Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей. Народы поволжья

Народы Поволжья в XVII в.

К началу XVII в. покорение Поволжья было уже закончено. На территории края был создан ряд опорных военно-административных пунктов, в частности Оса, Сарапул, Уфа, Самара и др., прикрывавшие край с востока от наступления соседних кочевых народов.

В середине XVII в. по образцу южных засечных черт начата была постройка так называемой Закамской черты-от Белого Яра на Волге до Мензелинска (основан около 1645 г.), дополняемой на юге Самарской чертой-от Инсара до Симбирска, с поселением мелких служилых людей для несения здесь сторожевой службы (1652-1657 гг.).

Экономическое богатство края привлекало внимание крупных московских феодалов, которые в первой половине XVII в. усиленно расхватывали земли коренного населения среднего Поволжья.

В XVII в. известны, например, крупные вотчины боярина Морозова в мордовских землях, князя Черкасского и др., с большими лесными разработками, поташными заводами и другими, преимущественно промысловыми, предприятиями, сопряженными с жестокой крепостнической эксплоатацией местного населения. О захвате земель говорит указ 1685 г.: «а которым русским людям даны мордовские и чувашские и черекесские и всякие земли, и те русские люди, сверх своих дач, завладели многими землями».

В середине XVII в. московское правительство было даже вынуждено ограничивать русские земельные захваты в крае, опасаясь упадка сбора ясака. Положение в Поволжье осложнялось этнической неоднородностью местного населения.

Здесь сталкивались татары, мари (черемисы), чуваши, мордва, к северу-удмурты, к востоку-башкиры. Царское правительство умело сеяло между этими народами рознь, которая мешала их объединению.

В частности Москва поддерживала татарских феодалов, создавая из них свою опору в крае.

Местная знать постепенно переходила на службу к московскому правительству, получая за это земельные дачи и феодальные привилегии. Так, на территории Поволжья в XVII в. распространяется категория «служилых татар». Местные челобитные содержат жалобы на эксплуатацию с их стороны и ограбление ими местного населения.

Феодальное расслоение и угнетение усиливалось политикой московского правительства. В ряду налагаемых на население повинностей немалое место заняла повинность по строительству засечных черт: на валовое и острожное дело бралось каждое лето до 5 тыс. человек-по 1 человеку с трех ясачных дворов.

Видное место в закабалении местного населения занимала система обращения в христианство. Крещение создавало привилегированное положение «новокрещенам» по сравнению с некрещеными. За крещеными в частности закреплялись вотчины и поместья родичей и к ним переходили феодальные привилегии их рода.

Только крещеным феодалам разрешалось владеть крестьянами, исповедовавшими христианскую веру. Классовые противоречия, усиливаясь религиозной и национальной рознью, ослабляли силы, национальной борьбы в Поволжье.

В борьбе с крестьянским движением местные феодальные верхи выступали в союзе с московским правительством, тогда как народное движение объединялось с широким движением русского крестьянства.

В XVII в. общее положение затрудняло самостоятельные восстания в Поволжье. В своей борьбе народы Поволжья опирались обычно на крестьянские войны Московской Руси XVII-XVIII вв. или на народное движение в соседней Башкирии.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 20. Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.:

  1. 4. Этнологическая характеристика народов Поволжья и Урала.
  2. 25. Освоение Сибири и Дальнего Востока в конце 16-17 в. Вклад русских землепроходцев в географические открытия.
  3. 42. Восточный фронт в 1918-1920 г. Борьба с Белой гвардией на Урале, Сибири и Дальнем Востоке.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.
К народам Поволжья относятся: МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ, ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ или ПОВОЛЖСКИЕ ТАТАРЫ и БАШКИРЫ. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим.
Цель настоящей работы - дать насколько возможно полное сравнительное описание традиционного хозяйства и бытового уклада народов Поволжья в XVII - первой половине XX веков.

Хозяйство.

Основу хозяйства народов Среднего Поволжья во все времена составляло земледелие, служившее главным источником их существования. В XIX - начале XX веков оно было преобладающим занятием у мордвы. У марийцев, татар и удмуртов земледелие в значительной степени дополнялось и другими, неземледельческим занятиями. У башкир до XVII века традиционным типом хозяйства было полукочевое скотоводство. А у марийцев до XVI века преобладающими занятиями были охота и рыбалка.
Но у всех народов Среднего Поволжья, важнейшей отраслью земледелия было полеводство. Оно имело полунатуральный характер и отличалось очень низкой продуктивностью, например, урожайность зерновых на территории Чувашии не превышала 40-45 пудов с десятины1. Повсеместно преобладало общинное землепользование. Община регулировала все земельные отношения крестьян-общинников. Она производила переделы земли, лугов и других угодий. Уравнительное подушное распределение земли приводило к тому, что крестьянское хозяйство получало надел в виде небольших, расположенных в разных местах участков. В XIX веке у финно-угорских народов под влиянием русского населения господствовала трехпольная система, при которой вся пахотная земля делилась на три части (три поля). Первое поле предназначалось под озимые культуры, второе засевалось яровыми культурами, а третье под пар, то есть вообще не засевалось и чаще всего использовалось для выгона скота. На следующий год паровое поле вскапывалось под озимь, озимое засевалось яровыми культурами, а яровое оставалось. В течение трех лет происходила смена всех полей. В южных районах выращивалась также пшеница, горох, конопля; последняя выращивалась на приусадебных участках и была основной технической культурой народов Поволжья. Картофель появился в Поволжье, в середине прошлого столетия, но не получил широкого распространения и возделывался в качестве огородной.

Население Самарского края формировалось в течение ряда столетий. С древнейших времен Среднее Поволжье было пограничьем различных по происхождению этнических массивов.

Когда-то за рекой Самарой, в стороне нынешнего Новокуйбышевска, простирались чужие земли – кочевья башкир, ногайцев, а прямо по реке проходила государственная граница Руси. В 1586 г. Самара была основана как погранзастава, чтобы оберегать русские земли от ногайских кочевников. Время шло, некогда враждующие народы переходили к сотрудничеству, а плодородные волжские земли влекли сюда переселенцев. Рядом стали жить русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи. Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования... Но всех объединяло одно стремление – созидать, строить, растить детей, осваивать край.

Одинаковые условия хозяйствования, тесные контакты в процессе освоения края, явились основой для выработки в традиционной культуре народов интернациональных черт. Примечательной особенностью Самарского края является отсутствие межнациональных конфликтов и столкновений. Многолетнее мирное сожительство, использование всего ценного в быте и хозяйстве соседей оказывало благодатное влияние на создание прочных связей между русским населением и другими народами Поволжья.

По данным переписи 2002 года на территории области проживает 3 миллиона 240 тыс. человек. Этнический состав населения Самарской области многонационален: 135 национальностей (для сравнения, всего в России – 165). Национальный состав населения таков:

русские составляют большинство 83,6% (2 720 200);

татары – 4% (127 931);

чуваши – 3,1% (101 358);

мордва – 2,6% (86 000);

украинцы – 1,8% (60 727);

армяне – 0,7 % (21 566);

азербайджанцы – 0,5 % (15 046);

казахи – 0,5 % (14 918);

белорусы – 0,4 % (14 082);

немцы - 0,3% (9 569);

башкиры – 0,2 % (7 885 чел.);

евреи – 0,2% (6 384);

узбеки – 0,2 % (5 438);

цыгане – 0,2% (5 200);

таджики – 0,1 % (4 624);

марийцы – 0,1 % (3 889);

грузины – 0,1 % (3 518);

другие народности (удмурты, корейцы, поляки, чеченцы, осетины, киргизы, молдаване) – 0,7% (25 764)

Бесермя́не (самоназвание - бесерман ; удм. бесерман ) - малочисленныйфинно-угорский народ в России, дисперсно проживающий на северо-западеУдмуртии в 41 населённом пункте, из которых 10 деревень - мононациональны.

Численность, по переписи 2002 года - 3,1 тысяч человек.

Говорят на наречии удмуртского языка финно-угорской группы уральской семьи, в общем близком к южным говорам удмуртского языка, что имеет объяснение в этнической истории бесермян [источник не указан 1550 дней ] .

Верующие бесермяне - православные христиане; народная религия бесермян очень близка к народной религии удмуртов, включая в себя также некоторые элементы исламского происхождения.

Кержаки́ - этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток - в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь - «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения.

Ко́ми-я́зьвинцы (коми, ёдз, коми йоз, пермяки ; коми-язьвин. комийөз, пермякйӧз, коми утьыр ; коми ёдзва комияс, язьвинса ; к.-п. коми язьвинса ) - этнографическая группа коми-зырян и/или коми-пермяков , или обособленная финно-угорскаянародность в России.

Кунгурские, или сылвенские, марийцы (мар. Кöҥгыр марий, Сулий марий) - этнографическая группа марийцев в юго-восточной части Пермского края России. Кунгурские марийцы - часть уральских марийцев, которые в свою очередь входят в число восточных марийцев. Название группа получила от бывшего Кунгурского уезда Пермской губернии, к которому до 1780-х годов относилась территория, на которой селились марийцы с XVI века. В 1678-1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением в 311 человек . В XVI-XVII веках появились марийские поселения по рекам Сылва иИрень. Часть марийцев затем была ассимилирована более многочисленными русскими и татарами (например, деревня Ошмарина Насадского сельского совета Кунгурского района, бывшие марийские деревни по верхнему течению Ирени и др.). Кунгурские марийцы приняли участие в формировании татар Суксунского, Кишертского и Кунгурского районов края.

Нагайба́ки (ногайбаки , тат. нагайбәкләр ) - этнорелигиозная группа татар, проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных районах Челябинской области. Язык - говор среднего диалекта татарского языка. Верующие - православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом .

Не́нцы (ненец. ненэй ненэче , хасово , нещанг (устаревшее - самоеды ,юраки ) - самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова доТаймыра. Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, а сибирские в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми.

ПОВОЛЖЬЯ:

Жилище калмыков соответствовало их образу жизни. Кочуя со своими стадами с места на место, калмык имел переносное жилище - юрту - своеобразный войлочный шалаш на деревянной основе. Убранство юрты составляла низкая кровать с несколькими войлоками, рядом с ней помещали ящик, где хранили «бурханы» (кумиры). Перед бурханами ставили маленький деревянный, украшенный резьбой, красками и позолотой столик с серебряными или медными чашечками, в которые клали пожертвования - масло, пшеницу и пряности. Необходимую принадлежность юрты составлял таган, занимавший ее середину. Этот очаг, в котором варилась пища, считался священным местом.

Верхняя одежда калмыков состояла из халата или однобортного бешмета, заимствованного у кавказских горцев. Бешмет стягивали на талии ременным поясом, у богатых пояс украшался железными пластинами с серебряными насечками. Зимой надевали овчинную или лисью шубу. Шапки национального калмыцкого покроя с четырехугольной тульей пользовались большой популярностью в России. По их подобию кроили головные уборы для русских ямщиков и кучеров. Одежда калмычек состояла из широкой блузы и шаровар. На голове носили низкие желтые с черным узором шапочки, украшенные золотой нитью и густой красной бахромой.

Основной пищей калмыков было козье и баранье мясо. Крепкий навар из баранины считался даже целебным. Вместо хлеба пекли пышки из ржаной или пшеничной муки в горячей золе из круто замешенного теста. Кроме них, из муки приготовляли будан - молоко, смешанное с мукой и прокипяченное в котле. Особым лакомством были также шарики из пшеничного теста, обжаренные в бараньем сале.

Немцы (выходцы из различных регионов Германии) в начале XX в. составляли колонию примерно в 400 тыс. человек и жили на территории нынешних Самарской и Саратовской областей. Первые колонисты появились здесь после манифестов императрицы Екатерины II, которые призывали всех желающих в Европе свободно поселяться в «наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших местах, до сего праздно остающихся». Немецкие поселения Поволжья представляли собой как бы государство в государстве - совершенно особый мир, резко отличающийся от окружающего его русского населения по вере, культуре, языку, быту, характеру людей.
После начала Великой Отечественной войны национальные образования немцев Поволжья были ликвидированы, а их обитатели выселены в разные области страны, преимущественно в Казахстан. Многие из немцев, вернувшихся в Поволжье в 60 - 70-х гг., после распада СССР уехали в Германию.

Татары исповедуют мусульманство суннитского толка, т. е. наряду с Кораном признают Сунну - мусульманское Священное Предание о деяниях пророка Мухаммеда. Основная часть Сунны возникла в конце VII - начале VIII в. В течение многих веков муллы и их многочисленные помощники занимались обучением мальчиков, а их жены - девочек, вследствие чего грамотность среди татар была распространена гораздо больше, чем среди русских.

Калмыки исповедуют буддизм , сохраненный ими со времени их перемещения с востока. В основе верований лежат десять заповедей о добрых и злых делах, во многом схожие с христианской религией. К злым делам относятся лишение жизни, грабеж, прелюбодеяние, ложь, угрозы, грубые слова, празднословие, зависть, злоба в сердце; добрые дела - миловать от смерти, делать подаяния, соблюдать нравственную чистоту, говорить приветливо и всегда правду, быть миротворцем, поступать согласно учению священных книг, быть довольным своим состоянием, помогать ближнему и верить в предопределение.
Немцы Поволжья - в основном лютеране . Русские - христиане православного толка.

39)Народы Европейского Севера России.

Это территория от Кольского полуострова и Карелии до Северного Урала.

Постоянное население появилось здесь в 3-2 тыс. до н.э. Местные жители умели изготавливать шлифованные каменные орудия, долбленые из древесных стволов лодки, лук и стрелы. Они выделывали глиняную посуду без применения гончарного круга, покрывали орнаментом. У народов легкий народ монголоидности при общем европеоидном облике. Древнейшие племена, скорее всего, говорили на языках Самодийской группы. Позднее сюда проникли носители языков финно-угорской группы. В конце 1- начале 2 тыс. н.э. в юго-западном Приуралье сложилось крупное племенное объединение древних пермян (создатели художественной культуры – пермского звериного стиля). Потомками их являются коми-зыряне и коми-пермяки. С 6 в. н.э. в источниках упоминается народность (весь), потомков которых теперь называют вепсами. Уже в 9 в. н.э. на Карельском перешейке обитала народность корела – предки современных карелов. В 8-11 вв. н.э. на Европейском Севере России появились словене. В наше время русские составляют большинство населения.

Хозяйство и материальная культура. Саамы и ненцы издавна занимались оленеводством. Крестьянское хозяйство русских, карелов, вепсов и обеих народностей коми стало основой формирования хозяйственно-культурного типа северных земледельцев. Первоначально земледелие осуществлялось как подсечное.

Животноводство не получило особенного развития.

Активно занимались рыболовством. Охота на пушных зверей, боровую и иную дичь. Заготовка грибов, лесных ягод и трав.

Все эти занятия сохраняют сове значение и сейчас. Добавилось звероводство.

Развивается добыча ископаемых (угль в Коми, железная руда в Карелии).

Религия. В 11-13 вв. н.э. карелы и вепсы приняли православие. У многих еще сохранялись прежние верования в лесовика, банного хозяина и других представителей низшей демонологии. В наше время среди северных русских, карелов, вепсов и коми интерес к православию невелик, но пережитки суеверий, связанных с низшей демонологией, нередко сохраняются.

41.Народы Закавказья

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микрогрупп по национальному признаку. Обладая достаточно хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.
Армянский народ сформировался на Армянском нагорье в своих основных качествах еще в IV веке до нашей эры. Государство армян было частью политического пейзажа Древнего Востока, и в конце XX века оно снова появилось на карте мира.

Грузины занимают горные долины, высокогорные участки и плоскогорья между Большим и Малым Кавказом, являясь стратегическим центром всего кавказского края. Состоящий из большого числа этнографических групп народ отличается и единством общего сознания и индивидуализмом каждого отдельного человека.

Между Грузией и адыгскими землями по побережью Черного моря лежит земля абхазов, которую называли "страной души", этногенез абхазов связывает их с древним населением земель к югу от Кавказа. В бытовой культуре абхазов ее аборигенный потенциал соединился с влияниями со стороны родственных адыгских народов и соседней Западной Грузии. Абхазия выступает во многих проявлениях как заповедник ранних традиций кавказской общности, особенно той ее горной части, которая связана с Черным морем.
Среди относительно крупных народов Закавказья проживают несколько относительно малочисленных (курды, айсоры, удины, таты, талыши). На Западном Кавказе есть селения греков, часть из которых появилась на Кавказе давно, а другая переселилась из Анатолии во второй половине XIX века.

41.Южный Кавказ (Закавказье) - геополитический регион, расположенный на границе Восточной Европы и Юго-Западной Азии, лежащий к югу от главного, или водораздельного хребта Большого Кавказа. К Закавказью относятся большая часть южного склона Большого Кавказа, Колхидская низменность и Куринская впадина, Малый Кавказ, Армянское нагорье, Талышские горы сЛенкоранской низменностью. В пределах Закавказья расположены независимые государства: Азербайджан, Армения и Грузия. В этом же регионе находятся: Абхазия и Южная Осетия, независимость которых признана лишь Россией и ещё тремя странами, а также непризнанная Нагорно-Карабахская Республика. Закавказье граничит на севере с Российской Федерацией, на юге - сТурцией и Ираном.

К закавказским республикам СНГ относят две пограничные с Россией Азербайджан и Грузию, а также Армению, которые в советский период составляли один Закавказский экономический район.

Площадь трех республик - 186,1 тыс. км2, население - 17,3 млн чел.

Самой крупной республикой по площади и населению является Азербайджан, самой маленькой - Армения.

Основные титульные народы Закавказья относятся к разным языковым семьям. Грузины являются представителями картвельской языковой семьи картвельской группы, армяне составляют также собственную группу в индоевропейской языковой семье, азербайджанцы относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Большинство грузинского населения - христиане, азербайджанцы являются приверженцами ислама шиитского толка, армяне - христианам и монофиситами.\

Азербайджа́нцы (азерб. azərbaycanlılar , آذربایجانلیلار, илиазерб. azərilər , آذری لر) - тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. Общая численность - свыше 30 миллионов человек . Помимо Ирана и Азербайджана традиционно проживают на территории современных России (Дагестан), Грузии (Борчалы) иТурции (Карс и Ыгдыр) .

Относятся к каспийскому типу европеоидной расы .

Говорят на азербайджанском языке .

Верующие азербайджанцы преимущественно исповедуют исламшиитского толка (джафаритский мазхаб) .

Формирование современного азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основноАбхазы (абх. аҧсуа) - один из абхазо-адыгских народов, коренное население Абхазии, проживающее в Северо-западной части Кавказа. Крупные диаспоры имеются также в Турции, России, Сирии, Иордании, дисперсно - в странах Зап. Европы и в США.

По переписи 1989 года, численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии), по переписи 2003 года - 94,6 тыс. человек (44 % населения), по переписи 2010 года - 122,1 тыс. человек (около 51 %). В начале XXI века их общая численность в мире оценивается в 185 тыс. человек (по данным абхазских ученых-демографов около 600 тыс.) Абхазы проживают в 52 странах мира.

Говорят на абхазском языке, большинство живущих в Абхазии - также на русском языке.

Наиболее распространённые религии - православие (с VI века) и ислам суннитского толка (с XV века).м к концу XV века .

Грузи́ны (самоназвание - картвелеби , груз. ქართველები) - народкартвельской языковой семьи . Бо́льшая часть грузинской нации сосредоточена внутри границ Грузии. . Также немало грузин живёт в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана, особенно в городе Ферейдуншехр . Множество грузин имеют тёмные волосы, встречаются блондины . У большинства грузин карие глаза, хотя у 30 % глаза голубые или серые . Благодаря удалённости грузин от основных путей вторжений и миграций территория Грузии оказалась объектом большой демографической однородности, благодаря чему современные грузины являются прямыми потомками коренных жителей Кавказского перешейка . По лингвистическому принципу грузинский народ включает три группы: иберийскую, сванскую и мегрело-лазскую , причём последние две входят в отдельные (от грузинского)языковые группы картвельской семьи . Большинство грузин традиционно исповедует христианство (православие), которое принято6 мая 319 года . В большинстве своем антропологически относятся кпонтийскому и кавкасионскому типам европеоидной расы . Самым известным в мире грузином называют Иосифа Сталина [

42. Издавна Средняя Азия и Казахстан выделялись пестротой этнического состава и большим разнообразием хозяйственно-культурных особенностей отдельных районов, различие между которыми было обусловлено описан­ными выше резкими контрастами природных условий - сочетанием об­ширных песчаных и глинистых пустынь, пригодных для скотоводства, и мощных горных систем, где в предгорьях и главным образом на под­горных равнинах, а также в долинах и дельтах рек возникали древнейшие очаги земледельческой культуры, где наряду с земледелием было развито скотоводство и рыболовство. Отдельные местности отличались одна от другой особенностями исторически сложившихся взаимосвязей между хозяйственной деятельностью населения и географической средой, что в свою очередь определяло образ жизни, характер материальной культу­ры-видов поселений и жилища, средств передвижения, пищи и т. п.

Этнографическая наука выработала принцип классификации населе­ния по так называемым хозяйственно-культурным типам; хозяйст­венно-культурные типы - это исторически сложившиеся комплексы взаимосвязанных особенностей хозяйства и культуры, характерные для народов, находящихся примерно на одинаковом уровне социально- экономического развития и живущих в сходных естественно-географи­ческих условиях.

Этнографы выделяют на территории Средней Азии и Казахстана конца XIX-начала XX в. три главных хозяйственно-культурных типа: 1) осед­лых жителей оазисов, ведущих интенсивное земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения; 2) полуоседлое население, соче­тающее скотоводство с земледелием; 3) кочевников-скотоводов. В шести из пятнадцати выделенных географами на территории Средней Азии и Казахстана природно-хозяйственных зон в дореволюционный период, судя по историко-этнографическим материалам, преобладал хозяйствен­но-культурный тип оседлых земледельцев, ведущих свое хозяйство на искусственно орошаемых землях и межгорных долинах и на равнинных предгорьях; в трех зонах - хозяйственно-культурный тип кочевников-скотоводов, значительная часть которых занималась также нерегулярным зем­леделием на своих зимовках и у временных источников и родников пустын­ной зоны; в четырех - хозяйственно-культурный тип полуоседлых зем­ледельцев и скотоводов, для которых было характерно занятие нерегуляр­ным поливным и каирным земледелием на окраинах земледельческих оази­сов и в низовьях рек, иногда сочетавшееся с рыболовством. Несколько иной вариант этого же хозяйственно-культурного типа мы видим в гор­ных районах, где горнопастбищное и отгонное скотоводство иногда соче­талось с богарным, неполивным (богара - посевы под весенние дожди) и мелкооазисным поливным земледелием.

Для каждого из крупных народов Средней Азии и Казахстана один из этих трех хозяйственно-культурных типов был основным, традиционным и преобладающим, но вместе с тем нередко отдельные этнографические или локальные группы в среде одного и того же народа относились к раз­личным хозяйственно-культурным типам.

Большинство населения Средней Азии и Казахстана в конце XIX и начале XX в. занималось оседлым земледелием на искусственно орошае­мых землях и кочевым скотоводством. Оседлые земледельческие и степные скотоводческие народы никогда не существовали изолированно друг от друга. Они всегда находились в тесных экономических взаимоотношени­ях, обмениваясь продукцией своего хозяйства; сильны были всегда также политические и культурные связи между ними. Эти многовековые связи между оседлым населением и степными племенами определили чрезвычай­но много своеобразных черт истории, образа жизни и особенностей мате­риальной и духовной культуры народов Средней Азии и Казахстана. Как показывают новейшие археологические и этнографические исследования, полуоседлые племена играли также значительную роль в истории Средней А&ии, будучи создателями своеобразных форм хозяйства и культуры.

Приведем краткую характеристику трех выделенных на территории Средней Азии и Казахстана хозяйственно-культурных типов.

1. Оседлые земледельцы. Они существовали в Средней Азии и Казахстане с древних времен, На плодородных берегах речных систем Востока, к которым следует отнести и ряд среднеазиатских рек (Аму-Дарью, Сыр-Дарью, Мургаб и др.), там, где природные условия обеспечивали возможность орошения, на основе плужного ирригаци­онного земледелия сложились древнейшие государственные объедине­ния, классовые общества и был заложен фундамент современной циви­лизации.

Еще в рабовладельческую эпоху получило распространение интенсив­ное поливное земледелие с применением крупных ирригационных соору-. жений (плотин, каналов и т. д.), на строительстве которых широко ис­пользовался труд рабов. Этот тип земледелия получил наибольшее рас­пространение на территории современных Узбекистана, Таджикистана и юга Туркмении. Он обусловил расцвет экономики могущественных древ­них рабовладельческих государств Средней Азии с их высокой и своеоб­разной цивилизацией.

Обитатели земледельческих оазисов - узбеки, таджики, туркмены и др. - на протяжении веков накопили богатейший опыт в ирригационном земледелии, в строительстве мощных оросительных сооружений, в способах орошения полей.

Земледельцы выработали ряд способов восстановления плодородия почв и агротехнических приемов по улучшению их физических и химиче­ских свойств: мелиорацию пескованием, разрушением такырной корочки, удобрение илистыми наносами оросительных вод, отбросами, землей с разрушенных глиняных построек и береговых отвалов заброшенных ка­налов, отличающихся высоким содержанием калийных солей; они при­меняли полив и промывку почв с целью избавиться от вредных солей в верхнем слое и т. п.

Районы поливного земледелия в долинах рек, межгорных котловинах и в предгорьях Средней Азии выделяются как ареалы с исключительно густым сельскохозяйственным населением. В начале XX в. в отдельных частях Бухарского и Самаркандского оазисов по Зеравшану и в Ферганской долине средняя плотность населения превышала 150-200 человек на 1 кв. км; в Хорезмском оазисе - 80-100 человек на 1 кв. км. Плотность на­селения уменьшалась к периферии оазисов. В большинстве случаев гу­стонаселенные земледельческие орошаемые территории резко отграничи­вались от соседних малозаселенных пустынных или заболоченных (в дель­тах рек) территорий, используемых под скотоводство. Поселения земле­дельцев в орошаемой зоне были приурочены к оросительным системам и располагались по соседству с обрабатываемыми участками.

В низовьях больших рек - на Аму-Дарье, Сыр-Дарье, Зеравшане- преобладал рассредоточенный («хуторской») тип поселения: отдельные усадьбы земледельцев были разбросаны сравнительно далеко одна от дру­гой (например, в Хорезме - на 400-500 м); они образовывали широкую (от 2 до 5 км) полосу вдоль главных магистральных каналов. Располо­жение усадеб зависело от направления каналов и разветвления их на более мелкие.

Характер оросительной сети в значительной степени определял рассе­ление земледельцев и в межгорных котловинах (Фергана, бассейны рек Зеравшана, Таласа, Асы и др.)? где на обширных аллювиальных конусах выноса образовалась сеть крупных кишлаков, вытянувшихся по веерооб­разно расходящимся каналам, а также в предгорьях Копет-Дага и Тянь- Шаня на границе между пустыней и горами, где массивы поливных земель окружены пустынными и горно-степными пастбищами.

Горные селения располагались чаще всего на дне широких долин и в их боковых ответвлениях. Для посевов использовался каждый клочок аллювиальных наносов горных рек.

За зоной поливных земель начиналась зона богарных земель, располо­женных по склонам и вверх по долинам горных рек. Обитатели горных районов Памиро-Алая и Тянь-Шаня - таджики, узбеки, киргизы - раз­работали разнообразные приемы полеводства в горах, на горных покатых склонах, на терассах и на конусах выноса горных рек и т. п.; ими были созданы формы интенсивного террасного земледелия.

На подгорных равнинах Копет-Дага и Нуратинских гор применя­лось «кяризное» орошение (кяриз - сооружение для использования подземных вод); устройство его требовало колоссальных затрат человеческого труда и глубоких знаний рельефа местности, строения и уклонов подстилающих грунтов. Как поливное, так и богарное земле­делие среди узбеков, таджиков, киргизов, туркмен Копет-Дага сочетались с горно-пастбищным скотоводством. Поливное земледелие в сочетании со стойловым и пустыдным отгонным скотоводством было развито среди уз­беков, каракалпаков и туркмен Хорезмского оазиса, среди узбеков и таджиков Бухарского оазиса, в Ташкентском (среди узбеков), Мургабском и Тедженском оазисах (среди туркмен), в Ферганской долине и др.

2. Полуоседлое население. Оно сочетало в своем хозяй­стве скотоводство, земледелие, а иногда и рыболовство.

У многих народов Средней Азии и Казахстана вплоть до начала XX в. сохранялись традиции нерегулярного полуоседдого экстенсивного каирного и лиманного земледелия, восходящие еще к эпохе энеолита и бронзы. Как известно, лиманный способ орошения, заключавшийся в том, что от­дельные участки речных разливов и озер изолировались, осушались и засевались, - прототип всей современной ирригации. На лиманных участках и каирных землях, окаймлявших речные протоки и озера, ши­роко практиковались посевы бахчевых культур, проса, джугары и риса. Полеводство на лиманах и кайрах очень сильно зависело от стихийных природных условий и отличалось большой неустойчивостью и нерегуляр­ностью.

Полуоседлые земледельцы и скотоводы в конце XIX и начале XX в. были расселены преимущественно на окраинах больших земледельческих оазисов, в низовьях многих рек, а также на естественно орошаемых участ­ках предгорий и северо-казахстанских степей (см. карту, стр. 36 - 37).Этот тип был распространен у обитателей дельтовых районов Аму-Дарьи и Сыр- Дарьи- каракалпаков, туркмен и северно-хорезмских узбеков; в Бухар­ском оазисе - у туркмен, узбеков и казахов; в Ферганском - у части кирги­зов и каракалпаков. В горных районах Средней Азии к этому типу относи­лись также часть таджиков (в Байсунских и Кугистанских горах южного Узбекистана), киргизов (в Иссык-кульской котловине) и узбеков, для кото­рых было характерно богарное земледелие в сочетании с горно-пастбищным скотоводством. Полуоседлое земледельческое хозяйство вели и туркмены, с давних пор сочетавшие скотоводство с земледелием. В северных рай­онах Казахстана полуоседлое земледельческое хозяйство (богарное зем­леделие) вели казахи (в бассейнах Иргиза, Тургая, Эмбы и др.).

Полуоседлое население Средней Азии и Казахстана можно подразделить на две большие группы: первую составляли недавно осевшие в культур­ной полосе оазисов и пограничных областях переселившиеся из степей кочевники-скотоводы (казахи, некоторые группы узбеков), вторую - этно­графические группы народов, которые на протяжении всей истории своего формирования вели полуоседлый образ жизни (значительная часть кара­калпаков, узбеков-аралов, а также часть туркмен и присырдарьинских казахов). Это потомки племен и народов, у которых комплексный тип хо­зяйства преобладал в древности, раннем и позднем средневековье. Оби­татели обширных дельтовых областей, приозерных и приречных районов, они унаследовали архаические традиции комплексного земледельческое скотоводческо-рыболовного хозяйства, по всей видимости, еще от обитав­ших в этих областях племен эпохи бронзы.

3. Кочевник и-скотоводы. Они занимали обширные прост­ранства степей, гор и пустынь Средней Азии и Казахстана.

Кочевое скотоводство различалось в зависимости от районов. Казахи, обитавшие в обширных степях, в недавнем прошлом (до начала XX в.) кочевали преимущественно на большие расстояния в меридиональном на­правлении, передвигаясь летом далеко на север, а зимой - далеко на юг. Территории и маршруты их перекочевок были строго определены, тради- ционны и передавались из поколения в поколение.

Для казахского кочевого скотоводства характерна ведущая роль овце­водства и коневодства.

У туркмен маршруты кочевок в пустыне были обуовнлслеы располо­жением колодцев и сезонным использованием пастбищ. Часть населения постоянно жила в оазисах, а другая выходила со стадами в пески, пере­двигаясь по определенным урочищам, расположенным недалеко от колод­цев или построенных в пустыне на такырах водосборных сооружений как, также служивших водопоями для стада. В составе стада преобладали овцы, козы и верблюды. Последние имели особенно важное значение как транспортное животное на обширных песчаных и безводных простран­ствах великих среднеазиатских пустынь.

У киргизов, занимавших горные плато и долины Тянь-Шаня, коче­вание имело преимущественно вертикальный характер, будучи связан­ным с изменением растительного покрова на пастбищах. Летние пастбища были расположены высоко в горах, на альпийских лугах, а зимов­ки - в глубоких, защищенных от холодных ветров и метелей долинах.

Значительное место среди различных пород скота в высокогорных рай­онах Памиро-Алая и Тянь-Шаня занимали горные яки.

Кочевое и отчасти отгонное животноводство было главным,но не един­ственным занятием кочевников; многие из них занимались на своих зим­них стоянках и земледелием, имевшим подсобное значение. Кочевники в горах с давних времен использовали для полеводства родниковые воды и временные сезонные потоки и выработали навыки так называемого булач- ного (на родниках-булак) и лиманного земледелия. В степях и пусты­нях они научились собирать воду на такырах после дождя и отводить ее в низины; низины эти засевали различными культурами. В Туркмении местами использовали падины (ойтак) для устройства в них бахчей и по­сева зерновых культур.

Хозяйственно-культурные типы Средней Азии и Казахстана, отражая исторически сложившиеся взаимосвязи между хозяйственной деятельно­стью населения и географической средой и являясь таким образом исто­рической категорией, претерпели изменения в процессе развития эконо­мики и культуры среднеазиатских народов. Эти изменения стали особен­но значительны в Средней Азии и Казахстане в наши дни, когда в социали­стическом сельском хозяйстве совершенно по-новому используются исто­рически сложившиеся трудовые навыки населения. Наиболее древний тип полу оседлого комплексного хозяйства исчез вместе с экстенсивными фор­мами натурального хозяйства и пережитками патриархально-родового быта. Исчезло как особый хозяйственно-культурный тип кочевое ското­водство.

Изменился общий характер животноводства. В большинстве колхозов и совхозов распространена отгоннопастбищная форма животноводства. Об- воднение значительных территорий степей Казахстана, песчаных пустынь Каракум и Кызылкум в результате ирригационного строительства и ши­рокого распространения артезианских колодцев улучшило кормовую базу, расширило площадь пастбищ, облегчило труд пастухов-скотоводов. Изме­нился и состав стада. Все большее значение приобретают ценные и вы- сокопродуктивные мясошерстные и каракульские породы мелкого рогато­го скота, мясо-молочные породы крупного рогатого скота; в связи с раз­витием новых транспортных средств сократилось верблюдоводство и ко­неводство.

Наибольший расцвет получило базирующееся на современной агро­технике поливное земледелие, производящее высокотоварные ценные сель­скохозяйственные культуры, в первую очередь хлопок.

43. Кроме антропологических и языковых особенностей, народы Сибири обладают целым рядом специфических, традиционно устойчивых культурно-хозяйственных признаков, характеризующих собой историко-этнографическое многообразие Сибири. В культурно-хозяйственном отношении территорию Сибири можно разделить на две большие исторически сложившиеся области: 1) южную – область древнего скотоводства и земледелия; и 2) северную – область промыслового охотничье-рыболовецкого хозяйства. Границы этих областей не совпадают с границами ландшафтных зон. Устойчивые хозяйственно-культурные типы Сибири сложились в древности в результате различных по времени и характеру историко-культурных процессов, протекавших в условиях однородной природно-хозяйственной среды и под влиянием внешних инокультурных традиций.

К XVII в. среди коренного населения Сибири по преобладающему типу хозяйственной деятельности сложились следующие хозяйственно-культурные типы: 1) пеших охотников и рыболовов таежной зоны и лесотундры; 2) оседлых рыболовов в бассейнах больших и малых рек и озер; 3) оседлых охотников за морским зверем на побережье арктических морей; 4) кочевых таежных оленеводов-охотников и рыболовов; 5) кочевых оленеводов тундры и лесотундры; 6) скотоводов степей и лесостепей.

К пешим охотникам и рыболовам тайги в основном принадлежали в прошлом некоторые группы пеших эвенков, орочей, удегейцев, отдельные группы юкагиров, кетов, селькупов, частично ханты и манси, шорцы. Для этих народов большое значение имела охота на мясного зверя (лося, оленя), рыболовство. Характерным элементом их культуры была ручная нарта.

Оседло-рыболовческий тип хозяйства был широко распространен в прошлом у народов, живущих в бассейнах рр. Амура и Оби: нивхов, нанайцев, ульчей, ительменов, хантов, у части селькупов и приобских манси. Для этих народов рыболовство являлось основным источником существования в течение всего года. Охота имела вспомогательный характер.

Тип оседлых охотников за морским зверем представлен у оседлых чукчей, эскимосов, отчасти оседлых коряков. Хозяйство этих народов основано на добыче морского зверя (моржа, тюленя, кита). Арктические охотники селились на побережьях арктических морей. Продукция морского зверобойного промысла кроме удовлетворения личных потребностей в мясе, жире и шкурах служила также и предметом обмена с соседними родственными группами.

Кочевые таежные оленеводы-охотники и рыболовы представляли собой наиболее распространенный в прошлом тип хозяйства среди народов Сибири. Он был представлен среди эвенков, эвенов, долган, тофаларов, лесных ненцев, северных селькупов, оленных кетов. Географически он охватывал главным образом леса и лесотундры Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря, а также простирался к западу от Енисея. Основу хозяйства составляла охота и содержание оленей, а также рыболовство.

К кочевым оленеводам тундры и лесотундры принадлежат ненцы, оленные чукчи и оленные коряки. Эти народы выработали особый тип хозяйства, основу которого составляет оленеводство. Охота и рыболовство, а также морской промысел имеют вспомогательное значение или совсем отсутствуют. Основным продуктом питания для данной группы народов является мясо оленя. Олень также служит и надежным транспортным средством.

Скотоводство степей и лесостепей в прошлом широко было представлено у якутов – самом северном в мире скотоводческом народе, у алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят, сибирских татар. Скотоводство носило товарный характер, продукция почти полностью удовлетворяла потребности населения в мясе, молоке и молочных продуктах. Земледелие у скотоводческих народов (кроме якутов) существовало как подсобная отрасль хозяйства. Частично эти народы занимались охотой и рыболовством.

Наряду с указанными типами хозяйства у ряда народов существовали и переходные типы. Так, например, шорцы и северные алтайцы сочетали оседлое скотоводство с охотой; юкагиры, нганасаны, энцы совмещали оленеводство с охотой как главным занятием.

Разнообразие культурно-хозяйственных типов Сибири определяет специфику освоения коренными народами природной среды, с одной стороны, и уровень их социально-экономического развития, с другой. До прихода русских хозяйственно-культурная специализация не выходила за рамки присваивающей экономики и примитивного (мотыжного) земледелия и скотоводства. Разнообразие природных условий способствовало формированию различных локальных вариантов хозяйственных типов, древнейшими из которых являлись охота и рыболовство.

Вместе с тем надо учитывать, что «культура» – это внебиологическая адаптация, которая влечет за собой необходимость деятельности. Этим и объясняется такое множество хозяйственно-культурных типов. Особенностью их является щадящее отношение к природным ресурсам. И в этом все хозяйственно-культурные типы сходны между собой. Однако, культура – это, в тоже время, и система знаков, семиотическая модель того или иного общества (этноса). Поэтому единый культурно-хозяйственный тип это еще не общность культуры. Общим является то, что существование многих традиционных культур базируется на определенном способе ведения хозяйства (рыбной ловле, охоте, морском зверобойном промысле, скотоводстве). Однако культуры могут быть разными в плане обычаев, обрядов, традиций, верований.

Населяют поволжские регионы России не только русские люди. В Поволжье проживают к тому же еще несколько народностей, которые считаются в этой местности коренными. Ведь в незапамятные давние времена эти земли входили в состав Половецкой степи, государств Золотая Орда и Волжская Великая Булгария .

На среднем Поволжье компактно проживают татары , потомки татар Казанского ханства. Сегодня они имеют в составе России автономию в виде автономной республики Татарстан с центром в городе Казани. Южнее татар на Среднем Поволжье проживает много чувашей и мордвинов . Еще одно, устаревшее название мордвинов в России – это черемисы.

Если вспомнить Владимира Ленина, вождя большевиков во время революции 1917 года, то в роду его отца, педагога Ильи Ульянова встречалось немало чувашей. Небольшие раскосые глаза широкие скулы, темные волосы – Илья Ульянов выглядит на портрете как типичный чуваш. В Российской империи их называли «инородцами».

Автономная в составе Российской Федерации Республика Мордовия строго к Волге выхода не имеет, но граничит с Ульяновской области Среднего Поволжья. То же самое касается и автономной Республики Чувашии.

Уже в Самарской области встречается небольшой процент казахов среди населения. Но в целом эта национальность для Поволжья не характерна. На нижнем Поволжье, на Саратовщине и Астраханщине казахов побольше. Это логично, потому что культура казахов и калмыков похожа между собой. А Автономная Республика Калмыкия и тюркоязычный Казахстан здесь совсем рядом.

Астраханщина вообще, наверное, самый многонациональный регион России. Здесь много и татар . Потому равных по уникальности астраханской кухне, например, нет. Как ей устояться в рамках чего-то одного, когда вокруг столько обычаев и традиций?

Волгоградская область – это вотчина казаков . Казаки – по паспорту русские, но особые русские. Казак, когда его спрашивают, какой он национальности, может ответить не «я русский», а «я казак».

Это вольница России еще с тех времен, когда вся она находилась под крепостным ярмом: а на юге России, в низовьях Волги, на Дону и на Кубани казаки жили свободно, не служили ни панам, ни господам. Со временем, конечно, царская власть Петербурга дотянулась и до этих краев, казаков начали призывать на царскую службу. Но гордый дух и память о вольном житье тут сохранились.

Немало в Поволжье и украинцев , однако, они в основном рассеяны по областям. Чуть компактнее ни проживают на юге Поволжья. Культура их почти одинакова с русскими, разве что говор украинцев мягок и певуч, а фигурки чуть пополнее: украинцы традиционно любят покулинарить и покушать.

На юге Поволжья расположена Республика Калмыкия, национальная автономия калмыцкого народа , народа кочевых скотоводов, всадников и охотников. У калмыков особая кухня и традиции: особое место в ней занимает мясо и молоко.

Население Самарского края формировалось в течение ряда столетий. С древнейших времен Среднее Поволжье было пограничьем различных по происхождению этнических массивов.

Когда-то за рекой Самарой, в стороне нынешнего Новокуйбышевска, простирались чужие земли – кочевья башкир, ногайцев, а прямо по реке проходила государственная граница Руси. В 1586 г. Самара была основана как погранзастава, чтобы оберегать русские земли от ногайских кочевников. Время шло, некогда враждующие народы переходили к сотрудничеству, а плодородные волжские земли влекли сюда переселенцев. Рядом стали жить русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи. Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования... Но всех объединяло одно стремление – созидать, строить, растить детей, осваивать край.

Одинаковые условия хозяйствования, тесные контакты в процессе освоения края, явились основой для выработки в традиционной культуре народов интернациональных черт. Примечательной особенностью Самарского края является отсутствие межнациональных конфликтов и столкновений. Многолетнее мирное сожительство, использование всего ценного в быте и хозяйстве соседей оказывало благодатное влияние на создание прочных связей между русским населением и другими народами Поволжья.

По данным переписи 2002 года на территории области проживает 3 миллиона 240 тыс. человек. Этнический состав населения Самарской области многонационален: 135 национальностей (для сравнения, всего в России – 165). Национальный состав населения таков:

русские составляют большинство 83,6% (2 720 200);

татары – 4% (127 931);

чуваши – 3,1% (101 358);

мордва – 2,6% (86 000);

украинцы – 1,8% (60 727);

армяне – 0,7 % (21 566);

азербайджанцы – 0,5 % (15 046);

казахи – 0,5 % (14 918);

белорусы – 0,4 % (14 082);

немцы - 0,3% (9 569);

башкиры – 0,2 % (7 885 чел.);

евреи – 0,2% (6 384);

узбеки – 0,2 % (5 438);

цыгане – 0,2% (5 200);

таджики – 0,1 % (4 624);

марийцы – 0,1 % (3 889);

грузины – 0,1 % (3 518);

другие народности (удмурты, корейцы, поляки, чеченцы, осетины, киргизы, молдаване) – 0,7% (25 764)

Бесермя́не (самоназвание - бесерман ; удм. бесерман ) - малочисленныйфинно-угорский народ в России, дисперсно проживающий на северо-западеУдмуртии в 41 населённом пункте, из которых 10 деревень - мононациональны.

Численность, по переписи 2002 года - 3,1 тысяч человек.

Говорят на наречии удмуртского языка финно-угорской группы уральской семьи, в общем близком к южным говорам удмуртского языка, что имеет объяснение в этнической истории бесермян [ источник не указан 1550 дней ] .

Верующие бесермяне - православные христиане; народная религия бесермян очень близка к народной религии удмуртов, включая в себя также некоторые элементы исламского происхождения.

Кержаки́ - этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток - в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь - «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения.

Ко́ми-я́зьвинцы (коми, ёдз, коми йоз, пермяки ; коми-язьвин. комийөз, пермякйӧз, коми утьыр ; коми ёдзва комияс, язьвинса ; к.-п. коми язьвинса ) - этнографическая группа коми-зырян и/или коми-пермяков , или обособленная финно-угорскаянародность в России.

Кунгурские, или сылвенские, марийцы (мар. Кöҥгыр марий, Сулий марий) - этнографическая группа марийцев в юго-восточной части Пермского края России. Кунгурские марийцы - часть уральских марийцев, которые в свою очередь входят в число восточных марийцев. Название группа получила от бывшего Кунгурского уезда Пермской губернии, к которому до 1780-х годов относилась территория, на которой селились марийцы с XVI века. В 1678-1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением в 311 человек . В XVI-XVII веках появились марийские поселения по рекам Сылва иИрень. Часть марийцев затем была ассимилирована более многочисленными русскими и татарами (например, деревня Ошмарина Насадского сельского совета Кунгурского района, бывшие марийские деревни по верхнему течению Ирени и др.). Кунгурские марийцы приняли участие в формировании татар Суксунского, Кишертского и Кунгурского районов края.

Нагайба́ки (ногайбаки , тат. нагайбәкләр ) - этнорелигиозная группа татар, проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных районах Челябинской области. Язык - говор среднего диалекта татарского языка. Верующие - православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом .

Не́нцы (ненец. ненэй ненэче , хасово , нещанг (устаревшее - самоеды ,юраки ) - самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова доТаймыра. Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, а сибирские в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми.

ПОВОЛЖЬЯ:

Жилище калмыков соответствовало их образу жизни. Кочуя со своими стадами с места на место, калмык имел переносное жилище - юрту - своеобразный войлочный шалаш на деревянной основе. Убранство юрты составляла низкая кровать с несколькими войлоками, рядом с ней помещали ящик, где хранили «бурханы» (кумиры). Перед бурханами ставили маленький деревянный, украшенный резьбой, красками и позолотой столик с серебряными или медными чашечками, в которые клали пожертвования - масло, пшеницу и пряности. Необходимую принадлежность юрты составлял таган, занимавший ее середину. Этот очаг, в котором варилась пища, считался священным местом. Верхняя одежда калмыков состояла из халата или однобортного бешмета, заимствованного у кавказских горцев. Бешмет стягивали на талии ременным поясом, у богатых пояс украшался железными пластинами с серебряными насечками. Зимой надевали овчинную или лисью шубу. Шапки национального калмыцкого покроя с четырехугольной тульей пользовались большой популярностью в России. По их подобию кроили головные уборы для русских ямщиков и кучеров. Одежда калмычек состояла из широкой блузы и шаровар. На голове носили низкие желтые с черным узором шапочки, украшенные золотой нитью и густой красной бахромой. Основной пищей калмыков было козье и баранье мясо. Крепкий навар из баранины считался даже целебным. Вместо хлеба пекли пышки из ржаной или пшеничной муки в горячей золе из круто замешенного теста. Кроме них, из муки приготовляли будан - молоко, смешанное с мукой и прокипяченное в котле. Особым лакомством были также шарики из пшеничного теста, обжаренные в бараньем сале. Немцы (выходцы из различных регионов Германии) в начале XX в. составляли колонию примерно в 400 тыс. человек и жили на территории нынешних Самарской и Саратовской областей. Первые колонисты появились здесь после манифестов императрицы Екатерины II, которые призывали всех желающих в Европе свободно поселяться в «наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших местах, до сего праздно остающихся». Немецкие поселения Поволжья представляли собой как бы государство в государстве - совершенно особый мир, резко отличающийся от окружающего его русского населения по вере, культуре, языку, быту, характеру людей. После начала Великой Отечественной войны национальные образования немцев Поволжья были ликвидированы, а их обитатели выселены в разные области страны, преимущественно в Казахстан. Многие из немцев, вернувшихся в Поволжье в 60 - 70-х гг., после распада СССР уехали в Германию. Татары исповедуют мусульманство суннитского толка, т. е. наряду с Кораном признают Сунну - мусульманское Священное Предание о деяниях пророка Мухаммеда. Основная часть Сунны возникла в конце VII - начале VIII в. В течение многих веков муллы и их многочисленные помощники занимались обучением мальчиков, а их жены - девочек, вследствие чего грамотность среди татар была распространена гораздо больше, чем среди русских. Калмыки исповедуют буддизм , сохраненный ими со времени их перемещения с востока. В основе верований лежат десять заповедей о добрых и злых делах, во многом схожие с христианской религией. К злым делам относятся лишение жизни, грабеж, прелюбодеяние, ложь, угрозы, грубые слова, празднословие, зависть, злоба в сердце; добрые дела - миловать от смерти, делать подаяния, соблюдать нравственную чистоту, говорить приветливо и всегда правду, быть миротворцем, поступать согласно учению священных книг, быть довольным своим состоянием, помогать ближнему и верить в предопределение. Немцы Поволжья - в основном лютеране . Русские - христиане православного толка.