Исследовательская работа "Татьяна Ларина -любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны"


V Школьная научная конференция

Образ Татьяны Лариной
в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»

Выполн ила
учениц а 9-а класса
средне й
общеоб разовательной
школы №32
Максим ова Дарья
Научны й руководитель:
Вязьми на Ирина Юрьевна

Рыбинск 2008 год

Содержание

Введение. ..……………….…………...…………….. 3

Глава 1
О Татьяне на протяжении романа «Евгений Онегин».

    1.1 . О Татьяне. …………………………………………….. 5

    1.2. Сон Татьяны. …..…………………………………….... 7
1.3. Цельность Татьяны. ………………………………….. 9
1.4. Образ Татьяны в критике В. Г. Белинского. ………. . 11
1.5. Татьяна Ларина как образ идеальной русской души.. 12
Заключение ………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………….. 14

Введение

Роман «Евгений Онегин» является одним из крупнейших произведений в творчестве А. С. Пушкина, делу создания которого поэт посвятил около девяти лет.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» открыл современникам тип молодого человека 20-х годов XIX века, но Белинский ставил еще большей заслугой поэта то, что он первым «воспроизвел в лице Татьяны образ русской женщины».
В этом романе Пушкину удалось выполнить великую и трудную задачу – полное воспроизведение современной поэту жизни в России. Не случайно знаменитый критик В.Г. Белинский назвал творение Пушкина «энциклопедией русской жизни». Действительно, поэт при помощи изобразительных художественных средств, замечательной системы образов и меткой наблюдательности сумел поэтически показать Россию в историческом пространстве.
Некоторые из образов, созданных Пушкиным в романе «Евгений Онегин», явили собой совершенно новые типы в русской литературе девятнадцатого века и требовали осмысления.

Цели:
Охарактеризовать образ Татьяны.
Задачи:

    Проанализировать характер Татьяны и определить основные черты
    Определить, что сформировало характер героини
    Сопоставить характеры двух сестёр:
      - Татьяны
      - Ольги
    Проследить эволюцию характера героини от начала к концу романа
    Выявить авторское отношение к героине.
Цитата:
«…Я так люблю Татьяну милую мою!..»
(А.С.Пушкин)
«…цель художества есть идеал, а не нравоучение.»
(А.С.Пушкин)
«…образ Татьяны уже с первой главы начинает доминировать в романе, а её внутренний мир – совпадать с внутренним миром поэта, выступающим в лирических отступлениях»
(А.Л.Слонимский)

О Татьяне.

Таков образ Татьяны: впервые в её лице Пушкин воспроизвёл тип русской женщины в реалистическом произведении.
Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей цельностью, душевной красотой, отсутствием притворства, жеманства, того искусственного налета, который получали девушки» воспитанные в «свете».
Поэт наделяет свою героиню простым именем: «Её сестра звалась Татьяна». Татьяна – простая провинциальная девушка, она не красавица и не поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливается по окрестностям усадьбы. Героиня живет в ладу с собой, но не с окружающими: «ее никто не понимает», поэтому героиня любит уединенные прогулки, во время которых мечтает о будущем, без суеты «впитывает» в себя окружающую красоту, учится понимать истинные ценности жизни. Задумчивость и мечтательность выделяют её среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять её духовных запросов.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Единственным настоящим удовольствием и развлечением Татьяны были книги: она читала много и без разбору.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё.
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», - справедливо описал В. Г. Белинский состояние девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям.
Она «дева лесов», общение с природой научило Татьяну естественному проявлению чувств, не потому ли героиня так легко попала в сети, которые Онегин и не хоте расставлять.

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь
И дождалась. Открылись очи,
Она сказала: это он!

Понятно, что при встрече с Онегиным, который стоял особняком среди всех её знакомых и представлял для Татьяны сплошную тайну, она именно в нём видит своего долгожданного героя. Она искренне верит в то, что создала её фантазия; любовь для неё не игра, а подлинное содержание и смысл жизни: «Она не ведает обмана и верит избранной мечте».
В сердечном порыве Татьяна решается написать Онегину письмо- откровение, признание в любви. Оно проникнуто искренностью и наивно- романтической верой во взаимность её чувства.
Однако Онегин не смог оценить всю глубину и цельность страстной, любящей натуры Татьяны и читает ей суровую отповедь, которая привела девушку в полное расстройство и душевное смятение.

    Сон Татьяны
В стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» значительную смысловую нагрузку несёт в себе эпизод, в котором описывается сон главной героини. Продолжая традицию писателей-мистиков, автор романа вводит в его сюжетную канву сон, наполненный страшными загадочными образами, пугающими и пророчащими героине печальное будущее.
Личность Татьяны, гармоничную и цельную, невозможно представить отдельно от обстановки, в которой она выросла. Вера во всё мистическое была свойственна русскому человеку во все времена. Не слишком образованная и совсем не прагматичная девушка верит во всё, что связано с русскими народными верованиями, сказками, мифами:
Татьяна верила преданьям простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Именно эта вера и послужила причиной возникновения таинственного сна. «Чудный сон» Татьяны является предвестником грядущих событий и одновременно показывает глубину сомнений и переживаний девичьей души. Заснеженная поляна, печальная мгла, сугробы - всё это нагнетает тревожную атмосферу. Девушке снится, что она идёт по зимнему, заснеженному лесу. Одиночество героини нашло своё отражение в её сне.
Несмотря на что Татьяна была окружена родственниками, соседями, знакомыми, понимания среди них она не находила… И нет ничего удивительного в том, что во сне она оказалась в одиночестве среди бескрайних лесных просторов. Мостик, который проложен через ручей, кажется ей опасным и непрочным. Он назван «дрожащий, гибельный мосток». Этот мостик является символическим переходом из мира реальности в мир потусторонний. И вскоре Татьяна убедилась в этом. Мостик переносит её в мир грёз и символических, мистических предзнаменований. Татьяна не решается перейти через «мостик - ей не по себе от столкновения с непознанным… Путь Татьяны по лесу нелёгок. Он сопровождается множеством препятствий. С одной стороны, кажется, будто кто-то не пускает Татьяну вдаль, желает остановить её…
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук её за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой…
С другой стороны, Татьяна не может остановиться. И медведь, её таинственный лесной проводник, не отпускает её. Это символизирует неотвратимость судьбы. Как бы Татьяна не противилась этому, остановить надвигающуюся опасность она не может. Таинственный дом в глухом лесу, куда попадает Татьяна, полный различных чудовищ, так или иначе связан с обществом, в котором девушка живёт.
    Глядит она тихонько в щелку,
    И что же видит?...за столом
    Сидят чудовища кругом:
    Один в рогах с собачьей мордой.
    Другой с петушьей головой..
Чудовища, которых видит Татьяна, с одной стороны, символизируют гостей на предстоящем празднике в честь её именин: они столь же карикатурны и нелепы, как провинциальные дворяне, среди которых протекает её жизнь (сравните: «копыта, хоботы кривые, хвосты хохлатые» во сне и «чмоканье девиц, шум, хохот, давка у порога» наяву). С другой стороны, фантасмагорические образы, которые Татьяна видит во сне связаны с мировоззрением девушки, которое сформировалось под влиянием сказок, легенд и преданий. Среди чудовищ Татьяна видит «того, кто мил и страшен ей». И с удивлением узнаёт, что именно Онегин является хозяином праздника.
Финал сна Татьяны прост и одновременно: страшен. Появление Ленского и его гибель являются предзнаменованием. Дуэли, о которой пока ещё никто не может даже предполагать.
Сон Татьяны в сознании читателя неразрывно связан с жизнью девушки, с её утончённой и возвышенной натурой. Важно также отметить, что эпизод подчёркивает глубину сердечной интуиции героини: во многом сон оказался пророческим…

Цельность Татьяны

Но Татьяна не перестаёт любить Онегина и после убийства им на дуэли Ленского, что вынудило героя покинуть деревню.
Посещение деревенского дома Онегина заставляет Татьяну иначе думать о своём предмете. Она начинает лучше понимать поступки Онегина. С этого момента и совершается перелом в жизни Татьяны: она меняется внешне, её внутренний мир совершенно закрыт от посторонних глаз. Она выходит замуж, не видя иного жребия.
В Москве Онегина встречает холодная светская дама, хозяйка знаменитого салона, в котором считают за честь присутствовать люди из высшего общества. В ней Евгений с трудом узнаёт прежнюю робкую Татьяну и влюбляется в неё.
Но Татьяна не верит в искренность чувства Онегина, потому что не может забыть свои обманутые мечты о возможном счастье.

Зачем у Вас я на примете?

      Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна…

В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала её очередь отчитывать Онегина за то, что он не успел вовремя разглядеть в ней всю глубину её души.
Татьяна несчастлива в своём замужестве, слава и богатство не приносят ей удовлетворения, но она цельная натура, не способная на обман. Именно поэтому твёрдость звучит в её решении быть верной женой.

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
и т.д.................

Татьяна -- существо исключительное,

натура глубокая, любящая, страстная...

В.Г. Белинский Пушкин А.С. . Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести.

М.: Худож. литература,1977.- с.67

В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Татьяну выдают замуж за генерала, и героиня пассивно, безвольно повторяет жизненный путь своей матери, няни, исполняя свой христианский, дочерний, женский долг. Она выходит замуж, не видя иного жребия.

Но вот прошло два года. Татьяна -- княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?

И да, и нет. Конечно, она «в роль свою вошла», но не потеряла главного -- простоты, естественности, человеческого достоинства:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора нагого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей».

Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка - "без подражательных затей". Но стоило лишь получше приглядеться, чтобы разглядеть все самое лучшее, что удалось Тане сохранить в себе, то, что составляло сущность ее натуры: естественность, искренность, нравственность, не свойственная безнравственному дворянскому обществу. И в то же время она все-таки смогла найти свое место в обществе, в свете, добиться уважения всех групп, составляющих общество, которое презирал как Онегин, так и сама Татьяна.

К ней дамы придвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялись ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…

Это и является главной загадкой Татьяны

Татьяне незачем кому - то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему "и нос, и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордится своей женой.

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга. Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.

Но вот судьба вновь соединила их на балу. Татьяна уже не та деревенская наивная девушка, а знатная дама. Ее новый облик, новые манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и не напоминают "повадок" прежней провинциальной девушки.

Став блестящей светской дамой, Татьяна вдруг возбуждает мучительное чувство почти безнадежной любви у Онегина, еще более разочаровавшегося в жизни, уставшего «притворным хладом вооружать и речь и взор…». Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наружи, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал».

Он видит: она научилась благородной сдержанности, властвовать собою, своими эмоциями, он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему полной, абсолютной:

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

И тут в Онегине пробуждается чувство!

Сомненья нет: увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен;

В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он .

Онегин старается бывать в гостях у Татьяны каждый день, он буквально преследует ее. Она же его как будто и не замечает: если и заговорит, то чтобы отдать дань обыкновенной светской любезности. И наш герой пишет Татьяне страстное любовное письмо, хотя всегда считал это занятие пустым и бесполезным.

Предвижу все: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!..

Онегин, раскрывающий душу перед Татьяной в письме, совсем не похож на того столичного денди, который когда-то в глуши деревенского сада дал холодную отповедь пылкой девушке. Он стал не только старше, но и богаче духовно, содержательнее, просто человечнее.

Но ответного письма Онегин так и не получает. Он пишет другое, третье письмо... Ответа нет. Евгений впадает в своего рода "усыпленье чувств". И теперь казнит самого себя:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан...

Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны

Жизнь научила Таню, что люди совсем не те, за кого себя выдают. А в свете тем более! И чувства, и люди -- все здесь не настоящее, а мнимое, кажущееся. Ведь и сама она только внешне окружена блеском и сиянием, а на самом деле -- одинока. В холодных пустых петербургских комнатах она мечтает о деревне, где осталась полка с любимыми книгами, где остался старый дикий сад, где похоронена любимая няня. Но она прекрасно понимает, что все это осталось в молодости. Выбор сделан, и жить предстоит соответственно ему.

У Онегина также был выбор. И он однажды уже принял решение. "Дважды в одну воду не войдешь", -- гласит древняя мудрость. И Татьяна призывает его не быть рабом страсти. Она рисует ему подлинную картину создавшейся ситуации, взывает к его благородству.

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь .

Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями. Во-первых, мы видим, что нельзя сказать, что теперь она действительно "равнодушная княгиня", не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та "беспечная прелесть" Татьяны - маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. Она сама признается, что ей ни к чему весь этот блеск света, что она в душе все та же провинциалка:

«А мне, Онегин, пышность эта ,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище….

Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, "неловкий" Евгений остается с ней один ни один.

После этой сцены мы понимаем, что светская жизнь не испортила Татьяну, мы можем быть спокойны за ее внутренний мир.

А что же с Онегиным?

Он жил, оградив себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Он твердил об этом, и вот расплата: Татьяна сомневается в истинности его чувств. Она считает, что это лишь еще один способ развлечься. Татьяна прямо заявляет ему:

«…Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась…

Что ж ныне

Меня преследуете вы?…

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Белюкин Д.А. Объяснение Онегина и Татьяны

Она даже позволяет слегка уколоть его, возможно в отместку за ту отповедь, которую она получила в ответ на свое письмо

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

На мой взгляд, Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина. Но если Евгений сам понимает, что он заблуждался, почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Ведь Татьяна не скрывает, что любит Евгения: «Я вас люблю (к чему лукавить)». Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны -- это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который «в сраженьях изувечен», гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Главные ее черты -- благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брак, Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему:

Я вас люблю, (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину. Ответ Татьяны произвел переворот в душе Онегина.

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен .

Именно в таком состоянии оставляет Пушкин своего героя "надолго... навсегда". Гениальна развязка сюжета. Откровенность и "открытость" слов Татьяны поражают героя. Она не кокетничает и не лукавит. Она в немногих словах раскрывает ему свою душу. Верность долгу, верность мужу вопреки живому чувству любви делают образ Татьяны необыкновенно притягательным

Теперь для неё самое главное - это долг перед мужем, она научилась властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Эти самые слова Татьяны являются кульминацией романа, его развязкой.

"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.

Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе -- залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической, лишенной экзотики, русской природой.

Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, воспоминанию о своей няне:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок...

Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна -- идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть.

В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство. Но почему же тогда роман заканчивается так печально? Потому, что если бы Татьяна Ларина оставила бы мужа, то это была бы уже не Татьяна. Это не был бы милый сердцу идеал, о котором так восторженно говорит поэт. Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

И хотя прошло много лет со дня создания романа, черты характера Татьяны Лариной будут цениться всегда

Абдрахманов Рустам Искандарович

План исследовательской работы:

Введение. Значение образа Татьяны Лариной в системе образов романа;

Основная часть.

1.Признанье Татьяны в любви к Онегину, 2.Признание Онегина в любви Татьяне.

3.Смирение на несчастливый брак.

4.Пробуждение новых, еще не познавших бурных чувств, что уже испытала Татьяна.

5.Верность супружескому долгу.

Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества,потому что она по своему развитию выше окружающей среды. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой".

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства - качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная.

Поэт находит самые точные, самые убедительные слова,

чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения:

чувствовать, страдать, радоваться он не умеет.

Зато умеет «лицемерить, казаться, являться»;

зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться.

Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились - и заметили друг друга, и могли бы полюбить. .. Но Онегин отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить...

А Татьяна - умеет! И верить, и мечтать, и ждать, и надеяться, и любить:

Татьяна Ларина и Евгений Онегин не могут быть счастливы, так как у них разные взгляды на жизнь.

Татьяне кажется «А счастье было так возможно, так близко», - это неверно. Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь, с обновлённым Онегиным, но… поздно.

Чистый и цельный человек, Татьяна не хочет и не может обманывать мужа, которого она уважает. Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою жизнь (свет не простил бы такого поступка) и, главное, жизнь другого человека, любящего её, - Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

Татьяне остаётся только страдать. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не понял бы её мучений. Теперь он понимает всё – ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от неё совсем Онегин не в состоянии.

Татьяна, скромная, молчаливая, превратилась в «Величавую и небрежную

законодательницу зал». Она преобразила «бездушный мир», в «маскарад»

Петербурга она привнесла свою простоту и естественность.

Возникает резонный вопрос: почему высший свет, который мы привыкли

далеко не противен Татьяне? Почему она так органично вписалась в него?

Нет ли здесь противоречия?

Жизнь Татьяны-это замечательная

история воспитания в себе характера,
который создавался в уроках жизни

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Татьяна Ларина -любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны Цель исследовательской работы: . 1) показать значение образа Татьяны Лариной в системе образов романа; понять авторское отношение к героине; 2) д оказать цельность, благородную простоту характера Татьяны

План моего выступления: В ведение. Значение образа Татьяны Лариной в системе образов романа; Основная часть. 1 .Признанье Татьяны в любви к Онегину, 2 .Признание Онегина в любви Татьяне. 3 .Смирение на несчастливый брак. 4 .Пробуждение новых, еще не познавших бурных чувств, что уже испытала Татьяна. 5 .Верность супружескому долгу. Вывод.

Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества,потому что она по своему развитию выше окружающей среды. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой". . П ортрет Татьяны отсутствует, словно автор пытается донести до читателя, что красота внешняя часто лишена жизни, если отсутствует прекрасная и чистая душа, а значит, лишена и поэзии.

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства - качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная. Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет «лицемерить, казаться, являться»; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться.

И Онегин, и Татьяна остро ощущают свое отчуждение от среды, в которой они вынуждены жить. Это выражается в том, что Татьяна "в семье своей родной казалась девочкой чужой", и в онегинской хандре. Значит, у Евгения и Татьяны есть черты, которые сближают их. Неудовлетворенность окружающей жизнью погружает их в прекрасный мир книг. Оба они обладают проницательным умом и наблюдательностью, их отношения проникнуты честностью и правдивостью. Обладая некоторыми сходными чертами, Онегин и Татьяна во многом различны меж собой. Онегинскому высокомерию и эгоизму противопоставляется душевная щедрость Татьяны. Эти качества героев ярче всего проявляются в любви. Онегин с юных лет усвоил "науку страсти нежной", которая подменила истинные чувства. Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным! Постоянное притворство стало его второй натурой, заглушило в душе способность искренне и сильно любить

Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились - и заметили друг друга, и могли бы полюбить. .. Но Онегин отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить... А Татьяна - умеет! И верить, и мечтать, и ждать, и надеяться, и любить: Давно ее воображенье, Сгорая негой и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь, И дождалась... Открылись очи; Она сказала: это он!

Она «любит без искусства», «доверчива», «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Письмо Татьяны пронизано тем же громадным чувством, о котором уже рассказывал нам Пушкин, и выражено теми же книжными словами, которые уже показал нам поэт: «несчастная доля», «души неопытной волненья», «то в вышнем суждено совете», «до гроба ты хранитель мой», «ты в сновиденьях мне являлся», «кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель »... Татьяна пытается вырваться из привычного для сельской барышни круга. Она –первая! – пишет письмо Онегину. / Послушаем видеозаись псьма Татьяны Онегину/ Что же помешало Онегину отдаться чувству? Всё, что произошло между Евгением и Татьяной подготовлено предыдущей жизнью Онегина. Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром.»Роптанье вечное души» сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам. Теперь, когда чувство готово воскреснуть,- он испугался – предпочёл холодный покой.

Т акая девушка, как Татьяна, была когда-то идеалом Онегина! Но идеал этот - «прежний», Онегин больше не верит в него; поздно, как ему кажется, встретил он Татьяну.. Ненавидя и презирая свет, он тем не менее заражен его взглядами, его предрассудками: Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его...

Встретив Татьяну на балу в Москве, уже Онегин пишет ей письмо. В то время она была уже женой генерала. Трудно писать такое письмо человеку, чью любовь ты отверг. Еще труднее понимать, что человек этот совсем тебя не знает и может не поверить, увидеть «затеи хитрости презренной там, где кипит мучительное и глубокое чувство... Теперь ему даже подумать страшно о тех временах, когда он_отверг свою любимую Он не может понять себя самого, каким был он тогда,-- не может, потому что теперь он другой.

Татьяне кажется «А счастье было так возможно, так близко», - это неверно. Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь, с обновлённым Онегиным, но… поздно. Чистый и цельный человек, Татьяна не хочет и не может обманывать мужа, которого она уважает. Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою жизнь (свет не простил бы такого поступка) и, главное, жизнь другого человека, любящего её, - Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья. Татьяне остаётся только страдать. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не понял бы её мучений. Теперь он понимает всё – ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от неё совсем Онегин не в состоянии. Мы пришли к выводу, что Татьяна Ларина и Евгений Онегин не могут быть счастливы, так как у них разные взгляды на жизнь.

Татьяна, скромная, молчаливая, превратилась в «Величавую и небрежную законодательницу зал». Она преобразила «бездушный мир», в «маскарад» Петербурга она привнесла свою простоту и естественность. Возникает резонный вопрос: почему высший свет, который мы привыкли считать фальшивым и лицемерным миром, и тому есть весомые причины, далеко не противен Татьяне? Почему она так органично вписалась в него? Нет ли здесь противоречия?

Заключение: Жизнь Татьяны-это замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни

1.В.Г.Белинский Сочинения А.С.Пушкина. Статьи восьмая и девятая. 2.Н.Г.Долинина. Прочитаем «Онегина» вместе. М.-Л., «Детская литература»,1968 г. 3. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» Харьков, Белгород 2008г. 4. Интернет ресурсы. Источники информации

Цельность и страстность характера Татьяны Лариной

Во времена Александра Пушкина немного было заботы общества о женщинах, и единственный путь, который им оставляли, - это «семейный» путь. Поэтому с детства Татьяну Ларину, как и ее сестру Ольгу, родители готовили к этому - к тому, что она все свою жизнь посвятит семье.

Однако дочь превзошла все ожидания и сделала рискованный поступок - письмо с совідченням в любви. Это письмо, написанное на французском языке, «праздник бережет» рассказчик, оно дышит искренней любовью.... Вот только к кого?

Онегина она не знает и поймет только тогда, когда окажется в его доме после того, как он поедет, и увидит его книги, разные записи. Но даже в ту миг никаких мыслей, кроме мыслей о любви, у нее не возникает, ибо судьба женщины укладывалась в нехитрую схему: ребенок - невеста - жена - мать и старуха-хозяйка...

Автор сравнивает любовь Татьяны с зернышком, упавшим весной в подготовленную почву, т.е. говорит, что это мог быть кто угодно, не похож на соседских Буянових, Петушкових, Пихтіних. Это оказался случайный гость из Москвы, что приехал в поместье через скуку.

Пушкинская героиня увидела личность своего избранника, и это не оттолкнуло ее от него. Воспитанный няней в русских традициях, Татьяна превыше всего ставит верность принятому один раз решению, чувству, что возникло. Как и ее мать, Ларина выйдет замужпо выбору страших том,что «для бедняжки Тани все были жребии равны», обязанность ’связь перед людьми ведет по жизни. Она хорошо усвоила урок Онегина о необходимости научиться «укладывать собой». Урок стал в происшествии, когда в великосветском салоне почтенный, но некоханий человек знакомит ее с родней и другом своим.

И как когда-то в селе она не изменила себе, своему страстному отношению к жизни, так и теперь она не изменяет себе: ее страсть - верность слову и чувству. Идя по обязанности ’связью, она не будет счастлива и знает это. Отдавшись чувству и переступив через зобов язання, она тоже не станет счастливой.

Я Вас люблю...

Но я другом отдана

И буду век ему верна...

А счастье ведь было так близко!