Защитник земли русской. в русских былинах каждый богатырь имеет свое живое лицо, со своими достоинствами и недостатками

Цели:

  1. Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
  2. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  3. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; большие иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор; карта России, книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход занятия

Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова. Дети входят в зал и осматриваются.

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Педагог. А всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.

Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Дети. «Славяне» похоже на слово «слава».

Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие были древние русичи?

Дети. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

Педагог. Хорошо вы сказали. Молодцы!
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. В какой книге написано обо всем этом?

Дети. В «Слове о полку Игореве».

Педагог. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Педагог. Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, борцы.

Педагог. А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.

Педагог. А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Дети. Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.

Педагог. Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети. Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Педагог. А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети.

Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Педагог. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит )

Педагог. Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Дети. Русские богатыри.

Педагог. Кто назовет их имена?

Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Педагог. Как изображены богатыри?

Дети. Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев.

Педагог. Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?

Ответы детей.

Педагог. Какой пейзаж окружает богатырей?

Дети. Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Педагог. Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Педагог. Что делают в поле богатыри?

Дети. На заставе охраняют Русь от врагов.

Педагог. Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети.

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.
А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.
Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.
А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Педагог. Чем схожи и чем отличаются богатыри?

Дети.

Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.
Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

Педагог. Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
А теперь давайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Звучит песня.

Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Дети. Гордость, решительность.

Педагог. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

Литература

  1. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.
  4. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

НОД «Богатыри-защитники земли русской»

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества.

Задачи:

    Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли.

    Формировать патриотическую память.

    Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России.

    Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины.

Материалы и оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья –разбойника, Змея-Горыныча, Бабы Яги. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем), оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия.

Предварительная работа: рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри» и Н. К. Рериха «Бой со змеем». Чтение отрывков о древнерусских богатырях «Как Илья из Мурома богатырем стал… », «Финист –ясный сокол», «На заставе богатырской», «Змей Горыныч» и другие. Прослушивание песен о Руси – матушке. Разучивание с детьми ролей инсценировки.

Возраст детей: подготовительная группа

Ход мероприятия:

В группу входит воспитатель в русском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

Дети здороваются.

Воспитатель: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики.

Воспитатель : Ой, ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будет наших молодцев рубить да данью нас обкладывать. Ребята, а Вы узнали кто это? А давайте я вам помогу:

Свист соловьиный,

Взор орлиный.

Не зверь, не охотник,

А … (Соловей- разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Горыныч)

Эта старушка не любит детей.

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

Зовут же старуху...(Баба Яга)

Воспитатель: Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение) .

Воспитатель: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей мы звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

Под музыку выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах).

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети : богатыри…

Воспитатель: А кто такие богатыри?

Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

Первый ребенок: Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь

Второй ребенок: А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .

Третий ребенок: Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит, а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети :

Воспитатель: А каких еще богатырей Вы знаете?

Дети:

Воспитатель: Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.

Богатырь Илья Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение

Илья Муромец: Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит. Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел. Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора. Это шлем – он бережет наши головы.

Воспитатель: Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках?

Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.

Алеша Попович: Это меч – рубить врагов земли русской. Это щит – отражать удары неприятелей. Это палица колючая – сносить головы басурманам. А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!

Воспитатель: Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно! А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как вы коней себе выбираете?

Добрыня Никитич: А коней мы выбираем себе под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?

Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь»

Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. Детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель: Вот спасибо вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!

Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики. Появляются Соловей-разбойник, Баба-Яга, Змей Горыныч.

Воспитатель: Снова на землю Русскую напала нечисть разная. Выручайте, нас богатыри!

Разыгрывается сцена боя между богатырями и нечистой силы. В итоге богатыри прогоняют нечисть за пределы русской земли (нечисть уходит из зала) .

Воспитатель: Славные Святорусичи –богатыри! Победили вы силы темные! Выходи народ на пляску «Богатырскую»!

Звучит песня «Богатырская сила наша».

Дети исполняют вместе с воспитателем танец

Воспитатель: Ой вы, гой еси, богатыри да русские!

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли вы за веру и отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Дети делают низкий поклон до земли.

Богатыри кланяются и уходят.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать одно произведение. Потом вы мне скажете, что вы представили, слушая его.

Звучит музыка, дети слушают.

На доске появляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Такую картину вы представили? Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это картина художника В. Васнецова « Три богатыря». И на ней изображены…

Дети: Русские богатыри.

Воспитатель: Как их звали?

Дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Что делают в поле богатыри?

Дети: На заставе охраняют Русь от врагов.

Воспитатель: Да, только что они были у нас, а теперь уже стоят на своем посту, охраняют Русь-матушку. Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети:

Воспитатель: Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Воспитатель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о доблести и любви к Родине

На экране появляются неполные пословицы – дети заканчивают.

Сам погибай, а… товарища выручай.

Не доспехи красят богатыря, а … подвиги.

За правое дело… стой смело!

Жить – … Родине служить.

Счастье Родины –…. дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждет, а… тот, кто за народ идет!

Воспитатель: Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот таков!

Корень да его –

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Дети встают на колено, низко склоняя голову.

В это время воспитатель обсыпает детей дубовыми листочками.

Воспитатель: Возьмите себе по листочку. Пусть этот листочек придаст вам силу и жизнестойкость, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Дети с листочками уходят под музыку.

Программное содержание:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.
  3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
  4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри ».
  2. Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).
  3. Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).
  4. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Книжная выставка:

  1. О. Тихомиров «На поле Куликовом» . Изд. «Малыш», Москва, 1980.
  2. Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри» ).
  3. Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
  4. Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия» . Москва, изд. «Просвещение», 2005.
  5. Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
  6. Альбом «Россия».
  7. Картина В.М.Васнецова «Богатыри ».

В занятии использованы отрывки стихотворений, молитв, оберёгов, сведения о символах солнца, растительности из методического пособия авторов – составителей

Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова «Как научить детей любить Родину» . –М.: АРКТИ, 2003.

Методическая литература:

  1. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.
  3. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

Оформление «Мини-Музея»:

  1. щиты, мечи, шлемы;
  2. родовое дерево дуб (нарисованное);
  3. панно «Русские богатыри»;
  4. рисунки детей.

Ход занятия

– Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей! (Никита Морозов, г. Иркутск)

Вопросы:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

2. Что такое Былина?

– Былина произошла от слова быль, было.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

– Сказитель.

4. Как сказитель рассказывал Былину?

– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

– Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

  1. Смелость силе воевода.
  2. Кто смел, тот на коня сел.
  3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  4. На Руси не все караси, есть и ерши.
  5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

2-я часть. Беседа о Богатыре – Стихии.

– Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек ).

– Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия ? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня ).

– Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

  1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
  2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
  3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
  4. Святогор . Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?

Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

– С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья )

– Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить ).

– Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы ).

– Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской ).

– Куда же исчезли богатыри – великаны?

В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны».

3-я часть. Беседа о Богатыре – Человеке.

– Ребята, на смену богатырям – великанам пришёл богатырь – человек.

– Каких богатырей вы ещё знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович ).

– Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин ).

– Расскажите об одном из этих богатырей. (Рассказы детей о богатырях ).

– Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Это былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ).

– Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.

Прослушивание фрагмента былины в грамзаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник», или чтение отрывка из былины:

Подъехал он ко городу Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано врагов черным-черно,
Он как стал-то эту силу великую
И конём топтать и копьём колоть
– И побил он эту силу великую.

– Какой подвиг совершил Никита Кожемякин?

– Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович ).

Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.

– Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря?

Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб. Микула Селянинович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нём так говорит:

Он одной рукой камень вывернет,
А двумя – то руками быка свалит,
Зовут его Микула Селянинович.

Когда воинам-ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:

«Ой же ты, оратай – оратаюшко
Ты поди – ка с нами во товарищах

Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

– Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий, а какой тяжелее?

Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал:

Динамическая пауза: Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки ).

Яровая жинка.
Уроди пшеничку
Горох да чечевичку. (д елают взмахи руками снизу вверх ).
На поле копнами (руки вверх ).
На столе пирогами (лепят пироги ).
Нивка золотая (идут по кругу ).
Добра, медовая
Принеси нам хлеба
Стебелёк до неба. (р уки вверх ).
Матушка рожь,
Встань стеной сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх ).
Стебель в оглоблю
Колос в дугу. (н аклоны вправо–влево ).
Встань рожь большая
Вот такая. (р уки вверх ).
Расти копна золотая, –
Вот такая. (п рисели, медленно встают, поднимая руки вверх ).

4-я часть. Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Как одним словом можно назвать этих богатырей?

Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.

Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:

«О Витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт».

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  3. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

5-я часть. Продолжение беседы по картине «Богатыри».

Вопросы:

1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

6-я часть. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу .

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко – сын Добрилы». (Лидия Обухова. – М.: Малыш, 1998.)

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

7-я часть. Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок –(сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх ).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень )
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны )
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх )
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх )
На ветру ты, дубок, скрипуч. (п окачивание руками )
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце )
Чтобы землю родную
Защищать от врага!

Заключение.

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Данное занятие можно провести в два этапа, в зависимости от уровня подготовки детей. Его можно провести и перед Днём защитника Отечества. На празднике в честь Дня защитника Отечества проводятся игры-соревнования и «посвящение» в воины.

В русских былинах каждый богатырь имеет свое живое лицо, со своими достоинствами и недостатками. И все это пронесено нашими предками через столетия. Здесь каждый характер дышит правдой. Добр и прямодушен, но скор на расправу и не щадит врага Добрыня Никитич. Дерзок, смел и ловок, но чаще побеждает хитростью Алеша Попович. И среди этого живого многообразия самых сильных и славных людей Древней Руси возвышается образ кроткого богатыря Илии Муромца



Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич - даже родственник князя Владимира. Илия Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.


От рождения Илия был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе всей богатырской рати. Их молодой силе и мощи, всегда волнующейся, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, всеми уважаемый за свою силу духовную, всех объединяющий и примиряющий предводитель.


Из былин видно, что Илия Муромец - особый избранник Божий, сила дается ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих», то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает.


Здесь очень важен момент испытания веры Илии - «по вере вашей да будет вам». Господь ничего не творит с человеком насильственно. Требуется свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию «калик перехожих» попытаться встать.


Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и телесной силы.


По всему видно, что Илия получил хорошее христианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога великая сила. Люди уже старые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской.




Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался там пошаливали разбойники, могли и ограбить, и жизни лишить. Илия не испугался, поехал дорогой прямоезжей. Очистить ее от разбойников это был его первый подвиг.



Илия называет его «ласковым князем». В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам.


К этому мудрому и благородному князю на помощь Божиим Промыслом был послан русский богатырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени - русских богатырей, атаманом которых был Илия Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей.


Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича (сына былинного Шарк-великана) за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.


Эта внешняя война не мешала русскому народу под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строить монастыри и храмы, крепости и посады, пахать землю и растить детей, слагать величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа.


И столетия спустя народ вспоминал то время, как одно из самых праздничных и светлых в истории Руси, с любовной памятью хранил многие века имена и деяния своих защитников-богатырей. Сохраненные народной памятью подвиги богатырей помогли выжить народу в тяжелые годы монголо-татарского ига, возродить Русь Великую.


Единое стояние избранных людей всего народа против общего врага дало почувствовать себя разным славянским и угро-финским племенам единым народом, объединенным истиной Православной веры. Этому-то благородному делу призван был служить и с честью служил преподобный Илия Муромец. И поэтому он останется навсегда в памяти народа русского.


По былинам Илия не знает поражений. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе всегда остается монахом- подвижником. Его нигде не называют удалым - спокойная, величавая мощь Илии выше удали и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов.


Илия Муромец стал монахом, уже увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Сам он славы никогда не искал: ни на бранном поле, ни тем более в монастыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были и они велики, более велики даже и трудны, чем подвиги ратные, доказательством тому нетленные мощи Илии, которые и доселе покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.


Высок и светел образ преподобного Илии, он близок сердцу каждого русского человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и добродушии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отечеству и народу.



Тема: Богатыри – защитники земли Русской.

Представиться, попросить не обижаться на незнание имен, пусть встают и говорят имя свое. 1 СЛАЙД

Ответьте мне на вопрос. Что такое время? И что такое времена?

Времена можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – это мудрые волшебники, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты. Время связывает прошлое и будущее. В народе говорят: « Человек без прошлого, не имеет будущего». Скажите, как вы понимаете это высказывание? 2 СЛАЙД

Я предлагаю сегодня вам совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. 3 СЛАЙД

Все вы наверное смотрели мультики про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыня Никтича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника. Конечно же, эти мультфильмы адаптированы под наше с вами понимание, под то время, в которое мы живем, однако в них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах. Давайте с вами послушаем отрывок из одной песни, вы внимательно послушаете и вникните в слова. (песня prokofevvstava… ) 50 сек.

О чем эта песня? Какое у нее настроение? Какие картинки перед глазами возникают при ее прослушивании?

Песня-призыв. Не правда ли, она придает силу духа, хочется поспешить на помощь слабому, хочется восстановить справедливость, защитить любимое Отечество. Верно?

Итак, ребята: как назывались самые первые защитники нашей Родины? — -Кто такие богатыри в вашем понимании? после их ответа СЛАЙД 4 несколько секунд и СЛАЙД 5, сказать, что существует множество определений слова богатырь.

Каких богатырей вы знаете? (Святогор – богатырь огромных размеров, который не смог присеоединиться к остальным богатырям, так как не с кем ему было помериться силой и Никита Кожемяка, который голыми руками одолел змея).

После того, как они назовут богатырей, я покажу Святогора 6 СЛАЙД

Богатырь — воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом. То есть, когда вы слышите, что такие силачи как богатыри не обладали умом, знайте, что это неправда. В бою всегда требовалась смекалка помимо физической силы. Богатыри были всесторонне развиты и к этому должны стремиться мы с вами.

СЛАЙД 7 В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Они надеялись, жизнь станет лучше, счастливее, если не детям, то внукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

СЛАЙД 8 Богатырь – это человек очень большой силы, стойкости отваги. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей. СЛАЙД 9

На их защиту стали люди сильные, мужественные, горячо любившие свою родину. СЛАЙД 10 И о них слагали былины. Ребята, а что такое былина? И в чем ее отличие от сказки? После их ответа СЛАЙД 11

Былина от слова «было». А сказка это как правило выдумка. Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее все события подлинны.

Отрывок из былины про Илью Муромца.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холм стал перамахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному –

Темны лесушки к земле все приклонилися.

Ребята, нам ведь ясно, что не может быть такого, что сразу лес к земле склонился, что с одной горы конь на другую прыгает, но так написано в былине. Скажите, а для чего автор так преувеличивает?

(может быть про гиперболу рассказать)

Давайте послушаем, как начинались былины о богатырях (включить аудио)

Мы услышали, как эти слова прославляют силу русских богатырей и нашей земли.

Скажите, а как былины дошли до наших дней? Как мы с вами узнали былины Древней Руси? После их ответа СЛАЙД 12

Рукописные книги писали летописцы и некоторые книги сохранились до наших дней. Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет.

А как былины рассказывались в эти древние времена, кто-нибудь знает?

Жили когда-то на Руси Великой люди — песенники-сказители. СЛАЙД 13 вот они, на слайде. Они сочиняли и пели-рассказывали былины. Былины всегда было принято рассказывать, играя мелодию на гуслях. И я вам предлагаю посмотреть и послушать, как это делалось традиционно, на примере былины об Илье Муромце (видео)

После видео Слайд 14 Картина Васнецова «Три богатыря»

    Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

    Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Ребята, а кто из вас сможет выйти и правильно назвать богатырей, изображенных на этой картине.

Слева направо: Добрыня, Илья и Алеша.

А может быть кто-нибудь из вас бывал с родителями в Третьяковской галерее и видел эту картину своими глазами? Расспросить о чувствах.

Если не были, то спросить, где она находится, галерея эта. (в москве и послать их туда в будущем)

Даже глядя на эту картину мы можем охарактеризовать богатырей. Охарактеризуйте мне Илью, потом Алешу, потом Добрыню.

Теперь я расскажу вам о каждом из них.

« Как одно на небе красно – солнышко,

А один на Руси Илья – Муромец».

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие — дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских Святых, и у него остался в истории день рождения — 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

Когда мощи Ильи Муромца изучали современные ученые, они были ошеломлены.

Это был могучий мужчина, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см. В 12 веке, когда жил Илья, такой человек считался высоким (средний рост мужчины того времени – 165 см).

На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча.

Это подтверждало сведения о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Кроме того, исследователи считают, что, в полном согласии с произведениями устного народного творчества, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит, что стало причиной паралича ног.


Добрыня Никитич рисуется в былинах вторым по силе и значению богатырем после Ильи Муромца.

По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода, что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простого народа. В былинах богатырь образован, тактичен, обходителен, умел найти общий язык со всеми, не зря князь Владимир назначил его своим послом.

Добрыня – из русского языка – от добрый. Он творит добро – и это одна из характерных черт могучего былинного богатыря. Добрыня бьётся со Змеем Горынычем и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

И на картине он изображен в середине, так как благодаря его усилиям и талантам богатырская троица остаётся восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алёша Попович ссорятся.

Алеша Попович – самый младший из всех, сын ростовского попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Ему свойственны удаль , натиск, сметливость, находчивость, хитроумие .

Алёшу Поповича отличает не сила.

    Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (шлем, кольчуга)

    И, конечно же, конь для богатыря был не просто средством передвижения, конь был другом, соратником в бою, к нему относились как к человеку.

Давайте с вами проведем богатырскую физминутку. Выйдете из-за парт, повторяем движения за мной.

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Давайте, ребята, отгадаем загадки о богатырях:

2) Доброе имя носил богатырь –

Врагов не жалел, Отчизну любил.

Вместе с Муромцем служил,

Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)

1) Храбрый и смелый – отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович)

3)Долго могучая сила в нём зрела,

А пробудилась от горя она.

Встал богатырь за Отчизну

И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)

Идет время, бежит, ни на минуту не останавливается. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей. Благодарный народ установил во многих городах России памятники богатырям….

Слайд 15 — ПАМЯТНИК СВЯТОГОРУ В Г. ЯЛТЕ

Слайд 16 — ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ В Г. МУРОМЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 17 — ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Слайд 18 — ПАМЯТНИК ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ В П. ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛ.

Слайд 19 — ПАМЯТНИКИ ТРЕМ БОГАТЫРЯМ В Г.КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛ. И В Г. САМАРЕ.

Слайд 20 — ПАМЯТНИК АЛЕШЕ ПОПОВИЧУ В УДМУРТИИ

Как видите, им так же, как и героям Великой Отечественной Войны устанавливают памятники.

Да, богатырей на Руси не счесть. И не только былинными - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, но и настоящими страна наша богата - князьями, полководцами, солдатами, спортсменами тоже. В ряду самых знаменитых борцов-классиков стоят имена

    Слайд 21 — грузчика Ивана Максимовича Поддубного –

«чемпиона чемпионов», 45 лет жизни он провел на борцовском ковре и лишь один раз потерпел поражение.

    Слайд 22 — Александр Знаменский, исполнял рекордные силовые номера, поднимал оркестр, держал на себе карусель, носил пианино с играющим человеком.

    Слайд 23 — Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Слайд 24 Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Слайд 25 Василий Алексеев, он из нашего города Шахты Самый сильный человек 70-х, обладатель 80 мировых рекордов и двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике.

Всё может родная земля!

Слайд 26 — Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом,

Слайд 27 напоить чистой водой,

Слайд 28 удивить своей красотой.

Слайд 29 И только защитить сама себя она не может…

Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой!

Оставили богатыри завет вам, своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.