Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является

«Примечательно, что до второй половины 30-х годов предметные указатели к книгам по психологии, как правило, вообще не содержали термина «личность».

На современном этапе совершенствования социалистического общества поставлена задача формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Следовательно, философское, психологическое, социологическое исследование личности приобретает приоритетный характер и привлекает особое внимание общественности ввиду его не только теоретической, но и практической значимости. […]

Одна из попыток решения этой задачи - предложенная нами концепция персонализации индивида в системе деятельностно опосредствованных отношений с другими людьми. Эта концепция - дальнейшее развитие психологической теории коллектива. Она создает представление о психологической структуре личности, закономерностях её становления и развития, предлагает новый методический инструментарий для её изучения.

Исходным пунктом построения концепции персонализации индивида служит идея единства, но не тождественности понятий «личность» и «индивид». […]

Личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, а также характеризующее уровень и качество общественных отношений, отраженных в индивиде.

Если мы признаем, что личность - это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так, к примеру, светочувствительность - качество фотоплёнки, но нельзя сказать, что фотопленка - это светочувствительность или что светочувствительность - это фотоплёнка).

Тождество понятий «личность» и «индивид» отрицается всеми ведущими советскими психологами - Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, С. Л. Рубинштейном и др. «Личность не равна индивиду: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения,. М., 1983, Том 1., с. 335).

Прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (то есть доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т. д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме?

Подобно тому как прибавочная стоимость - К. Маркс показал это с предельной ясностью - есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощён не оплаченный капиталистом труд рабочего, личность олицетворяет систему общественных отношений, составляющих сферу бытия индивида как его системное (внутреннее расчлененное, сложное) качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребёнок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится, в, свою очередь, субъектом этих взаимоотношений. Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они - часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида.

К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., Том 42, с. 265). Если родовую сущность человека в отличие от других живых существ составляет совокупность общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека, то есть абстракт, присущий отдельному индивиду как личности, составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности, и поэтому субъективны (раб ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против пего, вступает с ним в социально обусловленные связи). […]

Для характеристики личности необходимо исследовать систему социальных отношений, в которые, как было сказано выше, она включена. Личности явно тесно «под кожей» индивида, и она выходит за пределы его телесности в новые «пространства».

Каковы же эти «пространства», в которых можно разглядеть проявления личности, понять и оценить её?

Первое - это «пространство» психики индивида (интраиндивидное пространство), его внутренний мир: его интересы, взгляды, мнения, убеждения, идеалы, вкусы, склонности, увлечения. Всё это образует направленность его личности, избирательное отношение к окружающему. Сюда могут быть отнесены и другие проявления личности человека: особенности его памяти, мышления, фантазии, но такие, которые так или иначе резонируют в его общественной жизни.

Второе «пространство» - это область межиндивидных связей (интериндивидное пространство). Здесь не сам по себе индивид, а процессы, в которые включены по крайней мере два индивида или группа (коллектив), рассматриваются как проявления личности каждого из них. Разгадки «структуры личности» оказываются скрыты в пространстве вне органического тела индивида, в системе отношений одного человека с другим человеком.

Третье «пространство» реализации индивидом своих возможностей как личности находится не только за пределами его внутреннего мира, но и за границей актуальных, сиюминутных (здесь и теперь) связей с другими людьми (метаиндивидное пространство). Действуя, и активно действуя, человек вызывает изменения внутреннего мира других людей. Так, общение с умным и интересным человеком оказывает влияние на убеждения, взгляды, чувства, желания людей. Иначе говоря, это «пространство» идеальной представленности (персонализации) субъекта в других людях, образующееся суммированием тех изменений, которые он внес в психику, сознание других людей в результате совместной деятельности и общения с ними.

Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксировать все существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности.

Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации только в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.

Личность метафорически можно трактовать как источник некоей радиации, преобразующей связанных с этой личностью людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т. п.).

Индивида, обделённого личностными характеристиками, можно уподобить нейтрино, гипотетической частице, которая бесследно пронизывает плотную среду, не производя в ней никаких изменений; «безличность» - это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, чье присутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение и тем самым лишает его самого личности.

Три «пространства», в которых обнаруживает себя личность, не существуют изолированно, а образуют единство. Одна и та же черта личности выступает по-разному в каждом из этих трех измерений. […]

Итак, прокладывается новый путь интерпретации личности - она выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (а также в себе как «другом»), как его персонализация. Сущность этой идеальной представленности, этих «вкладов» - в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и эмоциональной сферы личности другого человека, которые производит деятельность индивида и его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - это не статический отпечаток. Речь идёт об активном процессе, о своего рода «продолжении себя в другом», о важнейшей потребности личности - обрести вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения.

Феномен персонализации открывает возможность прояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводится к представленности её в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. «Нет, весь я не умру... доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит» (А. С. Пушкин). Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжёлые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением.

В словах «он живёт в нас и после смерти» пет ни мистики, ни чистой метафоричности - это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из её звеньев. Можно предположить, что на определенном этапе общественного развития личность как системное качество индивида начинает выступать в виде особой социальной ценности, своеобразного образца для освоения и реализации в индивидуальной деятельности людей».

Петровский А., Петровский В., «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне», в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В.В. Мироненко, М., «Просвещение», 1990 г., с.124-128.

Наиболее общим в психологии является понятие человек - некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Индивид - отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

Личность в психологии - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Сенситивные периоды - наиболее благоприятные для развития тех или иных функций.

Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Критерии определения личности:

1. Человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития.

2. Способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого.

3. Способность сознательно управлять собственным поведением.

4. Способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет.

5. Способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами.

6. Способность к самосовершенствованию.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и поэтому характеризуется пятью потенциалами:

1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.

2. Аксиологический (ценностный) потенциал определяется приобретенной личностью в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

3. Творческий потенциал определяется полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

4. Коммуникативные потенциал определяется мерой и формами общительности личности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми.

5. Художественный потенциал определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем, как она их удовлетворяет.

Человек на свет уже рождается человеком. Здесь утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств (каждый младенец - человек по сумме возможностей). Утверждается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (особь - животное). В понятие индивид вложена родовая принадлежность человека. (Индивид - ученый, идиод, дикарь, цивилизованный человек).

Таким образом, сказать о конкретном человеке, что он индивид, сказать очень немного , только то, что он потенциально человек . Появляясь на свет как индивид, человек приобретает социальное качество, становится личностью. Еще в детстве человек включается в систему общественных отношений, которые формируют его как личность. Личность в психологии обозначает системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Индивидуальность - своеобразие, особенность человека, проявляющаяся в чертах темперамента, характера, привычках, в преобладающих интересах, стиле деятельности, способностях. Личность индивидуальна, но это не значит, сказать о человеке, что он - индивидуальность, значит сказать, что он - личность. Эти термины взаимосвязаны,но не обозначают одно и то же.

Человек - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться в процессе общественного труда.

Эти человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируется у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. И только развитие среди себе подобных, в социуме, развивает как личность. Человек приобретает социальное качество.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека
Обычно настроение характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью, человек не замечает их. Но, иногда, настроение приобретает значительную интенсивность и накладывает свой отпечаток на умстве


Для создания оптимального эмоционального состояния нужны: 1. Правильная оценка значимости события. 2. Достаточная информированность (разноплановая) по данному вопр

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий
Воля, как характеристика сознания и деятельности, возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познава

Сложный внутренний мир человека
Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека: 1 - Воля не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осу

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Личностью (от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо, личность)в психологии обозначается системное социальное качество , приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде.
Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Важнейшие характеристики личности
1. Личность – категория общественно-историческая. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции . Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д.
2. Личность – не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Важнейшей характеристикой личности является активность. Под активностью личности понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Наиболее общая характеристика активности личности – активная жизненная позиция , выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
3. Устойчивость свойств личности . При всей изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
4. Единство личности . Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

Человек, индивид, индивидуальность, субъект.

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду и высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.
Под «индивидом» понимают данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Сказать о конкретном человеке, что он индивид, значит сказать очень немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек.
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляются очень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.
Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Различные подходы к определению личности человека.

Психология личности занимает особое положение среди других направлений в психологической науке, высокая значимость и одновременно сложность этой области психологии очевидны. Вместе с тем до сих пор нет установившегося единого и общепринятого определения этого понятия. Такая многозначность, неопределенность психологического содержания понятия «личность» обусловлена многоаспектностью самого этого понятия. Таким образом, определений личности много, но согласия между ними пока мало, поэтому предпочтительней называть существующие разработки в области изучения личности скорее не теориями, а моделями личности или ориентирующими подходами к ее исследованию.
Наиболее ранней и традиционной для психологии является теория черт личности Г. Оллпорта. Создатель и последователи этой теории использовали в своих исследованиях большие статистические выборки испытуемых и применяли трудоемкие методы математической обработки больших массивов данных «объективных» измерений, полученных путем психодиагностических тестов. Однако выявленная таким образом структура личности не обеспечивала достаточно устойчивого и достоверного прогнозирования поведения человека. Эта концепция, таким образом, «схватывала» скорее формально-ситуативную и статическую, нежели содержательно-динамическую сторону личностных особенностей человека.
Значительную роль в развитии психологических исследований личности сыграл психоанализ З. Фрейда. Для психоаналитиков школы Фрейда и его последователей характерно особое понимание личности как айсберга, лишь малая часть которого видна нам, а большая часть причинных механизмов поведения скрыта в глубинах бессознательного. Опыт психоанализа доказал необходимость признания и адекватной оценки роли бессознательного в психической регуляции человеческого поведения. Множество практически-ориентированных исследований убедительно показали, что в организации своей жизни человек стремиться к удовлетворению глубинных личностных мотивов и потребностей, среди которых значительное место занимают мотивы удовольствия, агрессивные и половые влечения.
Бихевиористские теории личности , нашедшие свое отражение в трудах Л. Торндайка, Е. Толмена и др., занимают особое место в истории психологических исследований. В них личность (а точнее персональные переменные) понимается как некая система, связывающая совокупность ответных действий индивида на стимулы внешней среды, а диагностика личностных переменных основывается на фиксации внешних наблюдаемых реакций на эти стимулы и их совокупности. Результат такого изучения обычно описывается в терминах пары «стимул – реакция».
Значительное место в психологических исследованиях вплоть до настоящего времени занимают когнитивные концепции и теории личности. Психологи, придерживающиеся этого направления (Т. Бауэр, С. Шахтер, Д. Келли и др.), поведение личности понимают как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром. В результате этих исследований были выделены многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов (восприятие; память разного вида и уровня; процессы принятия решения; программы и планы действий и т.д.).
Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) утверждает личность как целостное и неповторимое образование. Это направление не отрицает ни роли социальной среды, ни роли биологических факторов, которые взаимообуславливая друг друга, становятся источником сущностных сил личности. Главным в личности они считают ее «первичные мотивы», стремление быть самостоятельной, утвердить себя в социальном окружении, самореализоваться, творить самое себя как индивидуальность. Становление человека, по их мнению, как правило, протекает и осуществляется в преобразовательной деятельности человека, обуславливающей развитие его индивидуальности, уникальности.
В отечественной психологии, начиная с 20-х гг., значительное влияние и распространение получил так называемый деятельностный подход , широко применяющийся в настоящее время в изучении практически всех сторон психической жизни человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Отправной точкой этого подхода является утверждение о том, что личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности. При этом сама деятельность понимается весьма широко; это и предметная деятельность, и работа сознания. Деятельность формирует сознание, а сознание, в свою очередь, формирует деятельность. При этом сознание также трактуется в широком смысле: оно включает в себя образы, установки, мотивы, интересы, знания, умения, навыки и т.д. Личность, как утверждают сторонники этого подхода, представляет собой систему, и системные качества личности являются результатом широкой социальной, внешней и внутренней, умственно-нравственной деятельности человека.

Факторы социализации, формирования и развития личности.

Личность – это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях (схема 6).
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:
Макросреда общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и др.
Микросреда – это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, друзья, школьный класс, трудовой коллектив.
Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы.
Деятельность – это динамическая связь субъекта с окружающим миром, выступающая в виде необходимого и достаточного условия в реализации жизненных отношений субъекта.
Общение – социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей.

Схема 6

Факторы формирования и развития личности


На психическое (и биологическое) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания , современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.
Наряду с социальными факторами большую роль в формировании и развитии личности играют биологический фактор , физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов : климатических, географических, космических и других условий жизни и деятельности человека (землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры, общее потепление планеты).
Одним из менее изученных факторов выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды земли. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.
Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств.

Система социально-биологических подструктур по А. Г. Гройсману.

Динамическая структура личности имеет четыре подструктуры.
Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Это подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно назвать мотивационной, или подструктурой направленности личности.
Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.
Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко ее можно назвать подструктурой форм отражения.
Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются путем тренировки). Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно назвать биологически обусловленной подструктурой.

Понятие направленности личности, ее сущностные характеристики. Система направленности личности
Важная характеристика личности – ее направленность, определяющая цели , которые ставит перед собой человек, стремления , которые ему свойственны, мотивы , в соответствии с которыми он действует. Направленность личности – это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека. В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например, в сфере творчества, спортивной деятельности и т. п.
Направленность личности характеризуется отношениями, качеством и формами. Отношения входят в структуру всех форм направленности и проявляются прежде всего в отношениях человека к другим людям, к коллективу и к обществу. В них проявляются такие черты характера как общительность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость, самокритичность и др.
Качества направленности классифицируются следующим образом: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Под уровнем направленности понимается общественная значимость личности. Но при высоком уровне мотивов иногда наблюдается узкая направленность личности, в противоположность которой выделяют понятие широты. Интенсивность направленности имеет диапазон, часто связанный с эмоциональной окрашенностью от смутных влечений, осознанных желаний, активных устремлений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее постоянством на протяжении определенного времени, а важнейшее качество – действенность, определяет активность реализации целей в деятельности.
К основным формам направленности личности относят мировоззрение, убеждение, идеал, интересы, склонности, влечения и желания. Мировоззрение – это система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем; имеет такие характеристики как научность, систематичность, логическая последовательность, доказательность и др. Убеждение – важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Влечение – наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели. Желание – более высокая форма направленности, имеющая цель своего стремления. Интерес как осознанная форма познавательной направленности, а также склонность как стремление к определенной деятельности являются основой для формирования идеалов , воплощающихся в конкретном образе.
Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): систему ценностно-смысловых образований личности, притязания личности (претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни), потребностные состояния личности и мотивы личности (внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности.

Потребностно-мотивационная сфера. Виды потребностей и мотивов

Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные) , которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. Наряду с естественными у человека есть духовные или социальные потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание музыки и др.).
Согласно А. Маслоу, в каждом человеке заложены от природы так называемые «инстинктоидные» базовые потребности, проявляющиеся в определенной иерархической последованности (рис. 3).


Самый низший (и самый значимый) базовый уровень составляют физиологические (органические) потребности . От их удовлетворения зависит физическое выживание. К ним относятся потребности в кислороде, сне, пище и питье, нормальной (для физического выживания) температуре, отдыхе при высоких физических нагрузках и т. п. Если та или иная физиологическая потребность не удовлетворяется, то она становится доминирующей и все потребности вышележащих уровней перестают быть значимыми, отходят на задний план. Согласно А. Маслоу, хронически голодный человек неспособен к творческой деятельности, отношениям привязанности и любви, стремлению к карьере и т. д.
Следующий от основания пирамиды уровень включает потребности безопасности и защиты, связанные с долговременным выживанием . Это потребности в защите от стихийных бедствий, от хаоса и беспорядков, от болезней; потребности в законности, в стабильности жизни и т. п. Эти потребности становятся актуальными тогда, когда достаточно удовлетворены и отходят на задний план физиологические потребности.
Третий уровень мотивации представлен потребностями принадлежности и любви . Они проявляются при удовлетворении потребностей двух предыдущих уровней. Человеку необходимы отношения привязанности и любви с членами своей семьи, отношения дружбы, духовной близости. Кроме того, он нуждается в привязанности к отчему дому, месту, где вырос. Реализация потребностей данного уровня является согласно А. Маслоу, основной предпосылкой психического здоровья.
При достаточном удовлетворении потребностей в принадлежности и любви их актуальность снижается и возникает следующий, четвертый уровень – потребности в уважении и самоуважении . Потребности в самоуважении направлены на обретение уверенности в себе, на достижения, свободу и независимость, компетентность. Потребности в уважении (другими людьми) связаны с мотивами престижа, статуса, репутации, признания, славы, оценки. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство собственного достоинства, осознание своей полезности и необходимости. Неудовлетворение ведет к пассивности, зависимости, низкой самооценке, чувству неполноценности.
При достаточной степени удовлетворения потребностей четырех перечисленных уровней возникает потребность в самоактуализации . А. Маслоу понимает ее как «стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций». «Человек… должен соответствовать собственной природе, если он хочет жить в мире с самим собой».
Потребности выражаются в мотивах , т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Различают следующие виды мотивов: эмоциональные (желания, хотения, влечения) и рациональные (стремления, интересы, идеалы, убеждения), осознанные (человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его в деятельности; характеризуются установками и влечениями).

Природное и социальное

Человек - это, с одной стороны, биологическое существо, а с другой - существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественноисторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Индивид (от лат. “неделимое”) - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков, влечений и т. д.). Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, активность.

Личность - это тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо. Личность - это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Характеристика человека со стороны его социально значимых отличий от других людей определяется индивидуальностью, т. е. своеобразием психики и личности индивида, ее неповторимостью. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств интеллекта, потребностей и способностей индивида.

П Психологические характеристики личности и ее структура

Отмечаются три важнейшие психологические характеристики личности: устойчивость свойств личности, единство личности, активность личности. Личность - очень сложное целое, но в ней условно можно выделить три основных блока. Это направленность личности (система ее отношений к окружающему миру - мотивы, потребности, чувства, интересы); возможности личности (способности); психологические особенности поведения личности (темперамент, характер). Структура личности схематически показана на рис. 2.

Рис. 2. Структура личности

В структуре личности различают также три составляющие: 1)

внутрииндивидную (интраиндивидную) - представлена в строении темперамента, характера, способностей человека; 2)

интериндивидную - представлена совокупностью предметных взаимоотношений индивидов; 3)

метаиндивидную (надиндивидную) - представлена “вкладами” в других людей, которые индивид вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности (этот процесс назван “персонализация”).

П Направленность личности

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Мотивы, или побудительные причины поведения, являются, по сути, конкретными проявлениями потребностей. Потребности осознаются и переживаются человеком как нужда в чем-либо, неудовлетворенность чем-то. При этом выделяют потребности естественные (в пище, отдыхе, сне, продолжении рода и др.) и духовные (в общении, знании, искусстве и др.).

Познавательная потребность человека проявляется в интересах, которые представляют собой его познавательную направленность на что-либо, связанную с положительным эмоциональным отношением к нему. Интересы характеризуют по их содержанию (интерес к технике, музыке и т. д.), широте (широкие и узкие, глубокие и поверхностные), устойчивости и действенности (пассивные и активные).

Существенным мотивом поведения являются также убеждения - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В целом, направленность личности можно представить как систему ее отношений к себе самой как личности (направленность на себя); к другим людям и взаимодействию с ними (направленность на взаимодействие); к результатам и продуктам труда (деловая направленность).

П Установка личности

Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Однако немаловажную область мотивации человеческих действий образуют и неосознаваемые побуждения, представляющие собой определенную установку личности.

Установка личности - это неосознаваемое человеком состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Предвзятостъ, составляющая сущность многих установок, является результатом либо недостаточно обоснованных выводов из личного опыта человека, либо некритического усвоения стереотипов мышления - стандартизованных суждений, принятых в определенной общественной группе. Установки по отношению к фактам общественной жизни могут быть позитивными или негативными (например, у националистов, расистов).

В структуре установки выделяют три составляющие подструктуры: когнитивную (от лат. “познание”) - есть образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную - это комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую - готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки.

П Образ “Я”

Открытие “Я” - переживание наличия своего “Я” - является результатом длительного процесса формирования личности, который начинается в младенческом возрасте. Образ “Я” - это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” выступает как установка к себе самому, и в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом.

Как всякая установка образ “Я” включает все три компонента: когнитивный (представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.); эмоционалъно-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.); поведенческий, или волевой (стремление быть понятым, завоевать уважение, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и др.) “Я-образ” может переживаться как “Я-реальное” (т. е. сиюминутное), “Я-идеальное” (как ориентир в самосовершенствовании) и “Я-фантастическое” (уход от реальности).

П Самооценка личности

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Три главных показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности и, хочет человек того или нет, он вынужден объективно считаться с этими субъективными индикаторами своего социального самочувствия. При этом значительное повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Кроме того, повышение оценки, которую дает личность окружающим, ведет к повышению реальной оценки со стороны других. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.

П Уровень притязаний

Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Исследование уровня притязаний личности позволяет лучше понять мотивацию поведения человека. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений, что наглядно представлено в следующей формуле*:

Самоуважение =-- .

Притязания

П Психологическая защита личности

Психологическая защита личности представляет собой особую регулятивную систему, используемую личностью для устранения психологического дискомфорта, угрожающего “Я - образу”, и сохранения его на уровне, желательном и возможном для данных конкретных обстоятельств.

Формула предложена американским психологом У. Джемсом.

Механизмами психологической защиты являются агрессия, замещение деятельности, рационализация и вытеснение (“спрятать голову в песок” и т. д.).

П Движущие силы формирования и развития личности

Ведущую роль в процессах формирования и развития личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и обществе в целом. При этом формирование личности как ее развитие, процесс и результат этого развития иллюстрирует психологический подход, а формирование личности как ее целенаправленное воспитание - педагогический.

В истории психологии существовало три основных направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности: биогенетическая концепция (развитие личности определяется биологическими факторами, преимущественно наследственностью); социогенетическая концепция (развитие личности - результат прямых воздействий окружающей социальной среды, ее “слепок”); теория конвергенции (механическое взаимодействие двух факторов - среды и наследственности). Однако все они имели определенные недостатки.

С точки зрения современной психологии, движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения. Поэтому развитие, отбор и воспитание потребностей, приведение их в соответствие с общественными идеалами являются одной из центральных задач формирования личности.

П Социализация личности

Социализация личности - это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей. Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности. Первая сторона - это характеристика того, как среда воздействует на человека, вторая характеризует процесс воздействия человека на социальную среду посредством своей деятельности.

Процесс социализации, таким образом, есть процесс формирования, становления и развития личности. Выделяют три среды социализации личности: деятельность, общение и познание. Процесс социализации имеет свои стадии. Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности и включает два этапа: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу) и стадию обучения. Трудовая стадия охватывает весь период трудовой деятельности, после- трудовая - пенсионный период. Институтами социализации являются семья, дошкольные и школьные учреждения, трудовой коллектив, а также конкретные группы, в которых личность приобщается к существующим системам норм и ценностей. Под психологическими эффектами социализации понимаются психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации: образование социальных установок, мотивация деятельности, формирование характера и т. д.

П Личность и деятельность

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Во всякой деятельности можно выделить такие компоненты (этапы): постановку цели, планирование работы, выполнение работы, проверку результатов, подведение итогов, оценку работы.

К видам деятельности относятся трудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта), творческая (дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности), учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности) и игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых игр).

Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности. Умения приобретаются на практике путем упражнений. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократных упражнений. Различают навыки двигательные (моторные) и интеллектуальные (в области умственной работы - например, навыки правописания). Физиологической основой навыка является динамический стереотип, сформировавшийся в мозгу человека.

Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия. Привычка - это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Различают привычки бытовые (например, гигиенические) и нравственные (например, вежливость).

В деятельности выражается личность человека, и одновременно деятельность формирует его личность. Формирование деятельности у человека происходит в следующем порядке: импульсивное поведение (на первом году жизни - исследовательское), с годами - практическое, затем - коммуникативное и, наконец, - речевое.

П Общение

Общение и деятельность образуют неразрывное единство. Средством общения является язык - система словесных знаков, посредством которой существует, усваивается и передается общественно-исторический опыт. Общение выступает как обмен информацией (речь - вербальная коммуникация; мимика, жесты, паузы и т. п. - невербальная), как межличностное взаимодействие (совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности), как понимание людьми друг друга (восприятие и оценка человека человеком).

П Социальный контроль

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Социальный контроль осуществляется в соответствии с широким репертуаром социальных ролей.

Под социальной ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Взаимодействие людей, исполняющих различные социальные роли, регулируется ролевыми ожиданиями, они могут также вызывать ролевые конфликты.

Конфликты

Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом. Бестактность - это деструкция ожиданий в процессе общения.

Межличностный конфликт представляет собой антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей. В качестве причин конфликтов могут выступать два вида детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной конфликтов являются также смысловые барьеры в общении - это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

П Эффекты межличностного восприятия

В межличностном восприятии выделяется действие трех важнейших механизмов: -

идентификация - это способ понимания другого человека через осознание или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта (“поставить себя на его место”); -

рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. В общении идентификация и рефлексия выступают в единстве. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения имеет название “каузальная атрибуция” (от лат. “причина” и “придаю”), или “причинная интерпретация”; -

стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам (штампам). Существенным основанием для формирования предвзятости и субъективизма является предварительная информация, которая порождает эффект ореола (сущность его в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъект к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии).

Основные понятия

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых возникают и воплощаются в объекте психический образ и реализуются опосредствованные им отношения субъекта в предметной действительности.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Задания для самостоятельной работы

Аннотирование или конспектирование литературы 1.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с. 2.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Под ред. М. С. Мацковского. - М., 1988. - 400 с. 3.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. 4.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М., 1977. - 230 с.

Темы рефератов и докладов 1.

Предмет и задачи психологии. 2.

Мозг и психика человека. 3.

Основные методы современной психологии. 4.

Общая психология и отрасли психологической науки. 5.

Человек как субъект познания, общения и деятельности. 6.

Индивид. Личность. Индивидуальность: Основные направления социализации человека. 7.

Структура личности и ее основные психологические характеристики.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. 2.

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975. 3.

Бекешкина И. Э. Структура личности: методологический анализ. - К., 1986. 4.

Бодалев А. А. Психология личности. - М., 1988. 5.

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1983. 6.

Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М., 1991. 7.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. 8.

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., 1989. 9.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. 10.

Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1988. 11.

Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991. 12.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - К., 1990. 13.

Теплов В. М. Избранные труды. - М., 1985. - Т. 1. 15.

Узнадзе Д. Н. Об основном законе смены установки // Психология. - 1930. - Т. 3. - Вып. 3. 16.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. - СПб., 1895. - Т. 1. 17.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. - М., 1986. - Т. 1.