Как ввести человека в когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс — теория и практика

Что означает когнитивный диссонанс? Встретившись с данным понятием, большинство людей теряются, потому что не понимают его значения. Однако оно довольно нередко встречается в нашей повседневной жизни. В большинстве случаев так часто, что мы этого и не замечаем. Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Теория когнитивного диссонанса

Теорию когнитивного диссонанса называют теорией Фестингера. Этот ученый первым описал психологическое состояние индивида, который сталкивается с неким несоответствием своего представления о предмете или явлении. Фестингер назвал теорию когнитивного диссонанса таким состоянием, при котором рушится привычное представление о предмете. Личность остается в растерянности от того, что не знает, что делать с новой информацией, как ее применить и что следует предпринять.

Когнитивный диссонанс как явление развивается по нескольким причинам. Эти причины просты и объяснимы для того, кто задумывается над происхождением тех или иных понятий. Теория когнитивного диссонанса – тема, которая заслуживает детального рассмотрения и всестороннего изучения. Как правило, она интересует людей, близких к психологии, занимающихся личностным развитием и самосовершенствованием. Примеров из жизни можно привести достаточное количество.

Несовпадение ожиданий

Это первая и самая главная причина появления когнитивного диссонанса. Несовпадение ожиданий приводит к тому, что человек начинает выстраивать у себя в голове поиск понимания какого-то вопроса , искать соответствующее объяснение. А это не всегда можно сделать рациональным путем. Если произошедшее явление или событие не соответствует тем ожиданиям, которые возлагаются участниками действия или просто наблюдателями, то происходит когнитивный диссонанс. Это явление иначе еще называют умственным потрясением. Пример можно привести такой: на экзамене преподаватели лучшего ответа всегда ожидают от более сильного ученика. Если посредственный ученик начинает вдруг проявлять яркие незаурядные способности, а отличник при этом по какой-то неведомой причине не может связать двух слов, то аттестационная комиссия находится, мягко говоря, в сильном удивлении. Так происходит формирование когнитивного диссонанса. Его теория подразумевает присутствие некоего умственного несоответствия, разногласия в понимании сути вещей.

Разность мнений

Такое явление как разность мнений тоже может стать причиной формирования когнитивного диссонанса. Дело в том, что в ситуации спора каждый человек склонен считать себя правым. Вот почему теории оппонента часто воспринимаются как неправильные и в некоторых случаях даже как недостойные внимания. Таким образом, люди защищают свое личное пространство, сохраняют свою индивидуальность. Верность собственному мнению позволяет оставаться самим собой, не подстраиваться под партнера. Теория когнитивного диссонанса включает в себя множество примеров, которые показывают, насколько людям порой трудно примириться с наличием противоположного суждения.

Сама теория когнитивного диссонанса подразумевает некоторое несогласие с взглядами и суждениями оппонента. То есть человек намеренно или невольно начинает выступать против своего собеседника. Даже если между ними нет открытого конфликта, напряжение во взаимодействии все равно будет чувствоваться. Некоторые люди годами не высказывают друг другу тех претензий, которые носят в своем сердце. Такая позиция позволяет им открыто не конфликтовать и не выражать до последнего момента накопившегося недовольства. Конечно, такой подход нельзя назвать правильным. Скорее он помогает утратить доверие, отношения становятся сухими и формальными. Примером может служить ситуация, когда партнеры защищают свое личное пространство и при этом узнают друг о друге что-то совершенно неожиданное. Здесь когнитивный диссонанс проявлен очень четко.

Отступ от общепринятых норм

В общественном сознании нормы морали имеют большое значение. Когда кто-то пытается выступать против социальных установок, у окружающих обычно бывает шок. Просто сознание людей так устроено, что оно воспринимает только ту информацию, которую оказывается в силах осмыслить, понять и принять. Любое отступление от общепринятых норм часто воспринимается не просто в штыки, а как нечто опасное. Люди в большинстве случаев стараются избегать неизвестных понятий. Подсознательно у них срабатывает механизм внутренней психологической защиты. Примером когнитивного диссонанса в данном случае может служить восприятие гомосексуального поведения окружающими. Большинство людей просто не могут воспринимать такое явление адекватно. Если это касается их родственников, для многих то обстоятельство является поводом для стыда. Такие подробности о своих родственниках люди не решаются рассказывать в кругу коллег, опасаясь выраженного непонимания и осуждения.

Конфликт социального характера

Теория когнитивного диссонанса чрезвычайно интересна исследователям в области самосовершенствования и личностного роста. Современная психологическая наука рассматривает этот феномен с разных сторон, пытаясь понять его природу. Когнитивный диссонанс возникает из-за социальных разногласий. Социальное неравенство порождает множество непониманий и появление открытого недовольства. Стремясь заботиться о собственном благополучии, люди иногда с легкостью забывают о тех, кто находится рядом.

Проявления когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс в повседневной реальности проявляет себя определенным образом. Это явление достаточно часто встречается в нашей жизни. Если бы люди внимательнее относились даже к собственным чувствам, то смогли бы обнаружить проявления некоего несоответствия своих и чужих ожиданий. Каковы способы выражения теории когнитивного диссонанса?

Психологический дискомфорт

Данный феномен представляет собой обязательное условие для появления когнитивного диссонанса. Психологический дискомфорт появляется тогда, когда личность не имеет возможности удовлетворить свои значимые потребности. Дело в том, что человек просто не знает, как справиться с нарастающей тревогой и отчаянием. Он предпринимает какие-то попытки для того, чтобы почувствовать себя лучше, но это не всегда удается. Психологический дискомфорт становится ярким проявлением несоответствия внутреннего ожидания предпринятым усилиям. Люди чаще всего даже не пытаются анализировать, что с ними происходит на самом деле, и не понимают собственных чувств. Психологический дискомфорт часто заставляет личность искать какие-то оправдания своим поступкам, надеяться на посторонних людей. В сложных ситуациях почти каждый чувствует себя крайне неуверенно.

Чувство растерянности

Когнитивный диссонанс относится к числу таких феноменов, которые нередко начинают управлять жизнью человека. Чувство растерянности посещает человека тогда, когда он сталкивается с непонятной для себя ситуацией. Пытаясь решить ее привычным для себя способом, он часто терпит неудачу. Поэтому в состоянии растерянности так трудно бывает найти правильное решение. Выход для каждого может иметься в своей собственной стороне. Но при несоответствии ожиданий человеку свойственно теряться. В некоторых случаях утрачивается вера в собственные перспективы и возможности. Чувство растерянности во многих случаях не позволяет добиться значимых результатов. Человека начинает посещать ощущение неуверенности в себе. Перспективы и возможности видятся весьма туманными, неопределенными и даже нереальными. Если бы каждый человек научился сохранять чувство внутреннего равновесия, то смог бы почувствовать себя лучше при любых обстоятельствах. Чувство растерянности часто мешает нам ощутить прекрасные мгновения жизни, приблизиться к пониманию сущности своего бытия.

Негативные чувства

Не всякие чувства приносят человеку радость и счастье. Эмоциональная сфера представляет собой систему, которая еще до конца не изучена ведущими специалистами в области психологии. Известно, что позитивные эмоции помогают продлевать жизнь, а негативные чувства способствуют ухудшению качества жизни. Состояние человека меняется в зависимости от испытываемых им эмоций. Негативные чувства часто создают когнитивный диссонанс. Это происходит по той причине, что эмоции сильно влияют на возможность людей слышать и понимать друг друга. В жизни существует достаточно примеров того, какое большое влияние оказывают чувства на душевное состояние. Личность может полноценно развиваться только тогда, когда она не ограничена в собственных эмоциях. Отвергание и отторжение чего-либо не дает возможности приблизиться к желаемому результату. Несоответствие собственных ожиданий приводит к внутреннему конфликту, не позволяет личности почувствовать себя счастливой и самодостаточной. Чем больше человек склонен зацикливаться на собственных недостатках, тем сильнее он подвержен негативному влиянию стресса.

Таким образом, когнитивный диссонанс представляет собой такое явление, при котором личность никак не может ощущать себя целостной и самодостаточной . Чем больше удивления, негативных впечатлений мы испытываем в момент эмоционального потрясения, тем становится труднее поверить в происходящее, попытаться найти верное решение.

Добрый день, Захир!
В самом начале я прочла, что Вы свободно владеете английским языком, и свободно владеете азербайджанским языком. Это очень важно. Потом, в Вашем маленьком сообщении трудно понять, насколько Вы свободно владеете русским языком?
Далее: диссонанс- мужск.рода в переводе с французского- нестройность музыкальных звуков, разладица, разнозвучие, разногласие, несогласие, рознь... В противоположность- созвучию, согласию, звучанию...
Диссонанс- соединение 2-х и более звуков, не удовлетворяющее, неуспокаивающее музыкальное чувство- дисгармония

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») - термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Ассоциации - связь идей, восприятий и т.д. согласно сходству, сосуществованию, противоположности и причинной зависимости. Есть свободные ассоциации, возникающие в сновидении, спонтанные инсайты. Управляемая или контролируемая ассоциация в юнговском толковании сновидений, спонтанные идеи, которые исходят из данной ассоциации сна и постоянно с ней связаны. Личностные ассоциации к образам в сновидениях...

Так как Вы связаны с Кино,(а мне это тоже близко) то Кинофильм, тоже Образ, который проецирует на экран много содержаний, а человек Переводит их.
Так вот, на психологическом языке, например, фильм на одном языке, а перевод, не синхронный на другом, может исказить понимание содержания и смысл того, что хотел передать Режиссер своему зрителю.
И соответственно, Зритель, получая Проекцию Режиссера обратно, переводит ее исходя из Своей собственной, встроенной Системы языков, смыслов, их Культурных контекстов, и т.д.
На языке аналитической психологии словесные ассоциации, которые очень сильно проявляются в виде аффекта, могут помочь увидеть сильно окрашенные области Психического. И фильм, как один из Проводников в эти Области- несет много переводов.


Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами, философией. Именно это позволяет нам чувствовать себя целостными и удовлетворёнными. Но нередко в своей обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в нашем сознании сталкиваются друг с другом какие-то противоречивые представления, реакции, идеи. Именно здесь заходит речь о состоянии когнитивного диссонанса. И, несмотря на периодическое появление этого феномена в жизни каждого из нас, мало кто задаётся вопросом о том, что же это такое на самом деле. Тем не менее, обладать элементарными нужно каждому человеку, ведь это поможет ему лучше узнать, в первую очередь, себя самого.

Итак, что такое когнитивный диссонанс и как он проявляется в нашей жизни?

Понятие «когнитивный диссонанс» происходит от двух латинских слов – «cognitio», означающего «познание» и «dissonanita», означающего «отсутствие гармонии», и представляет собой особое состояние, во время которого человек ощущает психический дискомфорт, вызванный столкновением в его сознании противоречащих друг другу убеждений, идей, реакций в отношении какого-то явления или объекта.

В качестве примера можно привести такую ситуацию: вы стоите на улице и видите двух человек – солидного мужчину и бродягу. У вас есть своё представление о каждом из них: солидный мужчина представляется интеллигентным, воспитанным, джентльменом, а бродяга – скорее, полной его противоположностью. Но вот у приятного мужчины звонит телефон, он отвечает на звонок и начинает громко разговаривать, употребляя массу нецензурных выражений, плюясь на тротуар и совершенно не обращая внимания на окружающих. В то же время бродяга подходит к вам, и достойным настоящего интеллигентного человека тоном интересуется у вас о том, который час и как ему пройти по такому-то адресу. Как минимум, вы будете удивлены и обескуражены таким положением вещей – противоположные представления и убеждения только что столкнулись в вашем сознании. Это и есть когнитивный диссонанс.

Впервые теорию когнитивного диссонанса предложил американский психолог Леон Фестингер в 1957 году. При помощи неё он пытался объяснить конфликтные ситуации в познавательной сфере личности, вызванные событиями, явлениями или действиями других людей. Эта теория обусловлена двумя гипотезами :

  • В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. На это влияет, главным образом, сопутствующее диссонансу состояние психологического дискомфорта.
  • Для нейтрализации этого дискомфорта человек будет стремиться избегать ситуаций, которые могут его усугубить.

Причины для возникновения когнитивного диссонанса могут разными:

  • Какая-либо ситуация из настоящего не соответствует опыту из прошлого
  • Мнение одного человека идёт вразрез с мнением окружающих
  • Незнакомые человеку традиции и обычаи других народов
  • Логическое несоответствие каких-либо фактов

Влияние когнитивного диссонанса часто недооценивается, в то время как на самом деле оно очень серьёзно. Как уже говорилось, само это состояние возникает при несоответствии знаний человека. Поэтому, к примеру, для принятия решения человек иногда должен оставить в стороне свои знания и поступить как-то иначе, что, в свою очередь, создаёт несоответствие между тем, что он думает, и тем, что он делает. Результатом этого становится изменение установок, что просто необходимо и неизбежно для того, чтобы знания человека были согласованы. Именно это служит катализатором того, что многие люди часто оправдывают какие-то свои поступки, мысли, ошибки и действия, изменяя свои убеждения в угоду им, ведь это нейтрализует внутриличностный конфликт.

Когнитивный диссонанс, в зависимости от ситуации, имеет свойство становиться сильнее или слабее. Например, в ситуации, когда человек помогает человеку, которому это особо не нужно, степень диссонанса минимальна, но в случае, если человек понимает, что должен срочно приступать к важной работе, но занимается чем-то посторонним, степень будет выше. Интенсивность состояния диссонанса напрямую зависит от важности выбора, стоящего перед человеком. Однако любой факт диссонанса мотивирует человека на его устранение . Способов это сделать существует несколько:

  • Изменить тактику своих действий
  • Изменить свои убеждения
  • Критически оценивать новую информацию

Ситуация для примера: человек стремится к обретению спортивного телосложения. Это красиво, приятно, позволяет чувствовать себя хорошо, и здоровье станет крепче. Чтобы он должен начать заниматься, посещать спортзал, регулярно ходить на тренировки, правильно питаться, соблюдать режим и т.п. Если человек не делал этого раньше, он должен, во что бы то ни стало начать, либо найти множество причин, по которым ему это не нужно, и он не станет этим заниматься: нет времени или денег, плохое (якобы) самочувствие, да и так телосложение, в принципе, нормальное. Таким образом, любые действия человека будут направлены на уменьшение диссонанса – избавление от противоречий внутри него самого.

Но появления когнитивного диссонанса можно избежать. Чаще всего в этом помогает простое игнорирование всякой информации касаемо проблемы, которая может отличаться от уже имеющейся. А в случае уже возникшего состояния диссонанса, нейтрализовать дальнейшее развитие этого процесса можно, добавив в систему своих убеждений новые, заменив ими старые. Получается, что нужно найти такую информацию, которая «оправдает» имеющиеся мысли или поведение, и стараться избегать противоположной информации. Но нередко такая стратегия приводит к страху диссонанса, предубеждениям, возникновению личностных расстройств и даже неврозам.

Чтобы не воспринимать когнитивный диссонанс болезненно, нужно просто принять то факт что это явление вообще имеет место быть. Важно понимать, что несоответствие между каким-то элементами системы убеждений человека и действительным положением вещей всегда будет находить отражение в жизни. По сути, гораздо проще принять факты такими, какие они есть, и постараться подстроиться под обстоятельства, не тратя свои силы на мысли о том, что, возможно, что-то сделано не так, какое-то решение было принято неверно, какой-то выбор был осуществлён не совсем правильно. Если что-то уже свершилось, значит, так тому и быть. В одной из книг знаменитого писателя Карлоса Кастанеды, в которой он описывает процесс своего обучения у индейского шамана, его учитель говорит ему об одном очень эффективном способе жить – быть Воином. Здесь не стоит вдаваться в подробности философии этого пути, а нужно лишь сказать о том, что одной из основных его особенностей является то, что человек может сомневаться и раздумывать до того момента, пока он не принял решение. Но сделав свой выбор, он должен отбросить прочь все свои сомнения и мысли, сделать то, что нужно, и спокойно принять результат каким бы он ни был.

Что же касается мировоззрения в целом, то состояние когнитивного диссонанса возникает чаще всего лишь потому, что мы твёрдо убеждены, что что-то должно быть именно так и никак по-другому. Многие люди считают, что их мнение – единственно верное, правильно только так, как они думают, всё должно быть, как они хотят. Эта позиция самая малоэффективная для гармоничной и счастливой жизни. Наилучшим же вариантом будет принятие того, что всё может совершенно отличаться от наших мыслей, воззрений и убеждений. Мир полон не просто разных людей и фактов, но также всяческих загадок и необычных явлений. И нашей задачей является научиться смотреть на него с разных углов, принимая во внимание любые возможности, а не быть «узколобыми», упёртыми и зацикленными на себе и своих знаниях людьми. Когнитивный диссонанс – состояние, присущее, в разной мере, каждому человеку. Важно о нём знать и уметь его определять и нейтрализовывать. Но не менее важно принять его как данность.

Каково ваше мнение по этому вопросу? Наверняка, при прочтении статьи вам вспомнилось несколько интересных примеров когнитивного диссонанса из личной жизни. Расскажите о своём опыте, ведь ничто не вызывает такого интереса, как реальные истории. Кроме того, многим будет интересно почитать и о том, как кто-то другой выходит из этого состояния. Так что ждём ваших историй и комментариев.

У каждого человека существует уникальный внутренний «прибор», некий цензор, помогающий определять негативные и положительные аспекты повседневной жизни. Люди называют его «совесть». И каждый в своей жизни сталкивался с моментами (ситуациями), которые нужно решать, идя вразрез существующих правил и привитых норм поведения, чувствуя при этом внутренний дискомфорт.

Не обращая внимания на угрызения совести, люди совершают несвойственные поступки, чувствуя, что это единственно правильное решение. При этом переживая глубокое противоречие. Это и есть ответ на вопрос, что такое когнитивный диссонанс, определение которого с латинского означает «познание».

Когнитивный диссонанс: внутренний дискомфорт личности

Психологи говорят об этом синдроме, как об определенном психическом состоянии, проходящим с дискомфортом осознания собственного «Я». Данная ситуация сопровождается дисбалансом (несостыковкой) в человеческом сознании ряда противоречащих понятий либо идей.

Несмотря на такое сложное определение с когнитивным диссонансом сталкивался каждый человек в своей жизни. Порой, такое ощущение приходит по вине самой личности, но чаще синдром развивается по независящим причинам.

Родоначальники теории

Автором теории когнитивного диссонанса является американский психолог Фриц Хайдер. А полная разработка и описание синдрома принадлежит другому специалисту по психологии из США – Леону Фестингеру. Он стал основателем когнитивной психологии, которая увидела свет в 1957 году.


Леон Фестингер, автор теории когнитивного диссонанса

Толчком к созданию теории когнитивного диссонанса послужило широкое распространение всевозможных слухов после землетрясения в Индии 1934 года. Жители регионов, не пострадавших от толчков, стали распространять слухи, что следует ожидать новых, более сильных подземных сотрясений, угрожающих остальным местностям. Эти пессимистичные и абсолютно необоснованные прогнозы расползлись по всей стране.

Фестингер, изучая и пытаясь объяснить повальную веру в слухи, сделал оригинальный вывод: «Люди неосознанно стремятся к внутренней гармонии, балансу между личностными поведенческими мотивами и получаемой извне информацией» .

Иными словами, жители раздували слухи, пытались оправдать внутренний страх перед угрозой нового землетрясения, чтобы объяснить собственное иррациональное состояние.

Теоретические принципы

В теории когнитивного диссонанса Фестингером были использованы главные постулаты гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология – направление психологии, образовавшееся в Германии начала XX века. Ее представители утверждали, что человеческое восприятие мира не зависит только от совокупной суммы различных ощущений, а единичная личность не описывается через отдельные свойства. В человеческом сознании все части организуются в единое целое (гештальт).

Главные цели гештальтпсихологии – развитие осознанного мышления отдельного индивидуума, конечным шагом которой является принятия и понимание себя как личности. По мнению приверженцев этого направления, личность стремится к полной гармонии представлений о себе, окружающих их мнении и любых уже имеющихся знаний.


Главные постулаты гештальтпсихологии

Возникающее несоответствие таких представлений воспринимается личностью, как нечто очень неприятное, которое следует максимально сгладить. Когда человек сталкивается с внутренними противоречиями, у него развивается специфическая мотивация, меняющая мышление:

  • человек полностью пересматривает одно из привычных представлений;
  • либо отыскивает замену понятий в качестве новой информации, наиболее близкой к событию, спровоцировавшему внутренний дискомфорт.

В Россию термин «когнитивный диссонанс» ввел в широкий обиход Виктор Пелевин . Знаменитый автор в своих книгах описывал когнитивный диссонанс, что это простыми словами, доступными непосвященному человеку.

Это понятие сейчас используется в повседневной жизни, там, где можно обойтись выражением: «Я озадачен». Чаще внутренние конфликты, вписывающиеся в определение синдрома, возникают на фоне эмоционального, морального или религиозного несоответствия.

Гипотезы системы

Разрабатывая теорию когнитивного диссонанса, Фестингер использовал две главные гипотезы:

  1. Личность, сталкиваясь с психологическим внутренним несоответствием, будет любыми способами пытаться преодолеть дискомфорт.
  2. Беря на вооружение первую гипотезу, человек неосознанно создает вторую. Она гласит, что личность после «знакомства» с когнитивным диссонансом, всячески будет стараться избегать повторения подобных ситуаций.

То есть, когнитивный диссонанс определяет дальнейшее поведение человека. Он относится к категории мотивационных. На основании этого можно сделать вывод о сути теории.

Суть когнитивного диссонанса

Так как этот синдром является мотивационным, он имеет непосредственное влияние на развитие индивида. Такое состояние становится определяющим в поведенческих реакциях человека, влияя на его жизненную позицию, убеждения и взгляды.

Как именно отреагирует человек, столкнувшись с когнитивным диссонансом, зависит от его жизненного опыта, склада характера и наличия подобных событий в прошлом. Личность может испытывать чувство раскаяния, совершив определенный поступок. Причем угрызения совести наступают не сразу, а через промежуток времени, заставляя человека искать оправдание действиям, смягчая ощущение вины.

Проблема когнитивного диссонанса кроется в следующем факте. Личность, пытаясь разрешить внутренний дискомфорт, занимается не поиском настоящей истины, а примитивным приведением уже имеющихся знаний к одному общему знаменателю . То есть поиском первого попавшего подходящего оправдания.


Проблема когнитивного диссонанса

Фестингер не только подробно разъяснил суть теории когнитивного диссонанса, но постарался объяснить причины и пути возможного выхода из возникшей ситуации.

Причины развития синдрома

Возникновение когнитивного диссонанса можно объяснить следующими причинами:

  1. Расхождение между принятыми обществом нормами поведения и жизненных убеждений.
  2. Несоответствие полученной информации, исходящей из события, которое имеется в жизненном опыте.
  3. Несостыковка привычных человеку понятий, которыми он руководствуется, принимая определенные решения.
  4. Возникновение противоречивых идей, наличие врожденного упрямства. Когда человек не желает следовать и подчиняться принятым в обществе этическим и культурным нормам.

Как смягчить диссонанс

Это состояние провоцирует развитие стойкого внутреннего противоречия, создающего сильный дискомфорт. У некоторых, особо чувствительных людей внутренний стресс вызывает развитие бессонницы, апатию, утрату жизненного интереса .


Как избавиться от когнитивного диссонанса

Чтобы снизить дискомфорт, психолог предлагает использовать следующие способы:

  1. Изменить поведенческую линию. При ощущении, что поступок будет неправильным, идущим вразрез с убеждениями, измените тактику поведения, вплоть до полного отказа от любых действий.
  2. Изменить свое отношение (переубеждение). Чтобы снизить ощущение виновности и повысить чувство, что поступок правильный, постараться поменять личностное восприятие ситуации.
  3. Дозировать информацию. Попытаться воспринять только положительные аспекты имеющейся ситуации, при этом отсекая возможный негатив. Отрицательные эмоции следует не принимать серьезно либо постараться обойти стороной.
  4. Изучить ситуацию со всех сторон. Узнать все нюансы, факты и получить более полное восприятие, которое поможет сформировать терпимую для себя линию поведения. Ее и сделать единственно правильной.
  5. Ввести дополнительные элементы. Чтобы купировать процесс развития синдрома, попробуйте «разбавить» его каким-либо иным фактором. Главная цель – перекроить сложившуюся ситуацию в позитивном и более выгодном виде.

Жизненная ситуация

Представьте вполне обыденную ситуацию. У вас имеется хорошая работа. Приходит новый шеф, с которым не складываются служебные отношения. Появляются придирки с его стороны, некорректное поведение. Хамство директора вызывает желание избавиться от него. Но смена руководства без смены работы невозможна.

Что делать, как убрать сложившийся дискомфорт? Есть три варианта выхода:

  1. Рассчитаться и уволиться со службы.
  2. Выработать в себе умение философски относиться к хамоватому директору и перестать реагировать на его выпады.
  3. Терпеть, убедив себя в том, что потеря хорошей работы с доброжелательным, привычным коллективом и неплохой зарплатой перевешивает «минус», который представляет собой неприятный шеф.

Любой из трех вариантов решает возникшую проблему и купирует когнитивный диссонанс. Но первый создает дополнительные сложности (поиск другой работы). Этот вариант наихудший. Варианты 2 и 3 – самые щадящие, но и они требуют работы над собой.

Ученый, изучая когнитивный диссонанс и разрабатывая пути выхода из него, опирался на ряд реальных жизненных случаев . Их знание помогает понять суть ситуации и избавиться от нее «малой кровью».

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

Эти реальные истории, случившиеся с людьми, являются самыми типичными психологическими примерами когнитивного диссонанса.

Пример 1 . Во время II Мировой войны в одном американском лагере, где проживали японские беженцы, появились слухи о лживости американцев. Люди говорили, что, такие хорошие условия для жизни, которые существовали в лагере, американцы организовали неспроста. Их дружелюбие обманчивое, а якобы приличный быт создан специально, чтобы усыпить бдительность беженцев для облегчения расправы над ними.

Такие слухи японские беженцы распускали из-за внутреннего непонимания искренности американцев. Ведь в представлениях японцев США – страна, настроенная по отношению к Японии крайне враждебно.

Пример 2 . Взятый из басни. Всем известный сказ про виноград и хитрую голодную лисицу – яркий пример когнитивного диссонанса. Зверь очень хочет отведать виноград, но не может достать ягоды на высоко растущей лозе. Тогда лисица, пытаясь убрать возникший внутренний дискомфорт, убеждает себя, что виноград зеленый и кислый.

Пример 3 . Поговорим с заядлыми курильщиками. Все они отлично знают, что пагубная привычка негативно сказывается на здоровье, и курение нужно бросать. Но сила привычки оказывается сильнее. Человек оправдывает себя тем, что именно с ним ничего не произойдет.

Создавая внутреннюю уверенность в безопасности, курильщик приводит в пример (для успокоения) судьбы различных знаменитостей. Например, Фиделя Кастро, который дожил до преклонных лет, не выпуская из рук сигару. Курильщиком делается вывод, что вред от никотина преувеличивается – обретается внутренний покой и дискомфорт отступает.

Опасность когнитивного диссонанса

Такая особенность психологического склада человека становится на руку многим мошенникам-манипуляторам. Зная основы и суть синдрома, можно умело манипулировать людьми. Ведь личность, боясь появления внутреннего дисбаланса, способна согласиться на неприемлемые для нее поступки.

Мошенники играют в этом случае и на врожденном внутреннем тщеславии, которое имеется у каждой личности . Например, чтобы «развести» человека на деньги, следует изначально убедить его в щедрости, умело проведя предварительную беседу. А затем попросить деньги. Возникший когнитивный диссонанс играет на руку мошенникам. Жертва отдает деньги, чтобы удержать в себе уверенность в собственной доброте.

Польза когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс может стать и полезным. В этом случае нужно научиться не искать первое попавшееся оправдание в попытке заглушить внутреннее противоречие. Вместо этого спокойно размышляя, распутать весь клубочек тревожащей ситуации, превращая неудобство в мощный стимул саморазвития.

Именно так практикуют в желании познать себя дзен-буддисты. Они искусственно создают мощное состояние когнитивного диссонанса, выводя личность за рамки привычного логического восприятия событий.

Таким образом, человек приближается к «сатори» (полному пробуждению). У дзен-буддистов эта практика называется «парадоксальный притч-коан». Стоит попрактиковаться – ведь жизнь, основанная на внутренней гармонии, ведет к долголетию и процветанию.

Когнитивный диссонанс – это негативное состояние, при котором наблюдается у индивидов психический дискомфорт, вызванный конфронтацией в их сознании противоречащих представлений, ценностей, знаний, мировоззрений, идей, верований, поведенческих установок или реакций эмоционального характера.

Концепция когнитивного диссонанса впервые была предложена Л. Фестингером, специалистом в сфере психологии управления мышлением. В своих изысканиях в ходе анализа мироощущения личности он основывался на принципах равновесия. Свою теорию он начал с постулата, что индивиды устремлены к определенной слаженности как необходимому внутреннему состоянию. При возникновении противоречий у индивидов между багажом знаний и действиями они стремятся каким-то образом объяснить такое противоречие, вследствие чего представляют его в качестве «непротиворечия» с целью достижения чувства внутренней когнитивной слаженности.

Причины когнитивного диссонанса

Выделяют следующие факторы, вызывающие состояние когнитивного диссонанса, вследствие которого индивиды зачастую ощущают внутреннюю неудовлетворенность:

— логическое несоответствие;

— несхожесть мнения одного человека с общепринятым;

— нежелание следовать нормам культуры, устоявшимся на определенной территории, где традициям временами руководствуются больше чем законодательством;

— конфликт уже пережитого опыта со сходной новой ситуацией.

Когнитивный диссонанс личности возникает вследствие неадекватности двух когниций индивида. Личность, располагая сведениями по какой-нибудь проблеме, бывает вынуждена проигнорировать их при принятии решения и как результат, появляется несоответствие или диссонанс между представлениями индивида и его реальными действиями. Вследствие подобного поведения наблюдается смена определенных представлений индивида. Оправдывается такое изменение, исходя из жизненной необходимости человека, поддерживать согласованность собственных знаний.

Именно поэтому человечество готово оправдывать собственные заблуждения, ведь индивид, совершивший проступок, склонен выискивать оправдания для себя в мыслях, при этом постепенно сдвигая собственные установки относительно произошедшего в направлении того, что случившееся в действительности не настолько страшно. Таким путем индивид «управляет» собственным мышлением с целью минимизации конфронтации внутри себя.

Современная теория когнитивного диссонанса Фестингера обнаруживает свою цель в изучении и истолковании противоречий, возникающих, как у отдельных человеческих особей, так и у коллектива людей.

Каждый в течение определенного отрезка времени приобретает некоторое количество жизненного опыта, но преодолевая временной предел, ему надлежит функционировать согласно обстоятельствам, в которых он существует, вразрез полученным знаниям. Это будет вызывать психологический дискомфорт. А для ослабления такого дискомфорта личности приходится выискивать компромисс.

Когнитивный диссонанс в психологии это попытка объяснить мотивацию человеческих поступков, их действий в многообразии житейских ситуаций. А эмоции являются основным мотивом соответствующего поведения и действий.

В концепции когнитивного диссонанса знаниям логически противоречивым приписывается статус мотивации, которая призвана обеспечить ликвидацию зарождающегося чувства дискомфорта при столкновении с несоответствиями за счет трансформации существующих знаний или социальных предписаний.

Автор теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер утверждал, что данное состояние является сильнейшей мотивацией. По классической формулировке Л. Фестингера, диссонанс когниций является несоответствием между мыслями, установками, информацией и др., при этом отрицание одного понятия исходит из существования другого.

Концепция когнитивного диссонанса характеризует методы ликвидации или сглаживания таких противоречий и демонстрирует то, как индивид это совершает в типичных случаях.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни: в институт поступило два индивида, один из которых медалист, а второй – троечник. Естественно преподавательский состав ожидает отличных знаний от медалиста, а от троечника ничего не ждут. Диссонанс наступает тогда, когда такой троечник отвечает грамотнее, более развернуто и полно на вопрос, чем медалист.

Теория когнитивного диссонанса

Большинство мотивационных теорий впервые обнаруживаются еще в трудах древних философов. Сегодня насчитывается таких теорий уже несколько десятков. В современных психологических учениях о мотивации, притязающих на объяснение человеческого поведения, превалирующим сегодня считается когнитивный подход к мотивационной сфере личности, в направлении которого особым значением обладает феномены, связанные с пониманием и знаниями индивида. Основным постулатом авторов когнитивных концепций была точка зрения, заключавшаяся в том, что поведенческие реакции субъектов направляют знания, суждения, установки, представления, взгляды о происходящем в мире, мнения о причинах и их следствиях. Знание не представляет собой простую совокупность данных. Представления личности о мире предопределяют, конструируют будущее поведение. Все совершаемое индивидом и то, каким образом он совершает, зависит не столько от фиксированных нужд, глубинных стремлений и извечных желаний, сколько от относительно переменчивых представлений о действительности.

Когнитивный диссонанс в психологии это состояние дискомфорта психики личности, спровоцированное конфронтацией конфликтующих представлений в его сознании. Социально-психологическое ученье о когнициях разработано для объяснения изменений когниций (мнений, аттитюдов, установок) в качестве метода ликвидации логических конфликтных ситуаций.

Когнитивный диссонанс личности характеризуется специфической особенностью, которая заключается в связывании воедино и , другими словами эмоциональный и познавательный составляющие установок.

Состояние когнитивного диссонанса зарождается вследствие осознания индивидом того, что его поступки не имеют под собой достаточных оснований, то есть он действует в конфронтации с собственными аттитюдами и установками, когда личностное значение поведения неясно или неприемлемо для индивидуумов.

Концепция когнитивного диссонанса приводит доводы того, что из вероятных методов толкования и оценивания подобной ситуации (предметов) и собственных действий в ней индивид отдает предпочтение тем, которые порождают минимум тревоги и угрызений совести.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни приводил А. Леонтьев: арестанты-революционеры, которых заставляли копать ямы, безусловно, воспринимали подобные действия в качестве бессмысленных и неприятных, уменьшение когнитивного диссонанса произошло после того, как арестанты переинтерпретировали собственные действия – они стали думать, что копают могилу царизму. Такая идея способствовала появлению приемлемого личностного смысла для деятельности.

Диссонанс когниций может возникать как следствие прошлых поступков. Например, когда индивид в конкретной ситуации совершил поступок, который затем провоцирует у него появление угрызений совести, вследствие чего в толкование обстоятельств и их оценивание могут быть внесены поправки, которые ликвидируют основания для переживания данного состояния. В большинстве случаев это выходит просто, так как жизненные обстоятельства зачастую неоднозначны. Так, например, когда курильщик узнает об открытии причинно следственной связи между возникновения раковых опухолей и курением, у него появляется множество средств, направленных на уменьшение когнитивного диссонанса. Таким образом, в соответствии с когнитивными теориями о мотивации, поведение личности имеет зависимость от ее мировоззрений и когнитивной оценки ситуации.

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Зачастую для ликвидации когнитивного диссонанса применяется внешняя атрибуция или оправдание. Ответственность за действия может сниматься признанием их в качестве вынужденных мер (заставили, приказали) или оправдание может базироваться на корысти (хорошо оплатили). В случаях, когда поводов для внешнего оправдания мало, то в ход идет другой метод – изменение установок. Например, если индивид был вынужден солгать, то потом неосознанно он вносит поправки в свое первоначальное суждение о действительности, подстраивая его под «ложное заявление», вследствие чего оно субъективно преобразуется в «правду».

По ряду постулатов данная концепция сходится с положениями теорий когнитивного баланса и атрибуции, введенными австрийско-американским психологом Ф. Хайдер, который основывался в своих теориях на принципах гештальтпсихологии.

В многообразии ситуаций, возникающих в обыденной жизни, диссонанс может увеличиваться или уменьшаться. Степень его выраженности зависит от проблемных задач, которые встают перед индивидом.

Диссонанс возникает при любых условиях, если индивиду необходимо сделать выбор. При этом его уровень будет увеличиваться в зависимости от степени важности данного выбора для человека.

Наличие диссонанса независимо от уровня его интенсивности принуждает индивида освободиться от него на сто процентов или существенно уменьшить его, если по каким-либо причинам совершить это пока невозможно.

Для уменьшения диссонанса, индивид может использовать четыре способа:

— изменить собственное поведение;

— трансформировать одну из когниций, другими словами заверить себя в обратном;

— отфильтровывать поступающие сведения относительно конкретной проблемы;

— применить критерий правды к поступившим сведениям, признать ошибки и действовать согласно новому, более конкретному и четкому постижению проблемы.

Иногда индивид может предупредить возникновение данного состояния и его следствия внутреннего дискомфорта с помощью попытки избежать информации о своей проблеме, которая вступает в конфронтацию с уже имеющимися данными.

Фильтрационные механизмы личностно значимой для индивидов информации хорошо прописаны в теории Зигмунда и Анны Фрейд о психологических «защитах». Противоречие, зарождающееся в сознании субъектов относительно значимой глубинно-личностной тематики, является согласно З. Фрейду, ключевым механизмом в формировании неврозов.

Если диссонанс уже зародился, субъект может предупредить его преумножение посредством присоединения одного или нескольких элементов когниций в познавательную схему на смену существующего отрицательного элемента, провоцирующего диссонанс. Следовательно, субъект будет заинтересован в отыскивании такой информации, которая одобрит его выбор и ослабит или устранит данное состояние полностью при этом необходимо избегать источников информации, которые могут спровоцировать его увеличение. Нередко подобные действия субъектов могут привести к отрицательным результатам – у индивида может появиться предубеждение или боязнь диссонанса, что представляет собой опасный фактор, воздействующий на взгляды индивида.

Между несколькими когнитивными составляющими могут наличествовать отношения противоречия. При возникновении диссонанса индивиды стремятся к снижению его интенсивности, избеганию или абсолютному избавлению от него. Подобная устремленность оправдывается тем, что субъект своей целью ставит трансформацию собственного поведения, нахождение новой информации, которая касалась бы ситуации или явления, породившего диссонанс.

Совершенно объяснимо, что для индивида проще согласиться с имеющимся положением дел, подправив собственные внутренние представления в соответствии со сложившейся ситуацией, вместо продолжительного размышления над проблемой правильности его действий. Зачастую это негативное состояние появляется как результат принятия серьезных решений. Предпочтение одной из альтернатив (одинаково заманчивых) дается личности непросто, однако совершив, наконец, такой выбор, индивид нередко начинает осознавать «противопоставленные когниции», другими словами позитивные аспекты той версии, от которой он отвернулся, и не совсем позитивные стороны той альтернативы, с которой согласился.

Для ослабления или полного подавления диссонанса, индивид стремится преувеличить важность принятого им суждения, в то же время, приуменьшая существенность отвергнутого. Вследствие такого поведения другая альтернатива утрачивает в его глазах всякую привлекательность.

Когнитивный диссонанс и полная (состояние тяготящего напряжения, чувства безысходности, тревожности) имеют одинаковые адаптивные стратегии для избавления от проблемной ситуации, так как и диссонанс и фрустрация вызывают у субъектов чувство дисгармонии, которое они всеми силами стараются избегать. Однако наряду с этим диссонанс и ситуация, его спровоцировавшая, могут являться одновременно и фрустрацией.

Когнитивный диссонанс Фестингера

Когнитивные мотивационные теории, интенсивно разрабатывающиеся сегодня, берут собственное начало от широко известных трудов Л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса в работе Фестингера обладает двумя принципиальными достоинствами, которые отличают научную концепцию от ненаучной. Первое достоинство заключается, если пользоваться формулировкой Эйнштейна, в ее опоре на максимально общие основания. Из таких общих оснований Фестингер вывел следствия, которые возможно подвергнуть экспериментальной проверке. Это является вторым достоинством ученья Фестингера.

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера подразумевает некоторую конфронтацию между несколькими когнициями. Он трактует когницию довольно широко. В его понимании когницией является любое знание, убеждение, мнение относительно среды, собственных поведенческих реакций или себя. Негативное состояние переживается субъектом как ощущение дискомфорта, от которого он стремится избавиться и восстановить внутреннюю гармонию. Именно такое стремление считается мощнейшим мотивирующим фактором поведения человека и его мировоззрения.

Состояние противоречия между когницией Х и когницией Y зарождается, если из когниции Х не выходит когниция Y. Консонанс между Х и Y, в свой черед, наблюдается, когда из Х выходит Y. Индивид всегда устремлен на достижение внутренней непротиворечивости, то есть стремится к состоянию консонанса. Так, к примеру, индивид, расположенный к полноте решил придерживаться диеты (Х-когниция), но не в состоянии отказать себе в плитке шоколаде (Y-когниция). Индивиду, желающему похудеть, не рекомендуется употреблять шоколад. В этом и заключается диссонанс. Его зарождение мотивирует субъекта на редукцию, другими словами на ликвидацию, уменьшение диссонанса. Для решения данной проблемы у индивида имеется в наличии три главных способа:

— одну из когниций трансформировать (в конкретном примере – перестать употреблять шоколад или завершить диету);

— минимизировать значимость когниций, входящих в отношения противостояния (решить, что излишний вес не является большим грехом или что употребление шоколада не влияет на значительное увеличение массы тела);

— присовокупить новую когницию (плитка шоколада увеличивает вес, но наряду с этим, благотворно воздействует на интеллектуальную сферу).

Последние два способа являются своеобразной адаптивной стратегией, то есть индивид приспосабливается с сохранением проблемы.

Когнитивный диссонанс требует снижения и мотивирует его, ведет к видоизменению отношений, а затем и поведения.

Ниже представлены два наиболее знаменитых эффекта, связанных с появлением и устранением когнитивного диссонанса.

Первый – происходит в ситуации поведения, конфликтующего с оценочным отношением к чему-либо индивида. Если субъект соглашается сделать без принуждения что-нибудь, каким-либо образом несоответствующее его установкам, точке зрения, и если такое поведение не имеет убедительного внешнего оправдания (денежное вознаграждение), то в последующем установки и взгляды трансформируются в направлении большего соответствия поведения. В случае, когда субъект согласится на действия, идущие немного вразрез с его моральными ценностями или нравственными ориентирами, то результатом этого будет появление диссонанса между нравственными убеждениями и знанием о поведении, а в дальнейшем убеждения изменятся в направлении понижения нравственности.

Второй эффект, полученный в ходе исследований диссонанса когниций, называется диссонансом после принятия трудного решения. Тяжелым называется решение, когда альтернативные явления или предметы, из которых предстоит сделать выбор, одинаково привлекательны. В подобных случаях, чаще всего, после свершения выбора, то есть после принятия решения, индивид переживает когнитивный диссонанс, который является следствием вытекающих противоречий. Ведь в избранном варианте, с одной стороны, существуют негативные аспекты, а в отвергнутом варианте, с другой стороны, обнаружены положительные черты. Другими словами принятая альтернатива отчасти плоха, но все же принята. Отклоненный вариант отчасти хорош, но отвергнут. В ходе экспериментального анализа результатов трудного решения было выявлено, что со временем после принятия подобного решения растет субъективная привлекательность выбранной альтернативы и снижается субъективная привлекательность отклоненной.

Индивидуум, таким образом, освобождается от когнитивного диссонанса. Другими словами личность убеждает себя по поводу выбранного варианта, что такой вариант не просто немного лучше отклоненного, а существенно лучше. Подобными действиями субъект как бы расширяет альтернативы. Отсюда, можно сделать выводы, что сложные решения увеличивают вероятность поведенческих реакций, соответствующих выбранному варианту.

Например, когда индивид долго терзался выбором между автомобилями марки «А» и «Б», но в итоге отдать предпочтение марке «Б», то в последующем шанс выбора автомобилей марки «Б» будет несколько выше, чем до его приобретения. Это связано с ростом относительной привлекательности автомобилей марки «Б».

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера является специфической вариацией проблемных ситуаций. Поэтому необходимо определить при помощи каких защитных механизмов и незащитных адаптивных инструментах осуществляется адаптивная стратегия, если она применяется с целью избавления личности от диссонансов. Такая стратегия может быть неудачной и вызывать усиление диссонанса, порождая новые фрустрации.

Также существуют силы, оказывающие сопротивление уменьшению диссонанса. Например, изменение в поведении и суждениях о таком поведении зачастую меняются, но иногда это сложно или связано с утратами. Сложно, к примеру, отказаться от привычных поступков, так как они нравятся индивиду. Новый когнитивный диссонанс и полная фрустрация могут возникнуть вследствие трансформации других вариаций привычного поведения, несущей за собой материальные и финансовые потери. Существуют формы поведения, порождающие диссонанс, которые индивид не в состоянии видоизменить (фобические реакции).

В заключение можно сказать, что теория когнитивного диссонанса Фестингера достаточно проста и в кратком изложении выглядит следующим образом:

— могут существовать между когнитивными элементами отношения несоответствия;

— возникновение диссонанса способствует зарождению стремления к снижению его воздействия и избеганию его дальнейшего роста;

— проявления такого стремления заключаются в трансформации поведенческого реагирования, видоизменении отношения или в сознательном поиске новых мнений и информации относительно суждения или явления, породившего диссонанс.

Примеры когнитивного диссонанса

Что такое когнитивный диссонанс? Определение данного понятия лежит в понимании того, что каждое действие индивида, идущее вразрез с его знаниями или убеждениями, будет провоцировать возникновение диссонанса. При этом неважно будут ли такие действия вынужденными или нет.

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Для того чтобы это понять можно рассмотреть стратегии поведения на примерах. Данное состояние могут вызвать простейшие ежедневные житейские ситуации. Например, индивид стоит на остановке и видит перед собой двух субъектов, один из которых производит впечатление солидного и успешного мужчины, а второй – напоминает бомжа. Двое этих людей что-то едят в обвертке. Согласно знаниям индивида первый субъект должен выкинуть обвертку в урну, которая находится на той же остановке в трех шагах от него, а второй субъект, по его мнению, скорее всего, выкинет бумажку там же где и стоит, то есть не будет утруждать себя тем, чтобы подойти и выкинуть в урну мусор. Диссонанс наступает тогда, когда индивид видит поведение субъектов, которое идет вразрез с его представлениями. Другими словами, когда солидный мужчина бросает обвертку себе под ноги и когда бомж преодолевает расстояние в три шага, чтобы выкинуть бумажку в урну, наступает противоречие – в сознании индивида сталкиваются противоположные представления.

Другой пример. Индивид желает обрести спортивное телосложение. Ведь это красиво, притягивает взгляды противоположного пола, позволяет ощущать себя хорошо, способствует улучшению здоровья. Для достижения цели ему необходимо начать заниматься регулярными физическими упражнениями, нормализовать питание, стараться соблюдать режим и придерживаться определенного дневного распорядка, или найти кучу оправдывающих факторов, свидетельствующих о том, что ему не так уж и нужно (не достаточно финансов или свободного времени, якобы плохое самочувствие, телосложение в пределах нормы). Любые действия индивида, таким образом, будут устремлены в сторону уменьшения диссонанса – освобождения от конфронтации внутри него самого.

При этом практически всегда можно избежать появления когнитивного диссонанса. Зачастую этому способствует элементарное игнорирование любой информации относительно проблемного вопроса, которая от имеющейся может отличаться. В случае уже зародившегося состояния диссонанса, следует нейтрализовать его дальнейшее развитие и усиление, путем добавления в систему собственных представлений новых убеждений, заменив ими старые. Примером этому служит поведение курильщика, понимающего, что курение наносит вред здоровью его и окружения. Курильщик находится в состоянии диссонанса. Выйти из него он может:

— изменив поведение – бросить курить;

— изменив знание (убедить себя в преувеличенной опасности курения или внушить себе, что вся информация о вреде курения вовсе недостоверна);

— воспринимая любые сообщения о вреде курения с осторожностью, другими словами попросту игнорировать их.

Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам.

Что значит когнитивный диссонанс? Простыми словами определение его заключается в следующем. Диссонанс – это некоторое состояние, при котором личность чувствует дискомфорт, вызываемое наличием двух и более противоречивых знаний (убеждений, представлений) об одном явлении. Поэтому для того чтобы не ощущать когнитивный диссонанс болезненно, следует просто принять за факт то, что такое явление просто имеет место быть. Необходимо понимать, что противоречия между какими-то элементами системы верований личности и реальным положением вещей неизменно будут находить отражение в бытие. А принятие и осознание того, что абсолютно все может полностью отличаться от собственных мыслей, позиций, представлений и убеждений позволяет избегать диссонансов.