Пугачев - характеристика персонажа (Капитанская дочка Пушкин А.). Герои исторические и вымышленные в повести А

Которому слава Гришки Отрепьева не давала покоя.

Правда, если быть последовательными, то разговор о русском народе следует начинать с . Это на редкость удивительный и целостный образ. Он с раннего детства воспитывал , а когда тот отправился в армию, Гринев-старший послал Савельича с ним. У стремянного не было собственной семьи и детей, и поэтому Савельич был искренне привязан к молодому Гриневу, и даже, как покажут дальнейшие события, готов был пойти за него на виселицу.

В повести есть еще одна крепостная – девка Палаша, помогавшая жене капитана по хозяйству. Девушка энергичная, расторопная. В суматохе, после гибели Мироновых, она несколько раз могла сбежать, и никто бы ее не хватился. Но она осталась около Маши, заботилась о ней, помогала ей во время болезни и заточения, как могла.

С Пугачевым главный герой повести познакомился в пути, во время вьюги. Он отличался острым умом, уверенностью в себе, везде был, как у себя дома. Острый, цепкий взгляд проводника еще в первую встречу поразил Гринева.

Вторая встреча Гринева с Пугачевым состоялась во время захвата крепости. В этом эпизоде Пугачев проявил жестокость в отношении к тем, кто отказывался присягать ему. Но эта жестокость нужна была ему, чтобы запугать остальных. Слава Гришки Отрепьева не давала ему покоя. Он хотел почувствовать себя царем всея Руси. Пугачев был крайне недоверчив. Понимая, что любой из его подчиненных, за исключением двух-трех человек, готов всадить ему нож в спину, все проверяет самолично. Например, когда застонала за перегородкой, он пошел лично убедиться в том, что там действительно лежит девушка, а не прячутся его преследователи.

Гринева поразило то обстоятельство, что «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!». Яркими представителями народа в этой повести можно назвать и соратников Пугачева. На Гринева глубокое впечатление произвела простонародная песня, которую они пели после застолья. Гринев понимал, что все эти люди, сидящие за столом, обречены на гибель. И при этом они пели о виселице. Пели выразительно, стройными голосами и с унылым выражением лица.

Ближайшими соратниками Пугачева, его «енералами», были беглый капрал Белобородов, второй – Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Между ними было явное соперничество. И по замечанию Хлопуши, Белобородов отличался особой жестокостью.

Пугачев явно симпатизировал Гриневу за его великодушие, порядочность и искренность. Гринев тоже испытывал двойственные чувства к предводителю разбойников, виновного в гибели капитана Миронова, его жены и тех, кто отказался присягать. Но с другой стороны он сочувствовал разбойнику, потому что видел перед собой человека неглупого, способного на великодушные поступки, и в то же время честного. «Пугачев был ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», — признается Гринев.

В повести Пушкин описывает отдельных представителей народа, не имеющих дворянского происхождения и воспитания. Казалось бы, они не должны обладать ни порядочностью, ни образованностью, ни культурой. Но, тем не менее, мы видим, что они способны на благородство и преданность, порой сильнее некоторых представителей дворянства. Недостаток грамотности у них компенсируется острым умом, жизненным опытом и сметливостью.

Простые люди чувствуют прекрасное не хуже представителей дворянства. Достаточно вспомнить пение разбойников. Да и разбойниками они стали не от хорошей жизни.

Но существует другой народ. Это стихийная масса людей, толпа. Она легко управляема. Какой магнетизм лидеров заставляет управлять толпой, изучается даже в наши дни. Пугачев был лидером толпы. Толпа опасна.

«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Надо полагать, что Пушкин, изучив архивные документы пугачевского бунта, и побывав в местах, где все это происходило, понял, как заблуждался, призывая к свержению самодержавия. Это тоже бунт в своем роде. Пушкин отказался от большинства своих юношеских идей. В одной из редакций повести «Капитанская дочка» фраза о русском бунте имеет продолжение:

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Вступление

Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийно и принимавшее порой угрожающие размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения. Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50-60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. Бунташный век - такую оценку давали они своему времени. В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606-1607 гг., когда во главе восставших - крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.) ; восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.) ; медный бунт (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.

Восстание Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.)

В крестьянской войне под предводительством Пугачёва принимали участие разнообразные слои тогдашнего населения России: крепостные крестьяне, казаки, различные нерусские народности.

Вот как Пушкин описывает Оренбургскую губернию, в которой и проходили события “Капитанской дочки” : “Сия обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов, признавших еще недавно владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка к законам и гражданской жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для удержания их в повиновении. Крепости были выстроены в местах, признанных удобными, и заселены по большей части казаками, давнишними обладателями яицких берегов. Но яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными поданными. В 1772 году произошла возмущение в их главном городке. Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиения Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирении бунта картечью и жестокими наказаниями”.

Вот описание Пугачёва, которое дает ему Пушкин: “... он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок”.

Надо сказать, что за несколько лет до появления Петра Федоровича были волнения среди яицких казаков. В январе 1772 года здесь вспыхнуло восстание. Восстание было жестоко подавлено - это было эпилогом восстанию Пугачева. Казачество ждало случая, чтобы снова взяться за оружие. И случай представился.

22 ноября 1772 года Пугачев с попутчиком приехал в Яицкий городок и остановился в доме Дениса Степановича Пьянова. Там Пугачев по секрету раскрывается Пьянову в том, что он Петр III.

Пугачев предлагает уйти от притеснений властей в турецкую область. Пьянов поговорил с хорошими людьми. Решили подождать до рождества, когда казаки соберутся на багренье. Тогда они и примут Пугачева. Но Пугачев был схвачен, его обвинили в том, что он хотел увести яицких казаков на Кубань. Пугачев все категорически отрицал. Пугачева отправили в Симбирск, оттуда в Казань, где в январе 1773 года посадили в тюрьму. Откуда Пугачев, опоив одного солдата и подговорив другого, сбежал. По моему мнению, начало “Капитанской дочки” как раз связано с тем периодом жизни Пугачёва, когда он возвращается из тюрьмы. В конце лета 1773 года Пугачев уже был дома у своего знакомого Оболяева. Возможно, трактирщик в “Капитанской дочке” и есть Оболяев. Вот отрывок из повести, во время встречи трактирщика и Пугачева: “Хозяин вынул из стаца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо - Эхе, - сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?

Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркой: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камешком - да мимо. Ну а что ваши?” - Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали, было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит...”.

Далее Пушкин от имени главного героя расшифровывает эту “воровскую речь” : “Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что речь шла о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года”. Пребывание Емельяна Пугачева у Оболяева и посещение им Пьянова не остается без последствий. Пошли слухи, что государь находится у Пьянова в доме. Власти посылали для поимки опасного беглеца престойные команды, но всё было безуспешно.

Надо сказать, что вообще-то казакам было безразлично, выступает ли перед ними подлинный император Петр Федорович или донской казак, принявший его имя. Важно было, что он становился знаменем в их борьбе за свои права и вольности, а кто он на самом деле - не все равно ли? Вот отрывок из разговора Пугачева и Гринева: “... - Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.

Я смутился: признать бродягу государем был не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью... Я отвечал Пугачеву: “Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я в тебе признать государя? Ты человек смышленный: ты сам увидел бы, что я лукавствую”.

Кто же я таков по твоему разумению?

Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

Пугачев взглянул на меня быстро. “Так ты не веришь, - сказал он, - чтоб я был государь Петр Федорович? Ну добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька”.

Смелость Пугачева, его ум стремительность, находчивость и энергия завоевали сердца всех, кто стремился сбросить с себя гнет крепостничества. Вот почему народ поддержал недавнего простого донского казака, а теперь императора Федора Алексеевича.

В самом начале войны при занятии Илецкого городка Пугачев впервые высказал своё мнение в отношении крестьян и дворян. Он говорил: "У бояр де села и деревни отберу, а буду жаловать их деньгами. Чьей собственностью должны были стать отобранные у бояр земли, было совершенно очевидно - собственностью тех, кто жил в лесах и деревнях, т.е. крестьян. Так, уже в Илецком городке Пугачев заговорил о тех самых крестьянских выгодах, которые привлекут на его сторону всю чернь бедную, а о ней он никогда не забывал. Пока что Пугачев компенсировал дворянство жалованьем, но наступит время, и он призовет крестьянство ловить, казнить и вешать дворян.

Пугачев очень стремительно начал войну. В течение недели он захватил Гниловский, Рубежный, Генварцовский и другие форпосты. Захватил Илецкий городок, взял Рассыпную, Нижне-Озерную, Татищеву, Чернореченскую крепости.

Волна Крестьянской войны заливала всё новые и новые области. Война охватила Яик и Западную Сибирь, Прикамье и Поволжье, Урал и Заяицкие степи. А сам Третий император сколачивал свою Главную армию, создавал Государственную военную коллегию. Во всем войске вводились казацкие порядки, каждый считался казаком.

Можно сказать, что 22 марта начался второй этап Крестьянской войны - начало конца армии Пугачева. Этого числа в бою с войсками генерала Голицина под Татищевой крепостью Пугачев был разбит. В плен попали видные соратники Пугачева: Хлопуша, Подуров, Мясников, Почиталин, Толкачевы. Под Уфой потерпел поражение и попал в плен Зарубин-Чека. Через несколько дней войска Голицина вступили в Оренбург. Бой под Сакмарским городком 1 апреля закончился новым поражением Пугачева. С отрядом в 500 казаков, работных людей, башкир и татар Пугачев ушел на Урал. Но Пугачев не унывал, как он сам говорил: “Народу у меня как песку, я знаю, что чернь меня с радостью примет”. И он был прав. В сражении в городе Оса Пугачев получил поражение от войск Михельсона. Начался третий, последний этап крестьянской войны. “Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием.” (А. С. Пушкин) 28 июля Пугачев обратился к народу с манифестом, в котором жаловал всех крестьян вольностью и свободой и вечно казаками, землями и угодьями, освобождал от рекрутской повинности и каких-либо налогов и податей призывал расправляться с дворянами, и обещал тишину и спокойную жизнь. В этом манифесте отразился крестьянский идеал - земля и воля. Всё Поволжье колыхало пожарищем Крестьянской войны.

12 августа на реке Пролейке войска Пугачева одержали победу над правительственными войсками - это была последняя победа восставших.

Среди казаков зрел заговор. Душой заговора являлись Творогов, Чумаков, Железнов, Федульев, Бурнов. Они совсем не думали о простом народе и “чернь содержали в презрении”. Их мечты стать первым сословием в государстве развеялись как дым. Надо было думать о собственном спасении, а сделать это было возможно ценой выдачи Пугачева.

Зная нужды и горести всей “черни бедной”, к каждой из еe групп Пугачев обращался с особыми лозунгами и указами. Казаков он жаловал не только рекой Яиком со всеми еe угодьями и богатствами, но и тем, в чем нуждались казаки: хлебом, порохом, свинцом, деньгами, “старой верой” и казацкими вольностями. Он обещал калмыкам, башкирам и казахам все их земли и угодья, государево жалованье, вечную вольность. Обращаясь к крестьянам, Пугачев жаловал их землями и угодьями, волей, освобождал от власти помещиков, которых призывал истреблять, освобождал от каких бы то ни было обязанностей по отношению к государству, обещал им вольную казацкую жизнь. Мне кажется, что именно то, что восставшие не имели перед собой четкой цели, и погубило их.

Само будущее представлялось Пугачeву и его соратникам как-то туманно в виде казацкого государства, где все были бы казаками, где не стало бы ни налогов, ни рекрутчины. Где найти деньги, необходимые государству? Пугачeв считал, что “казна сама собой довольствоваться может”, а как это произойдет - неизвестно. Место рекрутчины займут “вольно желающие”, установится вольная торговля солью - “вези кто куда хочет”. Манифесты, указы и обращения Пугачева пронизывают неясные мечты о воле, труде, равенстве, справедливости. Все должны получить равные “пожалования”, все должны быть вольными, все равны, “малые и большие”, “рядовые и чиновные”, “вся чернь бедная”, “как россияне, так и иноверцы” : “мухаметанцы и калмыки, киргизцы и башкиры, татары и мишари, черемисы и поселенные на Волге саксоны”, у всех должна быть “спокойная в свете жизнь” без какого бы то ни было “отягощения, общий покой”.

Крестьянская война 1773-1775 гг. была самой мощной. В ней участвовали сотни тысяч человек. Охваченная ею территория простиралась от Воронежско-Тамбовского края на Западе до Шадринска и Тюмени на востоке, от Каспия на юге до Нижнего Новгорода и Перми на севере. Эта крестьянская война характеризовалась более высокой степенью организованности восставших. Они копировали некоторые органы государственного управления России. При “императоре” существовали штаб, Военная коллегия с канцелярией. Главное войско делилось на полки, поддерживалась связь, в том числе посылкой письменных распоряжений, рапортов и других документов.

Крестьянская война 1773-1775 гг. несмотря на небывалый размах, представляла собой цепь самостоятельных, ограниченных определенной местностью восстаний. Крестьяне редко покидали пределы своей деревни, волости, уезда. Крестьянские отряды, да и главное войско Пугачeва по вооружению, выучке, дисциплине намного уступало правительственной армии.

Заключение Что же такое Крестьянские войны? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? Гражданская война в многострадальной России, в ходе которой россияне убивали россиян? Русский бунт, бессмысленный и беспощадный? Каждое время даёт на эти вопросы свои ответы. По-видимому, любое насилие способно породить насилие ещe более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания (что между прочим делали в нашем недавнем прошлом), а также гражданские войны, поскольку, порождeнные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуeмной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдания и реки крови...

"Каптанская дочка" - взгляд великого поэта на царствование Екатерины. Но само понятие "русский бунт" немного преувеличено. Чем немецкий или английский лучше? Одинаково омерзительны. Другое дело - природа бунта здесь, в России, может быть, немного другая: русский бунт возможен как следствие безнравственности власти. Когда власть безнравственна, появляются некие авантюристы, сама верхушка дает им тайные лазейки.

Убийство Петра III открыло дорогу многочисленным лжепетрам, одним из которых стал Пугачёв. Вранье, убийства, порок, которые идут сверху, порождают жажду порока в массе, то есть масса деформируется. И в её недрах находится артистичная личность, вождь, который берется играть чужую роль. А зрелище в итоге одно - насилие, кровь - любимый российский спектакль. Эти лжевожди всегда знают, что народу нужно: они выпускают пары всеми подручными способами, гальванизируют в людях самое жестокое, мрачное, дьявольское. И наш тихоня народ превращается в т-а-а-кую сволочь! А кончится всё такой же ответной гипертрофированной жестокостью государства, которое не перестает быть аморальным, потому что с него все началось, им же, как правило, и заканчивается.

Я думаю, что Пушкин хотел сказать: “Смотрите и одумайтесь, даже если власть безнравственна, грядущий бунт, в любом случае - катастрофа для нации”.

Список литературы

1) Лимонов Ю. А. Емельян Пугачев и его соратники.

2) Пушкин А. С. Капитанская дочка.

3) Рознев И. Яик перед бурей.

4) Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца 17 века.

1. Исторический фон романа.

2. Портреты реальных исторических лиц: Екатерины II и Пугачева.

Мы - послушные куклы в руках у Творца!

Нас по сцене Всевышний на ниточках водит

И пихает в сундук, доведя до конца.

Омар Хайям

Действие повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» относится ко второй половине XVIII века. Основные события разворачиваются в период крестьянской войны под предводительством донского казака Емельяна Пугачева, объявившего себя царем Петром Федоровичем, якобы чудесным образом спасшимся.

Самозванство на Руси имеет глубокие исторические корни: вспомним череду лжедмитриев, претендовавших на российский престол. Но вот что удивительно: огромные массы простого народа с готовностью верили утверждению о чудесном спасении «государя», и с охотой шли под его знамена. С одной стороны, в неграмотном народе еще была сильна вера в доброго, справедливого царя, который облегчит жизнь народа; с другой стороны, Пугачев являлся выразителем интересов угнетенного народа, на него смотрели, как на заступника и избавителя. Конечно, не все из тех, кто шел за Пугачевым, был уверены, что это и есть подлинный царь Петр III. На примере Швабрина Пушкин убедительно показывает, что были такие, кто присоединялся к народному движению, преследуя лишь свои узко эгоистические интересы, не особенно задумываясь, что за человек стоит во главе восстания.

Повесть «Капитанская дочка» - это не историческая хроника, это прежде всего художественное произведение, поэтому в нем присутствуют как подлинные исторические персонажи, так и придуманные самим автором действующие лица.

Пугачев не один раз появляется на страницах повести Пушкина. Сначала он предстает перед нами в образе безвестного бродяги, и трудно заподозрить, что это - будущий вождь народного восстания. Пушкин не приукрашивает образ «государя Петра Федоровича»: он показывает и беспощадную расправу над пленными дворянами, раскрывает авантюристический характер замыслов Пугачева: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?»; «...лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

Но вместе с тем Пушкин не стремится, подобно многим другим авторам своего времени, писавшим о Пугачеве, изобразить его кровожадным извергом, которому чуждо все человеческое. Вспомнив заячий тулуп и стакан вина, он сохраняет жизнь Гриневу, а потом снова оказывает ему помощь - выручает Машу Миронову из рук Швабрина: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».

Образ Екатерины Пушкин вводит лишь в самом конце своей повести. Как и в случае с Пугачевым, автор сначала скрывает от читателя, кто она: Маше Екатерина называется придворной дамой. Но вот что бросается в глаза: Пугачев оказывает милость человеку, пришедшему из лагеря врагов; а Екатерина сначала желает увериться, что Гринев и в самом деле невиновен: «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй». Царица обещала Маше позаботиться о ней; однако из дальнейшего явствует, что она не сдержала этого обещания: наследники Петра Гринева и его жены владеют только тем, что досталось им от их предков.

Петр Гринев, главный герой повести, и другие персонажи, с которым он взаимодействует, разумеется, плод авторской фантазии; однако эти образы возникли не на пустом месте. Пушкин убедительно рисует колорит той эпохи, отношения между людьми и укоренившиеся привычки. На примере Петра Гринева автор показывает нам, какое образование и воспитание получали молодые дворяне в то время.

Живописно представлен быт Белогорской крепости, где всем заправляет Василиса Егоровна, не отделяющая служебных дел мужа от своего хозяйства. Вводя образ Маши Мироновой, Пушкин подчеркивает, что это обычная девушка, ничем не примечательная, не очень образованная. Однако впоследствии перед нами раскрываются ее высокие моральные и душевные качества. Не может оставить равнодушным и образ преданного Савельича, крепостного человека, который верно служит своему молодому барину, но наотрез отказывается потакать его прихотям. Пушкин несколькими меткими штрихами воссоздает и картины семейного быта мелкого дворянства - на примере родителей Петра и Маши.

Вымышленные персонажи Пушкина предстают перед нами не менее реальными, яркими, чем действительно существовавшие исторические лица. Несмотря на то, то автор и придумал конкретных героев, их характеры, судьбы, их взаимоотношения - это подлинная человеческая жизнь. Повесть «Капитанская дочка» - это правдивый рассказ о человеке, о его жизненном пути и духовном росте, о благородстве и предательстве, о любви и чести. Поэтому и сегодня, не одно столетие спустя, произведение это не утратило своей актуальности, ведь человек всегда остается человеком, каким бы ни был уровень развития техники, что бы ни пыталась диктовать переменчивая мода.


УРОК 18

^ ОБРАЗ ПУГАЧЕВА В ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

М. ЦВЕТАЕВА. «ПУШКИН И ПУГАЧЕВ»
Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении чумы.

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смутного таит

Неизъяснимы наслажденья

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

^ А. С. Пушкин. «Пир во время чумы»
Знания на уроке: отбор, обобщение, систематизация материала, сопоставление пейзажных сцен из трех произведений, загадка, глубина и обаяние личности Пугачева, символический образ метели в русской литературе.

Словарная работа: обреченность.
^ ХОД УРОКА

I. Проверка индивидуального задания: сравнение трех пушкинских описаний метели - в повести «Метель», в стихотворении «Бесы» и в повести «Капитанская дочка».

После выступления ученика обратим внимание учащихся на то, что во всех трех описаниях неразрывно с темой метели звучит и тема блуждания, тема потери пути. А в «Капитанской дочке» из стихии бурана, метели появляется Пугачев.

II. Эпиграф к уроку - отрывок из маленькой трагедии, написанной в то же время, когда и стихотворение «Бесы» - в период Болдинской осени 1830 г., прочитает вслух учитель или выразительно читающий ученик.

Как соотносятся слова эпиграфа с изображением вождя народного восстания? Каким вы представляете его себе?

III. В каких сценах повести показано, что Пугачев понимает, что «идет по краю», что скорая страшная гибель неминуема? Варианты ответа:

а) когда Гринев слышит песню, которую поют Пугачев и его сподвижники - «люди, обреченные виселице, поют о виселице»;

б) когда Пугачев рассказывает калмыцкую сказку;

в) когда говорит, что его люди ненадежны, спасут себя, предав его.

IV. Зачем Пушкин делает Гринева свидетелем казни Пугачева? Почему он не дает описания, как Гринев приехал в Москву, как оказался на Лобном месте?

Задание. Найдите в тексте повести сцену казни Пугачева и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? (Это фраза «издателя» - Пушкина.)

Тревога Гринева об участи вождя восстания отравляет его радость освобождения, радость соединения с семьей.

Задание. Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачева, желание спасти его. («Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. «Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь...» Мысль о нем неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни...») Почему в Гриневе просыпаются такие чувства?

V. Посмотрим, как отвечает на этот вопрос Марина Цветаева, автор статьи «Пушкин и Пугачев».

1) Как воспринимала М. Цветаева образ Пугачева, будучи ребенком?

2) Каким изображает Пугачева в «Истории Пугачевского бунта» Пушкин-историк? А каким - Пушкин-писатель? Где истина?

VI. Согласны ли вы с суждением М. Цветаевой, определившей суть отношений между Пугачевым и Гриневым (как воплощением самого Пушкина) словом «чара»?

«От Пугачева на Пушкина - следовательно и на меня - шла могучая чара... Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя ее круглой сиротой... такого любить - никакая благодарность не заставит. А чара - и не то заставит... В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачева подпал и до последней строки из-под нее не вышел... Чара - в его черных глазах и черной бороде, чара - в его усмешке, чара в его опасной ласковости, чара - в его напускной важности... Чара дана и пронесена сквозь все встречи, с Вожатым, с Самозванцем на крыльце, с Самозванцем пирующим, с Пугачевым, сказывающим сказку... с первого взгляда до последнего, с плахи, кивка - Гринев из-под чары не вышел, Пушкин из-под чары не вышел».

(Если учащиеся не находят возражений на это суждение, то мы вернемся к нему на следующем уроке.)

VII . Обобщая наши представления об образе Пугачева, составим совместно с ребятами тезисный план к сочинению «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Работу над планом нужно построить как совместную работу с классом: формулировки должны быть обсуждены, уточнены и записаны в тетради учащихся.
^ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕМЕ

«Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»

I. Вступление. Образ Пугачева - сложнейший и интереснейший образ повести.

II. ^ Основная часть. Мощная героическая и трагическая фигура вождя крестьянской войны.

1. Тревожная, загадочная атмосфера, возникающая при каждом появлении Пугачева: стихия бурана, метели, затем стихия мятежа, крестьянской войны.

2. Тема самозванца в повести:

а) бродяга - государь - беглый казак - убийца - спаситель - преступник - мученик;

б) упоминание Гришки Отрепьева как варианта судьбы и как предвидение лютой казни.

3. Сложность и противоречивость, непредсказуемость его человеческого облика:

а) жестокий и великодушный,

б) лукавый и прямой,

в) страшный и ласковый,

г) важный и смешной,

д) простой и недоступный для понимания.

III. Заключение. Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким содержанием, а повесть - таинственным смыслом.
^ Домашнее задание.

1. Индивидуальное задание «Тема дороги в повести «Капитанская дочка» (было дано на уроке 12).

2. Найти композиционные и смысловые параллели в повести (мы их называли «зеркальными сценами»), связанные с фигурой Пугачева.

УРОК 19

ВОЙНЕ. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ. ЧАСТНОЕ И

ИСТОРИЧЕСКОЕ В ПОВЕСТИ
Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились, и падали цари;

И кровь людей то славы, то свободы,

То гордости багрила алтари.

^ А. С. Пушкин. 19 октября 1836 г.
Знания на уроке : тема русского бунта, символический образ дороги, раздумья о времени, о роли судьбы и истории в частной жизни человека.

Словарная работа : лексическое значение слов эпиграфа к уроку, если их толкование вызывает трудности у учащихся.
^ ХОД УРОКА

I. Найдите в ХIII и ХIV главах описания последствий крестьянской войны. Как их определяет рассказчик, к каким выводам приходит? («...бедствие доходило до крайности... Состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»)
^ Материал для учителя

«Эта фраза подвергалась различным толкованиям: часто пытались утверждать, что это высказывание героя, за которое автор не несет ответственности» 1 .

Нам представляется, что ближе к истине Г. Волков 2 , который утверждает, что «в уста Гринева Пушкин вложил свое собственное искреннее убеждение. Но тут надобно ударение сделать не только на словах «беспощадный русский бунт», но, в первую очередь, на слове «бессмысленный», то есть обреченный на поражение».

Подавление восстания декабристов, бунта в Старой Руссе, горы трупов, море крови народной, повешенные и засеченные кнутом мятежники, закованные в кандалы и сосланные в сибирскую каторгу. И торжествующий Николай I. Такой бунт видеть снова - не приведи Бог. Но разве Пушкин не бунтарь в своем творчестве? Он, конечно же, на стороне Пугачева, Стеньки Разина, других мятежников. Разумеется, если бы не ссылка, он был бы 14 декабря 1825 года на Сенатской площади вместе со своими друзьями. И разделил бы судьбу Пестеля и Рылеева, либо Ивана Пущина и Вильгельма Кюхельбекера.

Судить о взглядах Пушкина на бунт, на мятеж следует, очевидно, не по отдельным цитатам из писем и произведений, а по всему его творчеству, по его личности.
2. Об этом же говорила Марина Цветаева, утверждая, что Пушкин в «Капитанской дочке» «под чару Пугачева подпал и до последней строки из-под нее не вышел». На предыдущем уроке мы обещали вернуться к этому утверждению и рассмотреть, насколько оно справедливо.

Задание. Вспомните, что ответил Гринев Пугачеву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово. Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? (Нравственный выбор Гринева и Пушкина вполне определенен: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».)

3. Как жить? Какую дорогу выбрать? Куда идти? Об этом размышляют автор и рассказчик в повести «Капитанская дочка».

Тема дороги – традиционная русской литературы и для творчества Пушкина. И «Зимняя дорога», и «Бесы», и «Дорожные жалобы» - все они об этом.

А как звучит эта тема в повести «Капитанская дочка»? Выступление ученика, подготовившего индивидуальное задание.

4. Обратите внимание на то, что символика повести, в том числе и связанная с темой дороги, появляется тогда, когда в повествование врывается Пугачев. И тогда повесть наполняется композиционными и смысловыми параллелями (зеркальными сценами), вспомнить о которых нужно было, готовясь к этому уроку.

Какие зеркальные сцены вы можете назвать? (Ученики назовут сцены, которые были разобраны на уроках. Учитель может добавить и такие, как сон Гринева (предзнаменование) и дальнейшие события; «суд» над Гриневым в Бердской слободе - настоящий суд в Казани; несостоявшаяся казнь Гринева - казнь Пугачева, о которой говорится в послесловии; оборона Белогорской крепости - оборона Оренбурга.)

Повесть объемна и многозначна. Она написана от лица свидетеля, очевидца событий, частная жизнь которого оказалась связанной с теми «благими потрясениями» - событиями русской истории, - в которые он был вовлечен.

Дата 19 октября о многом говорила современникам и друзьям поэта. Это день лицейской годовщины, это знак, замещавший пушкинскую подпись. В день, когда была завершена «Капитанская дочка», на встрече друзьями-лицеистами поэт прочитал последнее стихотворение «Была пора: наш праздник молодой...». Отрывок из этого стихотворения является эпиграфом к повести «Капитанская дочка». Прочитаем стихотворение полностью. Оно не было закончено, Пушкин не успел этого сделать - через несколько месяцев он погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание - свою последнюю повесть.
^ Домашнее задание.

Написать сочинение по повести «Капитанская дочка» на одну из предлагаемых тем:

1. Герой повести «Капитанская дочка», о котором мне хотелось бы рассказать.

2. «Береги честь смолоду».

3. Рассказчик и Издатель в повести «Капитанская дочка».

4. Тема народного восстания и его предводителя в повести «Капитанская дочка».

5. Савельич и Пугачев.

6. Гринев и Швабрин.

7. Тема милосердия в повести «Капитанская дочка».

8. Образ Маши Мироновой - героини пушкинской повести.

9. Роль пейзажа в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

10. Зеркальные сцены в повести «Капитанская дочка» (на одном-двух примерах).

Индивидуальное задание

Подготовка литературно-музыкальной композиции «Кавказ в судьбе Лермонтова» (см. урок 20).

УРОК 20

^ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. ЖИЗНЬ И СУДЬБА.

«СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА» В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

ПОЭТА
Знания на уроке: Тема Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Анализ лирического произведения. Тезисный план. Ритмическая проза.

Словарная работа: престол, отторгнуть.
^ ХОД УРОКА

I. Чтение и обсуждение вступительной статьи «Певец Родины и свободы» (учебник, с.130-132).

Беседа на основе прочитанного.

1. В чем, на ваш взгляд, проявилась многогранность личности М.Ю. Лермонтова? («Лермонтов <...> был разным и непохожим - среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, в сражении и в петербургской гостиной...» Учащиеся также отметят многообразие стилистических приемов в произведениях поэта: народно-поэтическую стилизацию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и монолог старого солдата в «Бородине», горький пафос «Туч» и торжественность «Паруса».)

2. Почему автор статьи, И. Андроников, характеризуя образ Лермонтова, так подробно говорит о его образованности и начитанности? (Не может быть подлинно великого художника вне культурных корней, вне системы знаний, исторических представлений, литературного опыта его эпохи.)

3. Что дало И. Андроникову право утверждать, говоря о единственном прижизненном издании произведений Лермонтова: «Никто еще не выступал в первый раз с таким сборником»? (Безмерная строгость к себе позволила Лермонтову включить в сборник только лучшие свои произведения, и они были гениальны.)

4. Составление тезисного плана по вступительной статье. Примерный вариант:
Образ Лермонтова

1) «...Лермонтов действительно был разным и непохожим».

2) «Лермонтов исповедовался в своей поэзии».

3) «Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой <...> Лермонтов усваивал с первого дня пребывания в пансионе».

4) «Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны».

5) «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека».

II. Отдельным этапом в жизни и творчестве Лермонтова стали встречи с Кавказом.

Кавказ для Лермонтова - это символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.
Литературно-музыкальная композиция

Кавказ в судьбе Лермонтова

(готовится к уроку заранее)

1) Романс на стихи Лермонтова «Горные вершины».

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный <...>

Еще ребенком робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы;

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был товарищ их воздушный.

О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам.

«Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея десять лет от роду?

Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице: я плакал потихоньку без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. <...> Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность - нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны... И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще - плакать».

С тех пор прошло тяжелых много лет,

И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребенку, твой привет

Изгнаннику был радостен и светел,

Он пролил в грудь мою забвенье бед

И дружески на дружный зон ответил.

5) Чтец 4. Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами - «престолами природы».

М.Ю. Лермонтов. Из письма.

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как последняя туча рассеянной бури на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..

Однако благие пятигорские впечатления вскоре заслонили картины войны...

Валерик

(Отрывок )

Что нужды? здешние полки

Народ испытанный... «В штыки,

Дружнее!» - раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди

Все офицеры впереди...

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня...

«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,

В приклады!» - и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битвы утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

Из донесения командованию:

«В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября; когда раненый юнкер Дорохов был вынесен из фронта, я поручил его начальству команду, из охотников состоящую. Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября на фуражировке за Шали, пользуясь плоскостью местоположения, бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков и поражал неоднократно собственною рукою хищников. 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес, обращая на себя все усилия хищников, покушавшихся препятствовать нашему движению, и занял позицию в расстоянии ружейного выстрела от опушки. При переправе через Аргун он действовал отлично против хищников и, пользуясь выстрелами наших орудий, внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес, оставив в руках наших два тела. Ракович».

9) Чтец 4. Судьба хранила М. Ю. Лермонтова от нелепой пули. Бабушке же удалось тем временем выхлопотать для него отпуск. Но вскоре за первой ссылкой последовала вторая.

В последний раз покидал петербургский свет, Лермонтов, кажется, был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Но именно Кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии.

Вспоминает А. И. Васильчиков, секундант М. Ю. Лермонтова.

«Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, <...> темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: «Сходитесь! Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте <...>

Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу».

10) Романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...».

Какие новые грани личности М.Ю. Лермонтова раскрылись для вас в данном биографическом материале?

Докажите, что каждая встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной, требовала наивысшего напряжения душевных сил.

III. Чтение стихотворения «Кавказ» учителем или специально подготовленным учеником.

Задание . Опираясь на литературоведческий комментарий (учебник, с. 147-148), выделите биографическую основу стихотворения «Кавказ».

Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетается в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных слов и форм.

Задание . Найдите эти слова и объясните их лексическое значение. («Глас» - голос, «воспомня» - вспоминая, «летах» - годах, «отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем.)

С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? (Со «сладкой песней отчизны».) Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значение в данной строке.

Сладкий - сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.

М. Ю. Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»? Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету? (Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца.)

Задание. Определите стихотворный размер в данном тексте. (1-4 строчки - четырехстопный амфибрахий, 5-я строка каждой строфы - двухстопный амфибрахий.) Какого эффекта добивается поэт чередованием коротких и длинных строк? (Эффекта неровного дыхания как следствия волнения.)

Какую композиционную роль выполняет в стихотворении строчка «Люблю я Кавказ»? (Она создает рефрен, связывающий различные лирические темы главной, единой мыслью.)

IV. Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа».

Понятие о ритмической прозе формируется в процессе беседы. Что такое ритм? (Равномерное чередование чего-нибудь (звуков, пауз, ударения.)

Когда мы чаще всего встречаемся с ритмическим построением? (Когда изучаем поэзию. Поэтический ритм образует различные размеры стихосложения: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.)

А возможно ли подобное чередование сильных и слабых слогов в прозе?

Задание . Проанализируйте ритмический рисунок данной миниатюры. Определите стихотворный размер. (Дактиль.)

Такая особым образом организованная проза называется ритмической. Подобная организация текста, подчинение его единому ритму позволяет добиться эффекта необычайной взволнованности, усилить лирическое начало произведения.

Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли. Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега и далекие льдины утесов, восходящее солнце. Внизу - темноты, пещеры, на гладком холме - одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, речка, неизвестный путь над пропастью, нежданный выстрел.

Верх и низ - два полюса. Каково отношение поэта к этим пространственным полюсам? В чем оно выражается?

Определите по толковому словарю значение слова «престол». Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»?

Престол: 1) То же, что троп. 2) Высокий стол, стоящий посередине церковного алтаря, за которым совершается богослужение 1 .

Престолы природы - метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии М.Ю. Лермонтова.

Докажите, опираясь на текст миниатюры, что поэт воспринимает горы Кавказа небожителями, но вполне доступными земному существу. («...все мечтаю о вас да о небе», «вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали».)
^ Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ».

2. Письменно ответить на вопрос: Какие темы, образы, чувства объединяют стихотворение «Кавказ» с ритмической прозой Лермонтова?

УРОК 21

^ СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ТЮРЬМЫ

В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ «ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ», «СОСЕД».
Знания на уроке: тема узничества (тюрьмы, плена) в лирике Лермонтова.

Словарная работа: символический образ.
^ ХОД УРОКА

I. Опрос домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ.

II. Отказавшись от участия в общественной деятельности, лермонтовское поколение, поколение 30-х годов, оказалось пленником своей эпохи. Его удел - бездействие, духовная смерть. А слава побед, рыцарская доблесть отцов стали лишь далеким воспоминанием. В стихотворении 1838 года «дума» Лермонтов писал:
Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно;

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно. <...>

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы. <...>

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучном нам роскошные забавы <...>
Мотив неволи, несвободы духа присутствует и в стихотворении 1840-го года «Пленный рыцарь». Участь самого поэта и трагедия его лирического героя легко сопоставимы в этом стихотворении. Недаром исследователь творчества М.Ю. Лермонтова И. Андроников писал:

«Судьба пленного рыцаря - это как бы судьба самого Лермонтова, прекрасно понимавшего, что новая ссылка грозит ему неизбежной гибелью» 1 .

III. Чтение стихотворения учащимися.

Задание. Прочитайте вслух первое четверостишие. Назовите заложенные в нем противопоставления.

1) Вольные птицы - пленник (невольник!).

2) Верх - низ.

3) Небо - место «под окошком темницы».

Знаменателен предлог «под»: по

сравнению с местоположением

пленника окошко темницы и то

недоступно высоко. Что же гово-

рить о небе!

4) Птицы играют - пленник молча сидит

(подчеркнуто активное дейст- (абсолютное бездействие).

5) Птицы именно «играют», а - пленник подавлен, его настрое-

не просто летают. Подчеркива- ние определяется двумя словами:

ется беззаботность, радость «больно» и «стыдно».

Задание. Дочитайте до конца стихотворение «Пленный рыцарь». Вспомните стихотворение 1839 года «Молитва». Какое впечатление производила молитва на лирического героя Лермонтова?
С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...
Почему же лирический герой «Пленного рыцаря» отвергает молитву, даже называет ее грешной? (Он не желает примирения с действительностью. Его воспоминаниями владеет музыка битвы (что ныне недоступно), а надежды связаны со смертью (о чем молиться - грех.)

Почему рыцарь призывает смерть? (Смерть для него - обретение свободы, единственной ценности, к которой он стремится.)

Как представляет герой свой финал? Каким настроением и почему проникнуты последние строчки? (Лирический герой Лермонтова привык смотреть в лицо смерти. Его дух угнетен, но не сломлен. В последних строчках звучат торжественные, жизнеутверждающие ноты.)

Обратите внимание: в стихотворении всего 12 глаголов, причем 4 из них (1/3!) расположены в последних двух строчках, действие которых происходит уже за порогом смерти. С чем это связано? (Глагол обозначает действие. Тюрьма для пленного рыцаря - бездействие, что равносильно смерти. Смерть же несет освобождение, иллюзию бытия.)

Задание. Определите, о каких доспехах прошлого и настоящего говорится в этом стихотворении? (В прошлом - тяжелый меч, железный панцирь - боевое снаряжение. В настоящем: панцирь - стены тюрьмы, забрало шлема - решетка на окне, щит - двери темницы, то есть все то, что отгородило рыцаря от «мира тревог и битв».)

Подумайте, какая метафора заложена в этом противопоставлении? Отвечая на вопрос, используйте строчки стихотворения «Дума».
^ Материал для учителя 1

«Пленный рыцарь».

В то самое время, когда Лермонтов, сидя под арестом за дуэль с Барантом, написал «Журналист, читатель и писатель», им было создано и другое стихотворение «Пленный рыцарь». При внимательном чтении стихотворения прежде всего бросается в глаза вертикальная организация пространства. Герой («рыцарь») находится внизу («под окошком темницы»), в тюрьме, над ним - «синее небо», взор узника устремлен снизу вверх.
Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно...
Противопоставление свободы и неволи дается как антитеза тюрьмы (низа) и неба (верха), темного и синего. Небу посвящена только одна строка:
В небе играют все вольные птицы.
но строка эта насыщена для Лермонтова символикой. Птицы в небе в поэзии Лермонтова - дневные эквиваленты звезд. И тем и другим устойчиво приписывается «игра».

Игра здесь - то радостное, счастливое состояние бесконечной свободы и веселья, которое в поэзии Лермонтова свойственно детям о блаженным душам.

Птицы и звезды имеют еще один общий признак - они свободны.

Наконец, и те, и другие принадлежат небу - пространству, символизирующему в поэзии Лермонтова чистоту, свободу и причастность к высшим ценностям.

Нижний, земной мир строится как столкновение двух враждебных образов: боя и тюрьмы. Конфликт этот реализуется как столкновение железа (боя) в камня (тюрьмы):
Помню я только старинные битвы,

Меч мой тяжелый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,

Каменный шлем мою голову давит,

Щит мой от стрел и меча заколдован,

Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время – мой конь неизменный,

Шлема забрало – решетка бойницы,

Каменный панцирь - высокие стены,

Щит мой - чугунные двери темницы.
(Двери темницы не могли иметь эпитетом «каменные», ритмически же в стихе вполне умещалось «железные»; Лермонтов предпочел «чугунные»: химическое родство железа и чугуна в поэзии не имеет значения. Включенность в «каменный» ряд и суффиксальное родство вместе с семантикой тяжести, неподвижности придает эпитету «чугунные» значение «каменности».)
IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Сосед».

Задание. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сосед» и слова В. Г. Белинского об этом стихотворении. (Учебник, с. 149-150.) С каким пушкинским произведением тематически перекликается «Сосед» Лермонтова? Выделите черты сюжетного сходства и различия.

УРОК 22

^ ПОЭМА «МЦЫРИ». ЗНАЧЕНИЕ ЭПИГРАФА
Знания на уроке: сюжет поэмы, роль эпиграфа.

Словарная работа: мятеж.
ХОД УРОКА

Мятежный дух как бы наполнил собой все пространство Лермонтова. Но нигде еще не воплотился он с такой силой, как в поэме 1839 г. «Мцыри». Основной мыслью этой поэмы является мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью.

I. Обсуждение глав 1-5.

Задание. Ответьте, используя слова поэмы, на вопрос: в чем трагедия Мцыри?
Я мало жил, и жил в плену. <...>

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец и мать». <...>

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!
У героя отняты Родина, дом и родные, история, имя.

(О значении слова «мцыри» см. сноску 2 на с. 132 учебника.)

II. Обсуждение глав 6-15.

1) Что значило жить в понимании Мцыри?

2) Зачем Мцыри бежит из монастыря?

3) Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»?

4) Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

Жить, в понимании Мцыри, - значит «ненавидеть и любить»; узнать и преодолеть подлинную опасность, чтобы «сердце билося живей».

Мцыри бежит из монастыря, чтобы испытать все эти чувства, чтобы
Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.
Познание себя начинается с обретения Отечества. Вот почему Мцыри говорит:
Я цель одну -

Пройти в родимую страну -

Имел в душе...
Бежав из монастыря, обретя физическую свободу, Мцыри освобождается и духовно: он вспоминает родной аул, семью, перед ним, как живой, предстает отец. Перенесенные испытания позволяют герою с гордостью сказать о себе:
...быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.
Идее свободы созвучны картины природы в поэме: лес без берегов, небесный свод, в котором герой тонет «глазами и душой». Гроза для Мцыри уже не кара Божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное вольной мятежной душе. В природе за стенами монастыря все проникнуто дорогой для Мцыри идеей единения: деревья словно «братья в пляске круговой», скалы «жаждут встречи каждый миг».

III. Обсуждение глав 16-26.

Идейный центр поэмы - схватка с диким зверем - барсом. Победить - значит отстоять свою жизнь, преодолеть подлинную опасность. Уважение к поверженному врагу («Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!») раскрывает героя как воина со своим кодексом чести.

Но ситуация бегства оборачивается для Мцыри возвращением. Герой с горечью говорит:
На мне печать свою тюрьма

Оставила...
1) Какое развернутое сравнение (глава 21) помогает понять трагедию Мцыри? (Сравнение с темничным цветком.)

2) Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытаются спасти ему жизнь, дают ему кров и пищу? (Образ жизни в монастыре дан в поэме как образ покоя, доходящего до бездумного, равнодушного прозябания.) Такой образ покоя возникает в песне золотой рыбки:
Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.
Пребывание в монастыре превращается в затворничество, в «узничество». Вот почему Мцыри бежит из монастыря в настоящую жизнь.

Смерть Мцыри тоже осознает как освобождение. Но примириться с такой свободой не желает:
Увы! - за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай в вечность променял...
IV . Перечитаем эпиграф к поэме: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

История эпиграфа раскрывается в учебнике (стр. 155, вопрос 2 и сноска 3, стр. 132).

Современникам Лермонтова хорошо был известен сюжет, согласно которому во время одной из битв воины почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит всякого, кто отведает пищу до тех пор, пока он не отомстит врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разгромил врага и не знал о заклятии отца. Однако Саул решил казнить Ионафана и с горечью спросил: «Что сделал ты?» - «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть», - ответил герой. В самом ответе Ионафана подчеркнута нелепость происходящего. Народ не дал совершить казнь.

Почему должен гибнуть человек? - таков смысл эпиграфа. Это восстание против судьбы, бога, «с небом гордая вражда», это оправдание непокорности, защита права на свободу.
Домашнее задание.

Ответить на вопросы 2-8 учебника (с. 144).

УРОК 23

^ ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЭМЫ. ЕЕ КОМПОЗИЦИЯ
Знания на уроке : анализ поэмы, композиция, ее элементы.

Словарная работа : исповедь.
ХОД УРОКА

I . Беседа по вопросам домашнего задания.

Задание. Прочитайте вторую главу поэмы. Сформулируйте кратко ее содержание. Что дает эта глава для понимания характера главного героя (работа над вопросом 2 на стр. 144)?

II глава - завязка поэмы. В ней отражена вся жизнь Мцыри, источник его трагедии (ребенком попал в плен, отлучен от родины, своего народа, забыл родной язык).

Почему всей жизни Мцыри посвящена одна глава, а «трем блаженным дням» почти вся поэма? (Только в них-то и вместилась подлинная жизнь.)

2) Какие значения слова «исповедь« вам известны (см. вопрос 3 на стр. 144)? Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри? (По форме монолог Мцыри действительно напоминает исповедь: это рассказ умирающего о том, что у него на душе. Однако по содержанию он менее всего напоминает исповедь: Мцыри не отказывается от пламенных страстей, напротив, гордится ими, не молит о прощении, не стремится к райскому блаженству, даже готов легко променять его на несколько минут подлинной свободы в родном краю. Он жалеет о том, что перед смертью вновь оказался в темнице, которая теперь, после глотка свободы, давит нестерпимо.)

3) В страстной речи Мцыри явно слышны нотки полемики, спора, хотя слушающий его монах-чернец не произносит ни слова. Однако Мцыри хорошо знает своего собеседника, представляет его жизнь и убеждения. Нечто подобное было уготовано и ему, останься он в монастыре.

Докажите, что Мцыри спорит с монахом. Какие взгляды на жизнь он решительно отвергает? (Старику монастырь заменил Родину, семью, а Мцыри именно к этому стремится всей душой. Старик отвык от желаний, забыл, «как ненавидел и любил». Сердце же Мцыри жаждет испытать все чувства, какие жизнь дарит человеку. Монахов пугают грозные проявления небесных сил. Мцыри же чувствует с ними кровную связь.)

Таким образом, с одной стороны - мы видим смирение, пассивность, боязнь потрясений и бурь, отказ от земных страданий и радостей, упование на рай небесный. С другой стороны - жажда бури, страсть к свободе, протест против физического и духовного рабства.

II. В. Г. Белинский о поэме «Мцыри».

Цель литературной критики - помочь читателю в понимании художественного произведения, воспитать эстетический вкус публики, обращая внимание на достоинства и недостатки того или иного произведения.

В. Г. Белинский стоял у истоков русской литературной критики. Его любили, его мнением особенно дорожили такие мастера слова, как И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен и другие.

Задание. Прочитайте отрывок из статьи В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» (учебник, с. 144-145).

Сформулируйте основные положения его статьи.

III. ^ Индивидуальное задание. Прочитайте отрывок из статьи современного литературного критика Ю. Манна «Поэтика русского романтизма» 1 .

«...для Мцыри родной средой является именно естественная среда. И его решительный шаг - это прежде всего возвращение на круги своя. Он рвет не с усвоенным от младых ногтей мироощущением, но с образом жизни, навязанным ему позднее и насильно. Обычная ситуация бегства неуловимо обернулась ситуацией возвращения...

Мцыри оставляет то, что ему заведомо чуждо, и устремляется к родному, к своему. Это не столько усилие над собой, сколько неодолимый зов природы...

По отношению к «пламенной страсти» Мцыри, к его стремлению в родную стихию, все является насилием и тюрьмой, в том числе и добрый спасительный монастырь. Зло здесь существует в самом добре, в охране, в спасении, поскольку они грозят несвободой воли и неосуществлением желания. Узничество осуществляется здесь вне каких-либо резких проявлений гнета, зла и оскорбления - лишь одним подчинением заведенному порядку вещей.

Мы вправе сказать... что, не имея возможности показать, как жил Мцыри в вольном краю, поэма поведала нам о том, как он не может до него дойти и как он умирает».

Перескажите основные положения статьи и ответьте на вопросы:

1) Почему Ю. Манн утверждает, что решительный шаг главного героя поэмы «Мцыри» правильнее назвать не бегством, а возвращением?

2) В чем, с точки зрения Ю. Манна, проявилась героика характера Мцыри? Согласны ли вы с ним?

^ Задание . Расскажите, какие новые стороны в понимании поэмы «Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литературная критика?
Домашнее задание.

Подготовить рассказ о Мцыри - главном герое поэмы Лермонтова - по плану:

1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.

2. Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?

3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».

4. Почему Мцыри не достиг Родины?

5. Как вы думаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?

УРОК 24

^ ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
Знания на уроке : цитирование как способ аргументации, оформление цитат, композиция сочинения.

Словарная работа: тема и идея сочинения, тезис, цитата.
^ ХОД УРОКА

I. Опрос домашнего задания: рассказ о главном герое поэмы по данному плану.

II. Обучающее сочинение на тему: «Почему Мцыри бежал из монастыря?» Анализ темы и идеи.

^ Задание по группам . Используя текст поэмы, ответьте на вопросы:

I группа - Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? («Я вырос в сумрачных стенах...», «На мне печать свою тюрьма оставила». Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных и молитв».)

^ II группа - К чему стремится Мцыри? («Я цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе». Мцыри бежит «в тот чудный миг тревог и битв, где люди вольны, как орлы».)

Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Как будет звучать идея сочинения (основная мысль, которую мы должны доказать в сочинении)?

Запишем в тетрадь: «Идея (основная мысль): жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам, желаниям, стремлениям».

III. Работа над композицией (последовательностью развития мысли в сочинении).

1. Вступление. Нужно коротко рассказать о побеге Мцыри.

Однажды ночью во время грозы из монастыря бежал юноша-послушник, который, как казалось, готов был изречь монашеский обет. Почему это произошло?

^ 2. Главная часть (тезисы - основные положения, являющиеся ответом на проблемный вопрос, заданный во вступлении, и их доказательства). Сформулируем основные тезисы.

Мцыри живет в «земле чужой», а рвется на родину.

Он чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле.

Он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить.

Раскроем первый тезис. Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стерли в его памяти образ родины. Он постоянно думает о ней, живет, «томим неясною тоской по стороне своей родной». Забираясь на высокую башню монастырской стены Мцыри пытается увидеть родную землю хотя бы издали. Он сам говорит о своей мечте: «Я цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе». А между тем герой заперт в монастыре, в «земле чужой».

Каково назначение цитат (слов из текста) в данном отрывке сочинения? (Они подтверждают, аргументируют наши выводы словами текста.)

Правила цитирования (запись в тетради):

а) цитата, как правило, заключается в кавычки;

б) стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением стихотворной строфы, пишется без кавычек;

в) при пропуске слов в цитате ставится многоточие.

ВЫВОД. Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям.
^ Домашнее задание.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1) Что значило жить в представлении Мцыри?

2) Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

3) Почему Мцыри не нашел пути на родину?

4) Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

УРОК 25


Каждое произведение должно учить нас хорошему и развивать высоконравственные качества. Такие понятия как добро, честь, совесть, благородство чаще всего ассоциируются с сугубо положительными героями. Рассмотрим эту гипотезу на примере Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пушки показал нам совершенно другого Пугачева. Он предстал в образе «удивительно симпатичного злодея».

Первое упоминание народного вождя мы видим уже во второй главе. Первое впечатление Петра Гринева совершенно не подходило к описанию убийцы и самозванца: «Наружность его показалась мне замечательна… Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Особое внимание писатель уделил глазам: «увидел два сверкающих глаза», «живые большие глаза так и бегали». Невозможно даже представить, что эти глаза принадлежат человеку, который убьет такое количество невинных людей. Тот же блеск в глазах мы наблюдаем при захвате Белогорской крепости. По внешнему виду Пугачев был типичный русский мужик. Даже его речь, насыщенная пословицами и поговорками, свидетельствует о яркой народности персонажа.

Народ не мог не пойти за ним.

Но не настолько ярка внешность героя, сколько его характер. Народный вождь придерживается нравственных идеалов. Это мы понимаем из момента, когда Пугачев помиловал Гринева. Этот поступок демонстрирует его благородство. Так же нельзя не отметить момент вызволения Маши из крепости. Помощь Пугачева была неоценимой. Мы не можем предположить, что бы было с Машей, если бы Петр не встретил Пугачева. Еще дин важный момент, описывающий характер мятежника, - это притча, рассказанная им Гриневу о том, что лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь питаться мертвечиной. Его идеал – орел, гордая независимая птица. Это говорит о том, что Пугачев живет сегодняшним днем. Он падок на лесть. Это видно в тот момент, когда Гринев рассказывал ему об Оренбурге. Храбрость этого человека не вызывает сомнений, как и сила его характера. Он, будучи уже пойманным, сумел найти в себе силы отыскать взглядом в толпе Гринева и кивнуть ему.

Как предводителю восстания Пугачеву приходилось держать лицо кровожадного злодея, готового убить любого, кто не признает в нем царя. Если бы он вел себя по-другому, то люди бы за ним не пошли. Но все же, он остался человеком и в этом случае. Во многом, причиной восстания была личная выгода. Н очень хотел поцарствовать, «как Гришка Отрепьев», понадеявшись на русский «авось». Но Пугачев любил народ русский и подвиг его был во имя народа. Он понимает, что его окружают «воры», и они в любой момент могут предать своего вождя, как только им предложат приличное вознаграждение.

Нравственные черты, описанные выше, полностью воплотились в этом, казалось бы, отрицательном герое. Несмотря на свою репутацию он честен, добр, благороден. Этот персонаж учит нас оставаться человеком, даже когда это очень сложно или почти невозможно.

Обновлено: 2017-04-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.