Красный угол избы. Красный угол

В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Основное пространство избы занимала печь (1). Печь делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома - царство женщины (2), здесь стояла вся нехитрая посуда, которая была в хозяйстве, здесь она работала, отдыхала, растила детей. Рядом с печью на гибкой жерди, закреплённой на матице, висела колыбель. Здесь у самого окна всегда ставили ручные жернова – мелющее устройство (два больших плоских камня), поэтому угол ещё назывался «Жерновым».Парадной частью избы был «Красный угол» (3). Как бы не располагалась в избе печь (справа или слева от входа), красный угол всегда находился по диагонали от неё. В самом углу всегда располагали «Божницу» с иконами и лампадой, отчего угол получил ещё название «Святого». «Задний угол» исстари был мужским (4). Здесь помещали «конник» («кутник») - короткую широкую лавку в форме ящика с откидной плоской крышкой, в нём хранили инструменты. От двери он отделялся плоской доской, которой часто придавали форму конской головы. Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, вязали сети и т.д. Назад. Таблица.

Слайд 12 из презентации «Дома на Руси» к урокам истории на тему «Русский быт»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке истории, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Дома на Руси.ppt» можно в zip-архиве размером 2383 КБ.

Скачать презентацию

Русский быт

«Святки» - Тинку алина. Святки. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье.

«Русская национальная кухня» - Петербургская кухня конец XVIII в.-60-е годы XIX в. Русская национальная кухня. Кухня Московского государства XVII в. Общерусская национальная кухня 60-е годы XIX - начало XX вв. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 3. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 4. Кухня петровско-екатерининской эпохи XVIII в.

«Изба» - В матицу вкручивали кольцо для очепа. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. Над входом между стеной и печью устраивали полати. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. 6-стенная изба-связь. Полы настилались вдоль избы от входа. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Гость должен был ритуально отказываться от места.

«Дома на Руси» - Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. 6. Почему на Руси говорили - «Без соли, без хлеба - половина обеда»? Какой материал использовали для изготовления посуды на Руси? В чём предназначение и местоположение стола в русской избе? Дом 100.

«Русские обычаи» - Вторник - заигрыш. Праздничных дней в России было много:140-150 в году. Пятница – тёщины вечёрки. Пасха. Среда - лакомка. Вопросы для разминки. В понедельник Масленицу встречали. Когда крестьяне пекли изделия из теста в виде птиц?

Название "красный угол" (он же "большой", "святой", "Божий" и так далее) слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с красным углом. Иногда приходится слышать, что это – дальний от входа угол по правую руку. Но стоит заглянуть в книги учёных-этнографов, и легко убеждаешься, что это мнение оказывается верным далеко не всегда.
Причём, как выяснилось, поиски красного угла надо начинать опять-таки "от печки".
Так ещё в середине ХIХ века на европейской части территории расселения русского народа чётко прослеживались четыре разные типа внутренней планировки крестьянского жилища.
Для "восточного южнорусского типа" (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. "Западный южнорусский тип" (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развёрнута устьем к боковой стене.
В "западнорусском" типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем. Аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Латгалии, на востоке Литвы, частично в Карелии. При "северно-среднерусском" типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было обращено в сторону от него, к дальней стене.


XIX век

При этом все авторы единодушно указывают, что красный угол располагался по диагонали от печи. То есть совершенно не обязательно в дальнем от входа углу, по правую руку. Мог он находиться и у входной двери. Какие же законы управляли взаимным расположением в избе красного угла и печи? Ибо, конечно, расположение это – отнюдь не случайно. Древние люди вообще крайне редко делали что-либо случайно, "абы как". Буквально всё, вплоть до мельчайших деталей вышивки на одежде, было исполнено глубокого смысла. А строительство жилья – и подавно!



XIX век

Мы уже видели, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной – с небом, землёй, "нижним миром" и сторонами света. При этом со сторонами света связывались вполне определённые понятия. О них, как и о многом другом, здесь едва затронутом, опять-таки можно писать новую книгу. Заметим только, что восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными Богами.
Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.
Причём в буквальном смысле этого слова. До появления окон единственным отверстием, посредством которого древнее славянское жилище сообщалось с окружающим миром, была дверь. А мы уже говорили о том, что древнейшие (VI–IХ веков) избы и полуземлянки славян, изученные археологами, были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели простое желание осветить жилище.
Мы говорили также, что печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне: жильё топилось по-чёрному, и дым, прежде чем выйти сквозь дверь, плыл через весь дом. Неужели у наших предков не хватало соображения переместить печь поближе к двери, как это делали в позднейшие времена?
Не забудем, однако, что стена, противоположная входу, смотрела на север. То есть туда, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло.
Начиная с Х века, после появления окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной. Впрочем, окна ещё в ХIХ веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. Вот тогда-то, в Х веке, и начали формироваться те четыре типа внутренней планировки жилища, о которых только что говорилось, – но расположение печи в северной части дома осталось неизменным.
Итак, красный угол, известный нам по этнографическим данным, располагался в южной или юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило.
О священной силе печи, о том, что она была одним из "центров святости" дома, на этих страницах говорилось уже неоднократно. Святость красного угла тоже в доказательствах не нуждается.
Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию "свет – тьма", где в роли "тьмы" выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце Х века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние – языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.
Что же до печки… подумаем серьёзно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы – Домовой, – могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жильё.

Знаете ли вы, как назывались крестьянские дома на Руси? Верно, они назывались избами. Строились избы из деревянных брёвен, плотно уложенных одно на другое.Высота и размер изб были небольшие, поскольку большой дом было трудно обогреть в холода.Часто в доме была только одна комната (горница). И самым почитаемым местом в горнице был красный угол , т.е. красивое место в избе. Русская изба была ориентирована по частям света. И красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома, ведь обе стены, образующие угол, имели окна. Здесьна полочке стояли иконы или, как их ещё называли, образа. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Поэтому иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке. На иконах изображены православные святые (Николай-угодник, Спаситель, Богоматерь и другие). «Божница» (так иногда называли красный угол) всегда украшалась вышитыми или ткаными полотенцами (рушниками ). Под иконами горела лампадка. В нашем красном углу иконы украшены льняным рушником, с красным вытканным узором. Этот рушник из Рязанской областипередала бабушка Каушнян Кати.

Здесь же могли хранитьсясвященные книги: Библия, евангелия, жития святых.Члены семьи каждое утро начинали с молитвы, обращенной к святым образам.

В нашем красном углу, кроме икон стоит ещё один очень важный экспонат. Это именинный сноп из ржаных колосьев. В старину такой снопсобирали в первый день уборки урожая, украшали его красной тряпицей или лентой, и ставили «под образа», отдавая дань уважения хлебу.

Стол в красном углу был довольно большим. Потому, что семьи были большие, по 8-12 человек. Стол был деревянным, по праздникам его скоблили ножом до бела, застилали льняной скатертью (столешницами). Сидели в избе на лавках, которые крепились к стенам и были довольно широкими (на них иногда даже спали), или на скамьях, которые могли переставляться. По праздникам их застилали ткаными дорожками, такими как у нас. У нас в музее в красном углу п од потолком над столом вы увидитещепную птицу (ещё её называют «птица счастья»). Такие птицы было принято делать на Севере России.

Любой гость, входивший в дом, сначала находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился, низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами.
В красный угол усаживали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - новобрачных. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи, которого называли большак.

Расположен между двух окон в угловой части помещения музея, включает в себя угловую полочку для икон; иконы, украшенные рушником (лен, ручное ткачество, Рязанская область, переданы семьёй Каушнян Е.).

Красный угол избы. Под полочкой установлен большой сундук, на котором стоит ржаной сноп, лежат декоративные деревянные блюда с расписными пасхальными яйцами.

Здесь же находится большой стол, застеленный льняной скатертью, вокруг скамьи с ткаными дорожками. Под светильником над столом закреплена щепная птица (птица счастья).

Сундук с приданным невесты. Городецкая роспись главного художника фабрики городецкой росписи Приваловской Н.С.

Большие портреты прапрадедов Леры Тарасовой: Поздеева Ивана Макаровича и Марии Кингиновны.

В общей рамке фотографии родственников педагогов школы.

О «красном угле» в традиционной русской семье слышали наверняка многие, однако о том, где должен располагаться этот угол, знает далеко не каждый. «Красный угол» в избе иначе называют «большим», «святым», «Божьим» и так далее. Оказывается, что его расположение зависит от места размещения печки - источника тепла в избе.

Расположение “красного угла”

Специальное место, которое предназначается для “красного угла”, в традиционной русской избе находилось по диагонали от дровяной печи. Оно могло находиться как у входной двери, так и в дальнем углу. Однако обязательно должно было располагаться в юго-восточной части избы. Так какая же существует связь между печкой и местом, которое называется в православии “красный угол”?

Устройство традиционной русской избы

В древности для русских изба олицетворяла всю Вселенную, здесь были небо с землёй (пол и потолок), стороны света (стены) и «нижний мир» (погребок). Причем восток и юг древние люди связывали с солнечным восходом, весной, полднем, летом, жизнью и теплом, а север и запад - с закатом, зимой и осенью, холодом и смертью. Исходя из этого, наши предки стремились обустроить свой дом таким образом, чтобы в него невозможно было войти силам зла, которые шли со стороны севера и запада.
А вот силы добра и тепла не должны были видеть на своем пути никаких преград и иметь возможность беспрепятственно проникать в избу. И поскольку в те далекие времена окна еще не были изобретены, то единственным отверстием, ведущим внутрь дома, была дверь. Двери всех славянских изб без исключения были повернуты на юг, а вот печь ставилась напротив двери, то есть на севере, месте, откуда может в дом подкрасться зло и холод. Со временем место двери в русской избе изменилось, то есть выбор стены для двери стал непринципиальным, зато печь всегда оставалась на северной стороне, а “красный угол” располагался по диагонали от печи, в юго-восточной части избы. Это расположение неизменно и по сей день.

Значение печи и “красного угла” для древних русских

Печь - это тепло, значит оно символизирует солнце и является центром святости данного дома. “Красный угол” в русской избе тоже является не менее святым местом. И хотя сегодня многие думают, что подобный уголок в доме связан с христианской религией, тем не менее некоторые источники твердят, что задолго до принятия русскими христианства в домах уже был обычай создавать “красный угол”. Однако, согласно другим источникам, в древнерусской избе единственной святыней была печь. И только позже, после принятия христианства, в домах стали появляться такие углы.

Почему “красный” угол?

В русском языке слово "красный" имеет несколько значений. Первое - определенный цвет, а второй - это синоним к слову "красивый", следовательно, "красный угол" можно также назвать красивым углом. Он всегда устроен на самом видном месте, и любой гость при входе в избу с первой же минуты должен увидеть и понять, где находится "красный угол" в доме. И поскольку в этом месте располагаются иконы, то входящий должен сразу же их заметить и покреститься, а только после этого поприветствовать хозяев дома.

Отношение к “красному углу”

После принятия христианства в русских семьях было принято хранить иконы. Некоторые люди и по сей день верят в чудодейственную силу икон. Отсюда становится понятным такое бережное отношение к этому месту в доме. “Красный угол” в доме всегда содержится в особой чистоте. Все иконы, расположенные в данной зоне, украшены резьбой и цветами. Здесь также имеется лампадка со свечой. На праздниках самого почетного гостя усаживают ближе к красному углу.

Религиозное значение “красного угла”

Для общения с человеку не обязательно ходить в церковь. В русской избе местом для молитвы и обращения к Господу является “красный угол”. Поэтому в данном месте расположены предметы, которые священны для каждого православного христианина. Это иконы, святые образы, священные книги: библия, молитвенники и другие.

“Красный угол” в квартире

Сегодня многие из нас живут не в частных домах, а в квартирах, и тем, кто желает создать в своем современном жилище "красный угол", необходимо также придерживаться некоторых правил. Конечно, в квартирах нет печей, чтобы ориентироваться на них. Поэтому священный угол в квартире должен быть напротив входной двери, для того чтобы входящий первым делом видел в квартире святые образы. Иногда современная планировка квартиры не подразумевает углов для размещения икон, поэтому "красный угол" в доме - это не всегда угол в прямом понимании.

Как устроить "красный угол" в квартире?

Святилище в квартире можно создать, приставив к стене высокой столик либо специальный шкафчик, покрыть его красивой скатертью или какой-либо другой нарядной материей. На нее выставить святые образы. Что же касается места “красного угла”, то оно должно быть расположено напротив входной двери. Выбирая место для него, можно также ориентироваться на восток. Для этого нужно определить, где восходит по утрам солнце, и в этой части разместить “красный уголок”. По старорусскому, вернее православному, обычаю, верующим положено молиться глядя на восток. Именно эта символизирует добро, возрождение, веру и надежду. Что же касается высоты такого угла, то он никоим образом не должно располагаться ниже линии глаз. На святые образы нельзя смотреть сверху вниз. А вот расположить его выше уровня глаз вполне уместно. В идеале столик или шкаф должен иметь верхнюю и нижнюю полку. На верхнюю размещают святые образы, подсвечники со свечами, кадильницу, а на нижнюю - святые книги: Библию, Евангелие, молитвенники, церковные календари и прочее.


3 Полы
4 Окна
5 Кровля
6 Фундамент
7 Внутренняя отделка
8 Типы изб
9 Красный угол
10 Изба в национальной культуре

Введение

Изба́ - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).

1. История

Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети - справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

2. Белая изба

С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей. Что касается деревень, то они считались роскошью и в XIX веке. Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах - из досок. Полы настилались вдоль избы от входа.

Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке.Отверстия в доме-окошки закрывали слюдой или бычьим пузырем, в зависимости от времени года.

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами - курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

6. Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

7. Внутренняя отделка

Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.

Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в не богатых домах кровать играла декоративную роль - хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») - напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

8. Типы изб

Избы строились 4-стенные с сенями и без сеней, 5-стенные и 6-стенные. Шестистенная изба называлась изба-связь: две избы связывались в середине сенями.

9. Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим . К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым . Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка . В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом . Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол .

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус , так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

10. Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

Литература

· Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8

· Иван Забелин. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862-1869.

· Д. А. Баранов, И. И. Шангина «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство-СПБ, 1999 ISBN 5210015890

· Л. В. Тудман «Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы». Из-во Прогресс-Традиция. ISBN 5898260617

· Л. В. Беловинский «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Профиздат, 2002 ISBN 5882830303

· О. Н. Шелегина, Лидия Михайловна Русакова «Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII - первая половина XIX в». ВО «Наука», 1992