Что такое гипербола — это в литературе особый художественный прием: примеры предложений. Что такое гипербола в литературе — определение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

Гипербола - это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки , заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже . Любой иностранец, если будет переводить дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
ОКЕАН СТРАСТЕЙ
ВЕСИТ СТО ПУДОВ
ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас .

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался , а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)

На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)

Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)

Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)

Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве» . Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя . Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих , вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе :

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов , не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Вместо заключения

Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.

Называется такой прием « ». Об этом подробно – в нашей следующей статье.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка Что такое риторический вопрос и для чего он предназначен Что такое парадокс - просто о сложном (с примерами) Афоризмы - это сокровищница человеческой мудрости Диалектизмы - это слова с местным колоритом Что такое демагогия и как с ней бороться

Стилистический прием, название которого заимствовано у древнегреческого языка и переводится как «преувеличение», присутствует в классических и современных произведениях наряду с метафорой, эпитетом, метонимией, синекдохой и т.д. Что такое гипербола в литературе? Это намеренное преувеличение свойств явлений, предметов. Языковое средство используется в русской разговорной речи для эмоционального усиления, когда идет не просто передача сухих сведений, подчеркивается личная оценка происходящего.

Речевая фигура была излюбленным средством выражения авторов народных сказаний, былин. Стилистическим приемом широко пользовались писатели, произведения которых стали классикой литературы. Наглядное усиление содержат юмористические и сатирические рассказы, поэтическое творчество. Преувеличение употребляется везде, где требуется выделить тот или иной факт реальности.

Для чего используется преувеличение в литературе

Гипербола цепляет внимание, оказывает будоражащее действие на воображение, заставляет по-новому взглянуть на факты реальности, почувствовать их значимость, особую роль. Преувеличение преодолевает границы, установленные правдоподобием, наделяет человека, предмет или природное явление сверхъестественными характеристиками. Выразительное средство подчеркивает условность мира, созданного писателем. Что такое гипербола в литературе? Прием указывает на отношение автора к изображаемому – возвышенное, идеалистичное или, наоборот, насмешливое.

Как реализуется художественное преувеличение Чтобы ясно понять, что такое гиперболы в литературе нужно знать способы реализации усиления, присущие тексту художественного произведения. Выразительность достигается писателем путем использования лексических гипербол, включающих слова «совершенно», «совсем», «все». Метафорический прием основан на образном сравнении. Фразеологические гиперболы в литературе представляют собой устойчивые выражения. Количественное усиление включает обозначение числа.

Лексические гиперболы

Выразительность создается в литературе путем использования определенных слов: совсем скверно, совершенно непонятный почерк, никуда не годится, всем людям известно.

Метафорические гиперболы

Образный перенос содержат такие словосочетания: весь мир – театр, лес рук, безграничный океан любви, обещать золотые горы.

Фразеологические гиперболы

Устойчивыми выражениями являются следующие преувеличения: козе понятно, побью как младенца, контракт дешевле бумаги, на которой он написан.

Количественные гиперболы

Численные преувеличения содержат такие выражения: тысяча дел на вечер, миллион раз предупреждал, гора папок с бумагами.

В лингвистике словом «гипербола» называют чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:

  • реки крови;
  • вечно опаздываете;
  • горы трупов;
  • сто лет не виделись;
  • напугать до смерти;
  • сто раз говорила;
  • миллион извинений;
  • море поспевшей пшеницы;
  • целую вечность жду;
  • весь день простояла;
  • хоть залейся;
  • дом за тысячу километров;
  • постоянно опаздывает.

Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например, в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов» ,
Да куда ни махнёт, улица падёт,
А назад отмахнёт - переулицы…

В художественной литературе писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью гиперболы выявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.

Гипербола (литература)

Гипе́рбола (_gr. ὑπερβολή , «переход, преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю , где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь , из поэтов - Маяковский .

Примеры

Фразеологизмы и крылатые слова

* «море слёз»
* «быстрый как молния», «молниеносный»
* «многочисленный как песок на берегу моря»
* «мы не виделись уже сто лет!»
* «(Пьяному) море по колено [а лужа - по уши] »
* «кто старое помянет - тому глаз вон! А кто забудет-оба!»

Античные примеры

Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.
::::Архимед (др.греч. : Dos moipu sto, kai tan gan kinas.)

Гиперболические метафоры в Евангелии

* «Почему же ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своем глазу не замечаешь бревна?» (Евангелие от Матфея 7:1-3). В этой образной картине критически настроенный человек предлагает вынуть соломинку из «глаза» своего ближнего. Критик хочет сказать, что его ближний не видит ясно и поэтому не способен судить здраво, тогда как самому критику здраво судить мешает целое бревно.
* В другом случае Иисус осудил фарисеев за то, что они «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие» (Евангелие от Матфея 23:24). Кроме того, Иисус знал, что фарисеи процеживали вино через ткань. Эти поборники правил поступали так для того, чтобы случайно не проглотить комара и не стать из-за этого церемониально нечистыми . В то же время они, образно говоря, проглатывали верблюда, который тоже считался нечистым (Книга Левит 11:4, 21-24).
* «Вера с [крошечное] горчичное зерно», которая могла бы передвинуть гору,- способ подчеркнуть, что даже небольшая вера может сделать многое (Евангелие от Матфея 17:20).
* Верблюд пытается пройти через игольное ушко - также гипербола Иисуса Христа , которая наглядно показывает, насколько трудно приходится богатому человеку, ведя материалистический образ жизни, пытаться служить Богу. (Евангелие от Матфея 19:24).

Классики марксизма

Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!
::::В.И.Ленин - «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908)::::В.И.Ленин - «Три источника и три составные части марксизма» (Июль - ноябрь 1914 г.)

Проза

...У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями...
::::Н.Гоголь - повесть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1835)
Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь...

За одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.

::::Н.Гоголь - повесть «Тарас Бульба» (1835)
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
::::Н.Гоголь - комедия «Ревизор» (1851)

Стихи, песни

И будь я негром преклонных годов,
и то б без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин .
::::Владимир Маяковский - поэма «Владимир Ильич Ленин» (1925)
Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету...
::::Владимир Маяковский - «Стихи о советском паспорте» (1929)
На медведя я, друзья, выйду без испуга,
Если с другом буду я, а медведь - без друга.
::::Песня из к/ф "По секрету всему свету". Муз: В.Шаинского , сл.М.Танича
О нашей встрече - что там говорить,
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий ,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий! "(2 раза) "

О чем просила - делал мигом я,
Мне каждый час хотелось сделать ночью брачной ,
Из-за тебя под поезд прыгал я ,
Но, слава богу, не совсем удачно... "(2 раза) "

…И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на "дачу " [Дача - нары (Уголовный жаргон) ] , -
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлёвские в придачу! "(2 раза) "

И я клянусь - последний буду гад! -
Не ври, не пей - и я прощу измену!
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену ! "(2 раза) "

А вот теперь я к встрече не готов -
Боюсь тебя, боюсь ночей интимных,
Как жители японских городов
Боятся повторенья Хиросимы . "(2 раза) "

:::: Владимир Высоцкий ,

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гипербола (литература)" в других словарях:

    - (греч. υπερβολη) стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола и её фокусы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола (из др. греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и… … Википедия

    Гипербола и её фокусы Гипербола геометрическое место точек M Евклидовой плоскости, для которых абсолютное значение разности расстояний от M до двух выделенных точек F1 и F2 (называемых фокусами) постоянно, то есть | | F1M | − | F2M | | = C… … Википедия

    Исламоведение Разделы История Ранний ислам Философия Ранняя Современная Эсхатология Теология Концепция Бога Таухид Мистицизм Юриспруденция … Википедия

15 октября 2017

Литература богата средствами художественной выразительности, которые помогают авторам наилучшим образом донести до читателя свою мысль. Так, при изучении произведений классиков ученики ищут в них эпитеты, сравнение, олицетворения и пытаются разобраться, зачем писатель использовал тот или иной прием. К числу художественных средств относится также и гипербола, которую мы и рассмотрим.

Определение

Рассмотрим, что такое гипербола, примеры которой будут приведены ниже. Это особый художественный прием, намеренное преувеличение, позволяющее добиться необходимого автору эффекта. Термин является очень древним, прием начал использоваться в эпоху античности. Для выражения гиперболы используются языковые средства: слова, сочетания слов и предложения.

Самые простые примеры

Широко используется гипербола в русском языке. Примеры покажут, что нередко мы пользуемся этим приемом, даже не обращая внимания. Например, слова «Я тебе уже тысячу раз говорила!». В данном случае «тысяча раз» - это и есть преувеличение, ведь автор высказывания, во-первых, вряд ли говорила что-либо так много раз. Во-вторых, она не считала число своих повторов. Еще один пример гиперболы в русском языке: «Мы не виделись уже сто лет». Здесь речь идет о том, что люди не встречались длительный период времени, но уж никак не сотню лет.

Сказав, что у него миллион проблем, человек подчеркнет то, что у него сейчас черная полоса в жизни, а о четкой количественной характеристике проблем речь не ведется. Похожих примеров можно привести множество:

  • «Есть сотня причин, почему я все еще стремлюсь получить образование».
  • «У дедушки тысяча болячек, а он все еще трудится на огороде».
  • «Ты не поверишь, вчера видела такого крупного мужчину. Не человек, а слон». Здесь гипербола соединена с элементом сравнения. Человек уподобляется слону по весовому параметру.
  • «Сиди, работай, заработаешь миллион!». В этом примере явно звучит ирония. Говорящий сильно преувеличивает возможности заработка своего оппонента, издевательски подшучивает над ним.
  • «Ты говоришь, Маша не поступила в институт? Да это же известно всем!» В примере представлена лексическая гипербола, преувеличение достигается за счет словосочетания «известно всем». Понятно, что это не так, ведь жители другого города могут не знать о Машиных проблемах, и они их не интересуют.

Нередко, сами не обращая внимания, мы употребляем гиперболу. Примеры в русском языке, приведенные выше, проиллюстрировали эту мысль.

Видео по теме

Разновидности

Есть несколько типов гипербол в русском языке:

  • Лексические. Преувеличение достигается путем использования слов «совершенно», «все», «абсолютно». Например, совершенно бесполезный человек, это всем давно известно.
  • Метафорические. Это запоминающееся сравнение. Например, лес рук, золотые горы.
  • Фразеологические. Использование устойчивых сочетаний слов. Например, козе понятно.
  • Количественные. Использование числительных: миллион дел, тысячи идей.

Все эти типы преувеличений могут использоваться носителями языка неосознанно, не воспринимаясь как художественно-стилистический прием.

Современные варианты


Молодежь нередко употребляет в речи гиперболу. В русском языке примеров можно привести множество:

  • «Мы это уже 100500 раз проходили! Неужели трудно запомнить?»
  • «У нас еще вагон и маленькая тележка времени, все сделаем».

Такие высказывания позволяют сделать речь боле образной и выразительной.

Из художественных произведений

Нередко писатели используют гиперболу. Примеры из литературы довольно разнообразны. Так, очень часто к этому приему обращался Пушкин: «Все флаги в гости будут к нам».

Есенин при создании образа Руси использовал преувеличение: «Не видать конца и края, только синь сосет глаза».

Есть гиперболы в лирике Маяковского:

  • «В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою».
  • Поэма «Облако в штанах» завершается очень интересным образом, основанном на приеме преувеличения: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». Это помогает поэту выразить силу и мощь человеческой личности.
  • Нередко поэт преувеличивает и размеры человеческого тела, создавая емкий и острый сатирический образ: «Два аршина безлицевого розового теста, голова в Казбек, желудок в ров».

Можно привести несколько интересных примеров гиперболы в русском языке, когда преувеличение касается неодушевленных предметов: до небес баобабы, жало в километр.

Нередко для эффекта преувеличения поэт использует слова в переносном смысле: глыба, туша. Или же сочетания слов, которые по отдельности не обладают подобным свойством, но поставленные вместе создают гиперболизацию: очки-велосипеды, глаза два луга.

Пример гиперболы из литературы можно найти и в творчестве других писателей: «шаровары, шириной с Черное море» (Гоголь), «четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили» (Высоцкий).

Мы рассмотрели, что такое гипербола, и примеры ее употребления мастерами слова. Этот прием дает возможность делать речь писателей образной и более выразительной, привлечь внимание читателя к какому-либо свойству или особенности описываемого предмета или лица. Также именно намеренное преувеличение нередко помогало автору выразить свое отношение к происходящему.

Гипербола?

В современной литературе, как и в искусстве вцелом, существует огромное количество приемов и способов выразительности языка, которые используются авторами в различной степени. Всем понятны такие понятия, как сравнение, олицетворение, а вот что такое гипербола знает не каждый. Так вот, гипербола - это популярное в литературе языка. Оно применяется в тех случаях, когда автору необходимо создать преувеличенное представление о какой-либо ситуации и каком-то предмете. Также гипербола применяется тогда, когда автору требуется обратить особое внимание на какое-либо явление и его свойства в произведении. Гипербола, как правило, содержится в каком-то высказывании. Оно само по себе гипорбелическим не является и на самом деле может передавать реальное положение дел. В этом вся гипербола. Примеры данного тропа достаточно типичны и известны, некоторые даже используются повседневно. Вот один из них: "Нет ни крошки хлеба". Данное высказывание в целом не имеет преувеличенного окраса, но тем не менне здесь использовано данное средство выразительности.

Это важно!

Позиция говорящего и высказываемая им оценка фактов очень существенны при испоользовании гиперболы. Преувеличение - отсутствие или наличие каких-то свойств, предметов, явлений. Ученые уже неоднакратно указывали на то, что гипербола является одним из самых распространенных средств выразительности в нашей повседневной разговорной речи. Есть два главных фактора этого замечательного тропа. Первый - соотнесение выражения с ситуацией, второй - ее оценка. Гипербола не порождает контраст, она описывает или констатирует реальные события, но в увеличенном размере, создавая некоторый дисбаланс между реальностью и гиперболическим выражением!

Основа гиперболы

Помогает подробнее раскрыть вопрос о том, что такое гипербола, рассмотрение ее содержания и структуры. В основании гиперболы всегда находится какое-то сравнение, а точнее образ. Но обыденное преувеличенее отличается от художественного выражения. В повседневной речи нами часто используются уже готовые модели, например, "слон в посудной лавке". Подобных примеров очень-очень много, ведь язык живет и развивается. В литературе же писатели и поэты уделяют особое пристальное внимание гиперболическим высказыванием. С помощью данного тропа они пытаются подчеркнуть особенность и неповторимость того или иного героя или события. Особенно часто использовали гиперболу такие поэты, как Маяковский, Лермонтов. Их языку присуща масштабность.

Многозначность слова

Но это неполный ответ на вопрос о том, что такое гипербола. Само слово имеет два значения. Второе, кстати, далеко от литературы и искусства, оно используется в математике. Хотя тут тоже с ним связаны интересные выражения, такие, как геометрическое место в Евклидовой плоскости, каноническое уравнение гиперболы и многие другие. В общем, можно сказать только одно: гипербола важное понятие, значение которого необходимо знать не только профессиональному литератору, но и каждому грамотному человеку.