Истории и легенды старой Праги. Мифы праги

К советникам Старого города (Старого Места) пришел в то время неизвестный человек с большим количеством чертежей и эскизов. Никто не знал, как он попал в Прагу, но он, без сомнения, был чехом, потому что говорил, как магистр, звали его Гануш, и представился он как знаток разных часовых механизмов, которые изучал много лет в Европе. Без долгих вступлений он предложил украсить староместскую ратушу такими курантами, каких еще никто не видел на свете.

Советники сначала выразили недоверие, но мастер Гануш разложил чертежи и так долго объяснял им устройство предлагаемого часового механизма, что наконец убедил. Советники заключили с ним договор, и он приступил к работе.

Новость о его механизме быстро разлетелась по Праге, и в день запуска курантов на площади перед ратушей собралось много народу. И было на что посмотреть: в установленный час раздался звук колокола, над курантами открылись два окошка, и перед изумленными зрителями прошли двенадцать апостолов со своим пастырем, смерть дергала колокольчик, старик поворачивал голову, будто ему еще не хотелось уходить с этого света, скупой покачивал мешком, а Турок хмурился с высоты на любопытсвующих. Большой циферблат сиял золотыми кругами и линиями, а люди в священном изумлении смотрели на эти удивительные знаки, линии, числа, на круглый циферблат и изображения двенадцати небесных знаков и многие другие вещи.


Мастер Гануш объяснял и показывал, для чего знаки и циферблаты: объяснял движение Луны, Земли, Солнца, где последняя четверть, а где первая, что показывает круглый календарь с 365 зубцами, с двенадцатью обычными месяцами и золотыми цифрами. Долго еще все стояли и смотрели, а когда приближался час, сбегались к курантам пражане и люди из деревень. Особенно поражались пражские часовщики.







Из персонажей курантов на ратуше больше всего рассказов о скелете. Наверно, потому что он вызывал страх, люди приписывали ему и пророческие способности. Рассказывали, что если с ним что-то случится на продолжительный период, чешскому народу угрожают тяжелые времена; скелет кивком головы дает знак. Его предсказание может уничтожить только мальчик, родившийся в новогоднюю ночь: как только куранты после долгого простоя снова начнут работать и в полночный час скелет даст знак кивком головы, мальчик должен выбежать от Тынского храма и прибежать к ратуше через всю площадь так быстро, чтобы успеть к курантам до последнего их удара. Если ему это удастся, то предсказание скелета будет уничтожено, и несчастье для всей страны будет предотвращено.

Однако, скелет на курантах не предвещал только тяжелые времена, были и случаи, когда он давал надежду. Над курантами есть два окошка, за которыми когда-то находилась тюремная камера. Однажды там оказался рыцарь, который был в конфликтных отношениях с Прагой, его пражане захватили, осудили к обезглавлеванию, посадили в камеру, где он ожидал прихода палача. Рыцарь уже потерял последнюю надежду и удрученно смотрел из окошка на площадь. Только начали бить часы, смерть шевелила косой и открывала рот, скупой покачивал мешком, а петух кукарекал.
И случилось, что в открытый рот скелета влетел воробей, челюсти закрылись, и воробей оказался в заточении на целый час, пока куранты снова не начали отбивать час. Как только скелет после 60 минут открыл рот, воробей вылетел и исчез за трубами на крышах. Заключенный рыцарь за всем этим наблюдал, и когда увидел воробья снова на свободе, у него появилась надежда, которая вскоре исполнилась: в тот же день старый спор был решен, и пражане проявили к своему заключенному милосердие.




И теперь, как и много веков назад каждый час (с 8 до 21) сложный механизм запускает в движение фигуру Смерти (справа от циферблата). Когда она переворачивает песочные часы, символ краткости жизни, и тянет канат, открываются два маленьких окошка над часами, откуда выходит процессия двенадцати Апостолов, которых ведет Св. Петр. Процессия удаляется, окошки закрываются и пение петуха заканчивает представление. Кроме Смерти, в астрономических часах установлены еще три фигуры: "Турок", "Суета" (купец с денежным мешком) и "Похоть" (красотка с зеркалом). Под циферблатом — календарь со знаками зодиака и с изображениями сцен труда (XIX в.).

Привет, друзья!

Осенние вечера располагают к чтению.

Не знаю как вас, а меня в преддверии Хеллоуина так и тянет на мистику и легенды.

Чтение на чешском все ещё гимнастика для моего ума, поэтому, параллельно с чешским вариантом в удовольствие читаю легенды на русском языке.

В сентябре я познакомилась с Галиной Пунтусовой – автором книги “Легенд и историй старой Праги”.

Сегодня с удовольствием предлагаю Вам интервью с ней.

Увлекательного чтения Вам!

Настя: Галина, Ваша профессия не связана с чешским языком, насколько мне известно, Вы инженер. Расскажите, пожалуйста, как возникла Ваша любовь к Праге, Чехии, чешской культуре и истории? Вы до сих пор посещаете Прагу ежегодно с 2006 года?

Галина: Она в 2006 году и возникла. Во время приезда в Прагу по приглашению чеха мне для вечернего чтения дали книгу – сборник пражских легенд. И с чехом я старалась разговаривать на чешском.

Сначала, наверно, для него это было мучение. Много лет назад я с одним знакомым переводила короткие статьи для музыкального клуба. И вот вспомнилось. Сейчас я говорю, думаю и читаю на чешском почти так же, как на русском, только иногда с ошибками и с акцентом.

Как не любить Чехию, как не любить Прагу?

Чехи такие приветливые, душевные люди.

Что Чехия и Прага – сердце Европы – не просто красивые слова. Так и есть.

Настя: Как Вы учили чешский язык и как достигли такого уровня, что стали автором 3 книг-бестселлеров: Пражских легенд и двух томов “Тайны старой Праги”?

Галина: И чешский, и английский учить мне было лень, поэтому обучение происходило само по мере чтения книг, с минимальным заглядыванием в словарь.

Так и порядок слов в предложении усваивается лучше, чем из учебника, и незнакомые слова постепенно обретают конкретное значение, и никакого перенапряжения, одно удовольствие.

Я – переводчик статей, которые я помещаю на своем сайте “Прага. Тени минувшего”. Лично моих статей там немного.

А книги мои, написаны с использованием материалов из старых книг и исследований современных чешских “загадологов”.

Возможно, я стану переводчиком на русский язык книги одного чешского исследователя. Но этот вопрос пока в стадии решения – сначала ему нужно определиться с изданием.

Настя: Вы состоите в обществе братьев Чапеков в Петербурге, какие проекты реализуете в настоящее время? Какие уже реализовали?

Галина: Русско-чешское Общество им. братьев Чапеков занимается вопросами культуры, как современной, так и прошлых веков.

Я сделала несколько докладов. Мой декабрьский доклад был о Карлштейне.

Настя: Расскажите, пожалуйста, как у Вас появилась идея создания своего сайта. Вы сами делали фотографии и выбрали дизайн блога?

Галина: Сайты я начала делать в 1999 году, уделяя основное внимание их содержанию.

Потом в 2003 году вместе со знакомым гатчинцем мы сделали сайт о Гатчине, потом разделили его, и у каждого из нас свой сайт со своим содержанием. У меня “Гатчина сквозь столетия”.

Сайт о Праге (прим.ред. “Прага.Тени минувшего. Легенды старой Праги ”) сначала появился как просто выставленные в интернете переводы нескольких пражских легенд – не в Word-документах же их рассылать знакомым для чтения, когда мне привычнее оформить как сайт.

По мере сбора и перевода легенд он уже обрел форму полноценного сайта, а не ссылки для чтения. За легендами последовали другие темы.

Но все они касаются старой Праги, исчезнувшей Праги, мистической Праги.


Легенды старой Праги

Настя: Как пришла идея перевода легенд с чешского на русский язык? Почему Вас привлекают именно легенды? В чем сила этого литературного жанра на Ваш взгляд?

Галина : Как я уже ответила выше – случайность. Мне дали книгу. Во время прогулок по Праге я представляла себе персонажей легенд.

Позже по историческим хроникам я уточнила адреса, где происходили события, описанные в легендах. И это был шок!

Привидения обрели конкретное место пребывания, история была привязана не к какому-то неизвестному дому в улице, а к конкретному, в котором, например, я еще вчера дегустировала вино.

Чтение дистанционное отличается от восприятия легенд на их конкретном месте. Поэтому некоторые воспринимают легенды как сборник сказок. Не удивлюсь, если кому-то кажется, что я выдумала эти легенды (“Могла бы и поинтереснее и что-нибудь новенькое”).

Суть легенд в том, что эти случаи действительно произошли, и в конкретном месте.

Потом их пересказывали, добавляя свои детали для более интересного сюжета. И со временем у некоторых легенд этот сюжет стал неузнаваем.

Как например, возгорание в алхимической лаборатории – огонь после взрыва распространился по подземному коридору, выбиваясь через его свод и между камнями мощения над ним, благодаря увлеченным рассказчикам превратился в повозку огненных козлов. далеко не у всех легенд удается добраться до случая, породившего эту легенду.


Герои пражских легенд и автор книги

Галина: Я не думала над этим. Я собирала информацию, которая меня заинтересовала, переводила и помещала ее на сайт, который,по сути, является библиотекой статей о Праге, объединенных одной темой

Настя: Как попасть к Вам на экскурсию в Праге?

Галина: Экскурсии я проводила по одному разу. Мне было интересно и самой почувствовать, и группе слушателей рассказать информацию, которая мне дорога и интересна, чтобы мы с любовью к старой Праге погрузились в прошлые века.

Чтобы максимально представить,что и как было, забыв, что мы стоим на уже давно снесенной и перепланированной территории.

В моей голове это было как бы оживление прошлого. Но можно заранее договориться, и когда я приеду в Прагу, то проведу экскурсию.

Почему бы еще раз не побывать в минувших столетиях? 🙂

Настя: Какие трассы и какие места в Праге Ваши самые любимые? Почему?

Галина: Там, где сохранились старые дома и где мало людей.

Там у меня возникает душевный контакт со старой Прагой – мне хорошо, спокойно, самое подходящее слово – v pohodě.

Настя: Какие произведения чешской литературы нашли отклик в Вашей душе (кроме легенд?) и почему? Что бы Вы рекомендовали прочитать?

Галина: Если интересует тема старой Праги, то книги Алеша Чесала, Ивана Мацкерле, Богумила Вурма, Яна Антонина Новака – это на современном чешском языке.

Мне нравятся книги Зикмунда Винтера и других авторов конца 19 – начала 20 века.

Там более старый чешский язык, и именно такая манера, старый чешский, как говорят чехи, гладит мне душу, успокаивает и переносит в те далекие времена.

Настя: Чему стоит поучиться у чехов и Чехии?

Галина: Душевности, доброте. Хотя Вам виднее – вы тут живете, а я приезжаю в отпуск.

Настя: Какая она Ваша Прага? Какое слово для Вас характеризует Прагу?

Прага - один из наиболее мистических городов Европы, а возможно, и всего мира. Г. Майрипк, писатель и финансист (по слухам, использовавший в борьбе с конкурентами запрещенные оккультные приемы), дает свое определение уникальности Праги: "Другие города, какими бы древними они ни были, кажутся мне невольниками тех, кто в них обитает; они как будто дезинфицированы какой-то сильной стерилизующей кислотой - Прага же управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха"... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы - Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.

Современную столицу Чехии составили четыре города: Градчаны (выросший вокруг королевской крепости - Града), торговый и университетский Старый Город (Старе Место), заложенный для немецких колонистов королем Пржемыслом Отакаром II квартал Мала Страна и, наконец, возведенный императором Карлом IV Новый Город (Нове Место). Каждый из этих городов имел свои законы, права и привилегии. В единую административную систему они слились только в 1784 году. Если прибавить сюда древний рыцарственный Вышеград и Старый Еврейский город, объединенный с Прагой лишь в 1850 году, то пражских городов получится уже шесть.

Древнеславянский город был основан в IX веке княгиней-пророчицей Либуше близ городка Мелник, где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса.

Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиполами,- имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.

Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник - безголовый рыцарь - появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение. В действительности же романтичная купальня Либуше с южной стороны крепости представляет собой руины сторожевой башни XV века: речные суда подвозили сюда продовольствие и по ложбине в скале его поднимали наверх.

Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.

Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными - внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан. Другое предание говорит, что не получившая упокоения душа княгини раз в год появляется в образе огненной собаки у костела св. Микулаша.

Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы - именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии - их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими диверсантами.

Карлов мост, построенный мастером Петром Парлержем по заданию короля Карла IV из Люксембургской династии, соединяет не только Малу Страну со Старым Городом - этот мост словно переброшен через столетия. В эпоху крестовых походов здесь располагалась важнейшая стратегическая переправа на пути, который должен был завершиться в Иерусалиме. Имеются сведения, что Карлов мост был возведен в соответствии с астрологическими и нумерологическими предписаниями. Его скульптурная галерея хранит память о сакральных рубежах чешской истории. По легендам, место, где стоит известный пражский рыцарь, в древности было отмечено языческим капищем, а идол, свергнутый отсюда, до сих пор лежит на дне реки. Перекрываемый мостом остров Кампа отделен от Малой Страны протокой под названием Чертовка. Имя это возникло не случайно - здесь издревле стояли мельницы (а мельники, как известно, знаются с нечистой силой). Один из домов остался в пражской истории под названием «У семи чертей».

Но на мосту присутствует и дух святости. Между шестым и седьмым пролетами находится статуя святого епископа Яна Непомуцкого (Непомука). С этого самого места в 1393 году пражский архиепископ был сброшен в реку. Предание гласит, что король Вацлав IV обрек его на смерть за отказ выдать тайну исповеди королевы. Сегодня не слишком, в общем-то, религиозные чехи, приходят к статуе, чтобы доверить Яну Непомуку свои самые сокровенные тайны и загадать желания (которые, как верят, будут исполнены).

Мы не назвали здесь еще очень многих пражских призраков. На Вратиславовой улице появляется серебряный всадник - король Пржемысл Отакар II; на Целетной, близ университета Каролинум, можно встретить призраков проститутки и священника (когда-то разгневанный служитель Божий убил здесь блудницу и сам внезапно скончался от удара); в пивной «У Рибара» (а говорят, что и во многих других пивных тоже) припозднившийся посетитель не застрахован от встречи с тоскливым магистром Палехом, который когда-то предал на смерть Яна Гуса. Большое количество привидений связано со средневековым сообществом алхимиков и с еврейской диаспорой.

Высказывалось мнение, что обилие в Праге привидений объясняется каким-то природным феноменом, например, наличием в земле радиоактивных порол. Но и сама Прага, с ее архитектурным ландшафтом, остается сильнейшим фактором воздействия на сознание человека. Г. Майринк, не устававший удивляться городу на Влтаве, признавался: «Эта фантастическая готика с ее скульптурами, словно отлитыми из запекшийся крови! Сколько бы я ни смотрел на нее, она не перестает волновать мою душу».

Новость отредактировал Elfin - 1-11-2013, 07:06

Прага - один из самых красивых и посещаемых городов Европы. Сохранившиеся в первозданном облике многочисленные средневековые постройки с островерхими крышами и золотыми куполами хранят много тайн, легенд и предсказаний. Большинство из них отражено в «Чешских хрониках», написанных в XII веке, а некоторые передаются из уст в уста.

Легенда о Кроке, Либуше, Пржемысле и Праге

Конечно же, самая главная легенда Праги - о том, как появился этот город. Первые славянские поселения, основанные здесь, относят к V столетию. Славяне осваивали земли и строили города. Правителем на этих территориях был Чех. Отсюда и начинается история чешского народа.

Предание о Кроке

В VIII веке чешскими землями стал управлять князь Крок. Предание гласит, что в юности он был табунщиком и жил недалеко от будущего Вышеграда. Крок гонял лошадей на пастбище и, пока они паслись, отдыхал в жару под старинным ветвистым дубом. Однажды пришли дровосеки и хотели срубить древнее дерево. Кроку было жаль расставаться со своим другом, оберегавшим его от солнечных лучей, и он упросил дровосеков не трогать дуб. Пастух не знал, что в ветвях этого дерева жила прекрасная фея. Когда лесорубы ушли, фея вышла из своего убежища и стала благодарить пастуха за его поступок.

Прекрасная дева предложила Кроку выбрать то, что ему в жизни будет более необходимо: славу, богатство или любовь. Умный пастух подумал и попросил дать ему мудрость. Крок решил, что мудрость приоритетна, а всё остальное придёт само. Мудрость была дарована, пастух ушёл из деревни и поселился в одиночестве под этим же старым дубом, где построил себе избу. Фея наделила Крока способностью к ясновидению и предсказаниям, и к нему потянулись люди, нуждающиеся в помощи. Постепенно о мудрости отшельника узнала вся чешская земля. Когда умер Чех, то правители пришли просить Крока взять бразды правления Чехией в свои мудрые руки. Так простой пастух стал предводителем и получил княжеский титул.

Княгиня Либуше - основательница Праги

Выбирая дальнейшее место для своего обитания, Крок предпочёл высокую скалу на правом берегу Влтавы, где основал неприступную крепость Вышеград. Сказки народов мира полны преданиями, где у отца-короля есть три сына, и младший из них - самый умный, толковый и сообразительный.

Вот и у Крока было три наследника, но только женского пола. Все дочери обладали какими-то искусными навыками. Старшая пошла в отца и умела видеть насквозь, предсказывать судьбы, лечить людей. Средняя обладала крепкой связью с живой природой: лесами, реками, горами. Младшая, Либуше, обладала всеми качествами, вместе взятыми. Она была самой умной, мудрой, прозорливой, видела будущее, умела влиять на людей.

Именно Либуше заменила отца после его смерти и сама нашла себе мужа, обычного пахаря, которого сделала королём и правителем государства. Звали пахаря Пржемыслом. Отсюда и пошёл главный королевский род Чехии - Пржемысловичей.

А случилось это так. Кто-то из подданных опрометчиво высказал мысль о том, что женщине негоже управлять государством и её удел - заниматься домашней работой. Либуше всю ночь после этого молила богов, чтобы нашли ей суженого. На рассвете княгиня вручила гонцам княжескую атрибутику отца и велела ехать на север.

В тех краях работал пахарь по имени Пржемысл, его и напророчили Либуше в мужья высшие силы. Пржемысл обладал таким же даром пророчества, как и Либуше. Когда гонцы приехали за ним, чтобы с почестями отвезти в Вышеград, он со вздохом сказал, что не успел закончить свою работу на пашне, и теперь в Чехии часто будут случаться неурожаи.

С Либуше связывают первые упоминания о Праге - главном городе Чехии. Однажды, прекрасным летним вечером, княгиня вместе с мужем обозревали окрестности Вышеграда, стоя на стенах крепости. И вдруг Либуше сказала, что у неё видение: в где-то в лесу мужчина сооружает порог для своего будущего дома. Княгиня предложила мужу заложить в этом месте город, сделать его центром земли чешской и назвать Прагой, чтобы все поклонялись ему, как кланяются порогу собственного дома («prag» в переводе с чешского означает «порог).

Пржемысл с подданными отправились к указанному месту и действительно нашли в лесу строителя, возводившего дом. Рядом с этим местом был заложен первый камень будущего города.

Княгиня оказалась прозорливой. Многие века перед величественной златоглавой Прагой склоняют голову не только её жители, но и миллионы людей, посещающих эти прекрасные места.

История и легенды Карлова моста

Карлов мост, самый известный в Праге, соединяет правый и левый городские берега. В древние века население переправлялось из Малой страны в Старый город на лодках. Мост через Влтаву в этом месте был построен, когда возникла необходимость беспрепятственного следования королевских кортежей из Пражского града через Пороховую башню на выезд из города.

Сегодня Карлов мост - самое знаковое и наиболее популярное туристическое место Праги. Сюда приходят признаваться в любви и загадывать желания. Прогулки по Карлову мосту входят в число обязательных в рамках обзорных экскурсий по Праге. В конце XX века по мосту прошёл сам Далай Лама. Известный буддист сказал, что это сооружение находится в центре вселенной, здесь замечательная аура, которая всегда будет притягивать сюда людей.

Про Карлов мост, установленные на нём скульптуры и башни, венчающие сооружение с берегов, ходит немало легенд:


  • Когда сооружение строилось, то правители хотели придать ему невероятную прочность и монументальность - по мосту должны были проезжать императорские колесницы. Кто-то подсказал архитектору, что неплохо бы добавлять в раствор яичную скорлупу. Говорят, что куриные яйца для строительных смесей собирали по всей Чехии. Некоторые фермеры так и не поняли, зачем их обязали сдавать яйца. Они услужливо отправляли их уже сваренными, чтобы не испортились в дороге. Когда мост открыли, то по каменному новоделу первым пустили не кошку, как это принято в христианском мире, а... чёрного петуха, который должен был разогнать своим присутствием дьявольские силы.

  • В XVII веке на мосту стали устанавливать скульптуры людей. Всего на данный момент здесь находится тридцать скульптур. Большинство нынешних изваяний - точные копии тех, что создавались в давние века. Оригиналы сегодня хранятся в Национальном музее Праги, однако это не мешает посетителям моста верить в чудеса, которые даруют некоторые фигуры. Одним из самых приметных считается изваяние святого мученика Яна Непомуцкого. Каждый из посещающих Карлов мост туристов считает своим долгом дотронуться до него и загадать желание. В тех местах, к которым прикасались руки путешественников, бронза отполирована до золотого блеска. А история его канонизации такова. Яну Непомуцкому исповедовалась чешская королева. Когда король заподозрил её в неверности, то потребовал, чтобы ему поведали, о чём рассказывала в своих исповедях его жена. Непомуцкий отказался и сохранил тайну исповеди, за что был сброшен с моста в воды Влтавы. Когда мёртвого священника вытащили из воды рыбаки, то вокруг его головы сияли звёзды. Непомуцкого канонизировали, а в том месте Карлова моста, откуда он был сброшен в реку, находится мемориальный крест. Приложите руку к кресту и загадайте желание - оно обязательно сбудется.

  • На Карловом мосту находится фигура юноши Роланда - борца за справедливость. Смельчак Роланд убил дракона и освободил царскую дочь. Царевна влюбилась в юного героя и решила связать с ним свою судьбу. Однако, рыцарь отказался, так как в Праге его ждала невеста. Разгневанный царь приказал упечь Роланда в тюрьму, из которой юноша выбрался при помощи своего волшебного меча.

Легенда гласит, что этот меч замурован где-то в основании моста. Когда городу будет угрожать опасность, то он выйдет из заточения и поведёт жителей в бой.

Мифы о Големе и докторе Фаусте

Одним из символов Праги считается фигура глиняного великана Голема. Голем - искусственно созданный персонаж, который помогал пражской еврейской общине в трудные моменты. Основной задачей Голема было предотвращение жизненных ситуаций, которые могли бы негативно повлиять на существование общины. Считается, что Голема создал пражский раввин Бецацель. Глиняный истукан появляется каждые 33 года и, исполнив свою миссию, рассыпается в прах.

У Карловой площади находится старинный дом нежно-розового цвета. Несмотря на весёлую и праздничную расцветку, история его связана с известным в мире мистики доктором Фаустом. Говорят, что из этого дома, сегодня окрашенного в легкомысленный розовый оттенок, дьявол отправил в ад знаменитого чернокнижника. Дыра, пробитая в крыше улетающим Фаустом, существовала ещё долгое время - никто из рабочих не мог заделать это отверстие, как ни старался.

После смерти доктора здесь стали появляться привидения и происходить таинственные вещи:


  • Одно время в здании жил странный священник, который собирал человеческие кости, спал в самом настоящем гробу и разрисовывал стены дома траурными цитатами. Внутри он построил виселицу, а когда пришло время умирать, то в завещании попросил положить себя в гроб вниз лицом.

  • Нищий студент, поселившийся в этом доме, вдруг в одночасье разбогател. Внезапное богатство вскружило юную голову, и студент пустился во все тяжкие. Разгульная жизнь привела к тому, что он вскоре исчез при загадочных обстоятельствах. Прислуга дома утверждает, что студент улетел в дыру, пробитую чернокнижником.

  • В начале прошлого века в доме расположили больничное заведение. Когда при переезде стали делать наружный ремонт, то строительные леса внезапно рухнули. Работники получили увечья различной степени тяжести. Молва сразу связала случай с мистическим прошлым этого дома.

  • При ошибочной бомбардировке Праги во время Второй мировой войны, в дом Фауста попала бомба, которая удивительным образом не взорвалась, а застряла между этажами. Бомбу обезвредили, пожар погасили, а историю записали в необычные. Жители Праги сочли, что дух доктора помог своему жилищу «остаться на плаву».

Легенды Чехии
Материалы частично предоставлены Лоренцо Кордини

Происхождение Праги

История происхождения Праги уходит своими корнями в древние времена, в VII век, и связана с именем славянской княжны Либуше, женщины прекрасной и мудрой, обладавшей даром предвидения. Либуше и ее муж, князь Пршемысл, мирно правили чешскими землями с Вышеградского холма. Согласно легенде, однажды на Либуше снизошло видение. Она стояла на вершине скалы, глядя на Влтаву и лесистые склоны реки, и провозгласила: «Зрю я великий град, слава которого дойдет до небес». Она приказала своим людям пойти и возвести замок на том месте, где некий человек строил порог (по-чешски práh ) нового дома. «И поскольку даже знатный дворянин должен низко кланяться перед порогом, назовите этот замок Прага». Ее приказания были исполнены, и спустя двести лет город Прага стал резиденцией династии Пршемысловичей.

История Горимира и Шемика

Когда чешскими землями правил князь Кржесомысл, в деревне Неуметели жил-был фермер по имени Горимир. И был у Горимира очень умный конь, и звался он Шемик. Князь Кржесомысл был одержим желанием отыскать сокровища, которые, поговаривали, были сокрыты в тех землях. Князь повсеместно поощрял тех людей, которые бросали фермерство и становились шахтерами. Горимиру были не по душе деяния Кржесомысла, и он предостерегал людей, что отказ от фермерского хозяйства приведет к голоду. Однако предостережения Горимира не понравились шахтерам, и однажды они сожгли все, чем обладал Горимир. В отместку Горимир и его друзья сожгли дотла шахтерскую деревню. За это Горимир был осужден и приговорен к смертной казни. Когда его спросили о последнем желании, он попросил позволения в последний раз прокатиться по замковому двору на своем любимом коне Шемике. Ему позволили. Горимир вскочил на своего белого коня и прошептал что-то ему на ухо. Шемик устремился к крепостному валу, перепрыгнул через него и скользнул вниз по скале. Когда стражники добежали до крепостного вала, они увидели ошеломительную картину - Горимир и Шемик на другом берегу Влтавы направляются прямо в Неуметели.

Но чудесный прыжок забрал все силы Шемика. Умирая, конь обратился к Горимиру на человеческом языке и попросил построить ему надгробие. Горимир выполнил желание своего коня. Надгробие не сохранилось с тех пор, но говорят, что Шемик покоится в Вышеградской скале и готов вновь выйти на белый свет, когда потребуется его помощь.