Выставка сальвадора дали. Игра в классика: Каким мы увидим Сальвадора Дали на выставке в Музее Фаберже

Алена Долецкая

Revista Gran Via de Actualidades, Artes y Letras, 20/08/1960

Revista de Actualidades, Artes y Letras, 8-14/09/1955

Photo Monde, 02/1954

Der Spiegel. Cover, 07/10/1959

БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОГИД ПО ВЫСТАВКЕ ДОСТУПЕН ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ .

Московский музей современного искусства совместно с Фондом "Гала-Сальвадор Дали, Фигерас" представляют выставку «Сальвадор Дали и медиа». Впервые в России работы одного из самых известных провокаторов в искусстве ХХ века будут представлены сквозь призму медиа. Партнером выставки стал испанский ювелирный дом Carrera y Carrera, который представит в одном из залов Гоголевского 10 спецпроект - фантазию на тему того, как бы выглядел сейчас результат совместной работы для глянцевых изданий Carrera y Carrera и Дали.

Традиционно работы Сальвадора Дали в медиа делят на периоды, напрямую связанные с геополитической ситуацией в мире. Однако выставка в ММОМА не будет построена по хронологическому принципу. Зритель сам выбирает последовательность осмотра экспозиции. Концептуально выставка будет поделена на два блока, неразрывно связанных друг с другом. Первый, Дали за работой: обложки и статьи для Vogue, GQ, TV Guide, Newsweek, Town&Country, This Week magazine и многих других изданий представят Дали как иллюстратора и арт-директора, писателя и редактора. Каждая новая роль художника будет рассказана в залах ММОМА. Второй - мир образов, ставших неотъемлемой частью эпохи «четвертой власти», в которой творил художник. Гигантское яйцо, женские ножки в чулках Bryans, губы и, конечно, знаменитые витиеватые усы создадут уникальное пространство безумного мира Дали. Но сюрреализм будет прерван рациональным залом, без которого невозможно представить себе работу гения с медиа. Цифры в мире художника сопровождали его с первых «проб»: будь то тираж издания, для которого он писал, количество его обложек или размер гонорара для одного из крупнейших издательских домов.

Творчество Дали в средствах массовой информации неразрывно связано с художественными образами автора. Его иллюстраторская деятельность не была случайным или временным увлечением, она составляла одну из основ не только его работы, но и всей далинианы, которая продолжается и сегодня. Момент творческого становления художника и первого этапа его карьеры пришелся на посткризисный период, первую пятилетку и «Новый курс» Франклино Делано Рузвельта. Политическая ситуация в мире определила время «умных» журналов (L’Amic de les arts («Друг искусств»), Gaseta de les Arts («Газета искусств»), «Минотавр»), в которых Дали выступал активным теоретиком. Во вторую половину тридцатых годов расцвело общество потребления, с ним пришел глянец, тогда же появились и многотиражки. В поисках сенсации и те, и другие обращались к художнику за помощью , он, в свою очередь, активно эксплуатировал свой образ, легко перевоплощаясь в сотрудника средств массовой информации, будь то иллюстратор или редактор, а иногда и в самого издателя. Дали повторял одни и те же эксцентричные темы, особенно очевидным это становится в 1934 году на страницах 60-миллионного еженедельника American Weekly короля прессы Уильяма Хёрста. Уникальность работ Дали и медиа заключалась в его удивительной способности общаться с читателями на уровне понятных символов, которые, в свою очередь, делали любую кампанию Дали успешной, будь то реклама «Изотты», или губной помады Chen Yu. В 1939 году, когда теория «сюрреалистического объекта» уже захватила мир, Сальвадор Дали заключает контракт с Conde Nast, тогда же женские головы-букеты окончательно войдут в набор художественных образов автора. Серия знаменитых шелковых чулок рекламы Bryans была опубликована годом позже. Десятки женских ног указывают то в небо, то в землю, где-то они превращаются в крылья пегасов, двоятся симметричными арками, двусмысленно выглядывают из-за кресел. В первые годы Второй мировой войны Дали оформит разворот 42 номера журнала Click на темы сновидений, моды в стиле сюрреализма.

Дали-художник стал живой легендой спустя всего десять лет: первые годы послевоенного десятилетия воплотило в жизнь идею всеобщей мобилизации, рынок лишился прежних законов, став зоной свободной торговли. Именно в это время Дали стал уделять особое внимание средствам массовой информации как наиболее лояльному для экспериментов пространству. Подтверждением тому стал первый номер журнала Dali News. Monarch of the Dalies, имитация известной газеты Daily News в четырехстраничном таблоидном формате на восемь колонок с громадными заголовками, вышел в 1945 году к открытию выставки Дали в галерее Бину в Нью-Йорке.

Тесное и продолжительное сотрудничество Дали с журналами и газетами было лишь частично освещено на знаменательной выставке 2004 года «Дали. Массовая культура», прошедшей в мадридском Национальном музее современного искусства имени королевы Софии в рамках празднования столетия со дня рождения великого испанского художника. В этом году мир празднует 110-й юбилей со дня рождения великого художника.

Как утверждают организаторы выставки, «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» станет самой масштабной экспозицией работ испанского художника в Петербурге. На ней будет выставлено 150 живописных и графических произведений Дали, предоставленных фондом «Гала — Сальвадор Дали» и другими музейными и частными собраниями.

Пейзаж, выкупленный фондом «Гала — Сальвадор Дали» за рекордную стоимость

Среди представленных на выставке сюрреалистических пейзажей 1934-1937 годов особенно выделяется «Пейзаж с загадочными элементами» , написанный художником в 1934-м. В 2011 году фонд «Гала — Сальвадор Дали» выкупил его у анонимного коллекционера за рекордную для себя сумму — $11,14 млн. В этом произведении процитирована картина «Аллегория живописи» Яна Вермеера, которого Дали называл «всеобъемлющим сюрреалистом» и чьим творчеством восхищался всю жизнь. В «Пейзаже с загадочными элементами» великий испанец поместил рисующего Вермеера на первый план, а себя, изображенного маленьким мальчиком в костюме моряка и в сопровождении няни, — на второй.

Сальвадор Дали. «​Пейзаж с загадочными элементами»

пресс-материалы Музея Фаберже

Иллюстрации к автобиографии Бенвенуто Челлини

«Сюрреализм — это я!», — заявлял Сальвадор Дали о своем месте в этом направлении искусства. Однако в 1936 году от него отошел, начав защищать ценности Ренессанса. В 1945 году Дали, к примеру, создал серию иллюстраций к автобиографии флорентийского скульптора и живописца Бенвенуто Челлини, считающегося одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Эти работы, выполненные чернилами и акварелью, также представлены на петербургской выставке.


Иллюстрации Сальвадора Дали к автобиографии Бенвенуто Челлини

пресс-материалы Музея Фаберже

Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери

Как выглядит дантов ад в представлении Сальвадора Дали? Ответ на этот вопрос тоже дает Музей Фаберже . В 1950 году Государственный полиграфический институт Италии заказал художнику серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, приуроченную к 700-летию поэта. Результатом работы Дали стали 102 рисунка, выполненные в различных техниках с использованием акварели, гуаши и чернил. Впоследствии заказ был отменен: итальянская общественность выразила недовольство тем, что произведение великого итальянского поэта доверили иллюстрировать испанцу. Однако Сальвадор Дали не сдался и обратился за помощью к французскому издателю Жозефу Форе, который, в свою очередь, выступил посредником между художником и издательством Les Heures Claires , в конечном итоге выпустившим книгу с этими иллюстрациями. 100 рисунков из этой серии будут представлены на выставке.


Иллюстрации Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери

пресс-материалы Музея Фаберже

Посвящения Микеланджело

После смерти своей жены и музы Галы в 1982 году Сальвадор Дали стал чаще задумываться о потусторонней жизни и бессмертии и написал ряд произведений, интерпретирующих классические образы еще одного мастера Ренессанса — Микеланджело Буонаротти. Вдохновившись знаковыми работами Микеланджело, Дали создал по их мотивам свои собственные, такие как «Геологическое Эхо. Пьета» и «Головы Джулиано Медичи» Микеланджело. Некоторые из произведений этого периода будут представлены в России впервые.


Сальвадор Дали. «​Без названия», 1982. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» Микеланджело

пресс-материалы Музея Фаберже

Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже будет открыта с 1 апреля по 2 июля 2017 года.

В двух шагах от Кремля - в пространстве DI Telegraph на Тверской улице - открылась выставка «Живые сны Сальвадора Дали». Мультимедийные проекции, сделанные на основе картин великого сюрреалиста, здесь сочетаются с подлинной тиражной графикой: офортами, гелиогравюрами, литографиями, ксилографиями. В том и привлекательность проекта, позволяющего увидеть, как знаменитые образы Дали живут на бумаге и тут же оживают на огромных экранах.

Организатор проекта - «Люмьер-холл», который ранее предлагал москвичам мультимедийные «путешествия» по творчеству Айвазовского, Климта, Рериха... В этом ряду Дали - фигура не просто закономерная, но непременная: мало у кого есть столь же эффектные, почти кинематографические образы, которые при этом можно удачно отделить от фона (как правило, пустынного пейзажа) и анимировать.

Впрочем, творчество Дали и без того воспринимается многими как массовое, рассчитанное на внешний эффект. И 3D-проекции неизбежно усиливают этот «попсовый» оттенок, переводя шедевры сюрреализма из мира высокого искусства в мир мультимедиа-развлечений. Именно поэтому подлинная графика здесь оказывается очень кстати - демонстрирует безупречное классическое мастерство художника и позволяет увидеть работы, которые в Москве не часто выставляются в их первозданном облике.

Конечно, большой редкостью эти рисунки тоже не назовешь: Дали издавал свои «Книги художника» впечатляющими тиражами - порой больше 400 экземпляров (обычно издатели выпускали 50–100 копий). Поэтому сегодня и полные комплекты, и отдельные листы с собственноручной подписью автора есть в собраниях многих музеев и коллекционеров. В частности, кое-что из представленного в DI Telegraph можно было увидеть на выставках livre d"artiste в ГМИИ имени Пушкина. Но если у музея была задача познакомить зрителей с самим феноменом «книги художника», то задача «Люмьер-холла» - ввести зрителей в мир образов Дали.

В экспозицию вошло в общей сложности более сотни листов из серий «Божественная комедия», «Бестиарий Лафонтена», «Озорные сны Пантагрюэля», «Далинианские лошади», «Воспоминания Казановы», «Песнь Песней царя Соломона», «Дон Кихот» и «Фауст». Разумеется, все эти циклы представлены фрагментарно (у Дали только «Божественная комедия» содержит 100 иллюстраций). И внятной кураторской концепции в выборе не прослеживается. С другой стороны, для публики, только начинающей знакомство с творчеством Дали, именно такой подход оптимален.

В работах из разных серий можно увидеть претворение основных тем и символов художника. Так, в «Озорных снах Пантагрюэля» - это растекающиеся наподобие знаменитых часов предметы, фирменные подпорки и бесчисленные аллюзии на живопись Босха; в «Воспоминаниях Казановы» - галерея эротических образов. А в «Божественной комедии» и «Песне Песней царя Соломона» - ироничная интерпретация религиозных сюжетов.

Разношерстность представленных работ в случае с Дали не выглядит недостатком: само его творчество столь же пестрое и внешне легкомысленное. И, как оказывается, бесконечно более яркое и живое, чем любые мультимедийные вариации, которые в данном случае выглядят как симпатичное, но необязательно дополнение к подлинному искусству Дали - реальному и сюрреальному одновременно.

В Москве в рамках года Испании в России открылась уникальная выставка

Десятки картин и рисунков работы легендарного Сальвадора Дали — столь масштабной экспозиции в нашей стране ещё не было.

Поднимась по знаменитой лестнице Пушкинского музея, уже первые посетители выставки Сальвадора Дали всё время смотрели вверх. Туда, где другой художник Борис Мессерер, создавая сценографию выставки, подвесил костюмы. В таком же эпатажный Дали однажды появился на карнавале в Венеции. Получается, что директор музея Ирина Антонова напрасно переживала: не заденут ли их люди головами.


Постоянство памяти (1931)

Огромные яйца и пирамиды из папье-маше расставили тоже с особым смыслом. Повторяя украшение карниза музея-театра Дали в испанском городе Фигейросе. Там художник впервые выставлялся, там же, прямо под полом музея и похоронен. Одалживая именно здесь 25 живописных и 90 графических работ для выставки, в Пушкинском были, прежде всего, уверены в их подлинности. Ведь эту коллекцию Дали создавал лично. Но, чтобы картины в чужой обстановке чувствовали себя как дома, из соседних залов переместили слепки античных скульптур. Ведь они так часто были для Дали источником вдохновения.

Чтобы посетители не задавали лишних вопросов, скажем, «А причём здесь Венера Милосская?», скульптуру расположили именно так, чтобы взгляд с неё сразу падал на этюд к картине «Галлюционогенный торреро». И даже сложно посчитать, сколько раз узнаваемый силуэт знаменитой статуи Дали использовал в этой работе.


Галлюциногенный тореадор, 1968-70

В диалоге с Диего Веласкесом и его полотном «Менины» Сальвадор Дали однажды создал свой собственный шедевр. «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — пожалуй, самая знаменитая из привезённых в Москву работ Дали. Картину «Странность» в своё время считали потаканием вкусу толпы.

«Модный силуэт, платье дамы по моде 35-го года, в котором написана эта картина. Диван в тонах, как раз модных в ту эпоху. Ну, и конечно же, застёжка-молния, которая как раз в эти годы постепенно перекочевала с курток лётчиков и автомобилистов на дамские сумочки и наряды», — поясняет хранитель Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Алексей Петухов.

Кроме графики, среди которой очень много иллюстраций к «Дон Кихоту», также впервые покажут уникальные фотографии из семейного альбома Сальвадора и Гала Дали. Почти всю жизнь урождённая Елена Дьяконова была женой и музой самого безумного из гениев XX века. Её лицо можно найти почти на каждой его картине. А этот крошечный портрет Гала с двумя бараньими рёбрышками на плече — особое признание в любви.


Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1920-1921

«Гала, по признанию Дали была очень аппетитной женщиной. Он говорил: её всё время так и хочется скушать. И чтобы передать это свою страсть к ней, этот образ, он и изобразил её вместе с бараньими рёбрышками», — говорит представитель Фонда «Гала — Сальвадор Дали» (Испания) Ирэн Сибиен.

Выставку, открытую в рамках Года России-Испании, одной из первых сегодня увидела супруга Президента России Светлана Медведева. Она призналась, что картины Сальвадора Дали по-настоящему волнуют, заствляют задуматься и восхищаться. Кстати, в Москве для них создали особые условия. В залах выставки заметно прохладнее, чем в других. А первые посетители даже не заметили стекло, которое совершенно не бликует, отчего отлично видно даже мельчайшие детали, ведь в каждой из них и скрывается тайна великого сюрреалиста.

Алексей Зотов, Дирекция информационных программ Первого канала

С 1 апреля по 2 июля в петербургском Музее Фаберже пройдет выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Для музея это второй заметный проект, созданный совместно с зарубежными институциями и их кураторами после прошлогодней нашумевшей Фриды Кало.

На этот раз в Петербург привезли 145 работ из музеев и частных собраний, включая 25 живописных полотен и несколько графических серий, а экспозицию испанские кураторы построили вокруг классических мотивов и заимствований в работах Дали. Саму ретроспективу нельзя назвать таким уж беспрецедентным случаем: фонд «Гала - Сальвадор Дали», который занимается ее организацией, известен своей активностью, регулярно открывает выставки и даже музеи-представительства по всему миру и, прямо скажем, излишне коммерциализирован. Тем не менее увидеть проект стоит, пусть и для того чтобы окончательно разочароваться в главном позере и подражателе ХХ века.

К открытию выставки The Village подготовил компактный гид на основе ключевых экспонатов, которые увидят зрители.

Сюрреалист

Самые ранние работы на выставке датированы 1934 годом - знаковым в жизни Дали. Именно в 1934-м он неофициально вступает в брак с Галой - уроженкой Казани Еленой Дьяконовой, успевшей к тому моменту побыть женой французского поэта Поля Элюара и любовницей Макса Эрнста. За плечами у Дали - не закончившиеся ничем ранние эксперименты с кубизмом и дадаизмом, знакомство с Пикассо, Хуаном Миро и, главное, Андре Бретоном - основателем группы сюрреалистов, к которой Дали примкнул в 1929 году, чтобы спустя несколько лет поссориться (формально на почве отношения к политике Франко) и порвать всякие отношения.

Дали еще очарован фрейдистским учением и создает свои полотна с явной оглядкой на него. Так, в «Пейзаже с загадочными элементами» он соединяет реальное и воображаемое: в декорациях типичного ампурданского пейзажа с кипарисами и уходящими за линию горизонта пустынными полями он изображает сидящего за мольбертом Вермеера и самого себя в образе ребенка в матросском костюме, прогуливающегося с няней.

«Пейзаж с загадочными элементами», 1934 год. Дерево, масло. Собрание фонда «Гала - Сальвадор Дали», Фигерас

Спаситель искусства

В 1937 году Дали посещает Италию и под впечатлением от произведений эпохи Возрождения постепенно отказывается от экспериментов с пропорциями человеческого тела, стараясь вернуться к правильному академическому рисунку. Дали противопоставляет себя (во всяком случае, на словах) модернистам, а позднее даже объявляет спасителем от деградации в искусстве, сравнивая свои работы с работами Пикассо и заявляя, что тот «занимается не красотой, а уродством».

Прежде ориентированный по большей части на современников, теперь он мыслит себя ренессансным мастером, а в качестве ролевой модели выбирает Бенвенуто Челлини - флорентийского скульптора, ювелира и художника. В 1940 году, сбежав от войны в США, Дали пробует себя в роли декоратора и ювелира, а также, подобно Челлини, издает собственную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». В 1945 году издательство Doubleday & Company даже поручает художнику создать серию иллюстраций к новому англоязычному изданию книги «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим». После американские газеты называют Дали «Бенвенуто Челлини ХХ века», что ему очень льстит.

Герой глянца и медиа

«Женщина с бабочкой», 1958 год. Оргстекло, масло. Частное собрание

«Черный дьявол. Ад. Песнь 21», иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1959–1963 годы. Фонд « Гала - Сальвадор Дали»

Мистик

В 1949 году папа римский Пий XII принимает художника в Ватикане. А спустя некоторое время Итальянский государственный институт печати заказывает Дали иллюстрации к новому изданию «Божественной комедии», приуроченному к 700-летию со дня рождения Данте. В мае 1954 года в палаццо Паллавичини в Риме проходит выставка. Дали на ней появляется из метафизического куба, изображая творческое возрождение, и объявляет себя мистиком, отрекшимся от атеистического прошлого. Эффектный перформанс, впрочем, никого не убеждает - пресса и критики принимаются ругать Дали, обвиняя его в порнографии и неспособности вникнуть в замысел поэмы. В результате Институт печати расторгает договор с художником и отказывается от публикации книги, однако позднее, в 1960 году, ее выпускают в Париже благодаря участию французского издателя Жозефа Форе.

Что касается самих иллюстраций, Дали активно цитирует классиков, в первую очередь Сандро Боттичелли, например вдохновляясь Венерой с его картины «Весна» при изображении Беатриче.

Поп-артист

Последние заметные работы Дали датированы 1982–1983 годами, после этого живописью художник больше не занимается. В 1982 году умирает Гала, в это время Дали увлеченно интерпретирует работы Микеланджело. Подготовительной частью занимаются помощники, копирующие фрески и изображения скульптур с фотографий или открыток на холст. По сути Дали здесь прибегает к методу поп-арта, используя готовое изображение, лишь с помощью элементов фона и цвета придавая ему узнаваемый авторский стиль.

Ключевая работа здесь - «Геологическое эхо. Пьета», в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме. Дали помещает Мадонну с безжизненным телом Христа на руках в пустынный пейзаж со скалами, которые, по мнению специалистов, напоминают риф Эс Кукурукук в Кадакесе - том самом городе, в котором Дали впервые в детстве познакомился с современным искусством. Главный мотив этого периода - смерть, основной цвет - серый.

«Геологическое эхо. Пьета», 1982 год. Холст, масло. Собрание фонда «Гала - Сальвадор Дали», Фигерас

ИЗОБРАЖЕНИЯ: Музей Фаберже