Древнегреческие героини. Герои античных мифов

Греческие мифы, повествующие о богах, богинях и героях, восходят к бронзовому веку, времени устного предания. Впервые они были записаны в начале VI в. до н.э. и с тех пор продолжают жить в западной литературе. Мифы были тесно связаны с верованиями древних греков и толковали тайны природы. Они повествовали о сотворении мира о деяниях божеств, о золотом веке древнегреческого общества, о веке героев-полубогов, таких как Тесей и Геракл, чьи подвиги вдохновляли простых людей. Греки представляли богов в образе идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Боги жили на горе Олимп. Верховный бог Зевс считался отцом многих олимпийцев. Каждому из членов олимпийской семьи была предназначена божественная роль.

Зевс - отец богов и людей, правил ими с горы Олимп.
Эрида богиня раздора.
Климена , мать Прометея , подарившего людям огонь.
Гера жена Зевса, была очень ревнива.
Афина вышла из головы Зевса в полном боевом облачении, в греческой мифологии была богиня мудрости, стратегии и войны.
Посейдон , бог морей, один из братьев Зевса. Символ его власти - трезубец. Мифы доносят до нас рассказы об изменах Посейдона жене, морской богине Амфитрите , которая была в греческой мифологии богиня моря. Эта статуя хранится в Национальном археологическом-музее в Афинах.
Парис должен присудить золотое яблоко самой прекрасной из богинь. Пес Париса помогал ему пасти стада на горе Ида, где вырос царевич.
Диониса , бога виноградарства и вина, Зевс родил из своего бедра.
Аид и Персефона правили царствам мертвых и душам и умерших. Аид похитил Персефону ее матери Деметры, богини плодородия. Разгневанная, Деметра послала на землю голод, и тогда Зевс решил, что часть года Персефона будет жить у матери.
Артемида , дева-богиня охоты, дочь Зевса и сестра Аполлона. Она вооружена луком со стрелами. Вечно юную богиню окружают собаки и нимфы. Давшая обет целомудрия, она, тем не менее, была также и богиней деторождения.
Гермес был посланцем богов.
Афродита , богиня любви, родилась из пены морской.
Аполлон , сын Зевса и брат Артемиды, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств, был необыкновенно красив.

Подвиги Геракла. Геракл (у римлян - Геркулес) - величайший из греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Наделенный сверхчеловеческой силой, он добился успеха и бессмертия, исполнив 12 заданий Микенского царя Эврисфея, казавшихся невыполнимыми.
Сначала он одолел Немейского льва, шкуру которого он с тех пор всегда носил на себе.
Вторым подвигом Геракла стала победа над Лернейской Гидрой. Отрубленные головы этого ядовитого чудовища, выращенного Герой, тут же вырастали вновь. Как и в других его подвигах, Гераклу помогла Афина.
Затем был поймай огромный вепрь, разорявший гору Эриманф. Геракл доставил его царю Эврисфею живьем. Царь настолько испугался, что спрятался в большом кувшине.
Шестым подвигом было истребление Стимфалийских птиц. Геракл избавил озеро Стимфалию от птиц-людоедов с медными клювами: вспугнув птиц бронзовыми трещотками, on перебил их камнями, выпущенными из пращи.

Прежде чем говорить о Героях Греции необходимо определиться кто они и в чем их отличие от Чингиз-Хана, Наполеона и других героев, известные в различные исторические эпохи. Помимо силы, изворотливости, и ума, одно из отличий древнегреческих героев — двойственность из рождения. Один из родителей был божеством, а второй — смертным.

Прославленные герои мифов Древней Греции

Описание Героев Древней Греции следует начать с Геракла (Геркулеса) который родился от любовной связи смертной Алкмены и главного бога древнегреческого пантеона Зевса. Согласно дошедших из глубины веков мифов, за совершенную дюжину подвигов Геракл был вознеси богиней Афиной — Палладой на Олимп, где его отец – Зевс, даровал своему сыну бессмертие. Подвиги Геракла широко известны и многие вошли в присказки и поговорки. Этот герой очистил от навоза конюшни Авгия, победил Немейского льва, умертвил гидру. В честь Зевса был в древности назван Гибралтарский пролив – Геркулесовы столбы. По одной из легенд Гераклу лень было преодолевать Атласские горы, и он пробил сквозь них проход, соединивший воды Средиземного моря и Атлантики.
Еще один внебрачный – Персей. Мать Персея – принцесса Даная, дочь аргосского царя Акрисия. Подвиги Персея были бы невозможны без победы над медузой Горгоной. Это мифическое чудовище свои взглядом превращало в камень все живое. Убив Горгону Персей прикрепил ее голову к своему щиту. Желая завоевать благосклонность Андромеды – эфиопской принцессы, дочери Кассиопеи и царя Кефея, этот герой умертвил ее жениха и вырвал из лап морского чудовища, которое собиралось утолить голод Андромедой.
Прославившийся убийством Минотавра и нахождением выхода из критского лабиринта Тесей, был рожден от бога морей Посейдона. В мифологии он почитается как основатель Афин.
Древнегреческие герои Одиссей и Ясон не могут похвастаться своим божественным происхождением. Царь Итаки Одиссей знаменит изобретением Троянскому коня, благодаря которому греки разрушили . Возвращаясь на родину, он лишил единственного глаза циклопа Полифема, провел свой корабль между скалами на которых обитали чудовища Сцилла и Харибда и не поддался волшебному обаянию сладкоголосых сирен. Впрочем, значительную долю известности Одиссею подарила его жена – Пенелопа, которая в ожидании мужа сохраняла ему верность, отказав 108 женихам.
Большинство подвигов древнегреческих Героев дошли до наших дней в изложении поэта-сказителя Гомера, написавшего знаменитые эпические поэмы «Одиссея и «Илиада».

Олимпийские герои Древней Греции

Лента победителя в Олимпийских играх выдавалась с 752 г. до н.э. Герои носили пурпурные ленты и были почитаемы в обществе. Трижды выигравший в Играх получал в подарок статую в Альтисе.
Из истории Древней Греции стали известны имена Корэба из Элиды, победившего в соревнованиях по бегу в 776 г. до н.э.
Самым сильным за весь период проведения фестиваля в древнсоти стал Милон из Кротона, он выиграл в шести соревнованиях по силе. Считается, что он был учеником

Значение слова ГЕРОИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ГЕРОИ

В греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Героем обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, "полубогами". В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Герой разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный». Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень *ser-, вариант *swer-, *wer-, ср. лат. servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры. История Героев относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - - сер. 2-го тыс. до н. э.) связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли — Геи, создают поколения Героев вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240—1022; frg. 1 — 153; Apoll. Rhod. I 23 — 233). Иногда Герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей). Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки давней стихийности и дисгармоничности. Обычно Герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением Героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать Героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией (Apollod. III13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Денофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей — отец Ахилла, Метанира мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и смертной женщины Корониды, пытавшийся воскрешать людей, т. е. даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3—4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2). Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность Героя большей частью имеет драматический характер, т. к. жизни одного Героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому а мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герой часто гоним враждебным божеством (напр., Геракла преследует Гера, Apollod. II 1, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (напр., Геракл подчинён Эврисфею). Чтобы создать великого Героя, требуется не одно поколение Героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Aeschyl. Prom. 774) родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих Героях, таких, как Геракл. Ранний героизм подвиги Героев, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонте с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией Героев, его культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет и Амфион). Среди Героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги Героя всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного Героя, (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе Героя, (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены). Зачастую Герой испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания Героя рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив в жёны богиню Гебу (Hes. Theog. 950—955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Ноm. Od. XI 601—604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления Героя. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11 — 13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811 - 814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Ноm. Od. IV 561 — 568). Гесиод же считает обязательным для большинства Героев переселение на острова блаженных (Орр. 167 —173). Сын Аполлона Асклепий, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный Герой — полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством ещё при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея — архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155—388). В песне элейских женщин в богу Дионису обращаются как к Дионису - Герою (Anthologia. lyrica graeca. ed. Diehl, Lips., 1925, II р. 206, frg. 46). Таким образом. Геракл явился образцом для представления о Герое - боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался Героем среди богов. Развитие героизма и самостоятельности Героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели Героя. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма — Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода Героя (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых Герои истребили друг друга (Орр. 156—165). В нач. 1-го тыс. до н. э. большое распространение получает культ умерших Героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе Героя отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества Героя и покровительство его людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (напр., Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654—657). Плачи (или френы) по Героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. «славные деяния мужей», которые поёт Ахилл, Ноm. II. IX 189). Общегреческий Герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других — как Герою (Herodot. II 44). Некоторые Герои воспринимались как ипостаси бога, напр. Зевса (ср. Зевс — Агамемнон, Зевс — Амфиарай, Зевс — Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон — Эрехфей). Там, где была прославлена деятельность Героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В 7 — 6 вв. до н. э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних Героев — эпонимов городов — потерял своё значение (напр., в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освящённый полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герой мыслился защитником полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко- персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, напр. при Платеях (Plut. Artist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число Героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал Героем по имени Дексион). Почётное звание Героя получали после гибели выдающиеся полководцы (напр., Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических Героев, которые стали восприниматься как предки — покровители семьи, рода и полиса. Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же чётко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях Герой очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в т. ч. носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш. Отран, Ф. Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических Героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж. Фрейзером в «Золотой ветви», и даже видят в Герое ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о Герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем «кухонный» огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и т. д., т. е. выступающем в качестве культурного героя и демиурга. В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, «извлекать» их так или иначе из самих тебя, Герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдалённых местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же Герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги), Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора «ролей» включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект навлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает Герой — добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста. Пространственная подвижность и многочисленные контакты Героя, особенно враждебные, способствуют повествовательному развёртыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях Герой эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса — хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах Герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными «захватчиками». Соответственно, в сказочных текстах мифические Герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в т. ч. младших сыновей и других героев, «не подающих надежд»), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством. Мифические Герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях и роль отдалённо сопоставима с ролью шаманов (см. Шаманская мифология). Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, в эта активность составляет, в известном смысле, их специфику. Активность Героя в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера — смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша, Ахилла, Герои германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьбе демонических противников. Такими богами - Героями являются, напр., Тор в скандинавской мифологии. Мардук — в вавилонской. С другой стороны, Герои даже божественного происхождения и наделённые «божественной» силой могут иногда достаточно чётко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш" как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может всё же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей. В отдельных случаях неистовый характер Героя или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству Героя (ср. греч. Прометея и сходных с ним Героев мифологии кавказско -иберийских народов: Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения обычно в силу божественного происхождения. Герои нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность Героев уменьшается в героическом эпосе и ещё более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за Героя), а эта помощь большей частью приобретается посредством определённого искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, т. е. инициации (см. Инициация и мифы), практикумов в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе уход или изгнание Героя из своего социума, временная изоляции и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией, - проглатывание юного Героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) Героя или вождь племени, который даёт Герою «трудные задачи» или изгоняет его из племени. Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком Героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный Герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток наведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов); Герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение — смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии. Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении Героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума. Биографическое «начало» в героическом мифе в принципе аналогично космическому «началу» в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в Героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания Героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно чётко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы Героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или её отца; эта мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения. Героическая биография довольно отчётливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений. Героический миф — важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГЕРОИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЕРОИ
    Культ героев был широко распространен в Древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце 9 в. до н. э., …
  • ГЕРОИ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Культ героев был широко распространен в древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце девятого века до н. э., …
  • ГЕРОИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (heroes), в древнегреческой религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа. Культ Г. поддерживался общиной …
  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: ГЕРОИ в Словаре Кольера:
    К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ Греки полагали, что всякий человек, достигший успеха, продолжает влиять на других людей и после своей смерти, …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой …
  • АВСТРАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    мифология аборигенов Австралии, заселивших этот материк еще в мезолите и позднем неолите и сохранивших весьма архаическую культуру.А. м. тесно переплетена …

Начну, пожалуй, с ответа на вопрос кто такие герои античных мифов . Если не брать в руки словари и энциклопедии, пытаясь ответить на этот вопрос без использования специальной терминологии, то прозвучит он так: Герои античных мифов — это сверхлюди, своего рода супермены. Еще таких людей называют полубогами. Именно так впервые назвал их когда-то Гесиод. Дело в том, что герои античных мифов рождались в браках между простыми смертными и . Так, например, знаменитый Геракл был сыном Бога Зевса и простой женщины Алкмены. Герои были рождены не случайно. У каждого из них было свое предназначение. Боги запланировали рождение героев с целью очищения Земли от порожденных Геей чудовищ. Каждый из героев античности обладал каким-то своим особым даром, характером, определенными преимуществами перед другими и поддержкой близкого по духу . Например, Фетида закалила героя Асхилла огнем.

Лернейская Гидра

Каково отличие героев от просто смертных и от Богов? Герои античных мифов обладали сверх силой, какой не может быть у обычного человека. Однако и богами их назвать нельзя, так как последние были бессмертными. Герои античных мифов становились бессмертными посмертно в виде славы среди людей, памяти об их совершенных когда-то подвигах, в виде памятников и сложенных легендах. Иными словами, герои были смертными. И это есть их главное отличие от богов.

Надо заметить, что некоторые боги пытались одарить героев бессмертием, но эти попытки были обречены на провал. Разве что лишь с Гераклом было исключение. Ему после смерти было позволено вознестись на Олимп.

Герои античных мифов были куда мобильнее . Часто герои просто путешествовали по свету. Встречая на своем пути беспорядки, герои наказывали виновных, помогали людям справиться с непосильной для последних задачей (например, сдвигали тяжелый камень, что упал и изменил русло реки), и вообще всячески защищали людей от всевозможных бед. Богам, видимо, было лень спускаться с Олимпа ради подобных мелочей.

Геракл и Немейский Лев

Иногда герои обращались к богам с просьбами людей. Тем самым герои античности походили на неких посредников между высшими и низшими существами Земли.

Я расскажу кратко лишь о самых известных героях. Чтобы в случае возникновения интереса можно было легко ориентироваться и представлять что конкретно искать.

Напомню, что в задачи героев античных мифов входило очищение мира от чудовищ, рожденных богиней Земли Геей. Так вот, герой Персей убил Медузу. Беллерофонт- огнедышащую Химеру. Тесей расправился с Минотавром. Геракл, он же Геркулес, прославился своими подвигами в схватках не с одним чудовищем, а с множеством. Так, им были повержены Эвриманфский вепрь, Стимфалийские птицы, опасная Гидра, Немейский лев и т.д. Знаменитый своим умом царь Эдип смог одолеть Сфинкса, разгадав сложную загадку последнего. А герой Ясон, имя которого впоследствии использовал в своих фантастических произведениях Гарри Гаррисон, отправился в бесстрашное мореплавание на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. Преодолев массу препятствий и опасностей, Ясон вернул Греции утерянное сокровище.

Подвиги каждого героя античности описаны в мифах. Некоторые из них представляют целые циклы. Читать их всегда интересно. Из мифов родилось множество поговорок и словосочетаний, которые мы до сих пор используем в своей речи. Например, словосочетание «Ахиллесова пята» означает единственное уязвимое место. Дело в том, что у неуязвимого героя Ахилла было лишь одно уязвимое место — пятка. Версий по этому поводу множество. Но так или иначе, мы употребляем это словосочетание, даже не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. К таким же словосочетаниям можно отнести «Взгляд Медузы», «Объятия Морфея», «Авгиевы конюшни», «Вещая Кассандра», «Геркулесовы столбы» и т.д.Говоря о героях античности , стоит сказать пару слов о поздней мифологии. Дело в том, что здесь можно наблюдать соперничество некоторых героев с богами, что, безусловно, является дерзостью. Например, царь Тантал крадет еду и питье, если точнее, то амвросию и нектар, предназначенные богам. А хитрющий Сизиф умудряется обвести вокруг пальца самого бога Аида. Подобная дерзость вызвала среди олимпийцев праведный гнев. Боги решили наказать нахальных героев в виде проклятия их рода. Так родились мифы и легенды о проклятых родах. Примером можно привести цикл о царе Эдипе и его сыновьях. Или мифы, повествующие историю проклятого рода Атридов.

Статью можно было бы продолжить перечислением героев античных мифов и кто чей сын. Но, в Интернете такого плана списков полно. Поэтому я решила сделать лишь небольшой экскурс. Поскольку данная задача решена, то, как говориться, разрешите откланяться!

Желаю увлекательного чтения мифов и легенд античности!

Мифология Древней Греции построена на мифах о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, а также о подвигах героев. В мифах Древней Греции главной действующей силой была Земля, порождающая все и дающая всему начало.

Что было сначала

Так она породила чудовищ, олицетворяющих темную силу, титанов, циклопов, гекатонхейров – сторуких чудовищ, многоголового змея Тифона, страшных богинь Эриннии, кровожадного пса Цербера и лернейской гидры и трехглавых химер.

Общество развивалось и на смену этим чудовищам пришли герои Древней Греции. У большинства героев родители были боги, они же были людьми. Часть культуры Греции и составляют мифы о подвигах этих героев и некоторые имена героев Древней Греции хорошо известны.

Геракл

Геракл — популярный, сильный, мужественный был сыном бога Зевса и Алкмены, простой, земной женщины. Он прославился своими двенадцатью подвигами, совершенными за всю его жизнь. За это ему Зевс подарил бессмертие.

Одиссей

Одиссей — царь Итаки, он прославился смертельно рискованными путешествиями из Трои на свою родину. Описал эти подвиги Гомер в своей поэме «Одиссея». Одиссей был умный, хитрый и сильный. Ему удалось убежать не только от нимфы Калипсо, но и от волшебницы Кирки.

Ему удалось победить циклопа, ослепив его, он выжил при ударе молнии, а когда вернулся на родину, то наказал всех «женихов» своей жены Пенелопы.

Персей

Нельзя не вспомнить Персея, если вести разговор про имена героев Древней Греции. Сын царицы Даная и Зевса – Персей. Он совершил подвиг, убив Медузу Горгону – крылатое чудовище, от взгляда которого каменело все вокруг. Следующий подвиг он совершил, когда освобождал от лап чудовища царевну Андромеду.

Ахилл

Ахилл прославился в Троянской войне. Он был сыном нимфы Фетиды и царя Пелея. Когда он был младенцем, мать и скупала его в водах реки мертвых. С тех пор он был неуязвим для врагов, исключение составляла его пятка. Ему в эту пятку попал стрелой Парис — сын троянского царя.

Ясон

Древнегреческий герой Ясон прославился в Колхиде. Отправился Ясон за золотым руном в далекую Колхиду на корабле «Арго» с командой отважных аргонавтов, женился на Медее дочери царя этой страны. У них родились два сына. Медея убила его и двоих своих сыновей, когда Ясон собрался жениться во второй раз.

Тесей

Древнегреческий герой Тесей был сыном морского царя Посейдона. Он прославился тем, что убил чудище, жившее в критском лабиринте – Минотавра. Из лабиринта он выбрался благодаря Ариадне, подарившей ему клубок ниток. В Греции этот герой считается основателем Афин.

Имена героев Древней Греции не забыты также благодаря отснятым мультипликационным и художественным фильмам.

Еще статьи в этой рубрике: