Социальный фактор. Периоды психического развития человека

Социальные факторы влияют на потребителей путем:

■ соблюдения норм - давление, оказываемое на человека, чтобы он приспосабливался и подчинялся;

■ выражающего ценности влияния - потребность в психологической ассоциации с определенной группой;

■ информационного влияния - необходимость искать у той или иной группы информацию о том, как воспринимается ею данная категория товаров/услуг.

Из этих трех групп, вероятно, наиболее мощное влияние оказывает соблюдение норм, поскольку человек осознает, что одни его действия находят одобрение друзей и членов семьи, в то время как другие вызывают их осуждение. В результате этого человек отдает предпочтение определенному типу поведения. Хорошее с точки зрения морали поведение является, по всей вероятности, следствием соблюдения норм.

Примером соблюдения норм является давление групп равных по положению. Группа равных по положению обычно ожидает от человека определенного типа поведения, включая (вероятно) и поведение как покупателя. Например, большинство курильщиков начинают курить под давлением друзей, будучи подростками. Желание быть полностью признанным членом группы намного сильнее, чем любые предупреждения о вреде курения.

Основным источником такого рода давления являются референтные группы. Это группы друзей, коллег, родственников и другие, с чьим мнением человек считается. В табл. 3.4 приведен перечень типов референтных групп. Группы не являются взаимно исключающими; формальная группа может одновременно быть группой вторичного контакта и т. д.

Роли

Роли, которые мы играем, также важны при принятии решений. Каждый из нас играет много разных ролей в течение своей жизни (фактически в течение каждого дня) и покупает

Таблица 3.4. Влияние референтных групп

Референтная группа

Объяснение

Первичные группы

Люди, которых мы видим чаще всего. Семья, друзья, близкие коллеги. Первичная группа достаточно мала, так что личный контакт может происходить на регулярной основе, возможно, ежедневно. Эти группы оказывают самое сильное влияние

Группы вторичного контакта

Люди" которых мы видим от случая к случаю и с которыми имеем общие интересы; например, члены гольф-клуба или профессионального объединения. В этих группах иногда существуют формальные правила, которые члены группы должны соблюдать в своих деловых связях или хобби, а могут быть и неформальные традиции (например, особый тип одежды или экипировки), влияющие на решения о покупках

Желаемые группы

Группы, к которым мы хотим принадлежать. Эти группы способны оказывать очень мощное влияние на поведение, поскольку человеком движет, сильное стремление присоединиться к ним; это - источник выражающего ценности влияния. Эти группы могут оказывать особенно сильное влияние при покупке модных товаров

Диссоциативные группы

Группы, с которыми человек не хочет ассоциироваться. Это заставляет его вести себя отличным от поведения такой группы образом: например, если кто-то не хочет, чтобы о нем думали, будто он - футбольный хулиган, то должен избегать посещения футбольных матчей вообще

Формальные группы

Группы с известным, зафиксированным членством. В таких группах нередко действуют установленные правила. Например, специальные профессиональные органы составляют кодексы поведения

Неформальные группы

Менее структурированные, основывающиеся на дружбе. Для вступления в такую группу нет никаких формальностей, необходимо лишь разделять общие для группы идеалы

Автоматические группы

Группы, к которым мы принадлежим в силу возраста, расы, культуры или уровня образования. В эти группы мы не вступаем добровольно, но они влияют на наше поведение. Например, женщина 45 лет не выберет одежду, в которой она будет выглядеть как "молодящаяся старушка". Аналогично людям, покинувшим родину, часто не хватает привычной пищи. Они также ищут другие свойственные их культуре товары

товары/услуги, помогающие в этом . Если кто-то хочет быть блестящим мужчиной на свадьбе, он выберет (купит или возьмет напрокат) соответствующий костюм, чтобы не выглядеть смешно или не испортить день еще как-нибудь. С точки зрения более длительных ролей роль отца диктует поведение, связанное с покупками от имени детей; роль любовника нередко диктует приобретение цветов или духов; роль друга может предполагать приобретение подарка или угощение выпивкой; роль дочери - покупку подарка на День матери.

Роли в семье на принятие решений оказывают гораздо большее влияние, чем соблюдение норм. Нередко разные члены семьи берут на себя роль покупателя товаров/услуг той или иной категории. Обычно именно муж принимает основные решения относительно автомобиля, аксессуаров к нему и его обслуживания, а жена принимает решения по отделке жилья. Дети старшего возраста могут принимать решения о продуктах питания, выборе полезных для здоровья и экологически чистых разновидностей товаров.

С точки зрения своих функций как референтной группы семья отличается от других групп в следующих отношениях:

■ Личные контакты на ежедневной основе.

■ Общее потребление таких товаров, как продукты питания, жилье, автомобиль, телевизор, другие бытовые товары длительного пользования.

■ Подчинение индивидуальных потребностей общему благосостоянию. Никогда не бывает таких решений, которые устраивали бы всех.

■ Назначение ответственных за покупки, которые приобретают те или иные товары/услуги. Поскольку количество работающих родителей возрастает, дети доподросткового и младшего подросткового возраста играют все более существенную роль в семейных покупках.

Разрешение конфликтов внутри семейной принимающей решение единицы нередко имеет более важное значение, чем в случае принятия решения отдельным человеком, поскольку в него вовлечено большее количество людей. Один человек может, скажем, испытывать затруднение при выборе одного из двух одинаково привлекательных направлений при решении, куда поехать в отпуск; обсуждение поездок семьей неизбежно идет значительно сложнее, поскольку у каждого члена семьи есть излюбленная идея относительно того, куда поехать или чем заняться.

Заметное влияние может иметь культура. Так, в африканских культурах, как правило, доминируют мужчины, в то время как в европейских и североамериканских наблюдается более уравнительный характер принятия решений . Причина этого, очевидно, состоит в том, что принятие решений становится более равноправным, когда оба партнера зарабатывают деньги вне дома .

На роли членов семьи в решении также влияет стадия принятия решений. Признание проблемы может исходить от любого члена семьи, а поиск информации и оценка товара/услуги может осуществляться разными членами семьи. Например, отец может обратить внимание на то, что его сыну-подростку нужны новые футбольные бутсы, сын может навести справки о том, какие есть типы бутс, а мать может решить, какой из этих типов бутс соответствует бюджету семьи.

Установлено, что есть четыре вида специализации ролей супругов:

■ доминирование жены, когда решающее слово при принятии решения принадлежит жене;

■ доминирование мужа, когда главную роль играет муж;

■ синкретический, или демократический, когда решение принимается совместно;

■ автономный, когда решение принимается совершенно независимо от партнера .

Специалистам по маркетингу необходимо знать, какой вид специализации наиболее вероятен на целевом рынке, поскольку это влияет на стиль и содержание рекламных посланий. Недавно одна реклама в Великобритании представляла мужчин плохо разбирающимися в работе по дому вопреки тому, что есть данные, показывающие, что мужчины принимают все более активное участие в домашних делах .

В большинстве промышленно развитых стран семья претерпевает существенные изменения. Это связано с возрастающим процентом разводов и тем, что все большее количество пар склонны жить вместе, не регистрируя свои отношения. В описанных выше ролевых специализациях термины муж и жена в равной степени относятся и к неженатым партнерам.

Все возрастающую роль в решениях о покупках играют дети: "упрашивание" нередко приводит к тому, что семья покупает больше шоколада, пиццы, гамбургеров и закусок определенных брендов . Поэтому специалисты по маркетингу часто стремятся воздействовать на детей в возрасте от 5 до 12 лет, используя такие приемы, как спонсирование учебных материалов, раздача бесплатных образцов и спонсирование призов в школах .

Порой дети оказывают большее влияние на семейные решения о покупках, чем сами родители, по следующим причинам :

■ нередко они сами ходят в магазин, поскольку оба родителя находятся на работе;

■ они больше, чем их родители, смотрят телевизор, поэтому лучше информированы о товарах/услугах;

■ они, как правило, в большей степени настроены на потребительские вопросы, и у них есть время, чтобы ходить по магазинам в поисках, например, экологически чистых товаров.

Здоровье человека зависит от многих факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечение продуктами питания и их ценности, социально-экономических условий, а также состоянием медицины.

Доказано, что примерно 50% здоровья человека определяет образ жизни.

Образ жизни - Совокупность материальных условий, общественных и социальных установок (культуры, обычаев и т.п.) и природных факторов, которые все вместе обусловливают поведение личности, а также ее обратное влияние на эти факторы. Активное участие человека в процессе формирования условий жизни - обязательный элемент понятия " образ жизни ", так как образ жизни человека - адекватная реакция на окружающую ее среду в целом.

Образ жизни имеет большое значение для здоровья человека и состоит из четырех категорий:
1) экономической (уровень жизни);
2) социологической (качество жизни);
3) социально-психологической (стиль жизни);
4) социально-экономической (уклад жизни).

Итак, к образу жизни человека относятся: активное участие человека в процессе формирования условий жизни, ее адекватная реакция на изменение условий окружающей среды, а также труд, быт, удовлетворения материальных и духовных потребностей в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Негативными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральное и психическое нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семье, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень и т.

Негативно сказывается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия (вклад этих факторов - до 20%).

Существенное значение имеет склонность к наследственным болезням. Это еще около 20%, которые определяют современный уровень здоровья населения.

Непосредственно на здравоохранение с его низким качеством медицинской помощи, неэффективность медицинских профилактических мероприятий приходится всего 10% "взноса" в тот уровень здоровья населения, что имеем сегодня.



Причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть абиотические (свойства неживой природы) факторы окружающей среды. Очевидна связь географического распределения ряда заболеваний, связанных с климатически-географическими зонами, высотой местности, интенсивностью излучений, перемещением воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха и тому подобное.

На здоровье человека влияет биотический (свойства живой природы) компонент окружающей среды в виде продуктов метаболизма растений и микроорганизмов, патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы и т.д.), ядовитых веществ, насекомых и опасных для человека животных.

Патологические состояния человека могут быть связаны с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды: воздух, почва, вода, продукты промышленного производства.Сюда также относится патологию, связанную с биологическими загрязнениями от животноводства, производства продуктов микробиологического синтеза (кормовые дрожжи, аминокислоты, ферментные препараты, антибиотики и т.д.).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывают факторы социальной среды: демографическая и медицинская ситуации, духовный и культурный уровень, материальное положение, социальные отношения, средства массовой информации, урбанизация, конфликты и тому подобное.

Кроме этого, человек как существо общественное, в процессе жизнедеятельности приобретает определенные привычек.

Привычки - это форма поведения людей, появляется во время обучения и многократного повторения в различных жизненных ситуациях, составляющие которой выполняются автоматически. Психофизиологической основой привычек является динамический стереотип, то есть хорошо усвоена и закреплена временными связями программа действия. В отношении здоровья человека и образа его жизни привычки могут быть полезными и вредными.

Полезной, например, есть привычка соблюдать режим дня. Она способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, и в конце - долголетию. Ранее эта привычка сформировалась, тем организованнее человек, крепче его здоровье, и тем легче она избавляется неприятностей.

Вредные же привычки, наоборот, дезорганизуют человека, ослабляют ее волю, снижают работоспособность, ухудшают здоровье и сокращают продолжительность жизни. Ранее они образуются, тем губительнее действуют и тем сложнее избавиться. Эти привычки приносят множество бед и страданий. Наиболее распространенными факторами, которые негативно влияют на состояние здоровья человека, есть такие вредные привычки, как алкоголь, курение, наркотики.

Алкоголь - коварный и очень опасный враг, который разрушает здоровье, уничтожает человека морально и физически. Вследствие частого употребления алкоголя возникает болезнь - алкоголизм.

Алкоголь по своим психотропными свойствами принадлежит к наркотическим веществам, однако не является наркотиком. По данным Всемирной организации здравоохранения, от алкоголизма ежегодно умирает около 6 млн. Человек - это больше, чем умирает от такой страшной болезни, как рак.

Большинство преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь отрицательно влияет и на центральную нервную систему, поражая все органы, приводит к деградации личности. Злоупотребление алкоголем приводит к психическим расстройством. Чаще всего встречаются такие психические расстройства, как "белая горячка", алкогольный галлюциноз, эпилепсия.

Курение является причиной многих тяжелых заболеваний. Интересы курением приобретает угрожающие размеры. Это - вредная привычка не только мужчин, но и женщин.

Украина опережает большинство стран Европы по количеству курильщиков. По статистике количество курильщиков составляет 12 млн. Человек - это 40% населения трудоспособного возраста (из них 3600000. - Женщины, 8400000. - Мужчины). Курит каждая 3-4 женщина репродуктивного возраста (20- 39 лет). По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эта вредная привычка вызывает в Украине более 100 000 смертей ежегодно.

Общественное мнение, к сожалению, мало или почти не осуждает этой пагубной привычки, которая, по сути, является одной из форм наркологической болезни. Выявлено, что в табачном дыме содержится около 8% окиси углерода, никотиновая, синильная, муравьиная, масляная, серная кислоты, серный свинец, бензапирен, трехокись мышьяка, радиоактивный элемент полоний, табачный деготь и другие ядовитые вещества. Одним из самых вредных для здоровья человека является никотин. Дым от 25 сигарет содержит около двух капель чистого никотина, то есть такое количество яда, которой достаточно для того, чтобы убить пса. В мире от курения ежегодно погибает 2500000. Человек, и, по прогнозу специалистов, к 2050 году эта цифра достигнет 12 млн. В среднем каждая сигарета уменьшает жизнь регулярного курильщика на 5,5 мин.

Наркомания - настоящее зло для всех стран мира. Это болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков, большинство из которых - растительного происхождения (морфий, кокаин, героин, пантопон, индийская конопля и их производные в виде гашиша, марихуаны, анаши и др.). Наркомания оказывается синдромом смешанной реакции, психической и физической зависимости, а также некоторыми психическими и социальными феноменами. К наркомании относится и злоупотребление снотворными препаратами. Социальная опасность наркомании:

Наркоманы плохие работники, их работоспособность (физической и умственной) снижена;
- наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, является причиной несчастных случаев на производстве;
- наркоманы деградируют физически и морально, является бременем для общества;
- наркоманы входят в группу риска распространения СПИДа;
- наркологическая болезнь во всех ее проявлениях социально опасна, психические заболевания угрожают будущему нации, в связи с этим проблема приобретает глобальное значение.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - это инфекционная болезнь, которая поражает иммунную систему, в частности подавляет клеточный иммунитет. Впервые человечество столкнулось с этой болезнью в конце XX - начале XXI веков. В последние годы эта социально опасная болезнь в Украине приобрела угрожающие масштабы, особенно в молодежной среде.

Вероятнее всего, вы уже не раз слышали о таком понятии, как социальный фактор. Это термин, который используется в самых разнообразных сферах деятельности. Однако что же он означает? Как именно его можно использовать? Что он дает? Обо всем этом вы сможете узнать из данной статьи. Более того, вы также узнаете о том, какие социальные факторы на данный момент максимально влияют на российскую реальность, в частности на финансовый мир. Ведь социальный фактор - это в большинстве случаев экономический термин, позволяющий более хорошо ориентироваться в современных реалиях ведения бизнеса.

Что это такое?

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что же представляет собой это понятие. Социальный фактор - это явление или процесс, который становится причиной тех или иных социальных изменений, влияющих на различные сферы деятельности, от экономики до здравоохранения. Если говорить проще, общества. Именно социальными факторами обусловливается то, в каком направлении будет двигаться общество. Соответственно, изучать их очень важно, чтобы иметь представление о реальности настоящего в той или иной отрасли в отдельно взятом обществе, чаще всего в рамках одного города или одной страны. Таким образом, социальный фактор - это очень важный термин, о котором нужно постараться узнать как можно больше. Естественно, сосредоточиться стоит на том, какими же бывают социальные факторы, а также на том, какие из них являются наиболее актуальными для современной России. Что это значит? Это значит, что каждому необходимо понимать, какие именно социальные факторы на данный момент больше других влияют на развитие общества в стране и, соответственно, на развитие взаимосвязанных с обществом отраслей, в частности экономики.

Факторы в России

Социальных факторов существуют десятки, поэтому невозможно рассмотреть их все. Поэтому в данной статье основное внимание будет уделено тем факторам, которые оказывают наибольшее воздействие на современную Российскую Федерацию.

Старение населения

Первый социальный фактор развития, который будет рассмотрен в данной статье, - это старение населения, и оно очень сильно влияет на развитие страны. Естественно, учитывая тот факт, что оно затрагивает непосредственно население, можно сказать, что этот фактор стоит относить к демографическим, однако это будет не совсем корректно. Дело в том, что оказывает непосредственное влияние на то, что происходит в обществе, так что его можно смело отнести и к социальным факторам.

Какое именно воздействие оно оказывает на общество? Оказывается, всестороннее, так как изменения возрастного состава населения в сторону пенсионеров способствует тому, что открывается больше заведений, ориентированных на пожилых людей, выпускается больше соответственных продуктов и так далее. Отдельно стоит сказать, что при старении населения значительно повышается спрос на услуги здравоохранения, так что даже на этом примере уже можно увидеть внушительное влияние социальных факторов на общество.

Дифференциация по уровню доходов

Какие же еще существуют на данный момент в России социальные факторы, влияющие на общество? Естественно, нельзя не отметить дифференциацию общества по уровню дохода, а точнее ее резкий означает, что между богатыми и бедными пропасть становится все больше, и это не может не сказываться на различных сферах деятельности. Постоянно появляются фирмы, предлагающие бюджетный отдых за границей, более недорогие товары и услуги, ориентированные на бедные слои населения. Несомненно, каждая отрасль деятельности принимает во внимание эту дифференциацию, так как выбор направления деятельности зависит во многом от того, на какой класс будет ориентирована эта деятельность. Дело в том, что в каждом из классов вкусы и интересы людей будут примерно схожи, поэтому вы не сможете ориентировать свою деятельность одновременно и на высший, и на средний класс.

Частное предпринимательство, безработица

Отдельно стоит рассмотреть социально-экономические факторы, которые являются одними из самых главных в реальной жизни. Именно они являются главной движущей силой развития, так как совмещают в себе два ключевых элемента - экономику и социум. В России же на данный момент наибольшее влияние на развитие общества оказывает рост числа частных предпринимательств. По сравнению с ситуацией десять-пятнадцать лет назад, когда любая попытка частной самодеятельности задавливалась на корню, сейчас практически каждый при желании и наличии средств может попробовать свои силы в мире бизнеса.

Менее приятным является безработица, которая, к сожалению, также постоянно растет. Из-за нее общество очень сильно страдает, так как многие семьи не получают достаточного количества денег для счастливого существования. И из-за безработицы, в частности, растет дифференциация по уровню доходов, так как все больше людей попросту не могут найти себе работу, в то время как доходы других постоянно растут. Естественно, создаются новые рабочие места, что является социальной реакцией на действие данного фактора.

Структурные изменения в семье

Казалось бы, семья - это древнейший институт, с которым не может происходить никаких серьезных социальных изменений, способных влиять на развитие общества. Однако оказывается, именно в данном институте и происходят одни из самых серьезных изменений. Например, количество разводов постоянно увеличивается, но при этом нельзя сказать, что растет стремление людей обзаводиться новой семьей. В результате появляется новая серьезная социальная группа, состоящая из людей, которые являются одинокими, но при этом имеют уже стабильный серьезный доход и надежность в собственной жизни.

Также стоит отметить, что огромное влияние на общество оказывает популярность так называемых гражданских браков. Все чаще молодые люди не спешат узаконить свои отношения в ЗАГСе и просто съезжаются, начиная сожительство. Они даже могут заводить детей в таком состоянии, но при этом в любой момент могут разойтись. Естественно, это также оказывает свое воздействие на самые разнообразные сферы жизни в стране. Их стиль жизни очень сильно отличается от того стиля жизни, которые характерен для молодых людей, которые связали себя узами брака, поэтому данный социальный фактор также стоит принимать во внимание.

Разнообразие факторов

Как вы уже могли понять, социальные факторы человека - это очень обширная тема, о которой можно разговаривать бесконечно. Факторов существуют десятки. Для каждой страны они будут свои собственные, которые могут оказаться вообще неприемлемыми для другой страны. Соответственно, каждый маркетолог должен обладать обширными познаниями в сфере социальных факторов там, где его фирма осуществляет деятельность. Только так он сможет собрать необходимую информацию, с помощью которой можно добиться максимальной эффективности компании.

Социальные факторы, их динамика оказывают весьма существенное влияние - никак не меньшее, чем иные - на потребительское поведение населения. Анализ социальных параметров общества может подсказать исследователям-маркетологам возможные направления развития потребительских предпочтений в среде покупателей, что позволит руководству фирмы сформулировать обоснованную маркетинговую стратегию своей деятельности. К числу социальных факторов, характерных для России и заслуживающих внимания маркетологов, можно отнести:

Старение населения (половозрастная структура населения);

Усиление дифференциации общества по уровню доходов;

Появление частного предпринимательства, наемного труда и безработицы;

Структурные изменения в семье.

Безусловно, можно назвать и другие социальные факторы, имеющие частный характер и проявляющиеся только на территории отдельных регионов. Здесь же упомянуты лишь те, которые лежат на поверхности социальных явлений и характерны для всей страны, для каждого его региона.

Очевидно, что половозрастная структура населения, которая в динамике показывает старение населения, является демографическим показателем. Но поскольку ее изменение порождает в обществе конкретные процессы, связанные, допустим, с заботой о пожилых гражданах, о повышении рождаемости и т.п., то показатели структуры населения вполне уместно рассматривать и в блоке социальных факторов. Если вести речь о старении населения, то в России, как и в странах Европы, уже давно наметилась тенденция увеличения доли пожилых людей в общей структуре населения. Это характерно для всех регионов России. Разница только в том, что в каких-то из них доля пожилых людей больше, в каких-то меньше. Что же касается Алтая, то по данным краевой статистики численность людей в возрасте 20-29 лет сократилась с 479,5 тыс. человек в 1959 г. до 358,7 тыс. человек в 1996 г., в то время как численность людей в возрасте 60 лет и старше за этот же период увеличилась с 198,1 тыс. человек до 449,2 тыс. человек. Эти цифры убедительно говорят о старении населения Алтайского края. Экономическая реформа еще более усугубила эту тенденцию, так как резко сократилась рождаемость. Если на Алтае в 1959 г. в возрасте 0-2 лет насчитывалось 209,5 тыс. человек, то в 1996 г. всего лишь 71,7 тыс. человек. Очевидно, что эти тенденции не могут не оказать определенного влияния на потребительское поведение населения края в целом, что маркетологи предприятий не должны игнорировать при построении маркетинговых стратегий развития.

Возникает вопрос: каким образом может измениться поведение населения в связи с изменением его возрастной структуры? В случае старения населения неизбежно появляется, в частности, повышение спроса на услуги здравоохранения. Возможны и другие формы изменения потребительского поведения людей. В странах Европы и США, например, увеличение доли пожилых людей, выходящих на пенсию, способствует повышению спроса на туристические услуги. В России такой тенденции нет. Возрастающая армия российских пенсионеров предпочитает проводить время на своих дачных участках, занимаясь выращиванием овощей и фруктов. Таким образом, можно констатировать, что одна и та же демографическая тенденция в разных странах породила совершенно непохожие социальные тенденции. Это легко объясняется различием национальных культур, уровнем доходов населения, др.

Но каким образом российский бизнес должен реагировать на эти взаимосвязанные и взаимообусловленные тенденции? Очевидно, что в некоторых отраслях агропромышленного комплекса следует увеличить производство садово-огороднического инвентаря, удобрений и т.п., приспособив эти товары к потреблению на небольших земельных участках. Производить, например, небольшие по мощности и габаритам мотоблоки, простые и надежные в эксплуатации, упаковывать удобрения в приемлемую для дачников тару и т.п. Безусловно, российский бизнес не должен упускать из виду и неуемную страсть западных пенсионеров к путешествиям, создавая для них соответствующую инфраструктуру туризма (в любом регионе России им есть что посмотреть).

Такой приблизительно комплексный анализ, но, разумеется, более подробный, взаимосвязанных факторов внешней среды (в данном случае демографических, социальных, культурных) и должен лежать в основе любого маркетингового решения. Если вести речь о привлечении в Россию пожилых западных туристов, то спектр этих факторов, безусловно, следует расширить, включив в список для анализа и политику (двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения), и экономику (динамику курсов валют), и, возможно, другие.

Усиление дифференциации общества по уровню доходов также весьма существенно влияет на структуру потребления. Этот показатель зарубежными социологами положен в основу подразделения общества на классы:

Высший высший класс (менее 1% населения). Сюда относится элита, происходящая из именитых семей и живущая на наследуемое богатство. Они могут жертвовать деньги на благотворительные цели, владеют, как правило, более чем одним домом, отправляют детей в частные школы, не любят выставлять свое богатство напоказ. Основными потребительскими рынками для них являются рынок драгоценностей, антиквариата, домов, услуг по организации отдыха и путешествий.

Низший высший класс (около 2%). В этот класс входят люди свободных профессий и бизнесмены, получающие высокие доходы в силу своих исключительных способностей. Они, как правило, активны в общественных делах, стремятся к признанию своего социального положения и демонстративно тратят накопления. Стремятся перейти в высший высший класс. Их рынок - это дорогие дома, яхты, плавательные бассейны, автомобили.

Высший средний класс (12%). Лица свободных профессий, управляющие, бизнесмены, делающие карьеру. Они стремятся к получению хорошего образования, проявляют заботу о духовной жизни, культуре, гражданских делах. На рынке приобретают хорошие дома, мебель, одежду, бытовые приборы.

Низший средний класс (30%). Сюда относятся служащие, мелкие предприниматели и так называемая рабочая аристократия. Они стремятся к соблюдению культурных традиций, норм и правил, приданию себе ореола респектабельности. Их рынок - это товары типа сделай сам, хозяйственные принадлежности, одежда строгого стиля.

Высший низший класс (35%). Это мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие. Они озабочены проблемами четкого разделения ролей полов, укрепления своего положения в обществе. Их рынок - это недорогие спортивные товары, пиво, товары для домашнего хозяйства.

Низший низший класс (20%). В этот кла сс вкл ючаются неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия. Их рынок - это пищевые продукты, некоторые бытовые товары, телевизоры, подержанные вещи.

В российском обществе для решения маркетинговых задач также можно выделить класс богатых, средний класс и класс бедняков, осуществляя в случае необходимости их более подробную дифференциацию. Разумеется, количественные и качественные характеристики этих классов будут не такими, как в США. Но сам методологический подход может быть применен и в России.

Таким образом, общественные классы представляют собой довольно стабильные группы людей, которые характеризуются наличием схожих ценностных представлений, интересов, устремлений, потребительского (и иного) поведения. Другими словами, общественные классы характеризуются не только уровнем доходов, но и другими показателями, в основном качественными, такими, например, как образование, отношение к культурным традициям, ценностные предпочтения и т.п. Знание классовой структуры общества помогает маркетологам лучше ориентироваться в общественных процессах, поскольку принадлежность к классу говорит о возможных стереотипах поведения его членов, в частности:

1) принадлежность к одному классу определяет и склонность его представителей к очень похожему (иногда почти одинаковому) поведению;

2) принадлежность к классу определяет и положение людей в обществе;

3) представители одних классов могут переходить в другие классы (подниматься из низших классов в высшие, опускаться из высших в низшие)

Ориентируясь в классовой динамике, маркетологи могут строить более обоснованные прогнозные сценарии развития своих предприятий, их товарной и ценовой политики, определять наиболее предпочтительные направления развития ассортиментной политики и т.п. Каким же образом можно охарактеризовать классовую структуру России, возникшую в результате реформ в 90-е годы? Прежде всего следует отметить, что экономическая реформа в России обусловила довольно глубокую дифференциацию российского общества, выразившуюся в появлении класса богатых и даже сверхбогатых, а также класса бедных, численность которого весьма значительна. Средний же класс, который должен составлять основу общества, пожалуй, только наметился. Его И в начале нового века пока еще нельзя назвать сформировавшимся и окрепшим, что не может не вызывать беспокойства, в том числе и у бизнесменов.

Принадлежность к тому или иному общественному классу определяет не только материальное положение людей, но и их психическое состояние. Растущая социальная дистанция между бедными и богатыми в России обостряет ощущение собственной бедности у бедных, что, к сожалению, не всегда приводит их к мысли добиваться улучшения своего положения законными методами и средствами. Увеличение числа бедных приводит к накоплению в обществе негативного потенциала по отношению к богатым вообще и к бизнесу в частности, что чревато социальными потрясениями. Наоборот, превалирование в обществе среднего класса делает общество более стабильным. Средний класс - это труженики, которые уже живут хорошо и хотят жить еще лучше. Им уже есть, что терять при смене общественного уклада и им есть, что приобрести в случае сохранения стабильности в обществе. Их ценностная ориентация выражается в увеличении своего материального благосостояния, они готовы тратить заработанные деньги на хорошие автомобили, более комфортное жилье, дорогую бытовую технику и т.п. Таким образом, чем больше доля среднего класса в обществе, тем больше возможностей в этом обществе для развития бизнеса. Маркетологи же должны тщательно изучать нужды и потребности представителей этого класса, ибо эти потребности в значительной степени носят массовый характер, что может обеспечить внушительные объемы продаж.

Появление частного предпринимательства и наемного труда в России также повлияло на изменение образа жизни населения, что, естественно, не могло не сказаться на их потребительском поведении.

На начальном этапе экономической реформы (1990-1991) были сформулированы три ее цели. Суть первой из них заключалась в приватизации, создании частного сектора в экономике, уничтоженного за годы советской власти. Вторая цель преследовала замену административно-командного механизма хозяйствования на рыночный. И третья цель касалась возрождения в людях чувства хозяина, чтобы каждый собственник стремился к преумножению своей собственности и к эффективному ее использованию. Если первые две цели более или менее достигнуты (хотя в обществе до сих пор не утихают дискуссии по этому поводу; в частности, коммунисты, аграрии, представители военно-промышленного комплекса склонны полагать, что реформы не состоялись), то третью цель и в начале нового века еще никак нельзя считать достигнутой в полном объеме.

Предприниматели, с которыми и следует отождествлять понятие чувство хозяина, появились, но вряд ли их численный и самое главное качественный состав можно рассматривать как приемлемый. Кого же следует считать предпринимателем? Если к таковым относить всех граждан, которые получили в своих районных администрациях свидетельства предпринимателей и занимаются челночным бизнесом, то таковых в России много. Но являются ли они по сути предпринимателями, т.е. субъектами, создающими новые товары, услуги, порождающие в обществе новые потребности, а следовательно, и способствующие появлению новых рабочих мест для наемного труда? По большому счету, конечно, нет. Таких предпринимателей пока мало. Поэтому третья цель и не достигнута в полной мере. Да она, пожалуй, и не может быть достигнута так быстро. Сформировать в народе чувство хозяина, тогда как все прошлое воспитание целых поколений было направлено на его подавление, безусловно, не просто и на это требуется определенное время. Положительным уже следует считать само зарождение предпринимательства как явления. Коль скоро оно есть, даже и в таком виде, то есть и надежда на то, что рано или поздно в стране появятся предприниматели типа Генри Форда-первого, Билла Гейтса, а если вспомнить дореволюционную Россию, то купцы типа Демидовых, Саввы Морозова и др. Такое предпринимательство (Предпринимательство с большой буквы) не только способно обеспечить насыщение рынка уникальными товарами и услугами, но и решить важную социальную задачу, связанную со снижением уровня безработицы.

Экономическая реформа обусловила возникновение в российском обществе таких явлений, как безработица, наемный труд, чего раньше в нашей стране на протяжении десятилетий не было и что определенным образом повлияло на массовое сознание граждан. За годы советской власти, когда право на труд было гарантировано Конституцией СССР, народ привык считать себя защищенным от этой беды. Поэтому в 1991 г., как показали результаты специального социологического обследования , только 7% опрошенных отмечали угрозу безработицы как проблему, которая их беспокоит (10-е место среди других проблем). В 1992 г. уже 30% (5-е место) из опрошенных высказали обеспокоенность угрозой безработицы - восприятие проблемы обострилось. Пришло осознание того, что советский труженик вдруг превратился в наемного работника, которому в любой момент могут указать на дверь без гарантии трудоустройства. В результате появился рынок труда, возникла сложная система отношений по поводу найма на работу: отношений наемных работников как с реальными покупателями их рабочей силы, так и с потенциальными ее покупателями. На основе этих отношений стал складываться механизм конкуренции за рабочие места, чего в советской России просто не могло быть.

Все это позволяет надеяться, что качество труда возрастет, ибо обусловленная конституционной гарантией иждивенческая психология трудоспособного населения, его беззаботность по поводу трудоустройства и отсутствие инициативы в повышении квалификации и переподготовке канет в небытие. Уже сейчас многие, особенно молодые, осознали, что сохранение за собой рабочих мест во многом зависит и от них самих, от их стремления к постоянному профессиональному совершенствованию. Таким образом, негативные социальные последствия безработицы создали предпосылки и для развития мотивации к квалификационному росту населения в трудоспособном возрасте. Такая трансформация массового сознания не может не повлиять на конечные результаты деятельности предприятий по производству ими товаров и услуг. При разработке (развитии) потребительных свойств товара, при создании новых товаров это экономически выгодное для наемного труда стремление к профессиональному самосовершенствованию маркетологи предприятий безусловно должны учитывать. В соединении с инициативой на рабочих местах, желательно экономически поощряемой, рост профессионального мастерства наемных работников может привести фирму к коммерческому успеху посредством предложения рынку товаров и услуг с уникальными потребительными свойствами, пользующихся спросом. Исследуя социальные факторы, маркетологи должны обращать внимание и на структурные изменения в семьях, поскольку субъектом потребительского поведения является не просто индивидуум, а индивидуум, так или иначе связанный семейными отношениями, которые находятся в постоянной динамике, обусловливаемой изменениями в экономике, культуре, демографии и других сферах. Для целей идентификации потребительского поведения, характерного для того или иного рынка, можно воспользоваться классификацией семей, предложенной зарубежными социологами.

Демографические обстоятельства, о которых шла речь выше, а также экономические, культурные и, возможно, другие, обусловили появление новых тенденций в развитии структуры семьи. Все чаще разведенные или овдовевшие люди еще в детородном возрасте не спешат завести вторую семью, предпочитают одиночный образ жизни. Многие из них уже имеют довольно высокий уровень доходов и их никак нельзя отнести к типу, соответствующему первому этапу жизненного цикла. Характер потребительского поведения у них уже иной и не похож ни на один из перечисленных в отступлении 3.12 типов. Многие молодые люди вступают в так называемый гражданский брак и не спешат заводить детей. Их уровень доходов быстро возрастает и стиль потребительского поведения становится непохожим на стиль юных молодоженов без детей. Все эти обстоятельства также должны стать объектом пристального внимания маркетинговых исследований с тем, чтобы обеспечить руководство своей организации более точной и достоверной информацией об особенностях рынка, о его потенциальных покупательских способностях.

Социальные факторы во многом формируют стереотипы потребительского поведения, поэтому в маркетинговых исследованиях им должно уделяться соответствующее внимание.

Все мы живем в обществе. Его влияние на наше здоровье и развитие неоднозначно. Главную роль в формировании здоровья играют социальные факторы. Что такое социальный фактор? Это любая составляющая в окружении человека, которая значительно влияет на его поведение, здоровье, самочувствие. Это доказывается различиями в уровнях здоровья общества в зависимости от социально-экономического развития государства. Как показывает практика, чем уровень экономического развития страны выше, тем лучше показатели здоровья граждан по отдельности и общественного здоровья, и напротив.

Ярким примером сильного влияния социальных условий на здоровье могут служить кризис и падение экономики в России.

Результатом этого стало падение уровня здоровья населения, а демографическую ситуацию можно смело назвать кризисной.

Опираясь на сказанное, мы можем говорить, что влияние социальных факторов на человека имеет прямую зависимость на состояние его здоровья. Это значит, что социальные факторы через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения в целом формируют индивидуальное, общественное и групповое здоровье.

Человек - существо социальное, и не удивительно, что ведущее значение имеют факторы социального влияния, оказывающие регулярное воздействие на развитие и здоровье человека.

Социальные факторы зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, традиций, производственных отношений между коллегами на работе, социальных внутрисемейных установок. Большинство из этих факторов входит в общее понятие "образ жизни". Его влияние на развитие и здоровье человека составляет свыше 50% среди всех факторов.

Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Социальные факторы напрямую связаны с жизнедеятельностью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В это понятие входят реальные отношения людей друг к другу, к природе, то есть классовые, семейные, трудовые, национальные, производственные, бытовые, их материальные аспекты.

Отразим, каково и в чем состоит влияние социальных факторов на здоровье и развитие человека.

Социально-медицинские. Развитие медицины и законы страны обеспечивают регулярные медицинские осмотры состояния здоровья трудоспособного гражданина. Соответственно, выделяются факторы способствующие укреплению здоровья с точки зрения медицины и разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний.

Правовые. Регулярно разрабатывается и пересматривается законодательная база направленная на обеспечение гражданина правами на здоровье.

Социально-экономические. Государство следит за соблюдением охраны труда на всех предприятиях. Таким образом, формируются виды участия и ответственности всех составных социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья граждан.

Социально-биологические. Законодательство страны предусматривает выход граждан на пенсию раньше по инвалидности, в зависимости от работы в сложных условиях, в зависимости от пола… Так что такие факторы рассматривают состояние здоровья человека в его зависимости от возраста, наследственности, пола.

Экологические. Со стороны государства ведется контроль за загрязнением среды. Факторы контролируют соответствующее для ЗОЖ состояние окружающей среды и грамотное использование природных ресурсов.

Социокультурные. Зависимость хороших результатов работы от отдыха никто не будет оспаривать. Потому данные факторы связаны с организацией досуга граждан, формированием стремления к ЗОЖ.

Личностные. Здоровье каждого трудоспособного гражданина уменьшает число больничных и простоев производств. Потому выделяют и факторы, которые ориентируют каждого человека на формирование, укрепление и сохранение своего здоровья.

Группы социальных факторов, влияющих на здоровье и развитие групп людей

Социально-медицинские. Это качество медицинских услуг, их доступность всем слоям населения

Правовые. Это состояние правовой базы в среде охраны здоровья.

Социально-экономические. Сюда входит квалификация, условия труда, размер дохода (если таковой имеется), уровень образованности и организация досуга, формирование прослойки среднего класса.

Социально-биологические. К ним относятся возраст, пол, наследственность.

Экологические. Это состояние почвы, воды, воздуха; особенности климатической зоны.

Социокультурные. Сюда можно отнести гигиеническое обучение и воспитание, уровень образования.

Личностные. К ним относятся уровень общей культуры населения и ответственность за личное здоровье.

Теперь рассмотрим эти группы более подробно с точки зрения вреда или пользы для человека.

1. Социально-медицинские .

Безусловно, здоровье населения находится в прямой параллели от качества оказываемых медицинских услуг. Ни для кого не секрет, что платная медицина более приближена к заботе о конкретном человеке и народу в целом. Это видно сразу. Не нужно часами сидеть в очереди к врачу, терпеть подчас хамское к себе отношение. Уровень лабораторного обследования, возможность сложных анализов напрямую зависит от возможности приобретения дорогих реактивов… Соответственно, точнее результат обследования, выше результат лечения. Однако и дороже… Ведь в поликлинику чаще всего обращаются пенсионеры, им физически тяжело.

Для разрешения этой ситуации нужно стремиться сделать медицинские услуги доступнее всем слоям населения.

2. Правовые .

Человек должен быть уверен, что в случае неоказания ему квалифицированной медицинской помощи или оказания ее в недостаточном объеме, ему есть куда обратиться с жалобой. Он должен знать, что на его обращение отреагируют и помощь от врачей от получит.

Это придает уверенность в следующем дне и стабильность. Несомненно, это несет пользу людям.

3. Социально-экономические .

От условий труда зависит самочувствие и настроение работника. Так, в темном, холодном подвальном помещении с минимальными бытовыми условиями людям будет нанесен вред. Напротив, в светлой, теплой, пусть даже небольшой комнате работники будут чувствовать себя лучше и производительность труда, соответственно, увеличится.

От размера дохода зависит организация отдыха. Маленькая зарплата - несбалансированное питание, некачественная одежда, отсутствие возможности выехать к морю. Следовательно, здоровью человека причиняется ущерб. И наоборот.

Больше зарплата – меньше курящих, больше времени уделяется работе. Забота о своем здоровье прямо пропорциональна размеру оплаты труда. Нет перекуров – нет отлыниваний от работы достигающих 2-4 часов в день!

4. Экологические .

Состояние почвы, воды и воздуха сильно влияют на самочувствие людей.

Тем, у кого слабенькое здоровье, нужно подумать о переезде в сельскую местность. Там чище, чем в мегаполисе воздух, незагрязненная почва и вода, которую не нужно фильтровать.

5. Социокультурные .

Уровень образования также оказывает влияние на развитие человека. Так, с высшим образованием больше шансов найти престижную, высокооплачиваемую работу, а следовательно, обеспечить себе высокий уровень жизни. Также повышаются шансы на быстрое переучивание и обучение по ходу работы.

6. Личностные .

Ответственность за личное здоровье оказывает мощное влияние на самочувствие человека. За своим здоровьем надо начинать смотреть как можно раньше, поскольку многие заболевания протекают бессимптомно, и нужна диагностика. Люди это осознают. Работаешь – получаешь зарплату, не подводишь другие цепи производства. Берешь больничный – подводишь. Выпиваешь – тоже подводишь, так как качество в большинстве случаев страдает. А это убытки. Для человека со временем – потеря работы со всеми вытекающими последствиями. Понимание этого мотивирует осознавать, что каждый виновен в неудаче производства, ухудшении своего здоровья.

7. Социально-биологические .

Возраст, пол и наследственность оказывают влияние на отдельного индивидуума, малую группу людей, но не оказывают существенного влияния на развитие и здоровье всего общества.

Таким образом, мы убедились в том, что влияния социальных факторов на развитие и здоровье общества и человека, в частности, есть. И в наших силах ослабить или усилить это действие.