Консультация «Сказка — ложь, да в ней намек. Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок

Тема: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Цель: Научить учащихся выразительно читать, научить

понимать текст; научить действию анализа содержания и

умозаключения по содержанию, развивать рефлексивное

мышление;

Развивать у детей чувство доброты, отвращение таким

качествам, как жадность злость.

Материал: рисунки учащихся к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг для детей (сказки, стихи Пушкина),цветок -семицветик, телеграммы, портрет А.С.Пушкина, " Сказка -ложь,да в ней намек, добрым молодцам урок", " Что за прелесть эти сказки", кроссворд.

Литература : журнал "Педсовет" № 4-97, №11-98, " Внеклассное чтение в 4 классе" учебник, А.С.Пушкин " „Собрание сочинений в пяти томах" том №2, журналы " „Начальная школа"

    Организация детей на урок. Психологический настрой учащихся.

    Беседа с учащимися. А.С.Пушкин и его произведения.

I) Кто такой А.С.Пушкин?

II) Скол1ко сказок написал А.С.Пушкин?

III) Узнай, от кого телеграммы.

3. " Сказка о царе Салтане".

I) Кроссворд по сказке

II) Вопросы по сказке.

4. Работа над содержанием " Сказки о рыбаке и рыбке".

I) Словарная работа

II) Ответы на вопросы

III) Игра " Цветик - семицветик"

    Итог урока. Поучительное значение сказки.

I .- Здравствуйте дети !

Дети: - Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.

Сегодня к нам в гости пришли учителя. Вместе с
гостями мы тоже будем в гостях у сказки.

Итак, друзья, начнем урок Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры, Песни, загадки и пляски Ко нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки!

Ребята, скажите - чей юбилей приближается?

(Александра Сергеевича Пушкина)

Кто он такой?

(поэт, писатель)

    Сколько дней осталось до юбилея?

    Сколько лет А.С. Пушкину? (1799-1837)

    Да, вот сколько лет поэту- писателю. Более ста пятидесяти лет люди читают его стихи, поэмы и сказки.

    Он и для детей написал сказки? Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

(5 и одна неоконченная)

    Есть ли в сказках Пушкина Баба-Яга? Есть ли Кащей Бессмертный? (Нет)

    Назовите сказки А.С.Пушкина?

("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и работнике его Балде") "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", " Сказка о царе Салтане", " Сказка о золотом Петушке", неоконченная " Сказка о медведихе".

    Я пригласила всех героев сказок Пушкина. Они отправили нам телеграммы. Узнай от кого пришли телеграммы.

    (раздаю телеграммы, дети их громко читают, отгадать от кого телеграмма)

    Продолжим урок. Если не успеют приехать сегодня, то обязательно завтра утром вы встретитесь с ними.

III. Вы уже знаете некоторые сказки Пушкина, вы читали их. Я составила по сказ ке Пушкина кроссворд.

Давайте дружно решим его.

    Лебедь - это .

    А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра-чистый

    3. К морю лишь подходит он
    Вот и слышит будто стон...
    Видно, на море не тихо,
    Смотрит-видит дело лихо
    Бьется лебедь средь зыбей
    Коршун носится над ней.

    Будь одна из них-

    а другая -

    Кабы я была царица- говорит ее сестрица -то на весь бы пир одна

    Наткала я.. -

    Какое слово внутри получилось? (Пушкин)

Эти слова из какой сказки?.... (" Сказка о царе
Салтане)

Слов, работа.

Что такое изумруд? (драгоценный прозрачный камень
ярко-зеленого цвета)

Коршун - крупная хищная птица семейства ястребных с длинными крыльями и загнутым клювом.

2. - Вспомните сказку, как она начинается?

1) ("Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком")

2) А каким словом заканчивается?

("Я там был, мед, пиво пил-

И усы лишь обмочил ")

    Кого шмель в сказке ужалил в нос? (Бабариху)

    В кого превращала царевна лебедь Гвидона?

(в шмеля, муху, комара)

5) Какие чудеса видели купцы (корабельщики) на острове
Буяне?

(Новый город со дворцами, белка ручная, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь)

Молодцы вы хорошо запомнили сказку.

Так же дружно вспомним "Сказку о рыбаке и рыбке"

Ребята Пушкин эти сказки написал давно, более 150
лет назад. Поэтому в сказке встречаются устаревшие
слова.

1.1) Старче -отпусти меня старче (старик) Кто так говорит?(рыбка)

2) Кликать - вспомните предложение.

Стал старик кликать рыбу (позвать)

    еще пуще - еще пуще бранила старуха старика (сильнее,хуже)

    изба - выпросил бы избу (дом)

    терем - высокий дом

    невод - Старик ловил неводом рыбу (большая рыболовная сеть)

    белена - Ты что баба белены объелась (ядовитое растение) потеряла разум, сошла с ума.

Если есть плоды белены, люди потеряют разум, ничего

не соображают.

2. а) - Какими словами начинается сказка?

(Жил старик со своею старухою у самого синего моря)

б) Какими словами обращается старик к рыбке?

(Смилуйся, государыня рыбка)

в) Что просила рыбка, когда старик поймал его?

(отпусти ты меня старче,в море)

г) Сколько лет жили старик и старуха у самого синего
моря до встречи с рыбкой?

(тридцать лет и три года)

д) Сколько просьб старика выполнила рыбка?

(четыре: корыто, изба, дворянка, царица)

е) Какими словами забранила старуха старика?

(Дурачина ты, простофиля) 3. Следующее задание- правильной интонацией читать слова старика, старухи и рыбки, Игра "Цветик-семицветик.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Быть по- моему вели.
Вели,чтоб... прочитала нам выразительно слова
старика... (7 лепестков)

Игра " Цветик- семицветик"

1) " Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп
Откуплюсь чем только поможешь".

2) " Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе."

3) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке, Поклонись ей, выпроси уж избу"

у"Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По- нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась..."

" Дурачина ты, простофиля; Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше то совсем раскололось"

б) Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не дает мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше- то совсем раскололось"

Т\ "Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто".

4. - Когда старик пошел к синему морю, к рыбке в
первый раз море было какое (найти из текста_)

    море слегка разыгралось

    второй раз - помутилося синее море,

    третий раз - не спокойно синее море,

    четвертый раз - почернело синее море,

    пятый раз - на море черная буря

так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.

    Почему так изменилось море? (рыбка сердилась)

    Сколько раз виделся старик с рыбкой? Кто сосчитал? Кто внимательный? (шесть раз)

5. Итог урока.

Понравилась ли вам сказка?

Старуха какая? (скупая, жадная, коварная, глупая, злая) Старик какой?- (добрый, хороший, трудолюбивый,)

Рыба какая - все умеет, а не хвастается, она старуху за жадность наказала.

Добрая, справедливая. Если бы вам попалась золотая рыбка, чего бы вы просили у нее? Чему учит эта сказка.

    Не быть жадным, скупым, злым, глупым, коварным.

    Нужно любить труд, быть добрым, справедливым.

    Да, ребята,

Сказка- ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок. Сегодня на уроке очень хорошо участвовали, показали свои знания...

Им на память о сегодняшнем уроке призы. Урок окончен. Все свободны.

В некотором царстве, в некотором государстве. Есть поселение, град Московский. Правит в нём Царь и советники его. Народ жил в этом граде и горестей не знал, но нежданно-негаданно поселилась в царстве Лихо одноглазое. Маленькое злобное существо, любящее напакостить простым людям, а на все их жалобы царю и советникам, умалчивало и придумывало несуразные отговорки.
И вот собрал простой люд дружину, дабы победить Лихо одноглазое, да не тут то было. Лихо оказалось хитропопое и вовремя наябедничало князьям и советникам, что, мол, этот люд его больше обижает. И отвернулись тогда князья с советниками от людской дружины. И послали тогда советники к ним своих опричников, и слушали они молву русскую. Выслушали всё опричники, покачали головами, молвили, что всё понимают, но сделать ничего не могут.
Задумался люд и, понял, что надобно к Бабушке Яге идти за советом. Она хоть суровая, но справедливая.
Тем временем в государстве колдун объявился, наслал он на реки и колодца порчу колдовскую невиданную и, стала вместо воды жижа коричневая и вонючая течь. Особенно сказалось это на местах отхожих, и полезла нечисть на свет божий.
У одного плотника только заказов уйма была, все ходили к нему затычки для причинных мест испрашивали. А с малой нужной пока ещё справлялись.
И вот, пришла людская дружина к Бабе Яге. Встретила она их на пороге, кормить, правда не стала, но речь держать дозволила. И поведали люди бабушке о напасти своей лютой, о Лихе одноглазом беззаконие творящем, о колдуне страшном. Почесала бабушка чело своё мудрое, призадумалась, да говорит:
- Обождать надобно. Я помощников своих на разведку отправлю, чтобы была полная картина происходящего.
Собрала она ежей да белок и, прочую лесную живность, да наказала им выведать, вынюхать, что твориться в царстве – государстве.
Долго ли коротко ли шло время, а пришли зверушки с новостями.
И поведали Яге о том, что узнали. Ахнула бабушка, а чело её седым совсем стало. Глаза злыми сделались, потемнело небо, засвистел ветер. Бабка цыкнула своим зубом, и колдовство своё творить стала.
И грянул гром, и, задрожала земля русская. И явился зверь доселе невиданный – лапки грязные, спинка тёмная, а брюшко светлое. Звали его Тяпкин Ляпкин.
И пошёл Тяп-ляп правду искать по Руси матушке, а за ним и народ потянулся.
Долго искали они правды. Долго бродили по долам и весям. И вот пришли люди добрые к Чуду чудному, а рядом с чудом возвышаются два добрых молодца.
Испросили они у молодцев, что же за Чудо такое чудное, диво дивное. И ответили им молодцы:
- Чудо это обо всём знает, всё видит. Чудо сие заморское, звать его Интернет. Узреть в нём можно много ведомого и неведомого.
И потянулся люд русский к чудо зреть. И начали они в своих немногочисленных рядах искать дьяка приходского, грамоте обученного.
Вышел к ним дьяк худой, да с длинной бородой нечёсаной. Сам луком и самогоном пахнет и молвит он им:
- Ну, что вам миряне надо?
- Правды хотим отыскать, узнать, как с Лихом одноглазым бороться. Лихо действует, спасу нет. Бог высоко, Царь далеко, молвы людской не слышит. Бояре морды в бороды попрятали и сидят себе по углам, мошну набивают, жрут да гадят. А народ не знает, как справиться с напастью сей. Испроси добрый молодей у Чуда чудного, как быть нам.
Достал дьяк перо и бумагу, и нацарапал что-то.
Тычет Чуду он написанное, молчит Чудо. Те молодцы, что Чудо охраняют, молвить изволили:
- Положи сий пергамент на стол и жди.
Положили, отошли, стали ждать. Тут мышка норушка прибежала. Сканером зовущаяся, по листу пробежала, глазками посверкала и пошла к Чуду на доклад. Засветилось Чудо, моргать начало. Пожужжало, покряхтело и выдало:
- Неверный ввод.
Пригорюнился дьяк, мозг напряг, отхлебнул и бутыли и, изрек:
- Сила бесовская.
Засветилось Чудо заморское пуще прежнего, побежали, неведомы символы по гладкой поверхности. Напрягся народ в ожидании, молиться начал и, челом поклоны отбивать. А Чудо всё святилось и жужжало…
Дни и ночи пролетали, люд устроился рядом с Чудом и ждал, а оно всё святилось, моргало, да звуки непонятные начало издавать.
Чудо долго думало и, в итоге явило лик чудесный и, изрёк сей лик:
- Не обучены вы грамоте чудесной, так вопрошайте. Выслушаю.
И поведал народ лику чудному свои тягости и, задумался лик.
Прибежал вдруг заяц беляк, приник ухом правым к Чуду, а левое лапкой заткнул. Глазками поморгал, хвостиком помахал, да явилась на свет божий Береста чудная, с письмом челобитным. И молвил лик народу:
- Ступайте в дворец царский, вручите царю сий пергамент, праведно написанный и ждите суда божьего.
Отблагодарили люди Чудо чудное, чем могли и, засобирались домой.
Долго ли коротко ли, да пришли к дворцу царскому. Отдал люд царю Бересту волшебную лично в руки и, изрёк Царь:
- Ступайте по домам, я суд вершить буду.
Поверили люди, и пошли по домам.
А в царстве закипела работа доселе невиданная….

Ольга Дорофеева
Литературная игра-викторина «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Ведущий :

Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным, пожалуй. Все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки . Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками . Ведь именно благодаря сказке , вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого Они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки .

Цель нашей сегодняшней литературной викторины заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок , их авторов и героев, а также еще больше приобщиться к чтению.

Каковы же условия нашей викторины? Разбиваемся на две команды. Вопросы командам задаются в порядке очередности,

Наша литературная викторина будет состоять из следующих тем :

1. Волшебные слова

2. Удивительные превращения.

3. Волшебное средство.

4. Друзья.

1 конкурс. Вспомнить, кто говорил в какой сказке следующие слова :

1 команда. Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой.

(Иванушка-дурачок, р. н. с. "Сивка - бурка"

Сим-сим, открой дверь!

(Али-баба, арабская сказка "Али-баба и 40 разбойников)

Крекс Фекс Пекс!

(Буратино, А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино")

2 команда.

Лети- лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через-юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

(Женя, В. Катаев"Цветик-семицветик")

Раз, два, три, горшочек, вари!

(девочка, братья Гримм "Горшочек каши")

Кара-барас

(Мойдодыр, К. Чуковский)

2 конкурс. Удивительные превращения

В кого превращались или "были заколдованы сказочные герои ?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля) .

Братец Иванушка (В козленка)

Гадкий утенок (в лебедя)

2. Чудище из сказки Аксакова " Аленький цветочек" (в принца)

Одиннадцать братьев- принцев из сказки Андерсена "Дикие лебеди"

(в лебедей)

Василиса Прекрасная (в лягушку)

3 Конкурс. Какие волшебные средства были у данных сказочных героев

1. У солдата из сказки Андерсена (Огниво) .

У Буратино (золотой ключик)

У кота (сапоги)

У Кащея Бессмертного (яйцо с иглой)

2. У маленького Мука (туфли)

У Золушки (хрустальные туфельки)

У Снежной королевы (волшебное зеркало)

У Бабы-Яги (метла)

4 конкурс Назовите друзей литературных персонажей

1. У маугли (Багира, Балу, Каа) .

У Малыша (Карлсон)

У Чипполино (Вишенка и Редиска)

У Бременского музыканта (осел, собака, петух, кот)

2. У Вини-Пуха (Пятачок, Кролик, Иа-Иа)

У Герды (Кай)

У Дюймовочки (рыбки, мотылек, ласточка) .

У Буратино (Мальвина и Пьеро) .

Игра

На полу рассыпаются мелкие предметы : кубики, колечки от пирамидки, шишки и т. п. Выбирают двух-трёх детей, завязывают им глаза и дают в руки корзинки. По сигналу (включение музыки) дети начинают собирать с пола игрушки и класть в корзинку. Как только музыка остановилась – глаза развязываются и подсчитывают, кто сколько собрал. Понятно, что выиграл тот , кто собрал больше.

Вам понадобится : открытки с картинками, конверты.

Подберите открытки с изображением животных или сказочных персонажей , словом того, о чём дети знают стихи или песни. Разрежьте каждую на части. Каждая открытка - это будущая команда, количество частей - количество детей. Каждую часть положите в конверт и раздайте детям. По команде дети открывают конверты и стараются как можно скорее установить, с кем у них совпадают части открытки. Когда, наконец, открытка собрана, можно приступать ко второй части конкурса. Команда должна исполнить песню, прочитать стихотворение или станцевать. Тема должна быть связана с изображением на открытке.

Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины , приустали, проголодались. Вот я и решила : объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный .

V. «Пир на весь мир»

- Наш вопрос : кто, кого и в какой сказке так угощает ? Кто придумал такой обед - пир сказочный ?

«Наварила манной каши и размазала по тарелке..

Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»

(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

«Съешь моего ржаного пирожка..

Не стану я ржаной пирог есть!

У моего батюшки и пшеничные не едаются!»

(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» ).

«Испекла каравай - рыхлый да мягкий,

Изукрасила каравай разными узорами мудреными.

По бокам города с дворцами,

Садами, да башнями - сверху птицы летучие,

Снизу - звери рыскучие».

(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка» ).

«Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле» . (Старуха - старику. Русская народная сказка «Колобок» ).

«Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль - лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

Вот мы с вами побывали на сказочном обеде , и, как полагаетсд в сказке , у нас «по усам текло, а в рот не попало» , но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!

А наша викторина продолжается

1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее Всех румяней и белее?»)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?

(«Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!» )

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.» )

4. Что молвила третья сестрица?

(«Я б для батюшки царя родила богатыря.» )

5. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

(«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»)

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»)

7. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

(«Смилуйся, государыня, рыбка!» )

8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке » ?

(«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.»)

9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Я там был, мед, пиво пил -И усы лишь обмочил.» )

10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке » .

Сказка ложь , да в ней намек !

Добрым молодцам урок .»)

«Из какой сказки отрывок

1. Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

«Сказка о царе Салтане .)

2. «Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» .

3. «Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно».

«Сказка о золотом петушке » .

4. «На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

«Сказка о рыбаке и рыбке »

5. «Жил-был поп, толоконный лоб» .

«Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит »

«Поэма «Руслан и Людмила» .

Ведущая. А сейчас, ребята, у нас музыкальная пауза. Пока играет мелодия , вы должны вспомнить и изобразить героя из любой сказки , мелодия закончится, вы должны замереть, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили.

Четвертый конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»

1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить да проклятое племя корчить! (Балда) .

2. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите,

ждите, очень спешим. (Корабельщики) .

3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут , знать не будет мне ОбиднО! (Молодая царевна ) .

4. Приеду с подарками, так как одна на весь мир наткала я полотна.

(Вторая сестрица)

5. Очень жаль, приехать не могу :

«Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла». (Царь Додон) .

«Подскажи словечко»

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому. .(зверюшку)

3. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник : повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный. (рожок)

Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?

(Колобок.)

2. Назовите -героиню русской народной сказки , которая была овощем.

(Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной "жилплощади? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую

5. Какой сказочный герой посеял деньги , думая, что вырастет денежное

дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)

6. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой . И она вновь зовет и манит нас к Наше путешествие в сказку закончено , но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать : «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..»

Песня Где водятся волшебники

Накорми кролика

На картоне нужно нарисовать мордочку кролика. Рот кролика открыт – там должно быть вырезано отверстие для морковки. Каждый игрок (с расстояния (6-8 шагов) должен с завязанными глазами подойти к кролику и вложить ему в рот морковку конфеты.

Царевна — Лягушка. Она — красавица

ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА. Воскресение духа.

Почему лягушка?

Лягушка – еще одно из изображений древнейших египетских божеств, Богиня Хикит (Hiqit), в ее аспекте лягушки, покоится на Лотосе, указывая тем на свою связь с водою. «Богиня лягушка или жаба» была одним из главных Космических Божеств, связанных с сотворением мира по причине ее амфибного характера и, главным образом, в силу ее кажущегося воскресения после долгих веков уединенной жизни, замурованной в старых стенах, в скалах. Она не только принимала участие в устроении мира, но была также связана с догмою воскресения.

Лягушка или жаба, заключенная в цветке Лотоса или без него, была формою, избранной для храмовых-светильников, на которых были вырезаны слова: «Εγώ είμι άναστάσις» – «Я есмь Воскресение». Эти богини-лягушки встречаются на всех мумиях. И первые египетские христиане приняли его в своих церквах. (Из ТД)

Иван – царевич метнул стрелу – мысль и получил желаемое, воскресение Духа. Последующим падением в материю затемнилось знание духа, и настолько, что Иван даже сжег лягушечью кожу. Чтобы вернуть воскресение в духе, — состояние непрерываемого счастья, — нужно испытать несчастье: путь туда, откуда Искра отлетела, нелегок. Тяжек и труден путь познания самого себя и, конечно же, неизменная битва со своим личным драконом самости. Без этого никак. Но, победившему себя, прощается все. И награда велика: чертог огненный, — местопребывание Царя и Царицы, достижение бессмертия.

Диво – дивное, чудо – чудное, эти русские сказки!

Ковер — самолет. Н. К. Рерих

Волшебные, полные изумительных явлений: скатерти самобранки, шапки – невидимки, сапоги – скороходы, двое из ларца – одинаковых с лица, исполняющих любое желание, даже самое несуразное! И все происходит по моему желанию, по моему хотению!

Дивные хрустальные дворцы и мосты, вырастающие за одну ночь, и все другие чудеса,

- «все это представляет собой попытку передать на земном языке чудесную действительность Тонкого Мира в формах, которые приспособлены к земному пониманию. В Тонком Мире можно свободно пройти через любое препятствие, стену, камень, закрытую дверь, гору, через любой предмет, если об этом знать. Если человек об этом не знает, он будет пользоваться теми же самыми способами, которыми пользовался он на Земле.

Там можно представить себя как угодно и, следовательно, принять любую форму, облечься в любую форму: человеческую, животного, растения, птицы или любой предмет. Можно стать всем, чем захочет стать человек, или что захочет собою представить. Но и об этом знают далеко не все и там продолжают вести себя и представлять себя по-земному.

Там волшебный жезл у каждого в руке: с его помощью можно, подобно магу или волшебнику, творить все, чего захочет воля. Но об этом не знают и продолжают пребывать в плотных ограничениях, которым подчинялись на Земле. Отрицание не дает возможности сознанию освободиться. Именно там рожденный летать продолжает ползать, и чудесные просторы Тонкого Мира остаются запечатанными для ползающих.

Они не знают и не верят, как не верили на Земле, что дух имеет крылья и на крыльях мысли может двигаться молниеносно и совершать дальние полеты…

Там каждый творит мир свой, но что же творит убогое воображение, не знавшее на Земле, что такое творчество духа?

Красотою утверждается чудесность Тонкого Мира. Ключ красоты открывает перед сознанием волшебную сторону чудеснейших сказочных возможностей, которые становятся там для человека тем миром, в котором он живет. Самая дерзновенная, самая несбыточная мечта на Земле осуществляется там, если ключ красоты не утерян» . (Грани Агни Йоги.1955. 255)

Именно возможность ничем не ограниченного светлого творчества являет собою волшебную чудесность Тонкого Мира, если развитое воображение позволяет.

Человек, лишенный воображения, не может творить. Нечистое воображение вовлечет дух в низшие сферы – со всеми ужасами, создаваемыми людскими пороками. Неочищенные духи тоже творят, но творчество это темно, беспросветно и насыщено вожделениями неудовлетворенных страстей.

Воистину, что посеешь, то пожнешь, ибо Тонкий Мир — по сознанию.

Оксана Рязанцева
Консультация «Сказка - ложь, да в ней намек»

«Сказка ложь , да в ней намек !

Добрым молодцам урок!»

Сказки знают все . По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку» , и «Колобок» , и про Ивана Царевича и серого волка, и… И все-таки, смею сказать , мы не знаем сказки . Ну, хотя бы : кто помнит сказку о Ерше Ершовиче ? Или сказки «Горшеня» , «Семилетка» ? Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни, а на слуху у нас обычно не более десятка.

Не только количество запоминавшихся сказок является свидетельством их знаний. Ведь сказка – это не рассказ , не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах… Многие ли из нас могут рассказывать сказки ? Ведь знать сказки – это значит так исполнять их, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись!

И еще много вопросов возникает, когда заходит речь о народной сказке .

Так что же такое сказка ?

Если подобрать к слову «сказка » , однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл : сказка – сказывать – рассказывать . То есть сказка – это то , что рассказывается , это устный рассказ о чем либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.

Но всякий ли интересный рассказ является сказкой ? Можно с уверенностью ответить на этот вопрос : нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил еще одну характерную особенность сказок . Наверное, всем нам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто рассказывает о чем – то , во что трудно поверить : «Не рассказывай сказки , «Все это – сказки Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней : «Сказка – складка , а песня – быль» , «Сказка – ложь , а песня правда» . О чем все это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем рассказывает сказка «Царевна – лягушка» : Иван – царевич женится на лягушке, совершающей немыслимые чудеса.

В сказке все необычно , все выдумано от начала до конца. Топор сам рубит лес, печка разговаривает; взмывает в небо ковер – самолет. В занимательных сказочных историях звери – лиса, волк, медведь, заяц, петух, козел – разговаривают между собой, помогают друг другу или обманывают один другого, плачут и смеются, горюют и радуются. Люди, если они есть в этих сказках , не замечают необычности происходящего.

В сказках оживают неодушевленные предметы. Вот веселый колобок. Бабушка только что испекла его, как он вдруг соскочил с подоконника, покатился по дороге и запел свою хвастливую песенку.

Невозможно поверить также в жестокие поступки персонажей сказок , в страшные события. Это все тоже выдумки, вымысел.

Так что же сказки повествуют о том , чего не было? В таком случае зачем она? Неужели только для того, чтобы зажечь воображение слушателя или читателя? А. С. Пушкин незнание сказок расценивал как недостаток своего «проклятого» воспитателя! Ему же принадлежат слова : «Сказка – ложь , да в ней намек ! Добрым молодцам урок!. Так он закончил свою знаменитую «Сказку о петушке » .

Наверное, многих поразит стилевое разнообразие сказок ; некоторые сказки так не похожи на уже читанные! Но в этом – то и прелесть их. Как необычно и как замечательно разговаривают между собой в сказке «Светлана прекрасная» Ворон Воронович и его красавица жена : «Это что у тебя русским духом пахнет?» Она улыбнулась и говорит : «Наверно, ты по русской земле летал и русского духа нахватался!»

Во многих сказках счастливый конец : злодей наказан, а положительный герой – добрый молодец или прекрасная девица – получает награду. Это неудивительно. Ведь, сказки возникли очень давно. Когда человек мечтал о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять все, что происходит в мире, мечтал о свободном труде, о счастье. В сказках от утверждал веру в добро, в торжество справедливости. Поэтому добрую падчерицу из сказки «Морозко» суровый Мороз награждает златом – серебром, а ленивую, грубую дочку оставляет ни с чем.

Сказка – ложь оказывает самой настоящей правдой : она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные жизни : честность, преданность, смелость, коллективизм. О чем рассказывает , например, такая, казалось бы, детская сказка «Репка» ? Конечно же не о том, как лучше дергать репку – одному, вдвоем, втроем или вчетвером. Сказка – о другом ; о силе коллектива, о том, что в коллективе важна самая малая величина, учит нас ценить труд каждого.

Сказок в мире великое множество. Из них мы узнаем о жизни разных народов, их обычаях, традициях, верованиях. Народные сказки передавались из поколения в поколение. Их собирали в отдельные книги. Несколько томов русских сказок собрал и обработал А. Н. Афанасьев.

Сказки сочиняли и многие писатели. Вы хорошо знаете и любите «Сказку о рыбаке и рыбке » , «Сказку о попе и работнике Балде» А. С. Пушкина, «Конька – горбунка» П. П. Ершова, «Аленький цветочек» С. Г. Аксакова. Трудно перечислить всех, кто писал и собирал сказки . Это и К. И. Чуковский, и С. Я. Маршак и многие другие.

И наконец, последнее. Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим , во многом рациональным мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки , надо верить. В них есть своя художественная правда. И поэтому, как ни странно, но, например, в сказках из моря берут воду для питья, через море ездят на лодочке, на море – окияне можно построить мост… Именно поэтому возможно в сказках соединение , казалось бы, несоединимого.

Одним словом, сказки это сказки . И мне хочется верить. Что после такого большого, во многом нового знакомства с ними мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Сказка - ложь, да в ней намек, для родителей урок» 2015 год - год Российской литературы! Мы решили посвятить родительское собрание на тему: "Сказка - ложь, да в ней намек для родителей урок".

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Сказка-ложь, да в ней намек…» в старшей группе Тема НОД: «Сказка-ложь, да в ней намек…» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно.

Часть 2 Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек». Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 1 Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1. Помочь понять детям, что дружба помогает в жизни. 2.

Педагогический проект «Сказка - ложь, да в ней намек…» Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» Актуальность. Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие.