Что относится к традиционному обществу. Типы общества, их характеристика

Нам, людям практических из будущего, крайне трудно бывает понять людей традиционного уклада жизни. Это обусловлено тем, что мы выросли в иной культуре. Однако понять людей традиционного общества крайне полезно, ведь такое понимание делает возможным диалог культур. К примеру, приехали вы отдыхать в такую традиционную страну, вы должны понимать местные обычаи и традиции, и уважать их. Иначе никакого отдыха не получится, а будут лишь сплошные конфликты.

Признаки традиционного общества

Т радиционное общество — это общество, в котором вся жизнь подчинена . Кроме этого оно имеет следующие признаки.

Патриархальность — примат мужского начала над женским. Женщина в традиционном плане существо не совсем полноценное, более того, она — исчадие хаоса. Да и при прочих равных условиях, кто добудет больше пропитания мужчина или женщина? Скорее всего мужчина, конечно, если мы опустим «женщинизированных» представителей мужского пола.

Семья в таком социуме будет стопроцентно патриархальной. Примером такой семьи может быть та, на которую ориентировался протопоп Сильвестр, когда писал свой «Домострой» в 16 веке.

Коллективизм — будет еще одним признаком такого социума. Индивид здесь ничего не значит перед лицом рода, семьи, тэйпа. И это обоснованно. Ведь традиционное общество было развито там, где было крайне трудно достать пропитание. А значит только вместе можно обеспечить себя. В силу этого решения коллектива гораздо важнее любого индивида.

Аграрное производство и натуральное хозяйство будут признаками такого общества. Что сеять, что производить говорит традиция, а не целесообразность. Вся экономическая сфера будет подчинена обычаю. Что людям мешало осознать какие-то другие реалии и привнести новшества в производство? Как правило это были серьезные климатические условия, благодаря которым традиция доминировала: раз наши отцы и деды вели именно так хозяйство, с какой стати мы должны что-то менять. «Не нами придумано, не нам и менять» — , так думает человек, живущей в таком обществе.

Существуют и другие признаки традиционного общества, которые мы более детально рассматриваем на курсах подготовки к ЕГЭ/ГИА:

Страны

Итак, традиционное общество, в отличие от индустриального, отличается приматом традиции и коллектива. Какие же страны можно назвать таковыми? Как это ни странно, но многие современные информационные общества можно отнести одновременно к традиционным. Как это возможно?

Вот, к примеру возьмем Японию. Страна крайне развитая, и одновременно в ней сильно развиты традиции. Когда японец приходит к себе домой, он находится в поле своей культуры: татами, сёдзи, суши — все это является неотъемлемой частью интерьера японского жилища. Японец, снимает повседневный деловой костим, как правило, европейский; и надевает кимоно — традиционную японскую одежду, очень просторную и комфортную.

Китай — также очень традиционная страна, и вместе с этим относящаяся к . К примеру, за последние пять лет в Китае было построено 18 000 мостов. Но вместе с тем, существуют деревни, где сильно чтут традиции. Сохранились монастыри Шаолинь, тибетские монастыри, которые неукоснительно соблюдают древние китайские традиции.

Приезжая в Японию или Китай ты будешь чувствовать себя чужаком — гайдзином или ляованем соответственно.

К таким же традиционным странам можно отнести Индию, Тайвань, страны Юго-Восточной Азии, страны Африки.

Предчувствую ваш вопрос, дорогой читатель: все-таки традиция это плохо или хорошо? Лично я считаю, что традиция — это хорошо. Традиция позволяет нам вспомнить, кто мы такие. Она позволяет помнить, что мы не покемоны и не просто люди из ниоткуда. Мы — потомки людей, которые жили до нас. В заключение хочу привести слова из японской пословицы: «По поведению потомков можно судить об их предков». Думаю, теперь вы понимаете, почему страны Востока традиционные страны.

Как всегда, жду ваших комментов 🙂

С уважением, Андрей Пучков

Общество в широком смысле – это часть материального мира, отделённая от природы, включающая в себя людей, а также различные отношения и связи между ними. В узком – группа лиц, объединённых общими задачами, интересами, целями, взглядами. Любой социум так или иначе развивался, в противном случае он бы не выжил. Общественное развитие подразумевало прохождение определённых этапов, которые чаще всего называют формациями и периодически оформляют в таблицу.

Ключевым стало отношение к производству материальных благ. Таких формаций всего 4 или 5, в зависимости от подхода:

Характерные признаки – наличие общей собственности, меньшее, по сравнению с остальными, неравенство по имущественному признаку. Период накопления первичного богатства в обществе.

2. Рабовладельческий

Не является обязательным для любого социума. Происходит насильственный захват и перераспределение имущества.

3. Феодализм

Традиционное или натуральное сельское хозяйство, раздробленность, постоянные стычки, эпидемии, низкий уровень культуры и медицины.

4. Капитализм

Начинается прогресс науки и техники, на смену ручному труду приходит машинный, уровень производства вырастает в несколько раз, увеличивается количество производимых благ на душу населения. Войны в истории приобретают больший размах. Усиливается неравенство между разными классами.

5. Коммунизм

Признаётся далеко не всеми как самый прогрессивный. Декларируется справедливое распределение имущества.

Это то, что преподавали в рамках советской истории и советского взгляда на формирование общества. Получил название формационного подхода. Разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Однако, как можно догадаться, на Западе существуют другие подходы. Во-первых, оснований деления намного дальше. К примеру, исторические типы общества рассматриваются в зависимости от наличия письменности, то есть различаются те, у которых письменность была в том или ином виде и те, у кого её не было. Во-вторых, признаётся многовариативность общественного развития, подразумевающая, помимо прочего, ещё и регресс, а не только прогресс.

По структуре типы общества делят на простые и сложные. В первых всё довольно однородно, отношения простые. Во вторых есть классы, которые, в свою очередь, тоже могут отличаться сложной организацией.

Вообще типы общества и их характеристика – непростая тема. Например, встречаются открытые и закрытые. В первых человек может подняться наверх по особым социальным лифтам. Второе лишает такой возможности, принадлежащим к привилегированной части общества можно только родиться. Крайний пример – это касты в Индии.

Цивилизационный подход

Поскольку формационный подход неоднократно подвергался критике, в том числе и за то, что поставил на вершину утопическую и сомнительную идею коммунизма, то альтернатива не могла не возникнуть. И она действительно появилась. Цивилизационный подход разработали Данилевский, Шпенглер и Тойнби. По их представлению, цивилизация является закрытым миром культуры, как духовной, так и материальной, которая существует определённое время, а потом рушится. Они выделяли романо-германскую, древнеегипетскую, древнеримскую, российскую (имелась в виду Российская империя) и так далее.

Сегодня эти взгляды претерпели некоторое изменения. В частности, считается, что цивилизация – это ступень развития, которая либо приводит к переменам и переоценке этносом самого себя, либо к распаду на разные народности, что случилось с Римской империей, либо к ассимиляции, что произошло с Египтом.

Известный американский профессор Белл рассматривает такие основные типы общества:

1. Доинструстриальная цивилизация

Второе название – традиционное общество. Просуществовала вплоть до XIX века. Некоторые государства всё ещё находятся на этой стадии развития, но их количество в мире постепенно сокращается. Господство одной династии или небольшой группы (аристократические республики). Экономическая основа – сельское хозяйство и скотоводство, сильно развит ручной труд. Распределение благ зависит напрямую от положения в обществе. Большинство социумов закрыты, продвижение наверх отсутствует или крайне затруднено, возможно только в исключительных случаях. Культура слабо развита, большая часть населения не получает нормальной медицинской помощи, образования, не защищена от произвола, ограничена в юридических правах.

2. Индустриальная цивилизация

Промышленное общество, также известно как развивающееся. Появилось около 200 лет тому назад. Образование тесно связано с промышленной революцией и научно-техническим прогрессом. На этой стадии находятся многие государства, включая СНГ. Благодаря науке человек перестал настолько зависеть от природы. В экономике стали доминировать рыночные отношения, увеличилось количество разных форм собственности. Производство стало машинным, были наращены мощности. В политической сфере господствует демократия. Наличие власти не рассматривается как само собой разумеющееся, лидер должен доказать, что он имеет на неё право. Поднимается вопрос о легитимности власти.

Разные группы социума получают гражданские права. Положение личности непосредственно связано с тем, что она может дать обществу, произвести. Многие структуры заметно упрощаются. Ценностью становится защита прав, равенство и прогресс, всеобщая грамотность. В связи с чем происходит модернизация образования, оно оказывается доступным всем. Обоснованность многих традиций пересматривается.

3. Постиндустриальная цивилизацию

Часто известна как информационное общество. Считается, что на этой стадии развития сейчас находятся США, Япония и ряд стран ЕС. Возрастает роль интеллектуального труда, генерации новых идей. Информация приобретает самостоятельную экономическую ценность. В политическом плане важным становится достижение консенсуса. Модернизация образования выходит на новый уровень, активно обсуждается вопрос его качества, а не только доступности. Пересматривается терминология, в том числе и в науке, а также в искусстве, в том числе и основная. Самое понятие модернизация, впрочем, как и многие другие, может быть подвергнуто переоценке и переосмыслению. Контроль над базами данных становится способом управлять значительными ресурсами.

Необходимо отметить, что в рамках цивилизационного подхода формирование всех возможных типов не закончено. Во-первых, учёные ещё пока что изучают информационную разновидность. Во-вторых, непонятно, что ждёт в будущем. Этим

вопросом занимается специальная наука – футурология. Интересные предположения на такую тему можно найти, если поискать данные по вопросам «многовариативность общественного развития типы обществ». Только учтите, что это всё – гипотезы.

Пользовательский поиск

Типология обществ

Каталог материалов

Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.
Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.
В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения).
Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.
Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида.
Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.
Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю натри стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
Индустриальное общество - Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис.
В современном звучании это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
Постиндустриальное общество - (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.
Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Традиционное общество является разновидностью общественности, которая имеет свои особенности. Какие черты характерны для традиционного общества?

Определение

Традиционное общество - это община, в которой всё регулируется ценностями. Сохранению многочисленных традиций в таком сословии уделяется гораздо больше внимания, нежели развитию самого товарищества. Характерной чертой традиционного общества является наличие жесткой иерархии и существования четкого разделения на классы.

Традиционная общественность является аграрной. Это можно объяснить тем, что работы на земле являются частью многолетних ценностей, которые характерны для такого типа общественного строя. В первозданном виде традиционная каста сохранена в некоторых государствах Африки, Азии и Востока.

Признаки

Характерными признаками традиционного общества являются:

  1. Основа бытия - сельскохозяйственная деятельность. Такой уклад жизни является характерным для эпохи Средневековья. На сегодняшний день сохранен в некоторых государствах Африки, Азии и Востока.
  2. Сословно-корпоративная социальная система. Это означает, что общественность четко разделена на несколько сословий, которые никак не перекликаются в процессе своей деятельности. Такая система зародилась много тысячелетий назад.
  3. Для традиционного общества характерна ценность человеческой личности, так как человек является продолжением Бога. По этой причине духовная жизнь ставится выше, нежели материальные блага. Также человек чувствует тесную взаимосвязь с землей, на которой родился, и своим сословием.
  4. Устоявшиеся традиции, которые четко регламентируют поведение человека с рождения, семейные отношения и ценности. Правитель при этом имеет неоспоримую власть.
  5. Низкая продолжительность жизни, которая связана с высокой рождаемостью и не менее высокой смертностью.
  6. Два признака, характерных для традиционного общества, - почитание собственной культуры и древних обычаев.

На сегодняшний день исследователи сошлись во мнении, что традиционное общество лишено выбора в плане духовного и культурного развития. Это значительно тормозит его прогресс.

Черты

Какие черты характерны для традиционного типа общества? Перечислим их по порядку:

  1. Патриархальный уклад жизни, в котором мужчина играет главную роль, а женщина является второстепенным членом общества.
  2. Чувство коллективизма и принадлежность к конкретной общине.
  3. Так как традиционное общество построено на сельском хозяйстве и примитивных ремеслах, то для него характерна полная зависимость от сил природы.
  4. Стремление человека зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей.
  5. Целью такого типа государства является не развитие, а поддержание человеческой популяции. Именно поэтому страны с такими жизненными устоями не имеют стремления к производству товаров.

Традиционный тип является самым ранним, так как возник вместе с общественностью. На первый взгляд может показаться, что в нем не происходит никакого развития. Однако это не так. Просто такой тип общности развивается несколько в другом ключе, нежели остальные разновидности.

Развитие

В экономическом плане для традиционного общества характерно развитие, основанное на сельском хозяйстве. При этом материальные блага распределяются в зависимости от социального положения человека.

Для общества традиционного типа характерна ценность редистрибутивных отношений, когда права и обязанности распределяются в зависимости от общественного положения человека. При этом у человека нет шансов улучшить свое социальное положение, так как оно передается по наследству, как и выбор деятельности. Например, сын кузнеца тоже будет кузнецом. Кроме того, категорически запрещены браки между людьми из разных социальных слоев социума.

Для традиционного общества характерно разделение на общины. Например, это могут быть купеческая гильдия, рыцарский орден или воровские корпорации. Человек вне общины считается изгоем, поэтому изгнание из нее всегда было одним из самых страшных наказаний. Человек рождается, живёт и умирает на одной и той же земле.

Культура

Для традиционного общества характерна культура, полностью построенная на соблюдении наследий, которые закладывались на протяжении многих десятилетий. Традиции - это нематериальная часть культуры социума, которая передается из поколения в поколение. Задачей традиционной общности является сохранение и почитание собственной культуры.

Очень большую роль в таком типе социума играет религия. Человек является служителем Богу или богам и поэтому обязан выполнять некие религиозные ритуалы.

Традиционная культура имеет тенденцию развиваться на протяжении многих столетий, как, например, китайская или индийская.

Ценности традиционного общества

В данном типе государства труд рассматривается как повинность. Среди наименее престижных и тяжелых можно выделить земледелие, торговлю и ремесленничество. Наиболее уважаемыми считаются духовенство и военное дело.

Какие из ценностей характерны для традиционного общества?

  1. Распределение материальных благ не зависит от того, трудится человек на благо государства или города. Оно зависит от положения человека. Например, гражданин из более высшего сословия имеет на порядок больше привилегий.
  2. Стремление получить материальные блага, которые не положены данному сословию, вызывает непонимание у общественности.
  3. Механизмы традиционной общественности направлены на поддержание стабильности, а не на развитие.
  4. Управление государством принадлежит богатым людям, которым не нужно заботиться о пропитании семьи, а значит, у них есть свободное время. Тогда как людей из низших сословий постоянно занимал вопрос о том, как удовлетворить базовые потребности.

Основой традиционного социума является средний класс - люди, которые имеют частную собственность, но не стремятся к чрезмерному обогащению.

Разделение общества на классы

Разделение по классовой принадлежности является основой традиционного общества. Сословие - это группа людей, которая имеет определенные права, обязанности. Принадлежность к определенному классу передается из поколения в поколение. Среди сословий традиционного средневекового общества можно выделить следующие:

  1. Знатные люди, духовенство, воины - высший класс людей. Им не нужно трудиться на земле для удовлетворения потребностей. Они имеют имущество по праву рождения, а также прислугу.
  2. Независимые предприниматели - купцы, мельники, ремесленники, кузнецы. Им необходимо трудиться для поддержания своих материальных благ, однако они не находятся у кого-то в услужении.
  3. Крепостные крестьяне полностью подчинены господину, который регулирует их жизнь. В обязанности крестьянина всегда входило возделывание земель, поддержание порядка в поместьях, выполнение поручений господина. Хозяин имел возможность наказывать крестьянина за провинности и следить за всеми аспектами его жизни, вплоть до личных и семейных отношений.

Такие устои традиционного общества не менялись столетиями.

Жизнь в традиционном обществе

Как уже было отмечено, каждый слой традиционного общества имел свои права и обязанности. Таким образом, высшие сословия имели доступ к любым благам цивилизации, которые предоставляло общество. Они имели возможность демонстрировать свое богатство благодаря наличию роскошного жилья и одежды. Кроме того, знать нередко подносила подарки духовенству, военным, жертвовала средства на нужды города.

Средний класс имел стабильный заработок, которого хватало для комфортной жизни. Однако кичиться богатством никто не имел права и возможности. Низшие слои общества вынуждены были довольствоваться лишь малыми благами, которых с трудом хватало для удовлетворения базовых потребностей. При этом часто их права регламентировались высшими сословиями. Например, мог существовать запрет на пользование какими-либо предметами быта для бедных или употребление определенного продукта. Таким образом подчеркивалась социальная пропасть между слоями общества.

Традиционные общества Востока

Некоторые признаки традиционного типа общества сохранились в восточных странах до сегодняшнего дня. Несмотря на индустриализацию и развитие экономики стран, они сберегли следующие черты:

  • религиозность - большинство государств Востока являются мусульманскими, а это значит, что религия играет очень большую роль как в жизни общества, так и в жизни отдельной личности;
  • почитание старых традиций сильно в державах не только Востока, но и в азиатских (Китай, Япония);

В современном мире практически не осталось традиционных обществ в классическом понимании. Государства эволюционируют и развиваются в экономическом, духовном, политическом направлениях, тем самым постепенно вытесняя ценности, присущие традиционному обществу.

Человек в традиционной общине

Для общества традиционного типа характерно восприятие человека как части общественности, в которой каждому уготована определенная роль, преобладают личные связи, так как внутри общества можно наблюдать семейные, соседские, клановые отношения. Особенно явно это заметно на примере знатных слоев общества, где все всех знали лично.

При этом каждый имеет социальную роль, которой он придерживается на протяжении жизни. Например, помещик - покровитель, воин - защитник, крестьянин - земледелец.

В традиционном обществе невозможно получить богатства путем честной работы. Здесь это передается по наследству вместе с положением в обществе и частной собственностью. Предполагается, что власть дает богатство, а не наоборот.

Краткая характеристика

Для традиционного общества характерны следующие черты:

  1. Зависимости частной и социальной жизни от религиозных представлений общества.
  2. Цикличность развития.
  3. Отсутствие личностного начала, преимущественно коллективистский характер общества.
  4. Неоспоримое признание любой власти, патриархат.
  5. Преобладание традиций, а не нововведений.

Особенное внимание в традиционном обществе уделяется семье, так как она нацелена на продолжение рода. Именно по этой причине семьи традиционного общества имеют много детей. Кроме того, обществу присуща консервативность, которая значительно замедляет его развитие.

Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? а) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б)

строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек.. Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует(-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13. . Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.

Выделяя основные элементы

общества, их взаимосвязь и
взаимодействие, учёные
характеризуют общество как
1) систему 2) часть
природы 3) материальн
мир
К глобальным проблемам
современного мира относится
1)
возникновение новых
межгосударственных
объединений
2) завершение промышленного
переворота
3)
существенный разрыв между
уровнями развития регионов
планеты
4) интенсивное развитие науки
Всё то, что создано человеком, в
своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусс
Верны ли следующие суждения о
различных типах обществ?
А.
В индустриальном обществе
высоко ценятся
индивидуальные особенности
человека, поощряются
инициатива и
предприимчивость.
Б.
Уважение к обычаям, веками
складывавшимся нормам,
преобладание коллективного
начала над частным отличают
постиндустриальное общество
от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
Какой из признаков присущ
традиционному обществу?
1) развитое фабричное
производство
2) создание основного продукта в
сельском хозяйстве
3) завершение промышленного
переворота
4) высокоразвитая
инфраструктура
В отличие от природы, общество
1) является системой
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца
культуры
4) развивается по собственным
законам
Верны ли следующие суждения о
взаимосвязи сфер общественной
жизни?
А.
Рост государственных
ассигнований на производство
новых видов вооружения
является примером связи
политической и экономической
сфер общества.
Б.
Финансирование меценатом
деятельности музея является
примером связи экономической
и духовной сфер общества.
1)верно только А 2)верно
только Б 3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из нижеприведенного является
особенностью постиндустриального
общества?
религиозный характер культуры
переход от натурального к товарному
производству
завершение промышленного
переворота
развитие информационных
технологий
9. В целях поддержки отечественного
производителя правительство
страны ограничило ввоз
иностранных молочных продуктов и
мяса. К каким сферам общественной
жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) экономической и духовной
10 Быстрый скачкообразный переход
от одного общественно-
политического строя к другому
называется
1) прогрессом 2) революцией 3)
контрреформой 4) эволюцией
В1 . Установите соответствие между
терминами и определениями. Одному
элементу левого столбика
соответствует один элемент правого.
1) эволюция А) радикальное,
коренное, глубокое качественное
изменение, скачок в развитии
природы,
общества или познания
2) революция Б) преобразование,
изменение, переустройство какой-
либо стороны общественной жизни
(экономики), порядков (институтов,
учреждений)
3) реформа В) процессы изменения
(преимущественно необратимые) в
природе и обществе
Ответ: 1 2 3
В2. Ниже приведён ряд терминов.
Все они, за исключением двух,
характеризуют социальную
динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3)
эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6)
стратификация.
Найдите два термина,
«выпадающих» из общего ряда, и
запишите цифры, под которыми они
указаны.
С1 Укажите и проиллюстрируйте
примерами любые три критерия
общественного прогресса.
С2 Вам поручено подготовить
развернутый ответ по теме
«Традиционное общество и его
особенности ». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете
освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более
детализированы в подпунктах.

1)В познании общества, в отличии от познания природы, а) объект и субъект совпадают б) основным методом является эксперемент в) не

могут выдвигаться гипотезы и предположения

г) истина имеет относительный характер

2) Какие из суждений верны?

социальная функция образования заключается в том, что

А. в его процессе человек овладевает опытом общения, осуществляется социализация личности

Б. оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе

а) только А

б) только Б

в) и А, и Б

г) ни А, ни Б

3) Итальянский путешественник Плано ди Карпини, посланец Папы Римского ко двору Великого хана монголов, писал о русских землях после нашествия Батыя:"Некогда богатый и многолюдный Киев сведен почти на нет: едва существует там двести домов". Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?

а) революция

б) регресс

в) модернизация

г) прогресс

4) Широкое распространение компьютерных технологий, превращение их в значимый фактор производства-характерные черты общества

а) интенсивное развитие науки и технологий

б) автоматизация и роботизация промышленного произвдства

в) преобладание семей партнерског, демократического типа

г) преобладание в общественном сознаниии религиозных ценностей

5) К глобальным проблемам современного общества относится

а) истощение природных ресурсв

б) принятие национальных стандартов образования

в) осуществление диалога культур

г) проведение международных конференций

6)Выбирите 3 элемента верного ответа и обведите соответсвующие номера

какие признаки относятся к науке?

а) оказательство

б) образность

в) символичность

г) объективность

д) рационализм

7) Приведенные в перичне термины, ща исключением двух, характеризуют продукты массовой культуры. Номера лишних терминов

а) анимация

б) сериал

в) бестселлер

д) ток-шоу

1.К социальным качествам человека относятся 1) разрез и цвет глаз 2) расовые признаки 3) память, быстрота реакции 4) ценностные ориентации.2.Присущий тольк

о человеку способ взаимодействия с окружающим миром,в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, называют 1) деятельностью 3) активностью 2) наблюдательностью 4) интересом.3.Девятиклассник Роман любит химию. Он много занимается, успешноучаствует в конкурсах и олимпиадах, занимает призовые места. Какиекачества Романа проявились в данной ситуации?1) способности 3) потребности 2) особенности темперамента 4) задатки.4.Верны ли следующие суждения о свободе человека?А. Свобода предполагает возможность определять цели, выбирать модельповедения, средства и способы деятельности.Б. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок – важное условие творчества.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.5.Истинным можно считать лишь то знание, которое 1) имеет практическую значимость 2) имеет теоретическое обоснование 3) соответствует предмету познания 4) поддерживается авторитетным мнением.6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?1) объяснение сущности явлений природы и общества 2) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла 3) использование художественных образов 4) обращение к сверхъестественным силам.7.Верны ли следующие суждения о познании?А. Рациональное познание позволяет выявить существенные свойства ифункции объекта познания.Б. Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.8.К социальной подсистеме общества относятся 1) отношения людей по поводу власти 2) взаимодействия общества и природы 3) отношения людей в процессе материального производства 4) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой.9. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер 1) отказа от смертной казни за совершение преступлений 2) успехов в развитии средств связи и коммуникаций 3) сглаживания социального неравенства в обществе 4) развития правового государства.10. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?А. Социальный институт – исторически сложившаяся форма организациилюдей, регулирующая их деятельность.Б. Социальные институты призваны удовлетворять те или иные фундаментальные потребности человека.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Пожалуйста помогите!

1. Традиционное общество характеризуется
1) широким развитием товарно-денежных отношений
2) преобладанием доли сельского хозяйства в экономике
3) принципом разделения властей
4) разрушением сословной структуры

2. Западная цивилизация характеризуется
1) приоритетом коллективного труда
2) более высокой оценкой роли духовной сферы жизни по сравнению с экономической
3)признанием ценности отдельной личности
4) отсутствием частной собственности на землю

3.Радикальные,качественные преобразования в обществе, слом старых порядков составляют суть
1) эволюция
2) революция
3) реформ
4) стагнации

4.Верны ли следующие суждения?
К положениям, характеризующим понятие "общественный прогресс", относится (-ятся)
А. переход от менее совершенного к более совершенному порядку
Б. быстрые перемены в обществе
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

5.Верны ли следующие суждения?
К общественным наукам относится
А. история
Б. экономика
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

6.Глобализация как характерная черта современного мира, в наибольшей степени присуща развитию
1) традиционных промыслов и ремесел
2) электронных средств связи
3) горнодобывающей отрасли
4) культуры и языка

7. Под обществом в широком смысле слова подразумевается
1) территория, на которой проживают люди
2) объединение групп людей по интересам
3) определенный этап развития человечества
4) совокупность всех форм взаимосвязей и взаимодействий людей

8.Верны ли следующие суждения?
Свобода человека в обществе означает
А. возможность самостоятельной оценки своих действий
Б. совершение любых поступков без учета мнения окружающих
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

9.Человек в отличие от животного способен
1) защищаться от холода
2) производить потомство
3) создавать новые технический средства
4) обеспечить себя пропитанием

10. Верны ли следующие суждения?
Самопознание
А. предполагает постижение человеком самого себя, своих способностей, возможностей, устремлений
Б. возможно только в условиях полной изоляции человека от внешнего мира, от общения с другими людьми
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

11. Цена товара в соответствии с законами рынка возрастет если спрос
1) сократится в два раза, и предложение сократится в два раза
2) понизится, а предложение возрастет
3) понизится, а предложение остается неизменным
4) возрастет, а предложение не изменится

12. Один из признаков рыночной экономики -
1) свобода производителя и потребителя
2) господство государственной формы собственности
3) централизованное распределение ресурсов
4)директивное планирование хозяйственной деятельности

13. К косвенным налогам в Российской Федерации относится
1) налог на недвижимость
2) подоходный налог
3) таможенная пошлина
4) налог на наследство

14. Характерной социальной ролью для подростка является роль
1) владельца банка
2)посетителя дискотеки
3) квалифицированного специалиста
4) военнослужащего-контрактника

15. Нормы морали и права
1) тесно связаны между собой, хотя сферы их действия в обществе не всегда совпадают
2) действуют одинаково, регулируя одни и те же группы общественных отношений
3) не имеют никакой связи друг с другом, их сферы действия автономны
4) регулируют взаимоисключающие общественные отношения

17.Одна из основных черт демократического политического режима -
1) наличие одной партии, "сросшейся" с государством
2) стремление государства регламентировать частную жизнь граждан
3) гарантия прав и свобод человека
4) отсутствие законных гарантий прав меньшинств

18. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права
1) трудового
2) уголовного
3) семейного
4) гражданского

19. Высшим исполнительным органом Российской Федерации является
1) Верховный суд
2) Государственная Дума
3) Правительство
4) Совет Федерации

20. Судьи в РФ
1) назначаются с 18 лет
2) смещаются по решению местной администрации
3) могут иметь любое высшее образование
4) подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам