Василий баженов архитектор краткая биография. Пять самых амбициозных проектов василия баженова

Публикации раздела Архитектура

5 главных построек Василия Баженова

Р аботы архитектора Василия Баженова - одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге .

Большой Кремлевский дворец

Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век

Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма . Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой - сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.

Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв - была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева .

Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича , окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову . Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

Владимирская церковь в Быково

Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы - Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания - овальная.

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова - для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

Михайловский замок

Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Дом Пашкова

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий - Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.

Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу - центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход - сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.

Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года . Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей . Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке . Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.

Василий Баженов родился в 1738 году, в семье дьячка одной из придворных кремлёвских церквей. Страсть к архитектуре проявилась очень рано: маленький Вася обожал рисовать здания и выдумывал свои. Талантливого мальчика заметил известный архитектор Дмитрий Ухтомский , принявший его в свою школу, где дар Баженова раскрылся в полной мере. Вскоре ученик уже работал вместе с учителем над различными проектами в столице, а потом выработал и свой собственный стиль.

После окончания школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств, где совместно со своим преподавателем Саввой Чевакинским работал над проектом постройки Никольского морского собора. В 1759 году он за государственный счёт был направлен на учёбу в Париж, став первым членом Академии художеств, отправленным за границу. В Париже Баженов занялся изготовлением моделей зданий из дерева и пробки. Он создал точные копии Луврской галереи, а позже, в Риме — модель собора Св. Петра. Его модели были не просто схематичными проектами, а произведениями искусства. Они отражали дух и художественное содержание архитектуры.

В Европе Баженов полюбил фантастическую грандиозность зданий, стал одним из первых русских архитекторов, которые учитывали особенности ландшафта при создании проекта. Он был в числе лучших практиков-строителей своего времени, одним из главных «проводников» европейского стиля в русской архитектуре, который тем не менее не просто копировал его, а адаптировал для российских реалий.

Хлебный дом в подмосковном Царицыне. Фото: Commons.wikimedia.org

Мечты и реальность

Зданий, созданных Баженовым, осталось не так много, но мы знаем этого архитектора и по тем проектам, которые не были реализованы. Самый главный из них — проект Форума великой империи на месте московского Кремля, которому Баженов посвятил несколько лет своей жизни. Вместо кремлёвских стен, служащих оградой для храмов и святынь, архитектор спроектировал сплошной ряд зданий. Кремль он видел не как крепость, а как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Интересно, что сохранность исторических построек Баженова мало интересовала: для нового проекта предполагалось снести многие допетровские строения. Архитектор создал огромный 17-метровый макет форума, в котором были учтены все мельчайшие детали будущего дворца. Торжественно начатое строительство было прервано сначала эпидемией чумы в 1771 году, а затем и императрица охладела к проекту. Руководить засыпкой котлована Баженов отказался, сказав: «Оставляю тому, кто за благо избран будет». Модель дворца можно увидеть в московском музее архитектуры.

Баженов участвовал в создании увеселительного комплекса в честь заключения мира между Россией и Турцией на Ходынском поле. Поле было распланировано в виде береговой линии Чёрного моря. Там, где располагались турецкие крепости, архитектор построил различные увеселительные заведения: театры, балаганы, закусочные и пр. Каждая постройка имела свой особенный архитектурный стиль — средневековый русский, готический и классический. Яркие цвета красно-белых построек красиво сочетались с зеленью летней природы и разными цветами мундиров, что придало неповторимую красоту праздничным торжествам.

Документов, свидетельствующих о том, что дом Пашкова проектировал именно Василий Баженов, не осталось. Об этом гласит только народная молва и то, что это здание является одним из лучших образцов французского стиля в русской архитектуре, который был свойственен Василию Баженову. Этот дом, построенный на Ваганьковском холме, долгое время был единственной точкой в Москве, откуда можно было посмотреть на кремлёвские башни «свысока».

Дом Пашкова. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Мир Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно — один из немногих проектов, за которым документально закреплено авторство Баженова. Но и этот проект реализовать полностью ему не удалось. Екатерина II предложила архитектору создать проект и руководить строительством новой резиденции в Царицыно, дала ему полную свободу действий. Баженов был окрылён и с жаром принялся за работу. Архитектор планировал эту усадьбу как единое целое, как целый мир, где ничто не будет выделяться, всё будет равным: даже дворец императрицы не является здесь доминантой, органично вписываясь в ансамбль. Когда строительство было практически завершено, Екатерина нанесла внезапный визит. Императрица заявила, что дворец слишком тёмный, что в нём невозможно жить, и потребовала снести часть построек. Вскоре, правда, она умерила пыл и потребовала менее радикальных изменений. Руководил «доводкой» усадьбы ученик Баженова Матвей Казаков , что особенно унижало архитектора.

Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Сложно сказать, в какой степени отреставрированная уже в наше время усадьба отвечает первоначальному замыслу архитектора: многое из того, что задумывал Баженов, было переделано ещё при его жизни. Многие архитекторы ратовали за то, чтобы усадьба так и осталась в руинах: в них им виделся символ того идеализма, который проповедовал Василий Баженов. Однако было принято решение о восстановлении усадьбы. Сегодня можно сказать, что даже крупицы замысла Баженова привлекают в усадьбу тысячи туристов и жителей Москвы.

После своего отстранения от работ в Царицыно Баженов остался без средств к существованию. Какое-то время он занимался мелкими частными заказами, но дела шли плохо. После своего вступления на престол Павел I, приближавший к себе гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и доверил ему масштабное исследование русской архитектуры. Архитектор с радостью принялся за дело и смог бы многое сделать, если бы его жизнь совершенно неожиданно для всех не оборвалась.

Жизнь в чужих зданиях

Романтическая слава непризнанного гения преследовала Баженова ещё при жизни, а после смерти ему стали приписывать множество зданий, к которым он не имеет никакого отношения. Особенно эта тенденция усилилась в советское время, когда для спасения того или иного старинного дома было достаточно предположить, что его проектировал Баженов. В результате почти все псевдоготические постройки XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документов, приписываются Василию Баженову.


  • © Public Domain / Иллюстрация из книги «Братья. История масонства в России»

  • © Public Domain / Вид Моховой улицы и Пашкова дома, рисунок Г. Барановского, 1840-е годы

  • © Commons.wikimedia.org / Sergey Korovkin 84

  • © Commons.wikimedia.org / Marina Lystseva

  • © Commons.wikimedia.org / El Pantera

  • ©

Василий Иванович Баженов (1738- 1799) – русский архитектор, рисовальщик, педагог, представитель классицизма, теоретик архитектуры. С 1784 года член Российской академии.

Родился в семье дьяка. Большая часть жизни Баженова прошла в Москве, учился в гимназии при Московском университете, а с 1756 года учился в Петербурге. Сначала он посещал занятия С. Чевакинского в Академии наук, а потом А. Кокоринова и Ж. Валлен-Деламота в Академии художеств. Получив за учебу золотую медаль, был направлен в Париж, в Академию искусств. С 1762 по 1764 год провел в Италии. За годы пребывания за границей, проявил интерес к классицизму, барокко и готике.

Замыслы Баженова

Баженов замыслил проект Кремлевского дворца с одновременной реконструкцией Кремля и Красной площади. Еще никто до Баженова не представлял постройку как объёмную композицию, которая бы организовала пространство города. Этим проектом Кремль становился гигантским общественным форумом с главной площадью в виде овала, к которой должны сходиться главные радиальные улицы столицы.

Екатерина II остановила работы, но сама система, оказала громадное влияние на мысль русских архитекторов, направляя ее в духе классицизма. В музее Архитектуры хранится уникальная деревянная модель, исполненная автором, которая дает представление о грандиозности замысла художника.

Таким же незавершенным, но показательным стал проект дворца в резиденции императоров Царицыно. В этом комплекс Баженов впервые применил мотивы неоготики, объединенными с приемами так называемого «нарышкинского» барокко. Но Екатерина II вновь прервала работы по строительству. Она была недовольна большим количеством масонских элементов в декоре. Постройка так и не была завершена. Такие неудачи заставили Баженова перейти к частным заказам.

Часть своих градостроительных идей Баженов сумел осуществить при строительстве дома Пашкова в Москве. Это старое здание Библиотеки имени Ленина. В других постройках, расположенных в Москве, например, дом Долгова, что на проспекте Мира, колокольня и трапезная храма Всех скорбящих, расположенная на Б. Ордынке и дом Юшкова на ул. Кирова, где благодаря продуманному применению цвета и фактуры камня, гипса и штукатурки, возникает утончённая живописность, наблюдается сложная игра света и тени.

По воле Павла I Баженов создал комплекс Михайловского замка комплекс. Архитектор смог связать замок, окруженный каналами, с городом Санкт- Петербургом путем выноса павильонов на направление Инженерной улицы.

После вступления на царствование, Павел I стал приближать всех, кого не любила его мать. Он поставил Баженова вице-президентом Академии художеств. Император поручил архитектору подготовить чертежи русских зданий, по которым можно было провести исследование отечественной архитектуры и другие поручения. Баженов, не мешкая, приступил к выполнению этого поручения, но смерть прервала его жизнь.

Баженова В.И.похоронили в Санкт-Петербурге, но в 1800 году его останки перевезли в имение Баженовых, расположенное в селе Глазово, сегодня это Тульская область.

Русский архитектор, вице-президент . Один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Автор проектов «Форума Империи», ансамбля усадьбы и дома Пашкова в Москве, а также ряда других зданий. Из-за недостатка данных в ряде случаев авторство Баженова является предметом дискуссии среди историков.

Биография

Василий Баженов родился 12 марта 1738 года по одним данным в Москве, по другим в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Отец архитектора, Иван Федорович Баженов, был дьяком одной из кремлевских церквей. Баженов, получивший начальное образование в Славяно-Греко-Латинской академии, с юности стал интересоваться архитектурой, зарисовывая приглянувшиеся здания. С 1751 года Баженов стал посещать архитектурную школу Дм. Ухтомского, с 1755 года - Московский Университет. В 1758 году его в числе лучших воспитанников университета отправили в Петербург для обучения в открывшейся годом ранее Академии художеств. Здесь Баженов обучался под наблюдением С.И. Чевакинского и . В январе 1760 года за выдающиеся успехи в учебе Баженову было назначено жалование в 120 рублей, а в сентябре он по представлению Кокоринова был направлен для обучения в Париж.

Во французской столице Баженов поступил в ученики к архитектору Шарлю де Вайи. Здесь, среди прочего, он занялся построением макетов, изготовив также и копию Лувра. После получения диплома Парижской академии, Баженов был произведен Академией художеств в адъюнкты и отправлен в Рим для продолжения обучения. Посетив, помимо Рима, также Тоскану, Флоренцию, Парму, Венецию и ряд других городов, он в 1765 году вернулся в Петербург. По возвращению в Россию Баженов разработал для Академии художеств проект «увеселительного заведения». Данный проект должен был подтвердить притязания архитектора на должность профессора, однако по неизвестной причине этого не случилось. В дальнейшем между Баженовым и академией разгорелся финансовый конфликт, в результате которого с архитектора было взыскано 248 рублей.

В это время Баженов по невыясненным до конца причинам перешел на службу в Артиллерийское ведомство в чине капитана. В 1767 году по приказанию был командирован в Москву, где проживал большую часть времени вплоть до начала 1790-х годов. К этому периоду относятся одни из самых известных работ архитектора.

В 1770 году в Москве началось приготовление к строительству «Форума Великой империи». Грандиозный проект Баженова предусматривал снос части кремлевских стен и строительства грандиозного дворца на берегу Москва-реки. Стоимость проекта оценивалась в 30 миллионов рублей. Прошла торжественная закладка здания, была разобрана часть кремлевской стены, однако в ходе работ под угрозой оказались средневековые памятники - в некоторых старых церквях появились трещины. В итоге строительство «форума» было сначала отложено, а в 1775 году отменено . Разобранный участок стены позднее был восстановлен архитектором Матвеем Казаковым.

В 1776-1785 годах Баженов занимался строительство комплекса здания в усадьбе Царицыно. Баженовский проект предусматривал уникальное для своего времени сочетание традиций нарышкинского барокко и западноевропейской готики. Из-за проблем с финансированием строительство затянулось почти на десять лет, но в 1785 году, когда ансамбль был почти завершен, императрица, посетившая усадьбу, потребовала немедленной перестройки комплекса. Очевидцы отмечают, что архитектура показалась ей слишком мрачной и неуютной, но, по некоторым версиям, причиной недовольства работой Баженов стало увлечение архитектора масонством и контакты с великим князем . В дальнейшем перестройка усадебного ансамбля осуществлялась Матвеем Казаковым.

Баженов, вложивший в строительство усадьбы немало собственных средств, в том числе заемных, оказался в тяжелой финансовой ситуации, которая усугублялась опалой со стороны императрицы. В это время он взялся за исполнение частных заказов. Баженову приписывают авторство многих сооруженных в это время зданий, среди которых Дом Пашкова, Дом Юшкова, Владимирская церковь в Быково, Усадьба Тутолмина и др. При этом документальных подтверждений причастности Баженова к их строительству не сохранилось и атрибуция происходит большей частью на основании сходства архитектуры зданий со стилем зодчего.

В 1792 году по повелению великого князя Павла Баженов вернулся в Петербург. Здесь он среди прочего занимается разработкой одного из проектов . По некоторым данным Баженову принадлежат также проекты ряда небольших строений в и первоначальный проект Казанского собора, однако документальных подтверждений этому не имеется. После вступления Павла I на престол он был приближен к императору, награжден орденом св. Анны 2-й и 1-й степени и 1000 душ крестьян. В 1799 году император также назначил Баженова вице-президентом Академии художеств. По поручению Павла архитектор приступил к подготовке издания сборника проектов и чертежей всех выдающихся зданий империи, однако завершить работу не смог, так как 12 августа 1799 года скончался от паралича.

Первоначально архитектор был похоронен в Петербурге, однако в 1800 году его останки были перезахоронены в семейном имении Баженовых в деревне Глазово Тульской губернии.

Творчество

В изучении творчества архитектора существует ряд проблем, связанных с нехваткой источниковедческой базы. Документально подтверждена причастность Баженова к сооружению зданий лишь в нескольких случаях: Форум Великой Империи, ансамбль парка Царицыно, временные увеселительные павильоны на Ходынском поле, один из проектов Михайловского замка. Также несмотря на отсутствие документальных свидетельств большинство исследователей относят к работам Баженова Дом Пашкова на основании устных свидетельств и стилистического сходства с работами архитектора, в частности «Форумом». Кроме этого в разное время выдвигались версии о причастности Баженова к строительству ряда зданий, однако документально подтвердить их на данный момент невозможно. Среди них:

Владимирская церковь в Быково

Церковь иконы Всех скорбящих радость на Большой Ордынке

Дом Юшкова

Дом Долгова

Усадьба Тутолмина

Усадьба Красное (Рязанской губ.)

Каменноостровский дворец

Старый Арсенал на Литейной улице

Ряд строений в Гатчине и Павловске

Усадьба Румянцева на Маросейке

Проект Казанского Собора в Петербурге

Память

В честь Баженова названы улицы в Казани, Пензе, Липецке, Калуге, Калининграде и Жуковском. В 2007 году памятник Василию Баженову и Матвею Казакову был открыт на территории усадьбы Царицыно.


ПОСТРОЙКИ АРХИТЕКТОРА В. И. БАЖЕНОВА
АЛЬБОМ АВТОТИПИЙ МОСКВА - 1950
Вступительная статья Е. А. БЕЛЕЦКОЙ

Одним из наиболее ярких представителей передовой культуры и искусства XVIII века был замечательный русский зодчий - Василий Иванович Баженов (1737-1799 гг.).
Значение творчества Баженова в истории русской культуры не ограничивается созданием прекрасных произведений архитектуры, величественных архитектурных проектов. Оно заключено также в его глубоко патриотической общественной деятельности, направленной на воспитание и подготовку отечественных художников, на внедрение знаний в широкие слои населения. Творческий и жизненный путь Баженова был освещен высокими идеалами служения своей Родине, своему народу.
Деятельность Баженова протекала в эпоху становления отечественной науки и культуры. Он первый поднял архитектуру до уровня передовой для своего времени науки, дал глубоко обоснованное изложение архитектурной теории и обобщение практического опыта. Он разработал законы архитектурного построения и методику проектирования, ввел новаторские инженерно-строительные приемы, разрешил проблемы организации строительства и обучения молодого поколения архитекторов.
Баженов был одним из наиболее образованных людей своего времени. Добившись всесторонних знаний упорным трудом в условиях бедности и лишений детских и юношеских лет, Баженов не замыкался в кругу личных и чисто профессиональных интересов. Достигнув в возрасте 27 лет мировой славы, будучи членом, академиком или профессором русской и трех иностранных академий, он продолжал совершенствовать свое мастерство архитектора, художника, инженера-строителя. Овладев искусством зодчества, он неустанно стремился передать свои знания другим. В этом отношении Баженов был прямым последователем своего великого современника - Ломоносова. Баженова роднит с Ломоносовым любовь к своему народу, последовательная, глубоко принципиальная борьба за развитие, русской культуры, против засилия иностранцев в русской науке, непримиримость в отстаивании творческих убеждений.
Широта творческих интересов Баженова сказалась и в создании им архитектурной школы, где неимущие обучались бесплатно, и в предложении организовать художественный музей и открыть типографию для печатания книг по искусству, и в подготовке многотомного издания чертежей сооружений и проектов отечественной архитектуры.
Человек смелых, часто дерзновенных для своего времени мечтаний, Баженов был вместе с тем подлинным практиком, понимавшим насущную необходимость выдвинутых жизнью задач. Так, например, его записка о реорганизации Академии Художеств была научно разработанной программой, основанной на огромном опыте.
Творчество Баженова было подчинено идее служения народу. Горячим патриотическим чувством, сознанием общественного значения труда архитектора была проникнута его речь на закладке Кремлевского дворца: «Ум мой, сердце мое и мое знание не пощадят ни моего покоя, ни моего здравия», - говорил он.
Патриотизм Баженова сказался и в глубоком уважении к истории своего народа, любви к его богатому, разнообразному творчеству. Подобно тому, как пламенный патриот и революционер, великий современник Баженова Радищев знал и любил русскую народную песню, Баженов высоко ценил произведения русского народного зодчества.
Твердо стоящий на русской национальной почве, зодчий умел критически подходить к творчеству народов других стран, выделяя то, что имело общественную значимость и не принимая чуждых, далеких ему архитектурных образов.
Как художник больших творческих обобщений, Баженов не мог не отразить в своем творчестве идеи, волновавшие умы передовых людей его эпохи. В этом заключается прогрессивное значение деятельности великих мастеров искусства во все периоды развития человеческой истории.
Классовая ограниченность екатерининской дворянской империи, в которой жил Баженов, сузила рамки деятельности архитектора и создала неразрешимые конфликты между наиболее величественными замыслами Баженова и возможностью их осуществления. Не была претворена в жизнь его вдохновенная творческая работа - проект Кремлевского дворца, дошедший до наших дней в чертежах и грандиозной модели; не получил завершения и один из наиболее поэтических ансамблей - подмосковная усадьба Царицыно.
В истории архитектуры Баженов занимает исключительное место. Наряду с Казаковым и Старовым его можно назвать основоположником русской архитектурной классики, не только повлиявшим на творчество современников, но и указавшим пути развития зодчества последующим поколениям русских художников.

1. Дом Пашкова, ныне Библиотека имени В. И. Ленина, в Москве. 1784-1786 гг. Общий вид.

2. Дом Пашкова. Фрагмент центральной части главного фасада.

3. Дом Пашкова. Фрагмент главного фасада (боковой павильон).

4. Дом Пашкова. Дворовый фасад.

5. Дом Пашкова. Ворота.

6. Дом Пашкова. Фрагмент ворот.

7. Усадьба Царицыно. 1775-1785 гг. «Оперный дом».

8. Усадьба Царицыно. «Фигурные» ворота.

9. Усадьба Царицыно. «Малый», или «Полуциркульный» дворец.

10. Усадьба Царицыно. Фрагмент стены «Полуциркульного» дворца.

11. Усадьба Царицыно. Ворота «Хлебного» дома.

12. Усадьба Царицыно. «Фигурный» мост.

13. Усадьба Царицыно. Мост через овраг.

14. Церковь в селе Знаменке. 1768 г.

15. Усадьба Михалково. 1779 г. Въезд.

16. Церковь в селе Быково. 1789 г. Общий вид.