Бакшеев василий николаевич – галерея произведений (53 изображения). В.Н

Бакшеев Василий Николаевич (12(24).12.1862-28.09.1958) 2В

Живописец, жанрист и пейзажист. Продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа, автор работ на историко-революционные темы и жанрово-тематических работ. Соединял сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов. Народный художник СССР (1956) и РСФСР (1932). Академик живописи ИАХ (1913), действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ста-линской премии (1943). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Родился, жил и умер в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурном отделении, затем на живописном (1878-1888) у Е.С.Сорокина, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, А.К.Саврасова. Получил две малые (1885, 1886) и большую (1887) серебряные медали. Его работа «Девушка, кормящая голубей» (1887) была приобретена с ученической выставки П.М.Третьяковым. С 1884 участник выставок. Экспонент (1891) и член (1896) Товарищества художественных передвижных выставок, участник выставок ТПХВ (1891-1923). Его картины «За советом», «Утешитель» (1892) удостоены 1-й премии на выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Один из организаторов «Союза русских художни-ков» (с 1903). После Октябрьской революции работал в Комиссии по охране памятников ис-кусства и старины (1917-1919), участвовал в организации музеев в Москве. Член Ассоциации художников революционной России (АХРР, 1922), в 1928 участвовал в создании ОХР. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-1918), с 1933 - в Институте повышения квалификации художников, в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» (1940-1958) и Московском художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина (1946-1952), профессор (с 1940).

Работы экспонировались на выстав-ках в США (1922), Индии (1951) и Китае (1954).

Персональные выставки: в Москве (1937, 1944, 1947, 1953) и Кирове (1962).

Основные произведения: «Житейская проза» (1892-1893, Третьяковская галерея), «Первая зелень» (1900), «Осень. Прощальные лучи» (1915) - обе в Русском музее, «Дорога в лес» (1935), «Пасмурное утро» (1945) - оба в Третьяковской галерее.

Один из старейших мастеров советской живописи. В предреволюционный период создал ряд жанровых полотен, одновременно разрабатывая индивидуальные принципы лирического пейзажа. Верный передвижническим традициям, он утверждает красоту и типические черты родной природы в ее обыденном состоянии. В тональной разработке колорита, в эмоциональном настроении ранних пейзажей сказывается воздействие современника И.И.Левитана. Эти особенности искусства мастера находят свое дальнейшее развитие в послереволюционный период творчества, когда пейзаж становится определяющим в художественной практике Бакшеева. Удивительная ясность образа природы сообщает особое обаяние произведениям живописца.

Произведения находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств Киргизии (Бишкек), Саратовском областном художественном музее им. А.Н.Радищева, Нижне-Тагильском музее изобразительных искусств, Курской картинной галерее, Нижегородском художественном музее, Пермской художественной галерее, Самарском художественном музее.

Сочинения: Воспоминания. М., 1961; книги и статьи по искусству.

Библиография: Matthew С.В. Russian and soviet painters. 1900-1980-s. London, 1998, p.23; Живопись 20-30-х годов. СПб., 1991. С.166; Москва в русской и советской живописи. Каталог выставки. ГТГ. Москва, 1980; Абрамова Л., В.П.Бакшеев. М.,1967; Г.Г.Шейн. В.Н.Бакшеев. Жизнь и творчество. М., 1952; В.Полевой. Избранные произведения В.Н.Бакшеева. М., 1952; Тихомиров А. В.Н.Бакшеев - народный художник РСФСР. М., 1950; Каталог выставки произведений народного художника РСФСР В.Н.Бакшеева. М., 1947; В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бирюля, Н.Э.Грабарь, Е.Е.Лансере и др. Каталог выставки. М., ГТГ, 1944; Каталог выставки произведений художника В.Н.Бакшеева к 50-летию его творчества. М., 1937.

В.Н. Бакшеев (1862-1958 гг.) прожил долгую жизнь труженика. В.Н. Бакшеев стал художником в конце 80-х годов XIX века. Свои интересы и устремления Василий Николаевич Бакшеев связал с деятельностью

В.Н. Бакшеев «Пионы» 1957 г.

Его товарищами по учебе и художественной деятельности были такие живописцы, как , И.И. С.В. Иванов. Уже в начале творческого пути В.Н. Бакшеев работал над пейзажами, но известность ему принесли .

В.Н. Бакшеев «Житейская проза» 1892-1893 гг.

Эти картины отличают психологическая точность характеров, взаимоотношений, верность обстановки. Художник раскрывает драматическое содержание «будней жизни» мещанской среды, сочувственно рассказывает о тяжелой доле тружеников.

В.Н. Бакшеев «Дорога в лесу» 1925 г.

После революции В.Н. Бакшеев с его демократизмом и реалистическим строем живописи естественно стал активным участником Ассоциации художников революционной России, создал ряд картин, изображающих новую жизнь.

В.Н. Бакшеев «Колхозница» 1955 г.

Постепенно главным жанром в творчестве В.Н. Бакшеева стал , в котором он достиг замечательных успехов, продолжая традицию, идущую от , И. Левитана, М. Нестерова.

В.Н. Бакшеев «На террасе» 1892 г.

Наиболее известны произведения В.Н. Бакшеева: «Девушка, кормящая голубей» (1887 г.), «Житейская проза» (1892-1893 гг.), «Первое мая в Петрограде в 1917 году» (1927 г.), «Дорога в лесу» (1925 г.), «Последний снег» (1936 г.).

В.Н. Бакшеев «Голубая весна» 1930 г.

«Голубая весна» — один из лучших пейзажей В.Н. Бакшеева. Он пишет свое любимое время года – раннюю весну. К этой теме обращались многие художники, включая и Левитана, однако Бакшеев сумел по-своему раскрыть красоту весеннего пейзажа.

Художник описывал свои впечатления, вдохновившие его на создание этой картины, как впечатления от земли, освободившейся от снега и почти сухой. Душистый воздух наполняет всё; пахнет прелым листом, кое-где пробивается первая травка; вдоль дороги, где шел художник, цветут ивы, источая приторный запах меда. Слышно птичье пение. На голубом фоне неба вырисовываются ажурные, с нераспустившимися почками ветви берез желтовато-розового цвета; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Весь наполняет теплый весенний свет. Художник написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна».

В этой картине одной из главных живописных задач для художника была передача яркого солнечного освещения. Мы ощущаем, как солнце слепит своим блеском, вспыхивает и мерцает. Свет пронизывает весь , появляется какая-то размытость очертаний стволов, теней – всех форм. Бакшеев – мастер пленэра. Его колористическая гамма предельно точна и удивительно сложна. Оттенки цвета трудно определить словами (розоватые, лиловые, нежно-зеленые, желтоватые, серебристо-серые), но торжествует надо всем яркая бирюза весеннего неба. «Голубая весна» В.Н. Бакшеева – это поистине «весна света».

Старейший мастер русской реалистической живописи В. Н. Бакшеев родился в 1862 году в семье коренного москвича — мелкого чиновника. Окончив в 1877 году шестиклассное уездное училище, он в этом же году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества. В 1883 году перешел на отделение живописи и окончил его в 1887 — 1888 годах, получив звание классного художника и большую серебряную медаль за эскиз «Возвращение с богомолья». В годы ученья Бакшеев занимался рисунком и живописью под руководством выдающихся русских художников Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова.

Уже в эти годы Бакшеев успешно участвует в ученических выставках, а с 1892 года в Товариществе передвижных художественных выставок. В 1896 году он избирается членом этого товарищества. Одновременно, начиная с 1897 года, художник был участником периодических выставок Московского общества любителей художеств. В 1913 году его избрали почетным членом Академии художеств.

Постоянное участие в выставках способствовало тому, что художник в сравнительно короткое время получил всеобщее признание. Отдельные полотна Бакшеева приобретаются П. М. Третьяковым для его галереи («Девушка с голубями», «Этюд — пейзаж» — 1888 год).

Живопись Бакшеева в некоторых отношениях была близка к живописи Левитана; но отличалась от нее своеобразным индивидуальным восприятием природы, своими мотивами, своим особым звучанием красок и ярко выраженным единством колористического построения.

Выдающийся мастер русской реалистической живописи, Бакшеев с первых дней Октябрьской революции активно включился в новую жизнь страны. Его творчество в эти и последующие годы достигло новых успехов. Им были созданы «Голубая весна» (1930, ГТГ) 1 , «Последний снег» (1936, ГРМ) 2 , «Березовая роща» (1943, Львов, картинная галерея), «На окраинах города Касимова» (1948, Ярославль, областной музей искусств), «Тихий вечер» (1952) и др.

Творчество Бакшеева высоко оценено Советским правительством. Он награждается орденом Трудового Красного Знамени (1943) и дважды орденом Ленина (1952 и 1958). В 1947 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР, а в 1956 — народного художника СССР. В 1947 году Бакшеев был избран действительным членом Академии художеств СССР.

Большое значение для развития русского и советского реалистического искусства имела многолетняя педагогическая деятельность художника. С 1897 года вплоть до 1918 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1933 по 1941 год он ведет класс живописи в отделении повышения квалификации при Московском художественном институте. С 1940 по 1958 год работает в Московском областном художественном училище имени 1905 года, а в 1946 — 1952 годах руководит кафедрой живописи в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина.

Начиная с первых лет Советской власти Бакшеев участвовал во всех союзных и академических выставках. Его картины широко экспонировались и за рубежом: в США, Франции, Аргентине, Новой Зеландии, Египте, Сирии и Китае.

Многочисленные полотна Башкеева находятся в собраниях многих музеев нашей страны. Его произведения как жанрового, так и пейзажного характера, благодаря исключительно высокому живописному и техническому мастерству художника, отличаются изумительной свежестью и звучностью красок, не изменившихся на протяжении многих лет.

Отличная сохранность первоначального колорита полотен Бакшеева во многом объясняется исключительно внимательным и умелым обращением художника с используемыми им материалами: холстом, грунтом, красками, разбавителями, лаками.

Живописец, график

Родился в семье служащего. В 1878–1889 учился в МУЖВЗ, сперва на архитектурном отделении у А. П. Попова, с 1883 - на живописном у А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского. В 1889 за картину «Возвращение с богомолья» был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника. В 1895 совершил путешествие по Европе, посетил Париж, Мюнхен.

Жил в Москве и деревне Зайцево в Подмосковье. Работал как пейзажист, создавал жанровые картины и натюрморты. Входил в Московское товарищество художников (1893–1895). С 1896 - член ТПХВ (участвовал в выставках Товарищества с 1891), в течение ряда лет был уполномоченным по организации выставок ТПХВ в Москве. Экспонировал свои работы на выставках Московского общества любителей художеств (1890–1896, 1910), «Мира искусства» (1901), 36-ти художников (1901–1903), Союза русских художников (1903, 1904, 1906), международных выставках в Риме (1911) и Мюнхене (1913). В 1913 был удостоен звания академика.

В 1884–1889 преподавал рисование в приюте великой княгини Ксении Александровны, в 1897–1918 - в МУЖВЗ.

После Октябрьской революции входил в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете (1917–1919), был членом совета Третьяковской галереи (1918–1919). В 1917–1919 входил в объединение «Изограф», в 1922 вступил в Союз русских художников, в 1922–1928 - член АХРР. В 1928 выступил одним из учредителей Общества художников-реалистов. В 1930-х неоднократно выезжал в творческие командировки по СССР. Принимал участие во многих групповых выставках в Советском Союзе и за рубежом, в частности во 2-й Государственной выставке картин в Москве (1919), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919), выставках русского искусства в Нью-Йорке (1924), Торонто (1925), Лос-Анджелесе (1925), во Всемирной выставке в Париже (1937), различных всесоюзных выставках. Провел персональные выставки в Москве (1937, 1947/1948, 1952/1953), Ленинграде (1937).

Занимался активной педагогической деятельностью: в 1933–1940 преподавал в Институте повышения квалификации художников, в 1940–1958 - в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, в 1945–1951 - в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, профессор (с 1940). За свою деятельность был удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1937), действительного члена Академии художеств СССР (1947), народного художника СССР (1956); лауреат сталинской премии (1943), двух орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени. Автор воспоминаний (М., 1961).

Ретроспективные выставки творчества художника состоялись в Кирове (1962) и Москве (1973).

Бакшеев - один из крупнейших мастеров русской (советской) живописи первой половины ХХ века, развивавший традиции реалистического искусства, в частности пленэрного лирического пейзажа. Соединял сдержанно-импрессионистическую манеру письма с символической обобщенностью образов («Девушка, кормящая голубей», 1887; «Иней», 1900; «Осенние лучи», 1916). Ряду поздних работ присуще мемориально-политическое значение образов («На родине М. И. Калинина», 1947).

Произведения Бакшеева находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе "Союза русских художников" ("союзников").

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. Жил в Москве. Был членом "Товарищества передвижников", а также одним из организаторов и самых характерных мастеров "Союза русских художников" (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания "передвижников" в своих жанрах – идиллических ("Девушка, кормящая голубей", 1887, ГТГ) или, напротив, гнетуще-тревожных ("Житейская проза", 1892-1893, ГТГ). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов ("Осенние лучи", 1916, ГРМ). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная "Голубая весна", 1930; "Весенний день", 1940; ГТГ). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл "На родине М.И.Калинина", 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к "уединению в пейзаже", характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших "союзников".

Лауреат Сталинской премии 1943. Много работал как педагог: с 1894 преподавал в МУЖВЗ и других училищах.

В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства – Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Бакшеев являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были Архипов, Нестеров, К. Коровин, Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.

Таким образом, Бакшеев, как и некоторые другие мастера, участвовавшие в формировании советского искусства, самым непосредственным образом прикоснулся к живительному источнику демократического русского искусства второй половины XIX – начала XX века.

Творчество мастеров старшего поколения во многом определило лицо нашей пейзажной живописи. Образ Родины выступает в их произведениях не как поверхностное описание тех или иных мест, а как взволнованный рассказ о бесконечно прекрасной природе, дарующей человеку силы, вселяющей в него светлые и радостные надежды, как переживание глубоко чувствующего человека.

Таково искусство Бакшеева-пейзажиста. Его картины отличаются правдивостью в передаче натуры, нежной любовью к русской природе. В них много покоя и глубокой сосредоточенности, проникновенного внимания к изображаемому. Больше всего он любит весенние и летние дни, когда природа предстает во всем богатстве красок и жизненной трепетности. Мотивы пейзажей Бакшеева отличаются скромностью, но художник и в самом простом видит большое поэтическое содержание.