Этапы развития человека.

После рождения ребенок быстро растет, увеличиваются масса и длина, площадь поверхности тела.

Рост человека продолжается в течение первых 20-22 лет его жизни. Затем до 60-65 лет длина тела почти не изменяется. Однако в пожилом и старческом возрасте (после 70 лет) в связи с изменением осанки тела, истончением межпозвоночных дисков, уплощением сводов стоп длина тела ежегодно уменьшается на 1,0-1,5 см.

К концу первого года жизни ребенка длина тела увеличивается на 21-25 см. Периоды раннего и первого детства (1 год - 7 лет) характеризуются быстрым снижением скорости роста.

В начале периода второго детства (8-12 лет) скорость роста составляет 4,5-5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12-16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков равна в среднем 5,8 см, у девочек - около 5,7 см. У девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков - в 13-16 лет, затем рост замедляется.

Масса тела человека к 5-6-му месяцу удваивается, утраивается к концу 1-го года и увеличивается примерно в 4 раза к 2 годам после рождения. Увеличение длины и массы тела происходит примерно с одинаковой скоростью. Максимальное годичное увеличение массы тела наблюдается у подростков: у девочек - на 13-м, а у мальчиков - на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20-25 лет, а затем стабилизируется и обычно не изменяется до 40-46 лет. Считается важным и физически оправданным сохранять массу тела в пределах цифр 19-20-летнего возраста.

За последние 100-150 лет наблюдается ускорение морфофункционального развития и созревания всего организма у детей и подростков (акселерация). Это ускорение в большей степени проявляется в экономически развитых странах. Так, масса тела новорожденных за столетие возросла в среднем на 100-300 г, годовалых - на 1500-2000 г. На 5 см возросла длина тела. Длина тела детей в периоды второго детства и у подростков увеличивается на 10-15 см, а у взрослых мужчин - на 6-8 см. Сократилось время, в течение которого возрастает длина тела человека. В конце XIX в. рост продолжался до 23-26 лет, в конце XX в. у мужчин рост тела в длину происходит до 20-22 лет, а у женщин - до 18-20 лет. Ускорилось прорезывание молочных и постоянных зубов. Быстрее происходят психическое развитие, половое созревание. В конце XX в. по сравнению с его началом средний возраст менархе снизился с 16,5 года до 12-13 лет, а наступление менопаузы происходит не в 43 года - 45 лет, а в 48-50 лет.

После рождения, в период продолжающегося роста человека, в каждом возрастном периоде отмечаются морфофункциональные особенности.

У новорожденного голова округлая, большая, шея и грудь короткие - Живот длинный; ноги короткие - руки длинные. Окружность головы на 1-2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Грудная клетка бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен мыс. Кости, образующие тазовую кость, еще не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Длина кишечника у новорожденного в 2 раза больше длины тела, у взрослого - в 4-4,5 раза. Масса мозга у новорожденного составляет 13-14 %, а у взрослого человека - около 2 % от массы тела. Большими размерами у новорожденного отличаются надпочечники и тимус.

В грудном возрасте (10 дней-1 год) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6-го месяца начинается прорезывание молочных зубов. В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства (1-3 года) прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление»: увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2-3-го года жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу этого периода достигает 1100-1200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентации во времени, днях недели. В раннем и в первом детстве (4-7 лет) половые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены. С 6-7 лет начинается прорезывание постоянных зубов.

В период второго детства (8-12 лет) вновь преобладает рост тела в ширину. К концу этого периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. Прогрессирует психическое развитие. Развивается ориентация в отношении месяцев и календарных дней. Начинается половое созревание, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов. У девочек в 8-9 лет начинают расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез, происходит оволосение лобка. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост гортани, яичек и полового члена, который к 12 годам увеличивается на 0,5-0,7 см.

В подростковом возрасте (12-16 лет) быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой области, появляются волосы в подмышечных впадинах. Увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, увеличиваются размеры таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член. Вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают молочные железы. К концу подросткового периода (15-16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, на лобке - по мужскому типу. Пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции (непроизвольные семяизвержения).

В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.

Юношеский возраст (16-21 год) совпадает с периодом созревания организма. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте (22 года - 60 лет) изменяется мало, а в пожилом (61-74 года) и старческом (75-90 лет) прослеживается характерная для этих возрастных периодов перестройка, которую изучает специальная наука геронтология (от греч. gerontos - старик). Временные границы старения имеют широкие пределы у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходят снижение адаптивных возможностей организма, изменение морфофункциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако это возможно в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Мужчину от женщины отличают половые признаки. Они делятся на первичные (половые органы) и вторичные (развитие волос на лобке, молочных желез, изменение голоса и др.).

В индивидуальном развитии человека различают два периода: внутриутробный и внеутробный. Внутриутробный период - это время, когда происходит формирование органов и частей тела, свойственных человеку. Данный период делится на эмбриональную фазу (первые 8 недель), где происходит начальное развитие зародыша и закладка органов, и фетальную фазу (3-9 месяцев), в течение которой идет дальнейшее развитие плода. Внеутробный период - это период, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Он длится от момента рождения до смерти.

После рождения жизнь человека делится по возрастам с учетом морфологических и функциональных особенностей:


1. новорожденный - от момента рождения до 10 дней;


2. грудной возраст - от 10 дней до 1 года;


3. раннее детство - 1-3 года;


4. первое детство - 4-7 лет;


5. второе детство - 8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девочки;


6. подростковый возраст - 13-16 лет - мальчики, 12-15 лет - девочки;


7. юношеский возраст - 17-21 г - юноши, 16-20 лет - девушки;


8. зрелый возраст (1 период) - 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет женщины;


9. зрелый возраст (2 период) - 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет женщины;


10. пожилой возраст - 61-74 - мужчины, 56- 74 - женщины;


11. старческий возраст - 75-90 лет - мужчины и женщины;


12. долгожители - 90 лет и более.


Каждый возрастной период характеризуется морфофункциональными особенностями. Так, у новорожденного ребенка голова округлая, большая (1/4 всей длины тела, у взрослого - 1/8), и окружность ее составляет 34-36 см. Шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные. Мускулатура развита слабо.


Грудной период характеризуется усиленным ростом и развитием органов и систем. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, вес достигает 10-11 кг.


В период раннего детства рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. Все органы ребенка в этом периоде несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность, развиваются и крепнут мышцы и скелет.


В период первого детства рост в длину превалирует над увеличением массы тела. Рост детей на 4-м и 5-м году жизни несколько замедляется и равен в среднем 4-6 см в год; на 6-м и 7-м году жизни прибавка в росте значительно возрастает - до 8-10 см. Это первый период вытягивания, который связан с функциональными изменениями в эндокринной системе. К 5-му году значительно развивается мускулатура, особенно на ногах, мышцы становятся сильнее, работоспособность их увеличивается.


В периоде второго детства преобладает рост в ширину, однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрест - длина и масса тела девочек превышает таковую мальчиков. Усиленно развивается мышечная система, однако у детей этого возраста мышцы спины еще слабы и не могут долго поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Начинает возрастать функция половых желез, которая обеспечивает соответствующие анатомо-физиологические отличия в развитии мальчиков и девочек.


В подростковом периоде происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В подростковом возрасте выделяют собственно подростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет).


В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки гормонов, основные из которых - гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. Половое созревание начинается с проявления вторичных половых признаков: пигментация наружных половых органов, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах. Половое созревание девочек наступает примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и в дальнейшем они созревают тоже быстрее. Этот период у них начинается в 10-12 лет. В 8-10 лет отмечается округление бедер и ягодиц, расширение таза. В 9-10 лет околососковый кружок выступает над кожей груди. В 10-11 лет появляются единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез. В 11-12 лет может быть первая менструация. В 15-16 лет устанавливаются регулярные менструации, наблюдается дальнейшее оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину, пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 15-16 лет наступает постепенная остановка роста.


У мальчиков сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12-14 лет. В 10-11 лет отмечается увеличение размеров яичек и полового члена. В 11-12 лет - пигментация мошонки, начало оволосения на лобке, дальнейшее увеличение полового члена и яичек. В 13-14 лет - начало изменения голоса, появление оволосения в подмышечной области, на верхней губе, развитие мускулатуры. В 14-15 лет - дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые поллюции. В 18-20 лет - завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.


Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3-5 кг в год. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Темпы роста неодинаковы. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростка.


Зрелый возраст разделяют на два периода. Первый период (у мужчин 22-35 лет, у женщин 21-35 лет) отмечается прекращением роста и устойчивостью функциональных отправлений, достигающих оптимального развития. Форма и строение тела изменяются мало, отмечается некоторое возрастание массы скелета за счет отложения новых слоев костного вещества на поверхностях костей. Завершается морфофункциональное развитие организма. Максимум проявления большинства функций приходится обычно на возраст 20-25 лет, после чего начинается постепенное снижение интенсивности их проявления. В 20-25 лет наблюдается идеальная и должная для этого человека масса тела.


Во втором периоде (у мужчин 36-60 лет, у женщин 36-55 лет), происходит постепенная нейроэндокринная перестройка, угасает функция половых желез (климакс). Климакс сопровождается значительными изменениями физиологических функций (уменьшается концентрация в крови гормонов половых желез, снижаются функции щитовидной железы, тимуса, надпочечников). По мере старения эти первичные изменения ведут к вторичным: атрофия покровов, вялость, дряблость, морщинистость кожи, поседение и выпадение волос, сокращение объема и тонуса мускулатуры, ограничение подвижности в суставах. Появляются первые признаки клинических заболеваний, присущих более старшему возрасту. Пропорции тела остаются постоянными, но к концу этого периода начинают уменьшаться.


Пожилой и старческий возраст характеризуется изменением энергетических процессов в клетке и уменьшением активности дыхательных ферментов. Значительно изменяется регуляция функций органов и систем. С возрастом значительно изменяются приспособительные возможности сердца. У пожилых и старых людей снижается частота сердечного ритма в состоянии покоя.


Таким образом, рост и развитие человека имеет ряд закономерностей:


· рост и развитие зависят от генотипа человека, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в той или иной мере влиять на фенотип;


· рост и развитие индивидуума протекают стадийно. В каждой стадии в организме происходят количественные и качественные изменения, что обусловливает необратимость процесса;


· каждый период онтогенеза человека проявляется характерными морфофизиологическими особенностями.

Грудной возраст (1-й год жизни). Первый месяц жизни называется периодом новорожденности. Большую часть суток ребенок спит, а его поза напоминает положение плода в матке. Уход за новорожденным требует соблюдения особой чистоты, поддержания температуры воздуха не ниже 20 °С и строгого соблюдения времени кормления. Несоблюдение режима кормления нарушает сон, приводит к расстройству пищеварения. Гармоничное развитие обеспечивается кормлением грудным молоком. С двухмесячного возраста необходимы овощные и фруктовые соки и прикормки легко перевариваемой пищей.
Изменения в двигательной сфере. В конце первого месяца жизни ребенок начинает распрямлять ножки, на б-й неделе поднимает и удерживает головку, в 6 месяцев сидит, в конце 1-го года делает попытку ходить.
Изменения психики. На 2-м месяце ребенок начинает улыбаться, к 4-му брать в рот игрушки и различать взрослых. После 6 месяцев ребенок реагирует сложным поведением на присутствие матери, начинает понимать ее речь.
В грудном возрасте дети особенно восприимчивы к воздействию внешней среды. В этот период им необходимы активные движения. Они способствуют развитию мышц и костей, улучшают кровообращение, обеспечение организма кислородом и питательными веществами, нормализуют и тренируют деятельность нервной системы. Эффективным средством закаливания является свежий воздух и водные процедуры. Они усиливают обмен веществ, защитные функции крови, регулируют функции нервной системы. Хорошее физическое и психическое развитие обеспечивается рациональным режимом жизни.
Раннее детство - период от 1 года до 3 лет. В это время ребенок быстро растет, переходит на питание обычной пи-Щей, у него появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего мира. Ребенок начинает ходить, говорить, манипулирует различными предметами. У него появляется много двигательных навыков.
Дошкольный период- от 3 до 7 лет. Это период максимальной любознательности ребенка, когда он становится «почемучкой». В это время у ребенка еще продолжает интенсивно расти мозг и окончательно формируется речь. Его умственное развитие происходит в процессе игр. Они спо-
собствуют развитию воображения, фантазии, побуждают его к творчеству. Подвижные игры совершенствуют мышечный аппарат. 5-6 лет - это та возрастная граница, после которой, если начинать с нуля, нельзя добиться овладения речью.
Школьный период - от 7 до 17 лет - это время перестройки всех органов и систем развивающегося организма. Поступление в школу, необходимость соблюдения школьной дисциплины, процесс овладения знаниями - это серьезный и тяжелый труд. В школе ребенок сталкивается с влиянием коллектива. Все это способствует его гармоничному умственному и физическому развитию.
С 11 лет ребенка называют подростком. В этом возрасте усиливается выработка половых гормонов, что и вызывает процесс перестройки. У мальчиков развивается мускулатура спины и груди, растет масса тела, уменьшается толщина подкожного жира, формируется брюшной тип дыхания за счет сокращения мышц диафрагмы, развиваются вторичные половые признаки и возникают ночные поллюции - извержения семени из мочеиспускательного канала.
У девочек в этот период, наряду с развитием мышечной системы, увеличивается подкожно-жировой слой, формируется грудной тип дыхания за счет сокращения межреберных мышц, развиваются вторичные половые признаки и начинаются менструальные циклы - кровотечения из матки, возникающие через равные промежутки времени. Они связаны с тем, что в женском организме периодически созревает по одной яйцеклетке и, если она не будет оплодотворена, возникает менструация.
В подростковом периоде кора надпочечников выделяет особенно много гормонов, что поддерживает состояние высокой активности. Возникающее напряжение снижается спортивными играми и другими видами активной деятельности. В это время происходит становление характера и нравственное формирование личности.
В 17 лет развитие организма не кончается. Разграничивают физиологическую, психологическую и социальную зрелость. Физиологическая зрелость - этап полового созревания организма. Срок ее достижения зависит от наследственных факторов, климата и особенностей организма.