Роман Минин: «Я создаю архетип шахтера, потому что я родился на Донбассе. Роман минин - самый дорогой молодой художник украины Об украинском арт-рынке

35-летний Роман Минин входит в топ-10 продаваемых украинских художников, и сегодня он — самый дорогой среди молодых мастеров и самый перспективный по версии Forbes. Его основная тема — мифологизация шахтеров и их быта, поскольку Роман из Донецкой области, хотя с 1998 года живет в Харькове, окончил там художественное училище и академию дизайна. Его выставки проходят в галереях Польши, Норвегии, Швейцарии, Италии, Британии. Его полотна есть и на мировых аукционах Phillips и Sotheby’s, а его работа «Генератор донецкого метро» была продана на последнем за $11 400. В прошлом году на конкурсе Art Prize в городе Гранд-Рапидс в США его витраж «Ковер обещаний» (16 х 24 м) попал в топ-25 из 1500 произведений. Советники Дональда Трампа во время его предвыборной кампании, маршрут которой пролегал через этот городок, посоветовали будущему президенту выступить на фоне мининского «Ковра», что он и сделал.

— Роман, как думаешь, почему помощники Трампа облюбовали твой витраж? «Ковер обещаний» — это то, что стелет своим избирателям любой политик?

— Не думаю, что пиарщики вникали в суть и название произведения: им понравилось, что оно яркое, привлекающее внимание. Обещание — инструмент манипулирования. Люди даже на войну идут не потому, что хотят кого-то убить, а им что-то за это пообещали. Обещания правят миром. Они должны быть, конечно, гипертрофированы, гиперболизированы и расцвечены яркими красками. Все политики что-то обещают, но, что касается Порошенко, он — чемпион в этом, настоящий маэстро невыполненных обещаний.

— Какая у зрителей была реакция на твою работу?

— «Вау!» А если объяснишь смысл, некоторые начинали плакать, ведь в центре «Ковра» окно в рай — то, что нам обещают после смерти. Я не хотел показать все, что у нас есть в Украине, изобразил только самое красивое — обещания. Было здорово, что в этом городке школьники вместо уроков вели дневники конкурса, брали интервью у художников и ставили баллы. В результате оценок детей я попал в тройку лучших. Но коммерческих предложений не поступило — они сильно ориентированы на своих, там надо жить: инвестиции вкладывают в долгоиграющий и стабильный проект. А «Ковер обещаний» купили потом в Лондоне на аукционе Phillips.

Картина "Ковер желаний". Фото: buyart.gallery

— Расскажи, как британская звезда стрит-арта Бэнкси тебе перечислил 1000 фунтов стерлингов?

— Ему понравилось мое произведение «Гомер с Гомером» (изображение на стене древнегреческого поэта, который, глядя в зеркало, видит там отражение анимационного Гомера Симпсона, — картина стала сетевым мемом. — Авт.). На тот момент я слонялся по Харькову в поисках работы и денег. Как вдруг написали помощники Бэнкси, что он заметил эту вещь и захотел напечатать ее на постерах. Предложили 1000 фунтов — я согласился. На эти деньги мы с семьей четыре месяца жили.

— А удалось ли монетизировать мировой интерес к искусству в Украине на волне политических потрясений?

— Не очень. $10-12 тысяч за картину — неплохо, но хорошо станет, когда в Украине полтора десятка художников будут получать за работу в среднем $100-200 тысяч. Сейчас у нас таких два-три мастера. Китай уже вышел на такой уровень. Сколько я ни зарабатываю, все вкладываю в проживание и свое искусство — до сих пор нет ни квартиры, ни машины.

— На Manifesta 11 в Цюрихе в прошлом июне ты разгуливал в костюме Чужого (кинетическая скульптура, сделанная для проекта «Свой Чужой» — это микс шахтера и чудовища из голливудских картин). Местная арт-общественность не слишком обращала на тебя внимание, но когда ты пошел в народ — был ажиотаж…

— Потому что у их кураторов и журналистов заранее расписано, на что и кого обращать внимание. Их арт-машина толкает строго своих. Им не слишком интересна Украина. Для Запада мы — страна третьего мира.


— Эмир Кустурица до войны был известен в Югославии, но только фильм «Андеграунд» о ней сделал его мировой звездой. У нас подобное может произойти?

— У меня в 2010 году была серия работ на эту тему «Сны о войне». Как я теперь понимаю, это были работы-предупреждения, сделанные на предчувствии грядущих трагических событий. Я еще на Майдане Чужого нарисовал, почувствовав, что происходит расслоение общества на своих и чужих. А сейчас, наоборот, я хочу абстрагироваться от всего этого, не желая спекулировать на этой болезненной теме. Власть ничего не делала все эти годы, чтобы как-то скрепить восток и запад страны. Не было идей и культурных программ.

— Твое искусство в какой-то мере и есть связующее звено между западом и востоком. Какой еще смысл ты вкладываешь в свои картины?

— Шахты закрывают, шахтерская профессия уходит в прошлое. Я хочу доказать, что жизнь моих земляков была не зря. Это касается и моих родителей. Они всю жизнь проработали на шахтах. И таких, как они, — целые города.

— То, что ты говоришь, очень противоречит современной политической установке той же декоммунизации...

— Я хочу создать сказку, но при этом не собираюсь обслуживать ничью идеологию, подстраиваясь под политическую конъюнктуру. Хочется творить что-то позитивное, новое, создавать будущее. Но у нас не любят вкладывать в проекты, которые мгновенно не окупаются, так чтобы за неделю можно было бы срубить бабла. На сегодняшний день в Украине нет ни одного государственного музея современного искусства.


— Кто тебя поддерживал в сложные периоды жизни?

— Моя жена — тоже художник, она меня понимает. А сын еще маленький, ему семь лет.



Художнику, фотографу, стрит-артисту, автору объектов и инсталляций Роману Минину подходит определение «широко известен в узких кругах». Несмотря на то, что он является заметным участником художественного процесса в Украине, работы художника принимали участие далеко не во всех масштабных выставочных проектах последних лет. Это связано с тем, что искусство Минина вызрело не на территории contemporary art, хотя сейчас безусловно является его составляющей, а скорее связано с художественной традицией. Кроме того, его этические воззрения часто находятся в оппозиции по отношению к моделям поведения и идеологическим нормам, принятым внутри художественного сообщества современного искусства. Не лишенный противоречий статус художника выделяется как на фоне художников-постмодернистов, мастеров старшего поколения, так и на фоне социально-критических художников-прагматиков помоложе, находится как будто в стороне и от «классиков», и от «критиков», стремясь таким образом к новому уровню мировосприятия.

Роман Минин известен, в первую очередь, как автор работ на шахтерскую тему. Художнику удалось создать не просто чрезвычайно масштабный цикл, но и своеобразную антологию шахтерской жизни. Образ шахтера является для Минина не просто символом, смысл которого имеет различный диапазон метафорических прочтений: от символа христианского подвига смирения до современной науки «Data Mining» - поиска информации в мире информации, а претендует на роль, как выражается сам автор, «антропоморфного архетипа». В то же время работы художника носят действительно остросоциальный характер, являются наглядной иллюстрацией эксплуатации человека в капиталистической рыночной системе. В 2008 году его выставку в Донецке закрыли с большим скандалом, местные чиновники тогда собственноручно снимали картины со стен Донецкой обладминистрации, сетуя на то, что Минин порочит «светлый образ» украинского рабочего.

Роман Минин

Сергей Канцедал Ты родился на Донбассе в семье шахтеров, как получилось, что ты стал художником?

Роман Минин У меня с детства были способности к рисованию, я много времени проводил за этим занятием. В школе все решили, что я художник, решили за меня — я для этого ничего не делал, но мне это было удобно, помогало мне в жизни и настолько гармонично прижилось ко мне, что я не сопротивлялся. Тем более, что я мог нарисовать все что угодно и в любое время года, независимо ни от чего. Единственное, что я не любил рисовать — это наколки.

- А просили?

Постоянно. В то время в Донецке очень активно развивались различные преступные группировки, в моем случае это были два местных объединения, и каждому нужно было выбирать, к какому из них ты принадлежишь, в том числе и мне. Но я ни с кем не бегал и никого не выбрал, потому что я - художник (смеется).

- А шахтеров ты как стал рисовать?

С раннего детства папа меня водил на шахту, показывал, что, как и зачем там работает. Наверняка он был уверен, что я буду шахтером и поэтому заранее мне все рассказывал. Я даже точно не знаю, в каком поколении я шахтер, но, как минимум, начиная от моих бабушек и дедушек все были шахтерами.

Не так давно был обнаружен в вещах моей покойной бабушки рисунок, на котором явно видно, что без угольного комбайна и шахтёров под землёй картина мира не складывается, с этим нужно родиться.


Детский рисунок. 1985

- А уже будучи в сознательном возрасте, когда ты впервые обратился к этой теме?

Первая работа про шахтеров появилась в 2004 году благодаря оранжевой революции. Я написал картину, где шахтеры сидели и рассматривали агитационные листовки, думая, за кого им голосовать, но чего-то не хватало. Тогда я добавил надпись: «В забой или в запой?». Получился и плакат, и картина, где достаточно примитивный рисунок дополнен текстом.

В забой или в запой?. Из серии «Шахтерский фольклор». 2007-2011

- Если я не ошибаюсь, именно из-за этой картины скандально закрыли твою выставку в Донецке? Почему?

Это был акт цензуры, рудимент коммунизма. После закрытия выставки были также заказные статьи, которым многие, как это ни странно, поверили. У нас люди охотней верят в "страшилки", что я, продав одну работу, могу кормить 12 шахтёрских семей целый год, и при этом обливаю их грязью — этот бред можно найти в интернете.

- А шахтеры как воспринимают твои работы? Им, конечно же, не нравится?

Конечно, нет. Потому что для, того чтобы шахтерам понравилось, нужно делать искусство не про шахтеров, а для шахтеров.

День шахтера. Из серии «Шахтерский фольклор». 2007-2011

- Какую роль для тебя играет традиция в искусстве?

Человек создал декоративные узоры, которые связаны с местом, где они созданы, и являются аутентичными, несут важную информацию, в которой я вижу что-то большее, чем просто квадратики и треугольнички — это язык даже не символов, а язык природы, язык древности. Глубже и умнее в изобразительном искусстве ничего нет.

Создание антропоморфного архетипа, которым я занимаюсь, есть тоже в чем-то фольклорная традиция. Я, к примеру, создаю архетип шахтера, потому что я родился на Донбассе. Если человек жил на маяке и всю жизнь рыбачил, его архетип будет с хвостом и плавниками (смеется) .


Последний бой за любовь. Из серии «Шахтерский фольклор». 2007-2011

- Для тебя шахтер — это не просто образ, это скорее символ, не так ли?

Это символ, которого нет. Но не мог же он исчезнуть с развалом СССР — люди остались, шахтеры остались, а символ что — умер? Получается, что я cвоим искусством искал этому символу своеобразный выход из сложившейся ситуации, в которой он оказался, ситуации потери ориентиров. Однако я хотел не просто дать ему новый толчок, но и придать ему более глобальное значение, сделать его архетипом космополитического характера.

Если бы я не видел людей, которые талантливы, но они шахтеры, я бы не занимался этим. Я вижу в этом подвиг христианского смирения и философский взгляд на жизнь, простое отношение к себе, которое можно противопоставить индивидуализму. Каждый фильм сейчас пробуждает в человеке это воспаленное Я, поиск счастья, несмотря ни на что, всеми возможными способами: делай, что хочешь, но ты просто обязан быть счастливым. К шахтерам это не относится, они, как мне кажется, не обладают этим воспаленным Я.

- Вспоминается Андрей Тарковский, который говорил, что «в жизни есть вещи важнее, чем счастье».

Да, можно даже сказать, что шахтеры приносят себя в жертву. Дело в том, что раньше личное счастье каждого складывалось в общак. Я говорю об этом без ностальгии, просто хорошо, когда имеются такие социальные отношения между людьми, и человек готов жертвовать чем-то ради общего блага.

Если посмотреть первую часть фильма Владимира Молчанова «Забой», снятого в начале 90-х годов во время так называемых «шахтерских революций», то там шахтеры выглядят полноценными членами общества. Они борются за свои права и никого не боятся. Во второй части, снятой недавно, шахтеры запуганные и всего боятся, они как будто стали рабами. Получается, что тогда они не были рабами, а сейчас стали.

Из серии «Символ веры». 2010

Ты не считаешь, что ситуацию, в которой оказались шахтеры в Украине, нужно критиковать, используя искусство как инструмент борьбы?

В период, когда я работал над серией картин «Шахтерский фольклор», я был исполнен любви больше, чем сейчас, хотел скорее оправдать действия шахтеров. Если они так живут, значит в этом есть какой-то смысл, я пытался найти этот смысл и полюбить то, что они делают. А серия фотографий «Гори все синим пламенем» или «Donetskus bacillus» представляет собой уже более критический взгляд на происходящее, здесь мне хотелось создать эстетическую картинку, но с более проявленным политическим подтекстом.

Из серии «Гори все синим пламенем». 2012

Давай проследим хронологию «шахтерского цикла». Получается, что от достаточно традиционных в формальном решении, не лишенных повествовательности масштабных живописных картин «Шахтерского фольклора» ты пришел к художественному обобщению работ серии «Символ веры», где образ шахтера cтановится более символичным?

В серии «Символ веры» образ шахтера приобретает ярко выраженный сакральный характер, становится конкретным символом, символом веры, не религии, а именно веры.

Из серии «Символ веры». 2010

Потом ты стал работать над проектом «План побега из Донецкой области», в котором обращаешься не только и не столько к образу шахтера, сколько к необычайно актуальной в последнее время для Украины теме побега, что заставляет рассматривать данный проект в некотором смысле обособленно от цикла работ на шахтерскую тематику. Ты так не считаешь?

Да, тема побега более интернациональна.

- Не мог бы ты обозначить границы этого проекта?

Их нет. Самая главная работа — это диптих «План побега из Донецкой области», состоящий из двух многофигурных графических композиций. Данное произведение несет в себе основную идею проекта, которую нужно донести до зрителя, что сейчас сделать очень непросто, потому что присутствует много отвлекающих моментов. В этом смысле тиражирование данной работы помогает мне в этом. Остальные работы проекта скорее сопутствуют ей, помогают сделать так, чтобы зритель попал в другую реальность, в донецкую реальность.

План побега из Донецкой области. 2012

А как насчет эпатажа? В рамках проекта «План побега из Донецкой области» ты предлагал донецким «фараонам» устроить пышные похороны в терриконах, для чего и создал эскизы саркофагов, которые показал на выставке.

Саркофаги — это не эпатаж, эпатаж — это сделать трехметровый шар из навоза и, одевшись в костюм жука, катить его на Киев (смеется).

Эскизы саркофагов для донецких фараонов.

- «План побега из Донецкой области» не лишен мистификаций, чего только стоят зашифрованные надписи...

В детстве я очень любил шифровать буквы и придумывать язык, который никто не понимал, это классная и интересная игра. А план побега у каждого — свой, и поэтому должен быть секретным, вот я и зашифровал его, хотя на самом деле по сложности — это первая степень шифровки и при желании тексты в работах легко поддаются прочтению.

Из проекта «План побега из Донецкой области». 2012

Можно с уверенностью сказать, что ты занимаешь в некотором смысле обособленное место в контексте актуального искусства, оставаясь как-будто в стороне от процессов, в нем происходящих?

Да, я считаю, что такая позиция в некотором смысле более крепкая. Когда в XVII веке корабли, груженые картинами, плыли захватывать колонии от имени католической церкви, уже в то время искусство обслуживало какую-то власть, в данном случае религию. Так было всегда. Сейчас не исключение, может кто-то об этом не догадывается, но я это знаю и не забываю об этом никогда. В таком случае я хочу играть в эту игру не то чтобы по своим правилам, но по крайней мере не по их правилам.

В социально-ангажированном искусстве, например, существует много собственных правил, а также интересных приемов и находок, художественных, но, в первую очередь психологических, которые можно позаимствовать. Сейчас психология стала играть ведущую роль в современном искусстве, современное искусство — это коктейль, и от того, сколько мы туда нальем политики, психологии и художественных находок, зависит результат. Я тоже использую приемы такого коктейля, однако мне интересно сделать какой-то свой коктейль. Это легко можно объяснить с помощью метафоры. К примеру, открылся новый бар на углу, где готовят коктейль, в который входит водка, кофе и молоко. После этого в городе открывается еще несколько таких же баров, где готовят такой же коктейль. Потом еще и еще, в эти бары ходит большое количество людей и коктейль пользуется популярностью. Однако мне интересно готовить коктейль по своему рецепту, самому встречать пусть не многочисленных, но постоянных клиентов, быть уверенным, что им нужно именно то, что делаю только я. Этот подход во многом перспективней.

Из проекта «План побега из Донецкой области». 2012

Ты также один из тех художников, который не комплексует по поводу любви к рисованию, хоть это сейчас и, мягко говоря, уже не модно?

Это у нас не модно. Проблема в том, что мир очень большой и то, что не нужно у нас, не всегда не нужно вообще. В мире есть куча людей, которые хорошо рисуют, у нас не понимают, что на каждое искусство есть свой зритель. Мы постоянно думаем, а что же правильно в искусстве? Да все правильно, делайте все. Хотите делать современное искусство, делайте, но не мешайте ребятам с этюдниками. Это совершенно другой вид спорта, почему не конфликтуют футболисты и теннисисты, они дружат, потому что они занимаются разными видами спорта, а у нас везде присутствует двоичность, это хорошее, а это плохое и т.д.

- В твоих работах про шахтеров много отсылок к христианству. Насколько шахтеры религиозные люди?

Шахтеры религиозные, потому что атеистов в окопах под огнем не бывает. Однако я лучше бы назвал их не религиозными, а верующими. То, что вера нужна, — в этом нет сомнений, а вот с религией спорный вопрос. Если сравнить, к примеру, францисканцев и бенедиктинцев, первые больше похожи на верующих, а вторые на религиозных. Я могу говорить об этом, потому что я несколько лет занимался росписью храмов и видел церковную жизнь изнутри, видел много хорошего и много такого, про что даже рассказывать не хочется.

Эскиз росписи мемориального комплекса, посвященного погибшим шахтерам. 2008

- В последнее время ты активно занялся фотографией…

В фотографии мне нравится балансировать на грани реальности и иллюзии, которую я привношу в нее с помощью изображений, которые наношу на пленку. Получается, что это и не реальность, и не картина, а что-то среднее, я бы даже сказал что-то третье, что получается в результате этого соединения.

- А харьковская школа фотографии оказала на тебя какое-то влияние?

На меня она повлияла в смысле полной свободы с работой над изображением, я апеллирую к ней не как фотограф, а скорее как художник. В этом смысле она, конечно же, оказала на меня воздействие, показала, что фотографию можно использовать совершенно по-разному.

Из серии «Donetskus bacillus». 2012

Также ты известен как стрит-арт художник, но, насколько я знаю, ты хотел бы прежде всего иметь возможность реализовывать масштабные монументальные росписи про шахтеров в городском пространстве.

Как говорил Пушкин, «Прекрасное должно быть величавым». Моей давней мечтой является создание синдиката муралистов Украины, усилия которых можно было объединить для того, чтобы заниматься масштабными росписями в публичных пространствах. Кроме того, я просто очень люблю монументальное искусство, мне нравится работать с масштабными многофигурными композициями, но, к сожалению, реализовать такие проекты в Украине очень сложно.

- А сколько работ с шахтерами тебе все-таки удалось реализовать?

Несмотря на то, что у меня было много возможностей рисовать шахтеров на стенах, я этого не делал, поскольку не видел для них подходящего контекста. Например в Харькове, где я сделал много работ во время стрит-арт фестивалей, на мой взгляд, такому символу не место.

Гомер. 2010

Прокомментируй ситуацию, сложившуюся вокруг фестиваля стрит-арта и с харьковским стрит-артом вообще (может, правильнее назвать это мурализмом). С одной стороны власть перестала давать разрешение на росписи стен, а с другой — в среде некоторых представителей харьковского арт-сообщества сложилось негативное отношение к стрит-арту. Не мог бы ты прокомментировать эту ситуацию?

Как показывает опыт революций, не нравится всегда меньшинству. Однако, когда меньшинство говорит, складывается ощущение, что это исходит от масс. На самом деле в этом нет массового явления, а протест против харьковского стрит-арта исходил от нескольких людей, которые находятся «у руля» массовым сознанием в медийном пространстве современного искусства. То, что это происходит — на самом деле хороший знак, это говорит о том, что харьковское стрит-арт-движение набрало весомости, привлекая внимание людей, которых оно в какой-то степени даже потеснило в информационном пространстве, и они пытаются этому воспротивиться, что само по себе нормально.

Странник. 2011

Дальше ничего. Можно сказать, что в итоге никто не победил, если в данном случае вообще уместно говорить о победе. Ни те художники, которые выступали с критикой, потому что больше стрит-арт в Харькове не развивается и нет повода для разговоров в интернете. Ни художники, которые способствовали развитию этого движения и которые не получили в дальнейшем площадки для самореализации. Ни, тем более, власть, которая, санкционировав сверху закон, в связи с которым каждый эскиз должен быть ею одобрен, не получила новых идей, которые могли бы прийти на смену композициям с цветами и пейзажами старого Харькова. От разобщенности по данному вопросу на самом деле не выиграл никто, а только было потрачено время. За это время мы могли изменить город, чтобы он куда-то двигался, чтобы появлялись новые работы, которые могли бы опять-таки мобилизировать художников не просто к разговорам в интернете, а к действиям. Так или иначе, фестиваль стрит-арта, и данная ситуация это только подчеркивает, был определенным мотиватором — для кого-то в одном смысле, для кого-то — в другом.

Я признаю свою ошибку в том, что я неправильно назвал фестиваль, нужно было назвать его не фестивалем стрит-арта, а фестивалем мурализма, но я отталкивался от того, что это фестиваль уличного искусства, в котором должны были принимать участие не только художники, просто «подтянулись» только художники. Я говорил о стрит-арте не как о форме социального протеста, а как об уличном искусстве, о мурализме, для которого характерным является не нелегальный принцип, а работа с помощью специальных приспособлений и строительных лесов.

Из серии «Лузерам снится война». 2010

- А табу в искусстве для тебя, в первую очередь, с чем связаны?

Не бить зрителя ниже пояса. Когда ты, например, показываешь фаллос зрителю, то это чистая физиология, независимо от того, кто этот человек, это всегда работает. Такие приемы психологического удара я сознательно не использую, потому что считаю, что это нечестно. К примеру, перформанс Марины Абрамович, когда она сидела напротив зрителя и смотрела ему в глаза, это тоже чистая физиология, а точнее воздействие на нее. Я художник другого жанра. На украинский изобразительное искусство переводится как «образотворче мистецтво», это очень хорошая формулировка и она мне подходит, мне нравится создавать образы, а не вырывать из человека душу.

Фото: Художник Роман Минин (day.kyiv.ua)

Украинец с Донбасса, чьи картины на шахтерскую тематику легко уходят с молотка на главных мировых аукционах и украшают знаменитые коллекции, дал эксклюзивное интервью Styler

В прошлом году Роман Минин вошел в десятку самых продаваемых украинских художников за последние пять лет. Летом 2015-го его работу "Генератор донецкого метро" купили на Sotheby’s за $11 500.

Роман, родившийся на Донбассе в семье горняков, известен прежде всего как автор работ на шахтерскую тему.

"С раннего детства папа меня водил на шахту, показывал, кто, как и зачем там работает. Наверняка он был уверен, что я буду шахтером, и поэтому заранее мне все рассказывал. Я даже точно не знаю, в каком поколении я шахтер, но как минимум начиная от моих бабушек и дедушек", - говорит Минин в одном из интервью.

Для Донецкой области горное дело - это не только индустрия, но и образ жизни. Роман взял шахтерскую тему за основу своей живописи и витражей - как метафору закрытой социальной системы, запрещающей выход.

Несколько дней назад художник представлял свои работы на открытии Kyiv Art Week, где журналистам удалось с ним пообщаться.

Роман, вас по праву считают одним из лучших художников Украины. В чем залог успеха?

Можно сказать, это само собой получилось. Я просто не сопротивлялся ходу событий. Выбор быть художником был естественным, как явление природы. Меня еще в детстве прозвали художником, потому как я рисовал более-менее хорошо. А потом оказалось, что я лучший в городе. Ну а позднее стало ясно, что я и в области ничего так выделяюсь, а теперь и в Украине не последний.

На одном из конкурсов, еще будучи школьником, я перестарался. Мне было лет 11-12, а я уже маслом картину написал и принес в офис помещения, где собирали все картины на конкурс. Подумали, что это офисная картина, и в конкурс ее не включили.

Фото: Картина Романа Минина "Ковер обещаний"

Я целенаправленно занимаюсь выработкой своего стиля с 2007 года. Сейчас это витражи. Тут тоже главное не перестараться и сильно не напрягаться. Главное найти то, что у вас лучше всего получается. А это, кстати, не всегда сразу приходит ко всем. Просто надо быть уверенным в себе и понимать, что нравится не другим, а именно тебе.

Наверно, это один из рецептов пути к самому себе. Ведь есть люди, которые рождаются, скажем, акварелистами. У них талант, они чувствуют этот материал, как я чувствую витраж. Это тоже нужно понять, успокоиться и принять. Другое дело, что многие следуют моде, ловят современные тренды, чтобы быть востребованными. Но знаю много случаев, когда талантливые ребята занимаются всем новомодным, но при этом совершенно не "своим", и никакой радости от работы не испытывают.

Витражи – это такое переосмысление старого жанра?

Витражи мне очень по душе. Другое дело, что многие люди пока не спешат понимать то, что я делаю. У многих это ассоциируется со стилем 70-х годов. Советский стиль - это послевкусие, которое будет еще некоторое время оставаться, витать в воздухе. Но настанет момент, когда люди поймут, что моя шахтерская тема – это ребрендинг, переосмысление. В картины вкладываю совершенно другое содержание: архетипы шахтеров я, наоборот, хочу очистить от коммунистической пропаганды, создать свою сказку, которая будет написана монументально-декоративным языком.

В советское время монументально-декоративному искусству придавали другое, пропагандистское значение. А как теперь быть со старыми мозаиками на стенах домов, в переходах и на автобусных остановках?

Пластика монументально-декоративного языка – она сама по себе очень традиционна и идет к нам из далекого византийского периода. Это язык сакральных росписей, который вырабатывался веками. В советское время жанр очень сильно эксплуатировался: языком монументально-декоративного искусства создавались инструменты пропаганды.


Фото: "Архетипы шахтеров я, наоборот, хочу очистить от коммунистической пропаганды и создать свою сказку" - Роман Минин (instagram.com/mininproject)

Я бы предлагал их переделывать и создавать потом что-то другое, а не просто замазывать штукатуркой. Я не против декоммунизации, а, наоборот, рад этому процессу. Мне кажется, даже воздух в пространстве поменялся, когда убрали все эти памятники Ленину. Чего желаю и России. Хорошо бы им "подмести" у себя на Красной площади, и, может, всем тогда полегчает, и будет проще друг с другом общаться. Это я к тому, что монументально-декоративные мозаики СССР не стоит уничтожать. Ведь сам жанр не виноват, что его эксплуатировали.

А как сейчас воспринимают ваши картины на тему Донбасса?

В последние два года на меня обратили внимание по ряду причин. Многие попросту поняли содержание моих картин. Особенно это касается "Плана побега из Донецкой области". Ведь я не ловил тренд, а создавал серию "шахтерских" работ еще с 2007 года. И вот теперь, в свете последних событий на Донбассе, многие стали понимать, что это все-таки неспроста. Прошло почти десять лет, как меня заметили. Но это базовые законы природы, это обычное дело. Мне кажется, в моем случае процесс понимания "шахтерской" темы обществом только начинается.

"Шахтерская" тема – хороший способ показать жизнь Донбасса будущим поколениям.

Как долго эта тема будет жить – не знаю. Будут ли пользоваться этими архетипами следующие поколения – тоже сложно сказать. Конечно, в хорошем смысле пользоваться. Ведь каждый из нас счастлив, когда кому-то нужен. И каждый художник, который откровенно и вполне сознательно говорит "Мне все равно, что обо мне думают", на самом деле неосознанно стремится быть нужным кому-то в обществе.

Я хотел бы, чтобы мой родной край, Донбасс, считал мои картины своими, родными. Чтобы говорили "Вот, это художник, который показывает нашу жизнь".

Чтобы создать такой архетип, надо немало работать. Но жизнь стоит того, чтобы по крайней мере попробовать это сделать.

Как, на ваш взгляд, меняется восприятие Донбасса сейчас?

Оно меняется, когда друг друга сменяют разные контексты, прежде всего политические. Во времена Януковича к региону у многих было недоверие, а контекстом являлась процветающая уголовная романтика. Сейчас другой контекст, очень драматичный. Мы переживаем разные волны событий, и в будущем Донбасс будут воспринимать тоже по-другому. Как именно – покажет время. А мои работы только продлевают жизнь традиционному жанру – жизни шахтеров, опять же.

Одна из моих работ называется "Награда за молчание". В самом ее центре изображен глаз - символ своеобразной точки зрения. Я больше ценю у человека не точку зрения, а кругозор. Ведь когда у человека широкий кругозор, то очень сложно навязать ему какую-то маленькую точку зрения. Но, скажем, для правительства очень выгодно, чтобы каждый имел свою точку зрения. Это удобный инструмент социального управления. Не бойтесь менять свою точку зрения, не стыдитесь этого. Ведь она может являться вашей ментальной ловушкой. Например, своя точка зрения есть у 90% людей из Донецкой области...

А стоит ли украинцам менять восприятие самих себя?

Нас формирует психология социума, в котором мы живем. Многие привыкли, что мы никому не нужны, что на нас чихать хотели. Что богатые люди – это только те, которые воруют, а если будешь честно работать, то никогда не заработаешь деньги. Это влияет на окружающих, и те начинают думать точно так же.

Эти социальные клише отличают наш менталитет от каких-нибудь лондонских аристократов, среди которых культивируются другие традиции. Почему мы хотим в Европу? Потому что хотим, чтобы нас уважали. Присоединиться к тем, которых уважают. На мой взгляд, в своих чаяниях к полноте жизни все люди одинаковые, и все расы одинаковые. Разные только пути к счастью, разная религия, разная история.

А что нашей стране в этом смысле может помочь?

Считаю, что нам всем надо больше путешествовать. Путешествуя, украинцы будут развиваться. Я одно время долго сидел на месте, а потом начал ездить по миру - и почувствовал эту огромную разницу. Ведь сидение на берегу Черного моря в позе лотоса – от этого эйфории и желания жить как-то маловато. А вот погружение в мир ставит все на свои места. В нашей жизни всегда должен быть эффект случайности. Он важен в творчестве, ведь самому все придумать невозможно: надо что-то ловить на лету. Я сам больше ценю идеи, которые случайно сверху "упали". Это открытость миру, это такая себе практика ловли идей. Получается, ловля идей на живца.

Фото: "Когда у человека широкий кругозор, то очень сложно навязать ему какую-то маленькую точку зрения" - Роман Минин (Виталий Носач, сайт)

А явление, когда картины художника начинают "принимать" намного позже – это нормально. Ведь разные жанры искусства живут во времени. Музыка живет в более коротком, ведь песня длится три-четыре минуты. А визуальное искусство существует в другом временном пространстве: картина живет минимум 5-6 лет. То есть, только через 5-6 лет работы художника заметят. Я бы советовал художникам подождать пять лет, и в течение этого времени спокойно заниматься любимым стилем, не требуя к себе внимания. Но если спустя пять лет ничего не получится, то надо менять профессию.

Но эти пять лет надо как-то себе на жизнь зарабатывать.

Да, это сложный процесс. А легким он бывает, когда есть богатые родители, квартиры. Обычно искусством так и занимаются: это мажорчики, у которых хороший финансовый бекграунд. Они могут себе позволить создавать картины. Часто мы слышим от художников, что искусство должно быть некоммерческим. Можно направо и налево кричать, что деньги не имеют значения, без финансового подспорья тут не обойтись.

Да, я знаю и нищих людей, художников, которые живут на улице - и все равно очень альтруистичных. Но 90% - это все-таки просто позёры. Для меня деньги имеют значение: это свобода моей реализации. Например, арт-ярмарки – это прецедент, когда любой пришедший на нее человек инвестирует в искусство. Пусть это и капля в море, но так искусство и развивается. Так должна развиваться и Украина: капля за каплей.

Как можно ускорить этот процесс развития?

Скептически к разного рода выставкам относиться намного проще, чем поддерживать их, чем покупать картины. Скептическое отношение – оно не развивает, а является балластом. Нам всем надо научиться уважать то, что происходит в нашей стране. Если мы не будем уважать друг друга и все, что здесь есть, мы просто никуда не пойдем, нигде не окажемся. Нас не будут уважать.

Фото: "Скептически к выставкам относиться намного проще, чем поддерживать их, чем покупать картины" - Роман Минин (bit.ua)

Самые активные скептики - уже давно за границей. Что бы здесь не происходило, у них есть там свой домик, есть куда уехать, убежать - и оттуда критиковать все происходящее. А те, кто здесь остался, будут плеваться сами в себя. Это как игра в панк: плевать в небо, при этом не зная, на кого упадет плевок.

Думаю, что надо постепенно менять наши внутрисоциальные отношения и учиться принимать друг друга такими, какие мы есть. Надежда, конечно, на новое поколение. Но у него не будет развития без помощи поколения старшего. Люди уже сейчас должны всецело отдавать дорогу молодым, а не всеми силами пытаться удержаться при власти самим. Это обыкновенная психология отношений. Все одно и то же, везде одни и те же законы природы.

А как оживить искусство в маленьких городах? Ведь в столице культурных событий вроде хватает, но в селе или городке за сто километров от Киева никаких выставок и не предвидится.

Можно рассмотреть выход из такой ситуации на примере одной семьи. Как сделать так, чтобы кто-то из детей начал заниматься творчеством, а потом они все постепенно вовлеклись? Чтобы у них хотя бы раз в году был какой-то день творчества, а потом уже и это стало традицией всего города? В квартире, где живет семья, прежде всего должно быть удобно заниматься творчеством. Чтобы никто не кричал, если вдруг сын забрызгал обои, а дочка испачкала стол пластилином. Нужно создать обстановку, в которой бы никто не сказал "Блин, чего ты дурью маешься?" и в которой культивируется понятие, что творчество – это нормально, интересно, и это отнюдь не занятие дурью.

После этого - моральная поддержка, а далее – финансовая. Когда ребенок говорит: "Папа, хочу большой холст", его покупают. Тогда будет развитие. То же самое - в городе, в микрорайоне. Например, я бы начал с одного двора. Там должен быть гараж или клуб. А в нем - краска, еще какие-то материалы. А если у дяди Коли будут еще и бахилы, которые будут давать детям, чтобы не заляпали штаны, то вообще хорошо. А потом и дедушка придет покрасить лавочку. И если при этом в наличии будут несколько цветов, то он сможет ее и разукрасить. Стремление к украшению есть у всех нас, и когда это начинает естественным образом происходить - не за деньги, - то люди начинают меняться.

Фото: "Нам надо научиться принимать друг друга такими, какие мы есть" - Роман Минин (Виталий Носач, сайт)

И поверьте, если будет возможность писать на заборах, то слова из трех букв будут появляться, но все реже. Это быстро надоедает. Тем более, если рисовать на стенах будет не запрещено. Когда один подросток видит, что четыре других подростка нарисовали что-то сложное и красивое, тот первый нецензурное слово больше не напишет.

Как искать молодые таланты? Ведь часто в небольших городах жюри – это просто знакомые знакомых.

Надо каждый раз предлагать профессиональное жюри. Это должны быть не секретарши, а компетентные люди, которые разбираются в искусстве. И ни в коем случае не надо пресекать энтузиазм. Это самое дорогое, что у нас есть. Энтузиазм – это так естественно, и когда он будет проявляться, его надо всеми способами поддерживать, а то и провоцировать. И не дай бог на этом энтузиазме будут отмывать деньги! Мне как-то задали вопрос, чем может быть опасен стрит-арт. А тем, что на нем могут "отмыть" деньги.

Каким образом?

Дело в том, что есть документы ценообразования монументально-декоративной росписи, которые перекочевали в независимую Украину из СССР. По этим документам "отмываются" большие деньги. Мы с командой с 2007 года делали стрит-арт фестиваль, но когда я узнал, какие в обороте суммы, то у меня надолго отпало желание этим заниматься, пока у нас в Харькове не сменится власть.

И причем доказать эти "осваивания" бюджета невозможно: все цифры - официальные. Разграбление бюджета – это тяжелый балласт, который будет тянуть нас всех вниз еще много лет. А самое страшное в том, что это все является воровством времени. Пока все ждут возможности, время ускользает. Ведь создать что-то полезное, крутое и качественное - это более амбициозно и сложно, чем просто украсть.