Сергей Есенин – поэт Октябрьской революции.

В автобиографической заметке «О себе» (1924) Есенин писал:

«Самый щекотливый этап - это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях.

Этот этап я не считаю творчески мне принадлежащим. Он есть условие моего воспитания и той среды, где я вращался в первую пору моей литературной деятельности.

Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим Матерям и Миколам как к сказочному в поэзии.

«Не будь революции, я может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике или развернулся бы не в ту и не в нужную сторону... В годы революции я был всецело на стороне Октября»

(Ю.А. Андреев, Советская литература,

Москва, «Просвещение», 1988г.)

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его поэзия никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к стране и природе. Природа изображается Сергеем Есениным очеловеченной, одухотворённой, зеркалом человеческих чувств и состояний. В стихах звучит любовь к России и боль за нищую страну.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный.

Лес да монастырь (1914),

– с горечью восклицает поэт, и в то же время какой любовью к этому бедному и заброшенному краю проникнуты такие строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(«Гой ты, Русь, моя родная...» (1914))

В 1916 году в разгар империалистической войны Есенина призвали в армию, но в боях действующей армии он не участвовал. Его оставили сначала в Петербурге, а потом причислили к Царскосельскому военно-санитарному поезду. Здесь он участвовал в концертах, читал стихи в лазаретах. Дворцовая верхушка пыталась «приручить» Есенина, чтобы он писал стихи во славу царя Николая II, но Есенин отказался и за это был наказан и сослан на фронт. Об этом Есенин писал: «Революция (Февральская) застала меня в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя». Это наказание воспоследовало 23 февраля 1917 года, но вмешалась Большая История: именно в тот день свершилась Февральская революция. Из армии Керенского Есенин ушел.

Этот важный момент и поступок Есенина, который отказался писать стихи во славу царя и был сослан на фронт, чтобы его убили, скрывают от школьников!!!

С горячим сочувствием Есенин встретил Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Брюсовым, Маяковским он стал на сторону Октябрьской революции.

Американизм для Советского Союза – неприемлем!

Революционный настрой Есенина был замечен, и именно ему, вместе с Клочковым и Герасимовым, было доверено создание текста кантаты, которая была исполнена в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции при открытии мемориальной доски в честь погибших революционеров, созданной знаменитым скульптором С.Г. Коненковым. На этом торжестве присутствовал В.И. Ленин. Он срезал ножницами печать на задрапированной доске – покров упал к ногам, и глазам всех открылась фигура белокурой девушки с веткой мира в руке.

Есенин присутствовал на митинге и слушал исполнение торжественно зву-чавших его стихов:

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот...

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

Этот момент в его жизни тоже от школьников скрыт.

Его произведения: «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик» и другие – проникнуты пафосом освобождения, величием революции.

«Небесный барабанщик» (1918 – начало 1919). В нем поэт ликует, видя крушение старого мира, он увлечен грандиозным размахом событий:

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!..

Нам ли нужны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

Сорвет и пойдет по дорогам

Лить зов над озерами сил -

На тени церквей и острогов,

На белое стадо горилл.

В его маршевом ритме звучит отчетливое противопоставление двух миров: взвихренной конницы революционного народа, рвущейся к «новому берегу», и «белого стада горилл». Это стихотворение выброшено из школьных учебников.

Но было бы неверно думать, что Есенин без всяких противоречий, колебаний, сомнений и мучений принял идеи Октябрьской революции. Очень тяжелым был у него разрыв со старым. Не сразу он смог понять то новое, что входило в жизнь.

Революцию возглавил пролетариат. Деревню вел за собой город. Только благодаря этому и можно было одержать победу, но Есенин восклицает:

«Ведь идет совершенно не такой социализм, о котором я думал!».

Есенин не понял реального положения революции и социализма. Отсюда его переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению.

Есенин воспринимал революцию по-своему, с крестьянским уклоном. Он начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую «деревянную Русь».

На основе таких настроений у него возникает целый цикл произведений «Сорокоуст»: «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Хулиган» (1919 - 1921) – в них запечатлены болезненные противоречия между старым и новым. От этих произведений лежал путь к литературной богеме и к печально известному циклу «Москва кабацкая», в котором есть и упадничество, опустошенность, отчаяние, есть и стремление преодолеть эти настроения, вырваться из неприкаянности их тоски, есть и поэтизация пьяного разгула, есть и порыв к цельности и здоровой жизни:

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек,

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Об этой непримиримой, не допускающей соглашательства, душевной борьбе Есенин писал в стихотворении «Русь уходящая» (2 ноября 1924):

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Значительную роль в творческом развитии Есенина сыграла его зарубежная поездка в мае 1922 – августе 1923 гг. Он совершил путешествия по Германии, Франции, Бельгии, Италии, четыре месяца пробыл в США.

Узнав о предстоящей поездке Есенина за рубеж, недруги Советской страны радовались: «Есенин не вернется в Россию!», «Есенин устроит грандиозный скандал Советской власти!»

Приехав в Берлин, Есенин действительно устроил скандал, но не такой, какого от него ждали. Желая «приручить» поэта, русская эмиграция устроила ему выступления. Поэт пришел и сразу же потребовал, чтобы спели «Интернационал», без него не соглашался приступить к чтению стихов. В ответ, конечно, раздались возмущенные крики и свист. Тогда Есенин сам запел «Интернационал». Свисты нарастали. Тогда Есенин вскочил на стул и крикнул: «Не пересвистите, как заложу четыре пальца в рот и свистну – тут вам и конец».

О том, что Есенин пел и пропагандировал революционный гимн коммунистов, тоже утаивают от учеников.

М.М. Литвинову,

Уважаемый товарищ Литвинов!

Будьте добры, если можете, то сделайте так, чтоб мы выбрались из Германии и попали в Гаагу. Обещаю держать себя корректно и в публичных местах «Интернационал» не петь. Уважающие Вас С. Есенин и Айседора Дункан.

С. Есенин,

сборник сочинений, т.2,

Москва, «Советская Россия»,

«Современник», 1991 г.

Возвратившись на Родину, Есенин говорил: «Ну да, скандалил, но ведь я скандалил хорошо, я за русскую революцию скандалил. Где бы я ни был и в какой бы черной компании ни сидел (а это случалось), я за Россию и глотку готов перервать. Прямо цепным псом стал, никакого надругательства над Советской страной вынести не мог. И они это поняли…»

В.Д. Свирский, Е. К. Францман,

Русская советская литература

Издательство «Звайгзне», Рига, 1977г .

Что же поэт увидел на Западе? Пагубное влияние и действие капиталистического уклада на души и сердца людей. Он остро почувствовал духовное убожество западной буржуазной цивилизации.

Письма из-за рубежа – это свидетельство его протеста против буржуазной цивилизации, против культуры ночных ресторанов и продажных газет, против нивелирования и унижения личности, против господина доллара, который в страшной моде у них, а на искусство они чихают.

А.Б. Мариенгофу, Остенде,

«Милый мой… Как хочется мне отсюда из этой кошмарной Европы обратно в Россию. Боже мой! Какая же прекрасная Россия!

Здесь сплошное кладбище. Все эти люди, которые снуют быстрее ящериц, не люди, а могильные черви, дома – их гробы, а материк – склеп»

А.Б. Мариенгофу, Нью-Йорк,

«Милый мой Толя! Как рад я, что ты не со мной в Америке, не в этом отвратительнейшем Нью-Йорке. Лучше всего, что я видел в этом мире, – это все-таки Москва.

Боже мой! Лучше было есть глазами дым, плакать от него, но только бы не здесь…»

(С. Есенин, т.2)

Некоторые современные Есенину писатели видели в США идеал технической мощи, которому, по их мнению, должна следовать Советская Россия. Но они словно забывали о социальном классовом различии.

Есенин увидел успехи цивилизации в капиталистической Америке, но тем разительнее было для него духовное убожество «среднего» американца, главным увлечением которого является пресловутый «бизнес», долларовый «профит» (выгода): владычество доллара завораживает американцев, и ничего остального они не желают знать.

«Железный Миргород» (1923) – этот очерк – это произведение высокого гражданского звучания. Есенин оказался солидарным с Маяковским, прямо заявившим:

«Американизм – уклад жизни – для Советского Союза – неприемлем!» .

«Страна негодяев» (1922-1923) – поэма, в которой Есенин пропагандирует нравственное превосходство Советской власти. Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать значение великих преобразований, происходивших на его Родине.

Пафосом этих преобразований, этого грандиозного строительства пронизаны страницы «Страны негодяев»: «Только работай! Только трудись! И в республике Советов будет все, что кому угодно!»

Верная оценка Есениным американской действительности свидетельствовала о его политической проницательности. И как итог неустанных бескомпромиссных поисков высшей истины в годы революции звучит взволнованный голос Есенина:

1. «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».

2. «Зрение мое преломилось особенно после Америки… Вспомнил про дым отечества, про наши деревни, где чуть не у каждого мужика в избе спит теленок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил непролазные дороги… и разлюбил нищую Россию. Я еще больше влюбился в коммунистическое строительство».

3. «Пусть я не близок коммунистам как романтик в моих поэмах, – я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и своим творчеством».

Сказано это было поэтом в 1923 году вскоре после его поездки в Европу и Америку в 1924 году в стихотворении «Ответ» он писал:

Но ту весну,

Которую люблю,

Я революцией великой

И лишь о ней

Страдаю и скорблю,

Я жду и призываю!

Народ стонал, и в эту жуть Страна ждала кого-нибудь...

И он пришел.

Заграничная поездка заставила Есенина полюбить Социалистическое Отечество, по-иному оценить все, что в нем происходит.

Так, 1924-1925 годы были в творчестве Есенина самыми плодотворными. (Полтора года, проведенные Есениным за границей, были исключительным в его биографии временем без стихов, – ничто не вдохновляло поэта вдали от родной природы, стихов он почти не писал. Не случайно именно за границей создавались драматические строки «Москвы кабацкой» и возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек».) Именно в 1924-1925 годах он написал около ста стихотворений и поэмы: «Песнь о великом походе», «Поэма о 36»,поэма «Анна Снегина». Намереваясь выпустить свои произведения особым сборником, Есенин предпосылает им специальное обращение:

Издатель славный! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь,

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь!

Здоровые начала взяли верх в душе поэта. Напряженный интерес к живой, конкретной действительности, горячая любовь к новой, Советской Руси и происходящим в ней революционным переменам, стремление быть настоящим, а не сводным сыном в штатах СССР – вот главные мотивы его новых произведений.

«Стансы» (1924) – в этом стихотворении Есенин пишет:

Стишок писнуть,

Пожалуй, всякий может –

О девушках, о звездах, о луне...

Но мне другое чувство

Сердце гложет,

Другие думы давят череп мне.

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Я вижу все

И ясно понимаю,

Что эра новая –

Не фунт изюму вам,

Что имя Ленина

Шумит, как ветр, по краю,

Давая мыслям ход,

Как мельничным крылам.

Есенин намечает пути развития проблем, еще недавно казавшихся ему безысходными. Если раньше он был против, то теперь готов восхищаться и «стальным конем», и «стальной конницей», и всем новым. Особенно сильное новое отношение к действительности сказалось в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925):

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной страны…

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям…

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В стихотворении «Возвращение на родину» (1924) Есенин удивляется:

Как много изменилось там,

В их бедном, неприглядном быте.

Какое множество открытий

За мною следовало по пятам.

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, –

Бежать за комсомолом.

«Русь Советская» (1924). Русь Советскую поэт видит не как «край заброшенный», край- пустырь», «горевая полоса», а разбуженной, возрождающейся к новой жизни.

И все-таки поэту грустно: «Моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но изменения к лучшему вносят в душу успокоения:

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин».

И Есенин пишет:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю…

И он приветствует от души молодое поколение:

Цветите, юные!

И здоровейте телом!

У вас иная жизнь!..

Какие светлые, завораживающие, признательные, благодарственные и добрые строки Есенина, посвященные молодежи!

И такие же уверенные, твердые и не колеблющиеся строки, посвященные Советской России:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»!

«Анна Снегина» (1925) – самое значительное произведение. Основу его составляет лирический сюжет, связанный с воспоминаниями о юношеской любви поэта, названной здесь Анной Снегиной. Но Есенин этим не ограничивается. Начиная с названия деревень Криуши и Радово, Есениным раскрывается картина классовой борьбы в «суровые-грозные годы» – в первые годы революции. Главная тема поэмы – Октябрь в деревне. Жилось людям тяжело.

Житье у нас было плохое,

Почти вся деревня вскачь

Пахала одной сохою

На паре заезженных кляч…

Вот почему бедняки с энтузиазмом и воодушевлением восприняли Советскую власть. Большое художественное достижение Есенина – создание образа Прона Оглоблина. Еще до революции Прон вступил в спор с властями и был выслан в Сибирь. Весть о победе Октября он встречает с радостью. Готовится организовать в селе коммуну. Состоятельные крестьяне его не любят, зато беднота благоговеет перед ним.

В поэме развернута тема революции и гражданской войны. Автор критикует буржуазное Временное правительство за продолжавшуюся братоубийственную войну, призывает к миру, он на стороне Советской власти.

Крестьяне настойчиво спрашивают у Есенина:

Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он - вы».

Ответом на вопрос крестьян поэт дает афористическое определение глубинной связи вождя с народом.

Героиня поэта Анна Снегина иного социального происхождения. Она оказывается в другом лагере и уезжает в эмиграцию. Но и ее характеризует неугасающее чувство любви к России. Она тяготится зарубежной жизнью, тоскует. И Есенин получает письмо с лондонской печатью:

«Вы живы?.. Я очень рада...

Я тоже, как вы жива…

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, толь в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг…»

Образ В.И. Ленина в творчестве С.Есенина.

Смерть Владимира Ильича Ленина навсегда горем отозвалась в памяти поэта. Несколько часов он провел в Колонном зале у гроба Ленина. В дни всенародной скорби Есенин, подобно Маяковскому, был полон дум о том, как запечатлеть образ В.И.Ленина. О Ленине, в котором воплотилась вся сила и целеустремленность революции, Есенин размышлял немало и неоднократно, размышлял, обращаясь к его имени в стихах.

В стихотворении «Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй-поле» (1924 ) Есенин стремится раскрыть простоту Ленина, близость к народу, воздействие своих идей на сердца миллионов; возвеличивает его как человека сверхобыкновенного:

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс...

Не правда ли, весьма заметная эволюция – от религиозной окраски первых стихотворений к строке «Позор острогов и церквей»?

Монархия! Зловещий смрад!

Веками шли пиры за пиром,

И продал власть аристократ

Промышленникам и банкирам.

Народ стонал, и в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь...

И он пришел.

Он мощным словом

Повел нас всех к истокам новым.

Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,

Берите все в рабочьи руки.

Для вас спасенья больше нет –

Как ваша власть и ваш Совет».

Одним из наиболее удачных, ясных и гармоничных по соразмерности мысли и чувства стихотворений, написанных в 1925 году, последнем году жизни Есенина, было – «Капитан земли».

Еще никто

Не управлял планетой,

Не пелась песнь моя.

Лишь только он,

С рукой своей воздетой,

Сказал, что мир -

Единая семья…

Не обольщен я

Гимнами герою,

Не трепещу

Кровопроводом жил.

Я счастлив тем,

Что сумрачной порою

Одними чувствами

Я с ним дышал и жил…

Продолжая метафору, сравнивая полет своей революционной страны с полетом могучего корабля по волнам, поэт предвидит времена, когда матросы великого рулевого («Вся партия – его матросы») поведут корабль среди рева волн к желанному материку и зажгут на нем для всех других «путеводительные светы»:

Тогда поэт

Другой судьбы,

И уж не я,

А он меж вами

Споет вам песню

В честь борьбы

Новыми словами.

Он скажет:

«Только тот пловец,

Кто, закалив

В бореньях душу,

Открыл для мира наконец

Никем не виданную

Сергей Есенин, поэт октябрьской поры. Его поэзия, поведавшая с непревзойденной силой искренности о мыслях, чувствах, сомнениях и обретении истинного пути на крутом историческом переломе истории русским трудовым народом, открывает новые просторы духовного развития.

«Есенин сам по себе – явление уникальное. Это был художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура истинной силы своего противоречивого времени, не потухшая, незакатная звезда».

Юрий Бондарев,

советский писатель.

А. Ф. Небога,

советский учитель,

Красногвардейский район

Совпали с эпохой, когда в России происходили крутые повороты. Среди них стоит упомянуть прежде всего революционные события, которые тут же нашли отражение в стихотворениях и поэмах писателя. Как раз, изучая творчество Есенина, мы сможем проследить отношение писателя к революции.

Как отразилась революция в творчестве Есенина

Изначально, как и для многих людей, в том числе и писателей, революция виделась Есенину новой вехой в истории страны, где все старое должно было разрушиться и вместо этого родиться новое. Есенин воспринимает революционные события радостно, ведь, как и другие, по своей наивности он действительно верил в лучшие перемены. Вот только смотрел Есенин на происходящее со стороны крестьянства и именно этот взгляд проявится чуть позже. А пока писатель видит новое время, где будет счастье для мужика и его жизнь будет сытой и вольной. Он верит в изменения, а свои послереволюционные стихотворения относит к блоку Преображение. Это название было символично, ведь писатель верил в лучшее преображение страны. Так в своей Инонии поэт называет себя большевиком, а в Небесном барабанщике приветствовал революцию словами: Да здравствует революция.

Однако уже в 1920 году мнение о революции писатель кардинально меняет. Восторженность сменяется разочарованием, которое стало отображаться и в творчестве. Социализм не оправдывает надежды Есенина. Теперь поэт критикует революцию и раскаивается за свою наивность и веру в правильность их идей. Писатель увидел разруху, что несла в себе революция, а установленные порядки были для Есенина чужды. Появляются такие работы, как Возвращение на Родину, где лирический герой увидел чужой край, с чужими людьми, хоть и вернулся на Родину.

Есенин: последний поэт деревни

Такой ожидаемый мужицкий рай становится далеким, ведь социализм нес совершенно иные цели. В итоге, страна погрязла в гражданской войне, а вокруг царила разруха и нищета. Сельской жизни приходит конец, окна выбиты, а на смену живой лошади пришла стальная конница. Село столкнулось в схватке с городом, где первое обречено. В отчаянии поэт в своих произведениях шлет проклятия железному коню, и после революционных событий называет себя последним поэтом деревни. Он видит, если и будет подниматься тема деревни в литературе, то сам деревенский уклад погибнет.

Изучая произведения писателя, мы увидели, что Есенин не отвергал новую власть, просто он не мог понять и принять новый уклад, и оказался лишним среди происходящего. Такого отношения к себе социалистическая власть не могла простить, поэтому о писателе забывают, а после смерти запрещаются и его произведения. Однако вклад Есенина в развитие литературы огромен, да и несмотря на все происходящее, не разлюбил свою родину поэт, пытаясь принять новый мир, пусть и без восторга. А значит, не могли его полностью стереть со страниц истории, поэтому о нем вспомнили и сегодня многие восхищаются его работами и творчеством.

Есенин восхищался «восстанием рабов», которое охватило всю страну в годы революции. Он также считал ее явлением подлинно космического масштаба, в котором могло бы разрушиться все старое и появиться новое. Сам поэт мечтал стать пророком нового мира. Но затем его мировоззрение кардинальным образом поменялось.

Трансформация взглядов

Отношение Есенина к революции поначалу отличалось наивностью, и оно определялось скорее бурлившими в его душе страстями, а не какой-либо системой взглядов на грядущие реформы.

Очень сложно будет поверить каждому поклоннику Есенина как воспевателя природы и деревни, что следующие строки принадлежат его перу.

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

(«Инония»)

Так звучит тема революции в поначалу, когда поэт еще не испытал разочарования от нововведений советского режима. Однако уже с наступлением 1920 г. энтузиазм поэта сменило горькое разочарование. И данная трагедия отражается в небольших произведениях поэта: начиная от восторженной «Инонии» и заканчивая едкой «Страной негодяев».

Смена облика страны

Постепенно на смену крестьянской Руси стала приходить городская Россия. Новое время вытесняло старый жизненный уклад, который был так привычен для поэта. Как менялось отношение Есенина к революции? Поэт поначалу приветствовал эти перемены, пытался подстроить себя под них - ведь его мировоззрение сложилось именно в Руси крестьянской.

Социализм совершенно не оправдал надежд поэта. В нем все живое оказалось «в тесноте». Есенин погрузился в смертельную тоску по разрушенной деревне, ее застроенным улочкам. Это серьезно отразилось на психическом состоянии поэта, которое и так не отличалось стабильностью.

Как отразились события на жизни поэта?

Есенин практически постоянно пропадал в тяжелейших запоях. Он стал страдать от мании преследования. У него постоянно возникали вспышки агрессии, во время которых поэт устраивал дебоши, ломал мебель и избивал знаменитую супругу. Много раз говорила о его сумасшествии и делала попытки лечить Есенина у профессиональных американских психиатров. Но это было бесполезно.

Отношение Есенина к революции отражается в его строках:

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

Что Родина? Ужели это сны?

Сравнение взглядов Маяковского и Есенина

Если говорить о Маяковском, то его творчество обращено в будущее, и в некоторой мере - в настоящее. Пусть даже это будущее и настоящее несколько идеализированы, однако они реальны. Отношение к революции Маяковского и Есенина различается по направленности перспективы их творчества. Социализм тогда строился на ожидании наступления светлого «завтра»: сегодня мы живем неважно, но зато наши дети и внуки будут счастливы. Поэтому Маяковский жил будущим, все его творчество пропитано верой в успех советского устоя. Даже связана с советским будущим. С любящим человеком поэта связывает не только страсть, но и общее дело.

Каково было отношение Есенина к революции, в отличие от Маяковского? Есенин весь находится в прошлом. В нем он не был брошен, не страдал от горького одиночества. Он находится вне нового поколения, но и не относит себя к старому:

Типичная для поэта фраза «грустная радость» приобретает немного другое значение. Теперь Есенин не задушевно рассказывает о своей разбитой молодости, а грустно констатирует факт своего одиночества.

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый <…> И это я! Я, гражданин села, которое лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита...

Странничество и отчужденность

Поэт пишет о совершенной отчужденности от общества. В его произведениях больше нет никаких притязаний на социалистические настроения. И в конце концов Есенин сам отвечает на любые вопросы о своем творчестве:

Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

На первом месте для Есенина всегда была любовь к природе, ко всему живому. Природа у поэта наделена душой, она ощущает себя по-человечески. Все в мире наполнено живым духом.

И сам Есенин признает собственную несостоятельность в новом советском строе. Он оказывается отвергнутым:

Я пел тогда, когда мой край был болен.

Поэт осознает, что тот мир, который был бесконечно дорог его сердцу, безвозвратно теперь утерян. И в его творчестве возникают мотивы странничества:

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля…

Все происходящее начинает вызывать в нем глубокий протест и чувство отвращения. Есенин пытается отыскать укрепления в светлых воспоминаниях детства, родном доме и той Руси, которую он потерял. Но и здесь тревога не дает поэту покоя. Есенин приходит к выводу, что причина тех изменений, которые оказались для него неприемлемыми, находится в революции.

Деревенская разруха и душевная драма поэта

Отношение Есенина к революции наполняется критикой, неприятием. Сам поэт искренне раскаивается, что придерживался мнения о правильности ее идей.

Драмы поэта в завершающие годы его жизни связаны с наступившими политическими переменами. И если ранняя поэзия Есенина наполнена принятием новых порядков и в ней поддерживается лозунг «Земля - крестьянам!», то поздний Есенин видит всю разруху. Поэт начинает отвергать новые порядки всеми силами. Отношение Есенина к революции выражается в таких произведениях, как «Возвращение на Родину», «Письмо матери» и других.

Например, в произведении «Возвращение на Родину» можно наблюдать, какое влияние оказала революция на жизнь сельских жителей. Лирический герой, вернувшись в родной край, не может узнать родных людей, собственного дома. Он с грустью понимает, что его родной край теперь стал для него чужим. Поэтический мир сталкивается с удушающей действительностью:

Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность!

Это и является причиной душевной драмы. Такой же разлад можно наблюдать и в произведении «Неуютная жидкая лунность», в строках которого поэт выражает полное равнодушие к окружающему миру. Это равнодушие ужасает лирического героя:

Равнодушен я стал к лучам,

И очажный огонь мне не мил.

Но поэт не ставит крест на России окончательно. Ему больно наблюдать, что его страна терпит нищету, унижение. Он призывает ее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям.

Настроения сборника «Преображение»

Первый поэтический сборник Есенина, который был выпущен после революции, называется «Преображение». Название отображает настроение поэта в то время: изменяется и сам поэт, и окружающий его мир. В первом произведении под названием «Инония» пишется о радости пришествия Спаса. Скоро грядут новые времена в судьбах народов. Есенин смотрит на себя как на пророка, его дерзкие слова адресованы библейскому пророку Иеремии. Лирический герой вступает в полемику с канонами христианской морали.

Я иное узрел пришествие -

Где не пляшет над правдой смерть.

Новая религия должна прийти в народ без мучений и «креста». Теперь все должно быть иначе. Поэтому и называется страна будущего «Инонией». Рай, о котором мечтает поэт, - это рай совершенно сельский, деревенский. В нем есть место нивам и полям, глубоким рекам и золоту созревающей пшеницы. Другие произведения данного сборника также были наполнены этим ожиданием.

Чем обернулась революция?

Казалось бы, мечты поэта воплощаются. В жизни страны наступает глубинный переворот. И здесь можно ждать восторга со стороны поэта, однако все оказывается намного более мучительным и тяжелым для него. Вместо того «мужицкого рая», которого ждал Сергей Александрович, глазам поэта предстает государство, раздираемое войнами, опустошаемое разрухой. Все это становится невыносимым для певца мирной, идиллической деревенской жизни.

Что теперь наблюдает Есенин? Холод и стужу, небо в тучах. Теперь царит «злой октябрь», который скоро сгложет зеленые рощи. Именно так передает поэт атмосферу нынешней эпохи. Общественный конфликт становится универсальным. Человек отпадает от природы. А сам герой отказывается от присоединения к царящему вокруг безумию.

Никуда не пойду с людьми,

Лучше вместе издохнуть с вами,

Чем с любимой поднять земли

В сумасшедшего ближнего камень.

Отношение Есенина к революции кратко можно описать так: поэт не стремится отвергать теперешнюю власть - он просто не может понять советского уклада, ощущает себя совершенно лишним человеком. И такого обращения она не прощает: после трагической гибели Есенина было запрещено его имя, стихи. Впервые начали вспоминать о нем с добрыми словами только в начале Великой Отечественной войны, когда было глупо отрицать вклад Есенина в русскую поэзию.

Сочинение

С. Есенин - великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, «избяной» Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крес­тьянский быт, такие же бесхитростные, открытые люди, заливные луга и голубые озера окружали поэта с детства и взлелеяли его необыкновенный поэтический талант.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы, затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Октябрьскую революцию С. Есенин принял с радостью, связывал с ней большие надежды на обновление деревни, жителям которой приходилось зарабатывать на жизнь тя­желым трудом, они часто бедствовали. Поэт верил, что Ок­тябрь положит конец нищете крестьян и ознаменует нача­ло мужицкого рая. Поэтому стихи Есенина, посвященные революции, полны нескрываемой радости и восторга.
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

В автобиографии «О себе» Есенин писал: «В годы рево­люции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Это означало, веро­ятно, мечты поэта на построение «нового мира» именно в деревне, тесно связанной с патриархальными традициями, поскольку город всегда был чужд Есенину как источник всего искусственного, железного, дыма и грохота.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. Рево­люция потребовала многих кровавых жертв, а деревне принесла новые беды и разруху. С тоской и смятением Есенин оглядывается вокруг, переживая глубокий духов­ный кризис, вызванный непониманием революционной действительности. Следствием этого в его поэзии появ­ляются мотивы усталости, одиночества, трагической бе­зысходности.
Не жалейте же ушедших,
Уходящих каждый час -
Там на ландышах расцветших
Лучше, чем в полях у нас.

Крушение надежд на лучшую жизнь заставляет Есени­на искать забвение в разгуле и пьянстве, ему не пишется. И все же поэт стремится преодолеть эти упаднические на­строения, принять новую жизнь.
Пора приняться
Мне за дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой.

Побывав в деревне, Есенин слушает рассуждения крес­тьян о революции, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы. Он видит, что старой, патриархальной, милой его сердцу деревне грозит гибель, поскольку железный грохо­чущий город наступает на «мир таинственный», что «за шею деревню» уже сдавили «каменные руки шоссе».

Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом
Тянет к глоткам равнин пятерню...

В 1922 году, вернувшись из заграничной поездки, Есе­нин сумел взглянуть на послереволюционную реальность по-новому. В отрыве от Родины поэт сумел оценить могу­щество технического прогресса, невозможного без городов и машин. Есенин понимает необходимость не только воз­рождения, но и обновления деревни путем проведения ее через «каменное и стальное».
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Есенин создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», в кото­рых размышляет о Родине, о жизни в селе. Поэт уже не оплакивает уходящую Русь, поскольку видит, что жизнь здесь идет не так, как раньше, но и не так, как он себе представлял. Новые песни, новые слова заставляют Есени­на почувствовать себя почти чужим, иностранцем в род­ном краю, среди народа, который раньше поэт знал, как самого себя.
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

Но жизнь в деревне идет своим чередом, и Есенин по­нимает, что Родина помолодела, обновилась. Поэт благо­словляет эту новую жизнь: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев...» Возрожда­ется и вера в победу революции, но Есенин не уверен, что в этом молодом и активном мире для него будет место. И все же: «Приемлю все. Как есть все принимаю... Отдам всю душу октябрю и маю...»

Поэт, бесконечно любящий родину, сумел преодолеть сомнения и не растерять своего огромного чувства привя­занности даже в жестоких жизненных коллизиях, потому что верил, что справедливость, доброта и, главное, красота должны в конце концов восторжествовать.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Начало двадцатого века — один из переломных мо-ментов в истории не только России, но и всего челове-чества. Революция стала для всех сильнейшим потря-сением, положившим конец старому миру и заявившим о создании мира нового. Но этот новый, светлый мир был так призрачен и далек, а реальность так неоднозначна, сложна и сурова!

Сергею Есенину довелось жить и творить в это слож-ное, бурное время. И его восприятие происходящих собы-тий запечатлено в поэтическом творчестве.

«Поэт деревни», Есенин ожидал от революции, в пер-вую очередь, блага русскому селу, и поначалу положи-тельно к ней отнесся. Однако как неприродно, не по-есенински, неискренне звучат похожие на агитационные стишки слова:

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

(«Иорданская голубица»)

Но очень скоро революционный запал Есенина погас: он увидел, что обещанный новый, счастливый мир совсем не тот, что ему грезился. Жуткое разочарование отравило жизнелюбивого и светлого поэта. Возвратившись на Роди-ну после долгой разлуки, он говорит о революции совсем не радостными словами: «Тот ураган прошел. Нас мало уцелело» («Русь советская»). В смятении поэт осознает: «Язык сограждан стал мне как чужой,//В своей стране я словно иностранец». Режет ухо поэта грубая речь рево-люционеров:

«Уж мы его — и этак и раз-этак, —

Буржуя энтого... которого... в Крыму...»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

Вместо искренних народных песен, добрых дворовых
частушек, лирических романсов люди «поют агитки Бед-
ного Демьяна». Оглушенный, ошарашенный Есенин не
верит, что это — его Россия, его любимая, Русь!

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?» —

восклицает поэт в смятеньи и ярости. Ведь это не тот на-род, который он знал! Все не то!

Неприязненно, если не с ужасом, глядит Есенин на то, как надвигается грохочущий, железный, смрадный город на его прекрасную, живописную, чистую природу, под-миная под себя зелень и цветы, разрушая всю гармонию Божьего мира: «Идет, идет он, страшный вестника Пя-той громоздкой чащи ломит», «Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню» («Сороко-уст»). И страшно поэту, и больно, и душит его бессильная ярость: «Черт бы взял тебя, скверный гость!»

Но, как искренне любящий простит любимому какой угодно грех, примет его таким, каков он есть, так и Есе-нин не отрекается от своей любимой Родины, согласен следовать с ней по избранному ею пути:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

В последней строке этой строфы — вся искренность Есенина: не сможет он от всего сердца, честно славить революцию! Никогда в ее адрес не прольются из его уст такие сладкие слова, которые он приберег для той, дру-гой Руси!

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. —

грустно заключает Есенин. Но зато она ему нужна — род-ная, ненаглядная Родина, и он вовеки останется ей ве-рен — той самой «шестой части земли с названьем крат-ким "Русь"».