Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа текста
Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав.
Теория: мемуары, жанр, сюжет.
Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.
Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса; художественный текст любого издания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
8 класс
ТЕМА: Формирование характера Петра Гринева.
Разбор 1 и II глав
Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа текста
Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав.
Теория: мемуары, жанр, сюжет.
Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.
Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса; художественный текст любого издания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по статье В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».
II. Слово учителя.
В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы - вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).
«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении существуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.
Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.
III. Беседа с учащимися.
На какие циклы можно разделить повесть?
(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до неожиданных происшествий, имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-VII - картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика;
ХII - ХIV - роль развернутого эпилога.)
Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.
Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?
Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?
Что пришлось испытать Петруше в это время?
Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить «о свойства борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.
(Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не- предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.)
Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?
(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпизоды) . Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой -«вожатым», так как мечта о веселой, беззаветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуться в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родительского дома.)
Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.
(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке. . ., Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслит, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).
Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу.
А как реагирует бродяга на «барский подарок»?
(«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча..»; Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном:
«Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)
Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку:
для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого – «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).
Что такое милосердие? Милосердны ли вы?
(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)
А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?
(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, наверное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений чувств героев повести.)
IV . Домашнее задание:
2. Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания
V. Итог урока
Петр Гринев - один из главных героев повести А. Пушкина «Капитанская дочка». С раннего детства на формирование его характера и взглядов большое влияние оказали родители - честные и порядочные люди, много повидавшие на своем жизненном пути. Они сумели привить Петруше любовь к родине, верность своему долгу и данному слову, уважительное отношение к старшим, смелость, стремление к справедливости.
Отец, отправляя сына на службу в армию, прежде всего руководствуется целью вырастить из него не беспутного шалопая, транжиру и повесу, но настоящего солдата, человека отважного и благородного. Он так обозначает для Петруши жизненные ориентиры: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Полученные уроки не прошли для Петра Гринева даром. Живя в Белогорской крепости, он зарекомендовал себя храбрым офицером и хорошим товарищем, человеком, ценящим честь превыше всего. Со шпагой в руке, рискуя собственной жизнью, отстаивает он доброе имя Маши Мироновой, оклеветанной лицемерным ц малодушным Швабриным.
Влюбленный Гринев открывается нам с новой стороны. Становится ясно, что он пылкий и нежный поклонник, готовый пожертвовать своей жизнью ради счастья любимой.
Однако автор, считая, что истинная суть человека раскрывается в критических ситуациях, подвергает своего героя многочисленным испытаниям. Став свидетелем героической смерти дорогих и уважаемых им людей - Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, вынужденный разлучиться с Машей, оставив ее в руках ненавистного ухажера, Петр Гринев проявляет большую силу духа и мужество, безупречную порядочность. Судьбе не удается сломить его, заставить отречься от собственных взглядов. Характер молодого человека становится более закаленным, ему открываются истинные ценности человеческой жизни.
Я считаю, что Петр Гринев - человек, достойный подражания.
- Новое!
Место Гринева и Пугачева в повести. (Гринев и Пугачев - главные герой повести, хотя один из них - вымышленный персонаж, а второй - историческое лицо. Читатель видит Пугачева глазами Гринева при различных, иногда необычных обстоятельствах. Взгляд Гринева,...
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., - итоговое произведение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII...
Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный...
Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность...
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. «Капитанская дочка» - это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания...
«Роман Пушкина «Капитанская дочка»» - Подумай и ответь. Проверь себя. Сопоставь. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Сходство с женами декабристов. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Загадки романа – это загадки жизни.
«Книга «Капитанская дочка»» - Что дает такое сопоставление для понимания характера Пугачева? Как показана императрица в повести? Милосердны ли вы? Таким человеком был Емельян Пугачёв, за которым пошёл народ. Марья Ивановна - любимый женский образ А.С. Пушкина. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. : «Спасибо ваше благородие! Что такое милосердие? Формирование характера петра Гринёва. Почему автор в качестве эпиграфа к главе избрал слова из народной песни?
«Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» - Идейно-художественная позиция. Фигура мятежного Пугачева. Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Реализм. История Пугачева. Запись в тетрадь. «Капитанская дочка». Роман. Значение исторического труда А.С.Пушкина. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Как Пушкин своего Пугачева написал.
«Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» - Сказки. Мотив. Русская литература. Капитанская дочка. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Пословицы. Сказка о царе салтане. Береги платье снову, а честь смолоду. Литературоведение. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка». Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Навыки анализа эпизода художественного текста.
«Рассказ «Капитанская дочка»» - Петр. Деталь. Облачение в «ризу светлу» после Крещения. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Погребец. Штоф – графинчик вина. Армяк. События повести. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета.
«Историческая основа «Капитанской дочки»» - Работа над литературным произведением. Художник С.Герасимов. Художники – иллюстраторы. Маршрут поездки А.С. Пушкина. Имя страшного бунтовщика. Исследования «пушкинистов». Суд Пугачёва. Крестьянская война. Роман «Капитанская дочка». Историки о Емельяне Пугачеве. Пугачева и его соратников казнили. Пугачёв, закованный в цепи. Рисунки П.Соколова. Пугачев Е. И. Восстание. Эпоха царствования Екатерины II.