Конспект занятия по рисованию в старше группе. «Белая береза

Татьяна Семеняко

Программные задачи:

Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза». Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком. Формировать эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

Листы бумаги формата А4, тонированные в пастельные тона: голубой, розовый, сиреневый, либо цветная бумага для принтера; гуашь, блестки, клей; кисти мягкие, например, белка №4, 5. У педагога – образец с изображением зимней березы.

Предварительная работа:

Чтение стихотворения «Белая береза» С. Есенина; беседы о березе, о зимнем явлении природы – инее; рисование деревьев; прогулки и наблюдения. Словарная работа: игра «Скажи красиво» (подбор определений к словам).

Педагог: Ребята, недавно мы прочли красивые стихи о зимней заснеженной березе, и сегодня я снова напомню их вам:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. (Показываю изображение березы)

Поэт Сергей Есенин нашел очень красивые слова, чтобы рассказать о березе. Только я не поняла, каким это серебром принакрылась береза? (снегом или инеем). Но ведь снег белый. Почему его сравнивают с блестящим металлом? (снег блестит, искрится, особенно при свете солнца). На дворе зима, у березы нет листвы, почему же поэт называет ветки пушистыми? (они покрыты пушистым снегом, инеем). Давайте мы с вами опишем березу так же красиво, как поэт Сергей Есенин, только своими словами. Какая береза?

Дети отвечают: белая, красивая, стройная, снежная, серебристая, нарядная. Педагог: Молодцы! Вы подобрали такие замечательные слова, что я представила березу как красивую девушку, которая повязала нарядную шаль с бахромой и вышла прогуляться.

Давайте, ребята, выйдем из-за столов и «прогуляемся».

Динамическая пауза «Березка»

Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод,

И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода).

Разойдемся в круг большой (расходятся,

И покружимся с тобой (кружатся).

Дует ветер на тебя (вдох-выдох,

И садятся птицы (приседают).

А на ветках у тебя

Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).

На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам,

Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся)

Предлагаю нарисовать сегодня красивую стройную зимнюю березку с ветками, покрытыми серебристым инеем. Кто хочет рассказать, что нарисуем сначала, что потом? Дети рассуждают: нарисуем снежную поляну, на ней березу – ствол, ветки.

Педагог: У березы ветви прямые или изогнутые? (Изогнутые)

Педагог: Как будем рисовать изогнутые ветви? (От ствола вверх, закругляем, вниз)

Как вы думаете, зачем нужна краска с блестками? (чтобы нарисовать иней)

Педагог: Все правильно. И помните про черные черточки на коре березы. Их лучше нарисовать в конце работы.

Дети приступают к рисованию. Педагог по мере необходимости проводит индивидуальную работу. Методы: похвала, словесное побуждение, показ.


Итог занятия: выставка работ. Педагог: Сколько берез! Ребята, как называется большое количество берез в одном месте: лес, бор, дубрава, роща? Дети: Березовая роща.

Педагог: Предлагаю вам сейчас рассказать о своих березах: какие они – большие или маленькие, что делают – спят или разговаривают друг с другом. Вот мой образец. Слушайте внимательно: Моя береза – совсем ребенок: маленькая, тоненькая. Недавно прошел снег, засыпал ей все ветки, и они сильно наклонились. Моя березка спит и ей снится сон про лето.

2-3 ребенка по желанию рассказывают про березу.


Безусловно, изящные белые березки – это одни из самых распространенных и всеми горячо любимых деревьев. Поэты нередко посвящают им строки своих красивых стихотворений, а художники изображают их черно-белые стволы на своих красочных полотнах. Поэтому, чтобы понять, как нарисовать березу, полезно будет ознакомиться с творчеством самых знаменитых живописцев, посетив для этого ближайший музей изобразительного искусства. Также можно нарисовать березу карандашом прямо с натуры, придя для этого в какой-нибудь парк либо даже в лиственный лес.
Перед тем как нарисовать березу стоит подготовить:
1). Ластик;
2). Альбомный листочек;
3). Карандаш;
4). Линер;
5). Разноцветные карандаши.


Легче всего понять, как нарисовать березу карандашом поэтапно, если не торопиться, а медленно рисовать каждое дерево шаг за шагом:
1. Наметьте линию горизонта. Изобразите тонкую тропинку приблизительно в середине. Наметьте пять стволов березок. Старайтесь, чтобы деревья были разного размера;
2. Прорисуйте стволы деревьев, изобразите ветки и наметьте характерные для берез полоски;
3. Вдали наметьте очертания леса. Нарисуйте на переднем плане пару камней;
4. Наметьте листву деревьев;
5. Теперь вы знаете, как нарисовать березу поэтапно с помощью карандаша. Но это всего лишь эскиз, который надо раскрасить. Но сначала обрисуйте эскиз линером. Березы также проштрихуйте линером, изобразив с его помощью характерный для них узор;
6. Ластиком удалите первоначальный эскиз;
7. Темно-серым карандашом закрасьте полоски, а также ветки берез;
8. Коричневым и серым карандашами заштрихуйте камни;
9. Зеленым раскрасьте листву берез;
10. Голубым обозначьте облака и заштрихуйте небо;
11. Темно-зеленым закрасьте лес, а ярко-зеленым – траву;
12. Коричневыми оттенками затонируйте тропинку.
Теперь береза карандашом нарисована и раскрашена. Чтобы пейзаж получился более реалистичным и красочным лучше использовать гуашь или же акварель. Также березы можно изобразить и обычным карандашом, более детально проработав рисунок с помощью штриховки. Можно создать очень красивую картину, если изобразить красками яркий осенний пейзаж, ведь в сентябре листва этих чудесных деревьев приобретает великолепный золотисто-желтый оттенок. Замечательно выглядят березки и зимой, когда их голые ветки украшают пышные снежные сугробы.

Рисование на тему Зима для детей 5-7 лет

Мастер-класс по рисованию «Белая берёза под моим окном»

Автор : Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических колледжей, родителей и рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие творческих способностей при рисовании эмоционально-выразительных образов с использованием художественных средств.
Задачи:
формировать умение детей варьировать средствами изображения зимних деревьев различными материалами и техниками;
совершенствовать технические навыки владения акварелью в технике а-ля-прима, гуашью в технике мазка, применяя разбел;
развивать композиционное чутьё, умение эмоционально владеть цветом в изображении зари;
воспитывать интерес к любованию и познанию природы, навыки сотворчества со сверстниками.
Назначение рисунка: для украшения интерьера комнаты, природного уголка в детском саду, изготовления открытки.

Берёзу назвают символом России. Первоначальное название ей дали от имени Берегини, древней славянской богини, которая была матерью всех добрых замыслов и духов. Есть «мужские» и «женские» деревья (береза – березун), отличающиеся и по форме: у березы ветки распускаются в стороны, у березуна – вверх. Береза – отличный очиститель воздуха. Весной за сутки берёза может дать ведро сока. Берёзовые веники могут лечить, очищать, наполняя человеческий организм витамином С, эфирными маслами. Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб - она горит ярко и без копоти. Но главная ценность берёзы для нас, Россиян, – в её красоте, величии, душевности. Недаром поэты, композиторы и художники во все времена посвящали ей свои произведения.


Грабарь И.Э. "Февральская лазурь»

С.Есенин (1913г.)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.Материалы: альбомный лист, простой карандаш, свеча, акварель, кисть беличья, поролон, стакан с водой.


Ход работы:
1. Располагаем лист вертикально, посередине простым карандашом рисуем ствол, чёрные «кармашки» на нём


2. Справа и слева от ствола рисуем ветви, которые сначала тянутся вверх, а затем плавно опускаются вниз (чем выше ветви, тем короче)


3. У каждой взрослой ветки есть веточки-деточки (ветки не должны получиться слишком мелкими, иначе сложно будет осуществить нанесение воска)


4. Ствол и каждую веточку необходимо закрасить-обвести уголком свечи (нажим достаточно сильный)
5. При определённом наклоне листа становятся видны восковые линии, это позволит не пропустить ни одной ветки; также можно заполнить воском сугробы и нанести в воздухе точки-снежинки


6. Поролоном или толстой кистью смочить весь лист водой для нанесения акварели в технике а-ля-прима (рисование по-мокрому)


7. Передать цветом красоту неба - зарю: горизонтальными линиями «залить» весь лист акварелью, постепенно спускаясь от верхнего края листа к нижнему, выполняя плавные переходы от цвета к цвету


8. Волшебство, которое происходит при заливке акварелью, не передать словами: заснеженная берёзка как бы возникает из ниоткуда, поражая воображение дошколят

Для большего сходства с Есенинской берёзой, можно распечатать на принтере изображение окна, вырезав при этом «стеклянную» часть


Наложить силуэт окна на рисунок берёзы

В качестве вариативности , рисунок берёзы можно дополнить аппликацией заснеженной ёлочки (дети постарше могут дорисовать ёлочку сразу на листе с берёзой, в этом случае необходимо в гуашь добавить каплю моющего средства для посуды, типа Фейри, иначе воск не перекроется гуашью ).

Материалы: лист бумаги пастельных тонов, гуашь зелёная и белая на палитре, кисть плоская щетинная, ножницы для вырезания.


1. На всю плоскость кисти набираем гуашь зелёного цвета


2. Кончик кисти обмакиваем в белую краску


3. Начинаем изображение ели с нижнего яруса: примакиваем кисть всей плоскостью , нанося широкие вертикальные мазки близко друг к другу (каждый мазок получается сразу двухцветный, с разбелом – такой мазок характерен для уральской домовой росписи)


4. Наносим каждый последующий ярус, уменьшая количество мазков для передачи треугольной формы ёлочки


5.Заканчиваем верхушку заострённым мазком


6. После подсыхания ёлочку можно вырезать и дополнить ею композицию с берёзой

Дети 5-6 лет легко справляются с рисунком берёзы


а вот ёлочка лучше удаётся дошкольникам 6-7 лет