Каким постом читается канон андрея критского. Великий покаянный канон андрея критского. Великий канон Андрея Критского. Среда

Православные верующие люди знают святого Андрея Критского как великого подвижника благочестия и молитвенника перед Богом. Своей жизнью праведник показал пример кротости, смиренномудрия и добродетели. Богослужебная жизнь Церкви и сейчас сохраняет, пожалуй, главный письменный труд святого – Великий покаянный канон.

Первая седмица Великого поста

Великий покаянный канон представляет собой выдающееся литургическое произведение, составленное из 250-ти покаянных тропарей, отображающих молитвенное обращение согрешившего человека к Богу с искренним раскаянием. В текстах молитвословий канона приводятся библейские ветхозаветные прообразы, показывающие всю глубину возможной греховности человека.

Эндрю на Крите - длинный покаянный канон, составленный в седьмом веке, который исполняется во время Великого поста. Великий Канон состоит из четырех частей, каждый из которых разделен на девять одов, как обычный канон. Однако между одами двух композиций имеются небольшие различия. В Великом Каноне существует большее число тропари. При воздержании: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня», исполняется полная прострация. Кроме того, у некоторых одов есть дополнительные воздержания и тропари автору канона, Святой Марии Египетской, одной из величайших моделей покаяния в христианской истории.

Чтение этого канона положено Церковью на время святого Великого поста. На первой седмице Четыредесятницы (в первые четыре дня) этот канон читается священником во время вечернего богослужения. Священник читает канон в центре храма в начале великопостного повечерья. Между тропарями произведения положены земные поклоны.

Все литургическое произведение святителя Андрея Критского на первой седмице поста разделяется на четыре части.

Великий Канон подается в первую неделю Великого поста. Во время Великого Комплимента в понедельник, вторник, среду и четверг, одна часть Канона поется после того, как прочитана Маленькая Доксология или Псалом 69. В среду пятой недели Великого поста жизнь Пресвятой Девы Марии читается вместе со всем Великим Каноном в Ортросе. Эта практика была реализована в жизни Андрея Первозванного, который также был автором Св.

Основной отличительной чертой Великого Канона является его чрезвычайно широкое использование образов и предметов, взятых как из Ветхого, так и Нового Завета. По мере того, как Канон развивается, конгрегация сталкивается со многими библейскими примерами греха и покаяния. Библия говорит о некоторых людях в положительном свете, а о других - в негативном - предполагается, что кающиеся будут подражать положительным примерам святости и покаяния, а также учиться и избегать отрицательных примеров греха, падшей природы и гордости.

Четверг пятой седмицы Великого поста

Во время великопостного богослужения покаянный канон Андрея Критского вычитывается полностью в храме в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской. С учетом того, что богослужебный день начинается с вечера накануне события, покаянный канон читается на утрени четверга в среду вечером пятой недели.

Однако один из самых примечательных аспектов Канона заключается в том, что он пытается подчинить библейские образы самым личным образом каждому кающемуся: Канон написан в такой форме, что верующие идентифицируют себя со многими людьми и событиями, найденными в Библии.

Когда мы приближаемся к Великому Посту, время, данное нам специально для раскаяния, Церковь дает нам целый ряд изображений, которые нам помогают. Джон Кронштадт учит, что. Нам нужны картины, которые помогут нам думать, помочь нам переварить и понять истины, данные нам. Эндрю Крита делает в Великом Каноне, написанном им, заключается в том, чтобы вспоминать многих персонажей Ветхого Завета и нескольких из Нового Завета. Раньше люди знали Священные Писания гораздо больше, чем мы. Упоминайте имя, подобное Коре, Датхаму, Хофни или Финеасу, и многие люди смогут рассказать вам о них.

Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.


Когда они услышали эти имена в каноне Андрея Первозванного, у них была возможность удариться в сердце и принести покаяние. К сожалению, мы не являемся грамотными по сценарию, поэтому имена могут просто летать и ничего не значить для нас. Канон может быть практически нетронутым. Причина этого разговора - по крайней мере начать нас по пути познания, кому.

Однако нам нужно больше, чем просто знать, кто все эти люди. Нам нужно взять канон лично. Их грехи и недостатки - наши грехи и недостатки. Эндрю ожидает, что мы сможем подойти к канону лично, это ясно из того, как он это пишет. Первыми упомянутыми людьми, по понятным причинам, являются Адам и Ева.

ПРОПОВЕДЬ

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Эндрю относится к Еве как к разуму. Хесихиус, который гласит: «Если вы заставляете себя мыслить, вы редко найдете нужным трудиться над выполнением их в действии». Итак, в начале канона Святой Андрей, упоминая Адама и Еву, рассказывает нам о результатах греха и причинах греха. Джон Кронштадт учит, что мы на самом деле не думаем своим умом. Мысли, которые мы имеем, генерируются в наших сердцах или являются результатом предложений дьявола. Одна из вещей, которые старший Симеон сказал Матери Божией, заключалась в том, что ее ребенок «будет высказан против, что могут быть раскрыты мысли многих сердец».

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

В молитве, прочитанной в офисе «Полночь» в воскресенье утром, есть фраза, которая гласит что-то вроде «Я стал рабом удовольствия от ленивости ума». Если мы верим всему, что думаем, и в нашей лень не взвешиваем наши мысли против заповедей Христа, мы становимся порабощенными.

Нам может не нравиться то, что мы узнаем, но такова духовная жизнь. Возможно, остальные фигуры Ветхого Завета, упомянутые в каноне, можно рассматривать как символизирующие различные способы, которыми мы грешим против Бога, в мыслительном слове и деле.

Каин был несерьезным в своих преданности и жертвы Богу. Он дал слова, пустые слова, Богу; он не отдал свое сердце. Он знал, что жертва, которую он делал, была только внешним шоу, но «убила» его совесть, не слушая ее. Далее упоминается Каин, первый сын Адама и Евы.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Однако Бога не издевались; Он увидел мелкость усилий Каина и поэтому не принял жертву и награду Каина. Конечно, Каин упоминается в отличие от своего брата Авеля, который предложил Богу безупречный ягненок. Некоторые переводчики истории Каина и Авеля рассматривают грех Каина как не предлагающий правильного жертвоприношения; он приносил плоды своего сада, а не ягненка, как Авель. Бог, конечно, хочет наших сердец. Наша обязанность заключается в том, чтобы приложить все усилия, чтобы мы все сделали.

Грех Каина можно было более правильно рассматривать как ревниво, что привело к убийству. Ревность приходит, когда мы неблагодарны и не даем искреннего и смиренного сердца. Когда мы чувствуем зависть, это признак того, что мы попались в нашу неблагодарность, и нам это не нравится. Мы были пойманы, пытаясь отдать второе место, но все же ожидаем получить лучшую награду. Мы убиваем нашу совесть, которая пытается сказать нам, что наше разочарование - это наша собственная ошибка. Конечно, наше разочарование, наше неудовольствие, должно быть чья-то вина, поэтому мы включаем нашего брата.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Мы, вероятно, не убиваем внешне, как это сделал Каин, но все мы знаем суждения и гнев, которые сопровождают ревность. Каин и Авель означают «Я не могу» и «Я в состоянии». Когда один из них не вкладывает свое сердце в свои работы, нам просто нужно спросить Каина? или Авель?

В Ветхом Завете есть несколько ламехов. Это был потомок Каина. У Еноха был сын по имени Ирад, у Ирада был сын по имени Мехуджаэль. Наконец у Мафусаила был сын по имени Ламех. Грех Ламеха был, как и Каин, убийством. В то время как Каин убил одного человека, Ламех убивает двух человек - старшего и молодого человека.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Великий канон Андрея Критского. Среда

Кому упокою тебя, душа многих грехов? Ибо ты побивал тело твое до смерти злыми делами твоими и убил ум твой с разумом. «Через грех человек заканчивает уничтожение собственной души и своего ума». Затем Эндрю упоминает четырех праведных людей. Призвайтесь, душа моя, все, кто жил до закона. Ты не был похож на Сета или следовал за Еносом или Енохом, который был переведен на небеса или Ной; но ты обречен, без доли в жизни праведников.

Сет был сыном Адама и Евы, родившейся после убийства Авеля, и Каина отбросили. В последнем стихе четвертой главы Книги Бытия говорится. «И к Сифу, к нему также родился сын; и он нарек ему имя: Енос, а затем начал призывать людей к имени Господа». У Кайнана был сын по имени Махалалеил. У Малалалеила был сын по имени Джаред, в свою очередь был сын по имени Енох. Этот второй Енох не умер, как обычно. Когда ему было триста пять лет, он был «переведен».

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

В Священных Писаниях говорится: «Енох ходил с Богом; а он не был, потому что Бог взял его». У Еноха был очень известный сын, самый старый записанный человек в истории - Метсусал. Теперь мы познакомились с двумя людьми по имени Енох. Первым Енохом был сын Каина. Он был посвящен этому миру, который символизировал его связь с мирским городом. Второй Енох был упомянутым Андреем, который был посвящен Богу и был признан достойным войти в райский город.

Четвертый праведник, упомянутый в песне 2, - Ной. Он был праведным посреди очень неправедного общества. Только Ной и его жена, его трое сыновей и их жены пережили Великий Потоп. Песнь троица начинается со ссылкой на Лота, племянника Авраама и сына брата Авраама, Харана. Видимо, Харран умер, и Авраам ухаживал за Лотом на месте Харана.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище "Иерусалимита", т. е. "Иерусалимлянина".

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

Ссылка на Лот в каноне. О моя душа, беги, как Лот, в горы, и укрыться в Зоаре, пока не стало слишком поздно. Бегите от огня, душа моя, бегите от горящей жары Содома, убегайте от разрушения огнем Божьим. Этот стих канона относится к разрушению городов Содом и Гоморра. Три ангела были посланы Богом, чтобы уничтожить эти города за их крайнее зло. Однако прежде чем уничтожить города, ангелы сначала отправились навестить Авраама, который жил на равнине Мамре, не слишком далеко от Содома и Гоморры. Авраам предложил им прекрасное гостеприимство.

Во время этого визита ангелы сказали Аврааму и Саре, что Сара родит сына, которого мы будем называть Исааком. Этот инцидент вдохновляет икону, которую мы знаем как «Гостеприимство Авраама». Когда ангелы сказали Аврааму, что они на пути уничтожить Содом и Гоморру, Авраам понял, что там жил его племянник и спросил ангелов, будут ли они разрушать города, если они найдут там 50 хороших людей. Они сказали: «Нет». Авраам продолжал вопрошать ангелов, снижая число праведных людей, требуемых для отсрочки.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Ангелы, наконец, согласились, что если десять праведников будут в городах, они не уничтожат их. Как оказалось, только четыре хороших человека были найдены - Лот, его жена и две дочери. Ангелы сказали им бежать в горы, а не возвращаться. Это когда жена Лота не подчинилась и вернулась. Она превратилась в столб соли. Очень возможно, что участок Содома и Гоморры теперь покрыт Мертвым морем.

Не оглядывайся назад, моя душа, и поэтому превратись в столп соли. Опасайтесь примерами людей Содома и прибегайте к ним в Зоар. Бегите, моя душа, как, Лот, от согрешения греха; бежать из Содома и Гоморры; убегайте от пламени каждого зверского желания.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Лот избежал разрушения, потому что он убежал от искушения и не оглядывался назад. Поэтому мы часто принимаем греховные мысли, думая, что мы можем отбросить их по своему усмотрению. Отцы Церкви призывают нас не пытаться бороться с искушением своими силами, а немедленно бежать ко Христу.

Злость Содома и Гоморры обычно считается сосредоточенной вокруг безудержного сексуального желания, которое ведет к разврату. Это ясно из рассказа, приведенного в Бытие 19, а также из ссылки, сделанной в послании Св. Песнь троица также относится к трем сыновьям Ноя: Шем, Хэм и Иафет.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.