Искусство в современном обществе обществознание. Искусство задания

Человека можно назвать культурно-историческим существом.

Люди, в отличие от животных, обладают эстетическими чувствами, они нуждаются в художественном творчестве и обширной культуре, которая отражала бы их внутренний мир и переживания. Поэтому и возникло такое явление, как искусство.

Искусство и его формы

Человек возвышается над природой благодаря тому, что у него есть способность к художественному творчеству и сформированы представления о прекрасном.

Искусством принято называть форму человеческой деятельности, проявляющуюся в различны видах художественного творчества – в архитектуре и скульптуре, в живописи и литературе, в музыке и театре, в кино и танцах. Искусство богато на формы, причем многие из них известны человеку с древних времен.

Можно назвать искусство уникальным способом познания жизни и самого себя. Искусство является своеобразным отражением человеческой жизни и его эстетического начала, поэтому, как и наука, искусство помогает человеку осмыслить и преобразить мир, которые его окружает.

Феноменальность такой формы деятельности заключается в том, что именно в ней человек может выразить то, что невозможно выразить словами или научными фактами.

В первую очередь искусство связано с чувствами человека, с его эмоциями и переживаниями. Но какое-либо определение не может полностью отобразить многогранный процесс искусства, потому что крайне тяжело выделить рамки искусства, как отдельного вида деятельности.

Можно отметить, что искусство является специфической частью культуры общества и поэтому значительным образом влияет на развитие социума.

Искусство изучает такая наука, как эстетика.

Особенности искусства

Основной характеристикой искусства принято считать чувственное восприятие мира. При помощи художественной выразительности человек выражает свое отношение к определенным явлениям, событиям в своей или чужой жизни, и тем самым обращается к другим людям – чтобы они могли тоже оценить его глубину переживаний и художественную выразительность его произведения искусства.

Еще одной характеристикой искусства можно назвать его субъективность. Человек выступает в роли творца, он может создавать целый художественными мир, в котором всё преподносится через призму его чувств и представлений о жизни.

Искусство не есть просто отображением действительности, искусство нацелено на то, чтобы пробуждать в человеке эстетические чувства – чувство прекрасного.

Виды искусства

Для видов искусства характерно ошеломляющее разнообразие. Есть те виды искусства, которые существуют на протяжении многих веков, развиваются и новые формы искусства, которые характерны уже для современного мира.

Отдельными видами искусства считают литературу, скульптуру, музыку, театр, кино, живопись и архитектуру. Главным различием между ними является художественным способ эстетического осознания.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Задания по теме «Искусство».

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

____________________

Ответ: ______________________.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

ПРИЗНАКИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Д) обоснованность

2) искусство

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Социализирующая

Ответ: ______________________.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1) искусство

Ответ: ______________________.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ________________________.

Ответы к заданиям по теме «Искусство».

1. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир.

Б. Искусство всегда решает фундаментальные проблемы бытия человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное

____________________

Освоение и воплощение эстетических ценностей, освоение мира в образах

Ответ: Искусство.

3. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир.

Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 4.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) музыка; 2) искусство; 3) театр; 4) литература; 5) кино; 6) опера; 7) архитектура.

Ответ: 2.

5. К видам искусства не относится

1) музыка 2) театр 3) эстетика 4) живопись

Ответ: 3.

6. Ниже приведен перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к искусству. Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) творчество; 2) образности; 3) субъективность; 4) доказательность; 5) эмоциональность; 6) логическая стройность.

Ответ: 46.

7. Установите соответствие между отраслями культуры и признаками, которые характерны для произведений, созданных в рамках этих отраслей.

ПРИЗНАКИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

Д) обоснованность

2) искусство

Ответ: 21221.

8. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство призвано оказывать эмоциональное воздействие на людей.

2) Искусство стремится к объективному отражению реальности.

3) Искусство отражает мир в терминах и понятиях.

4) Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

5) Искусство всегда решает вопросы фундаментального характера.

Ответ: 14.

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Получение знаний, информации об окружающем мире с помощью художественного образа

Социализирующая

Оказывает влияние на формирование личности человека, его систему ценностей, характер общения с другими людьми

Ответ: Познавательная.

10. Установите соответствие между формами культуры и задачами, которые они решают в духовной сфере жизни общества.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) получение достоверных результатов об окружающем мире и их систематизация

Б) формирование художественного образа предмета

В) формирование субъективного восприятия окружающего мира

Г) формирование понятий, определений

Д) создание идеальных объектов для теоретического обоснования гипотез

1) искусство

Ответ: 21122.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии выделении видов искусства, и одно предложение, раскрывающее отличие искусства от науки.

1) смысл понятия: «Искусство – это форма человеческой деятельности, направленная на создание и освоение эстетических ценностей (художественное творчество);

2) «В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различаются разные виды искусства – живопись, архитектура, литература, музыка».

«Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно, в отличие от науки, отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах».

12. Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

1) мировоззренческая: искусство – способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальность русского человека);

2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);

3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашел новых друзей и единомышленников);

4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрел чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).

13. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Искусство как особая форма духовной культуры».

1) Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.

2) Характерные признаки искусства:

Иррационализм

Символизм

Субъективизм

Образность и наглядность

3) Функции искусства:

Гедонистическая

Компенсаторная

Коммуникативная

Эстетическая

Воспитательная

Познавательная

4) Виды искусства:

Литература

Живопись

Кино и т.д.

5) Универсальное и национальное в развитии искусства.

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором протушен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Искусство - это особая форма духовной ________ (А) человека и ______(Б), проявляющаяся в различных видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танце, театральных или кинопостановках, декоративно-прикладном искусстве и пр. Искусство является важнейшим способом ________(В) осознания мира. В его основе лежит отражение и ______(Г) в художественных образах. Художественные образы в искусстве создаются различными _______(Д). Так, в литературе художественное отображение действительности происходит с помощью __________(Е), в живописи - через зрительные образы, в скульптуре и архитектуре - черев объемно-пространственные формы, в музыке - через звуковые формы».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) эстетическое; 2) деятельность; 3) средства; 4) общественные отношения; 5) художественное творчество; 6) общество; 7) преобразование реальности; 8) мораль; 9) слово.

Тема: «Искусство и его виды»

Содержание работы

Предполагаемые ответы учеников

« Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто. Французский писатель, художник и режиссёр. Конца 19-1 половины 20 века.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об искусстве, его видах . А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: зачем же обществу необходимо искусство.

Тема урока: «Искусство и его виды».

Сегодня на уроке мы будем работать в опорных конспектах. Тема урока и план в них уже отмечены.

План урока:

1.Искусство, функции ис-ва

2. Виды искусства

3. Особенности искусства

На прошлых уроках мы с вами уже рассматривали такое понятие, как культура. Итак, вспомните, что такое культура в узком и широком смысле?

Хорошо. А теперь скажите, как вы думаете, какое понятие шире: культура или искусство?

Обоснуйте свой ответ?

Правильно. Очень часто эти понятия отождествляют друг с другом. Это не правильно, нужно четко разграничивать понятие культура и искусство, так как понятие культура шире, искусство входит в состав культуры.

Как вы понимаете понятие искусство? С чем оно у вас ассоциируется?

Хорошо. Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество , проявляющееся в различных его видах. Запишите в опорный конспект.

Ребята, художественное творчество – это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром, а также жизнь человека в определенных исторических условиях.

Форма бытия искусства – художественное произведение.

Как вы думаете, зачем человеку нужно искусство?

Искусство, также как мораль и религия, выполняет в обществе ряд важных функций.

    Общественно-преобразующая – преобразует общество.

    Художественно-концептуальная – способность анализировать окружающий мир.

    Воспитательная – формирование личности.

    Эстетическая – формирует эстетический вкус человека.

    Утешительно-компенсаторная – снятие стресса, утешение человека.

    Предвосхищение – способность предвосхищать будущее.

    Внушающая – воздействие на человеческую психику.

    Гедонистическая – доставляет людям удовольствие.

    Познавательная – познание с помощью искусства окружающего мира.

В широком: Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а так же все ее результаты.

В узком: Культура – особая сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности.

Культура, так как культура включает в себя понятие искусство, это составная часть культуры.

………………………………………………

Приучает человека к прекрасному, учит человека, является важным историческим источником и т.д.

Искусство проявляет себя в огромном разнообразии отдельных видов художественного творчества. Мы переходим ко второму пункту нашего плана: виды искусства.

На уроках по истории вы уже знакомились с произведениями искусства разных эпох и имеете представление о том, какие виды искусства существуют.

Скажите, какие виды искусства вы знаете?

Запишите в опорные конспекты. Виды искусства : живопись, литература, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино, декоративно-прикладное искусство.

Скажите, какие произведения отечественной живописи вы можете назвать?

Произведения литературы? Скульптуры? Архитектуры? Музыки? Театра? Кино? Декоративно-прикладного искусства?

(Декоративно-прикладное искусство - служит для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия). Примеры на слайд.

Учитель выводит примеры на слайд. Обратите внимание, перед вами представлены следующие примеры видов искусства.

Существуют определенные классификации видов искусств.

Посмотрите внимательно на слайд. Перед вами представлены такие виды искусства, как скульптура, живопись и архитектура – слева. Справа – театр, литература и музыка. Скажите, по какому принципу эти виды искусства разделены на 2 группы?

Хорошо . Отметьте в схеме в опорном конспекте: пространственные и временные виды искусства . Пространственные (понятие): архитектура, скульптура, живопись.

Временные (понятие) : литература, музыка, театр.

Например: например любое здание занимает определенное место – пространство, не двигается и не меняется.

Театральное представление может происходить в любом пространстве, актеры двигаются, сюжет пьесы меняется, двигается, развивается.

Ребята, кроме видов искусств существуют разнообразные стили искусства.

Запишите понятие в опорник: СТИЛЬ - общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.

Например: перед вами на слайде два архитектурных произведения в стиле классицизм. Обратите внимание, общность образной системы данного стиля проявляется в строгости, сдержанности, минимальной декоративности, светлом цвете, наличие колонн. При строительстве архитекторы использовали идентичные приемы. Единое идейно-художественное содержание – прославление мощи и величия Российского государства.

Какие стили искусства вы изучали на уроках истории и МХК?

Искусство, как специфическая часть культуры имеет свои неповторимые особенности. И мы с вами переходим к третьему пункту нашего плана. Особенности искусства.

Живопись, литература, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино, декоративно-прикладное искусство.

Слева: Пространственные виды искусства - произведения, которые занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не находятся в движении (архитектура, скульптура, живопись)

Справа : Временные виды искусства - произведения, которые меняются на протяжении того времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель (литература, музыка, театр).

Романский, готический (В западной архитектуре), модерн барокко, рококо, классицизм.

Сейчас мы с вами вместе постараемся выделить особенности искусства.

1). Посмотрите внимательно на слайд.

Какой вид искусства представлен на слайде?

Правильно. Перед вами картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Скажите, какие чувства у вас вызывает это произведение искусства?

Видите, это произведение вызвало у вас множество разных чувств, эмоций. Это говорит о том, что важной особенностью искусства является чувственное восприятие окружающего мира. Так же как вы чувственно восприняли данное произведение, художники воспринимают окружающий мир. Запишите под цифрой один.

2 .У каждого из вас картина «Иван Грозный и сын его Иван» вызвала разные чувства. Каждый из вас воспринял ее по-своему. Это говорит о такой особенности искусства как субъективное восприятие окружающего мира. Запишите в опорный конспект.

Так же как зритель субъективно воспринимает произведение искусства, так же и художник субъективно воспринимает окружающий мир. Каждый художник видит мир по-своему.

3. Посмтрите на слайд. Какой вид искусства вы видите?

Перед вами на слайде два разных памятника скульптуры.

Скажите, какому государственному деятелю они посвящены?

Правильно. Каждый из художников попытался запечатлеть образ Петра Великого, но у них получились абсолютно разные образы одного и того же человека. Мы можем вывести еще одну особенность искусства – образность. То есть рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности и запечатление его в определенном образе. Отметьте в опорных конспектах.

4.Каждое произведение искусства является законченным , оно создается раз и навсегда. Так поэт пишет свое стихотворение, и оно остается таким в неизменном виде, хотя трактуется по-разному, художник пишет картину, и она уже не меняется им после этого и т.д. Автор закончил произведение и менять его он уже не будет. Итак, запишите в опорный конспект, законченность произведения .

Таким образом мы убедились, что искусство как особенная часть культуры имеет свои неповторимые особенности, которые отличают ее от других составляющих культуры.

Живопись

Грусть, скорбь, печаль, безысходность, мощь, сила и т.д.

Скульптура

Императору Петру 1.

Итак, ребята, давайте вернемся к высказыванию Жана Кокто: « Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» .

Как вы думаете, для чего же обществу необходимо искусство?

И в завершение хотелось бы сказать, «Жизнь коротка, искусство вечно» - говорили древнее.

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство – особый путь познания мира человеком, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

Во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы;

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой - в процессе создания нового духовного богатства

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла авторов. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем непохоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

Возвращаясь к поставленному вопросу, перечислим основные функции искусства:

1. Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

2. Компенсаторная - восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

3. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

4. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты.

5. Воспитательная - через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам, учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум, наконец, способствует смягчению общественных нравов.

6. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

7. Прогностическая – дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, также как и религия, сопровождает человечество с далекой древности. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, имели свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждая последующая ступень исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях - этих кладовых красоты, выраженной в искусстве.

Конечно, все произведения очень разные по своим жанрам, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически и довольно условно различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям, последовательность появления и смены которых Вы изучали на уроках истории, когда говорили о культуре той или иной эпохи. Назовем некоторые из этих стилей – романский, готический («застывшая музыка Европы», в пер. «варварский»), барокко («странный причудливый» с характерной для него пышностью и вычурностью), рококо (декоративность, изящность форм), классицизм (переоценка античного культурного наследия, ясность, гармония, четкость, простота,), сентиментализм (мечтательность, меланхоличность, повышенная чувствительность), романтизм (вольность, индивидуализм, драматизм), реализм (стремление к наиболее точному отражению окружающего мира), модернизм (использование в начале ХХ века новых технологических решений и конструкций), постмодернизм, символизм (стремление к созданию символов, аллегорий), эклектика (смешение различных стилей). Естественно, данный список далеко не исчерпывает все многообразие исторического выражения человека в произведениях искусства.

Существует также и множество видов искусства - форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. Среди основных назовем литературу, театр, графику, живопись, скульптуру, хореографию, музыку, архитектуру, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т.п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые - компьютерную графику, дизайн, а некоторые зачисляют и рекламу.

Трудно говорить о классификациях видов культуры, но можно привести две из них, существующие в научном сообществе:

По свойствам:

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура)

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка)

По родам:

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика – основаны на пластике человеческого тела)

2. Пространственные виды искусства, в которых художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве (архитектура, скульптура, живопись, графика).

3. Временные виды искусства – здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени (поэзия, музыка, драма, эстрада).

4. Технические или синтетические виды искусства, где образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства (видеографические – телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн).

Восприятие мира через искусство или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от “настоящей” жизни. Мир в таком понимании видится через желудок, а человек живет лишь для того, чтобы есть, когда все живые существа в природе едят, чтобы жить. Такой взгляд на искусство показывает примитивность выражающего его человека. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

В первую очередь, через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты - секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное - прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на Земле два человека, одинаково воспринимающих красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут противоположные мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ - заставляющее задуматься; романтик - вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша видит эталон в своей возлюбленной. В итоге определяющую роль играет личность человека и ее духовный мир, поэтому не следует искать общей для всех истины в этом споре.

Также произведения искусства вызывают в человеке чувство возвышенного. Под этим чувством в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в отличие от ветра). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека - все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусства вне человека, личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого – доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей - современная идея, важная не только для области политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в следующих основных моментах: отражение интересов народа, изображение существенных сторон действительности, понятность языка, воспитание творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости, предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства, который трудно соотнести с вышеперечисленными - экранное, представляющее собой синтез компьютера с видеотехникой.

С первого дня осмысления феномена искусства в человеческом сообществе идет спор о его соотношении с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят на это, что такие искусственные меры только затягивают агонию перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда стоит помнить, что с очередным разрушенным памятником искусство от людей уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей выделим общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных моральных ценностей, что, по словам А.С.Пушкина “сокращает нам опыты быстротекущей жизни”; а также внушение определенных мыслей и чувств.

Российское государство оказывает искусству государственную поддержку, гарантируя свободу творчества. В Конституции РФ в статье 44 провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».


Наука

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека – без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука – сложное понятие. Также как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах. Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Во-вторых, сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако, человека, изучают и науки о природе, например, раздел биологии анатомия человека, и науки об обществе, например, история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку – математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания - эмпирический (главная задача - описание предметов и явлений, основная форма получаемого знания - научный факт) и теоретический (главная задача - объяснение изучаемых явлений, формы знания - законы, принципы, научные теории).

Нау­ка ока­зы­ва­ет влия­ние на все сто­ро­ны жиз­ни как об­ще­ст­ва в це­лом, так и от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Дос­ти­же­ния со­вре­мен­ной нау­ки пре­лом­ля­ют­ся тем или иным об­ра­зом во всех сфе­рах куль­ту­ры. Нау­ка обес­пе­чи­ва­ет бес­пре­це­дент­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс, соз­да­вая ус­ло­вия для по­вы­ше­ния уров­ня и ка­че­ст­ва жиз­ни. Она вы­сту­па­ет и как со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский фак­тор: го­су­дар­ст­во, об­ла­даю­щее раз­ви­той нау­кой и на ос­но­ве это­го соз­даю­щее пе­ре­до­вые тех­но­ло­гии, обес­пе­чи­ва­ет се­бе и боль­ший вес в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­ст­ве.

Сам термин «наука» включает в себя несколько основных смыслов:

1. Систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т.п.);

2. Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

3. Определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академии наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы – все это подразумевает понимание науки в данном смысле).

4. Объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Рассмотрим критерии научности знаний:

1. Объективность . Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без всяческих посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя);

2. Рациональность . Т. е. постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки;

3. Нацеленность на восприятие сущности , первостепенных закономерностей объекта.

4. Системность . Т.е. упорядоченность знания по определённым признакам. (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая преставляет единое целое);

5. Проверяемость (верифицируемость) . Научные знания должны быть подвержены проверке на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания. Это экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана;

6. Осознание метода , с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследовании объектов, тем отчетливей проявляется необходимость в создании системы особых методов;

7. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта. В рамках обыденного познания такая подготовка осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида и включения его в различные сферы деятельности

Среди ее основных функций науки в обществе ученые выделяют:

Познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

Мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

Прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

Социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

Производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т.д.

Вместе с тем, ХХ век дал миру предупреждение – наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным – все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота. Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров. Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. ХХ век отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров. Важно, в этой связи, понимать каждому человеку науки, ученым, свою ответственность перед человечеством за последствия сделанных ими открытий.