Как назывался цирк в древнем риме. Большой цирк в Риме: полный гид

рим театр цирк гладиатор

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,-- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год -- после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой.

У древних римлян цирк был местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов -- дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирке, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя.

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы -- схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом.

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя -- с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное пронзается охотничьим копьем». Ци­церону вторил философ Сенека, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они -- и Цицерон и Сенека -- считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа.

Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.

Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.

Воинственные жители

Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.

Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.

В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.

Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.

Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.

Награждение

Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.

Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!

Гладиаторские бои

Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.

Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.

«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.

Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.

Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. - 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.

Бестиарии и бои диких зверей

Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.

Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было - он заглушался восторженным ревом толпы.

Откуда брали животных?

Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.

Каким он был?

Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.

Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места - только для важных персон: самого императора, консула и другой знати - были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.

Великий римский цирк

Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина - 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается . Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах - Карфагене, Коринфе, Лионе - и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.

Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»

Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.

Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!

Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.

В долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка » (лат. Circus Maximus ). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара , опустошившего Рим , выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций , заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году . Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи . Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена Цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского цирка, «Великого Цирка», строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях, в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без здания подобного рода. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов , среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Хронология

Игры

Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913

Почти полное разрушение Ц. объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть Ц. была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры Ц. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость Ц.: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблиз. 150000, а ко времени Константина увеличилось прибл. до 200000. О внутреннем убранстве Ц. можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в Ц. кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др. Главным зрелищем, собиравшим народ в Ц., были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота Ц. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц. Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis . Различались factiones между собою цветами. Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна - russata, другая - albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей Ц. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Ц. были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости всего более зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из Ц.; рука об руку с нею шла выработка понятия о неуместности её, как ремесла, для римской аристократии. Искони в цирк гоняли колесницы юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri, там же показывали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так назыв. lusus Troiae . В последние века республики все это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей). Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением Ц. Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц, их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону. Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые кучера из общества всё-таки были исключением: тон давали в Ц. профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа или Диоклета, и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру. Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотаны были ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалии также обвернуты были ремнями, все это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не иметь такой одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязаны были к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож, для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны. Амулеты покрывали сплошь сбрую лошадей, их носили на теле сами возницы. В гробницах Карфагена и Аппиевой дороги найдено немало свинцовых писем к подземным богам - писем, которые должен был доставить по назначению мертвец: возницы поручали здесь друг друга вниманию подземных богов, приглашая их наслать на противника всевозможные цирковые напасти.

Лошади

Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (лат. funales ), побеждавших по сотне раз. Испания , Африка , Италия, Греция , Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространённости коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела своё имя и свою генеалогию ; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы.

Социальное влияние

Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день - синие или зелёные.

Адрес: Италия, Рим
Длина: 600 м
Ширина: около 150 м
Координаты: 41°53"10.9"N 12°29"07.2"E

Для большинства жителей современных мегаполисов слово «цирк» подразумевает под собой массу представлений: на арене показывают свое мастерство акробаты, клоуны веселят публику, а дрессированные хищники вызывают восторг талантом их укротителя.

В Древнем Риме Большой цирк был предназначен для несколько иных целей. Его было бы правильнее назвать огромным ипподромом, на котором проводились скачки. Развалины Большого цирка, название которого на латинском языке звучало, как Circus Maximus - достопримечательность столицы Италии , которая вызывает огромный интерес среди туристов, приехавших посмотреть на «вечный город», на его памятники истории и архитектуры.

Большой цирк с высоты птичьего полёта

Большой цирк в Риме располагается в живописной долине между двумя из семи холмов, на которых построен город, Палатином и Авентином. На этом огромном ипподроме могли состязаться за право называться лучшими сразу двенадцать колесниц. Сама долина отличается огромными размерами: ее длина составляет 600 метров, а ширина, практически, 150 метров. Благодаря такой огромной площади и удобному месторасположению, древние римляне, которые любили зрелища ничуть не меньше вкусной еды, решили построить здесь гигантский, даже по современным меркам, цирк.

История создания Большого цирка в Риме

Естественно, документов и свидетельств, найденных в результате археологических раскопок, которые могли бы пролить свет на точную дату постройки Большого цирка, увы, слишком мало. Поэтому мнения историков и археологов на сей счет немного расходятся. По официальной версии первые скачки на роскошных колесницах в долине были проведены во время правления царя Тарквиния Приска. Он находился у власти еще в 500 году до нашей эры. Приблизительно до 330 года до нашей эры колесницы мчались по открытому пространству долины, а зрители, собравшиеся посмотреть на это зрелище, стояли на возвышенностях. Никаких построек в те времена между Авентином и Палатином тогда не было.

Вид Большого цирка с северо-запада

Лишь в 330 году до н.э. в долине был построен, так называемый, старт для колесниц. Именно с этой точки лошади, везущие колесницу, и начинали свой забег. Долина давала возможность проводить скачки лишь по прямой линии. Человек, сидевший в колеснице, доезжал от «старта» до конца долины, затем разворачивал лошадей и, стараясь обогнать соперников, мчался назад.

Существуют предположения, что в 330 году до нашей эры состязания на территории Большого цирка в Риме проводились исключительно после окончания жатвы . Такое мнение может говорить о том, что скачки были своеобразным праздником после сбора урожая, а на месте их проведения крестьяне обрабатывали почву. В последнее время археологам удалось в долине найти остатки временных построек, которые служили ложей для особо знатных гостей, пришедших посмотреть на состязания колесниц.

Вид Большого цирка с юго-востока

Первые статуи и ворота, клети, где содержались животные, появились в Большом цирке только после окончания последней пунической войны - приблизительно в 146 году до нашей эры. Удивительно, но именно в те времена были заложены первые правила и схема проведения скачек, которые сохранились и до наших дней. Связано это было с тем, что посредине долины был прорыт канализационный тоннель, высота которого составляла более 4,5 метров, а ширина - 2,5 метра. Конечно же, в долине образовался холм, сравнивать который древние римляне не захотели. Привычная схема скачек «вперед-назад» уже не могла существовать, и колесницам пришлось ездить по кругу. Огромное строение Circus Maximus стал самым первым в мире кольцевым ипподромом.

Расцвет и упадок Большого цирка

Гай Юлий Цезарь, который прославился не только своими победами на полях кровопролитных битв, но и талантом политика, по-настоящему любил Рим и свято верил в то, что он действительно станет «вечным городом», впрочем, как и вся Римская империя. Именно поэтому во время его правления строительство различных зданий и арен, руины которых сохранились и до настоящего времени, велось поистине бешеными темпами и, конечно же, с особым размахом. Не остался без его пристального внимания и Circus Maximus, который по его приказу был расстроен до невероятных размеров. Если сравнивать современные цирки и стадионы, к примеру, легендарный Уэмбли , то их площади просто меркнут перед площадью Большого цирка в Риме.

Невероятно, но кроме постоянных лож для знати за скачками могли сидя наблюдать 250 тысяч плебсов, ровно столько же (!) было и стоячих мест. Отсюда можно сделать вывод, зрелища привлекали полмиллиона жителей Древнего Рима. Три огромные башни, ворота, через которые покидали цирк победители на своих колесницах, и узкая площадка посередине арены были возведены в рекордно короткие сроки. Эту возвышенность было решено украсить потрясающими обелисками, которые были специально доставлены в Рим из Египта . К слову, эти обелиски чудом сохранились и продолжают удивлять современных туристов. Правда, уже не на территории Большого цирка: одну из них перенесли на Пьяцца дель Пополо, а вторую водрузили почти у входа в Латеранский дворец.

Свою лепту в строительство Большого цирка внес не только Гай Юлий Цезарь . Во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, на них могли располагаться только те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные, изготовленные из бронзы, билеты. Верхние ярусы были выполнены из крепких пород древесины. Клавдий не остановился на достигнутом и решил выполнить некоторые меты из дорогого мрамора, которые были отделаны золотом. Правитель Нерон, прославившийся как злобный тиран, уничтоживший «вечный город», решил, что Цезарь слишком мало отвел места для всадников, и задумал увеличить число колесниц, участвующих в забегах. Для этого он попросту засыпал канал, который был вырыт задолго до его рождения.

Вид Палатин с Большого цирка

64 год нашей эры стал для Рима катастрофой. Пожар, уничтоживший практически весь город, не обошел стороной и Большой цирк: все верхние ярусы, которые были построены из дерева и в которых находились различные лавки и трактиры, были полностью сожжены. Несмотря на разруху, в эпоху властвования Марка Ульпия Нерва Траяна, уже в 81 году были построены роскошные ворота и воссозданы верхние деревянные ложи. Однако архитекторы того времени допустили массу ошибок в своих расчетах, и современным археологам удалось выяснить, что многочисленные обвалы унесли тысячи жизней римлян.

Последнее массовый конный забег состоялся в 549 году. После этого Большой цирк Рима начал приходить в упадок . Ярусы обрушивались, состязания всадников на колесницах более не стали интересовать римлян. В Средние века Рим постоянно расстраивался: строители недолго думали, где брать материал для постройки новых жилых домов. Они попросту разбирали Большой цирк и другие сооружения, возведенные еще во времена расцвета Великой Римской Империи.

Общий вид арены Большого цирка

С местом, где сейчас турист может увидеть немногочисленные развалины Большого цирка, связана одна очень интересная легенда. Справедливости ради стоит отметить, что она не подтверждена никакими научными фактами. Некоторые древние римляне в своих письменах говорят о том, что в Риме было сложно встретить хотя бы одну женщину: все население города состояло практически из мужчин. Римляне пошли на хитрость: точнее, небезызвестный Ромул. Он организовал грандиозный праздник между двумя холмами и пригласил на него семейства из близлежащих городов. В разгар представления, римские мужчины с оружием в руках бросились на приглашенных, и похитили всех девушек и женщин. Эта легенда даже носит свое название: «похищение сабиянок». Вслед за этим разразилась война, но эта история уже не имеет никакого отношения к долине, расположенной между Палатином и Авентином. Это, скорее всего, просто легенда, о ней можно узнать из рассказов, передававшихся из поколения в поколение. Также во Флоренции сейчас можно увидеть статую, датирующуюся 1583 годом, и названную скульптором - похищение сабиянок.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременно частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение отвечали не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представления был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течении нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. были учреждены новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов.

В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1. торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой;

2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

4. Заканчивались представления обычным пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических дней. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - Ш. вв. до н.э.

Крупнейшим достижение аутентичной Римской культуры был цирк. Это слово означающее для нас веселые и красочные зрелища. Но не по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не похож на цирк наших дней.

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково. но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк.

Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке. Так называлась природная лощина размером примерно 600 x 150 м. между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега. В первые века Республики граждане могли участвовать в состязании и сами, и посылая туда своих коней и рабов. Венок, которым награждался хозяин победившей упряжки, считался столь же почетным, как воинский венок за доблесть. В более позднее время зрительский азарт поддерживался соперничеством цирковых партий (при Республике их было две). Без конских ристаний не обходился ни один праздник. Высшие должностные лица подавали знак к началу бегов. Большой цирк вмещал до 150-200 тыс. зрителей. Свои формы, обращенные к массовой аудитории, имела идеология славы. Так, всенародным зрелищем был так называемый триумф - торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского. Триумфатор в расшитой золотом одежде, украшенный атрибутами Юпитера, в колеснице четверней двигался по городу. Перед ним везли напоказ добычу, изображения захваченных городов, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их предводителей или царей (которых, не доведя до храма, отправляли в тюрьму, где обычно и убивали). Здесь же шли ликторы со знаками власти, а за колесницей следовало войско, чьи победные восклицания подхватывались толпой. Солдаты распевали свои песни, иногда с грубыми насмешками над триумфатором (чтобы не сглазить его счастье). В храме он совершал благодарственное жертвоприношение. Завершался праздник пиром с угощением для народа. Триумф, предоставлявшийся сенатом, считался серьезным событием: он облегчал дальнейшую карьеру самому полководцу, а сыновьям его - соискание должностей. В театральное действо обращались и похороны знатного человека. В погребальном шествии участвовали "изображения" (раскрашенные маски) знаменитых предков умершего. По словам Полибия, они надевались на людей подходящего роста и сложения, одетых в соответствии с должностями изображаемых. Они сопровождали тело на колесницах, а впереди них несли знаки отличия. На Форуме шествие останавливалось. Мертвого обычно ставили стоймя, "дабы он был виден всем", "предки" в масках рассаживались "по порядку в креслах из слоновой кости". "Неужели, - восклицает Полибий, - можно взирать равнодушно на это собрание изображений людей, прославленных за доблесть, как бы оживших, одухотворенных?" "Перед лицом всего народа, стоящего кругом", сын или другой родственник произносит речь, воскрешающую в памяти присутствующих "деяния прошлого", и "личная скорбь родственников обращается во всенародную печаль". По окончании похвального слова умершему оратор "переходит к повествованию о подвигах всех присутствующих здесь покойников, начиная от старейшего из них. Таким образом непрестанно возобновляется память о заслугах доблестных мужей, этим увековечивается слава граждан, совершивших чтолибо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомство; вместе с тем - и это всего важнее - обычай поощряет юношество ко всевозможным испытаниям на благо государства, лишь бы достигнуть славы, сопутствующей доблестным гражданам" (пер.Ф. Мищенко).

Такие ритуальные похвалы, связывавшие военные подвиги умершего со всем его нравственным обликом, Дионисий Галикарнасский называл "древним изобретением римлян". Цицерон, правда, сетовал на то, что "изза этих похвальных слов наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: вымышленные триумфы, многие консульства, даже вымышленные родословия.". Однако и в его время образцы такого красноречия, хранившиеся в фамильных архивах, находили практическое применение, служа продолжению определенной традиции. От масок, выносившихся на похоронах, вел свое начало знаменитый римский скульптурный портрет с его интересом к индивидуальным чертам лица, стремлением к правдивости и неприкрашенности. Постепенно складывающийся облик города давал возможность как бы созерцать картины римских побед. На его площадях и улицах умножались памятники военной славы: храмы, посвященные победам, колонны, воздвигнутые в честь полководцев, статуи знаменитых римлян. Со II в. до н.э. появляется и специфически римский тип памятного сооружения - триумфальная арка. Этому способствовало изобретение римскими строителями бетонной техники, стимулировавшее широкое распространение арочносводчатых конструкций и преобразовавшее античную архитектуру. Аркады играют роль несущего элемента в очень характерном типе римских сооружений, вошедшем существенным элементом в римский городской пейзаж, - в акведуке (надземном водопроводе). Тип арочного акведука был выработан в 40х годах II в. до н.э., когда был сооружен первый его образец - Марциев акведук. Если раньше спектакли устраивались только раз в год (на Римских играх), то в конце III - начале II в. устанавливаются еще три праздника, которые сопровождаются сценическими представлениями. Кроме того спектакли могли устраиваться и по поводу погребальных игр, триумфов и т.п. С начала II в. до н.э. в обычай входят звериные травли - во времена Республики их устраивали в Большом цирке. Иногда это бывали просто "охоты" на безопасных зверей, но ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Кровавые зрелища все больше дорожали. В конце II в. до н.э. гладиаторские игры были в первый раз даны магистратами. Их популярность росла очень быстро (хотя до конца Республики они, как и театральные представления, давались во временных деревянных сооружениях).

Самые различные события в государственной и общественной жизни Рима имели тенденцию принимать зрелищный облик или, во всяком случае, находить то или иное отражение в стихии зрелищ. Зрелища были рассчитаны на активность зрителей и как бы собирали зрительскую толпу в единое целое, позволяя воздействовать на общественное настроение. Если сравнивать эти настроения римлян с агоническими реалиями греков, чувствуется заметная разница между мирным и гуманистическим началом в зрелищах греков и брутальнокровавых игрищах римлян.