Устройство электрогитары - конструкция, из чего состоит электрогитара: гриф, дека, машинка (бридж), звукосниматели, синглы, хамбакеры, струны, переключатель звукоснимателей, регуляторы громкости и тембра.

В этом видео я расскажу про азы устройства электрогитары для начинающих.

Электрогитара издает звуки при помощи струн, поэтому, конечно же, основной компонент - это струны . Большинство гитар - шестиструнные, хотя бывают семи- и восьмиструнные модели, и они в основном используются для очень тяжелых стилей музыки, про них я запишу отдельное видео. Бас-гитара - это тоже отдельная тема, и о ней мы поговорим позже.

Звук образуется при вибрации струны, которую мы приводим в движение при помощи медиатора или пальцев. Шесть струн электрогитары отличаются своей толщиной. Самая тонкая струна находится в самом низу и называется первой струной , на ней мы играем более высокие ноты. Следом идет вторая, третья, четвертая, пятая и шестая. Соответственно высота звука уменьшается, звук становится ниже, по мере того, как мы идем вверх [от первой струны к шестой] .

Струны расположены вдоль грифа  - это такой длинный кусок дерева с металлическим стержнем внутри. Они крепятся к голове грифа при помощи колков . Затягивая и ослабляя колки, мы меняем натяжение струны и, соответственно, меняем её высоту. Сейчас я её расслабляю и вы слышите, как звук меняется в более низкую сторону. При натяжении, звук меняется в более высокую сторону [показываю пример] .

[показываю лады на грифе] Вот эти участки грифа называются ладами , а металлические полоски между ними называются порожками . Прижимая струну к порожку, мы меняем её длину, и, соответственно, меняется высота звучания струны. Чем короче струна, тем выше её звук. Например, первая струна звучит вот так, когда она открытая, а зажимая её на двенадцатом ладу, мы получаем звук на октаву выше [показываю пример] .

На большинстве гитар 22 или 24 лада, что позволяет покрыть полных четыре октавы. Двенадцатый лад находится посередине струны и делит её на две равные части. На большинстве гитар есть метки на 3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 19, 21 и, если есть, на 24-м ладах. Они позволяют ориентироваться на грифе и лучше видеть, где находятся какие ноты. Так же сверху есть дополнительные метки, которые позволяют нам видеть, где мы находимся на грифе при игре стоя, так как стоя передние метки видно не очень хорошо [показываю метки на ребре грифа] .

С другой стороны струны крепятся к струнодержателю, который мы называем бриджем . Бридж бывает фиксированный как на этой гитаре, то есть он неподвижный и никуда не двигается, и бывают подвижные бриджи с системой Floyd Rose или Whammy Bar. У них есть ручка, и, когда её двигаешь меняется длина сразу всех струн и создается эффект уаувау [не передается словами, смотрите видео 😀] . Новичкам я советую брать гитару с фиксированным бриджем, так как с ним меньше мороки, это я знаю на своем опыте [две мои первые гитары были с системой Floyd Rose] .

При извлечении звука струна начинает вибрировать, и дерево гитары, которое мы называем декой , позволяет эти вибрации усилить и придать им дополнительный окрас. Конкретно на этой гитаре дека состоит из трёх кусков красного дерева, склеенных вместе, что позволяет создать низкий и глубокий звук.

Вибрация струны активирует магниты внутри звукоснимателей , которые преобразуют колебания струн в электрический сигнал [оговорился в видео] и передают их на усилитель при помощи кабеля [показываю звук через усилитель]. В каждой гитаре есть гнездо, куда мы втыкаем кабель [показываю гнездо] .

На большинстве гитар либо два либо три звукоснимателя. Один звукосниматель всегда находится у бриджа, и он создает более яркий, звонкий звук [показываю пример] . Второй звукосниматель находится у грифа и он создает более низкий и мрачный (или темный) звук. Это намного лучше слышно, когда мы играем аккорды. Сейчас играет бридж [показываю пример] , а сейчас мы играем на звукоснимателе у грифа [показываю пример] . Слышно, что здесь звук более глубокий и низкий.

Мы можем переключаться между звукоснимателями при помощи специальной ручки. На моей гитаре при нижнем положении активируется звукосниматель у бриджа, а при положении вверху - звукосниматель у грифа. В средней позиции оба звукоснимателя активированы, что создает микс из звуков [показываю пример] .

Мы также можем контролировать звукосниматели при помощи ручек, расположенных на деке. Есть ручка громкости , с ней всё понятно - она меняет громкость звучания через конкретный звукосниматель [показываю пример] . Вторая ручка - это ручка тембра . При тембре, выкрученном на максимум, звук получается громкий и насыщенный [показываю пример] . Если тембр убираем на минимум, звук получается задавленный и приглушенный [показываю пример] . На моей гитаре две отдельных ручки громкости на каждый звукосниматель и две отдельных ручки тембра.

[играю аккорд] Звук, который мы сейчас слышим, - это классический звук чистой электрогитары. Для этого видео я использую недорогой усилитель Roland, но надо отметить, что усилитель играет большую роль в формировании звука электрогитары. В последнее время стали популярны программные эмуляторы усилителей и при игре через компьютер можно купить эмулятор и получить доступ к огромному количеству дорогих усилителей, не тратя при этом тысячи и тысячи долларов.

Чтобы создать роковый или металлюжный звук, нам необходим эффект перегруза (или дисторшн, distortion). Для этого мы используем педальку типа вот такой [показываю педаль Metal Muff] либо встроенный перегруз в усилителе. Просто нажимаем на кнопку и теперь мы можем рубить металл 🤘 [играю рифф из Sad But True (Metallica) и кусочек соло из Nothing Else Matters (Metallica)] .

Казалось бы, такой цельный инструмент как электрогитара, вместе с тем, состоит из множества компонентов, которые в совокупности своей и выдают такой приятный нашему уху звук. Бывает, конечно, и звук неприятный, но такие гитары мы не покупаем, правда, ведь?

Все компоненты электрогитары важны для формирования звука, и нет здесь ни второстепенных, ни бесполезных деталей. Уберите хотя бы одну из них, и гитара потеряет свой характер. Расскажу Вам кратко о том, из чего же состоит современная электрогитара.

Корпус электрогитары

Корпус электрогитары оказывает основное влияние на тон звучания инструмента. Для изготовления гитары применяются различные породы дерева, отличающиеся между собой и по структуре, и по плотности, и по весу. Каждая порода дерева имеет свои резонансные характеристики, и это нужно учитывать при выборе инструмента.

Типы корпусов электрогитар

В зависимости от типа корпуса, электрогитары бывают:

Цельнокорпусные — корпус из цельного дерева, без отверстий и полостей. Такие гитары распространены в рок и металл музыке. Они представлены такими марками как: Gibson Les Paul и SG, Fender Stratocaster и Telecaster, Paul Reed Smith Standard и т.д.

Полнокорпусные — чаще применяются в джазовой музыке.

Полукорпусные — корпус такой гитары имеет акустические камеры (одну и более). С такими корпусами выпускаются: Gibson ES-355, Rickenbacker, Guild, Ibanez и т.д. Наиболее часто их используют в таких стилях как джаз, фанк и кантри.

Гриф электрогитары

Так же как и корпус электрогитары, гриф электрогитары и его лицевая часть может быть изготовлен из самых разных пород дерева, что, естественно, влияет на звучание инструмента. В большинстве моделей гитар для грифа используется клен и красное дерево, а для лицевой части грифа — клен, палисандр и черное дерево. Причем, материал, из которого изготавливается грфи так же влияет на звук, как и материал корпуса гитары. Соединенные вместе, корпус и гриф и создают неповторимое звучание каждой отдельной гитары.

Гриф гитары соединяется с корпусом несколькими способами.

Привинченный гриф — крепится к корпусу с помощью шурупов. Способ удобен тем, что гриф при необходимости можно отделить от корпуса.

Вклеенный гриф — крепится к корпусу гитары с помощью клея. Такой гриф отделить от корпуса уже нельзя.

Сквозной гриф — составляет одно целое с корпусом гитары (и гриф и корпус выпиливаются из одного куска дерева).

Мензура электрогитары

Мензура — расстояние от верхнего порожка до подставки. Чем больше мензура у гитары, тем сильнее натяжение струн, а потому игра на гитаре с большой мензурой требует больше усилии, чем игра на гитаре с малой мензурой.

Лады на грифе электрогитары

На грифе электрогитары размещается от 21 до 24 ладов, Соответственно, чем больше ладов на грифе, тем больше на нем помещается нот. На практике, большинство музыкантов использует в основном 22 лада, что связано с удобством игры на последних ладах.

Так же, не менее важными составляющими электрогитары являются подставка, верхний порожек и колковый механизм.

Звукосниматели в электрогитаре

Существует два типа звукоснимателей.

Однокатушечные звукосниматели или синглы. Они больше «фонят» и дают более слабый сигнал, однако же, позволяют получить более яркий звук.

Двухкатушечные звукосниматели или хамбекеры. Они имеют более сильный сигнал и лучше выдают средние частоты.

Управление гитарной электроникой

Управление гитарной электроникой осуществляется с помощью: переключателя звукоснимателей (включает/выключает отдельные звукосниматели, а также комбинирует их), регуляторов громкости (один и более), регуляторов тембра (уменьшается уровень высоких частот на выходе звукоснимателей).

Активная электроника в электрогитаре

При создании некоторых электрогитар, производители используют активную электронику, то есть, прямо в корпусе гитары располагается предусилитель и источник питания к нему (батарейка). Предусилитель осуществляет усиление сигнала со звукоснимателей, таким образом, от гитары в усилитель подается уже усиленный сигнал, что позволяет гитаристу использовать дополнительные возможности инструмента.


Перевод: Оксана Константинова

«Свою» гитару приятно держать в руках она становится с Вами одним целым, воспринимается как часть тела. Ее тайны и секреты полностью доступны только Вам - неважно, насколько Вы разделяете ее уникальное звучание с другими.

Неудивительно, что гитара определила ход мировой музыкальной истории последних 60-ти лет. День за днем, она вносит огромный вклад в мир музыки и сегодня.

Гитара обозначает «класс» априори. Если же копнуть глубже, во многом это заслуга применяемых для ее изготовления технологий.
Принцип работы электрогитары не так сложен для понимания. Тем, кто влюблен в гитару, несомненно, будет интересно узнать об устройстве инструмента.

Корпус электрогитары бывает двух видов: пустой и полупустой.

Пустой корпус: название говорит само за себя. Корпус этой электрогитары внутри пуст, в точности как у акустической. Пустой корпус сам по себе является хорошим акустическим резонатором и позволяет получить громкий, гулкий, протяжный звук..

Полупустой корпус: очевидно, что в нем больше заполнений, которые делают звук плотным. Электрогитара не предназначена для того, чтобы полностью копировать звучание акустической. Фактически, полупустой корпус позволяет получить более насыщенный, теплый, и, при этом, чистый звук.

Электрогитары «выдают» звук посредством звукоснимателей: системы из нескольких магнитов, и катушки проволоки, намотанной рядом или вокруг них. Визуально - это металлические пластинки на корпусе гитары; впрочем, в некоторых моделях они скрыты от глаз.

Звукосниматели преобразуют колебания струн в электрический сигнал переменного тока. Происходит это следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Когда гитара подключена, но не используется, магнитное поле, взаимодействующее со звукоснимателем, остается относительно спокойным. Как только Вы прикоснетесь к струнам (возникнет колебание струны в поле, создаваемом магнитами датчика), внутри катушки проволоки возникнет электрический ток, который через провода подается в усилитель.

На головке грифа гитары расположен колковый механизм. На него крепятся струны. Закручивая колки туже, увеличивая натяжение струн, Вы получаете более высокий звук. Поворачивая колок в противоположную сторону и уменьшая натяжение - более низкий и глубокий. Таким образом, осуществляется настройка инструмента. Этот принцип применим также к виолончели и скрипке.

Гриф гитары разделен на отрезки, которые размечены линиями или небольшими выступами (порожками). Эти отрезки называются лады. Прижимая струну к определенному ладу, гитарист вызывает сокращение ее рабочей поверхности. Таким образом, извлекаются нужные ноты. К примеру, сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву. Разумеется, знание музыкальной теории станет здесь хорошим подспорьем.

Регуляторы, которые обычно располагаются на корпусе электрической гитары, изменяют яркость тона при использовании простого фильтра, который понижает или поднимает частоту звукоснимателя.

Регуляторы громкости и тембра предназначены для увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Они подключены к звукоснимателям.

Таким образом, магия гитары и ее уникальный звук обеспечиваются простым набором из магнитов, проводов, дерева и стали.

Качество, простота в использовании и надежность инструмента, однако, зависят от марки, изготовителя и используемой электроники. Впрочем, располагая знаниями о внутреннем устройстве гитары своей мечты, найти таковую нетрудно.

В различных типах гитар есть компоненты, которые могут не встречаться в других видах. Но есть части, которые встречаются во всех видах электрогитар. Так давайте рассмотрим строение электрогитары . В этом нам поможет рисунок ниже.

1. Колки. Шесть механизмов, которые обеспечивают (увеличение или уменьшение степени их натяжения). В англоязычных изданиях — Machine Heads.

2. Головка грифа (Headstock/Head). Конечная часть грифа гитары, на которой крепятся колки. Именно здесь большинство форм-производителей гитар размещает свои логотипы. Головку грифа иногда называют «пером грифа».

3. Анкерный стержень (анкер) с регулировочным болтом. Анкером называют металлический стержень, который располагается внутри грифа и служит для того, чтобы под тяжестью металлических струн деревянный гриф не прогибался. Американцы называют анкер длинным словосочетанием Truss Rod Adjustment Bolt.

4. Верхний порожек (Nut). Планка с прорезями, сквозь которую проходят струны и идут к колкам. Служит для того, чтобы гасит вибрацию струн за пределами грифа. Струны на гитаре должны колебаться только от порожка до подставки.

5. Порожки (Frets) . Металлические пластинки, врезанные в гриф электрогитары пер-пендикулярно струнам. Прижимая струны перед разными порожками, гитарист может извлекать звуки различной высоты. Иногда порожки называют «ладовыми перегородками» или просто «ладами». Также ладом называют расстояние от одного порожка до следующего. Вот как запутанно!

6. Position Markers. По нашему «точки» . Служат для удобства ориентирования на грифе гитары. Точки на электрогитарах бывают разной формы. Встречаются звезды, прямоугольники, кресты, треугольники, полумесяцы и прочие знаки. Как пример, приведу фотографию Тони Айомми с гитарой Gibson и «точками» на ее грифе в виде крестов.

Последний писк метал-моды от Тони Айомми. Гитара с «точками» в виде крестов

7. Fretboard/Fingerboard. Гриф (Fretboard). Длинный деревянный брусок, прикрепленный к корпусу, вдоль которого натягиваются струны. Поверхность грифа плоская. Ее называют накладкой (Fingerboard). В нее врезаны металлические порожки.

8. Лады . Расстояния между двумя смежными порожками. Не путайте эти «лады» с «ладами» в смысле «порожки». У гитар количество ладов бывает разное. От 19 до 24 и выше. Есть модели с 27-ладовым грифом. Количество ладов зависит и от конструкции конкретной электрогитары и от фирмы производителя.

9. Колки для ремня, они же - ремнедержатели (жаргонное — «пуговицы»). В американских изданиях встречается название Strap Holder Post (устройство для крепления ремня). Иногда стрепхолдер заменяют на другую комплектующую — стреплок (Strap Lock). Это такая часть, которая позволяет держать ремень на гитаре в любом положении последней. Очень нужная вещь для живых выступлений с дорогими гитарами.

10. Body или корпус . Часть электрогитары овальной формы, но есть модели с треугольным корпусом, корпусом в виде топора и проч. К корпусу крепятся гриф и подставка. Корпус обеспечивает возможность из-влекать звук правой рукой. Именно здесь размещаются звукосниматели и регуляторы тембра. Правая рука гитариста играет в большинстве случаев именно в районе корпуса.

11. Накладка на корпусе (Pickguard). Передняя часть корпуса электрогитары. Это в большей степени декоративный элемент, чем функциональный. Накладка придает корпусу эстетический вид и прячет электронику чудо-инструмента от посторонних глаз.

12. Pickups или звукосниматели. Звукосниматели — это электромагниты в плоских коробочках. Предназначены для генерации тока, который потом преобразуется усилителем в звук.

При желании звукосниматели на электрогитаре можно заменить

13. Переключатель звукоснимателей . Довольно часто на гитарах стоят несколько звукоснимателей. Смена активных звукоснимателей меняет тембр гитары. Ведь на гитару можно поставить звукосниматели разных марок и производителей. Да и место, где они снимают звук, также существенно влияет на звук инструмента на выходе из колонок. Звукосниматель, стоящий ближе к поставке делает звук электрогитары более сухим и резким. Напротив, звукосниматель у грифа придаст инструменту более мягкий, мечтательный звук.

14. Регуляторы громкости и тембра . Рукояти, при вращении которых изменяются сила звука и тембр звука гитары.

15. Подставка . Металлическая пластина, с помощью которой струны гитары крепятся к корпусу. Иногда на американский манер подставку называют «бриджем» (Bridge) или жаргонно «машинкой».

16. Разъем (Input Jack). Место подключения электрического кабеля, соединяющего электрогитару с усилителем или другим электронным устройством.

17. Рычаг . Металлическая рукоять, прикрепленная к машинке и предназначенная для изме-нения натяжения струн (а значит и высоты их звучания) путем небольшого колебания машинки. Другие названия устройства — рычаг тремоло (tremolobar), рычаг уамми (whammybar), рычаг вибратора (vibratobar) и рычаг уанг (wangbar).

Под конец статьи предлагаю просмотреть видео с участием российского гитариста-виртуоза Сергея Маврина, который укрощает советскую гитару «Урал» 1975 года выпуска.

Гриф состоит двух частей: собственно сам гриф и накладка, скрепляются клеем. Гриф чаще всего изготавливают из клёна, а накладку из палисандра. Накладка грифа - это его верхняя часть, на которой расположены лады. Количество ладов может быть 21, 22 или 24. Ближайший к головке лад - первый, далее второй, третий... лад ближайший к деки - последний. На головке грифа находятся колки, вокруг которых натягиваются струны. Внутри грифа (между грифом и накладкой) есть специальный анкерный стержень, задача которого - не дать струнам согнуть гриф. Гриф может быть приклеен к деке, а может быть прикреплен при помощи шурупов.

Дека - это корпус электрогитары и одна из самых важных ей частей. Цельную деку могут делать из одного или нескольких кусков дерева одного сорта, которые приклеивают друг к другу. Сорта дерева из котрого изготавливают деку довольно многооброзны, при этом каждый сорт дерева даёт разный звук, и стоит по разному. Вот некоторые из них: красное дерево, липа, ольха, ясень. Все деки бывают двух видов:


Гитары с полупустыми деками обладают теплым, насыщенным звуком и используются в таких стилях музыки как джаз, блюз и кантри. Такие гитары толще чем цельные, и стоят они дороже. Недостатками этих гитар является малый сустейн (время, за которое извлеченный звук угасает), и возникновение скрипящего звука при игре на большой громкости. Именно эти недостатки и привели к появлению гитар, сделанных из одного куска дерева и не имеющих больших пустот внутри корпуса.

Гитары этого типа выдают более резкий и агрессивный звук и поэтому так любимы исполнителями всех стилей рок музыки. Такие гитары не имеют недостатков, присущих полудековым гитарам, а также больше подходят для подключения к ним различных эффектов. Наличие на рынке огромного количества моделей гитар этого типа позволяет музыканту подобрать инструмент, практически полностью отвечающий его запросам и финансовым возможностям. К плюсам можно также отнести большие возможности по модификации инструмента (замена машинок, звукоснимателей и прочего "железа").

Это металлическое устройство, которое держит строй струн. Существует два вида машинок: с системой тремоло (слева) и без неё (справа). Различаются они тем, что на бриджах с тремоло есть рычаг - устройство, которое позволяет изменять высоту тона. Если на рычаг нажать, то натяжение струн ослабнет и высота тона уменьшиться, если же потянуть за рычаг, что возможно не на всех машинках, то тональность повысится. Основные недостатки тремоло - машинок: гитара быстрее расстраивается, малый сустейн, сложности с заменой струн, а на отдельных моделях невозможность быстро перенастроить гитару на одну из альтернативных настроек.

Звукосниматели

Звукосниматели принимают колебания струн, которые затем преобразуются в электрические сигналы. Звукосниматели - очень важная часть гитары, от их типа и качества зависит выдаваемый гитарой звук.
Существуют два вида звукоснимателей:

Звукосниматели обоих типов можно комбинировать друг с другом и таким образом добиваться желаемого звучания. Когда вы видите в описании электрогитары что-нибудь типа H-S-H или S-S-H, знайте, что таким образом обозначается последовательность, в которой на гитаре установлены звукосниматели S - сингл (single), H - хамбакер (humbucker).

S-S-S Стандартная модель Fender Stratocaster.

H-H Стандартная модель Gibson Les Paul.

S-S Fender Telecaster.

H-S-H Такой вариант можно встретить на гитарах Ibanez, популярен среди любителей хард-рока.

S-S-H Хамбакер возле машинки, этот вариант можно встретить на модификации "страта" Fat - Stratocaster.

Струны
Струны различаются по толщине. Есть 6 видов струн: .008, .009, .010, .011, .012 и.013. .008 - самые тонкие, .013 - соответственно самые толстые. Существуют и другие калибры струн, вроде 0.14, 0.15, .009, но они не часто встречаются в продаже. Новичкам лучше начинать с самых тонких, которые на.008, так как толстые струны тяжелее прижимать, а когда пальцы и рука окрепнут, можно попробовать перейти на.009. Чем больше диаметр струн, тем круче звук.

Переключатель звукоснимателей

Переключатель звукоснимателей делает активным один или два из установленных на гитаре звукоснимателей. Переключаясь между звукоснимателями, можно изменять производимый гитарой звук. На некоторых гитарах, таких как ранние модели Fender Stratocaster, установленные переключатели имеют 3 возможных положения. Таким образом, может быть активным только один из звукоснимателей. Позже было добавлено еще 2 позиции, которые включают два соседних друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают еще два новых звучания. Именно в позициях 2 и 4 посторонние шумы наименее заметны.

Регуляторы громкости и тембра

Регуляторы громкости и тембра предназначены для увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Стандартный Stratocaster имеет 2 регулятора тембра: первый подключен к ближайшему к грифу звукоснимателю и оказывает влияние на звук, только когда при помощи переключателя был выбран этот звукосниматель. Второй регулятор на старых моделях подключен к среднему звукоснимателю. Звукосниматель, расположенный у машинки, своего регулятора не имеет. На более новых "стратах" второй регулятор связан и со средним звукоснимателем, и с тем, что возле машинки. Эти регуляторы не слишком влияют на звук, выкрутите их на положение 10, и вы получите больше верхних частот, на положение 1 - будет больше средних частот и низов.