Древнегреческая комедия. Весенний фестиваль Диониса

(Дионис окружен сатирами)


(Дионис, Бог виноделия, духовного экстаза и театра)

Древние греки считали, что очень важно для всех периодически посещать театры, где актёры разыгрывают драматические сюжеты, которые они называли «трагедиями». Театр представлял собой открытый полукруглый амфитеатр, построенный обычно на склоне холма. Амфитеатр позволял актёрам располагаться близко к зрителям. Главная сцена, место для хора и оркестра находились внизу. В целом греческий театр знает три типа спектаклей: трагедии, комедии и сатиры. Сатиры - это такие спектакли, в которых актёры изображали сатиров, древнегреческих мистических существ, полу-козлов, полу-людей, пьяных и вульгарных спутников бога виноделия и театра Диониса. Существовали особые праздники, когда правители закрывали все государственные заведения, рынки и суды, чтобы позволить гражданам стать зрителями на театральных представлениях трагедий. Праздник в честь Диониса длился целую неделю, и на нём игралось не менее 17 спектаклей. Он разворачивался в марте-апреле, когда начиналось время выхода в море. В Афины съезжались люди со всей Греции.

В этих трагедиях человек обычно либо нарушал какой то закон, либо переспал не с тем человеком, что в итоге приводило к смерти. Мораль историй заключалась в том, что всем руководят Боги и судьба, а не непосредственно нравственные заслуги человека. Самые известные греческие трагики это Эсхил, Софокл и Еврипид.

Философ Аристотель в «Поэзии» описал главные составляющие «трагедии». Герой трагедии должен быть хорошим человеком, лучше среднего, но имеющим небольшие изъяны и обладающий высокомерием, которое толкает его совершать обычно небольшие ошибки приводящие к катастрофическому исходу. Греческая «трагедия» - это показатель того, как хорошие люди из-за того, что все мы не совершенны, могут совершать ошибки. С одной стороны, греческие трагедии показывают, что мы живём в несовершенном мире, полном страданий; с другой стороны, страдания во многом вызваны нашими собственными ошибочными действиями, поэтому могут быть нами же изменены. Цель трагедий заключалась в том, чтобы с одной стороны преподнести нравственные уроки правильного поведения, а с другой, побудить людей не осуждать слишком строго других, не быть «ярыми моралистами», быть более снисходительными к чужим погрешностям, и наверное, к своим тоже.

Во времена древних греков, любая трагедия начиналась с вступительного пения хора состоящего из 50 (позднее число варьировалось в районе 15) мужчин, обычных граждан. Хор обычно находился там же где и оркестр. Потом из этого хора выделялся главный актёр, пока на сцене не оказывалось 3 главных актёра, постоянно меняющих маски и играющих разные роли.

В греческой трагедии хор обычно выступает в роли «совести» подсказывающей главному герои не идти на поводу у своего высокомерия. Хор также олицетворял «голос масс»; в чём то греческие спектакли были политическими, и главные герои никогда не были отделены от хора, то есть от народа, от массы. Это то, что отличает древнегреческий театр от современного, в котором хор не является важной частью театра.

Как это сильно отличается от нашего общества, в котором даже малые погрешности отдельных людей, начиная от неосторожно брошенного слова, до изъянов внешнего облика, воспринимаются массами почти непростительными, конечно речь обычно всегда идёт о «чужих погрешностях».

К тому же в нашем обществе принято осуждать не пороки, а людей. Публично называются имена, эти имена обсуждаются и осуждаются, на них навешивают ярлыки. Может быть и в этом плане нам стоит поучиться у древних греков?

От трагедии к комедии

Вдохновением для греческих трагедий служила греческая мифология, которая была частью греческой религии. Это были истории о нравственности, показывающие различие между добром и злом. Сцены убийства никогда не позволялось показывать, и «стоны умирающего» можно было услышать только за сценой. В конце греческой трагедии всегда затрагивающей темы страдания, смерти, и разлуки, имеет место то, что греки называли «катарсис» - очищение. Все кто когда либо плакал при просмотре трогательных фильмов, понимает, что это такое, какими очистительными и успокоительными могут быть слёзы для человеческой психики.

Греки настолько любили театр, что часто рисовали сцены из спектаклей на керамических изделиях. Трагические актёры обычно изображались изящно красивыми, облик которых возвышает сознание. Статуэтки изображающие комедийных героев, часто помещали в усыпальницы, вероятно греки считали, что умершим, не видящим свет солнца (смерть греки ассоциировали с темнотой, не способностью видеть солнечный свет), комедийные смешные персонажи принесут радость.

На ранних этапах театрального жанра, поэтам не позволялось делать политические ремарки, и это стало возможным только с приходом греческой комедии. Комедии часто представляли собой злую сатиру, в которой использовался сарказм и высмеивание, не только людей, обычно известных, но и идей. Комедии шли после трёх последовательных трагедий, и служили облегчением для «истерзанных трагедиями душ зрителей». В отличии от трагедий, которые всегда изображали древние истории, комедии относились к «здесь и сейчас», к современным событиям. Также в отличии от трагедий, в комедиях никто «не умирал». Все трагедии всегда описывали жизнь высоких сословий, аристократов, в комедиях же речь шла о более низких слоях афинского общества. В трагедиях никогда не затрагивались плотские аспекты: еда, секс; в комедиях высмеивались в основном именно эти аспекты. Всё актёры на сцене были мужчинами, но не все играли мужские роли. Актёры обычно выступали в масках и читали поэмы. Постепенно число главных актёров увеличивалось, позднее добавились декорации (фоновые изображения) и музыкальное сопровождение. Для греческих комедий не было чем то из ряда вон выходящим иметь целый хор состоящих из овощей!

Греки очень любили соревноваться во всех аспектах жизни: спорте, политике, философии и искусстве. Спектакли которые в итоге были показаны на религиозном фестивале («агон»), должны были пройти конкурс и отбор. Только самые стоящие трагедии, одобрялись арконом (скамьёй судей). Эти спектакли получали финансовую поддержку и время для репетиций. Аркон решал кто будут трое граждан, которым предстоит спонсировать хор для одного из выбранных спектаклей (государство оплачивало жалование поэта и ведущих актёров). Финансовая поддержка спонсоров делались чисто ради славы, а не выгоды. Поэты победители получали награду в форме бронзового котла треножника. Позднее актёры в главных ролях также стали получать награды.

В сюжетах греческих трагедий часто противопоставлялся нравственный выбор закону. Например, в известной драме поэта Софокла (496-406 до н.э.), «Антигона», главной героине пришлось расплатиться с жизнью за то, что она нарушила желание царя Креона из Фива, похоронив своего брата предателя Полиника (сына Эдипы и Иокасты из греческой мифологии).

Последним из классических трагических поэтов (раньше драматурги были поэтами) был Еврипид (484-407 до н.э.), известный своими умными диалогами и реализмом на сцене. Он озадачивал публику «вопросами на засыпку» на самые обыденные темы.

Многие классические трагедии были распечатаны для масс, имелись у правительства, как официальные документы, а также изучались в школах, как часть образовательной программы. Позднее, римляне перевели греческие постановки на латинский и дали начало новой форме театрального искусства «пантомима».

Греческая комедия - древнейшая из известных форм комедии, которая развивалась в Древней Греции V-III вв. до н. э. (главным образом в Аттике).

Определение

В отличие от той части «Поэтики» Аристотеля, где разбирается понятие трагедии, сочинение великого мыслителя о комедии не дошло до Нового времени. Его поиски составляют содержание знаменитого романа «Имя розы», а содержание удаётся в общих чертах восстановить благодаря т. н. коаленовскому пересказу. По данным Аристотеля, древняя комедия родилась из дионисийских празднеств, связанных с культом плодородия, в том числе из фаллических процессий.

Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:

  • герои трагедии - люди высокого положения, комедии - всякий сброд;
  • предмет трагедии - события великого общественного значения, комедии - повседневные происшествия из частной жизни;
  • трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.

Древняя комедия

От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана, хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов. Наиболее ранняя из сохранившихся комедий - «Ахарняне» - была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана - цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами, зачастую обсценного свойства. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках, действие завершалось всеобщим пиршеством.

Непристойные насмешки, которыми славились комедии V-IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом.

Средняя комедия

Младших современников Аристофана и старших современников Менандра принято относить к переходному этапу - т. н. средней комедии. Достоверно об этом периоде развития жанра мало что известно. Образцов практически не сохранилось. Предполагается, что в этот период комедия теряет свою политическую направленность. Снижается значение хора и его роль в развитии сюжета. Получают распространение шаблонные персонажи - гетеры, философы, хвастливые воины, пройдохи-рабы, обжоры, приживалы. Входит в моду пародированиесюжетов известных трагедий и общеизвестных мифов.

В IV веке популярность комедии распространяется далеко за пределы Афин: известно о комедийных постановках в Великой Греции и Сицилии.

Новоаттическая комедия

Новая (Менандрова) комедия хронологически соответствует первым шести десятилетиям эллинизма, последовавшим за смертью Александра Македонского в 323 г. Собственно комическому элементу в этот период отводится подчинённое значение, сатирический заряд и вовсе рассеивается: комедия перерождается в бытовую драму. В связи с упадком политической жизни в аттических полисах всё внимание авторов сосредотачивается на хитросплетениях условной интриги (как правило, любовной). Унаследованные от средней комедии типовые характеры обращаются в маски (скупой отец, влюблённый юноша и т. п.).

О новоаттической комедии приходится судить по очень небольшому числу уцелевших фрагментов. Известно, что крупнейшие комедиографы - Менандр, Филемон, Дефил - написали более сотни пьес каждый. Из новоаттической комедии в Риме родилась Плавтовакомедия, которая, в свою очередь, послужила зерном для формирования европейской комедии Нового времени (Бен Джонсон и др.).

Структура

Согласно Коаленовскому трактату, в комедии выделяются те же структурные части, что и в трагедии. Как и в трагедии, рубеж частей образуют вступления («акции») хора:

Части комедии - пролог, хоровая песнь, эпизод и эксод. Пролог - это небольшая часть комедии до выхода хора. Хоровая песнь - мелодия, распеваемая хором - в том случае, если она достаточно продолжительна. Эпизод - то, что находится между двумя хоровыми мелодиями. Эксод - то, что хор декламирует в конце. - Куаленовский трактат

Очевидно, что под «хоровой песнью» (др.-греч. χορικόν) неизвестный автор трактата (возможно, Теофраст) подразумевает то же самое, что в трагедии именуется «стасимом» (др.-греч. στάσιμον). Парод (входная песнь хора) в этом конспективном изложении не упоминается.

» Аристотеля , где разбирается понятие трагедии , сочинение великого мыслителя о комедии не дошло до Нового времени. Его поиски составляют содержание знаменитого романа «Имя розы », а содержание удаётся в общих чертах восстановить благодаря т. н. коаленовскому пересказу . По данным Аристотеля, древняя комедия родилась из дионисийских празднеств , связанных с культом плодородия , в том числе из фаллических процессий .

Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:

  • герои трагедии - люди высокого положения, комедии - всякий сброд;
  • предмет трагедии - события великого общественного значения, комедии - повседневные происшествия из частной жизни;
  • трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.

Древняя комедия

Основная статья: Древняя комедия

От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана , хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов . Наиболее ранняя из сохранившихся комедий - «Ахарняне » - была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана - цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами , зачастую обсценного свойства. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках , действие завершалось всеобщим пиршеством .

Непристойные насмешки, которыми славились комедии V-IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом.

Средняя комедия

Младших современников Аристофана и старших современников Менандра принято относить к переходному этапу - т. н. средней комедии. Достоверно об этом периоде развития жанра мало что известно. Образцов практически не сохранилось. Предполагается, что в этот период комедия теряет свою политическую направленность . Снижается значение хора и его роль в развитии сюжета. Получают распространение шаблонные персонажи - гетеры , философы, хвастливые воины, пройдохи-рабы, обжоры, приживалы. Входит в моду пародирование сюжетов известных трагедий и общеизвестных мифов.

В IV веке популярность комедии распространяется далеко за пределы Афин: известно о комедийных постановках в Великой Греции и Сицилии .

Новоаттическая комедия

Основная статья: Новая комедия

Новая (Менандрова) комедия хронологически соответствует первым шести десятилетиям эллинизма , последовавшим за смертью Александра Македонского в 323 г. д. н. э. Собственно комическому элементу в этот период отводится подчинённое значение, сатирический заряд и вовсе рассеивается: комедия перерождается в бытовую драму . В связи с упадком политической жизни в аттических полисах всё внимание авторов сосредотачивается на хитросплетениях условной интриги (как правило, любовной). Унаследованные от средней комедии типовые характеры обращаются в маски (скупой отец, влюблённый юноша и т. п.) .

О новоаттической комедии приходится судить по очень небольшому числу уцелевших фрагментов. Известно, что крупнейшие комедиографы - Менандр , Филемон, Дефил - написали более сотни пьес каждый. Из новоаттической комедии в Риме родилась Плавтова комедия, которая, в свою очередь, послужила зерном для формирования европейской комедии Нового времени (Бен Джонсон и др.).

Структура

Согласно Коаленовскому трактату , в комедии выделяются те же структурные части, что и в

Древнегреческая комедия была популярной и влиятельной формой театра, исполненной по древней Греции с 6-го века до нашей эры. Самыми известными драматургами жанра были Аристофан и Менандр, их произведения и те, что были у их современников, вызывают умиротворения у политиков, философов и других художников. В дополнение к поддержанию их комического прикосновения пьесы также дают косвенное, но бесценное понимание греческого общества в целом и дают подробную информацию о работе политических институтов, правовых систем, религиозных практик, образования и ведения войны в эллинистическом мире. Уникально, пьесы также показывают нам что-то от личности аудитории и показывают, что щекотало чувство юмора у греков. Наконец, греческая комедия и ее непосредственная предшественница греческой трагедии вместе образуют основу, на которой основывается весь современный театр.

ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОМЕДИЙНЫХ ИГР
Точное происхождение греческих комедийных пьес теряется в тумане предыстории, но деятельность людей, одевающихся и подражая другим, должна обязательно пройти долгий путь перед письменными записями. Первые признаки такой деятельности в греческом мире происходят из керамики, где украшение в VI веке до нашей эры часто представляло актеров, одетых как лошади, сатиры и танцоры в преувеличенные костюмы. Другим ранним источником комедии являются стихи Архилоха (VII в. До н. Э.) И Гиппонакс (VI в. До н. Э.), Которые содержат грубый и откровенный сексуальный юмор. Третье происхождение, процитированное как таковое Аристотелем, заключается в фаллических песнях, которые исполнялись во время Дионисийских фестивалей.

COMEDY PLAY
Несмотря на нововведения, комедийная пьеса следовала традиционной структуре. Первая часть - это парадокс, в который вошли хор из 24 исполнителей и исполнил ряд песен и танцев. Одетые, чтобы произвести впечатление, их диковинные костюмы могли представлять что угодно от гигантских пчел с огромными жалом к ​​рыцарям, ездящим на другого человека в подражание лошади или даже разнообразной кухонной утвари. Во многих случаях пьеса была фактически названа в честь хора, например, «Оси» Аристофана.

Второй этап шоу - это агония, которая часто была остроумным устным конкурсом или дебатами между главными актерами с элементами фантастического сюжета и быстрой сменой сцен, которые могли включать в себя некоторые импровизации (если ссылки на конкретных членов аудитории воспринимаются как лица, фактически присутствующие в театре). Третьей частью пьесы был парабазис, когда хор говорил напрямую с аудиторией и даже прямо говорил поэт. Финал финальной передачи комедийной пьесы был экзофосом, когда Хор передал еще одну зажигательную песню и танцевальную рутину.

Все исполнители были мужскими профессиональными актерами, певцами и танцорами, и им помогали в своем стремлении представить огромное количество человеческих и нечеловеческих персонажей замечательными костюмами и высоко украшенными масками для лица. Главные действующие лица - один главный герой (который принимал львиную долю в центре внимания) и два других актера, исполняли все выступающие части. Иногда допускался четвертый актер, но только если он не был инструментом для сюжета. Эти ограничения заключались в обеспечении равенства в конкуренции и удержании расходов государству, которое финансировало профессиональных участников. Хор, костюмы, музыканты и время репетиции были профинансированы назначенным частным гражданином, khorēgos, роль которого несли большой престиж.

Из-за ограниченного количества участников тогда каждый исполнитель должен был взять на себя несколько ролей, которые включали быструю смену костюма и использование узнаваемых персональных масок, таких как для рабов или богов, таких как Геркулес и Гермес. Кроме того, некоторые маски, возможно, были украшены, чтобы изобразить в карикатуре некоторые современные фигуры, которые поэт хотел высмеять. Маски, однако, лишали актера использования выражений лица, и поэтому использование голоса и жеста стало чрезвычайно важным. Костюмы были еще одной важной визуальной частью спектакля, а самые распространенные были дополнены колготками и короткой туники, в которой был обнаружен ложный и преувеличенный фаллос (связанный с ритуалом Диониса) - деталь, хорошо видна на многих комических сценах, представленных на греческой керамике.

Пьесы проводились в театре под открытым небом (театрон), таком как Дионисос в Афинах и, казалось бы, открытый для всего мужского населения (присутствие женщин оспаривается). Наличие театров в городах по всему греческому миру и находки масок терракотовых театров также предполагают, что комедии (и, конечно же, трагедии) были широко выполнены. Полукруг сидений создавал центральную область, известную как оркестр, и именно здесь исполнялся хор. Основные артисты выступали на поднятой сцене с фоном, предоставленным skne - двухэтажной структурой, которая также предоставляла различные входные точки для актеров и предоставляла средства для изменения костюма, незаметного зрителям. Было какое-то движение между этими областями, поскольку Хор мог иногда подниматься на сцену, и актеры могли также войти в оркестр через общественные входы или пароходы по обе стороны театра.

КОМЕДИЯ В КОНКУРСЕ
В V веке до н.э., на крупных религиозных фестивалях, таких как Городская Дионисия и Ленае, комедии были проведены в конкурсе в течение трех дней. Первые пять и более поздние три комедии были введены для участия в конкурсе, комическая игра была исполнена в конце дня после трагедии и сатиры. Пьесы оценивались группой из десяти судей, выбранных по жребию, и они голосовали, помещая гальку в урну. Пять урнов были выбраны случайным образом, чтобы решить окончательного победителя.

СТАРЫЙ КОМЕДИЙ

О, боже, с внезапным ударом,
Преобразуйте меня в облачко дыма!
Как слова политиков, я встал
В газообразном паре на небо.
(50, первый акт, первая сцена, осы Аристофаном)

Старая комедия относится к пьесам, написанным в V веке до нашей эры. Самая ранняя сохранившаяся полная игра - арахнисты Аристофана, впервые исполненные в 425 году до нашей эры, а цитаты из сохранившихся фрагментов ранних пьес могут быть датированы не ранее, чем в. 450 г. до н.

Сюжет комедий обычно растягивает реальность с точки зрения времени и места, прыгая с невероятных географических расстояний и быстро меняющихся сцен. Фантастические элементы, такие как гигантские существа и невероятные маскировки, смешиваются со ссылками на аудиторию, которая обеспечивает катание на роликах сатиры, пародии, каламбуров, преувеличения, красочного языка и грубых шуток. Действительно, поскольку пьесы были популярными развлечениями, они показывают некоторые из популярных языков, используемых греками, язык, который обычно не встречается в более серьезных письменных материалах. Любой общественный деятель был честной игрой, и даже мифология и религия можно было высмеять. Однако, несмотря на эту высокую степень свободы слова, некоторые аспекты религии, такие как Мистерии и высшие боги, такие как Зевс и Афина, по-видимому, были недоступны для комического поэта.

НОВАЯ КОМЕДИЯ
Когда-то в конце 4-го века до нашей эры появился новый стиль греческой комедии, хотя переход от старой комедии, возможно, был более постепенным, чем предполагаемые пьесы, и некоторые ученые предлагают промежуточную стадию под названием «Средняя комедия». Конечно, последние две пьесы Аристофана отличаются по стилю по сравнению с его другими пьесами и обеспечивают переход к более новому стилю презентации. Эта новая комедия больше фокусировалась на сюжете пьесы и часто использовала повторяющихся персонажей, таких как повара, солдаты, сутенеры и хитроумный раб. Припев становится менее важным для сюжета (только для музыкальных интерлюдий между действиями), и пьесы, похоже, оседают по установленной пятиактной структуре. Другое отличие состоит в том, что, похоже, меньше личных атак (или это только впечатление, полученное из-за наличия слишком небольшого количества источников для сравнения?), Которые могут быть вызваны законодательством, специально предназначенным для пресечения этой практики. Тема «Новая комедия» также отличалась и была больше связана с вымышленными обычными людьми и их отношениями с семьей, другими классами и иностранцами.

ПИСАТЕЛИ КОМЕДИИ

[О современных поэтах]
Уверяю вас, мелкие мальчики и щеберы, как много ласточек. Позор их искусства. Если когда-либо им дается хор, то что их предложение в святилище Трагедии? Один петух задней ноги, и они разозлились. Вы никогда не слышите о них снова.
(159, первый акт, первая сцена, лягушки Аристофана)

Гигант греческой комедии - Аристофан. Немного известно наверняка о нем, но из дат его пьес мы можем предположить, что он жил с 460 до 380 г. до н. Э. И был из Афин. Одиннадцать его пьес выдержали полный, и это единственные сохранившиеся примеры жанра старой комедии. Некоторые из них (в частности, Аристотель) довольно грубы, пьесы, тем не менее, показывают острое остроумие Аристофана, и они часто комментируют несоответствия и смешные аспекты общества и общественных деятелей. Политик Клеон, философ Сократ и драматург трагедии Еврипид были тремя фигурами, наиболее часто встречающимися в комиксах Аристофана.

Другие важные драматурги старой комедии включают Cratinus (чьи работы включают Cheimazomenae 426 BCE, Satyrs 424 BCE и Pytine 423 BCE) и Eupolis (Numeniae 425 BCE, Maricas 421 BCE, Flatterers 421 BCE и Autolycus 420 BCE), оба из которых были многочисленными победителями в самые престижные фестивали.

Мы знаем гораздо больше о писателях новой комедии, многие из которых были плодовитыми и иногда писали более 300 пьес. Наиболее важные поэты включают Филемона (приблизительно 368/60 - 267/3 до н.э.), автора 97 комедий, Дифилуса, который написал около 100 пьес, и Филиппидов. Тем не менее, писатель этого жанра, чья работа сохранилась дольше всего, - Менандер (примерно 342-291 г. до н. Э.). Филимон на самом деле выиграл больше побед на фестивалях, чем Менандер, но именно последние стали считать великим поэтом Новой комедии. Он написал около 100 пьес, и многие выжили до 7-го века н.э., когда, к сожалению, они потерялись для потомков. Dyskolos (первоначально выполненный в 316 году до нашей эры) является самой полной выживающей игрой, и значительная часть из шести других пьес также выживает.

Популярность Менандера подтверждается более чем 900 цитатами, сохранившимися во вторичных источниках, и его работы часто адаптировались более поздними латинскими драматургами. Известный своими образными ситуациями, быстрым диалогом, напряжением и вниманием к частным домашним драмам, он часто включал романтичное лидерство, как правило, молодого одинокого мужчину (в отличие от героев Аристофана, которые обычно среднего возраста и женаты). Кроме того, комедия Менанда часто намекала на то значение, которое автор дал терпимости и пониманию в наших социальных отношениях.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОМЕДИИ
Греческая комедия по-прежнему будет популярна через эллинистические и римские времена, когда многие классические пьесы снова и снова повторяются. Латинские комедии были написаны наиболее знаменито Plautus & Terence, и жанр был разнообразен в различные другие формы комического театра, такие как пантомима и тогата.

Комедия по истине, греческий жанр. Его бурное развитие начинается в 5-4 вв до н.э. В древнегреческой драматургии в те времена наравне с комедией развивались трагедия, сатирический жанр. Культурологи объясняют происхождение всех сценических действ из обрядовых шествий. Чтобы задобрить силы природы и не лишиться урожая от ее буйств, люди устраивали празднества. Они пели, и плясали, шутили, насмехались друг над другом. Представители древнегреческого общества очень любили спорить. Считалось, что не только песни и потешки задабривали всемогущих богов, а и непристойности, пререкания.

Немного истории

Но историки не спорят по поводу того, как развивалась комедия. Она была поделена на 2 типа. Каждый из них родился на разных территориях древнего мира:

    Дорийская (ныне ее называют Сицилийской). В этой разновидности жанра нет хора. Она несколько приземлена и имеет скорее бытовой характер. Эта разновидность основана на пародиях.

    Аттическую (область Аттике). Базируется на шествиях, хорах.

Устраивались комедийные шоу всегда в честь бога Диониса, и имели весьма представительный масштаб. Это были своего рода соревнования. Каждый артист старался переплюнуть оппонента в мастерстве, умении остро мыслить и радовать зрителя. Известно, что первые своеобразные постановки комедийного жанра принадлежат Эпихарму. Позже его пьесы ставили в Риме. Итальянский драматург Плавт основывал на них свои произведения.

В древнегреческом языке было понятие komazein – шествие. Культурологи и историки связывают происхождение слова «комедия» практически во всех группах языков именно от komos komazein – шествовать.

Комедия Аттическая имеет сложное происхождение. Это слияние разных форм народных гуляний. Среди них:

    Песенки – шутки.

    Шествия в ярких костюмах.

В Великих Дионисиях комедии отводилось немного места, в отличие от Ленея, который праздновался каждый год в феврале. В Афинах это были массовые гуляния с дифирамбами и состязаниями драматургов.

В те времена ученые Александрии классифицировали комедии. Они подразделяются на:

  • новую аттическую.

Прародительница комедии - древняя ее разновидность, основана на бытовых сюжетах. Но она имела и большое количество тем, касающихся проблем государства. В те времена любили высмеивать высокопоставленн ых особ. Актеры обязательно выступали в костюмах. Они обряжались в одушевленные и неодушевлённые предметы, отсюда происходили и названия постановок. Часто актеры сильно преувеличивали свои габариты, особенно в области живота и ягодиц. Они использовали для этого подушки. Несмотря на то, что истоки древней комедии относят к 400 годам до н.э., до современников в неизменном виде дошли более 10 произведений Аристофана. Изучая их строение, грековеды выделяют:

    Вступление.

    Выход хора.

    Перепалку актеров.

    Снова выход хора.

  1. Финал с уходом хора.

В речевых перепалках участвует пара актеров. Бытовая сценка заканчивается хлесткими ударами. Так победители наказывают своих оппонентов. Значительно позже в российском театре и оперном жанре возник схожий с греческими комедиантами персонаж – Петрушка.

В хоре участвовали более 25 певцов. Часто они вмешивались в действо в самый неподходящий момент.

В период развития средней комедии, наблюдается падение демократических традиций. Пародии и мифы – главные темы сюжетов тех времен. Пьесы скудны, не насыщены былыми красками и острым сатирическим словом. Перестали грубо шутить, исчезла настоящая социальная критика, хор больше не выходил в самом разгаре действа, чтобы удивить зрителя воспеванием добродетели или порицанием обмана в красках.

Новая комедия – это повседневность древнегреческой жизни. Пародия потихоньку начала затрагивать политику. Мифологические сюжеты отходят на второй план. Разгораются нешуточные бытовые страсти. В пьесах картины жизни: дети-подкидыши, семейные и скандалы с соседями. Хору места здесь нет.

Но выразительность жанра от этого не страдала. Создатели произведений брали за основу ту или иную мысль. Спорили по этому поводу, доказывали, опровергали. Актеры обращались и к зрителю, вовлекая его в разговор. Уже тогда этот своеобразный интерактив превращался в увлекательное шоу. На первом плане были проблемы общественности. Мы и сейчас можем наблюдать, как современные ведущие телешоу предлагают публике поучаствовать или включают своеобразные перепалки в свой сценарий.

Общие черты греческой комедии

Всех разновидностей и типов была основой творчества более современных ее последователей – Шекспира и Мольера. Они переняли главные составляющие: песни, пантомиму, танец.

Сопровождались древнегреческие действа всеобщим весельем и хохотом. Хореографические сцены были весьма эротичны. А вот маски и одеяния актеров отличались уродливостью и несоответствием действительности.

До наших дней дошли более 50 имен создателей пьес этого жанра. Наиболее популярными были Алексид, Аристофан. Но их произведения современные историки вынуждены изучать лишь по фрагментам. Авторы осмеивали не только господ и существующие порядки, но и Пелопоннесскую йвону, религиозные устои греков.

Своеобразно было художественное исполнение некоторых сцен. Например, ученый-шарлатан изначально выходил в порочащей его маске. Длительность мирного договора измеряли количеством распитого вина, а веское слово поэта – взвешивали на настоящих напольных весах.

Менандр, Дифил и Филемон – авторы нового типа комедии греков. Спустя столетия, в 60 годы века 20-го, были найдены папирусы Менандра. Изучить их большого труда не составило. В сюжетах Менандра нет сценок восхваления правителей или действующего политического строя. Мотивы пьес заключаются в реальной действительности: девушка связалась с негодяем, появились дети, но они были подброшены в семьи господ. В период действия, автор раскрывает все подводные нити, узелок распутывается, девушка выходит замуж, произведение оканчивается счастливо.

В творчестве Менандера глубокой нитью проходит психологизм, основное внимание уделяется человеческой персоне, нежели общественному устройству. Но обычаи и традиции греческого общества тех времен не остаются в стороне.

Менендер придерживается типа комедии, основанной на 5 действиях. Один за другим акты сменяют кратковременные выходы хора. Но тут связь с сюжетной линией утрачивается.

Кража пищи или деятельность доктора из иностранного государства больше не прельщают зрителя. Более актуальными становятся сюжеты, основа которых - политическая линия: жизнь представителей власти, война, деятельность учреждений властных структур. Этим занимался комедиограф Аристофан.

Как строилась самобытная система греческой комедии?

Театр в Греции государственное учреждение. Были специально избранные деятели, которые занимались всеми организационными вопросами. Спектакли были довольно частыми поначалу, но позже, во времена новой комедии, они стали редкими. Их показывали всего трижды в год. Устраивали соревнования трагиков и комиков. Каждый из авторов показывал по 4-5 своих пьес. Но все они должны были представлять один сюжет по типу и драматургическом у наполнению.

Состязались в течение нескольких дней. Весь день зритель мог наблюдать сатирические драмы, а к вечеру с комическими «песнями» выступал один из поэтов. В конкурсе были свои победители, которых определяло специально назначенное жюри. Награждали лидера за 1 место и участника, занявшего 2 позицию. Третья считалась местом проигравшего. Давали денежную премию, на голову вешали венок из плюща.

Государственный архив хранил все сведения о прошедших состязаниях. Если возникали споры, их легко могли решать, поднимая информационные листки из конкурсных архивов.

Театры строили на открытых площадках, которые вмещали порядка 20 тысяч зрителей. Театр делился на сектора:

    Орхестра.

В орхестре находились артисты перед выходом. Здесь же были музыканты. Все они располагались на круглой площадке. Публика наблюдала за действием, находясь неподалеку, но позже зрители рассаживались в верхней части на холмах.

Сцена была оформлена по бокам колоннадами, и имела вид дворца или храма. Имелись и пристройки по бокам. В них артисты и режиссеры хранили свой реквизит. Через своеобразные проходы в зрительских рядах, актёры выходили со сцены в орхестру и там играли свои роли, если этого требовал замысел комедии.

Декорации делали из дерева. Их расписывали и выставляли из них ряды сооружений, которые состояли из дощечек, целых конструкций. Они трансформировали сь и приводили зрителя в восторг.

Большие возможности открывала механическая структура сцены. Зрителю представляли выдвижную площадку. Актеры могли подниматься в воздух. Но этот механизм скрывали от публики.

В театре была довольно хорошая акустика. В некоторых случаях между зрительскими рядами устанавливали специальные сосуды. Они резонировали так, что слышимость увеличивалась.

Многие авторы сами играли некоторые роли в своих пьесах, чаще это были второстепенные роли. Выходили 2 или 3 актера, разыгрывали сцену, следом – хор. Актеры и авторы пьес пользовались большой популярностью. Но ими становились только коренные жители Греции . Их выбирали и на самые почетные государственные должности. Чаще они становились послами в другие страны.

Изначально состязались только драматурги люди, которые заведовали хорами, платили деньги за представления рядовым актерам. Но позже конкурсантами становились все участники. Ролей было так много, что одни и те же артисты перевоплощались в несколько образов. Подключали массу статистов.

Женщин в актрисы не брали, роли прекрасной половины играли мужчины. Требования к комедийным актерам предъявляли не шуточные. Они должны были прекрасно играть, уметь петь, декламировать, читать стихи. Чтобы нарабатывать дикцию и умение держаться на сцене, был разработан ряд упражнений, которыми современные актеры и дикторы пользуются и поныне. Ежедневно проводилась дыхательная гимнастика, тренировались мышцы гортани, языка, губ. А вот мимическое мастерство показать возможности не было, поскольку артисты во время представления были в масках. Актеры должны были прекрасно владеть искусством хореографии.

При всей строгости и требовательности к комедийным актерам, получить эту профессию стремилась масса греков. Даже среди эмигрантов были желающие играть роли, но выбирали на них исключительно уроженцев Греции. Зрители очень любили персонажей спектаклей и постановок, и буквально носили их на руках, даря им славу и почет.

Современные постановки в греческом стиле

Со временем жанр греческой комедии видоизменялся, как это происходит с любым культурным феноменом. Но традициям острого, неприхотливого юмора режиссеры и актеры не изменяют, и по сей день. Только сейчас этот жанр перешел в телевизионный формат, и на примере современных кинофильмов можно увидеть прелесть комедии, ее непосредственнос ть.

Всем известный мюзикл «Мама Миа » был снят в 2008 году. Комедийное действие разворачивается на маленьком греческом острове. Снимались в фильме самые популярные актеры с мировым именем: Колин Фёрт, Пирс Броснан, Мэрил Стрип.

«Моя большая греческая свадьба », снятая в 2001 году. В этой романтической комедии рассказывается о судьбе простой девушки, воспитанной в семье греческих эмигрантов. Она встречает возлюбленного и меняется в лучшую сторону. В фильме продемонстрирова ны главные традиции стандартной греческой семьи, а сценарий наполнен музыкой, песнями, танцами, что делает мюзикл запоминающимся.

«Мое большое греческое лето» - 2009 год. Комедия насыщена добрым юмором. Фильм снимали в центре Афин, и по всем наиболее знаменитым туристическим маршрутам. В этом кино, зрителю предоставлена возможность увидеть всю красоту этой страны и насладиться интересным сюжетом.

«Каникулы в Греции » увидели свет в 2012 году. Шведская семья побывала на отдыхе в прекрасной стране и испытала немало эмоций от приключений. Каникулы получились весьма комедийными.

    Споры об этом продолжаются и по сей день. Их ведут историки, грековеды, литераторы и простой люд. Образованная, незамужняя, свободных взглядов женщина, ведущая образ жизни абсолютно независимый. Таковыми считают гетер древней Греции. Были среди этих дам и те, что играли основополагающие роли в общественной жизни Греции. Дома таких гетер были центром для общения политиков, деятелей искусства, общественников.

    Паромное сообщение между островами Греции

    Как можно обойтись без морского транспорта в стране, территория которой насыщена островами? В Греции свыше полутора тысяч островов и островков. Между ними курсируют катера, теплоходы, яхты и даже моторные лодочки. Грузопассажирские паромы греки используют не только обычные, но и скоростные. Среди них суда открытого и закрытого типов.

    Винный туризм в Греции

    Греция предлагает туристам со всего мира много чего интересного для полноценного отдыха, всевозможные развлечения и занятия для людей всех возрастов. В этой стране много замечательных ресторанов и баров не только в пределах курортов, а и во всех крупных городах страны.

    Никос Казандзакис

    Никос Казандзакис, греческий философ и писатель, жил и творил на рубеже XIX и XX веков – переломном моменте истории Эллады. Мировую известность он получил благодаря роману «Житие и деяние Алексиса Зорбаса», по мотивам которого в 1960-х годах был снят художественный фильм «Грек Зорба», получивший положительные отзывы критиков и целых три высших награды Американской Киноакадемии – Оскар за лучшую работу оператора, лучшую работу художника и лучшую женскую роль второго плана.

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть шестая)

    Османский контроль над городом в последние десятилетия турецкого господства был опорой его развития, особенно в инфраструктуре. Большое количество новых общественных зданий были сооружены в эклектичном стиле, для формирования у Салоник европейского лица. Между 1869 г. и 1889 г. городские стены были разрушены, что стало результатом запланированного расширения города. В 1888 г. началось первое обслуживание трамвайной линии, и уже в 1908 г. городские улочки были освещены электрическими лампами и постами. С этого же года железная дорога связала Салоники с Центральной Европой через Белград, Монастир и Константинополь. Город снова начал приобретать свое национальное «греческое лицо» только лишь после ухода турецких завоевателей и обретения государством свободы. Однако бурные события прошлого века наложили отпечаток на современный образ города. В настоящее время Салоники исполняют роль мегаполиса с достаточно смешанным населением – здесь живут представители более чем 80 народов, не считая незначительных этнических групп.