Театр комеди франсэз в париже. Театр Комеди Франсез в Париже: подробное описание

Ни для кого не секрет, что Париж по праву считается культурной столицей мира. У большинства жителей планеты на слуху имена великих деятелей литературы, которые родом именно из Франции: Гюго, Дюма, Мольер. Пьесы по их произведениям, в большинстве своем, ставились в не менее знаменитом театре под названием Комеди Франсез (Comédie-Française). Театр Комеди Франсез очень знаменит в Париже.

Это старейшее учреждение культуры Франции, история которого насчитывает свыше 300 лет. Комеди Франсез – ведущий театр Парижа. Он же является одной из ярких звёзд в линейке . Кстати почему-то именно русские туристы просто обожают Комеди Франсэз

Немного истории

Эта достопримечательность была создана по приказу Людовика Четырнадцатого (Короля-Солнце). В те годы скончался Мольер и дабы увековечить память этого знаменитого деятеля, было решено возвести Комеди Франсэз. Уже в те времена театр находился на государственном финансировании. Располагалась жемчужина культурного наследия, как и сейчас, прямо в центре Парижа.

Ныне, этот театр считается старейшим не только во Франции, но и в целом, в Европе. Его и в современности французы иногда называют «Домом Мольера». Кстати, в Комеди Франсез были поставлены все без исключения пьесы Мольера. Но кроме этого, на сцене были представлены произведения:

  1. Дидро.
  2. Расина.
  3. Вольтера.
  4. Бомарше.

В разные исторические периоды, когда во Франции то бушевали революции, то было относительно спокойно, труппа театра не могла оставаться в стороне от происходящего. В рядах актёров были и революционеры, и оппозиционеры, но во все времена актёры были и есть сплоченной командой.

Впрочем, такому порядку вещей весьма способствовали установленные в этом учреждении регламенты. В уставе ясно написано о том, что труппа должна ежедневно собираться и играть столько сколько нужно, без права отказа от ролей, либо спектаклей. Быть актером Комеди Франсэз уже тогда было очень престижно. Каждый из тех, кто имел хоть какое-то отношение к театру, стремился попасть в дружный коллектив Комеди Франсез. У истоков становления труппы Комеди Франсэз стояли:

  1. Л. Бежар.
  2. Ш. Лагранж.
  3. М. Шанмеле.
  4. М. Барон.

Началом развития Комеди Франсэ стало объединение сразу пары парижских театров: «Маре» и «Бургундский отель». Именно в Комеди Франсез перенесли кресло, в котором по легенде скончался Мольер во время игры в очередном спектакле. Кстати, по свидетельству старожил, он изображал именно умершего в кресле больного, но в действительности скончался.

В Комеди Франсез всегда приглашали лучших актеров и режиссеров. На его сцене играли: Жан Маре, Самари, Сара Бернар. Огромное внимание в Комеди Франсэз уделялось правильной речи, постановке голоса, художественному образу. Хорошая дотация из казны государства давала возможность режиссерам ставить пьесы с использованием самых передовых новелл своего времени. Богатейшие, а главное, красивейшие декорации, прекрасные костюмы. Всем этим отличался Комеди Франсез. А ещё на его сцене актеры говорили исключительно на французском языке.

Современность

Сейчас в Комеди Франсез ставят самые разнообразные пьесы и спектакли. Режиссёры не ограничивают себя веяниями времени. Они привыкли использовать в своей работе все разнообразие мировой литературы и культуры. Ставят спектакли, датированные античным периодом, средними веками, Возрождением, 19 веком и, конечно, современностью. Актёры, которые задействованы в постановках – представители разных стран мира.

К примеру, в знаменитом Комеди Франсез поставлен спектакль «Лес» по произведению Островского. Русская классика у режиссёров этого театра в большом почёте. Многие из таких постановок становятся конкурсными работами. Но играют их на чисто французском языке.

Как стать зрителем этого знаменитого театра?

Если начать с цены, то в Комеди Франсез представлены разные категории билетов. Все зависит от места. Наиболее дорогие из них стоят свыше 40 Евро, самые дешёвые – чуть боле 6 (галёрка). Приобретаются билеты на сайте Комеди Франсез. Купить их можно и в кассах театра. Или написав нам [email protected]

Возможность побывать на спектаклях в Комеди Франсэз весьма востребована, поэтому позаботиться о приобретении билетов необходимо заранее. Можно прийти за несколько часов до начала действа, чтобы попытать счастье приобрести билеты, от которых отказались по тем или иным причинам. Но такая возможность появляется редко, поэтому о билетах стоит позаботиться заблаговременно.

Во Франции весьма распространены так называемые Дни молодежи. Представители культурной сферы используют их как предоставление возможности молодым людям культурно образовываться. Каждый первый понедельник нового месяца, для людей, которые не достигли возраста 28 лет, места в театре выделяются на безвозмездной основе.

Координаты Комеди Франсез

Этот театр находится в сердце Парижа, недалеко от . Комеди Франсез стоит на углу улицы Ришелье и площади Пале-Рояль.

Доехать до одной из главных достопримечательностей Франции можно одним из маршрутов автобусов: № 95, 21, 39, 27, 48, 68, 67, 81. Можно сесть на метро и следовать до станции Palais Royal – Musée du Louvre.

Комеди Франсез

„Комеди Франсез“ - название театра „Театр Франсе“, французский театр, театр французской комедии. Один из древнейших западноевропейских профессиональных театров, он был создан в 1680 году по указу короля Людовика XIV, объединившему Театр Мольера (еще ранее слившийся с театром „Маре“) с театром „Бургундский отель“. В труппу театра вошли 27 актеров, в том числе М. Шанмеле, М. Барон, П. Пуассон, Ш. Лагранж, А. Бежар и другие. Театр получил королевскую дотацию в 12 000 ливров, а руководили им назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т. д. „Комеди Франсез“ представлял собой актерское товарищество (societe). Доходы делились на 24 пая, основные участники товарищества - „сосьетеры“ - имели право на целый пай или его часть. В труппу театра также входили „пенсионеры“ - актеры, получавшие жалованье. Со дня основания театра до 1715 года король также имел в своем распоряжении половину пая, которую отдавал по собственному усмотрению актерам, приглашаемым им лично, без согласования с труппой. Актеры-пайщики были не заинтересованы в увеличении количества паев, так как уменьшалась цифра дохода на каждого из них. Пенсионеры же как бы состояли на службе и получали жалованье независимо от суммы доходов театра. Их набирали из провинциальных или частных театров Парижа. Пенсионер мог быть переведен в сосьетеры в результате голосования на общем собрании сосьетеров, проводимом один раз в году. Тогда ему назначался или полный пай, или часть пая, в зависимости от участия в жизни театра.

„Комеди Франсез“ начал работать в здании отеля Генего на ул. Мазарини, а в 1687 году перешел на ул. Фоссе-Сен-Жермен-де-Пре (ныне ул. Старой Комедии), где оставался до 1770 года. В 1771 году труппа играла в Тюильри, в зале, в котором в годы революции заседал Конвент. В 1782 году „Комеди Франсез“ переехал в помещение, где позднее был основан театр Одеон. С 1802 года до настоящего времени театр работает на ул. Ришелье в районе Пале-Рояля.

В XVIII веке театр был тесно связан с двором и аристократией - актеры именовались „ординарными актерами короля“ и были подчинены четырем придворным сановникам, которые по очереди управляли театром. Камер-юнкеры (так они назывались) имели полное право на предварительный просмотр всех пьес, намеченных к постановке, могли вмешиваться в распределение ролей и принимать в труппу новых членов.

В театре этого времени было принято также отводить места для знатных зрителей прямо по бокам авансцены. Естественно, актеры могли слышать любой шум или разговоры во время спектакля. Эти особые „почетные места“ постепенно вытеснялись со сцены, так как зрители часто мешали актерам.

Вскоре после создания „Комеди Франсез“ театр завоевал славу крупнейшего во Франции. Положение „королевского театра“, то есть имеющего устойчивую материальную базу, позволило приглашать в группу театра наиболее талантливых актеров. Театр обладал монополией на исполнение лучших национальных драматических произведений, что привлекало к нему таких известных драматургов, как Ж. Ф. Реньяр, Ф. К. Данкур, А. Р. Лесаж, Ф. Детуш, П. К. Нивель де Лашосс, П. Мариво. С самого начала возникновения театра в нем были представлены две актерские школы, которые получили название „расиновской“ и „мольеровской“. Первую представляли актеры трагедийного классицистского репертуара. Наиболее крупная представительница расиновской школы - это любимая ученица Расина и лучшая исполнительница его трагедий, „сладкозвучная“ Мари Шанмеле, проработавшая в театре до 1697 года. Именно под руководством Расина она сохраняла в своем исполнении высокую культуру поэтической речи, величавое благородство и изящество. После ухода Расина из театра, Шанмеле, лишенная надежного руководства, часто возвращалась к той грубоватой театральной декламации, против которой боролся и сам Расин. Шанмеле была главным противником Барона. Крупнейшим актером мольеровской школы был Барон, последний по времени из учеников великого комедиографа. Барон был единственным из учеников Мольера, посвятившим себя главным образом трагедии. Однако он иначе понимал свои задачи, особенно в области театральной декламации. На первое место в читке стихов он выдвигал не мелодическую сторону стиха, а заключенную в нем мысль. Ради естественности игры он затушевывал рифму, ломал ритм александрийского стиха, коим писались трагедии, приближал ее к прозе, выдерживал в середине тирады большие паузы и прибегал к таким недопустимым с точки зрения классицистской декламации приемам, как шепот, рыдание, всхлипывание и т. д. Он нарушал чинность и церемонность поведения трагического героя. Он первым ввел невиданный во французском театре принцип общения с партнером. Между Шанмеле и Бароном одиннадцать лет шла борьба, до тех пор, пока Барон покинул неожиданно сцену в полном расцвете своей славы.

С первой четверти XVIII века в театре „Комеди Франсез“ ставились произведения французских просветителей, видевших в театральном искусстве средство просвещения и воспитания народа. В 1718–1778 годах основу трагедийного репертуара составляли драматические произведения Вольтера, пьесы Дидро, П. Бомарше. Как театр „королевский“ „Комеди Франсез“, безусловно, был в определенной степени консервативен: в нем удерживались традиции аристократического классицизма с характерной для него сценической условностью, преувеличенной аффектацией, декоративной пластикой актерских поз, напевной, „завывающей“ декламацией, получивших наиболее яркое выражение в актерском искусстве следующего поколения - Бобура, Дюкло. В 1717 году в труппу театра вступила новая актриса, составившая себе прочную репутацию в провинции - Андриенна Лекуврер. Она с огромным успехом дебютировала в роли Монимы в „Митридате“ Расина. Она играла просто, искренне, правдиво и была, по словам Вольтера, „так трогательна, что заставляла проливать слезы“.

Если Дюкло была актрисой силы, то Лекуврер преуспевала там, где требовалось тонкое исполнение. Она, подобно Барону, ценила партнера, умела его слушать. И когда в 1729 году старый актер Барон вновь вернулся на сцену, он именно в Лекуврер увидел свою преемницу, радостно с ней общался, но смерть в том же году оборвала его попечение о молодой актрисе, которая тоже трагически рано умерла - через год, будучи 38-ми лет от роду. Весь Париж упорно говорил о том, что была она отравлена великосветской дамой-соперницей - именно так изображена причина ее смерти в мелодраме Скриба „Андриенна Лекуврер“. С именем этой актрисы связана еще одна из первых попыток изменения образа трагической героини - в одной из трагедий Корнеля она выходила на сцену в черном платье, лишенном модных вышивок и украшений (как это было принято) и без парика, с распущенными волосами. Трагические актрисы в это время выступали всегда в пышных придворных платьях.

Вся история развития драматического театра, история борьбы различных театральных и литературных направлений отразилась в его репертуаре, в его актерской школе. В течение всего XVIII века театральный классицизм отступал и преображался. Актеры нового поколения М. Барон, А. Лекуврер, М. Дюмениль, А. Лекен, сохраняя старые черты актерской школы, стремились вместе с тем и к ее обновлению - к большей психологической оправданности декламации, к большей естественности сценического поведения. Однако благородному величию и монументальности театрального классицизма пришлось уступить свое место галантной эротике, изысканной декоративности и орнаментальности. В этом стиле играли на театре Гранваль, м-ль Госсен и м-ль Данжевиль. Гранваль был изыскан - он в совершенстве владел секретом „мариводажа“ - галантного великосветского жаргона XVIII века. Он перенес на сцену атмосферу аристократических салонов. Но реалистическая манера исполнения все активнее вытесняет классическую манеру актеров старого поколения: актриса Дюмениль, с которой никто не мог сравниться по силе воздействия на зрительный зал, играя в трагедиях классицистов, в трагедиях Вольтера, умела заставить зрительный зал плакать, создавая образы „трагических матерей“. Она, играя царственных особ, не ходила чинно и размеренно, но, защищая сына от руки убийцы, вмиг, одним прыжком, оказывалась рядом с ним, восклицая со слезами на глазах: „Остановись, варвар, это мой сын !“ Зал трепетал. Она могла нарушить все правила придворного этикета и, например, ползти вниз по ступеням гробницы, опять-таки играя царицу. Ползти царице! И это в придворном театре! Эта актриса играла инстинктом и потому была превосходна во всех ситуациях и во всех драмах, где царила страсть. Она умела повергнуть публику в страх и ужас, в скорбь и восхищение. Клерон - еще одно блистательное имя театра, за ней Последовал Анри-Луи Лекен - любимый актер и ученик Вольтера, проделавший над собой громадную работу, постоянно совершенствующий свое мастерство, он стал одним из ведущих „первых актеров“ театра, хотя его внешность не располагала, казалось бы, к главным ролям. Искусство Лекена отрицало галантную красивость и изнеженную грацию. Его стихией была суровая мощь, энергия, динамика страстей. Он был первым актером, который жил чужими мыслями (т. е. героев) как своими. Он переиграл все вольтеровские роли. В 1759 году Лекен начинает и режиссерскую работу в „Комеди Франсез“. Получив в свое полное распоряжение обширную сцену, Лекен, прежде всего, отбросил стандартную декорацию „дворца вообще“, в которой исполнялись все трагедии, независимо от их содержания. Он ввел обыкновение ставить всякую новую трагедию в особой декорации, и даже менять их, если того требовала пьеса. Он обращал большое внимание и на мизансцены трагедии. Обыкновенно актеры выходили на первый план (авансцену) и там произносили свои монологи. Лекен начал располагать актеров на разных планах сценической площадки живописными группами, стал вводить переходы. Его смерть 8 февраля 1778 года была исключительно трагической утратой для французского театра. Она произошла незадолго до кончины его учителя Вольтера. Последний приехал в Париж после многолетнего отсутствия в самый день похорон Лекена и лишился чувств при вести о его кончине. Но у него были продолжатели и ученики.

В годы французской революции (1789–1794) „Комеди Франсез“ был переименован - и стал называться „Театром Нации“. Политическая борьба во время революции привела к расколу труппы (в 1792 году). Уже к концу 1789 года в театре наметились две противоположные политические группировки. Сторонники революции и патриотического репертуара сгруппировались вокруг молодого актера Тальма. В группу „черных“, то есть актеров-роялистов, не выносящих того, что партер их театра заполняется чернью, входили многие ведущие актеры театра. Формальным поводом для окончательного раскола послужила история вокруг спектакля „Карл IX“. Эта пьеса 33 раза успешно шла на сцене. Ее трактовка была революционной, то есть антимонархической. Актеры-роялисты добились того, чтобы ее сняли из репертуара. Но зрители, среди которых были Дантон, Мирабо, депутаты департаментов, масса революционного народа, бурно вмешались в дела театра. Две тысячи человек перед спектаклем кричали: „Карла IX!“ Спектакль пришлось возобновить, но дирекция театра воспользовалась болезнью актрисы Вестрис и отъездом актера, игравшего кардинала. Тогда перед зрителями выступил Тальма. Он заявил, что спектакль состоится во что бы то ни стало - актриса Вестрис из патриотических чувств будет играть, несмотря на болезнь, а роль кардинала он сам. Тальма, попросту прочтет по тетрадке. Овации зрителей были бурными. Спектакль состоялся. Конфликт Тальма с труппой принимал зловещие масштабы. Разъяренный ведущий актер дал ему пощечину, после чего последовала дуэль. Актеры-роялисты приняли решение об исключении Тальма из труппы театра, что вызвало грандиозный скандал в зрительном зале вплоть до вмешательства городских властей. В такой ситуации, естественно, совместное существование было невозможно. Революция прошла и через главный театр Франции. Актер Ф. Ж. Тальма (1763–1826), величайший французский актер, увлеченный гражданскими тенденциями в искусстве, воплотивший героико-революционную направленность в своем творчестве, вместе с Ж. Б. Дюгазоном, Ф. Вестрис оставили „Комеди Франсез“ и организовали „Театр Республики“. В этом театре шел „якобинский репертуар“. Тальма играл роли тирана Генриха VIII в пьесе Шенье, а также роли справедливого судьи, борца против аристократии, народного героя, патриота. Его герои боролись за справедливость. Но он не был настолько революционером, чтобы забыть об устойчивых, охранительных тенденциях своего искусства. После контрреволюционного переворота 1794 года на сцене „Театра Республики“ появились антиякобинские пьесы.

В январе 1793 года актеры „Театра Нации“, то есть „Комеди Франсез“, незадолго до казни Людовика XVI показали пьесу „Друг законов“. Ее центральные образы были карикатурой на Робеспьера и Марата. Спектакль, естественно, столь же пылко принимался сторонниками монархии. Но якобинский „Листок общественного спасения“ гневно требовал закрытия этого театра как „нечистого притона“, в котором господствует „прусское и австрийское прихвостье“. В результате Комитет общественной безопасности вынес решение о закрытии „Театра Нации“ и об аресте его актеров. Актеры, оставшиеся в „Театре Нации“, были в 1793 году арестованы якобинскими властями за постановку „реакционных пьес“ и освобождены лишь после свержения Робеспьера в 1794 году.

В 1799 году обе части труппы вновь объединились, и театр получил свое прежнее историческое название. „Московский декрет“ Наполеона 1812 года еще раз утвердил внутреннюю структуру театра „Комеди Франсез“, что впоследствии было подтверждено постановлениями 1850, 1859, 1901, 1910 годов, а также укрепил положение театра как привилегированного и подчиненного органам государственной власти.

В начале XIX века „Комеди Франсез“ по-прежнему представлял образцовую национальную драматургию и занимал охранительно-консервативные позиции в искусстве. В трагедиях национальных Драматургов Лемерсье и Ренуара играли ведущие актеры театра:

Тальма, Дюшенуа, Жорж, Лафон, Марс. Тальма - по-прежнему, один из крупнейших актеров французского театра. В это время он играет преимущественно героев шекспировских трагедий. В последние годы жизни Тальма активно занимается педагогической практикой. В канун революции 1830 года на сцене театра ставились романтические драмы Виктора Гюго. Героическая тема перед революцией 1848 года звучала в творчестве знаменитой актрисы Рашель. Затем наступил в театре период „затишья“, когда на сцене игрались пьесы мещанского толка драматургов Э. Скриба, Э. Ожье, легкие и развлекательные пьесы А. Дюма-сына, В. Сарду. Выдающаяся актриса Агар за сочувствие Парижской коммуне была вынуждена после 1871 года оставить театр. В искусстве других трагедийных актеров конца XIX века - Сары Бернар, Ж. Муне-Сюлли усилились черты академизма и стилизации. В это же время активно ставилась комедия, в которой играли много талантливых актеров - наиболее блистательные из них Го и Коклен. Их роли отличались чеканностью отделки, строгой логичностью, умением раскрыть особенный характер героя.

В конце XIX века на сцене прославленного театра идут произведения драматургов-реалистов - Бека, Франса, Ренара, позднее - Фабра. Расширяется и классический репертуар - в него включаются произведения П. Мериме, О. Бальзака, А. Мюссе, Шекспира. Конец XIX - начало XX века, как и в других европейских культурах, ознаменовался формированием режиссерского театра - фигура режиссера как создателя спектакля приобретает огромный вес и значение. Значительным событием для „Комеди Франсез“ в 30-х годах XX века было приглашение на постановку таких крупных режиссеров, как Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. С именем этого театра связано творчество и других выдающихся актеров и режиссеров современного театра - Ж. Л. Барро, М. Бель, Ж. Йонелля, Б.-М. Бови, Б. Бретти и др.

Старейший национальный театр Франции называют еще и „Домом Мольера“ - ведущие французские актеры и режиссеры всегда работали в нем. Это - честь и ответственность. На его сцене всегда присутствует французская и европейская классика. Театр „Комеди Франсез“, пожалуй, можно сравнить с нашим Малым театром - „Домом Островского“. Такие театры всегда остаются в сознании соотечественников образцовыми, эталонными, хранящими лучшие театральные традиции своей культуры.

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Что такое «Комеди Франсез»? В 1643 году молодой Жан Батист Поклен, сын королевского обойщика, взял псевдоним Мольер и организовал труппу актеров-любителей. Но поскольку зрители шли на его спектакли, Мольер решил разъезжать по провинции. В 1661 году Мольеру и его труппе была

Пале – Руаяль и театр "Комеди Франсез"

Улица Сент-Оноре заканчивается у площади Андре Мальро (place Andr? Malraux), названной в честь французского писателя и общественного деятеля, долгие годы бывшего министром культуры Франции. На площади стоит "Комеди Франсез" (Com?die Fran?aise) – "дом Мольера". Это единственный французский театр с постоянной труппой.

Невдалеке, возле самого Лувра, – площадь и дворец Пале-Руаяль (Palais Royal). На площади у выхода из метро собираются роллеры, выступают музыканты и мимы. Квартал между площадью и улицами Сент-Оноре (rue Saint-Honor?), Риволи (rue de Rivoli) и Маренго (rue Marengo) занимает "Лувр антикваров" (Le Louvre des Antiquaires) – большой торговый центр, на нескольких этажах которого работают антикварные лавки и художественные галереи.

Дворец Пале-Руаяль прежде назывался Дворцом кардинала, он был построен для Ришелье. Умирая, кардинал завещал его малолетнему Людовику XIV. Короли здесь не жили, зато останавливались члены их семей. Сегодня в бывшем Королевском дворце работают Государственный и Конституционный советы и Министерство культуры.

Войти во двор Пале-Руаяль можно с крошечной площади Колетт (place Colette). Странные столбики разной высоты с черно-белыми полосами были установлены здесь в 1982 году. Дети используют эти плоды фантазии Даниэля Бюрена как преграды для гонок на роликах, взрослые – чтобы научить малышей прыгать с высоты. Перед входом в сад – два фонтана: на низких плоских подставках лежат груды металлических шаров, между которыми течет вода.

Просторный сад с трех сторон окружен единообразными фасадами домов конца XVIII века. В их аркадах – кафе, рестораны, бутики и художественные галереи. В квартирах верхних этажей жили писатели Кокто и Колетт. Центральные клумбы и фонтан сада Пале-Руаяль с двух сторон окружены темными каштановыми аллеями со скамейками. В полдень здесь отдыхают с газетой или обедают деловые люди, по выходным гуляют семьи с маленькими детьми, круглый год – туристы.

В галерее Божоле (Galerie Beaujolais) находится Le Grand V?four – старейший ресторан Парижа (1780). Внутри сохранился интерьер времен Директории: живопись на стенах и потолке, позолота, хрустальные люстры. В числе клиентов в разное время бывали Наполеон, Гюго, Кокто, Сартр. Хозяйка одного из бутиков в галерее Монпансье (Galerie Montpensier, N44-45) занимается реставрацией шляп всевозможных стилей и эпох. Кроме того, здесь продаются сотни свадебных платьев. Тут же находится галерея "Французские флаги" (Les Drapeaux de France, N13-15), в которой можно купить ребенку миниатюрного усатого гренадера времен Наполеона I с развевающимся знаменем в руках. В галерее Валуа (Galerie Valois), где когда-то Шарлотта Корде купила кинжал, чтобы заколоть Марата, теперь работает довольно дорогой Restaurant du Palais Royal, с хорошей кухней, свежими цветами на столах и прекрасным видом из окон

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Церковь Мадлен и улица Руаяль Между колоннадами Le Crillon и Министерства военно-морского флота от площади Согласия отходит улица Руаяль (rue Royale), которую в глубине замыкает колоннада церкви Святой Магдалины, или Мадлен (Madeleine), как ласково называют ее парижане. Ее начали

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

*Пале-Рояль За жилыми домами стоит величественный дворец *Пале-Рояль, а точнее, Пале-Руайяль (Palais Royal) (53), построенный в 1634–1639 гг. для кардинала Ришелье. Именно отсюда начиналась Великая Французская революция: 13 июля 1789 года, за день до штурма Бастилии, в дворцовом саду

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Комеди Франсез „Комеди Франсез“ - название театра „Театр Франсе“, французский театр, театр французской комедии. Один из древнейших западноевропейских профессиональных театров, он был создан в 1680 году по указу короля Людовика XIV, объединившему Театр Мольера (еще ранее

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Театр Медокса (Петровский театр) Меккол Медокс (1747–1822) родился в Англии, с 1766 года жил в России. В 1767 году еще выступал в Петербурге как «английский эквилибрист», а в 1776 году показывал в Москве «механические и физические представления». В чем была суть этих представлений,

Из книги Убийственный Париж автора Трофименков Михаил

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ) Театр РСФСР Первый - достаточно фантастическое предприятие, рожденное революцией 1917 года. Фантастическое потому, что слава его была весьма обширна, несмотря на то, что всего только один сезон (1920–1921) этот театр

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Анти-театр, или Театр Насмешки Анти-театр, или Театр насмешки - это французский театр новых драматургов. Драматургов, применительно к которым с начала 50-х годов XX века критика стала говорить об „авангарде“. „Театр насмешки“ - это метафора, подчеркивающая ироничный и

Из книги Метроном. История Франции под стук колес парижского метро автора Дойч Лоран

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Блистательный Париж. История. Легенды. Предания автора Чекулаева Елена Олеговна

Пале-Рояль Пале-Рояль или Пале-Руаяль (Palais Royal) – это площадь, дворец и парк, расположенные напротив северного крыла Лувра.История дворца такова. В 1624 году Ришелье, глава королевского совета, кардинал при Людовике XIII, заказал строительство этого дворца. Ришелье тяготел к

Из книги автора

XVI ВЕК ПАЛЕ-РОЯЛЬ - МЮЗЕ ДЮ ЛУВР Свет и тени Ренессанса Когда поднимаешься на улицу со станции метро Пале-Рояль - Мюзе дю Лувр, достаточно взглянуть на стоящую у выхода «беседку Полуночников», чтобы понять: мы будем говорить об искусстве. Построенная на площади Колетт в

Из книги автора

Что такое «Комеди Франсез»? В 1643 году молодой Жан Батист Поклен, сын королевского обойщика, взял псевдоним Мольер и организовал труппу актеров-любителей. Но поскольку зрители шли на его спектакли, Мольер решил разъезжать по провинции. В 1661 году Мольеру и его труппе была

Из книги автора

Пале-Рояль и споры о колоннах Бюрена Одним из выдающихся строителей XVII века можно без преувеличения назвать кардинала Ришелье. Он построил во Франции множество домов, дворцов и даже город, созидая для себя и королевской семьи.Переезжая из одного замка в другой, Ришелье

- «КОМЕДИ ФРАНСЕЗ» (Comedie Francaise) (официальное название «Театр Франсе», Theatre Francais), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актерского и режиссерского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара… … Энциклопедический словарь

Комеди-Франсез

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ - (Comedie Francaise), или Театр Франсе (Theatre Francais), драматическая труппа во Франции, старейший в мире национальный театр. Учрежден указом Людовика XIV в 1680, истоки его восходят к середине 17 в. В 1658 компания странствующих актеров во… … Энциклопедия Кольера

Комеди Франсез - («Комеди Франсез») (официальное название «Театр Франсе», «Théâtre Français»), старейший национальный театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром «Маре») и театр… …

«Комеди Франсез» - (Comédie Française) (официальное название «Театр Франсе», ThéÂtre Français), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актёрского и режиссёрского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара Бернар, Б. К. Коклен … Энциклопедический словарь

Комеди Франсез - (Comédie Française), французский национальный театр, в котором играют как комедии, так и трагедии. Основан Людовиком ХIV в 1680г. в Париже, возрожден Наполеоном в 1803г. Театр организован как кооперативное общество, в котором каждый актер имеет… … Страны мира. Словарь

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (Comedie-Francaise) - (официальное название Театр Франсе Theatre Francais), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актерского и режиссерского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара Бернар, Б. К. Коклен, Л. Жуве, Ж. Л. Барро и … Большой Энциклопедический словарь

Комеди Франсэз - Координаты: 48°51′49″ с. ш. 2°20′09″ в. д. / 48.863611° с. ш. 2.335833° в. д. … Википедия

Франция - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Детуш - Детуш, Филипп Филипп Детуш Philippe Destouches Неизвестный художник. Портрет Ф. Нерико Детуша. 1723. Имя при рождении … Википедия

Книги

  • Крик Гайи , Светлана Журавская , Был живописный закат. Вершины Гималаев окрасились в нежный красный цвет, на розовых гребнях виднелись разнообразные сказочные тени. Скоро придет ночь, и островерхие черные вершины будут четко… Категория: Классическая и современная проза Издатель: Маска , Купить за 394 руб
  • Путеводитель по Парижу , Коллектив авторов , Много полезной и интересной информации о Париже, начиная с истории этого города, его достопримечательностей и заканчивая полезной информацией о том, что нужно делать в экстренных случаях.… Категория: Путеводители Серия: Аудиогид Издатель: ИДДК , Купить за 124 руб аудиокнига

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française)

Официальное название «Театр Франсе» (Théâtre Français) - французский национальный театр, один из старейших театров Парижа, единственный репертуарный театр во Франции. Основан в 1680 году по указу Людовика XIV, объединившему Театр Мольера, ранее слившийся с театром Маре, и Театром «Бургундский отель». Знаменитые актеры труппы в то время: М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, К. Розимон, А. Бежар. Театр получал королевскую дотацию, руководили им назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т.д.

«Комеди Франсез» представлял собой актерское товарищество (société), доходы делились на паи, члены товарищества, сосьетеры, имели право на целый пай или его часть. В труппу театра входили также пансионеры, актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Такая организационная структура театра практически не менялась. Серьезные временные изменения привносились лишь в революционные периоды истории. Особое положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Почти все крупнейшие французские актеры так или иначе связаны с «Комеди Франсез»: М. Дюкло, А. Лекуврер, А. Лекен, М. Дюмениль, И. Клерон, Тальма, Ж.Б. Бризар, Марс, К. Дюшенуа, Жорж, Э. Рашель, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли, К. Коклен и др. Это относится и к французским драматургам. Среди них Ж.Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Ф.Реньяр, А.Р.Лесаж, П.Мариво, Ф.Вольтер, Д.Дидро, П.Бомарше, В.Гюго, Э.Скриб, А.Дюма-сын, В.Сарду и др.

Определенные сложности пережил театр «Комеди Франсез» на рубеже XIX - XX веков, когда наступило время становления режиссерского театра, что оказало влияние и на жизнь главного театра Франции. Заметным событием стало приглашение в театр в 1930-е годы режиссеров Жака Копо, Луи Жуве, Шарля Дюллена, Гастона Бати, которые попытались отойти от архаического стиля и превратить труппу звезд в творческий ансамбль. В 1940-е годы в театре работает Жан-Луи Барро, который ставит «Атласный башмачок» П.Клоделя.

Радикальная реформа театра связана с именем Ж. Мейера, ученика Жуве, выпускника Парижской Консерватории драматического искусства - учебного заведения, находившегося под эгидой «Комеди Франсез». Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после ухода Ж.-Л. Барро он назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около 20 лет, постепенно внедряя новую эстетику, воспитывая молодых актеров в театре на основе живой сценической практики. Ему сопутствовал успех у зрителей и критики, но стремление к единоначалию в творческом руководстве привело к конфликту с сосьетерами, в результате чего он вынужден был покинуть театр. Но период его руководства не прошел бесследно для будущего театра.
Сегодня «Комеди Франсез» - театр, не чурающийся эксперимента. В 1970-е годы здесь шли пьесы Э. Ионеско и С. Беккета. Театр пошел еще дальше. Он стал приглашать на постановки зарубежных режиссеров: Р. Уилсона, («Басни Лафонтена»), А. Васильева («Маскарад», 1992, «Амфитрион», 2002), П. Фоменко («Лес», 2003). Спектакли, созданные этими режиссерами, были отмечены узнаваемым режиссерским почерком каждого из них и актерским исполнением, отличающим всемирно известную школу «Комеди Франсез».
В настоящее время «Комеди Франсез» сохраняет свою организационную структуру. Им управляет Генеральный директор (сейчас это Мюриэль Майетт), работу которого контролируют сосьетеры (их сейчас 40 чел. Кроме того, 20 пансионеров. Каждый пансионер хотел бы стать сосьетером, но решение о статусе актера принимается на ежегодном собрании сосьетеров. За это должны проголосовать не менее 21 сосьетера.
В нашей стране театр гастролировал в 1954 году (Москва, Ленинград, Киев), 1969 (Москва, Ленинград, Рига), 1973 (Москва, Ленинград, Вильнюс), 1985 (Москва, Ленинград, Киев). В 2005 году спектакль «Комеди Франсез» «Лес» А. Островского в постановке П.Н. Фоменко был показан на Шестом Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова.

В 2010 году "Комеди Франсез" представил на Пятом международном театральном фестивале "Александринский" спектакль Бомарше в постановке режиссёра Кристофа Рока. (17 и 18 октября 2010).

Ярким театральным экспериментом можно назвать постановку «Квартета» Х.Мюллера, которая была представлена на Александринском фестивале в 2007 году при участии "Комеди Франсез". В спектакле сыграла актриса Мюриэль Майет - генеральный директор "Комеди Франсез".

В 1981 году известный постановщик экспериментальных спектаклей и драматург Хайнер Мюллер написал пьесу по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Мюллер поселил образцовых героев «галантного века» в абсурдном пространстве «бункера после третьей мировой войны» и «салона перед французской революцией», и столкнул их в жестоком «смертельном поединке». Вальмон и Маркиза Мертей из соблазнителей и интриганов превратились волей драматурга в последних людей на свете, стали осколками культуры. Спустя 25 лет земляк Мюллера, режиссер Маттиас Лангхофф, поставил «Квартет» с актерами главного театра Франции, Комедии Франсез: Франсуа Шатто и Мюриэль Майетт, только что ставшей директором Комеди Франсез.

Уникальность спектакля Маттиаса Лангхоффа в том, что и актеры, и режиссер и даже автор пьесы оказались «единомышленниками», они говорят на одном языке – языке сцены, сочетающем в себе абсурд и трагедию, «галантный век» и антиутопию.

Маттиас Лангхофф и Хайнер Мюллер некоторое время работали вместе в театре Берлинер Ансамбль, и судьба их во многом схожа: живя в ГДР, на родине, они так и не смогли реализовать свои таланты. Лангхофф ставит спектакли по всей Европе: в Париже, Руане, Риме, Мадриде, и всюду приносит свой неповторимый почерк и склонность к экспериментам. Сочетание не сочетаемого, абсурда и гиперреализма, красоты и грязи – вот излюбленные приемы Лангхоффа. Своими учителями (для российского зрителя это особенно лестно) Лангхофф называет Мейерхольда и Станиславского, которых он называет не иначе, как «величайшими мастерами на свете».

Ранее Лангхофф уже ставил другую пьесу Х. Мюллера - «Миссию» - в театре де ла Виль. И Мюриэль Майетт, и Франсуа Шатто уже работали с Лангхоффом: Майетт играла в его «Пляске смерти» по Стриндбергу и «Леонсе и Лене» по Г.Бюхнеру; Шатто – в «Принце Гомбургском» по тому же Г. Бюхнеру и «Макбете». Сочетание режиссерского почерка Лангхоффа и игры актеров прославленной французской школы само по себе уникально, сочетание немецкого авангарда и векового французского актерского мастерства уникально вдвойне. «Квартет» сравнивают одновременно с «Фрекен Жюли» А. Стриндберга и «В ожидании Годо» С.Беккета, в пьесе сочетается страстность и чувственность героев и абсурдность «предлагаемых обстоятельств».

Со временем уже сложился тандем Лангхофф-Майетт-Шатто, режиссер и актеры понимают друг друга с полуслова, и на сцене это чувствуется – критики отмечают, что сочетание «актеров высшей пробы» и «режиссера-экспериментатора» невероятно гармонично, и совместная их работа вызвала очень шумный успех.