Коренные жители Америки — Индейцы. Интересные факты

Америка, штат Аризона, красные скалы, пустыня, кактусы, февраль, +28 С, пронзительно синее небо и ослепительно белое солнце, ни одного облачка. Такую погоду местные называют скучной, потому что каждый день одно и тоже… Я со своим другом Джоном еду на джипе на Белые Горы — священные земли племени Апачи, где расположены резервации. Каких-то 50 минут и мы из лета попали в зиму: кругом снег и сосны, как будто и не было никаких кактусов…

Как живут сегодняшние индейцы?

У меня, как и у большинства русских людей, видевших индейцев только в кино, было впечатление, что индейцы в резервациях живут в «вигвамах» (правильное название «типи») и ходят в кожаных одеждах с перьями. Каково же было моё разочарование, когда, попав впервые в резервации, я увидел полуразвалившиеся хижины типа тех, что в русских деревнях, покосившиеся заборы, ржавые автомобили, ухабистые дороги, покрытые хламом и старыми покрышками, и пьяных широколицых (вроде наших бурят) мужиков в джинсах и бейсболках, с бутылкой в руке… «Бог ты мой - подумал я – да прям как в русской деревне! Может это у нас в России одна большая резервация?» К счастью я побывал в разных резервациях и в общей сложности в четырёх племенах – Апачи, Хопи, Навахо и Зуни. И вот что я отметил: в тех племенах, где индейцы сумели сохранить свою коренную культурную традицию, духовность, не было проблем с пьянством. Спивались только там, где традиции были утрачены. Меня осенило! У нас в России та же ситуация - в деревнях народ спивается потому, что не сохранил традиций коренной, родовой культуры жизни на земле.

Резервации

Въехать на территорию большинства резерваций может каждый - сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете, только если там есть друзья. Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций. Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали. Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.

В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши. Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая. Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» - вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» - дешёвых каркасных домиках.

Обычную американскую пищу в США, на мой взгляд, есть невозможно. В резервациях же приготовленная индейцами еда была очень вкусная и похожа на нашу. Недаром ставшая традиционной для россиян картошка пришла именно от индейцев. От них же к нам пришли помидоры, кукуруза, тыква и табак. Табак – это пример ошибочного использования традиционного продукта. Ведь индейцы курят табак только во время молитвы. Один индеец сказал мне, что если бы все курильщики молились, когда курят, мы жили бы в совершенно другом мире.

Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют. Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки. На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.

Традиции

Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни. Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» («Sweat Lodge», или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся. Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения. Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.

Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.

Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. «Walk your talk» - говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.

Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет». Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» («dream catcher») сделаны в виде паутины. Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае. Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…

Особое отношение индейцев к земле

Они говорят: «земля не принадлежит нам, мы принадлежим земле». Глубокая ответственность за землю и за всю Землю – неотъемлемая часть их духовной культуры. Танцы индейцев являются не просто духовной практикой, позволяющей танцору общаться с Великим Духом («Wakan Tanka»), но ритуалом самопожертвования, искупающим грехи всего человечества и восстанавливающим связь человека и природы. В таком ритуале танцор танцует без остановки от заката до восхода солнца несколько ночей подряд, что требует невероятной силы духа и мужества. Если танцор упал, это плохой знак – будет ураган, засуха или другой катаклизм. Индейцы точно знают, что природа зависит от них так же, как и они от природы. Они верят, что мир до сих пор держится благодаря их танцам, и что все землетрясения, болезни и катаклизмы на Земле из-за того, что люди потеряли связь с Природой и насилуют её.

Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва:

«Прародитель,

Посмотри на нашу разбитость.

Мы знаем, что во всём Творении

Только семья людей сбилась со Священного Пути.

Мы знаем, что мы - те, кто разделился

И мы - те, кто должен вернуться,

Чтобы вместе идти по Священному Пути.

Прародитель, Святой Единый,

Учи нас любви, состраданию, почтению,

Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга».

Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

Из истории

Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке - День Благодарения. Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами. Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля. Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война…

Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм. Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» - объяснили мне индейцы. На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке. Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»

Здесь я не удержусь и расскажу анекдот, который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» - спросил индеец. «А это прямой телефон к Богу» - ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» - поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца. Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» - спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» - сказал индеец. «А можно поговорить?»- спросил священник. «Да, конечно – сказал индеец - и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…».

Большинство индейцев очень ревностно относятся к своим традициям и всячески берегут их от белых. Вот на эту тему расскажу уже реальную историю из жизни. Традиционно индейцы из разных племён встречаются на ежегодном празднике «Пау Вау». Обычно это проходит на стадионе, где есть трибуна со зрителями и площадка, на которой происходят разного рода игры, состязания, танцы и т.п. Все участники состязаний и танцев обычно одеты в традиционную одежду из кожи с бисером и перьями, как мы привыкли видеть в кино. Но большинство индейцев, сидящих на трибунах одеты как обычные американцы в джинсах, футболках и бейсболках. Среди зрителей есть и белые, т.к. это мероприятие открыто для всех. Так вот один белый, по видимому приверженец индейской культуры, сидел на трибуне в традиционной индейской одежде из кожи с перьями. Индейцы долго косились на него, потом не выдержали, подошли и сказали: «Слушай парень, нам не нравится, что ты носишь нашу национальную одежду. Иди, переоденься». Парень оказался не промах. Он переоделся в джинсы, футболку и бейсболку, вышел на площадку и обратившись к сидящим на трибуне индейцам сказал: «Ребята, мне не нравится, что вы одеты в мою национальную одежду. Идите, переоденьтесь…».

Но среди индейских шаманов встречаются и те, кто искренне делится глубиной своей традиции с белыми. Таким, например, является вождь Солнечный Медведь (Sun Bear), основавший известную общину «племя Солнечного Медведя», где в мире и согласии живут вместе индейцы и белые. Некоторые такие шаманы приезжают и в Россию, где общаются с приверженцами индейской духовной культуры – индеанистами. Русские индеанисты тоже ежегодно встречаются на своём «Пау Вау». Зрелище это, прямо скажем, ошеломляющее: поляна с десятками «типи» (вигвамов), все люди одеты в расшитые бисером кожаные индейские одежды, некоторые на лошадях с луками, томагавками и раскрашенными лицами. Индейские танцы и пение под удары бубна. Такого даже в кино не увидишь! Но без приглашения туда не стоит приезжать – индейцы (хоть и русские) народ суровый.

Индейцев называют коренными жителями Америки

Они действительно сохраняют свои корни, передавая традиции следующим поколениям. Для индейцев почитание предков - это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.

Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню - экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.

Владислав Кирбятьев. Экопоселение Гришино

На момент прибытия европейцев к берегам Америки там жило коренное население - индейцы. Они ночевали в вигвамах и добывали себе пищу охотой. Это была самобытная нация, но затем их посетили «белые люди», которым добросердечные аборигены не дали умереть от голода. День Благодарения, любимый праздник американцев - память о тех давних событиях. Затем краснокожие сильно пожалели о своём гостеприимстве, но было уже поздно.
История развития индейских племён Америки удивительна. За тысячи лет до колонизации на Севере и Юге континента создавались и приходили в упадок целые народы. Некоторые города Центральной Америки были развиты очень сильно. По своему уровню они могли конкурировать с крупнейшей на тот момент Восточной империей. Но пришёл день, когда на землю краснокожих вступили люди из другого мира, и дальнейшие отношения сложились отнюдь не по мирному сценарию.
Ознакомьтесь с некоторыми малоизвестными и крайне интересными фактами о коренных жителях Америки - индейцах.

Что в имени тебе моем?
Многие штаты Америки, например, Аризона, Кентукки, Миссури получили свои названия в честь индейских имён.

Вкусное название
«Барбекю» - это аравакское слово, которое переводится как «рамка с палочками».

Слова - отголоски прошлого

А вообще, в английском языке много слов позаимствовано от индейцев, например, «гуакамоле», «шоколад», «перец чили», «пончо».

Индейцы во время первой мировой
Почти 8 тысяч коренных американцев воевали на фронтах Первой мировой войны, несмотря на то, что официально они не были признаны гражданами США.

Второе обретение своей родины

Участие коренных жителей континента в Первой мировой войне в значительной мере определило подписание закона о гражданстве индейцев. С тех пор они официально стали жителями США.

История объединения
В 1600-х годах пять вражеских индейских племён объединились в одну могучую Конфедерацию Ирокезов.

Правление Лиги Ирокезов
Совет Конфедерации Ирокезов состоял из мужчин, которые выбирались на свой пост пожизненно. Однако в роли старейших, по материнским родовым линиям, выступали женщины - они могли назначать и снимать консулов - представителей своего рода, в любое время.

Модель управления, которую позаимствовали власти США
Бенджамин Франклин полагал: Конфедерация Ирокезов имела мощную модель правления по той причине, что объединённые колонии соревновались между собою в развитии.

Страна белоглавого орла
Белоголовый орёл на гербе США на самом деле является символом племени ирокезов.

Деревни у индейцев
Племена Чоктау, Шероки, Криик, Чикасо и Семинол были подобны европейским, поскольку их социальное устройство предусматривало развитие деревень и ферм.

Цивилизация, построенная на крови
И Соединённые Штаты, и Канада стремились искоренить коренной народ индейцев с помощью военных действий и жёсткой ассимиляции, то есть поглощения древней культуры цивилизацией.

Натурпродукт
Коренные американцы использовали колючую шерсть дикобраза особым образом, а именно изготавливали из неё щётки.

Особое поверье

Женщины из племени ирокезов не ели черепах с той целью, чтобы их будущие дети не стали медлительными и неуклюжими.

Первая добыча
Когда молодой индеец убивал первого буйвола, он должен был отрезать у животного язык - самую лучшую часть, и отдать его в дар своим друзьям.

Родовые тотемы
Коренные индейцы, проживающие на Северо-Западе США, имеют право устанавливать особые тотемы во дворах своих домов, что свидетельствует об особом статусе их рода.

Неумолимая статистика
Около 22% из 5,2 миллионов коренных американцев Соединённых Штатов живут в резервациях.

Потомки отважного народа притесняются?
Почти 30% коренных американцев живут за чертой бедности. Индейцы, попытавшие счастья вне резерваций, испытывают большие трудности по оформлению документов, поиску работы и оплате налогов.

Жизнь до колонизации…

Когда Христофор Колумб впервые посетил Америку, там насчитывалось до 18 миллионов коренных американцев.

… и после
К 1900 году число потомков коренных американцев сократилось примерно до 350 тысяч.

Племена индейцев в США
На сегодняшний день существует 566 коренных племён, официально признанных США.

Путь длиною в 30 тысяч лет
Некоторые историки считают, что коренные американцы населяли Америку в течение последних 30 тыс. лет.

Секретный военный код навахо
Вы уже знаете о том, что коренные американцы принимали участие в Первой мировой войне. Но во время Второй мировой войны они уже защищали страну, гражданами которой являлись. Язык навахо - один из самых сложных языков на Земле. Шифровальщики навахо - это были солдаты-индейцы, использующие родной язык для отправления сообщений на поле боя.

Древний язык, используемый в бою
Несмотря на то, что воины, впервые использовавшие код навахо, уже давно на пенсии, после военных действий во Вьетнаме этот язык является единственным шифром, используемым в бою.

Необычная теория
Учёные полагают, что языки индейцев условно разделены на 3 отдельные группы. Это может свидетельствовать о трёх отдельных миграциях племён поселенцев из Азии в Северную Америку.

Экономический рост
Многие индейские деревни, после колонизации ставшие фортами и торговыми постами, сейчас - крупнейшие города, такие как Чикаго, Канзас-Сити, Детройт и Питтсбург.
Время расцвета цивилизации краснокожих отошло в далёкое прошлое. Порою учёные задаются вопросом: почему этот самобытный народ практически исчез с лица земли? Возможно, всё дело в том, что ранее индейцы негуманно расправлялись с пленниками, снимая им скальп? А жестокость, как известно, притягивает жестокость. Как бы там ни было, на основе культуры индейцев и их модели управления племенами возникли и существуют по сей день развитые государства.

Какой была Америка до момента ее официального открытия? Многоликой, загадочной и очень необычной. В данной статье мы постарались приоткрыть некоторые интересные факты из жизни индейцев, которые населяли земли северной и южной Америк.

  • Ученые считают, что предки первых индейцев поселились в Америке 30 тысяч лет назад. Сегодня принято говорить, что населяли материк более 20 племен, которые проживали в разных ее частях.
  • Самые воинственные племена индейцев – ирокезы – жили по собственной Конституции, которая была «записана» при помощи ракушек и бусин.
  • Прическа «скальповая прядь» не была такой «пышненькой» как современный ирокез. Голову индейцы гладко брили, оставляя лишь на затылке завязанный в тугой узел клочок волос.
  • Ритуальные маски ирокезов – уникальны. Двух одинаковых не найдется. Единственная «характерная черта» — нос крючком. Именно таким профилем обладал великан из индейских легенд, который поклялся защищать северный народ.

  • При всей брутальности ирокезов-мужчин женщины племени владели землей, а, соответственно, и могли ей распоряжаться, а также избирали вождя, которого при желании могли и сместить. Считается, что именно в одном из ирокезских племен — сенека — и берет начало феминистическое движение.
  • Могавки – еще одно племя ирокезов – славились своей смелостью, а также уникальной способностью – отсутствием акрофобии. Из-за отсутствия страха высоты позднее именно этих коренных жителей привлекли к строительству нью-йоркских небоскребов.
  • Дороги, построенные инками, превосходили по качеству римские и европейские. А уж российские, видимо, и подавно.
  • Мапуче не были каннибалами, хотя свято чтили традицию – оглушить пленника дубинкой, вырезать его сердце и съесть. Считалось, что именно так отвага и храбрость побежденного воина обретет «новый дом».
  • Споры вокруг уникального языка индейцев аймара с запада Южной Америки не прекращаются до сих пор. Грамматика времен перевернута у них с ног на голову. Когда они говорят о будущем, то указывают назад, а когда размышляют о прошлом, то описывают ситуацию, которую мы воспринимаем как будущее. В общем, в попытке понять, что же там происходит в их сознании, легко замутить собственное.
  • Названное испанцами озеро Титикака на языке племен аймара и кечуа называлось «Мамакота» — «Мать вода». На одном из многочисленных островов озера можно найти остатки погребальных башен – чульпас – высотой до 12 метров. Их авторы – аймары, жившие в доинкскую эпоху.

  • Пальпа — пустынное плато на юге Перу — привлекает всех любителей мировых загадок уникальной коллекцией геоглифов – огромных рисунков, которые видны лишь с высоты птичьего полета. Существует более 200 версий их происхождения. По одной из них, «планировку рельефа» провел народ паракас, который жил на территории современного Перу в доинковскую эру. Они научились бальзамировать усопших задолго до египтян, но не изобрели письменность, поэтому сведения о них чрезвычайно скудны.
  • Буквально название еще одного ирокезоязычного пелемени – тускарора, когда-то жившего на территории современной Восточной Каролины, – означает «сборщики конопли».
  • Социальную иерархию в доколумбовской Америке встретишь не часто. Например, в племени натчей. Каждое утро вождь Большое Солнце выходил из своего роскошного дома и указывал небесному брату Солнцу, какой путь ему проделать – с востока на запад. Большую честь времени «король» возлежал на ложе и «руководил» мичмичгули – «смердящими». Так «господа» называли своих соплеменников.
  • Каждую зиму при полной луне индейцы нутка, жившие на северо-западе Америки, проводили «кульвану» — обряд посвящения молодых воинов. Юноши облачались в волков и проходили сложные испытания на ловкость и мужество.
  • Татемные куклы качина, которые испокон веков мастерят хопи, обязательно встретятся современным путешественникам по северо-востоку Аризоны. По легенде, именно духи качины спасли предков хопи с тонущей Атлантины, перенеся их на «летающих щитах» (внешне очень напоминающих половины тыквы) на южные берега Америки.
  • Исчезающее племя ваорани, живущее в джунглях Амазонии, и сегодня охотится при помощи оружия предков – копья и духовой трубки, «выплевывая» из нее яд кураре, приготовленный по собственному рецепту. Ваорани верят, что их народ произошел от ягуара, поэтому охота на эту кошку всегда была табуирована.
  • Одно из самых могущественных племен Северной Америки – гуроны – полностью утратило свой язык. Их предки каждое новое десятилетие начинали с «пира мертвых», кульминацией которого становился перенос общей могилы предков, скончавшихся за последние десять лет, на новое место.
  • Родовые вожди могикан – сахемы – наследовали власть по материнской линии. При определении военных вождей действовал более демократичный способ – выборы.
  • Команчи почти не наказывали своих детей, считая, что они – дар Великого Духа. Для усмирения озорников у них были специальные люди – «мужчины-привидения», которые старательно изображали рассерженных духов. Срабатывала ли подобная педагогическая методика, к сожалению, не известно.
  • Геральдическим символом одного из самых многочисленных народов северной части доколумбовой Америки – племени оджибве — является орёл.
  • Одним из самых зловещих ритуалов индейцев шуар и ачуар являлся «тсантса» — высушивание головы противника до размера кулака. Цель? Лишить сил мстительную душу. Процесс был задокументирован на видео лишь однажды – в 1961 году.
  • На протяжении 10 тысяч лет современную территорию штата Висконсин населяли меномини. Управление племенем выполняли представители пяти братств. Медведи решали гражданские споры, Орлы – военные, Волки добывали пропитание, Журавли занимались строительством, в том числе мастерили каноэ и капканы. Наконец, Лоси выращивали, собирали и хранили рис.
  • Индейское племя крики, проживающее до колонизации на юго-востоке США, выигрышно отличалось от северо-американских народов статной фигурой и высоким ростом.
  • На севере полуострова Флорида жили тимукуа. Мужчины этого племени носили высокие прически, чтобы, по мнению исследователей, зрительно увеличить свой рост. Тела тимукуа, в том числе и детские, украшали многочисленные татуировки, каждая из которых наносилась за определенный поступок.
  • Ольмеки — одна из древнейших цивилизаций доколумбовой Америки исчезла за полторы тысячи лет до появления ацтеков. Считается, что именно от ольмеков пошли все другие великие народы доколониальной эпохи: тольтеки, ацтеки, майя, сапотеки. Одной из главных загадок ольмеков считаются «каменные головы». Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не удается точно установить, где цивилизация зародилась и как именно развивалась.

  • Многие доколумбовые народы Анд поклонялись сотворителю мира по имени Виракоча.
  • По одной из легенд Виракоча устроил потоп Уну-Пачакути, в результате которого были уничтожены все живущие у озера Титикака. В живых осталось только двое. Именно они и стали прародителями новой цивилизации. Ничего не напоминает?
  • Вдоль русел рек, тянущихся на востоке, севере и в центре будущих Соединенных штатов в 200-500 годах н.э. пролегала, так называемая, Хоупвеллская система обмена – маршрут, который позволял различным индейским племенам успешно торговать.
  • Одна из крупнейших исторических культур Могольон находилась на юго-западе современных США. По мнению ученых, их потомками вполне могут быть индейцы хопи.
    30. Доисторическая индейская культура Анасази предположительно возникла в 12 веке до н.э. До настоящего времени сохранилось селение Таос (штат Нью-Мексико), построенное в период с 1000 по 1450 гг. н.э. Община Таос и сегодня не жалует чужаков и славится консервативными взглядами. Так, в домах не разрешается использовать электричество и водопровод.

Вконтакте

«Не поймите меня неправильно, но поймите меня точно в связи с моей любовью к земле. Я никогда не говорил, что земля принадлежит мне, и я могу делать с ней все, что хочу. Единственный, кто может забрать ее — тот, кто ее создал. Я требую права жить на своей земле и предоставляю вам право жить на вашей».
Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), племя нез-перс.

Когда мы слышим слово «американец», то непроизвольно представляем человека европейской расы или чернокожего. Мало кто думает в этот момент об индейцах, а ведь именно они являются самыми настоящими американцами, предки которых из покон веков жили на территории современной страны. И если представить индейца, прилетевшего из своей родной Америки в другую страну погостить, вряд ли кто-то его назовет американцем, особенно если на нем будут атрибуты его племени. Он будет просто индейцем.
Название «Индейцы» возникло по ошибке европейских первооткрывателей. Испаниские мореплаватели во главе с Христофором Колумбом при высадке на материк первоначально приняли его за Индию. Сами же индейцы, как народность, по версии американских ученых, появились на этом континенте 30 тыс. лет назад, они перешли туда по Беренгову перешейку из Азии.

Почему Краснокожие

Краснокожие — этот термин появился благодаря племени беотуки, проживавшие на канадском острове Нюфаундленд. Они были первыми, кто начал контактировать с европейцами а ранее с викингами, пришедшими на новые земли задолго до Колумба(). Колония викингов просуществовала не долго.
Красный цвет традиционно присутствовал в жизни беотуков. Они раскрашивали красной охрой свою одежду и лица. Их называли красными индейцами, а позже краснокожими. Термин распространился на все племена континента. Беотуки полностью вымерли в первой половине XIX века.

В период колонизации

Со времен Колумба вплоть до 20-го столетия шло освоение земель американского континента. Вместе с этим велись жестокие бои с местным населением, индейцев вытесняли и уничтожали. Переселенцы считали их дикарями, которые не достойны жить на такой большой территории. Сами индейцы смело оказывали им сопротивление, давали отпор чужеземцам, и иногда даже успешно, особенно большие племена или объединенные маленькие. Правительсто искало разные пути решения проблем с индейцами: отводили им земли для проживания, без права собственности, потом отнимали эти земли и прогоняли в другие регионы, создавая определенные резервации. Издавались законы по которым коренные жители Америки должны были отказаться от своих традиций, культуры и религии.

Только в 1924 году вышел закон по которому индейцы получили гражданство и стали полноценными гражданами США. Отменились все законы угнетающие их права, активисты и сторонники индейцев стали добиваться возврата отобранных земель или компенсации за нанесенный ущерб. Америка потратила около 820 миллионов в качестве возмещения убытков за первые 32 года работы Комиссии по жалобам индейцев.

На сегодняшний день в США официально зарегистрированны 565 индейских племен. В переписи населения их обозначают под термином «суверенный народ такого-то племени» (sovereign nation).
Для официального признания племени необходимо пройти далеко нелегкую юридическую и научную процедуру: требуется доказать, что данное племя независимо существовало до первого контакта с европейцами или потомками европейцев, что племя имеет письменную конституцию и традиции передачи власти. Важно доказать и то, что современные индейцы на генетическом уровне связанны с индейцами, составляющими это же племя до первого контакта с европейцами. Только после этого правительство признает статус племени. Это очень важно для индейцев, так как официально зарегистрированное племя имеет много льгот, в том числе бесплатное обучение в высших заведениях страны, обладает правом на самоопределение, на собственные законы и налоги, юридически по своим правам и обязанностям резервации схожи со штатами.
Наиболее крупные индейские племена ныне: чероки — около 310 тысяч, навахо- 280 тысяч, сиу- 115 и чиппева- 113.
На данный момент в США насчитывается 139 разновидностей языков индейцев, более половины находятся на грани исчезновения. Ученые уже говорят о том, что на своем родном языке (кроме английского) говорят только 20 % коренного населения страны.

Исходя из законодательства США, индейцем может считаться человек, доказавший, что один из его предков был коренным жителем Америки, чье племя проживало на территории тогда еще будущей страны.
- В 1830 году был принят Закон о переселении индейцев, все индейцы с востока США должны были переселиться на земли, отведенные для них к западу от реки Миссисипи. Одним из таких племен было племя чероки, которые уже не жили кочевой жизнью а обосновались на одном месте, имели свои фермы, кирпичные дома и даже соблюдали конституцию, написанную по обраузцу Конституции США. Их заставляли все бросать и идти пешком на отведенную для индейцев территорию, где сейчас расположен штат Оклахома. Трудное путешествие длилось больше 3 месяцев племя чероки потеряло около 4000 человек, не говоря уже о других племенах.
- 2% территории США занимают индейские резервации. Самая крупная резервация принадлежит племени навахо, площадь которой равна площади Западной Вирджинии.
- Хотя охота на орлов запрещена законодательством США, на индейцев это не распространяется. Им разрешено практиковать различные вероисповедания и добывать перья для обрядов, но без права продажи или передачи другим лицам.
- Чарльз Кёртис- американский политик, член палаты представителей, сенатор от штата Канзас по материнской линии был потомком вождя племени канза.