Нравственная проблематика произведений конца XX века. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей

Нравственные проблемы в произведениях современных писателей

Но в каждой жизни есть такая встреча,

а в этой встрече есть такое "вдруг",

когда рассудок, потерявший тропку,

и мрак души сливаются в одно,

и правда жизни, упираясь в пробку,

в закрытом сердце выбивает дно.

Вадим Антонов.

Известный писатель Федор Абрамов высказал интересную мысль: с давних пор существуют два способа обновления и изменения жизни. Один - реформа и революция, второй - путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.

Кто же может достучаться до души каждого? Ответ понятен: литература. Критика отмечает, что в произведениях ряда наших писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал: "Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем". Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет перейти к рыночной экономике и стать богатым, богатство не сможет заменить доброты, порядочности, честности. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Распутина, В.Белова и других.

Валентина Распутина я читал раньше. "Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Уроки французского". Писатель всегда мне нравился вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбу людей на крутом переломе, представить своих героев в трагическое, исключительное для них время. В "Живи и помни" это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в заброшенной бане, в "Прощании с Матерой"- время, когда жители готовятся переселиться из родной деревни, которую решено затопить.

В небольшой повести "Пожар" мы вновь видим особую ситуацию. В сибирском поселке случился пожар. Загорелись орсовские склады. И в его пламени высвечиваются душа и высокая нравственность главного героя Ивана Петровича Егорова и позиции других жителей леспромхоза поселка Сосновка. Поселок этот писатель называет "неуютным и неопрятным, не городского и не деревенского, а бивуачного типа", который как бы "держит себя в постоянной готовности" к переселению. Вырубили варварски лес, "а потом собирайся и кочуй". Известно, "лес вырубать- не хлеб сеять".

В.Распутин развивает здесь одну из своих любимых тем: о корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и вырос, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Поселок возник более двадцати лет назад. Окрестные деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок Сосновку. Исконные жители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами. Старожилы называют их "архаровцами". В результате "люди... разошлись всяк сам по себе... отвернулись и отбились от общего и слаженного существования, которое крепилось не вчера придуманными привычками и законами". Приезжих писатель насмешливо называет "легкими людьми", не отягощенными ни хозяйством, ни чем другим, знающими только дорогу в магазин да как скоротать время. Постепенно они составили открытую, ничего не боящуюся и не стыдящуюся силу.

Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между людьми, отсутствие стыда перед односельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к старшим, трудолюбия- все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов.

Пожар в повести как бы разделяет людей на две группы. Первые- те, кто забыв об опасности, кидается спасти гибнущее добро. Тут-то и проявляются глубинные качества людей, о которых прежде никто не догадывался (может, и сам человек): совесть, самопожертвование, чувство локтя. Кое-кто из шабашников именно так себя и проявил. Но другие мародерствуют. Пользуясь случаем, пытаются нагреть руки. И жадность переходит в жестокость и преступление: "архаровцы" убивают сторожа дядю Мишу Хампо, который препятствовал им воровать. Одна трагедия влечет и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня, "потерявший имя, безвестный горемыка".

Интересно отметить, что мысли о корнях человека и его морали в том или ином варианте присутствуют у многих писателей. В романе Астафьева "Печальный детектиыв" есть эпизод, вызывающий негодование в каждом нормальном человеке. Следователь получает известие о том, что его мать умерла. Он считался любимым сыном. Все, даже не кровные, родственники съехались. Но он только что вернулся из отпуска, где "укреплял здоровье". Боясь испортить эффект радоновых ванн, как бы "не подшалили нервы", и не желая знаться с "темной" родней, он посылает на похороны полсотни рублей. Читатель искренне радуется, когда узнает, что родств

Проблема нравственности существовала с тех самых пор, как человек осознал себя существом не только мыслящим, но и чувствующим. В настоящее время в связи с разнообразными процессами, происходящими в стране и мире в целом, она приобрела особое звучание, стала необыкновенно острой. С развитием цивилизации, открытием все новых и новых технологий, возведением в культ материальных ценностей люди постепенно забывают о нравственном долге, воспринимают его как нечто абстрактное, а иногда — совершенно ненужное.

С середины прошлого века данная проблема стала занимать умы практически всех русских писателей, которые на страницах своих произведений занялись активным поиском возможных вариантов ее решения. Авторы многих рассказов, романов и повестей старались определить новую шкалу нравственных ценностей, понимая, что сделать это просто необходимо, иначе общество деградирует. Морально-нравственные нормы прошлых лет устарели, требовали переосмысления, как, впрочем, и конкретные события, произошедшие в истории и составляющие ее суть. Люди, осознав свои ошибки, станут действовать разумно в настоящем и строить достойное будущее. И главную помощь в этом осознании способны оказать именно писатели.

В произведениях современных авторов ярко отражена суть проблемы нравственности, ставшей столь актуальной. О животрепещущем писали В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Ю. Бондарев, В. Розов и многие другие писатели нового времени. Такие произведения, как «Пожар», «Печальный детектив», «Плаха», «Игра», «Кабанчик», повествуют о ценностях, которые являются вечными, что бы ни говорилось на этот счет.

Что же это за ценности? Прежде всего любовь. Писатели возводили ее на пьедестал, свято веря в непобедимость и могущество великого чувства. В последние десятилетия XX века предметом особого интереса также явилось отношение общества к Родине. Авторы многих произведений отражали трепетное отношение к тому месту, где человек родился, где он рос и формировался как личность. Близкая и знакомая с детства природа не должна забываться человеком, и, когда-либо вернувшись в родные края, он не должен оставаться равнодушным, холодным, безучастным.

Значительное место на шкале вечных ценностей должны занимать, по мнению современных писателей, культура и история нации. Также большое внимание следует уделять качествам, которые хотелось бы наблюдать в каждом отдельном представителе общества. Это гуманизм, способность к сочувствию и стремление оказать помощь. В противовес этим ценностям описывались царящие вокруг жажда наживы, жестокость, отказ в сострадании, стремление унизить слабого.

Немалое внимание в произведениях современных авторов уделено раскрытию сущности того государственного строя, который во многом обусловил нравственное падение. Писатели современности выступали против такой модели, когда понятия о нравственности навязываются обществу насильственными способами, через подавление личностных качеств. Такие методы слишком жестоки, а жестокость никоим образом не может сочетаться с моралью.

Проблема нравственности замечательно раскрыта в произведении В. Распутина «Пожар». На примере трагического события автор показывает разобщенность интересов отдельной человеческой группы, в которой каждый представитель борется только за самого себя. В условиях стихии явственно обозначаются печальные элементы действительности: сломанное оборудование для тушения пожара, беспорядки в расположении товара, спрятанные ранее дефицитные продукты... При тушении пожара каждый человек старается схватить что-либо для своих личных нужд, и большинство персонажей не выдерживают испытания на нравственную стойкость.

На фоне общей безнравственности выделяется человек, не проявивший негативных черт в стихийной ситуации. Иван Петрович Егоров, главный герой повести, которому, очевидно, симпатизирует автор, высказывается против пороков общества резко и обличительно: «...Против чужого врага выстояли, свой враг, как и свой вор, пострашнее».

Образ главного героя противопоставляется обществу, в котором каждый проповедует свои личные принципы и борется за индивидуальные цели. Егоров понимает, что такое общая беда, он не отвергает горести окружающих, не следует, подобно им, принципу «моя хата с краю». Изображая Ивана Петровича, Распутин хотел показать, что не все ценности утрачены человечеством; объяснить, что духовное возрождение вполне возможно, если каждый из нас поверит в него и станет активным участником.

Каждый современный человек обязан сделать выбор между нравственностью и безнравственностью, между внешним благополучием при внутреннем убожестве и богатством натуры при скромном существовании.

Рассмотренное произведение В. Распутина раскрывает проблему нравственного выбора всего общества в целом, тогда как роман В. Астафьева «Печальный детектив» выявляет социальную катастрофу отдельной личности. Идейный смысл романа заключается в подчеркнутом авторском изображении условий действительности, в которых возможно существование и утративших человеческий облик личностей, и вполне нормальных людей. Что побуждает первых вбирать в себя все мыслимые и немыслимые пороки, делать их частью своего «я»? Отсутствие нравственного стержня, как показывает В. Астафьев, становится главной проблемой общества, а незнание причин возникновения этой страшной реалии только усугубляет ситуацию.

Можно предположить, что в жизни каждого человека наступает такой период, когда ему приходится решать проблему выбора: жить дальше согласно собственным нравственным принципам или уподобиться бездуховному большинству. Во втором случае человек сознательно отказывается от нравственных норм, поэтому нет ничего удивительного в том, что рано или поздно он доходит до преступления. Положительные качества будут постепенно вытесняться отрицательными, хорошие люди потеряют свой авторитет, и в конце концов формирование злодея закончится, и он предстанет перед обществом «во всей красе».

Главному герою произведения В. Астафьева в своей жизни приходится сталкиваться со многими негативными качествами, присутствующими в других людях.

Этот «мыслитель из железнодорожного поселка» борется за свою нравственность, и, наверное, в нем автор отражает собственный путь к духовному совершенству. Перед нами возникает ситуация нравственного выбора: когда в ответ на вопрос о причинах совершенного преступления (убиты трое) бывший командир слышит нахальное: «А мне хари не понравились», он решает устроить самосуд, не имея на то никаких оснований, кроме нравственных. Большинство читателей наверняка одобрят решение героя, хотя по закону оно является жестоким и безнравственным что толкает молодежь на совершение жестоких и ничем не оправданных поступков? Это вопрос задает автор романа и сам же отвечает на него: этому способствует российская действительность, атмосфера 70—80-х годов, в которой с невероятной скоростью «плодятся» бездействие, хамство и порок

В произведениях многих авторов современности ключевой темой выступает проблема нравственности и необходимости духовного следования. Особое значение произведений на эту тему состоит в том, что в них отсутствует эстетическое искажение, гротеск; описание отличается реалистичностью и заставляет увидеть жизнь именно таковой, какой она является. Наверное, при создании своих творений авторы задавались единой целью: обратить внимание людей на суть их существования, увидеть себя со стороны.

Добро и зло перемешались.
В. Распутин

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.
Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.
Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.
Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.
Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.
Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята - архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.
Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.
У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.
Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.
Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.
Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом...
Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”.
Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа.

Нравственные проблемы в произведениях современных русских писателей. Наша жизнь, жизнь нашего государства, его история сложна и противоречива: в ней сочетаются героическое и драматическое, со­зидательное и разрушительное, стремление к свободе и тирания. Всеобщий кризис, в кагором оказалась наша страна, привел к пониманию необходимости коренной перестройки в области экономики и политики, образования, науки, культуры, духовного мира человека.

Путь демократии, путь реформ, путь возрождения достоинства человека не имеет альтернативы, но он трудный, тернистый, сопря­женный с поисками и противоречиями, борьбой и компромиссами.

Достойная жизнь не даруется свыше и не наступает сама собой, без труда и усилий. И лишь тогда, когда каждый человек будет жить и работать по чести и по совести, жизнь всей страны, жизнь всего народа станет лучше, счастливее. Кто же может достучаться до души каждого? Отвез понятен: литература, искусство. Не случайно поэтому в произведениях ряда наших писателей уже давно обозначился но­вый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумы­ваясь о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. В. Астафьев писал: «Всегда надо на­чинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем». Сегодня проблема нравственности Становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет перей­ти к рыночной экономике и стать богатым, богатство не сможет за­менить доброты, порядочности, честности.

О нравственных проблемах размышляют в своих произведениях многие писатели: Ч. Айтматов, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов и другие.

О причинах жестокости, безнравственности, эгоизма и неприя­тия хорошего, доброго размышляет Леонид Сошнин из романа

В. Астафьева «Печальный детектив». Всю жизнь Сошнин борется со злом, которое воплощается в конкретных людях и их поступках. Астафьев вместе со своим героем хотят понять «правду о природе человеческого зла», увидеть «места, где зреет, набирает вони и отращивает клыки спрятавшийся под покровом тонкой человеческой кожи и модных одежд самый жуткий, сам себя пожирающий зверь». В борьбе с преступниками герой романа становится инвалидом. Те­перь он лишен возможности бороться со злом как страж порядка. Но он продолжает размышлять над природой... зла и причинами, по­рождающими преступность, и становится писателем.

Картины зла, насилия, жестокости, изображенные в романе, потрясают нас своей будничностью и реалистичностью. Лишь самоотверженная преданность долгу таких людей, как Сошнин, дает основания надеяться на победу добра над злом.

В небольшой повести В. Распутина «Пожар» мы видим особую ситуацию. В сибирском поселке случился пожар: загорелись орсовские склады. И в его пламени высвечиваются душа и вы­сокая нравственность героя Ивана Петровича Егорова, а также позиции других жителей леспромхозовского поселка Сосновки. Пожар в повести как бы разделяет людей на две группы: тех, кто, забыв об опасности, стремится спасти гибнущее добро, и тех, кто мародерствует. В. Распутин развивает здесь одну из своих лю­бимых тем: о корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и вырос, о том, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению.

О Чернобыльской катастрофе и ее последствиях написаны почти одновременно две документальные повести — «Чернобыльская тет­радь» Г. Медведева и «Чернобыль» Ю. Щербака. Эти произведения потрясают нас своей достоверностью, искренностью, гражданской отзывчивостью. А философско-публицистические раздумья и обоб­щения авторов помогают нам понять, что причины Чернобыльской катастрофы имеют прямую связь с нравственными проблемами.

«Жить не по лжи!» — так назвал свое обращение к интеллигенции, молодежи, ко всем соотечественникам, написанное в 1974 г. А. Солженицын. Он обращался к каждому из нас, к нашей совести, к нашему чувству человеческого достоинства со страстным напоминанием: если мы сами не позаботимся о своей душе, о ней не позаботится никто. Очищение и высвобождение общественного организма из-под власти зла может и должно начинаться с нашего собственного очищения и осво­бождения — с нашей твердой решимости ни в чем и никогда не поддерживать ложь и насилие, самим, собственной волей, сознательно. Слово Солженицына и сегодня сохраняет свой нравственный смысл и может быть прочным залогом нашего граж­данского обновления.

Напряженно ищут писатели ответа на самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда? Почему так много зла и жестоко­сти? В чем высший долг человека? Размышляя над прочитанными книгами, сопереживая их героям, мы сами становимся лучше и мудрее.

План:

1 Нравственные проблемы в произведениях современной поэзии. 2 Краткие сведения о творчестве писателя. 3 Краткое содержание произведения «Пожар».

1 Нравственные проблемы в произведениях современной поэзии.

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.

Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. В 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» Валентин Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.

Родился В. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным имением Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится нам и в «Прощании с Матерой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка. Конкретные люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири-тайги, Ангары («Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины»); без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутнённого народного языка.

Сознательное детство его, тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своим творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам.

Далее, как он сам сообщает, « …перешёл в пятый класс». Но это был не тот обычный перевод из одного класса в другой, к которому все мы давно привыкли. Это была целая история, и к тому же драматическая, полная переживаний. Окончив четыре класса в Аталанке и очень хорошо окончив, что было отмечено всей деревней, то по одному, то по другому поводу обращавшейся к самому грамотному ученику с просьбами, Распутин и сам, конечно, хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть – Уда, а это – целых пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом В. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

Матери трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей; не легче и отпустить старшего из них, Валентина, в самостоятельную жизнь в таком возрасте. Но она решилась и, как узнаём мы из рассказа «Уроки французского», съездила в райцентр, уговорилась со своей знакомой, что сын будет квартировать у неё, и в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил мальчика на улице Подкаменной, где ему предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал по плечу и укатил. «Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год ещё не отпустил…» (речь идет о сорок восьмом годе). Мать с оказией передавала раз в неделю хлеб и картошку, которых всегда не хватало, но он продолжал учиться. А поскольку всё он делал только на совесть («Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было… Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня не выученным хоть один урок»), то и оценивали его знания только на отлично, кроме, разве что, французского: не давалось произношение, «говорил по-французски на манер наших деревенских скороговорок».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чем он думал и чем занимался, мы узнаем, перечитывая рассказ «Уроки французского». Но, не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения, поэтому необходимо остановиться на некоторых моментах школьного периода его жизни: они, эти моменты, не канут в вечность, не забудутся, прорастут, как из зерна, в самостоятельные растения, в целый мир души.

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Он помог В. Распутину найти его учительницу. Она прочитала рассказ и узнала его и себя, только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности.