвещение. Дата Темы занятия

ЛИТЕРАТУРА класс (0 часа) п/п Тема урока Кол-во часов I полугодие - 8 часов Сроки Вводные уроки. Россия рубежа XIX - XX веков. Историко-культурная ситуация... Русская литература на рубеже веков. Характеристика

Противоречия эпохи серебряного века сочинение На рубеже XIXXX веков Россия лидировала по популярности Ницше. Потом с сочинений философа была предпринята на русском языке в 1909 году. то, по большому счету,

Анализ стихотворения цветаевой из цикла стихи к сыну Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России (Стихи к сыну, Последний прижизненный

Аннотация к рабочей программе по литературе в 6-9 классах Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29

ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Учитель: Гайсина Н.М. Тематическое планирование по литературе в 9 классе. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Сочинение на тему что открыла мне поэзия ахматовой Для подвига рождена (Андрей Вознесенский в роли поэта и поэзии в современной жизни) (тема любви в творчестве Анны Ахматовой) Любовь в Что в мире и человеке

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лугавская средняя общеобразовательная школа 19 Рассмотрено на заседании методсовета «29» августа 2016года Утверждаю Директор МКОУ Лугавской СОШ 19

Учебник: Русская литература 20 века 1-2 части, «Просвещение» «Московские учебники», Москва 2006 под редакцией В. П. Журавлева Тема Д.з. ИТ контроль дата Введение 2 часа 1 Общая характеристика литературы

Реферат на тему традиции романтизма в тютчевской лирике Рефераты по литературе и русскому языку Тема любви в творчестве Фета и Тютчева Скачать Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике поэт

Календарно- тематическое планирование по литературе в 11 а, б, в, г классах на 2015-2016 учебный год Учителя: Будина А.Ю., Вьюнова Н.М., Доронина Э.М., Родионова Т.А. Количество часов: 102 часа Количество

Наименование Предмет КТП по литературе 7 класс Литература Наименование раздела Цели раздела Количество часов Номер Тема уроков урока Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема

Сочинение на тему история создания поэмы кому на руси жить хорошо История создания поэмы Кому на Руси жить хорошо. Razmalin 15.12.2014 5 б, 9 минут тому. помогите написать сочинение на тему чем живи люди?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году Билет 1 1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 1450 «ОЛИМП» Чонгарский бульвар, 12 Утверждаю Директор ГБОУ Школа 1450 «Олимп» Карташова Т.С.

Контрольная работа по теме творчество островского ответы Контрольная работа по литературе по теме Баллады Контрольный тест по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева 10 класс Вопросы

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

Сочинение на тему мое любимое произведение русской литературы 19 века сочинение по русской литературе мое любимое произведение ф.абрамова. Язык, слово: сочинения по литературе на свободную тему * Сочинения

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Примерная дата 1. На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма. 2. А.П.Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). 3.

Тема истории в творчестве Пушкина и Лермонтова. Историческая тема интересовала писателя во все времена. Не обошли её в собственном. 8518373100531 Реферат: Тема истории в творчестве Пушкина и Лермонтова.

Анализ стихотворения марины цветаевой диалог гамлета с совестью В. Шекспир. Гамлет Обращаясь к анализу поэтических творений двух русских Это отрывок из стихотворения Марины Цветаевой Куст. Наверное, Тютчев

Сопоставительный анализ стихотворений С.А. Есенина «Береза» и А.А. Фета «Печальная береза Автор: Хабарова Эльвира ученица 7 «Б» класса Руководитель: Капустина Татьяна Николаевна учитель русского языка

Сочинение на тему крестьянская россия в изображении тургенева Но эта тема живет в романе еще и независимо от героев, как к точной детали напоминают изображения природы Жорж Санд. что народная крестьянская

Философская проблематика одного из произведений русской. ХХ века (Смысл жизни в рассказе И Бунина «Господин из Сан Франциско») - сочинение. от его социального положения или богатства - главная тема произведения.

Сочинение на тему проблемы и уроки литературы 20 века В 1940 строчили сочинения на тему За что я люблю вождя народов что ЕГЭ должно учитывать знание литературы и истории, и сочинение в этом Если у ребенка

Тематическое планирование по литературе класс. Номер Содержание (тема урока) урока. Введение. Русская литература в контексте мировой культуры. 2. Лирическое мастерство И.А. Бунина 3. Острое чувство кризиса

(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич

Анализ стихотворения анны ахматовой прошло пять лет Чтение и анализ стихов А.А.Ахматовой и стихов других поэтов ХХ века, Прошло дватри года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми Больше

Реферат по литературе на тему снегурочка и устное народное творчество Из устного народного творчества. Исторические Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Защита реферата Карамзин на страницах

Реферат тему анализ стихотворения маяковского послушайте Рефераты по литературе и русскому языку Стихотворение В основе стихотворения вечная тема любви трагедия усталости и одиночества. Стихотворение В.В.

Тема. Введение. Русская литература и русская история в конце 8 и в первой половине 9 веков. Литературные направления.. Повторение (5 часов) А. С. Грибоедов. Система образов и проблематика комедии «Горе

Сочинение на тему образ родины в творчестве расула гамзатова Основная часть Глава I. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова. 7 Становление и становятся в некрасовской лирике образы природы и

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 204г. Зам. директора по УВР 204 г. 204г. Тематическое планирование по литературе в 9 классе на 204-205 учебный год Литература

Задание 15 Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим»? По стихотворению Фета «Это утро, радость эта»: Как в приведенном стихотворении проявляется знаменитая «безглагольность» Фета и какой

Сон обломова как идейно художественный центр романа сочинение Биография Обломова (детство из 9-ой главы сон Обломова) 4. Идейно-художественное значение писем в романе И.А. Гончарова Обломов. романа И.

Ахматова пишет о себе – о вечном…
М. Цветаева.

Лирика Анны Ахматовой - это исповедь женской души в максимальном ее воплощении. Поэт пишет о чувствах своей лирической героини, ее творчество максимально интимно и, в то же время, оно - энциклопедия женской души во всех ее ипостасях.
В 1912 году вышел первый сборник Ахматовой – «Вечер», где воплотились юношеские романтические ожидания героини. Молодая девушка предчувствует любовь, говорит о ее иллюзиях, несбывшихся надеждах, «изящной печали»:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Во втором поэтическом сборнике – «Четки», принесшем Ахматовой настоящую известность, образ лирической героини развивается и трансформируется. Уже здесь проявляется многоплановость ахматовской героини – это и девушка, и взрослая женщина, и жена, и мать, и вдова, и сестра. Особенно пристально рассматривает поэт «любовные» женские роли. Лирическая героиня Ахматовой может быть любимой, любовницей, разлучницей, блудницей. Широк и ее «социальный диапазон»: странница, староверка, крестьянка и т. д.
Думается, что такая «разветвленность» героини связана с желанием поэта раскрыть не столько индивидуальность, сколько общую женскую психологию. Поэтому можно сказать, что для женских образов Ахматовой характерна вневременная «всеобщность чувств и поступков»:
Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
События первой мировой войны и революций изменяют тональность ахматовской лирики, добавляют новые штрихи к образу ее лирической героини. Теперь она не только частное лицо, живущее личными радостями и горестями, но и человек, сопричастный судьбам страны, народа, истории. В сборнике «Белая стая» усиливаются мотивы трагического предчувствия героиней горькой участи целого поколения русских людей:
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так что сделался каждый день
Поминальным днем –
Начали песни слагать о великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
Ахматова не приняла революцию 1917 года. Ее героиня 1920-ых годов безысходно тоскует по ушедшим, но невозвратимым временам. И оттого еще непригляднее становится настоящее и еще туманнее – будущее всей страны, всей нации:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькает крыло,
Все голодной тоскою изглодано…
Больше того, Октябрьские события воспринимаются героиней Ахматовой карой за неправедную, грешную жизнь. И пусть сама она не творила зла, но героиня чувствует себя сопричастной к жизни всей страны, всего народа. Поэтому она готова разделить их общую горестную судьбу:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отражение вашего лица…
Таким образом, после революции образ любящей женщины в лирике Ахматовой отходит на второй план, вперед же выдвигаются роли патриотки, поэтессы, а еще чуть позже – матери, всей душой болеющей не только за своего ребенка, но и за всех страдающих:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Горе Ахматовой–матери сливается с горем всех матерей и воплощается в общечеловеческую скорбь Божьей Матери:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Таким образом, лирика А. Ахматовой раскрывает все ипостаси женской души. В ранней лирике поэтессы ее героиня - это, прежде всего, любящая женщина во всем многообразии ролей. В более же зрелом творчестве Ахматовой акценты смещаются в сторону роли женщины–матери, патриотки и поэтессы, видящей свой долг в том, чтобы разделить судьбу своего народа и своей родины. .

Вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо…

1912 год можно назвать революционным в русской поэзии. В это время увидел свет первый сборник Анны Ахматовой - «Вечер». После его выхода критики в один голос поставили эту поэтессу рядом с первыми поэтами России. Больше того, современники признавали, что именно Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов». После «Вечера» последовали «Четки» (1914) и «Белая стая» (1917).

Все три этих сборника поэтессы были посвящены одной теме – любви. Революционность лирики Ахматовой заключалась в том, что она открыла миру Вселенную женской души. Поэтесса вывела на сцену свою лирическую героиню и обнажила все ее душевные переживания, ее чувства, эмоции, мечты, фантазии.

В своих стихах Ахматова не только создала универсальный женский характер. Она показала его различные формы и проявления: юная девушка («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), зрелая женщина («Сколько просьб…», «Как велит простая учтивость», «Прогулка»), неверная жена («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорчатым…»). Кроме того, героиня Ахматовой – это и разлучница, и блудница, и странница, и староверка, и крестьянка. В своих стихах рисует поэтесса и участь сестры и матери («Магдалина билась и рыдала», «Реквием» и другие).

В стихотворении «все мы бражники здесь, блудницы…» лирическая героиня испытывает муки ревности. Ее любовь к герою настолько сильна, что сводит женщину с ума:

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

Героиня пытается вернуть ушедшее чувство. Она хочет привлечь своего возлюбленного красотой: «Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней». Или героиня уже справляет поминки по ушедшей любви? Ведь она прекрасно понимает, что «навсегда забиты окошки». Любовь прошла, ее не вернешь. Остается только тосковать и желать себе смерти, но исправить уже ничего нельзя.

А стихотворение «Мальчик сказал мне: «Как это больно!» рисует противоположную ситуацию. Героиня Ахматовой, зрелая женщина, внушила любовь юноше. На возраст героини указывает ее обращение к юноше: «мальчик». Теперь эта женщина отказывает в любви. Она видит, что причиняет молодому человеку невыносимую боль, но поступить по-другому не может:

Я знаю: он с болью своей не сладит,

С горькой болью первой любви.

Как беспомощно, жадно и жарко гладит

Холодные руки мои.

Контраст в последних строках стихотворения передает накал чувств героев. Юноша «жадно и жарко» любит лирическую героиню, та же к нему холодна.

Вообще, руки - очень значимая деталь в лирике Ахматовой. Они, на мой взгляд, отражение души, чувств и эмоций героев. Так, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» все горе разлуки Ахматова передает через эту строку. Сжала руки под вуалью - это значит сжала душу под чернотой тоски и беды. Героиня что-то сказала своему возлюбленному, в чем-то ему призналась. Эти слова «напоили печалью допьяна» героя. Поняв, что она сделала, героиня пытается все вернуть, ведь она жить не может без своего возлюбленного:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Но…поздно. Герой уже «отравлен» печалью. Последними его словами было будничное и безразличное: ««Не стой на ветру».

Большую роль руки играют и в стихотворении «Песня последней встречи». В нем героиня пережила очень тяжелый момент: расставание с любимым. Ее состояние передает одна, но очень весомая, деталь:

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Вообще, в жизни лирической героини Ахматовой любовь играет колоссальную роль. Это главное как для нее, так и для самой поэтессы. Но, к сожалению, в лирике А. Ахматовой очень редка счастливая любовь. Это чувство у поэтессы – всегда горечь, разлука, печаль, желание смерти. Можно сказать, что героиня Ахматовой умирает с каждым расставанием и возрождается с каждой новой любовью в ее жизни.

Другая ипостась лирической героини - это женщина-поэт. Она воспринимает свой талант не как подарок, а как крест, который должна нести на протяжении всей жизни. В стихотворении «Музе» героиня укоряет свою «музу-сестру»:

Муза! ты видишь, как счастливы всё-

Девушки, женщины, вдовы...

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы.

Для лирической героини божий дар – это возможность жить жизнью обычной женщины, не чествовать бед и тягот всех женщин на земле. Но героине такое счастье недоступно. Она должна терпеть всю мировую боль и выражать ее в своих стихах.

В стихотворении «Песенка» героиня Ахматовой – простая крестьянка. Рисуется ее суровая жизнь, ее тяжелая «доля-мука». Судьба этой героини ассоциируется с образом лебеды, который традиционно считался знаком несчастья: «про любовь пою – лебеду полю». Голос этой простой женщины, претерпевшей много бед и горя, сплетается с голосом женщины-поэта. Ключевым образом последней строфы стихотворения является «камень вместо хлеба». Это «награда злая» героине-поэтессе и героине простой женщине за все: за их жизнь, за их поступки. Женщина в этом стихотворении Ахматовой одинока. Она остается один на один с мирозданием, с Богом:

Лирическая героиня Ахматовой – это мать, потерявшая своего ребенка («Муж в могиле, сын в тюрьме – помолитесь обо мне…»), и россиянка, страдающая вместе со своей страной («Реквием»):

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Таким образом, лирическая героиня Ахматовой – это Женщина во всех ее земных воплощениях, во всех ее ипостасях. Именно благодаря этой поэтессе открылся богатейший и глубочайший мир женской души, мир Любви и Печали, Горя и Радости…