Является ли ольга положительной героиней. Cочинение «Ольга Ильинская — центральный положительный образ романа «Обломов

Характеристика Ольги Ильинской в романе Гончарова "Обломов" позволяет лучше узнать и понять этого персонажа. Это главный женский образ, который играет в произведении существенную роль.

Роман Гончарова

Характеристика Ольги Ильинской необходима, чтобы лучше понять суть этого произведения.

При этом стоит отметить, что над романом Иван Гончаров трудился на протяжении 12 лет - с 1847 по 1859 годы. Он вошел в его знаменитую трилогию, наряду с "Обрывом" и "Обыкновенной историей".

Во многом Гончаров так долго писал "Обломова" из-за того, что работу постоянно приходилось прерывать. В том числе и из-за кругосветного путешествия, в которое писатель отправился на Этой поездке он посвятил путевые очерки, только опубликовав их, он вернулся к написанию "Обломова". Существенный прорыв случился летом 1857 года на курорте Мариенбад. Там за несколько недель Гончаров закончил большую часть произведения.

Сюжет романа

Роман рассказывает о судьбе русского помещика Ильи Ильича Обломова. Он живет в Петербурге вместе со своим слугой по имени Захар. Многие дни проводит лежа на диване, иногда вообще не вставая с него. Он ничем не занимается, не выходит в свет, а только мечтает об уютной жизни в своем поместье. Кажется, что никакие беды не способны сдвинуть его с места. Ни упадок, в которое приходит его хозяйство, ни угроза выселения из петербургской квартиры.

Расшевелить Обломова пытается его друг детства по имени Андрей Штольц. Он представитель обрусевших немцев, является полной противоположностью Обломову. Всегда очень деятелен и энергичен. Он заставляет Обломова на какое-то время выйти в свет, там помещик встречает Ольгу Ильинскую, характеристика которой есть в этой статье. Это современная и прогрессивно мыслящая женщина. После долгих раздумий Обломов решается и делает ей предложение.

Переезд Обломова

Ильинская неравнодушна к Обломову, но он сам все портит, когда поддается на интриги Тарантьева и переезжает на Выборгскую сторону. В то время это фактически сельская окраина города.

Обломов оказывается в доме Агафьи Пшеницыной, которая со временем прибирает к рукам все его хозяйство. Сам Илья Ильич постепенно угасает в полной бездеятельности и безволии. Между тем по городу уже ходят слухи о предстоящей свадьбе героев. Но когда Ильинская приходит к нему в дом, то убеждается, что уже ничто и никогда не сможет его пробудить. Их отношения после этого прекращаются.

Вдобавок Обломов оказывается под влиянием брата Пшеницыной Ивана Мухоярова, который запутывает главного героя в своих махинациях. Расстроенный Илья Ильич тяжело заболевает, от полного разорения его спасает только Штольц.

Жена Обломова

Расставшись с Ильинской, Обломов через год женится на Пшеницыной. У них рождается сын, которого в честь Штольца называют Андреем.

Разочаровавшаяся в своей первой любви, Ильинская в итоге выходит замуж за Штольца. В самом конце романа тот приезжает навестить Обломова и застает друга больным и окончательно разбитым. Из-за малоподвижного в раннем возрасте у него случился инсульт, Илья Ильич предчувствует свою скорую смерть, просит Штольца не бросить его сына.

Спустя два года главный герой умирает во сне. Его сына берут на воспитание Штольц и Ильинская. Верный слуга Обломова Захар, который пережил своего хозяина, хоть и был значительно старше его, с горя начинает пить и просить милостыню.

Образ Ильинской

Характеристику Ольги Ильинской нужно начать с того, что это яркий и сложный образ. В самом начале читатель знакомится с ней как с юной девушкой, которая только начинает развиваться. На протяжении романа мы можем наблюдать, как она взрослеет, раскрывается как женщина и мать, становится самостоятельной личностью.

В детстве Ильинская получает качественное образование. Она много читает, разбирается в Она постоянно находится в развитии, стремится достигать все новых целей. В ней все говорит о собственном достоинстве, красоте и внутренней силе.

Отношения с Обломовым

В романе "Обломов" Ольга Ильинская, характеристика которой приведена в этой статье, предстает перед нами совсем юной девушкой. Она познает окружающий мир, старается разобраться, как все устроено вокруг.

Ключевым моментом для нее становится любовь к Обломову. Ольгу Ильинскую, характеристику персонажа вы читаете сейчас, охватывает сильное и вдохновляющее чувство. Но оно было обречено, потому что молодые люди не захотели принимать друг друга такими, какими они были в действительности. Вместо этого они создали некие эфемерные полуидеальные образы, в которые и влюбились.

Почему они не могут решиться на коренные изменения в себе для того, чтобы их вероятные совместные отношения стали реальностью? Для самой Ольги любовь к Обломову становится долгом, она считает, что обязана изменить внутренний мир своего возлюбленного, перевоспитать его, превратив в абсолютно другого человека.

Стоит признать, что в первую очередь ее любовь основывалась на эгоизме и личных амбициях. Важнее чувств к Обломову для нее была возможность уповаться своими достижениями. Ее интересовала в этих отношениях возможность изменить человека, помочь ему возвыситься над собой, превратиться в деятельного и энергичного мужа. Именно о такой судьбе мечтала Ильинская.

В романе "Обломов" сравнительная характеристика в таблице Ольги Ильинской и Пшеницыной сразу дает понять, насколько непохожи эти героини.

Замужем за Штольцем

Как мы знаем, из отношений с Обломовым так ничего и не вышло. Ильинская вышла замуж за Штольца. Их роман развивался неспешно, начался с искренней дружбы. Первоначально сама Ольга воспринимала Штольца больше как наставника, который был для нее вдохновляющей фигурой, по-своему недоступной.

В характеристике Ольги Ильинской цитату можно привести, чтобы лучше понять ее отношения с Андреем. "Он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах" - так Гончаров пишет о ее отношении к Штольцу.

Это замужество помогло ей оправиться после разрыва с Обломовым. Их совместные отношения выглядели логично, так как герои были схожи по натуре - оба деятельные и целеустремленные, это видно в романе "Обломов". Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной приведена в этой статье ниже. Она помогает лучше понять поступки этих персонажей.

Со временем все изменилось. Штольц уже не мог угнаться за постоянно стремящейся вперед Ольгой. А Ильинская начала разочаровываться в семейной жизни, в самой судьбе, которая была ей предначертана изначально. При этом она находит себя в качестве матери для сына Обломова, которого она вместе со Штольцом берет на воспитание после смерти Ильи Ильича.

Сравнение с Агафьей Пшеницыной

Приводя характеристику Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, нужно отметить, что второй женщиной, полюбившей Обломова, стала вдова мелкого чиновника. Она - идеальная хозяйка, которая не может сидеть без дела, постоянно заботится о чистоте и порядке в доме.

При этом сравнительная характеристика Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской будет в пользу последней. Ведь Агафья - малообразованный некультурный человек. Когда Обломов спрашивает ее о том, что она читает, та только тупо смотрит на него, ничего не отвечая. Но она все же привлекла Обломова. Скорее всего, тем, что полностью соответствовала его привычному укладу жизни. Она обеспечивала максимально комфортные для него условия - тишину, вкусную и обильную еду и покой. Она становится для него нежной и заботливой нянькой. При этом своей заботой и любовью она окончательно убила проснувшиеся в нем человеческие чувства, которые так пыталась разбудить Ольга Ильинская. Характеристика в таблице этих двух героинь дает возможность лучше их понять.

Сравнение с Татьяной Лариной

Интересно, что многие исследователи дают сравнительную характеристику Ольги Ильинской и Татьяны Лариной. Действительно, если не вдаваться в детали, с первого взгляда эти героини очень похожи друг на друга. Читателя подкупает их простота, естественность, безразличие к светской жизни.

Именно в Ольге Ильинской проявляются те черты, которые традиционно привлекали русских писателей в любой женщине. Это отсутствие искусственности, живая красота. Ильинская отличается от современных ей женщин тем, что ей не хватает обычного женского домашнего счастья.

В ней чувствуется скрытая сила характера, у нее всегда имеется собственное мнение, которое она готова отстаивать в любой ситуации. Ильинская продолжает галерею прекрасных женских образов в русской литературе, которую открыла пушкинская Татьяна Ларина. Это нравственно безупречные женщины, которые верны долгу, согласны только на сострадательную жизнь.

Как луч востока благодатный,
Зачем тогда не разбудил
Меня твой голос, сердцу внятный,
И падших сил не обновил?

Яков Полонский «Женщине». 1859

В начале урока звучит музыкальный фрагмент из оперы Виченцо Беллини «Норма» Casta diva (Пречистая дева).

По-настоящему положительной героиней произведения является Ольга Ильинская. Это живое лицо, взятое из жизни. Одним из ее прототипов является Екатерина Майкова, которой был увлечен писатель и которая была наиболее близким ему человеком в 50-е годы. Находили и другой прототип Ольги: им была Елизавета Васильевна Толстая. Увлечение ею и переживания Гончарова в связи с ее замужеством отразились в письмах писателя.

Вопрос

Какое впечатление у вас сложилось об Ольге, как создается ее образ?

Ответы учащихся

Слово учителя

По давней – еще дореволюционной – критической традиции с Ольги Ильинской принято открывать литературную родословную русских «новых» женщин. Казалось бы, «новое» в содержании этого образа – черта труднодоказуемая. Оно не проявляется ни в общественных взглядах героини (кстати, о них мы ничего и не знаем), ни во внешнем ее облике и манерах.

И все-таки Ольга – «новая», в самом глубоком и отчетливом значении этого слова, хотя ее новизна стихийна, почти не осознана своей носительницей.

В Ольге Ильинской Гончаров воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов XIX века.

Вопрос

Что мы узнаем из романа об Ольге Ильинской? Начнем с портретной характеристики.

Ответ

Ч. II, гл. V, стр. 210–211, 213–214; 292–293*

Портрет Ильинской слагается из многочисленных деталей, рисующих человека необыкновенной простоты, естественности, изображающих женщину, лишенную жеманства, кокетства, лжи и мишуры. То она звучно смеется, искренне и заразительно; то прекрасно поет свою любимую арию Нормы «Кастадива»; то улыбается так, что улыбка освещает ее глаза и разливается по щекам, то пристально и с любопытством глядит на Обломова, который начинает думать, не выпачкан ли у него нос, не развязался ли галстук.

Гончаров не наделяет Ольгу чертами красавицы, но замечает, что «если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Ему удается передать образ тонко чувствующей, духовно одаренной девушки, обладающей гармонией ума, воли и сердца.

Автор дает и речевую характеристику Ольги. «Речь ее иногда сверкнет искрой сарказма, но там блещет такая грация, такой кроткий милый ум, что всякий с радостью подставит лоб». Язык Ольги остроумен, но свободен от мудрых сентенций, от подслушанных или вычитанных суждений о жизни, литературе, искусстве. В нем все естественно, нет никакой внешней рисовки.

Вопрос

Какой характер носят отношения Обломова и Ольги Ильинской (анализ сцены с веткой сирени)? Расскажите, как зарождались эти чувства.

Ответ

Стр. 215, 220–221, 224

Объяснение с Ольгой. Стр. 230–234 и 241. (Прочитать по ролям, либо показать видеофрагмент из фильма «Несколько дней из жизни Обломова»).

Изумительной поэзией овеян сюжет взаимоотношений двух героев. Писатель раскрывает все нюансы сложного любовного чувства: робость, смущение, сомнение, тонкий намек необычайно много говорит любящим, особенно благоухающая ветка сирени, воплощающая расцвет чувства и его поэтический аромат.

Вопрос

Любила ли Ольга Обломова?

Ответ

Ч. II, гл. IX, стр. 267

Ольга отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, который увидел в ней воплощение своего идеала. В Ольге возникает желание воскресить интересного для нее, хотя и безвольного человека: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил». Она искренне любит Обломова, тянется к нему: особый смысл, вероятно, состоит в том, что сама ее фамилия является производной от имени Илья.

Вопрос

Какие эпизоды романа указывают на то, что Ольга Ильинская взялась перевоспитать Обломова?

Ответ

Ч. II, гл. VI, стр. 227

Рационализм поведения Ольги проступает в эпизоде, когда она заставляет Обломова взобраться на гору.

Задание

Перескажите этот эпизод. (Ч. II, гл. IX, стр. 262–263)

Ответ

В жаркий летний полдень Обломов приходит на свидание, назначенное в окрестностях дачи, но не застает Ольгу на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь потом обнаруживает Ольгу на ее вершине. С великим трудом, с передышками Илья Ильич взбирается на гору, не подозревая, что препятствие предусмотрено девушкой. Гора – это своего рода символ в романе.

В безобидном на первый взгляд розыгрыше оказывается гораздо больше «эмансипации», чем в курении папирос, короткой стрижке и посещении курсов физиологии.

Вопрос

Каким образом меняется Обломов благодаря Ольге?

Ответ

Результатом первой встречи с Ольгой становится распоряжения Обломова протереть у себя окна и смахнуть паутину (стр. 234). После второй встречи он чувствует прилив душевных сил. Третья встреча и напряженное восприятие пения девушки рождает первое признание в любви. Стр. 261.

Вопрос

Почему герои расстались?

Ответ

Предвестником расставания стало первое письмо Обломова к Ольге (стр. 274–277).

Из письма Обломова Ольга поняла, что Обломов боится видимых перемен в своей жизни. Она уясняет для себя, что ждала от Ильи Ильича невозможного, что полюбила она лишь будущего Обломова, свою мечту о нем. Оказалось, что тихое, беззаботное и сонное состояние Илье Ильичу дороже прекрасных свиданий. С.286.

Вопрос

Нашла ли свое счастье Ольга, выйдя замуж за Штольца?

Ответ

Ч. III, гл. III

В Штольце отчасти «воплотился ее идеал мужского совершенства». Казалось бы, поиски ее увенчались счастливым финалом: ей даровано постоянное ощущение движения, кипучая энергия комфорт. Но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить вечно ищущую Ольгу. Она прислушивалась к себе и чувствовала, что чего-то иного просит ее душа, «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед».

Мировоззренческая ограниченность и голый практицизм Штольца, его покорность перед «мятежными вопросами» и остановка в поисках смысла жизни ее удовлетворить не могут. В ней нет ничего буржуазного, ее влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл. Не случайно Штольц «с удивлением и тревогой следил, как ее ум требует насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни». Его пугает вулканический огонь натуры Ольги.

Таков этот пленительный образ, созданный талантом Гончарова и занявший свое особое значительное место сведи лучших созданий русской литературы.

Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: прекрасная поэма зарождающейся и расцветающей любви оказывается одновременно и тривиальной историей «соблазна», орудием которого суждено быть возлюбленной Ильи Ильича. Характерно, что Ольга, сколько бы ни полнилось ее сердце ответным чувством к Обломову никогда почти не забывает о своей роли «просветительницы». Ей очень нравится осознавать себя в подобной роли: шутка ли, она, женщина, ведет за собой мужчину! Что за сила ей сообщена, что за власть такая?! Как тут не загордиться, как не закружиться славной головке!..

В любовных коллизиях нередко первый активный шаг предпринимает женщина. Однако Ольга предпринимает его так, что это сразу резко выдвигает ее за пределы традиционного ряда. Полюбить, чтобы перевоспитать, полюбить «из идейных соображений» – в подобной установке есть что-то неслыханное, не имеющее аналогий.


Литература

Игорь Кузнецов. Великий труженик. // Гончаров И.А. Обломов / Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.

Ю.М. Лошиц. Гончаров / Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 1977

* Текст цитируется по книге: Гончаров И.А. Обломов/ Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.

Кто является положительным героем романа И. А. Гончарова «Обломов»?

I. Вступление

Положительный герой — персонаж, вызывающий автор­ские симпатии и в той или иной мере воплощающий в себе ав­торский идеал. (Подробнее см. Словарик, ст. Герой.)

II. Главная часть

1. Очевидно, что положительным героем романа Гончарова может быть либо Обломов, либо Штольц, либо Ольга Иль­инская:

а) характер Обломова наиболее сложен, а авторское отно­шение к нему противоречиво. С одной стороны, Обломов об­ладает такими симпатичными чертами характера, как доброта, ум, способность глубоко чувствовать, нежная душа. Все это выгодно отличает его от петербургских чиновников разного ранга. Автор показывает, что его герой способен на какое-то время стать энергичным, живым, деятельным. Однако вторая сторона Обломова — лень, непрактичность, стремление к по­кою, что порождает нравственный и умственный застой. Та­ким мы видим героя в первых главах романа, таким он пред­стает и в конце него — ни любовь к Ольге Ильинской, ни влияние Штольца, ни собственные планы деятельности — ни­что не способно в корне изменить натуру Обломова, которая тесно связана с жизнью помещичьей, патриархальной, празд­ной, лишенной действенного и живого начала («Сон Обломо­ва»). Несмотря на все свои хорошие качества, Обломов не мо­жет быть назван положительным героем;

б) образ Штольца задуман Гончаровым как антитеза обра­зу Обломова. Штольц прежде всего деятелен, ему совершенно чужда праздность и лень. Он умеет и чувствовать, хотя его чувства все время подчиняются рациональному контролю. Штольц положительно воздействует на Обломова. Наконец, именно он успешно проходит «испытание любовью» и именно с ним связывается картина обновленной Обломовки. Однако критики и писатели (Добролюбов, Чехов и др.) с полным ос­нованием отмечали неубедительность образа Штольца: неяс­но, какой именно деятельностью он занимается, в известной мере отталкивает его практицизм и ограниченность, наконец, сама его немецкая фамилия и соответствующий характер де­лают этот тип не вполне русским. Поэтому можно сказать, что в образе Штольца Гончаров предпринял попытку создать об­раз положительного героя, но попытку не вполне удачную;

в) Ольгу Ильинскую можно с наибольшим основанием мл звать положительной героиней романа. Она сочетает в себе чуткую душу, способность к любви, искренность с такими чертами характера, как стремление к деятельности, независимость, воля. Именно благодаря ей Обломов на время возрождается к жизни, именно она становится женой Штольца. В образе Ольги Гончаров следовал традициям русской литературы: очень часто именно женщины становились положительными героинями, тогда как героям-мужчинам многого для этого недоставало («Евгений Онегин» Пушкина, романы Тургенева и т.п.).

III. Заключение

Все главные герои романа Гончарова не лишены положи­тельных черт, однако решение проблемы положительного героя можно связывать только с Ольгой Ильинской. Положи­тельный же мужской тип Гончарову создать все же не уда­лось.

Ольга Сергеевна Ильинская — из серии женских портретов Гончарова, натура яркая и запоминающаяся. Сближая Ольгу с Обломовым, Гончаров поставил себе две задачи, каждая из которых важна сама по себе. Во-первых, автор в своем произведении стремился показать те ощущения, которые пробуждает присутствие молодой, симпатичной женщины. Во-вторых, он хотел представить в возможно полном очерке саму женскую личность, способную к нравственному пересозданию мужчины

Падшего, обессиленного, но еще сохранившего в себе многие человеческие чувства.

Благотворное влияние Ольги скоро сказалось на Обломове: в первый же день знакомства Обломов возненавидел и ужасный беспорядок, царивший в его комнате, и сонное лежание на диване, на которое он облек себя. Мало-помалу, вдаваясь в новую жизнь, указанную Ольгой, Обломов покорился вполне любимой женщине, угадавшей в нем чистое сердце, ясный, хотя и бездеятельный ум и стремившейся пробудить его душевные силы. Он стал не только перечитывать книги, прежде валявшиеся без всякого внимания, но и передавать вкратце их содержание любознательной Ольге.

Каким же образом удалось Ольге произвести в Обломове такой переворот? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к характеристике Ольги.

Что за человек была Ольга Ильинская? Прежде всего, необходимо отметить самостоятельность ее натуры и незаурядность ее ума, явившиеся следствием того, что рано потеряв родителей, она шла своей твердой дорогой. На этой почве развилась и пытливость Ольги, поражавшая тех людей, с которыми сталкивала ее судьба. Охваченная жгучей потребностью знать как можно больше, Ольга осознает поверхностность своего образования и с горечью говорит о том, что женщинам не дают образования. В этих ее словах чувствуется уже женщина нового времени, стремящаяся сравняться с мужчинами по уровню образования.

Идейность натуры роднит Ольгу с тургеневскими женскими персонажами. Жизнь для Ольги – это обязанность и долг. На почве такого отношения к жизни выросла и ее любовь к Обломову, которого, не без влияния Штольца, она задалась целью спасти от перспективы умственно опуститься и погрузиться в тину недалекого существования. Идейным является и ее разрыв с Обломовым, на который она решилась только тогда, когда убедилась, что Обломова уже не возродить никогда. Точно также и неудовлетворенность, временами охватывающая душу Ольги после выхода ее замуж, вытекает из того же светлого источника: это ни что иное, как тоска по идейному делу, которого не мог ей дать благоразумный и рассудительный Штольц.

Но разочарованность никогда не приведет Ольгу к лени и апатии. Для этого она обладает достаточно сильной волей. Ольге свойственна решительность, которая позволяет не считаться ни с какими преградами, чтобы возродить любимого человека к новой жизни. И та же сила воли пришла к ней на помощь, когда она увидела, что ей не возродить Обломова. Она решила порвать с Обломовым и справилась со своим сердцем, как дорого ни стоило ей это, как ни трудно было вырвать любовь из сердца.

Как было уже сказано ранее, Ольга – женщина нового времени. Гончаров вполне ясно выразил существовавшую в то время потребность в подобном типе женщин.

План статьи «Характеристика Ольги Ильинской»

Основная часть. Характер Ольги
а) Ум:
— самостоятельность,
— вдумчивость,
— любознательность,
— идейность,
— возвышенный взгляд на жизнь.

б) Сердце:
— любовь к Обломову,
— разрыв с ним,
— неудовлетворенность,
— разочарованность.

в) Воля:
— решительность,
— твердость.

Заключение. Ольга, как тип новой женщины.