Как нарисовать руку на талии. Основы анимации: как рисовать мультяшные руки

Для многих художников рисование рук - довольно трудная задача. В данном уроке мы разберемся с анатомией рук, чтобы максимально упростить и уяснить все детали.

Начнем с изучения костной структуры рук (картинка слева). Синим цветом нарисованы 8 костей запястья, фиолетовым - 5 пястных костей, розовым - 14 фаланг. Так как многие из этих костей вообще не имеют способности двигаться, упростим основную структуру руки: картинка справа представляет собой все, что вам необходимо помнить при рисовании.


Обратите внимание, что фактически основание пальцев - сустав, который соединяется с костяшками - находится гораздо ниже, чем кажется визуально. Знать это очень важно, особенно при рисовании сгибающихся пальцев, о чем мы поговорим чуть позже.

Итак, принимая во внимание все сказанное, простой способ сделать набросок руки - начать с основной формы кисти, плоского контура (по форме очень напоминающего стейк, но округлый, квадратный или трапециевидный) с округлыми углами; а затем дополнить рисунок пальцами. Вот так:


Что касается пальцев - при рисовании можно пользоваться схемой "трех цилиндров". Цилиндры довольно просто изобразить под различными углами обзора, что значительно облегчают нам задачу нарисовать пальцы в различных перспективах. Посмотрите, как эту схему применить на практике:


Важно: суставы пальцев расположены не по прямой линии, а образуют своеобразную "арку":


Кроме того, пальцы сами по себе не прямые, а слегка изгибающиеся. Такая маленькая деталь придает значительную реалистичность рисунку:


Не забудем и о ногтях. Не обязательно каждый раз их рисовать, но давайте все же разберемся с основными аспектами:


1. Ноготь начинается с середины верхнего сустава пальца.
2. Точка, где ноготь отделяется от плоти, у всех людей расположена по-разному: у кого-то по самому краю пальца, у кого-то - гораздо ниже (на картинке пунктиром).
3. Ногти вовсе не идеально плоские. Скорее, они напоминают по форме черепицу, с небольшим изгибом. Рассмотрите свои руки и сравните ногти на разных пальцах: вы увидите, что у каждого ногтя свой изгиб - но, к счастью, такие тонкие детали можно и не прорисовывать на каждом своем рисунке:)

Пропорции

Итак, обозначим основные пропорции, используя длину указательного пальца как основную единицу измерения:


1. Максимальная длина расстояния между большим пальцем и указательным - 1.5.
2. Максимальная длина расстояния между указательным и безымянным - 1.
3. Максимальная длина расстояния между безымянным и мизинцем - 1.
4. Максимальный угол, который образуют большой палец и мизинец - 90 градусов.

Диапазон движений

При рисовании рук крайне важно знать, как именно двигаются наши руки.

Начнем с большого пальца. Его основание, как и его центр движения, находятся достаточно низко на руке.


1. В обычном расслабленном состоянии образуется пространство между большим пальцем и остальными пальцами.
2. Большой палец можно согнуть так, чтобы он касался основания мизинца, но это быстро станет болезненно.
3. Большой палец можно растянуть на всю ширину ладони, но это также может быть больно.

Что касается остальных пальцев, то у них меньшая амплитуда движений в стороны, и в основном они сгибаются в переднюю сторону, параллельно друг другу. Каждый палец можно согнуть по отдельности, однако все равно это повлияет на другие пальцы. Например, попробуйте согнуть один лишь мизинец и посмотрите, что произойдет с остальными пальцами.

Когда рука сжимается в кулак, то все пальцы сплетаются вместе, и вся рука образует округлую форму, как будто сжимая большой шарик.


Когда рука полностью расправлена (на картинке справа), то пальцы либо прямые, либо же чуть изгибаются в наружную сторону - в зависимости от пластичности наших рук.

Полностью сжатая ладонь заслуживает отдельного внимания:


1. Первый и третий сгибы образуют крест.
2. Второй сгиб является продолжением линии пальца.
3. Часть пальца, закрытая кожей и большим пальцем, служит напоминанием того, что вся структура большого пальца является самой дальней от центра.
4. Костяшка среднего пальца выступает больше остальных.
5. Первый и третий сгибы снова образуют крест.
6. Большой палец сгибается так, что его крайняя часть укорочена.
7. Кожный сгиб в этом месте выпирает.
8. Когда рука сжимается в кулак, костяшки выступают и становятся более явственно видны.

Рука в целом

Когда рука находится в обычном расслабленном состоянии, пальцы слегка согнуты - особенно если рука направлена вверх, то под действием гравитации пальцы сгибаются. В обоих случаях, указательные пальцы остаются наиболее прямыми по сравнению с остальными, а мизинцы - наоборот, наиболее согнутыми.


Часто мизинец "убегает" от остальных пальцев и находится отдельно от них - это еще один способ, как изобразить руки наиболее реалистично. А что касается указательного и среднего, либо же среднего и безымянного пальцев, то эти обычно соединяются в пары, и "прилипают" друг к другу, в то время как остальные 2 остаются свободными. Это тоже помогает изобразить руку более реалистично.


Так как все пальцы разной длины, то они всегда представляют собой определенную градацию. Когда мы берем что-нибудь рукой, например, стакан (как на картинке), то средний палец (1) виден лучше всех, а мизинец (2) едва показывается.

Когда мы держим ручку, то средний палец, безымянный и мизинец сгибаются под ручкой.


Как видите, рука и запястье превосходно сочленены между собой, и у каждого пальца, можно сказать, своя жизнь. Именно поэтому каждому начинающему художнику приходится очень трудно рисовать руки. С другой стороны, иногда некоторые переходят в иную крайность - стараются рисовать руки слишком тщательно: аккуратно рисуют каждый пальчик на своем месте, соблюдают пропорции и четкие параллели всех линий и так далее. А результат, как правило, получается довольно жесткий и совсем не экспрессивный. Да. это может сработать для определенных типов персонажей - например, ваш персонаж по природе своей обладает такими качествами. Но гораздо чаще вы все-таки хотели бы изобразить оживленные, реалистичные руки, не правда ли? На картинке изображены некоторые позиции рук в сравнении - сверху нарисованы слишком неестественные, натянутые позиции, а снизу - более естественные, натуральные, словом - те, которые можно увидеть в обычной жизни вокруг нас.


Разновидности рук

Как вы знаете, у каждого человека руки имеют множество различий и отличительных черт - так же, как и лица. Мужские руки отличаются от женских, руки молодых отличаются от рук пожилых людей, и так далее. Ниже приведены несколько классификаций.

Форма руки

Посмотрим, какие разные бывают формы и пропорции между пальцами и рукой:


Форма пальцев


Даже ногти не у всех людей одинаковые! Они могут быть плоскими или круглыми, и так далее.


Больше практики!

  • Обращайте больше внимания на руки людей. Во-первых, на саму анатомию: как пальцы выглядит в различных позициях, как появляются и исчезают линии и сгибы, как напрягаются отдельные детали и так далее. Во-вторых, обращайте внимание на разновидности рук: как мужские руки отличаются от женских рук? Как они изменяются с возрастом? Как зависят от веса человека? Смогли бы вы узнать кого-то лишь по одним рукам?
  • Делайте быстрые динамичные наброски рук, источник которых может быть любой - ваши собственные руки, или руки окружающих людей, или же просто фотографии. Не волнуйтесь по поводу правильных пропорций и вообще внешнего вида и схожести ваших скетчей; главное в скетчах - уловить саму экспрессию и выразить ее на бумаге.
  • Рисуйте свои собственные руки в различных позициях и, используя зеркало, с различных углов обзора. Также можно начать с небольших динамичных набросков.

Возможно, никакой аспект рисунка не сопровождается большим беспорядком и представлен менее адекватным материалом для исследования, чем рисунок рук. Большая часть этой неприятности вызвана тем, что вы бросаетесь искать материал куда попало, вместо того, чтобы взглянуть на собственные руки. Вы имеете наилучший источник информации в наличии постоянно. Возможно вы никогда не думали о них в этом смысле. Рисунок рук должен базироваться в значительной степени на себе. Ведь любой преподаватель не может вам объяснить больше, чем вы узнаете, внимательно изучив собственные руки.
Исследование рук, кроме изучения их анатомического строительства, состоит главным образом из рассмотрения размеров различных частей в сравнении. Пальцы имеют определенную длину относительно ладони; места соединения пальцев находятся в определенной пропорции по отношению к целому пальцу. Ладонь имеет ширину и длину. Расстояния между суставами на внешней стороне пальцев больше, чем они же между складками на внутренней стороне. Длина самого длинного пальца от его основания до третьего сустава в задней части – фактически половина длины тыльной стороны ладони от кончика пальца до запястья. Большой палец кончиком достает почти до второго сустава указательного пальца. Длина ладони – равна длине лица от подбородка до линии роста волос. Вы можете сделать эти сравнительные замеры на себе или на ком-то другом.
Рука - самая гибкая и приспособляемая часть анатомии тела, она может охватывать предмет любой формы и сравнимого с ней размера. Эта гибкость составляет и трудность для художника, потому что целая рука может принять различные положения. Но все же механический принцип работы рук остается постоянным. Ладонь открывается и закрывается, и пальцы сворачиваются внутрь к середине ладони. Гвозди – очень удобное упражнение для изучения работы пальцев, так как их нужно точно и жестко схватывать; вы берете булавку кончиками пальцев; берете молоток пальцами и ладонью. Тыльная сторона ладони более или менее устойчива к обратному давлению пальцев, и используется в подталкивании (отогнуть пальцы назад довольно трудно). Рука – самый совершенный механизм, который мы знаем для достижения самых различных целей. В дополнение к его совершенству, рука наиболее близко и точно скоординирована с мозгом, чем любая другая часть тела. Многими из ее движений управляют подсознательные рефлексы; например, печатание и игра на фортепьяно.
Человек начал действовать руками прежде, чем развился его мозг и культурный уровень. Младенец может эффективно использовать руки прежде, чем он может думать. История продвижения человека с древнейших времен близко связана с адаптируемостью человеческой руки.
Факт, что руки и их движения требуют настолько небольшого сознательного импульса, что это удивительно осознавать со стороны. Взгляните теперь на собственные руки; вы увидите на иллюстрации, как рука автоматически принимает форму, удобную для схватывания объекта.
Чтобы рисовать руку в процессе построения объекта, вы должны сначала изучить контур объекта, затем пронаблюдать, как автоматическое регулирование руки соответствует этому контуру. Наблюдайте за пальцами, перед тем, как схватить и сжать персик или яблоко. Принцип механизма хватания очень важен в рисунке руки. Только зная это, как он фактически работает, может рука быть нарисована убедительно. Чтобы рисовать руку по ходу наброска человека, вы должны сначала изучить контур объекта, затем отметить, как положение руки соответствует этому контуру. Сначала надо перед тем, как взять и сжать в кулаке персик или яблоко, наблюдать за пальцами, чтобы заметить, как они ведут себя перед схватыванием. Рефлекторный принцип очень важен в рисовании руки. Только зная, как фактически работает рука, можно нарисовать ее убедительно. Тыльную сторону ладони можно рисовать в трех плоскостях – первая для секции большого пальца до сустава основания указательного, и другие две вдоль ладони, сужаясь к запястью. При большинстве действий тыльная сторона руки сгибается. Как правило, ладонь – это три блока, окружающие внутреннюю часть ладони – основание ладони, толстое основание большого пальца, основание остальных пальцев. Сустав между пальцами и большим пальцем – соединяющий, приспособлен для того, чтобы двигать большой палец к ладони внутрь или оттягивать под углом 900 к ладони. Мы также должны аккуратно выравнивать ногти, чтобы они лежали на одной плоскости с внешней поверхностью пальцев и были продолжением средней линии каждого пальца. Иначе ноготь будет кривой, и вы не поймете, почему.
Продолжайте изучать ваши собственные руки, чтобы узнать о руках вообще. Внутренние мускулы расположены настолько глубоко, что они не столь важны, как внешние формы. Единственные кости, которые мы видим, - костяшки внешней части суставов и запястий. Если вы рисуете ладонь в действии, пальцы можно довольно просто присоединить к суставам и правильно выровнять. Изучите сравнительную длину пальцев; помните, что большой палец работает главным образом под прямым углом к остальным пальцам. Избавьтесь от мысли, что руки рисовать сложно. Просто очень легко запутаться, если вы не знаете, как они работают. Все становится гораздо проще, когда вы разберетесь.
Самое важное, что нужно помнить о руке – то, что она является вогнута с внутренней стороны и выгнута с внешней. Пальцы растут настолько плотно, что можно удержать в ладони даже жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой и ложкой, он набирал в горсть то, что не мог взять одними пальцами.
Мускул большого пальца – пожалуй, самый важный в руке. Этот мускул, поддерживающий или противостоящий остальным пальцам, дал человеку возможность делать очень крепкий захват, способный удержать на весу даже человеческое тело. Эта мышца помогала человеку держать копье, дубину. Как животные часто зависят от силы своих челюстей, так человек зависел от силы кистей рук.
Когда вы ознакомитесь со строением и пропорциями руки (Рис. 77 - 85), вам будет легче и удобнее отображать особенности женских рук, рук младенцев, детей, и пожилых людей.

Рисунок 77. Анатомия руки.


Обратите внимание на сухожилия, расположенные на тыльной
стороне ладони, которые тянутся к пальцам. Они выполняют
огромную функцию: с их помощью можно сжимать и разжимать
ладонь, а также двигать каждым пальцем в отдельности.
Мускулы, которые управляют этими сухожилиями, расположены
в предплечье. К счастью для художников, большинство
сухожилий скрыто под кожей и мышцами, и незаметно.
У детей и подростков сухожилия кистей рук не заметны, они
проступают в пожилом возрасте.

Рисунок 78. Блоки, формирующие руку


На тыльной стороне ладони кости и сухожилия располагаются близко под кожей; те, что по сторонам и на внутренне части ладони – дополнительные. Я наметил эти поверхности таким образом, чтобы вам было легче с ними познакомиться. Обратите внимание на толстые мясистые «подушечки» в
основании большого пальца и в основании ладони. Подушечка присутствует в основании каждого пальца, вместе они опоясывают верхнюю часть ладони. Мускулы пальцев защищают кости. Благодаря своей эластичности, они
обеспечивают хорошую координацию движений, как хорошие шины обеспечивают сцепление на дороге. На внешней стороне ладони нет мышечных «подушечек»,
но зато мускулом хорошо защищена внешняя поверхность мизинца, настолько, что может выдержать довольно сильный удар, особенно когда кулак сжат.

Рисунок 79. Пропорции руки


Следующая важная вещь – кривые линии, которые можно провести через кончики пальцев и суставы. Если разделить ладонь вдоль воображаемой линией пополам, то по каждую ее сторону окажутся по два пальца. Сухожилие среднего пальца приблизительно разделяет внешнюю сторону ладони пополам. Обратите внимание также на то, что большой палец растет почти под прямым углом к остальным пальцам. Им можно двигать перпендикулярно от ладони и к ней, тогда как остальные пальцы сжимаются и разжимаются параллельно ладони. Суставы пальцев расположены немного выше складочек на внутренней стороне пальцев. Проведите воображаемые кривые линии: кривая, пересекающая основание пальцев будет пологой, пересекающие суставы – более крутыми, и самая крутая – линия, пересекающая кончики пальцев.
Средний палец - ключевой палец, по которому мы определяем длину руки. Отношение длины этого пальца к его суставу в задней части – немного более половины длины руки.
Ширина ладони немного больше, чем половина длины внутренней стороны ладони. Указательный палец длиной достигает приблизительно до ногтя среднего пальца, безымянный приблизительно равен указательному. Мизинец достигает только верхнего сустава безымянного пальца.

Рисунок 80. Построение руки

Рисунок 81. Внутренняя часть ладони (ямка)


На рисунке выше отметьте, как тщательно обозначена явка посередине ладони. Также отметьте кривую, опоясывающую внутреннюю сторону ладони. Руки никогда не выглядят естественными и способными к хватанию, пока художники не понимают эту особенность. Все эти руки выглядят так, как будто они что-то держат или хватают. Громкий звук хлопания получается от внезапного сжатия воздуха между этими двумя ямками в ладонях. Рука, которая не выглядит способной к хватанию и хлопанию, плохо нарисована. Изучите ваши собственные руки, чтобы убедиться.

Рисунок 82. Построение рук в перспективе

Рисунок 83. Рука в действии

Рисунок 84. Суставы

Рисунок 85. Рисование вашей собственной руки

Рисунок 86. Женская рука


Женские руки, как их лица, отличаются от мужских в основном меньшими косточками и более нежными мускулами, и вообще более округлыми поверхностями. Для большего изящества руки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Даже несмотря на то, что женские руки тонкие, они могут сильно сжиматься и быть цепкими.

Рисунок 87. Пальцы, сужающиеся к концам, в движении.

Рисунок 88. Изучите много разных поз рук.


Есть только один верный способ научиться рисовать руки – это делать много, очень много набросков. При рисовании рук, больше, чем где-либо, существенно их положение. Распрямите пальцы вдоль ладони, прежде чем детально изучить их. Руки практически никогда не бывают абсолютно прямыми и плоскими. Внимательно изучите пространство между суставами пальцев. Большую часть времени мы видим их не в прямой проекции, а в перспективе, как показано в гл.82-85.

Рисунок 89. Рука младенца


Руки младенцев изучают отдельно. Основное их отличие от рук взрослых в том, что ладошка является более толстой по отношению к меньшим пальчикам. Мускулы основания большого пальца и основания ладошки у маленьких детей относительно очень мощные. Младенцы могут зажимать и хватать что-то, равное их весу. Суставы на внешней стороне руки полностью скрыты мускулами и обозначены ямочками. Основание ладони часто окружено толстой складочкой. Основание ладони намного шире, чем ее ширина на уровне основания пальцев.

Рисунок 90. Изучение рук младенца

Рисунок 91. Детские руки


Руки ребенка являются промежуточными между руками младенца и подростка. Это означает, что мускул большого пальца и основание ладони более толстые относительно взрослой руки, но не такие толстые как в руке ребенка. Пальцы растут относительно ладони также, как у взрослых. Вся рука меньше, немного толще, и более покрыта ямочками, и суставы, конечно, не так выделяются, как у взрослых.

Рисунок 92. Пропорции остаются более-менее постоянными.

В младшем школьном возрасте различие между рукой мальчика и девочки небольшое, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика намного больше, более крепкая, более развиты кости и мускулы. Основание ладони, суставы пальцев более развиты у мальчика, а у девочки рука более тонкая и нежная, кости в ней меньше. На руке мальчика ногти, так же как и пальцы, немного шире.

Рисунок 93. Рука пожилого человека

Если вы мастерски справились с построением руки, рисовать руки старых людей для вас – одно удовольствие. Фактически, их рисовать легче, чем руки молодых, так как строение и анатомия там более явственно видны. Основные особенности: более толстые пальцы, выступающие суставы. Кожа становится морщинистой, но это нужно прорисовывать только в крупном плане.

Художникам полагается много льгот, которых никогда существовать не будет. Например, талоны на бесплатную еду, отдельный транспорт, чтобы не сливаться с серой массой в маршрутке, или личный дворецкий. Сам я не художник, но уже начинаю ощущать все прелести постоянной работы руками (в моем случае левой рукой). После длительного рисованию начинают болеть не только кисти рук, но и спина, копчик и другие подверженные творческому давлению части тела. В этом уроке вы узнаете как рисовать кисть. Причем сразу две: человеческую и художественную. Кисть – средство перенесения краски на бумагу, масла на хлеб и пудры на мозг. Именно так выглядела волшебная палочка , когда он отправился лечится учиться в магическую школу. С помощью кисти было создано такое оружие массового уничтожения как Черный квадрат Малевича, который показывает соотношение чернокожего население и остальных жителей Земли. Со временем кисть размножилась спорами среди людей и начала появляться на светских вечеринках и в лабораториях по созданию химического оружия.

После изобретения автоматической ручки и водородной бомбы кисть утратила позиции и переместила себя исключительно в художественную сферу, где внезапно стала средством создания шедевров. Быть художников, конечно, не сулит грандиозных успехов, но деньги иногда есть. Что можно делать кистью:

  • Грызть её – это дает приток новых гениальных идей, а также расслабляет нервную систему;
  • Рисовать самую известную картину в мире, или не рисовать;
  • Сделать из нее тайник и прятать заначку;
  • Использовать как оружие убийства;
  • Потыкать ею в кого-нибудь (только не сильно);

Давайте попробуем нарисовать все это.

Как нарисовать кисть карандашом поэтапно

Шаг первый. Комментировать я не буду, ибо особо тут рассказывать нечего. С картинок и так все видно и понятно.
Шаг второй.
Шаг третий.
Шаг четвертый.
Надеюсь, Вам понравился урок. Посмотрите еще похожие

На очереди у нас изучение рук и кистей. Сегодня рассмотрим основную структуру руки, а также с чего нужно начинать практику рисования рук .

Структура рук и кистей

Кость верхней части руки называется плечевой костью. Кости предплечья состоят из локтевой кости и лучевой. Кости верхней части и предплечья соединены локтевым суставом как шарниром.

Оба конца локтевой кости непосредственно видны под кожей на локте и на внешнем краю запястья. Лучевая кость, которая соединяется с плечевой костью также в локтевом суставе, может вращаться вокруг локтевой кости почти на 360 градусов . Это вращение не зависит от локтевого сустава или запястья, а происходит в пределах самого предплечья.

Основными мышцами плеча являются бицепсы на передней поверхности и трицепсы на задней. Они контролируют изгиб руки в локте.

Запястье контролирует все движения, кроме вращения — то есть вперед-назад и из стороны в сторону. Оно состоит из восьми мелких костей, известных как кости запястья, расположенных в два поперечных ряда.

Кисти состоят из пястных костей и фаланг. На тыльной стороне ладони костная и мышечная структуры расположены прямо под кожей. А на ладони есть толстый слой защитной ткани, которая выступает в качестве дополнения.

Как рисовать руки?

Существуют целые книги посвященные теме рисования рук . Несмотря на то, что руки состоят из большого числа мелких костей с сопутствующими мышцами, связками и сухожилиями, человеческие руки удивительно гибки и универсальны.

Лучший способ начать изучение — сделать рисунки своих рук, используя зеркало. Чтобы научиться рисовать руки хорошо, вы должны будете сделать много исследований из жизни.


Представьте ладонь как плоскую квадратную форму с изогнутой наружной кромкой, из которой выходят четыре пальца, а большой палец формируйте из гибкой клиновидной формы, выходящей с одной стороны ладони.

Практическое задание

Руки рисовать достаточно сложно. Начните практику рисования рук с перерисовки скетчей рук и кистей в различных положениях, а затем уже переходите к рисованию с натуры. Делайте наброски мужских, женских, детских рук и рук стариков. Чем больше набросков, тем лучше.

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

При рисовании человека, особое внимание нужно уделять как лицу, так и рукам. Во-первых, помимо головы, руки являются наиболее открытыми участками тела. Во-вторых, они также выразительны и подвижны. Наряду с этим, из-за сложности соединительных суставов, выпуклых и плоских частей кисти, руки могут стать, и обычно являются, самой сложной частью при изучении строения человеческого тела.

Первая ошибка при рисовании - слишком маленькие руки. И тут на помощь приходит умение рисовать голову. Если вы знаете, как правильно выстроить пропорции головы, то можно считать, что у вас уже есть правильные пропорции для рисования руки. Если приложить руку к лицу, кончик среднего пальца будет находиться на линии роста волос, а кисть заканчивается на уровне подбородка. Вот ваш главный способ измерения параметров кисти.

Надеюсь, теперь вы понимаете всю важность умения рисовать человеческое тело. Если вы можете нарисовать тело человека, вы сможете нарисовать что угодно по двум причинам: 1) теперь вы уже достаточно знаете об объемности форм человеческого тела; и 2) если поместить это тело в комнату с различными предметами, можно легко определить габариты этих предметов по отношению к телу. И вы также уже будете знать, что все эти предметы имеют свой объем и форму.


Вернемся к теме – Построение руки.
Рука имеет две объемных выпуклости: одна – у основания большого пальца (В), вторая – ладонь (оставшаяся часть кисти) (А). Двойные ряды пальцевых костей, или костей запястья, соединены с рукой, создавая одно целое. Запястье не существует отдельно, и оно не крепится к кисти шаровидным суставом, как у деревянных кукол. Движение руки начинается с запястья. Оно немного сужается в месте соединения с предплечьем. Запястье также можно считать универсальным соединителем, потому что оно двигается во всех направлениях – вверх-вниз, из стороны в сторону и может вращаться.


Центр ладони находится чуть ниже, чем вся остальная рука. Например, если положить выпрямленную руку на стол ладонью вниз, можно заметить, что запястье не касается поверхности стола. Вы заметите, что запястье приподнимается в том месте, где оно соединяется с рукой.

Область большого пальца значительно больше, чем область у основания мизинца. Кисть шире у основания пальцев, чем в месте соединения с запястьем: однако, ближе к запястью она выше. Теперь обратите внимание на свою кисть: ладонь длиннее, чем ее оборотная сторона. Большой палец присоединяется к ладони самостоятельным и высокоподвижным шаровидным суставом, который позволяет ему активно двигаться независимо от остальной части кисти. Ладонь состоит из упругих и мягких областей – подушек. Поверхность пальцев, и вся ладонь покрыта множеством подушечек. Кончики пальцев заострены, средний палец - самый длинный - является самой высокой точкой кисти. Подушки на кончиках пальцев заострены так, что направляются в середину – к среднему пальцу. Если измерить длину большого пальца с верхней стороны, она будет равна длине среднего пальца. Большой палец мощнее, чем остальные. Составные части пальцев имеют более квадратную форму, чем может показаться на первый взгляд, на последнем квадрате располагается ноготь, почти треугольной формы, с выпуклостями по обе стороны, образующие место роста ногтя. Вы лучше запомните строение руки, если изучите строение скелета кисти, после чего проблем с рисованием руки больше никогда не возникнет.


Знание строения суставов, их движения и ограниченности в движении очень важны. Первый сустав большого пальца и два первых сустава остальных пальцев являются шарнирными. Они могут двигаться только вверх и вниз, но никак не в стороны и вращательно. Если раздвинуть пальцы, самые верхние суставы каждого пальца выгибаются назад. Нижние суставы пальцев будут склоняться вперед, тогда как верхние суставы или кончики пальцев не могут быть согнуты даже под прямым углом. Заметьте, верхние два шарнирных сустава могут сгибаться только под углом 90о. Нижние суставы пальцев, как и на запястье, являются шаровыми. Существует масса положений и строений рук, которые вам предстоит изучить. Даже когда вы рисуете, можете использовать свободную руку в качестве модели. Поставьте напротив себя зеркало, и это даст вам больше возможностей изучать положения своей свободной руки.


1. Первый шаг при рисовании руки в движении – положение пальцев и кисти. Нарисуйте руку в движении и определите примерное положение руки.

2. Затем выделите объемные места – разделите кисть на части, это поможет вам определить, где выпуклые, а где плоские зоны.

4. В конце добавьте тени.


Запомните этот урок, купите учебник по анатомии и изучайте его. Можно вечно изучать строение руки, и, возможно, вам никогда не удастся нарисовать руку в одном и том же положении дважды. Каждый раз, когда вы практикуетесь в рисовании руки, вы учитесь чему-то новому. Помните, руки также важны, как и лицо. И они требуют такого же внимания и пристального изучения.

Надеюсь, этот урок пойдет вам на пользу.
Удачных работ!