Арабские страны список и столицы. Где живут арабы? Страны арабского мира

Арабы называют своей родиной Аравию - Джазират ал-араб, то есть «Остров арабов».

Действительно, с запада Аравийский полуостров омывают воды Красного моря, с юга - Аденского залива, с востока - Оманского и Персидского заливов. На севере простирается труднопроходимая Сирийская пустыня. Естественно, что при таком географическом положении древние арабы чувствовали себя изолированными, то есть «живущими на острове».

Говоря о происхождении арабов, обычно выделяют историко-этнографические области, имеющие свои особенности. Выделение этих областей основано на специфике социальноэкономического, культурного и этнического развития. Колыбелью арабского мира считается Аравийская историко-этнографическая область, границы которой отнюдь не совпадают с современными государствами Аравийского полуострова. Сюда, например, относят восточные районы Сирии и Иордании. Вторая историко-этнографическая зона (или область) включает в себя территорию остальной Сирии, Иордании, а также Ливан и Палестину. Отдельной историко-этнографической зоной считается Ирак. В одну зону объединяют Египет, Северный Судан и Ливию. И наконец, магрибино-мавританская зона, включающая в себя страны Магриба - Тунис, Алжир, Марокко, а также Мавританию и Западную Сахару. Это разделение отнюдь не общепризнанное, ибо пограничные районы, как правило, обладают чертами, характерными для обеих соседствующих зон.

Хозяйственная деятельность

Земледельческая культура Аравии сложилась довольно рано, хотя пригодными для землепользования были только некоторые части полуострова. Это прежде всего те территории, на которых ныне находится государство Йемен, а также некоторые части побережья и оазисы. Петербургский востоковед О. Большаков считает, что «по уровню интенсивности земледелия Йемен можно поставить в один ряд с такими древними цивилизациями, как Месопотамия и Египет» . Физико-географические условия Аравии предопределили разделение населения на две группы - оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. Четкого разделения жителей Аравии на оседлых и кочевников не было, ибо существовали различные типы смешанного хозяйства, отношения между которыми поддерживались не только благодаря товарообмену, но и родственным связям.

В последней четверти II тысячелетия до н.э. у скотоводов Сирийской пустыни появился одомашненный верблюд-дромадер (дромедар). Численность верблюдов была еще небольшой, но это уже позволило части племен перейти к подлинно кочевому быту. Это обстоятельство заставило скотоводов вести более подвижный образ жизни и осуществлять многокилометровые переходы в отдаленные районы, например, из Сирии в Месопотамию, непосредственно через пустыню.

Первые государственные образования

На территории современного Йемена возникло несколько государств, которые в IV веке н.э. были объединены одним из них - Химьяритским царством. Для южноаравийского общества древности характерны те же самые черты, которые присущи и другим обществам Древнего Востока: здесь зародился рабовладельческий строй, на котором зиждилось богатство господствующего класса. Государство осуществляло строительство, ремонт крупных оросительных систем, без которых невозможно было развивать земледелие. Население городов в основном было представлено ремесленниками, которые искусно изготовляли высококачественные изделия, в том числе сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин. В Йемене добывали золото, а также собирали ароматные смолы, в том числе ладан, мирру. Позднее интерес христиан к этому товару постоянно стимулировал транзитную торговлю, благодаря чему расширялся взаимообмен товарами между аравийскими арабами и населением христианских областей Ближнего Востока.

С завоеванием Химьяритского царства в конце VI века сасанидским Ираном в Аравии появились лошади. Как раз в этот период государство пришло в упадок, что сказалось прежде всего на городском населении.

Что касается кочевников, то подобные коллизии задевали их в меньшей степени. Жизнь кочевников определялась племенной структурой, где существовали доминирующие и подчиненные племена. Внутри племени отношения регулировались в зависимости от степени родства. Материальное существование племени зависело исключительно от урожая в оазисах, где находились возделываемые участки земли и колодцы, а также от приплода стад. Главным фактором, влияющим на патриархальную жизнь кочевников, кроме нападений недружественных племен, были стихийные бедствия - засуха, эпидемии и землетрясения, о которых упоминают арабские предания.

Кочевники центральной и северной Аравии долгое время занимались разведением овец, крупного рогатого скота и верблюдов . Характерно, что кочевой мир Аравии находился в окружении экономически более развитых районов, так что говорить о культурной изоляции Аравии не приходится. В частности, об этом свидетельствуют данные раскопок. Например, при сооружении плотин и водохранилищ жители южной Аравии использовали цементный раствор, который был изобретен в Сирии около 1200 г. до н.э. Наличие связей, существовавших между жителями средиземноморского побережья и южной Аравией еще в X веке до н.э., подтверждает рассказ о поездке правительницы Сабы («царицы Савской») к царю Соломону.

Продвижение семитов из Аравии

Примерно в III тысячелетии до н.э. аравийские семиты стали селиться в Месопотамии и Сирии. Уже с середины I тысячелетия до н.э. началось интенсивное передвижение арабов за пределы «Джазират ал-араб». Однако те аравийские племена, которые появились в Двуречье в III-II тысячелетиях до н.э., уже вскоре были ассимилированы проживавшими там аккадцами. Позднее, в XIII веке до н.э., началось новое продвижение семитских племен, говоривших на арамейских наречиях. Уже в VII-VI веках до н.э. арамейский язык становится разговорным языком Сирии, вытеснив аккадский.

древние аравийцы

К началу новой эры значительные массы арабов переселились в Месопотамию, заселили южную Палестину и Синайский полуостров. Некоторым племенам удавалось даже создать государственные образования. Так, набатеи основали на границе Аравии и Палестины свое царство, которое просуществовало до II века н.э. Вдоль нижнего течения Евфрата возникло государство Лахмидов, но его правители были вынуждены признать вассальную зависимость от персидских Сасанидов. Арабы, заселившие Сирию, Заиорданье и южную Палестину, в VI веке объединились под властью представителей племени Гассанидов. Им также пришлось признать себя вассалами более сильной Византии. Характерно, что и государство Лахмидов (в 602 г.), и государство Гассанидов (в 582 г.) были уничтожены собственными сюзеренами, которые опасались усиления и растущей самостоятельности своих вассалов. Тем не менее присутствие арабских племен в сирийско-палестинском регионе стало фактором, впоследствии способствовавшим смягчению нового, более массового вторжения арабов. Затем они стали проникать и в Египет. Так, город Коптос в Верхнем Египте еще до мусульманского завоевания был наполовину населен арабами.

Естественно, что пришельцы довольно быстро приобщались к местным обычаям. Караванная торговля позволяла им сохранять связи с родственными племенами и кланами внутри Аравийского полуострова, что постепенно способствовало сближению городской и кочевой культур.

Предпосылки объединения арабов

В племенах, живших у границ Палестины, Сирии и Месопотамии, процесс разложения первобытно-общинных отношений развивался быстрее, чем у населения внутренних районов Аравии. В V-VII веках наблюдалась неразвитость внутренней организации племен, которая в сочетании с остатками материнского счета и полиандрии свидетельствовала о том, что в силу специфики кочевого хозяйства разложение родо-племенного строя в Центральной и Северной Аравии развивалось медленнее, чем в соседних районах Передней Азии.

Периодически родственные племена объединялись в союзы. Иногда происходило дробление племен или их поглощение сильными племенами. Со временем стало очевидно, что крупные образования более жизнеспособны. Именно в племенных союзах или конфедерациях племен стали складываться предпосылки для возникновения классового общества. Процесс его формирования сопровождался созданием примитивных государственных образований. Еще во II-VI веках стали складываться крупные племенные союзы (Мазхидж, Кинда, Маад и др.), однако ни один из них не смог стать ядром единого общеарабского государства. Предпосылкой политического объединения Аравии стало стремление племенной верхушки закрепить за собой право на земли, скот и доходы от караванной торговли. Дополнительным фактором явилась необходимость объединить усилия для противостояния внешней экспансии. Как мы уже указывали, на рубеже VI-VII веков персы захватили Йемен и ликвидировали находившееся в вассальной зависимости государство Лахмидов. В результате на юге и севере Аравия оказалась под угрозой поглощения персидской державой. Естественно, что ситуация негативно сказалась на аравийской торговле. Купцы ряда аравийских городов понесли значительный материальный ущерб. Выходом из сложившегося положения могло стать только объединение родственных племен.

Центром объединения арабов стала область Хиджаз, расположенная на западе Аравийского полуострова. Этот район издавна славился своим сравнительно развитым земледелием, ремеслом, но главное - торговлей. Здешние города - Мекка, Ясриб (впоследствии Медина), Таиф - имели прочные контакты с окрестными племенами кочевников, которые посещали их, обменивая свои товары на продукцию городских ремесленников.

Однако объединению аравийских племен препятствовала религиозная ситуация. Древние арабы были язычниками. Каждое племя почитало своего бога-покровителя, хотя некоторых из них можно считать общеарабскими - Аллах, ал-Узза, ал-Лат. Еще в первые века в Аравии было известно об иудаизме и христианстве. Более того, в Йемене эти две религии практически вытеснили языческие культы. Накануне персидского завоевания йеменцы-иудеи воевали с йеменцами-христианами, при этом иудеи ориентировались на сасанидскую Персию (что впоследствии облегчило завоевание Химьяритского царства персами), а христиане - на Византию. В этих условиях возникла своя форма аравийского монотеизма, которая (особенно на раннем этапе) в значительной степени, но своеобразно отражала некоторые постулаты иудаизма и христианства. Ее приверженцы - ханифы - стали носителями идеи единого бога. В свою очередь, эта форма монотеизма подготовила почву для возникновения ислама.

Религиозные воззрения арабов доисламского периода представляют собой конгломерат различных верований, среди которых были женские и мужские божества, было распространено также почитание камней, источников, деревьев, различных духов, джиннов и шайтанов, которые были посредниками между людьми и богами. Естественно, что отсутствие четких догматических представлений открывало широкие возможности для проникновения в это аморфное мировоззрение идей более развитых религий, способствовало религиозно-философским размышлениям.

К тому времени все более широкое распространение стала получать письменность, которая впоследствии сыграла огромную роль в формировании средневековой арабской культуры, а на этапе зарождения ислама способствовала накоплению и передаче информации. Необходимость в этом была колоссальной, о чем свидетельствует практика устного запоминания и воспроизведения древних генеалогий, исторических хроник, поэтических повествований, распространенная среди арабов.

Как отмечал петербургский ученый А. Халидов, «вероятнее всего, язык сложился в результате длительного развития на основе отбора разнодиалектальных форм и их художественного осмысления» . В конце концов, именно использование одного и того же языка поэзии стало одним из важнейших факторов, способствовавших формированию арабской общности. Естественно, что процесс усвоения арабского языка происходил не единовременно. Быстрее всего этот процесс проходил в тех областях, где жители говорили на родственных языках семитской группы. В других районах этот процесс занял несколько веков, но ряд народов, оказавшись под властью Арабского халифата, сумели сохранить свою языковую независимость.

Арабские халифы

Абу Бакр и Омар


Омар ибн Хаттаб

Халиф Али


Харун ар Рашид

Абд ар Рахман I

Арабский халифат

Арабский халифат - теократическое государство во главе с халифом. Ядро Халифата возникло на Аравийском полуострове после появления ислама в начале VII в. Образовалось в результате военных походов в середине VII - начале IX в. и завоевания (с последующей исламизацией) народов стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы.



Аббасиды, вторая великая династия арабских халифов



Завоевания халифата



Торговля в халифате

Арабские дирхемы


  • В к.6 в. Аравия потеряла ряд территорий- торговля была нарушена.

  • Объединение стало необходимо.

  • Объединению арабов помогла новая религия ислам.

  • Его основатель-Мухаммед род.ок.570 года в бедном роде. Он женился на бывшей своей хозяйке и стал торговцем.








Ислам



Наука






Арабская армия

Прикладное искусство


Бедуины

Племена бедуинов: Во главе – вождь Обычай кровной мести Военные стычки из-за пастбищ В конце VIв. – нарушена арабская торговля.

Завоевания арабов –VII – н. VIII в. Образовалось огромное арабское государство – Арабский Халифат, столица Дамаск.

Расцвет Багдадского халифата – годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).

В 732 году, как свидетельствовали хронисты, 400-тысячная армия арабов перешла Пиренеи и вторглась в Галлию. Более поздние исследования приводят к выводу, что у арабов могло быть от 30 до 50 тысяч воинов.

Не без помощи аквитанской и бургундской знати, противившейся процессу централизации в королевстве франков, арабское войско Абд-эль-Рахмана двинулось по Западной Галлии, достигло центра Аквитании, заняло Пуатье и направилось к Туру. Здесь, на старой римской дороге, у переправы через реку Вьенну арабов встретило 30-тысячное войско франков во главе с майордомом из рода Каролингов Пипином Карлом, являвшимся фактическим правителем Франкского государства с 715 года.

Еще в начале его правления Франкское государство состояло из трех давно обособившихся частей: Нейстрии, Австразии и Бургундии. Королевская власть была чисто номинальной. Этим не замедлили воспользоваться враги франков. В рейнские области вторглись саксы, в Баварию – авары, а через Пиренеи к реке Лауре двигались завоеватели-арабы.

Свой путь к власти Карлу приходилось прокладывать с оружием в руках. После смерти отца в 714 году его вместе с мачехой Плектрудой бросили в тюрьму, откуда он смог бежать в следующем году. К тому времени он был уже достаточно известным военным вождем франков Австразии, где был популярен среди свободных крестьян и средних землевладельцев. Они и стали его главной опорой в междоусобной борьбе за власть в Франкском государстве.

Утвердившись в Австразии, Карл Пипин начал силой оружия и дипломатией укреплять положение на землях франков. После ожесточенного противоборства со своими противниками в 715 году он стал майордомом Франкского государства и правил им от имени малолетнего короля Теодориха IV. Утвердившись у королевского престола, Карл начал серию военных походов за пределы Австразии.

Карл, взяв верх в сражениях над феодалами, пытавшимися оспаривать у него верховную власть, в 719 году одержал блестящую победу над нейстрийцами, во главе которых стоял один из его противников майордом Рагенфрид, чьим союзником являлся правитель Аквитании граф Эд. В битве при Сауссоне франкский правитель обратил неприятельское войско в бегство. Выдав Рагенфрида, графу Эду удалось заключить с Карлом временный мир. Вскоре франки заняли города Париж и Орлеан.

Потом Карл вспомнил и о своем заклятом враге – мачехе Плектруде, имевшей собственное большое войско. Начав с ней войну, Карл принудил мачеху сдать ему богатый и хорошо укрепленный город Кельн на берегах Рейна.

В 725 и 728 годах майордом Карл Пипин совершил два больших военных похода против баварцев и в конце концов подчинил их себе. Затем последовали походы в Алеманию и Аквитанию, в Тюрингию и Фризию…

Основой боевой мощи армии франков до битвы при Пуатье оставалась пехота, состоявшая из свободных крестьян. В то время военнообязанными являлись все мужчины королевства, способные носить оружие.

Организационно войско франков делилось на сотни, или, иначе говоря, на такое количество крестьянских дворов, которые могли в военное время выставить в ополчение сто пеших воинов. Крестьянские общины сами регулировали воинскую повинность. Каждый франкский воин вооружался и снаряжался за свой счет. Качество оружия проверялось на смотрах, которые проводил король или по его поручению военачальники-графы. Если оружие воина находилось в неудовлетворительном состоянии, то он подвергался наказанию. Известен случай, когда король убил воина во время одного из таких смотров за плохое содержание личного оружия.

Национальным оружием франков была «франциска» – секира с одним или двумя лезвиями, к которой привязывалась веревка. Франки ловко бросали секиры в противника на близких дистанциях. Для ближнего рукопашного боя они применяли мечи. Кроме франциск и мечей франки вооружались еще короткими копьями – ангонами с зубцами на длинном и остром наконечнике. Зубцы ангона имели обратное направление и поэтому вынуть его из раны было очень трудно. В бою воин сперва метал ангон, который вонзался в щит противника, а затем наступал на древко копья и тем самым оттягивал щит и поражал врага тяжелым мечом. Многие воины имели лук и стрелы, которые иногда пропитывались ядом.

Единственным защитным вооружением франкского воина во времена Карла Пипина являлся щит круглой или овальной формы. Только богатые воины имели шлемы и кольчуги, поскольку изделия из металла стоили больших денег. Часть вооружения франкского войска являлась военной добычей.

В европейской истории франкский полководец Карл Пипин прославился прежде всего успешными войнами против завоевателей-арабов, за что получил прозвище «Мартелл», что значит «молот».

В 720 году арабы перешли Пиренейские горы и вторглись на территорию современной Франции. Арабское войско взяло приступом хорошо укрепленную Нарбонну и осадило большой город Тулузу. Граф Эд был разбит, и ему пришлось с остатками своего войска искать прибежище в Австразии.

Очень скоро арабская конница появилась на полях Септимании и Бургундии и достигла даже левого берега реки Роны, войдя в земли франков. Так на полях Западной Европы впервые вызрело крупное столкновение между мусульманским и христианским миром. Арабские полководцы, перейдя через Пиренеи, имели большие завоевательные планы в Европе.

Надо отдать должное Карлу – он сразу понял всю опасность арабского вторжения. Ведь арабы-мавры к тому времени успели покорить почти все испанские области. Их войска постоянно пополнялись новыми силами, приходившими через Гибралтарский пролив из Магриба – Северной Африки, с территории современных Марокко, Алжира и Туниса. Арабские военачальники славились своим военным искусством, а их воины были прекрасными наездниками и лучниками. Войско арабов было частично укомплектовано североафриканскими кочевниками-берберами, за что в Испании арабов называли маврами.

Карл Пипин, прервав военную кампанию в верховьях Дуная, в 732 году собрал большое ополчение австразийцев, нейстрийцев и прирейнских племен. К тому моменту арабы уже разграбили город Бордо, захватили город-крепость Пуатье и двинулись к Туру.

Франкский полководец решительно двинулся навстречу арабской армии, стремясь упредить ее появление перед крепостными стенами Тура. Он уже знал, что арабами командует опытный Абд-эль-Рахман и что его войско значительно превосходит ополчение франков, которое, по данным тех же европейских хронистов, насчитывало всего 30 тысяч воинов.

В том месте, где старая римская дорога пересекала реку Вьенну, через которую был построен мост, франки и их союзники преградили арабской армии путь к Туру. Вблизи располагался город Пуатье, по имени которого и было названо сражение, состоявшееся 4 октября 732 года и длившееся несколько дней: по арабским хроникам – два, по христианским – семь дней.

Зная, что в войске противника преобладает легкая конница и много лучников, майордом Карл Пипин решил дать арабам, которые на полях Европы придерживались активной наступательной тактики, оборонительный бой. Тем более что холмистая местность затрудняла действия больших масс конницы. Франкское войско было построено для битвы между реками Клен и Вьенна, которые своими берегами хорошо прикрывали его фланги. Основу боевого порядка составляла пехота, построенная плотной фалангой. На флангах разместилась тяжеловооруженная на рыцарский манер конница. Правым флангом командовал граф Эд.

Обычно франки для боя выстраивались в плотные боевые порядки, своего рода фалангу, но без должного обеспечения флангов и тыла, стремясь решить все одним ударом, общим прорывом или стремительной атакой. У них, как и у арабов, была хорошо развита взаимовыручка, основанная на родственных связях.

Подойдя к реке Вьенне, арабская армия, не ввязываясь сразу в сражение, раскинула недалеко от франков свой походный лагерь. Абд-эль-Рахман сразу понял, что противник занимает очень сильную позицию и его невозможно охватить легкой конницей с флангов. Арабы несколько дней не решались атаковать противника, выжидая удобного случая для нанесения удара. Карл Пипин не двигался с места, терпеливо ожидая вражеского нападения.

В конце концов арабский предводитель решился начать сражение и построил свое войско в боевой, расчлененный порядок. Он состоял из привычных для арабов боевых линий: конные лучники составили «Утро псового лая», затем шли «День помощи», «Вечер потрясения», «Аль-Ансари» и «Аль-Мугаджери». Резерв арабов, предназначенный для развития победы, находился под личным командованием Абд-эль-Рахмана и назывался «Знамя пророка».

Сражение при Пуатье началось с обстрелов франкской фаланги арабскими конными лучниками, которым противник отвечал стрельбой из арбалетов и больших луков. После этого арабская конница атаковала позиции франков. Франкская пехота успешно отражала атаку за атакой, легкая неприятельская конница так и не могла пробить брешь в их плотном строю.

Испанский хронист, современник битвы при Пуатье, писал, что франки «тесно стояли друг с другом, насколько хватало глаз, подобно неподвижной и обледенелой стене, и ожесточенно бились, поражая арабов мечами».

После того как пехота франков отразила все атаки арабов, которые линия за линией, в некотором расстройстве откатывались на исходные позиции, Карл Пипин незамедлительно приказал стоявшей пока в бездействии рыцарской коннице пойти в контратаку в направлении вражеского походного лагеря, расположенного за правым флангом боевого построения арабского войска.

Тем временем франкские рыцари под предводительством Эда Аквитанского нанесли с флангов два таранных удара, опрокинув противостоявшую им легкую конницу, устремились к арабскому походному лагерю и овладели им. Арабы, деморализованные известием о смерти своего вождя, не смогли сдержать натиск противника и бежали с поля битвы. Франки преследовали их и нанесли немалый урон. На этом сражение близ Пуатье завершилось.

Это сражение имело крайне важные последствия. Победа майордома Карла Пипина положила конец дальнейшему продвижению арабов в Европе. После поражения при Пуатье арабская армия, прикрывшись отрядами легкой конницы, покинула французскую территорию и без дальнейших боевых потерь ушла через горы в Испанию.

Но перед тем как арабы окончательно покинули юг современной Франции, Карл Пипин нанес им еще одно поражение – на реке Берр к югу от города Нарбонны. Правда, это сражение не относилось к числу решающих.

Победа над арабами прославила полководца франков. С тех пор его стали называть Карл Мартелл (т. е. боевой молот).

Обычно об этом мало говорят, но сражение при Пуатье известно еще и тем, что оно стало одним из первых, когда на поле битвы вышла многочисленная тяжелая рыцарская конница. Именно она своим ударом обеспечила франкам полную победу над арабами. Теперь не только всадники, но и лошади были покрыты металлическими доспехами.

После битвы при Пуатье Карл Мартелл одержал еще несколько больших побед, завоевав Бургундию и области на юге Франции, вплоть до Марселя.

Карл Мартелл значительно укрепил военную мощь Франкского королевства. Однако он стоял всего лишь у истоков подлинного исторического величия государства франков, которое создаст его внук Карл Великий, достигший наивысшего могущества и ставший императором Священной Римской империи.

Арабская армия

Армия Хамданидов X - XI вв.


Поздняя армия Фатимидов (XI век)


Армия Газнавидов (конец X - начало XI вв.): Газнавидский дворцовый стражник. Караханидский конный воин в парадном костюме. Индийский конный наемник.



Древняя Аравия


Город Петра


Цистерна Джинов в Петре с отверстием внизу


Монумент Змеи в Петре

Обелиск (вверху) рядом с жертвенником (внизу), Петра

Набатейские солнечные часы из Хегры (Музей Древнего Востока, Археологический музей Стамбула

Литература времен халифата



Тысяча и одна ночь


Исламская письменность



Прикладное искусство арабов

Бронзовый подсвечник с серебряной инкрустацией. 1238. Мастер Дауд ибн Салам из Мосула. Музей декоративного искусства. Париж.

Стеклянный сосуд с росписью эмалями. Сирия. 1300. Британский музей. Лондон.

Блюдо с люстровой росписью. Египет. 11 в. Музей исламского искусства. Каир.


Скульптурный плафон в замке Хирбет аль-Мафджар. 8 в. Иордани


Кувшин с именем халифа аль-Азиз Биллаха. Горный хрусталь. 10 в. Сокровищница Сан-Марко. Венеция.


Арабская архитектура


Архитектура при Альморавидах и альмохадов

Башня альмохадов и колокольная секция в стиле Возрождения сливаются в одно гармоничное целое в колокольне Ла Хиральда, Севиль

Альморавиды вторглись в Аль-Андалус из Северной Африки в 1086 году и объединили тайфы под своей властью. Они разработали свою собственную архитектуру, но сохранилось очень мало ее примеров, из-за следующего вторжения, теперь уже альмохадов, которые навязывали исламскую ультраортодоксальность и разрушили почти каждое значительное здание альморавидов, в том числе Мадину аз-захра и другие сооружения халифата. Их искусство было чрезвычайно строгим и простым, они использовали кирпич в качестве основного строительного материала. В буквальном смысле единственное их внешнее украшение, «себка», основано в сетке из ромбов. Альмохады также использовали украшения с пальмовым узором, но они был не более чем упрощением гораздо более пышных пальм альморавидов. Шло время, искусство становилось немного более декоративным. Самым известным примером архитектуры альмохадов является Хиральда, бывший минарет мечети Севильи. Ее относят к стилю мудехар, но этот стиль поглощен здесь эстетикой альмохадов, синагога Санта-Мария-ла-Бланка в Толедо является редким примером архитектурного сотрудничества трех культур средневековой Испании.

Династия Омейядов

Купол скалы

Большая мечеть Омейядов,Сирия,Дамаск(705-712гг.)

Мечеть Тунис ХIIIв.


Вторжение арабов в Византию

Арабо-византийские войны

весь период арабо-византийских войн можно разделить (примерно) на 3 части:
I. Ослабление Византии, наступление арабов (634-717)
II. Период относительного затишья (718 - сер. IX века)
III. Контрнаступление Византии (конец IX века - 1069)

Основные события:

634-639 - завоевание арабами Сирии и Палестины с Иерусалимом;
639-642 - поход Амра ибн аль-Аса в Египет. Арабы завоевали эту многонаселенную и плодородную страну;
647-648 - Постройка арабского флота. Захват Триполитании и Кипра арабами;
684-678 - Первая осада Константинополя арабами. Закончилась неудачно;
698 - захват Африканского Экзархата (принадлежавшего Византии) арабами;
717-718 - Вторая осада Константинополя арабами. Закончилась неудачно. Арабская экспансия в Малой Азии была остановлена;
IX-X века - арабы захватывают южные итальянские территории Византии (остров Сицилия);
X век - Византия переходит в контрнаступление и завоёвывает у арабов часть Сирии, а в частности такой важный форпост, как Антиохию. Византийская армия в те времена даже поставила в непосредственную опасность Иерусалим. Арабский султанат Алеппо признал себя вассалом Византии. В то время также были отвоёваны Крит и Кипр.












Расцвет Багдадского халифата при харун-ар-Рашиде


Арабская культура









Багдадский халифат


Архитектура Багдада

В Багдаде существовал своеобразный интеллектуальный центр Исламского Золотого Века – Дом мудрости. Он включал в себя огромную библиотеку, в нем работало огромное количество переводчиков и переписчиков. В Доме собирались лучшие ученые своего времени. благодаря накопленным работам Пифагора, Аристотеля, Платона, Гиппократа, Евклида, Галена проводились исследования в области гуманитарных наук, ислама, астрономии и математики, медицины и химии, алхимии, зоологии и географии.
Эта величайшая сокровищница лучших трудов древности и современности была уничтожена в 1258 году. Ее вместе с другими библиотеками Багдада разрушили монгольские войска после захвата города. Книги бросали в реку, и вода многие месяцы оставалась окрашенной их чернилами…
Практически каждый слышал о сгоревшей Александрийской библиотеке, но почему-то мало кто помнит о утраченном Доме Мудрости…

Крепостная башня Талисман в Багдаде.

Некрополь Шахи-Зинда

Возникновения мемориала Шахи-Зиндан на склоне холма Афрасиаб связывают с именем Кусам ибн Аббаса двоюродного брата Пророка Мухаммада. Известно, что он участвовал в первых походах арабов в Мавераннахр. Согласно легенде, Кусам был смертельно ранен у стен Самарканда и укрылся под землёй, где продолжает жить. Отсюда имя мемориала Шахи-Зиндан, что означает «Живой царь». К Х-XIвв. мученик веры Кусам ибн Аббас обрёл статус исламского святого, покровителя Самарканда, и в XII-XVвв. Вдоль дорожки, ведущей к его мавзолеев и поминальных мечетей своей изысканностью красотой как бы отрицающих смерть.

На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба, среди обширного древнего кладбища находятся группы мавзо¬леев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила, приписываемая Куссаму, сыну Аббаса, двоюродному брату пророка Мухаммеда. По арабским источникам, Куссам пришел в Самарканд в 676 году. По одним сведениям, он был убит, по другим - умер естественной смертью; по некоторым данным, он умер даже не в Самарканде, а в Мерве. Мнимая или действительная могила Куссама при его родственниках аббасидах (VIII век), возможно не без их участия, сделалась пред¬метом культа мусульман. В народе Куссам стал известен под названием Шах-и Зинда - «Живой царь». По легенде, Куссам ушел из земного мира живым и продолжает жить на «том свете». Отсюда и прозвище «Живой царь».

Мавзолей Зимурруд Хатун в Багдаде

Завоевание Испании

В конце VII века н.э. арабы после длительных войн изгнали из Северной Африки византийцев. Когда-то земля Африки была полем боя между Римом и Карфагеном, она подарила миру таких великих полководцев как Югурта и Масинисса, а теперь она хоть и с трудом, перешла в руки мусульман. После этого завоевания арабы вознамерились покорить Испанию.

Их подталкивала к этому не только любовь к завоеванию и мечта расширения Исламского государства. Местные жители Северной Африки – племена берберов- были очень смелыми, воинственными, буйными и темпераментными. Арабы опасались того, что после некоторого времени затишья, берберы вознамерятся отомстить за поражения, поднимут восстание и тогда арабы упустят победу. Поэтому арабы вызвав интерес у берберов к завоеванию Испании, хотели отвлечь их от этого и погасить войною их жажду кровопролития и мести. Как отмечает Ибн-Халдун, не удивительно, что мусульманское войско, которое первым перешло пролив Джабалитарик и вступило на испанскую землю, можно сказать полностью состояло из берберов.

Из древней истории известно, что основными жителями Испании были кельты, иберы и лигоры. Полуостров был разделён на территории, которые когда-то принадлежали Финикии, Карфагену и Риму. После завоевания Испании, карфагенцы построили здесь величественный город Карфаген. Примерно в 200 г. до н.э. в Пунических войнах Рим нанёс поражение Карфагену, овладел этими плодородными землями и вплоть до В века н.э. господствовал на этих землях. В это время из Испании, которая считалась самым важным и расцветающим местом империи, вышли такие великие мыслители как Сенека, Лукан, Марсиал и такие известны императоры как Траян, Марк Аврелий и Феодосий.

Подобно тому, как процветание Рима создало условия для прогресса Испании, также падение этого города привело к упадку Испании. Полуостров вновь стал ареной битв. В начале В века разрушившие Рим и Францию племена вандалов, аланов и свевов, также опустошили Испанию. Однако вскоре племена готов изгнали их из полуострова и овладели Испанией. С ВЫ века до нападения арабов, готы были господствующей силой в Испании.

Вскоре готы смешались с местным населением – латинскими народами, и приняли латинский язык и христианство. Известно, что до ХЫЫЫ века среди христианского населения Испании преобладали готы. Когда арабы изгнали их в сторону Астурийских гор, готы, благодаря смешению с местным населением, вновь смогли сохранить совё превосходство. Так, например, среди христианского населения Испании считалось гордостью быть потомком готов и носить прозвище «сын готов».

Чуть раньше до завоевания арабов, знать готов и латинских народов объединилась и создала аристократическое правительство. Это объединение, занимающиеся притеснением угнетённых народных масс, обрело ненависть народа. И естественно, что это государство, построенное на деньгах и богатстве, не могло быть крепким и не могло достойно обороняться от врага.

Также, назначение правителя выборным путём приводило к вечным раздорам и вражде за власть между знатью. Эта вражда и войны в конце концов ускорили ослабление готского государства.

Всеобщие раздоры, внутренние войны, недовольство народа местным правительством и по этой причине слабый отпор арабам, отсутствие в войске верности и духа самопожертвования и прочие причины обеспечили лёгкую победу мусульманам. Даже дело дошло до того, что из-за вышеуказанных причин, Андалусский правитель Юлиан и епископ Севилия не побоялись помочь арабам.

В 711 году Муса ибн Насир, который был наместником северной Африки при правлении омейядского халифа Валида ибн Абдульмелика, направил на завоевание Испании 12 тысячное войско, сформированное из берберов. Войско возглавлял мусульманин-бербер Тариг ибн Зийад. Мусульмане перешли пролив Джабалут-тариг, который получил своё название от имени этого известного полководца Тарика, и вступили на Пиренейский полуостров. Богатство этой земли, её чистый воздух, восхитительная природа и её таинственные города настолько поразили войско завоевателей, что в письме к халифу Тариг писал: «Эти места по чистоте воздуха похожи на Сирию, по умеренности климата похожи на Йемен, по растительности и благовониям похожи на Индию, по плодородности и обилию посева похожи на Китай, по доступности портов похожи на Адену».
Арабы, полвека потратившие на завоевание береговой полосы Северной Африки и встретившие ожесточённое сопротивление берберов, при завоевании Испании предполагали встретиться с подобной ситуацией. Однако, наперекор ожиданиям, Испания была завоёвана в течение короткого времени, всего лишь за несколько месяцев. Мусульмане разбили готов при первом же сражении. В этом сражении им помогал епископ Севилия. В результате, сломав сопротивление готов, береговая зона перешла в руки мусульман.

Увидев успех Тарига ибн Зийада, Мусса ибн Насир собрал войско, состоящее из 12 тыс. арабов и 8 тыс. берберов и перешёл в Испанию, дабы быть сотоварищем в успехе.

На протяжении всего своего пути мусульманская армия можно сказать не встретила ни одного серьёзного сопротивления. Недовольный правительством народ и раздираемая распрями знать, добровольно подчинялись завоевателям, и даже иногда присоединялись к ним. Такие крупнейшие города Испании как Кордова, Малага, Гранада, Толедо сдались без сопротивления. В городе Толедо, которая была столицей, в руки мусульман попали 25 ценных корон готских правителей, украшенных различными драгоценными камнями. Жена готского короля Родрига попала в плен и сын Мусы ибн Насира женился на ней.

В глазах арабов испанцы были наравне с населением Сирии и Египта. Соблюдаемые в завоеванных странах законы, здесь тоже исполнялись. Завоеватели не коснулись имущества и храмов местного населения, местные обычаи и порядки оставались такими же как и прежде. Испанцам разрешалось обращаться в спорных вопросах к своим судьям, повиноваться постановлениям собственных судов. Взамен всего этого, население обязано было выплачивать мизерный для тех времён налог (джизья). Сумма налога для знати и богатых была установлена в пределе одного динара (15 франков), а для бедных полдинара. Именно поэтому, бедные, доведённые до отчаяния от гнёта местных правителей и бесчисленных оброков, добровольно сдавались мусульманам, и даже приняв Ислам, освобождались от налогов. Несмотря на то, что в отдельных местах были единичные случаи сопротивления, они были быстро подавлены.

Как пишут историки, после завоевания Испании, Муса ибн Насир намеревался дойти до Константинополя (нынешний Стамбул; в то время Константинополь был столицей великой Византийской империи), пройдя через Францию и Германию. Однако халиф призвал его к себе в Дамаск и план остался недоконченным. Если бы Мусса смог осуществить своё намерение, смог завоевать Европу, то в настоящее время разделённые народы были бы под флагом единой религии. Наряду с этим, Европа смогла бы избегнуть средневековой темноты и средневековых, страшных трагедий.

Всем известно, что когда Европа стонала в когтях невежества, братоубийства, эпидемий, бессмысленных крестовых походов, инквизиции, Испания под правлением арабов процветала, жила благоустроенной жизнью и находилась в пике своего развития. Испания засияла во мраке. В Испании были созданы прекрасные условия для развития науки, культуры, и этим она обязана Исламу.

Для того чтобы определить роль арабов в политической, экономической и культурной жизни Испании, целесообразнее будет рассмотреть соотношение их общего числа.

Как было сказано выше, первое мусульманское войско, вступившее на Пиренейский полуостров состояло из арабов и
берберов. Последующие воинские части состояли из представителей населения Сирии. Из истории известно, что в раннее средневековье в Испании руководство наукой и культурой принадлежало арабам, а берберы находились у них в подчинении. Арабы считались самым высшим слоём населения (ашраф), а берберы и местное население считались второстепенной и третьестепенной прослойкой населения. Интересно то, что даже тогда, когда берберские династии смогли обрести власть в Испании, арабы сумели сохранить своё господство.

Что касается общего числа арабов, то нет точных данных по этому поводу. Можно только предположить, что после того, как Кордовский эмират отделился от арабского эмирата, арабы изолировались от остальных стран. Однако благодаря быстрому приросту и эмиграции из Северной Африки берберы увеличились в числе и обрели превосходство во власти.
Мусульмане смешались с местным христианским населением Испании. По сведению историков, арабы в первые же годы завоевания Испании женились на 30 тысяч христианских женщин, и ввели их в свой гарем (гарем в сивильской крепости, прозванный «комнатой девушек», является историческим памятником). Кроме того, в начале завоевания некоторая часть знати, дабы показать свою преданность арабам, ежегодно отправляла во дворец халифа 100 христианских девушек. Среди женщин, с которыми арабы заключили брак, были девушки из латинских, иберских, греческих, готских и других племён. Ясно, что в результате такого массового смешения, через несколько десятилетий возникло новое поколение, в корне отличающееся от завоевателей 700-ых годов.

С 711 года (дата завоевания Испании) по 756 год эта область была подвластна омейядскому халифату. Эмир, назначенный омейядским халифом управлял этой территорией. В 756 году Испания отделилась от халифата, и стала независимой. Она стала называться Кордовским халифатом, столицей которого был город Кордова.

После того, как прошло 300 лет со дня правления арабов в Испании, их великолепная и славная звезда начала гаснуть. Распри, охватившие Кордовский халифат, пошатнули мощь государства. В это время, живущие на севере христиане, воспользовались этим шансом, и начали атаковать, для того чтобы отомстить.

Борьба христиан за возвращение завоёванных арабами земель (по-испански: реконкиста), усилилась в X веке. В Астурийской области, где сосредоточились христиане, изгнанные из испанских земель, возникло Лионское и Кастильское королевство. В середине XI века оба эти королевства объединились. В это же время, Наваррское, Каталонское и Арагонское государства, объединившись, создали новое Арагонское королевство. В конце XI века на западе Пиренейского полуострова возникло Португальское графство. Вскоре это графство тоже превратилось в королевство. Таким образом, в конце XЫ века на испанской карте начали появляться серьёзные христианские соперники Кордовского халифата.

В 1085 году в результате мощнейшего нападения северяне захватили город Толедо. Предводителем северян был король Кастилии и Леона, Альфонс VI. Испанские мусульмане, увидев, что не смогут оказать сопротивление своими силами, попросили помощь у берберов Северной Африки. Династия аль-Мурабитов, укрепившаяся в Тунисе и Марокко, вступила в Испанию, и попыталась воскресить Кордовский халифат. Аль-Мурабиты в 1086 году нанесли поражение Альфонсу VI, и временно смогли приостановить движение реконкисты. Всего лишь через полвека они проиграли новой династии, вступившей на политическую арену - аль-Муваххидам. Захватившие власть в Северной Африке, аль-Муваххиды напали на Испанию и подчинили себе мусульманские области. Однако, это государство не смогло оказать надлежащее сопротивление христианам. Несмотря на то, что они украсили свои дворцы такими выдающимися личностями как Ибн-Туфейл, Ибн-Рушд, аль-Муваххиды стали беспомощны перед реконкистой. В 1212 году близ местечка Лас-Навас де Толоса объединённая христианская армия нанесла им поражение, и династия аль-Муваххидов вынуждена была оставить Испанию.

Неуживающиеся между собой испанские короли, оставили в стороне вражду, и объединились против арабов. В движении реконкиста, направленной против мусульман, участвовали объединённые силы Кастильского, Арагонского, Наваррского и Португальского королевства. В 1236 году мусульмане потеряли Кордову, в 1248 году Севилью, в 1229-35 годах Балеарские острова, в 1238 году Валенсию. Захватив в 1262 году город Кадис, испанцы вышли к берегам Атлантического океана.

В руках мусульман остался лишь Гренадский эмират. В конце XIII века, Ибн аль-Ахмар по прозвищу Мухаммед аль-Галиб, который был из династии Насридов, отступил к городу Гранада, и укрепил здесь крепость Альгамбру (аль-Хамра). Он смог сохранить свою относительную независимость при условии выплаты подати Кастильскому королю. Во дворце Гренадских эмиров, которые в течении двух веков смогли отстоять свою независимость, служили такие мыслители как Ибн-Халдун и Ибн аль-Хатиб.
В 1469 году Арагонский король Фердинанд II женился на Кастильской королеве Изабелле. Арагонско-Кастильское королевство объединило всю Испанию. Гренадские эмиры отказались выплачивать им подать. В 1492 году Гренада пала перед мощнейшим натиском испанцев. Последний форт мусульман на Пиренейском полуострове был захвачен. И этим, вся Испания была отвоёвана у арабов и движение реконкиста закончилось победой христиан.

Мусульмане отдали Гренаду на том условии, что их религия, язык и имущество будут в неприкосновенности. Однако,
вскоре Фердинанд II нарушил своё обещание, и против мусульман началась волна массовых преследований и гнёта. Сначала их насильно заставляли принимать христианство. Те, кто не хотел принимать христианство, привлекались к ужасному суду инквизиции. Поменявшие религию ради того, чтобы спастись от пыток, вскоре понимали, что их обманули. Инквизиция объявила новых христиан неискренними и сомнительными, и начала сжигать их на костре. По наущению церковного руководства, были убиты сотни тысяч мусульман: старики, молодые, женщины, мужчины. Монах доминиканского ордена Белида предложил уничтожить всех мусульман, от мала до велика. Он говорил, что нельзя проявлять милосердие даже к тем, кто принял христианство, ибо их искренность находится под вопросом: «Если мы не знаем, что находится у них в сердце, тогда мы должны их убить, чтобы Господь Бог привлёк их на собственный суд». Предложение этого монаха понравилось священникам, но испанское правительство побоявшись мусульманских государств, не одобрило это предложение.

В 1610 году испанское правительство потребовало от всех мусульман, чтобы они покинули страну. Оставшиеся в безвыходном положении арабы, начали переселяться. В течение нескольких месяцев Испанию покинуло более миллиона мусульман. С 1492 года по 1610 год, в результате массовой резни, направленной против мусульман и их эмиграции, население Испании снизилось до трёх миллионов человек. Ужаснее всего то, что покидающие страну мусульмане подвергались нападениям местных жителей, в результате которых было убито немало мусульман. Монах Белида с радостью сообщал, что три четверти переселяющихся мусульман погибли в пути. Упомянутый монах, сам лично участвовал в убийстве ста тысяч человек, которые входили в 140 тысячный караван мусульман, направляющихся в сторону Африки. Поистине, кровавые преступления совершённые в Испании против мусульман, оставляют в тени ночь Святого Варфоломея.

Арабы, вступив в Испанию, которая была очень далека от культуры, подняли её до наивысшей точки цивилизации, и властвовали здесь восемь столетий. С уходом арабов, Испания подверглась ужасному упадку и длительное время не могла устранить этот упадок. Изгнав арабов, Испания потеряла высокоразвитое земледелие, торговлю и искусство, науку и литературу, а также три миллиона людей науки и культуры. Когда-то население Кордовы составляло один миллион человек, а сейчас здесь живёт всего-навсего 300 тыс. человек. При правлении мусульман население города Толедо составляло 200 тыс. человек, а сейчас здесь живёт меньше 50 тыс. человек. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что несмотря на что испанцы победили арабов в войне, отказавшись от великой Исламской цивилизации, они ввергнули себя в пучину невежества и отсталости.

(В статье была использована книга Густава ле Бона «Ислам и арабская цивилизация»)

Захват арабами Хорезма

Первые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII в. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн-Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» ал-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории до установления арабами ислама».

Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 г. посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии. Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII в. внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.

В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье - Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы. Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч (ныне Кёнеургенч)[уточнить], сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.

Хорезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейхан ал-Бируни, ал-Чагмини.

В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.

Династия Арабшахидов

Настоящее имя этой страны издревле было Хорезм . Ханство же основано кочевыми узбекскими племенами, которые захватили Хорезм в 1511 году, под руководством султанов Ильбарса и Бальбарса, потомков Ядигар-хана. Они принадлежали к ветви Чингизидов, происходящей от Араб-шах-ибн-Пилада, потомка Шибана в 9-м поколении, поэтому династию принято звать Арабшахидами. Шибан в свою очередь был пятым сыном Джучи.

Aрaбшахиды, как правило, враждовали с другой ветвью Шибанидов, обосновавшейся в то же время в Мавераннахре после захватов Шайбани-хана; узбеки, занявшие в 1511 году Хорезм, не участвовали в походах Шайбани-хана.

Aрaбшахиды придерживались степных традиций, деля ханство на вотчины по количеству мужчин (султанов) в династии. Верховный правитель, Хан, был старшим в семье и выбранным советом султанов. В течении почти всего XVI века столицей был Ургенч. Хива стала резиденцией хана впервые в 1557-58 гг. (нa один год) и лишь во время правления Араб-Мухаммед-Хана (1603-1622 гг.) Хива стала столицей. В XVI веке ханство включало, кроме Хорезма, оазисы на севере Хорасана и туркменские племена в песках Кара-Кум. Владения султанов часто включали в себя районы как в Хорезме, так и в Хорасане. До начала XVII столетия ханство было рыхлой конфедерацией фактически независимых султанатов, под номинальной властью хана.

Уже перед приходом узбеков Хорезм потерял своё культурное значение из за разрушений, причиненных Тимуром в 1380-ых годах. Значительное оседлое население сохранилось лишь в южной части страны. Mногие, прежде орошаемые земли, особенно на севере, были заброшены, и городская культура была в упадке. Экономическую слабость ханства отражал тот факт, что оно не имело своих денег и до конца XVIII столетия использовались бухарские монеты. В таких условиях узбеки могли сохранять свой кочевой образ жизни дольше, чем их южные соседи. Они были военным сословием в ханстве, а оседлые сарты (потомки местного таджикского населения) являлись налогоплательщиками. Авторитет хана и султанов зависел от военной поддержки узбекских племен; чтобы уменьшить эту зависимость ханы часто нанимали туркмен, в результате чего роль туркмен в политической жизни ханства росла и они начали селиться в Хорезме. Отношения между ханством и Шейбанидами в Бухаре были, как правило, враждебными, Арабшахиды часто вступали в союз с сафавидским Ираном против своих узбекских соседей и три раза; в 1538, 1593 и 1595-1598 гг. ханство было оккупировано Шейбанидами. К концу XVI века, после серии внутренних войн, в которых большинство Арабшахидов было убито, система дележа ханства между султанами была отменена. Вскоре после этого, в начале XVII века, Иран занял земли ханства в Хорасане.

Правление знаменитого хана-историка Абу-л-Гази (1643-1663), и его сына и наследника Ануша-хана были периодами относительной политической стабильности и экономического прогресса. Были предприняты широкомасштабные ирригационные работы, и новые орошаемые земли делились между узбекскими племенами; которые становились все более осёдлыми. Однако страна была все равно бедной, и ханы заполняли свою пустую казну добычей от грабительских рейдов против соседей. С этого времени до середины XIX века страна была, по выражению историков, «грабительским государством».

Культура в Испании во времена халифата

Альгамбра-жемчужина арабского искусства

Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.



Арабские гаремы

Восточный гарем – тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов. Настоящий гарем более прагматичен и изощрен, как все, что являлось неотъемлемой частью жизни и быта арабского народа.

Традиционный гарем (от арабского «харам» - запретное) – это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища - строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Харам – запретная территория
Во времена раннего ислама традиционными жителями гарема были жены и дочери главы семьи и его сыновей. В зависимости от благосостояния араба в гареме могли обитать рабыни, основной задачей которых было гаремное хозяйство и все связанные с ним тяжелые работы.

Институт наложниц появился значительно позже, во времена Халифатов и их завоеваний, когда количество прекрасных женщин стало показателем богатства и власти, а введенный пророком Мухаммедом закон, не позволявший иметь более четырех жен, значительно ограничивал возможности многобрачия.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности. В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища - строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка.

Современный мир условно подразделяется на несколько частей, характеризуемых какими-либо особенностями. Западная и восточная, европейская и арабская культуры имеют свою геополитическую «привязку». Сегодня под термином «арабские страны» подразумеваются государства, основная часть населения которых говорит на арабском языке.

Объединение арабских государств

22 такие страны объединились в международную организацию - Лигу арабских государств. Общая площадь территории, на которой проживает население, говорящее на арабском языке, составляет примерно 13 млн км 2 . Это образование находится в зоне соединения трех континентов - Азии, Африки и Европы. Таким образом, арабские страны представляют собой практически единое геокультурное пространство, располагающееся от Персидского залива до Атлантического океана, большая часть населения которого имеет арабские корни.

Языковые и культурные особенности

Основным образующим элементом любого арабского государства является язык и культура, развивающаяся на его основе. Сегодня такая культура является открытой и подверженной воздействию других, таких как индийская, монгольская, андалусская. Однако наиболее сильное влияние оказывают западные традиции.

Религия

В арабском сообществе такая религия, как ислам, исполняет двоякую роль. С одной стороны, она объединяет арабов в общественной и политической жизни, а с другой - служит причиной разногласий и даже вооруженных конфликтов между сторонниками различных течений внутри. Следует понимать, что арабские и мусульманские страны не являются тождественными понятиями. В мире не все арабские государства исповедуют ислам, в некоторых одновременно сосуществует несколько религиозных конфессий. Кроме того, следует помнить, что к мусульманским странам относятся и те, где большинство жителей не являются арабами.

Ислам - мощный культурный фактор, благодаря которому, наряду с языком, происходит сплочение всего арабского мира, но он же может разделять и приводить к кровопролитным войнам.

Страны арабского мира

Всего насчитывается 23 арабские страны, список которых представлен ниже:

  • Республика Джибути;
  • Алжирская Республика;
  • Королевство Бахрейн;
  • Королевство Иордания;
  • Арабская Республика Египет;
  • Йеменская Республика;
  • Республика Ирак;
  • Ливанская Республика;
  • Союз Коморских Островов;
  • Государство Кувейт;
  • Государство Катар;
  • Сирийская Арабская Республика;
  • Государство Ливия;
  • Исламская Республика Мавритания;
  • Королевство Марокко;
  • Оман;
  • Саудовская Аравия;
  • Республика Южный Судан;
  • Федеративная Республика Сомали;
  • Тунисская Республика;
  • Сахарская Арабская Демократическая Республика (Западная Сахара);
  • Палестина.

Следует отметить, что не все арабские страны, список которых представлен, признаются остальными государствами. Так, Сахарская Арабская Демократическая Республика, не входящая в Лигу арабских государств (ЛАГ), официально признана только полусотней стран мира. Марокканские власти осуществляют контроль над большей частью ее территорий.

Кроме того, государство Палестина, входящее в ЛАГ, признано 129 государствами. В этой стране две не имеющие общей границы области: Сектор Газа и Западный берег реки Иордан.

Страны арабского мира территориально подразделяются на три больших группы:

Африканскую (Магриб);

Аравийскую;

Восточно-средиземноморскую.

Кратко рассмотрим каждую из них.

Арабские или Магриб

В строгом смысле Магрибом (Западом) называются только те государства, что расположены к западу от Египта. Однако сегодня принято именовать так все североафриканские арабские страны, такие как Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис и Алжир. Сам Египет считается центром, сердцем всего арабского мира и входит в состав Великой магрибинской дуги. Кроме него, в нее входят такие страны, как Марокко, Тунис, Алжир, Мавритания, Ливия и

Страны Аравийского полуострова

Самым большим полуостровом на нашей планете является Аравийский. Именно на нем находится большая часть стран-поставщиков нефти. Например, состоящие из семи самостоятельных государств. Кроме того, именно на его территории расположены такие страны, лидирующие по нефтедобыче, как Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар. В прежние времена страны, расположенные на Аравийском полуострове, выступали лишь как перевалочные и промежуточные пункты на торговых путях, ведущих в Ирак и Иран. Сегодня благодаря открытым в середине прошлого века огромным запасам нефти каждая из арабских стран Аравийского региона имеет собственный значимый политический, стратегический и экономический вес.

Кроме того, страны, расположенные в Персидском заливе, являются историческими центрами зарождения и развития ислама, откуда он распространился и в другие регионы.

Страны Восточного Средиземноморья

К восточно-средиземноморскому азиатскому региону, носящему название Машрик, относятся такие страны арабского Востока, как Республика Ирак, Королевство Иордания, Сирия, Ливия и обладающая лишь статусом автономии Палестина. Машрик - это с момента образования в конце сороковых годов ХХ века государства Израиль наиболее беспокойная, практически постоянно воюющая зона арабского мира. На протяжении всего ХХ века здесь постоянно происходили арабо-израильские войны и конфликты. Остановимся более подробно на таких государствах Восточного Средиземноморья, как Ирак, Иордания и Палестина.

Республика Ирак

Это арабское государство располагается в долинах рек Евфрат и Тигр, в Месопотамской низменности, и омывается с юго-востока водами Персидского залива. Граничит страна с Кувейтом, Ираном, Турцией, Сирией, Саудовской Аравией и Иорданией. На севере и северо-востоке Ирака расположены Армянское и которые отличаются высокой сейсмической активностью.

Страна Ирак, столицей которой является Багдад - это вторая по величине арабская страна восточно-средиземноморского и ближневосточного региона, с населением более 16 млн человек.

Революция 1958 года привела к падению монархии в этой стране, а с 1963 г. все большую политическую силу стала набирать Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ). В результате ожесточенной борьбы в шестидесятых годах прошлого века эта партия пришла к власти в 1979 году во главе с С. Хусейном. Данное событие стало значительным этапом в жизни государства. Именно этот политик сумел устранить всех своих соперников и установить режим тоталитарной власти. Хусейн посредством либерализации экономической политики и сплочения нации на идее «общего врага», сумел обеспечить рост собственной популярности и получить практически безграничную власть.

Под его предводительством Ирак развязал в 1980 году войну против Ирана, которая продлилась вплоть до 1988 года. Переломным был 2003 год, когда возглавляемые США коалиционные войска осуществили вторжение в Ирак, итогом чего стала казнь Саддама Хусейна. Последствия этого вторжения сказываются до сих пор. Некогда сильная страна стала огромной ареной боевых действий, в которой нет ни развитой промышленности, ни мира.

Хашимитское Королевство Иордания

На юго-западе Азии, на северо-западном окончании Аравийского полуострова, к западу от Ирака и к югу от Сирийской Республики расположилось Королевство Иордания. Карта страны наглядно показывает, что почти вся ее территория состоит из пустынных плато и различных возвышенностей и гор. Граничит Иордания с Саудовской Аравией, Ираком, Сирией, Израилем и автономной областью Палестиной. Страна имеет выход к Красному морю. Столицей государства является Амман. Кроме того, можно выделить крупные города - Эз-Зарка и Ирбид.

С 1953 по 1999 год, вплоть до своей кончины, страной управлял король Хусейн. Сегодня королевством руководит его сын - Абдалла II, являющийся представителем династии Хашимитов и, как принято считать, в 43 поколении одним из прямых потомков пророка Мухаммеда. Как правило, правитель в арабских странах имеет ничем не ограниченное влияние, однако в Иордании власть монарха регулируется Конституцией и парламентом.

Сегодня это наиболее спокойная во всех отношениях территория арабского Востока. Основной доход этой стране приносит туризм, а также помощь других, более богатых арабских государств.

Палестина

Эта автономная область восточного Средиземноморья состоит из двух не соседствующих между собой регионов: Сектора Газа, граничащего с Израилем и Египтом, и который только с востока соприкасается с Иорданией, а со всех остальных сторон окружен израильской территорией. В природном отношении Палестина подразделяется на несколько областей: плодородную низменность, расположенную вдоль побережья Средиземного моря, и холмистое нагорье, находящееся восточнее. На самом востоке страны начинаются степи, плавно переходящие в Сирийскую пустыню.

В 1988 году, после множества арабо-израильских военных конфликтов и отказа Иордании и Египта от претензий на палестинские территории, Национальный Совет Палестины объявил о создании независимого государства. Первым президентом автономии стал легендарный Ясир Арафат, после смерти которого, в 2005 году, на этот пост был выбран находящийся и сегодня у власти Махмуд Аббас. Сегодня в Секторе Газа правящей партией является ХАМАС, пришедший к власти в результате победы на выборах в данной автономии. На Западном береге управляет всей государственной деятельностью Палестинская национальная администрация.

Отношения между Палестиной и Израилем находятся в крайне напряженном состоянии и перманентно переходят в вооруженное противостояние. Границы палестинского государства практически со всех сторон контролируются израильскими вооруженными силами.

Однажды один мой друг консультировался на тему того, куда ему поехать отдыхать, чтобы было подешевле и получше. Когда разговор зашел о Турции, я услышал от него интересную фразу: “Нет! В арабскую страну не хочу!”. Пришлось потратить около пяти минут, чтобы объяснить, что арабы и турки - совсем разные народы, и называть Турцию арабской страной не корректно.

А ведь это клише, причем самое распространенное у российских туристов. Фразой ‘арабская страна’ называют многие страны, но никто толком не может объяснить, что это означает и какими свойствами должна обладать страна, чтобы получить такой статус у среднестатистического гражданина России. Об этом мы и поговорим в этой записи блога.

Какие страны россияне причисляют к списку арабских?

После того, как я задался этим вопросом, я без особой спешки начал опрашивать знакомых и клиентов о том, какие страны они вносят в этот список. Первый страной, которую называли почти все, был , что меня удивило, так как ко мне в голову сразу приходят .

Египет действительно арабская страна, так как почти 90% ее населения – это арабы. Не стоит забывать, что все-таки 10% населения составляют копты, которые считают себя потомками строителей . Копты исповедуют Христианство, за что и страдают. С Египтом я согласен “на все 100”.

Арабские эмираты называли только половина опрошенных мною людей. Почти 100% населения – арабы. Даже главная достопримечательность – башня по дизайну напоминает знаменитый Спиральный минарет в Самарре.

Оказалось, что причисление к списку (более половины опрошенных причислили ее к арабским странам) – это еще “цветочки”. В этот список попал Иран, хотя арабов там почти нет. Большинство иранцев – персы, и они очень далеки от арабов.

Высокий ВВП на душу населения значит, что страна является важным участником мирового рынка. Представляем вашему вниманию десятку богатейших мусульманских стран согласно Yahoo Finance.

Катар:

Страны Персидского залива с населением 1,7 миллион возглавляют рейтинг самых богатых мусульманских стран мира. Средний ВВП на душу населения Катара за 2011 год составляет 88,919 долларов. Основными рычагами активного роста являются непрерывный рост объема производства и экспорт природного газа, нефти и нефтепродуктов. Катар, где пройдет Чемпионат мира по футболу в 2022 году, также выставляет свою кандидатуру на проведение 2020 Олимпийских игр.

Кувейт:

Государство с населением около 3,5 миллиона занимает второе место в рейтинге богатейших мусульманских стран. ВВП на душу населения страны за 2011 год составляет 54,654 долларов. Кувейт обнаружил 104 миллиона баррелей запасов неочищенной нефти, составляющую примерно 10 % мировых резервов. Предполагается, что добыча нефти в Кувейте к 2020 году возрастет до 4 миллион баррелей. Другими важными отраслями экономики страны являются судоходство, строительство и финансовое обслуживание.

Бруней:

Бруней – третья самая богатая мусульманская страна в мире. ВВП на душу населения Брунея за 2011 год составил 50,506 долларов. Богатство страны объясняется обширными месторождениями природного газа и нефти. За последние 80 лет экономика страны преобладает благодаря нефте- и газопромышленности, причем ресурсы водорода составляют более 90% экспорта и более половины его ВВП.

Объединенные арабские Эмираты:

ОАЭ стоит на четвертом месте в списке самых богатых мусульманских стран. ОАЭ делают ставку на нефть и газ, что формирует 25% ВВП, составляет 48,222 на 2011. Экспорт нефти и природного газа в стране играет важную роль в экономике, в частности в Абу Даби.

Оман:

Оман является пятой богатейшей мусульманской страной в мире. ВВП на душу населения Омана на 2011 год составил 28,880 долларов. Запасы нефти Омана составляют в общей сложности 5,5 миллиардов баррелей.

Саудовская Аравия:

Саудовская Аравия занимает шестое место в списке. ВВП на душу населения страны на 2011 год составил 24,434 долларов. Аравия занимает второе место в мире по запасам нефти. Нефть составляет 95% экспорта страны и 70% государственного дохода. В стране также имеются запасы газа, которые являются шестыми по величине в мире.

Бахрейн:

Бахрейн – седьмая богатейшая мусульманская страна в мире. ВВП на душу населения страны на 2011 год составил 23,690 долларов. Нефть является самым экспортируемым продуктом Бахрейна.

Турция:

Турция занимает восьмое место в списке богатейших мусульманских стран. ВВП на душу населения страны на 2011 год составил 16,885 долларов. Туризм в Турции достиг активного роста и является важнейшей отраслью экономики. Другими ключевыми частями экономики страны являются строительство, переработка нефти, нефтехимия и автомобилестроение. Турция является одним из лидирующих стран по кораблестроению и занимает четвертое место после Китая, Японии и Южной Кореи по числу заказанных судов.

Ливия:

Ливия – некогда также входила в число богатейших мусульманских стран. ВВП на душу населения страны на 2011 год составил 14,100 долларов. Ливия имеет десятую часть всех мировых резервов нефти и занимает семнадцатое место по производству нефти в мире.

Малайзия:

Малайзия завершает рейтинг самых богатых мусульманских стран мира. ВВП на душу населения страны на 2011 год составил 15,589 долларов. Малайзия является экспортером сельскохозяйственных ресурсов и нефти. Также, Малайзия – крупнейший производитель каучука и пальмового масла. Туризм в Малайзии третий по величине источник прибыли.

В этой статье мы представляем вам полный список стран, в которых говорят на арабском языке. В список входят не только те страны, в которых арабский язык является официальным, но и те, где арабский – второй официальный язык.

Включенные в первый список арабские страны расположены в алфавитном порядке. В статью также входят данные по валовому внутреннему продукту (ВВП), населению и разделам для каждой диалектной группы разговорного арабского языка. Те же данные вы найдете в списке стран, в которых значительная часть населения говорит на арабском языке или чей второй официальный язык арабский.

Список арабских стран в алфавитном порядке

Иордания

Мавритания

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)

Палестина

Саудовская Аравия

Сирия
Тунис

Краткая история арабского языка и Арабского мира

Около 420 миллионов человек говорят на арабском языке, что делает его шестым из самых распространенных языков в мире. Слово «араб» означат «кочевник», и это понятно, ведь арабский язык пошел от кочевых племен, населяющих пустынные регионы Аравийского полуострова. Арабский язык развился в четвертом веке нашей эры на основе набатейской и арамейской письменности. На арабском пишут справа налево, письмо напоминает курсив, а арабский алфавит включает 28 букв – почти как в английском языке. Он остался неизменным с седьмого века нашей эры благодаря откровениям пророка Мухаммада, записанным в Коране. С 8-го века арабский язык стал распространяться по Ближнему Востоку и Северной Африке, так как многие люди стали обращаться в ислам. Мусульмане обязаны молиться только на арабском языке. Сегодня Арабским миром называют регион, в который входят страны Ближнего Востока и Северной Африки, и арабский язык там является официальным. Арабские страны отличаются друг от друга с точки зрения истории, культуры, политики и диалектов.

Список арабоязычных стран с учетом ВВП

Совокупный ВВП арабоязычных стран составляет $2851 трлн. Это примерно 4% от валового мирового продукта (ВМП). Многие страны в Арабском мире считаются странами с формирующейся рыночной экономикой. Арабский мир, особенно Ближний Восток, в наибольшей степени примечателен добычей нефти. Саудовская Аравия стоит на втором месте в мире по нефтедобыче наряду с Ираком, ОАЭ и Кувейтом, занимающими соответственно 7-е, 8-е и 11-е места. Экономика многих из этих стран зависит исключительно от нефтяных доходов. В Катаре – арабском государстве с наибольшим ростом ВВП (5,6%) – нефть составляет более 70% от общего объема государственных доходов, более 60% валового внутреннего продукта и около 85% экспортных поступлений. Тем не менее, нефтедобыча – не единственная отрасль промышленности в Арабском мире. К примеру, Иордания не имеет нефти или других ресурсов для производства энергии. Их место занимают услуги, которые в этой стране составляют более 67% ВВП. Банковский сектор Иордании – один из самых мощных в регионе. Арабский банк, имеющий штаб-квартиру в столице Иордании Аммане, – одно из крупнейших финансовых учреждений Ближнего Востока. Уровень жизни в странах Арабского мира очень разный. Так, в Катаре один из самых высоких показателей ВВП на душу населения в мире и составляет около $93.352, а в Йемене – один из самых низких, равный $1.473.

Страна ВВП (млрд долларов США)
Саудовская Аравия 646,00
370,29
Египет 330,78
Ирак 180,07
Алжир 166,84
Катар 164,60
Кувейт 114,04
Марокко 100,59
Оман 69,83
Ливия 29,15
Судан 97,16
Сирия 73,67
Тунис 43,02
Ливан 47,10
Йемен 37,73
Иордания 37,52
Бахрейн 31,12
Палестина 6,90
Мавритания 5,44

Арабоговорящие пограничные финансовые рынки и наименее развитые страны

Многие арабоязычные страны попадают либо в категорию пограничных финансовых рынков, либо считаются наименее развитыми (НРС). Пограничные финансовые рынки, как правило, имеют большие рыночные возможности и высокий потенциал для быстрого роста. С другой стороны, эти пограничные рынки нередко более сопряжены с риском, чем рынки сформировавшиеся, и отсутствие инфраструктуры может усложнить ведение бизнеса. Арабские НРС — это арабоязычные страны с самым низким экономическим развитием. Из таких стран, как раздираемая войной Сирия, вывозится валюта, а их экономика переживает упадок вместо роста.

Важно отметить, что даже на этих рынках все еще существуют некоторые развивающиеся отрасли промышленности и пользующиеся увеличивающимся спросом товары.

Изучение экономики показывает, что при уменьшении доходов увеличивается спрос на низкосортные товары. Путешествие на автобусе – пример низкосортного товара, который выбирают те, чьи доходы стали меньше. Тем не менее, даже в тех странах, где экономика переживает упадок, спрос на некоторые дорогие товары может увеличиваться. Взять, к примеру, бронетранспортеры. В раздираемых войной арабских странах, где забота о безопасности стоит на первом месте, они пользуются большим спросом.

Ниже приведен список из четырех арабских стран, входящих в эту категорию:

Население арабоязычных стран

По данным 2013 года, общая численность населения Арабского мира предположительно составляет 369,8 млн человек. Этот регион простирается от Марокко в Северной Африке до Дубая в Персидском заливе. Самая густонаселенная страна региона – Египет, а малонаселенная – Бахрейн. Во многих странах Арабского мира очень высокие темпы прироста населения. Например, в Омане и Катаре самые высокие темпы прироста населения в мире – они составляют 9,2% и 5,65 соответственно. Около 90 процентов людей Арабского мира считают себя мусульманами, шесть процентов – христианами, а четыре процента исповедуют другие религии. Большая часть всех этих людей – этнические арабы; другие основные этнические группы включают берберов и курдов.

Ниже приводится полный список арабоязычных стран, составленный в соответствии с численностью населения:

Страна

Численность населения
Египет 82.060.000
Алжир 39.210.000
Судан 37.960.000
Ирак 33.042.000
Марокко 33.010.000
Саудовская Аравия 28.290.000
Йемен 24.410.000
Сирия 22.850.000
Тунис 10.890.000
Объединенные Арабские Эмираты 9.346.000
Иордания 6.459.000
Ливия 6.202.000
Ливан 4.467.000
Палестина 4.170.000
Мавритания 3.890.000
Оман 3.632.000
Кувейт 3.369.000
Катар 2.169.000
Бахрейн 1.332.000

Другие арабоговорящие страны

Во многих странах арабский язык либо является вторым официальным, либо там имеются значительные арабоязычные сообщества. Однако во всех этих странах арабский – язык меньшинства. Например, в Чаде два официальных языка – французский и литературный арабский, а также более 120 языков коренных народов.

Страна ВВП (млрд долларов США) Население
Чад 11,02 12.450.000
Коморские острова 0,5959 717.503
Джибути 1,239 859.652
Эритрея 3,092 6.131.000
Израиль 242,9 7.908.000
Сомали 0,917 100.200.000
Южный Судан 9,337 10.840.000

Диалекты арабского языка

Существует три формы арабского языка: современный стандарт арабского языка (MSA), классический арабский/язык Корана и разговорный арабский язык. MSA — официальный современный язык Арабского мира, основанный на языке Корана. MSA широко преподается в школах и университетах арабоязычных стран. Он также в той или иной степени используется на рабочих местах, в правительстве и в средствах массовой информации всего Арабского мира.

Несмотря на существование MSA, носители арабского языка взрослеют, разговаривая на диалекте региона, в котором они живут. В каждой арабоговорящей стране есть своя форма разговорного арабского, который существенно отличается от MSA. Какой-то один диалект разговорного арабского может использоваться в целом регионе или даже стране. Основные диалектные группы арабского следующие:

Диалект Зоны распространения Number of Speakers
Египетский Египет 55,000,000
Диалекты Персидского залива Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ 36,056,000
Мавританский Мавритания, Южное Марокко, Юго-Западный Алжир, Западная Сахара 3,000,000
Левантийский (левантинский) Ливан, Иордания, Палестина, Сирия 21,000,000
Магрибский Алжир, Ливия, Марокко, Тунис 70,000,000
Месопотамский/иракский Ирак, Восточная Сирия 35,000,000
Суданский Судан, Южный Египет 40,000,000
Йеменский Йемен, Сомали, Джибути, Южная Саудовская Аравия 15,000,000

Карта арабских диалектов

Gulf Arabic – Диалекты Персидского залива

Bahrani – бахрейнский

Najdi – надждийский

Omani – оманский

Hijazi and Rashaida – хиджазский

Dhofari – дофарский

Yemeni and Somali – йеменский и сомалийский

Chadic and Shuwa – чадский

Sudanese – суданский

Sa’idi – саидский

Egyptian – египетский

Judeo-Arabic – еврейско-арабский

Nubi – нубийский

Cypriot Arabic – кипрско-арабский

Iraqui – иракский

Levantine – левантийский (левантинский)

North Mesopotanian – северо-месопотамский

Morrocan – марокканский

Tunisian – тунисский

Algerian – алжирский

Lybian – ливийский

Hassaniya – мавританский

Saharans – сахарский