«Своеобразие сатиры Гоголя. Сатирические мотивы в произведениях н

Коллекция сочинений: Сатира Н. В. Гоголя

В 30-е годы прошлого века Россия после недавнего восстания декабристов переживала тяжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения. искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русскою народа.

И вот в эту пору появляется новый молодой , обладающий ярким самобытным талантом - Николай Васильевич Гоголь. Великий сатирик начал свой творческий пуп> с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. "Миргород", "Арабески". "Ревизор". "Женитьба". "Нос". "Мертвые души" - едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стад первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: "Со времени выхода в свет "Миргорода" и "Ревизора" русская литература принята совершенно новое направление". Критик считал, что "совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но клевещет на нее: он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия".

Писатель-сатирик, обращаясь к "тени мелочей", к "холодным, раздробленным, повседневным характерам", должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к правде. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика. Гоголь все же не отрекся от нею и стал им, взяв девизом к своему творчеству следующие слова: "Кто же как ни автор, должен сказать святую правду!" Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию крепостного строя, тем самым способствовать движению России вперед.

Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы, в Нежине, писатель имел возможность познакомиться с бытом и нравами провинциальных "существователей", жизнь же в Петербурге расширила его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию бессмертной комедии "Ревизор". Идейно-художественное богатство комедии Гоголя состоит в широте охвата жизни общественных слоев России, показе типичных условий жизни той эпохи и необычайной силе типизации социальных характеров. Перед нами небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных частей, отсутствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей.

Манера Гоголя - "собрать в одну кучу все дурное в России" и "разом надо всем посмеяться" - обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует , дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль дворянства. Перед нами проходят яркие образы "столпов города", чинящих произвол и самодурство.

Гоголь не вывел в своей комедии "положительною героя". Положительным началом в "Ревизоре", в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал "смех" - единственное "честное лицо" в комедии. "Это был смех, - писал Гоголь, - который весь излетает из светлой природы человека... потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы без проницаемой силы, которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека".

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: «Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой». В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда «сквозь невидимые миру слезы», потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской действительности».

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. «Миргород», «Арабески», «Ревизор», «Женитьба», «Нос», «Мертвые души» - едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: «Со временем выхода в свет „Миргорода“ и „Ревизора“ русская литература приняла совершенно новое направление». Критик считал, что «совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия».

Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным, раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!» Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым способствуя движению России вперед. В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В «Ревизоре» все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека «с необыкновенной легкостью в мыслях», преображение Хлестакова из трусливого «елистратишки» в «генерала» (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.

Гоголь не показал в своей комедии «положительного героя». Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал «смех», единственное «честное лицо» в комедии. Это был смех, писал Гоголь, «который весь излетает из светлой природы человека… потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека».

Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.

Своеобразие сатирических приёмов в цикле Николая Васильевича Гоголя «Миргород»

Миргородский цикл включает в себя повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Гоголь сосредотачивает своё внимание на жизни во всех её проявлениях: есть место и подвигу Остапа Бульбы, и обывательской никчёмности. В связи с этим происходит замена поэтичности строгим будничным стилем. Жизнь утрачивает мистицизм, но от этого лучше не становится, напротив, она предстаёт в ещё более неприглядном виде: сатирический талант Гоголя получает полную волю. Современная писателю жизнь оттеняется яркими картинами прошлого, в котором на первое место выходят внутренние конфликты, например, столкновение индивидуальности с общинностью в «Тарасе Бульбе».

По мнению В.Зеньковского Гоголь был мастером в подборе смешных черт, смешных положений, которые «тем беспрепятственнее вызывают у читателя смех, что они внешне ничем не смущают читателя. Гоголь бичует всяческую пошлость» .

В повести «Старосветские помещики» Гоголь выявляет печальный и даже трагический смысл смешного, используя сатирические приёмы. Именно в этой повести, а также в «Повести о том…», Гоголь впервые выступил как «поэт жизни действительной», смело обличающий уродство общества современной ему России. Сам писатель и не подозревал, что его смех разрушал легенду о незыблемости феодально-помещичьих устоев, сторонником которых он был, его смех развенчивал созданный вокруг этих устоев ореол мнимого могущества, показывал всю их несостоятельность тогдашнего политического режима.

В «Повести о том…» реалистические и сатирические мотивы творчества Гоголя резко усугубляются. Автор обличает историю глупой тяжбы двух миргородцев. Весёлая история из-за смены юмористической тональности, становится глубоко драматичной картиной реальной жизни.

В этом произведении особенно ярко проявляется сатирическая манера гоголевского письма. Авторское отношение к миру и к самим героям повести, на первый взгляд, выглядит очень добродушным. Ивана Ивановича сатирик называет «прекрасным человеком», который каждое воскресенье в своей знаменитой бекеше отправляется в церковь, а после службы непременно обходит нищих, заводит с ними разговоры. Но вместо того, чтобы подать милостыню, поговорит и уходит: « - Ну, ступай же с богом,- говорил Иван Иванович. – Чего ж ты стоишь? Ведь я тебя не бью!»

Как видно из данного примера, «доброта» и «сердобольность» Ивана Ивановича на самом деле более похожи на жестокость и лицемерие. Таковым же является и его приятель - «очень хороший также человек Иван Никифорович».

Главное средство сатиры, применяемое Гоголем в «Повести о том…», - противоречие между сущностью изображаемых характеров, явлений, предметов и множественными похвалами их несуществующих достоинств. Лицо, ведущее повествование в этой повести,_ некий вымышленный рассказчик, которого восхищают «славная бекеша» Ивана Ивановича, шаровары Ивана Никифоровича и пр. Однако восхищение рассказчика, на самом деле, показывает не великолепие предметов, явлений, а их ничтожество.

Обращает на себя внимание описание внешности главных героев. Гоголь для достижения комического эффекта применяет здесь так называемый комизм сходства. По мнению В.Я. Проппа, эти герои «несмотря на все свои отличия, именно совершенно одинаковые» . Например, голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, а голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх и пр., но эти черты отличия только подчёркивают сходство по существу. Иногда дублирование не лежит на поверхности, а скрыто.

Объектом комизма у Гоголя может выступать человеческое лицо и его части. Глаза, как зеркало души, не могут быть смешными, а вот нос, как выражение чисто физических функций, представляет собой благородную почву для создания комического впечатления. В «Повести о том…» есть такое авторское рассуждение: «Я признаюсь, не понимаю, для чего это так устроено, что женщины хватают нас за нос так же ловко, как будто за ручку чайника? Или руки их так созданы, или носы наши ни на что не годятся. И несмотря, что нос Ивана Никифоровича был несколько похож на сливу, однако ж она (Агафия Федосеевна) схватила его за этот нос и водила за собою, как собачку» .

Но не только лицо, но и вся человеческая фигура, описываемая через мир вещей, может быть комической, особенно если это сближение выставляет какое-нибудь качество . Так, в повести автор даёт следующее описание Агафьи Федосеевны: «Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами. Весь стан её похож на кадушку, и оттого отыскать её талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки её были коротенькие, сформированные на образец двух подушек» . Как видно, Агафья Федосеевна смешна не только своей полнотой, но и потому, что вместо реального человека после прочтения такого описания в нашем воображении возникает огромный нос с бородавками, какая-то «кадушка» и «две подушки».

Часто у Гоголя комизм возникает при заслонении духовного начала формами телесного проявления. Полнота подчёркивается и становиться особенно видимой, если вдруг встречается какое-то препятствие. Одним из таких препятствий может служить дверь. Иван Никифорович, идя в суд, застревает в дверях. Лишь одному из канцелярских удаётся протолкнуть его в переднюю, упёршись коленом в брюхо. И тогда только Иван Никифорович входит .

Несмотря на весь комизм положений и характеров героев, в финале они предстают совершенно иными, нежели в начале повести: то, что было смешного в них, «отступило на задний план, и Иван Иванович и Иван Никифорович жили теперь только жаждой выиграть в суде своё дело. Повесть имеет меланхолический финал: «Скучно на этом свете, господа» . Этот финал, по мнению В.Зеньковского, не зачёркивает всего того, что было комического в рассказе, но если снова перечитать эту. Она перестанет вызывать смех и будет навевать самые грустные мысли .

Особенно ярко выявил Гоголь трагический смысл человеческой жизни в повести «Старосветские помещики». Когда начинаешь читать эту повесть, она захватывает задушевностью, поначалу взаимоотношения Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича умиляют. Но автор то здесь, то там как бы «подсыпает соли», будто готовя читателя к тому, что в этой идиллии скрыта трагедия, «что в смешном есть здесь что-то тревожное». В описание «чревоугодия» вплетается тема смерти. Такая резкая смена разных тональностей в повести, С точки зрения В. Зеньковского, типична для гоголевского «смеха сквозь слёзы» .

Во всех повестях цикла «Миргород», как впрочем и во всех остальных своих произведениях, Гоголь для достижения комического эффекта часто прибегает к такому сатирическому приёму, как гиперболизация. В.Зеньковский: «Преувеличения у Гоголя попадаются на каждом шагу - нет рассказа, где бы их не было» .

Так, в повести «Тарас Бульба» у Тараса Бульбы и его сыновей шаровары были «шириной в Чёрное море». А вот у Ивана Ивановича в «Повести о том…» шаровары были в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строениями, а у Ивана Никифоровича всего лишь по арбузу можно положить в карманы. У студентов Киевской бурсы в повести «Вий» были «такие страшные карманы, что студенты могли поместить туда всю лавку зазевавшейся торговки». Из приведённых примеров видно, комический эффект достигается не только гиперболизацией, но и нелепостью одежды, то её несходством с общепринятой нормой .

Разнообразны у Гоголя и средства внешнего комизма. Это нелепые фамилии и имена (например, в «Повести о том…» встречаются такие фамилии, как Пупопуз, Перепенко), смешные положения (например, в той же повести: «дверь затрещала, и передняя половина Ивана Никифоровича высадилась в присутствие; остальная оставалась ещё в передней» и пр.

Подведя итог выше сказанному можно сделать вывод, что добродушный и весёлый смех «Вечеров» плавно переходит в «Миргороде в трагический «смех сквозь слёзы». В повестях цикла «Миргород» уже нет комизма в изображении чертовщины, здесь злая сила побеждает человека (повесть «Вий»).

По мнению Ильина, главной темой творчества Гоголя является мировая драма грехопадения, греха, порчи, связанности, одержимости грехом. У Гоголя - «ужас утраченной свободы, ужас магической заворожённости грехом и разложением», что видно и в «Вечерах», и в «Миргороде» . Смех Гоголя кажется, на первый взгляд добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет скрытый подтекст, глубокий смысл.

Список литературы:

  1. Зеньковский В. Гоголь / В.Зеньковский. - Москва: Р.И.Ф. Школа “Слово”, 1997.-224с.
  2. Пропп В.Я. Природа комического у Гоголя / В.Я.Пропп //Русская литература. – 1988.-№1.-с.27-44.
  3. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород/ Н.В.Гоголь. – М.:Правда, 1986.-464с.
  4. Ильин, В.И. Эссе о русской культуре / В.И.Ильин.- Спб.,1997.-147с.