«Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм.

На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Патриотизм является еще одним важнейшим компонентом способным объединить общество, способствовать его социально-экономическому и политическому развитию. Спецификой патриотического поведения является понимание важности своих ежедневных поступков для всех граждан государства. Патриотизм может проявляться как в защите независимости своего Отечества с оружием в руках, так и в ответственном исполнении своих непосредственных обязанностей на рабочем месте, как в совершении глобальных научных открытий, так и в стремлении граждан сохранить благоустроенность в месте своего проживания.

При изучении мировоззренческой основы идеологии белорусской государственности необходимо отметить следующее:

· наше общество, вне всяких сомнений, нуждается в консолидирующей системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность;

· белорусская культура, сформировалась как культура синтетическая, которая легко ассимилировала в себе влияния других культур. Следовательно, это культура динамичная и мобильная в своих содержательных аспектах. Белорусская культура занимает важное место в общеславянских духовных ценностях. У белорусов присутствуют необходимые для сохранения современной цивилизации фундаментальные черты – толерантность, гибкость, открытость, отзывчивость, доброта. Приоритетной задачей для Беларуси должно стать возрождение национальной культуры.

· в процессе укрепления белорусской государственности национальная идея, выступающая в роли консолидирующего и стабилизирующего основания общества, становится обязательной частью личных переживаний современных людей. Национальная идея, как объединяющая идея, должна включать в себя такие важнейшие компоненты, которые затрагивали бы не только приоритетные ценности белорусского государства, но и жизненные ценности каждого гражданина.

· становление национальных мировоззренческих приоритетов не противоречит идее глобализации жизненного мира и современной истории. В данной ситуации следует говорить об осмыслении диалектики локального социально-культурного своеобразия и всемирного единства, а не об обосновании некоего «особого пути», отделяющего славянский мир от остального.

· построение гражданского общества в Республике Беларусь, высшего уровня развития демократических прав и свобод личности, предполагает соблюдение прав человека.

· для Беларуси характерно усиление роли и влияния религии в обществе. Следует отметить, что христианство оказало значительное благотворное влияние на становление и развитие белорусской нации.

· важную роль в процессе объединения общества играет чувство патриотизма. Патриотизм является еще одним важнейшим компонентом способным объединить белорусское общество, способствовать его социально-экономическому и политическому развитию.

Мировоззренческая основа идеологии белорусской государственности, один из важнейших факторов способствующих становлению национальной идеи, опираясь на такие важнейшие ценности белорусского общества как национально-государственное самосознание, соблюдение прав человека, вера и патриотизм будет оказывать значительное влияние на процессы гражданского единения общества, его сплочение.

Литература:

  1. Абдзіраловіч І.. Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага сьветагляду. Мн. 1993.
  2. Багдановіч М. Белорусское возрождение // Поўны збор твораў: У 3 т. Мн. 2001. Т.2. Мастацкая проза, пераклады, літаратурныя артыкулы, рэцензіі і нататкі, чарнавыя накіды.
  3. Бенедикт Андерсон Воображаемые сообщества, размышления об истоках и распространении национализма. Пер. с англ. В.Г. Николаева. М. 2001.
  4. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Д. Джери. М. 2001.
  5. Бугрова И.И. Идентичность Беларуси: из опыта «понимающей» политологии // VECTOR. №3. 1997.
  6. Введение в политологию. словарь-справочник под ред. проф. В.П. Пугачева. М. 1996.
  7. Величко В.П. Нужна ли обществу идеология? // Бел. думка. 1996. №5.
  8. Герасина А.П. Беларусь между Востоком и Западом: исторические особенности дискурса культурно-национальной идентификации// Материалы научно-практической конференции РИВШ БГУ. Мн. 2002.
  9. Диакон А. Кураев. «Секуляризация и духовность – восточный взгляд»// Примирение в Европе – миссия Церквей в Украине, Беларуси, Польше и Германии. Мн. 2000.

19. Земляков Л. Е. Религиозная политика как фактор стабилизации белорусского общества// История: проблемы преподавания. 1998. №2.

  1. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Республике Беларусь. Проблемы государственно-правового регулирования. Мн. 2001.
  2. Земляков Л.Е. Религиозный аспект идеологии белорусского государства. Мн. 2003.
  3. Идеология белорусской государственности: проблемы теории и практики. Мн. ИСПИ 1998. 132с.
  4. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн. 1998.
  5. Майхрович А.С. Становление нравственности сознания. Из истории духовной культуры Беларуси. Мн. 1997.
  6. Майхровіч А.С. Нацыянальныя духоўныя традыцыі і беларуская ідэя // Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе 20 стагодзя. Мн. 1998.
  7. Мельник В.А. Государственная идеология. Понятие, элементы, функции. Тесей. 2002.
  8. Министерство образования Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь. «Патриотическое воспитание как составная часть государственной идеологии Республики Беларусь». Материалы республиканской научно-практической конференции. Мн. 2003.
  9. Модель устойчивого развития Республики Беларусь. Идеология. Мн. Технопринт. 1999. 143с.
  10. Новейший философский словарь. Мн. 1998
  11. Осипов А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм. Мн. 2001. 99с.
  12. Права человека. учебное пособие. Под ред. проф. А.Д. Гусева. Мн. 2002.
  13. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М. 1989.
  14. Слука О.Г. Нацыянальная ідэя. Сістэмны аналіз праблемы. Мн. “Белы вецер”. 2001.
  15. Социологическая энциклопедия. под ред. А.Н. Данилова. Мн. 2003.
  16. Яковлев А. И. Государственная идеология. ГУП «Облиздат» 2001. 315с.
  17. Яскевич Я.С. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. Мн.2003.

1 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. – с. 21

традиции вооруженных сил республики белорусь
Вопросы:


  1. Многовековые традиции белорусского народа – источник мужества и патриотизма его вооруженных сил.

  2. Боевые традиции Вооруженных Сил Республики Беларусь.

  3. Традиции, связанные с воинскими ритуалами.

Вступление


Вооруженные Силы любого государства имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется историческими условиями формирования, общественным и государственным строем страны, господствующей идеологией, характером и предназначением вооруженных сил.

Все они, как концентрация военного опыта, передаваемого из поколения в поколение, в первую очередь, представляют собой сплав былинного, народного героического прошлого и новых форм, правил, обычаев борьбы с врагами Отечества.

Сегодня, как никогда, боевые традиции вооруженных сил приобретают особое значение для обеспечения обороноспособности страны. В настоящее время идеологическое давление на Беларусь беспрецедентно. Против нас ведется необъявленная психологическая война.

Идеология Белорусского государства возникла не на пустом месте. Её необходимо рассматривать как результат менталитета славянских народов и тех исторических событий, которые и определили славянский менталитет. Именно поэтому, в попытке уничтожить нас, как государство, ведется целенаправленная работа по фальсификации нашей истории и уничтожении наших традиций.

Понять это можно, если вспомнить слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Отрезая нас от исторических корней, они хотят лишить народ героического прошлого и уверенного будущего. Хотят отнять у нас великую Победу».

Поражение армии начинается в мозгах военнослужащих. Армия, проникнувшаяся духом поражения, не имеющая гордости за свою боевую историю, не может быть боеспособной. В тоже время армию, уверенную в своей победе, можно уничтожить, но победить – невозможно.

Именно поэтому, сегодня, как и тысячу лет назад, традиции патриотизма белорусских вооруженных сил является важнейшим, если не определяющим фактором обеспечения безопасности Белорусского государства.

В такой ситуации необходимо вернуться к истокам традиций патриотизма нашего народа. Именно опираясь на исторический менталитет славян и православие, можно и нужно - строить патриотическое общество.
1

В чем же состоят особенности славянского менталитета и чем он отличается от менталитета других народов? Откуда у нашего народа столь глубокое чувство патриотизма? Почему Белорусский менталитет не приемлет идеалы западной демократии?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к нашей истории. На формирование образа жизни славян большое влияние оказала православная религия, язычество, ставившее на первое место волю человека, и исторические события, которые и определили отличие православия от католицизма.

По Русским традициям только пожарища

За нашей спиной, разметав позади,

На наших глазах умирали товарищи

По-русски рубаху рванув на груди.

Что бы осмыслить и понять эти стихи необходимо сравнить историю славянских племен с историей западных государств. Что ожидало западного солдата в случае поражения его армии в бою? Зачастую он просто переходил на службу к победителю. Главным для него было спасти свою жизнь и сохранить те ценности, которые он уже успел накопить. Именно поэтому Европа, понеся минимальные потери, капитулировала перед фашизмом. Народы Европы оказались неготовыми жертвовать своими жизнями .

Совершенно другая психология была у русского человека. На Русской земле более 200 лет хозяйничали татары. В первом сражении на реке Калка, татары уничтожили всех пленных. Если осажденный город сдавался, в нем вырезалось все население, включая женщин и детей. Бросить оружие означало не только погибнуть самому, но и отдать на смерть свою семью.

Такая жестокость была не случайна. Татары были скотоводами и вели кочевой образ жизни. Они не имели возможности длительное время держать в одном месте большую армию. А мелкие кочевья, растянутые по степи, были беззащитны перед ответным ударом, который должен был неизбежно последовать после набега. Татары нашли простой, эффективный и страшный выход: все население захваченного города полностью уничтожалось. Мстить становилось некому.

Само существование славянских племен становилось под вопросом. И именно в этот критический момент начал происходить перелом в сознании русских людей. Славянин начал понимать, что его личная жизнь может прерваться в любой момент и в такой ситуации главным является не материальные блага, не его личное благополучие, а продолжение существования самого его рода . Именно отсюда рождается патриотизм и обостренное чувство справедливости. Русский человек начал понимать, что он только маленькая частичка большого народа. Стало появляться сознание, что абсолютной ценностью является не богатство, и даже не личная жизнь, но существование своего рода.

Эта идеология была поддержана православием, стоящим у истоков становления нашего государства. Забыть свои споры и распри, перед лицом страшной опасности, ради спасения самого существования славян - этому учила православная церковь.

В этих условиях формировался менталитет белоруса.

Из мрака времени до нас доходят первые известия о героической обороне своей земли, от орд гуннов и готов Аттилы Полочанами.

Трудная и опасная жизнь предков белорусов – племен Кривичей, Радимичей, Полочан, Дреговичей, среди озер, лесов и болот в тяжелейших климатических условиях, в тяжком труде на земле и непрерывных войнах выковала знаменитый характер белоруса .

Вся история Полоцкой земли была историей борьбы за свою независимость.

Даже первое упоминание о городе Менске в 1067 году связано с битвой на реке Немиге, и сам город закладывался как крепость.

В знаменитых сражениях со шведами на реке Неве (1240 г.) и с немецкими рыцарями на Чудском озере (1242 г.) прославились Яков Полочанин, Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович – сподвижники великого русского полководца Александра Невского, выходцы с белорусской земли.

Героизм и самоотверженность проявили белорусские хоругвии в Грюнвальдской битве (1410 г.) с тевтонским орденом. Дрогнули и стали отступать союзники – поляки, монголы и литвины, но тевтонцам так и не удалось потеснить белорусов ни на шаг. Именно благодаря их стойкости, они гибли, (потери составили более 50%) но не отступали, удалось разгромить ранее непобедимый тевтонский орден.

Яркими примерами мужества и героизма за свою свободу и независимость явились казацко-крестьянское восстание под руководством Северина Наливайко (1595-1596 г.г.) и народное восстание против гнета польских магнатов и католической церкви под руководством Богдана Хмельницкого, которое, наряду с Украиной, охватило обширные области Беларуси.

Патриотизм белорусского населения проявился и в годы Северной войны 1700-1721 г. Навечно сохранилась в памяти народной знаменитая битва при деревне Лесной на Могилевщине. В этом сражении был наголову разбит 16-тысячный корпус шведов, который шел из Риги на помощь основным силам Карла XII. Петр I писал, что бежавших шведов «полесские мужики зело бьют». Победу при Лесной Петр I назвал «матерью Полтавской баталии».

Показательна совместная борьба русского и белорусского народов против общего врага в Отечественной войне 1812 г.

Вместе с братским русским народом на священную войну против вражеского нашествия поднялись и белорусы.

В июле 1812 года в лесах активно действовали партизанские отряды. Особенно широкий размах партизанское движение получило в Витебской губернии, в районе Полоцка. Так, отряд, возглавляемый крестьянином Максимом Макаровым, героически проявил себя в двух сражениях за Полоцк. Барклай де Толли писало о тех днях: «...Партизаны деревню свою защищали от нападения противника и участвовали вместе с казаками в победах над врагом, а также были в битве при штурме города Полоцка».

О мужестве белорусского населения говорят смелые и решительные действия жителей Могилевской губернии. Вооруженные топорами и вилами они вместе с русскими воинами выгнали оккупантов из города. «Я прошу, - писал М.И. Кутузов могилевскому губернатору, - жителям Могилевской губернии, за большое их усердие, объявить в полной мере мою признательность и благодарность». Активно боролись против врага и жители Витебска.

Национальное самосознание белорусов проявилось в борьбе против оккупантов в период войны с буржуазной Польшей в 1919-1920 г.г

Тогда же действовал на Полесье партизанский отряд, руководимый легендарным 70-летним крестьянином Василием Талашом.

Тяжелейшим испытанием для белорусского народа стала Великая Отечественная война. В первые дни войны исключительно тяжелые бои развернулись на территории Белоруссии, ставшей центральным участком советско-германского фронта.

Блестящим образцом верности Родине и воинскому долгу остался для будущих поколений подвиг защитников Брестской крепости.

Находясь в окружении, они более месяца с изумительным героизмом отстаивали ставший для них священным участок родной земли.

Тяжелые неудачи первых дней войны не сломили боевого духа наших воинов, воли к сопротивлению и у мирных жителей республики. Ярким подтверждением тому может служить знаменитая эпопея Могилевской обороны 1941 года. Вместе с бойцами и командирами 172-й стрелковой дивизии под командованием М.Т. Романова плечом к плечу сражались бойцы отрядов народного ополчения, в ряды которых вступили 12 тысяч патриотов.

Самоотверженно сражался с врагом батальон могилевской милиции, под командованием капитана К.Г. Владимирова. У деревни Пашково и поселка Гай ополченцы 3-е суток отбивали яростные атаки гитлеровцев, неоднократно переходя в контратаки. Из 250-ти в живых осталось 19 раненых бойцов.

Беспримерное мужество и стойкость в борьбе с фашистскими захватчиками проявили белорусские партизаны и подпольщики.

Как подчеркнул А.Г.Лукашенко, «важнейший постулат идеологии белорусского государства – патриотизм. В мире знают Беларусь как республику-партизанку, а белорусов – как людей, несгибаемых в борьбе с нацистской чумой».

На территории Белоруссии действовали 1255 партизанских отрядов, они обеспечивали полный контроль над 67-ю процентами территории республики..

С врагом боролись 374 тысячи партизан, 70 тысяч подпольщиков и 400 тысяч скрытого резерва.

В результате боевой деятельности партизан убито и ранено около 500 тысяч солдат и офицеров противника, подорвано более 11 тысяч эшелонов, выведенных из строя 1355 танков и бронемашин, уничтожено 305 самолетов.

За героические подвиги свыше 200 тысяч партизан награждены орденами и медалями, а 74 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

Всего же 438 белоруса и уроженцев Белоруссии, воевавших на всех фронтах, участвовавших в партизанском движении, были удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из них - дважды. 65 воинов Белоруссии стали полными кавалерами ордена Славы.

Верность боевым традициям старших поколений защитников Отечества живет и сегодня. Самопожертвование во имя спасения других людей, которое совершил 23 мая 1996 года военный летчик подполковник Владимир Карват, является нормой, для наших военных традиций. Так при выполнении учебно-тренировочного полета на самолете Су-27п возник пожар. На пути горящего самолета находились населенные пункты Арабовщина и Гатище. Летчик увел машину в сторону и, ценою собственной жизни, не допустил ее падения в населенном пункте. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, В.Н.Карват удостоен звания Героя Республики Беларусь, (посмертно).

Такое же самопожертвование, совершил при спасении пассажиров поезда «Брест-Минск», в 1999 году курсант общевойскового факультета Военной Академии Д.Б.Гвишиани. Указом Президента Республики Беларусь он посмертно награжден орденом «За личное мужество».

Воинские традиции – это соблюдение исторически сложившихся в армии и на флоте и предающихся из поколения в поколение правил, обычаев и норм поведения военнослужащих, связанных с выполнением боевых задач и несением воинской службы.

Воинские традиции имеют огромное значение для духа армии. Чем благороднее они, чем крепче связаны с национальным характером народа, чем больше в них запечатлелось боевого опыта армии – тем более они укрепляют вооруженные силы.

Традиции – это не только история и духовные реликвии прошлого. Это могучее оружие, выкованное и отточенное в борьбе за честь, свободу и независимость. Оно и сегодня служит делу формирования и воспитания мужественных и стойких защитников Родины.

На протяжении столетий формировались славные боевые традиции нашей армии. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы прекрасно понимали значение воинских традиций и постоянно их культивировали.

Важнейшим видом традиций вооруженных сил являются боевые традиции. Их можно подразделить на:


  1. Общие (преданность Родине, готовность к ее защите, верность присяге, войсковое товарищество, культ Знамени, почетные наименования частей, военные парады);

  2. Боевые (защита командира в бою, самопожертвование и т.д.);

  3. Традиции вида ВС (при заходе в иностранный порт военные корабли отдают салют. Если тонет корабль, то командир его покидает последним);

  4. Рода войск (День танкиста, День ракетных войск и артиллерии и т.д.);

  5. Соединения, части, корабля («Гвардеец в плен не сдается»).
Одной из наиболее древних традиций считается «Культ боевого знамени» . История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Используемые для сбора и объединения воинов в бою, они появились в вооруженных отрядах государств Дальнего Востока, Индии, Китая в виде символического видимого издали изображения. Поднятое Знамя означало, что часть жива и сражается. У греков и римлян знамена представляли собой древко, на вершине которого укреплялась фигурка волчицы, совы и орла, у китайцев и индусов – древко с полотнищем, украшенным различными символами.

У всех народов боевое знамя становится принадлежностью воинских формирований. С XV века знамена в большинстве армий приобрели статус святыни для данной боевой части: определилось их место в строю, воздаваемые им почести, обязанности по их защите и сбережению, наказание за их утрату и т.д.

Знамена в Древней Руси назывались стягами. Они устанавливались на месте сбора дружинников. Выражение «постановить стяг» означало в те времена «изготовиться к бою».

Во времена сражений стягами подавались сигналы войскам, около них разгорались, самые ожесточенные схватки. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский – геройством. Стяги воодушевляли русских воинов, звали вперед на врага.

С конца XV начала XVI века слово «стяг» постепенно заменяется словом «знамя». Со временем вырабатываются правила изготовления и вручения знамен, вводятся определенные ограничения и условия, устанавливаются размеры знамен и их субординация.

Утрата знамени в бою всегда считалась в русской армии тяжким позором. И если полку не удавалось вернуть знамя, то он расформировывался, его вычеркивали из списков армии, и офицеры полка, не говоря уже о солдатах, кровью должны были искупить свою вину.

До революции за взятие вражеского знамени сразу награждали «Георгием». Культ знамени сохранялся и РККА и СА. Так, например, за спасение знамени и ордена 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии гражданин Д.Н. Тяпин был навечно зачислен в списки одного из полков.

«Почетное наименование полков» (частей) – эта традиция дошла к нам от древних римлян, этому всегда придавалось огромное значение. Римляне, например, давали своим отрядам разные почетные названия в память славных деяний или по именам побежденных народов, например: могучий отряд Августа, верный отряд Траяна, Британский отряд, Парфянский отряд, железный отряд, отряд победителей и т.д.

Гвардейские звания появились в XII веке, когда в Италии был сформирован отборный отряд для охраны государственного знамени, который стал называться гвардией. В XV веке гвардия создается во Франции, в XVII веке – в Англии, Пруссии, России, Швеции.

В России издавна имелись полки, носившие наименования. Еще в 1642 году в Москве были созданы два полка солдатского строя. Один из них получил название Бутырского, ему официально принадлежит старшинство среди наименованных частей русской армии.

Создателем первых гвардейских полков в России стал Петр I. Они были сформированы в 1690 году из потешных войск в составе Преображенского и Семеновского полков, официально получивших звание гвардейских в 1700 году.

«Форма одежды» (честь мундира). Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать своих бойцов от воинов противника. В Спарте для этого были введены короткие красные плащи, в Древнем Риме легионеры носили, как правило, одежду белого цвета. Доспехи и вооружение у них были унифицированы, легионы один от другого отличались по цвету перьев на шлемах.

С конца XV века устанавливается одежда сравнительно одинакового покроя и цвета для отрядов и полков, в XVII-XVIII веках в связи с созданием регулярных армий вводится единообразная форма одежды как один из обязательных признаков этих армий. Одеяние воина считалось признаком его чести и отваги. Одной из первых наград была выдача военной одежды. Известен исторический факт: в 1469 году русские воины-устюжане за мужество и отвагу получили от Ивана III сермяги и бараньи шубы.

В России в XVI веке в стрелецком войске впервые было установлено ношение одинаковых кафтанов. В дальнейшем форма неоднократно менялась.

Русские воины всегда ревностно относились к чести своего военного мундира, справедливо олицетворяя ее с честью российской армии, ее боевой славой.

Лишение мундира или каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестье и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего или даже подразделения, части, когда имело место отступление от устава или малодушие на поле боя.Символика мундиров и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам акт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением их обесчестил.

Еще более древней является традиция боевых наград. Кому неизвестно имя русского былинного богатыря Алеши Поповича? Но мало, кто знает, что его прототипом послужил храбрый полководец Александр Попович. Когда в начале XIII века Киев осадили половцы, Попович, встав во главе войска, разгромил их. В награду за подвиг, как сообщает древнерусская летопись, киевский князь возложил на победителя золотую гривну – почетнейшую, боевую награду.

Это летописное сообщение – первое известное нам упоминание о награждении особым знаком отличия на территории нашей страны.

Позднее, начиная с XV века, за участие в военных кампаниях или особо важных отдельных сражениях все воины стали награждаться специально отчеканенными медалями. При этом строго соблюдалось сословное различие: чем выше был чин награжденного, тем более значительную по размеру и весу медаль он получал.

При Петре I наградные медали приняли современный вид.

В 1702 году была учреждена медаль за взятие старинной русской крепости Орешек, специальными медалями отмечались участники сражений при Калине, Лесной, Полтавской битвы, Гангутского морского сражения.

В 1698 году в России был учрежден первый орден Св. апостола Андрея Первозванного, в 1725 году – орден Св. Александра Невского.

Унтер-офицеры, солдаты, матросы награждались так называемыми «знаками отличия орденов»: знаком отличия ордена Св. Анны (анненской медалью) и знаком отличия Военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия (Георгиевским крестом), введенным в 1807 году. В 1858 году было учреждено

четыре степени последней награды. Это была почетная награда, так как ею отмечались воинские подвиги и «отменная храбрость». Особым уважением пользовались полные Георгиевские кавалеры.

Другими видами коллективной награды за военные заслуги в русской армии были серебряные трубы (в кавалерии – сигнальные рожки). Первым награжден был ими в 1737 году батальон лейб-гвардии Измайловского полка за мужество, проявленное при взятии крепости Очаков. В 1760 году за взятие Берлина около 40 воинским частям русской армии были пожалованы серебряные трубы с соответствующими надписями на них. Эти трубы не только воспевали славу русских воинов, но и сами были ее яркими символами.

Считается, что первым на Руси почетным оружием был награжден стольник Богдан Хитров, которому вручил саблю царь и великий князь всея Руси Михаил Федорович в 1642 году.

В Государственном историческом музее в Москве выставлена шпага, которой был награжден генерал-адмирал М.М. Галицын Петром I за уничтожение шведской эскадры 17 июля 1720 года у Аландских островов.

Екатерина II с 1774 года ввела для отличия за военные подвиги «Золотое оружие» с надписью «За храбрость». Первым этой почетной награды удостоился генерал-фельдмаршал князь А.А. Прозоровский.

Не только армии, но и всему нашему народу присуща еще одна традиция – патриотизм.

Именно в патриотизме – вековой традиции нашего народа – следует видеть нравственные истоки его героизма и мужества. Именно отсюда, рождаются замечательные, боевые традиции нашей армии – героизм, стойкость и самопожертвование. Уместно вспомнить слова Наполеона: «дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир» или Бисмарка: «русского мало убить, его надо повалить».

При опасности для жизни офицер подавал личный пример, известен такой случай, когда в швейцарском походе отряд русских войск на виду у противника в нерешительности остановился возле крутого обрыва у селения Урзерн, его командир генерал Милорадович крикнул:


  • Посмотрите, как возьмут в плен вашего генерала! С этими словами он под картечью противника, не оглядываясь, бросился вниз. Солдаты, забыв об опасности, ринулись вслед за начальником. Именно массовый героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны позволил победить, не знавшую ранее поражений фашистскую армию.
3

Самая первая традиция, с которой сталкивается военнослужащий является принятие воинской присяги и вручение боевого оружия молодому пополнению. Это лишь одна из великого множества существующих традиций. Как они зарождались? Известен такой случай: в начале I мировой войны гвардейский кексгольмский полк, направляясь к линии фронта, проезжал небольшой городок. Неожиданно батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

Ты что, дед? – спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

А как же, – ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком мундире я еще на туретчину ходил, вот так, батюшка мой.

Батальонный развернул коня и помчался к полковому командиру, тот приказал развернуть знамена во всех батальонах, и торжественным шагом, под музыку полк прошел перед ветераном. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась новая традиция чествования ветеранов. Особой похвалы заслуживает решение о введении нового понятия в вооруженных силах Республики Беларусь – «Почетный солдат».

Древней является традиция проведения парадов – еще А. Невский практиковал триумфальные шествия, как средство для демонстрации мощи своего войска. Часто их совмещают с салютами. Впервые он бал дан в русской армии после победы в Полтавской битве 21 декабря 1709 года. В советском союзе салют был восстановлен в годы Великой Отечественной войны при освобождении городов Орла и Белгорода.

За особые заслуги перед отечеством предусматривалось военнослужащие могли быть навечно зачислены в списки части.

Были традиции награждения за успехи в ратном труде на бытовом уровне. У моряков за потопленный корабль при возвращении в порт дарили жареного поросенка и котел гречневой каши.

Хорошей является традиция постоянного стремления военнослужащих к совершенствованию военных знаний и боевого мастерства.

Дружба, взаимная выручка и помощь в бою. Суворовский девиз «Сам погибай, а товарища выручай» всегда был одной из ценнейших традиций советских воинов, нормой их поведения, незыблемым законом жизни.

Славная традиция Вооруженных Сил – высокая воинская дисциплина, которая во многом является основой боевой готовности частей и соединений, стойкости и решительности личного состава, как в бою, так и в дни повседневной, боевой учебы, строгое подчинение жизни военнослужащего воинским уставам регламентация отношений между начальниками и подчиненными.

Хорошей боевой традицией является требование знать боевую историю части, ее героев, ее победы в Великой Отечественной войне, достижения в боевой подготовке, в спортивной и культурной жизни. Для этого широко используются музеи и комнаты Боевой славы, Книги почета, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил – героями боев.

Оснащение армии сложным оружием и боевой техникой потребовали от воинов высокой военно-технической подготовки. Хорошей традицией оставшейся нам в наследство от армии СССР является, поддержание вооружения и боевой техники в исправном (боеготовом) состоянии, их бережное хранение, своевременное и качественной обслуживание. Пока техника не будет исправна, расчет с неё не уходит.

Нравственный облик воина, мораль, нравственность и дисциплинированность, его достойное поведение вне территории части – тоже является традицией определяющей облик защитника Отечества.

Вся жизнь военнослужащего, от приема молодого пополнения, до проводов в запас и последнего его дня определяется воинскими ритуалами. И даже похороны и прощание с ним, оказание последних почестей подчиняются воинским традициям.

заключение

Сегодня пропаганда боевых традиций, воспитание на их основе воинов Вооруженных Сил РБ – это воспроизведение героики минувших лет, яркий показ отваги и самоотверженности наших людей на фронтах Великой Отечественной и в тылу. Это создание живой связи нынешнего поколения с предшествующим, его моральной ответственности за полученное историческое наследие. Сохранить и приумножить достигнутое в прошлом, привнести из него в настоящее как можно больше ценного и полезного – это важнейшая задача офицерского корпуса.

Традиции – это золотой фонд Вооруженных Сил. Они передают новым поколениям, вставшим под боевые знамена, любовь к Родине, доблесть и геройство, верность военной присяге и Отечеству.

Традиции – это символы. Живые и настоящие... Они с нами и вокруг нас. Они в делах и свершениях, помыслах и поступках. О них напоминают нам имена бойцов, навечно зачисленных в списки воинских частей, вписанных в названия улиц, боевые ордена на знаменах наших частей, книги, фильмы о нелегкой военной службе, цель которой – надежно защитить Отечество. На прошлое надо учиться смотреть через призму будущего, исходя из задач настоящего.

Преемственность традиций – не красное словцо. Воинские традиции и ритуалы сплачивают и вдохновляют людей, делают их сильнее и мужественнее, пробуждают и укрепляют гражданственность и патриотизм.

Необходимо продолжать работу по укреплению боевых традиций Вооруженных Сил Республики Беларусь, что в современных условиях реформирования имеет особенно важное значение.

Литература:


  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.

  2. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М., 1945.

  3. Новиков В.П. Воспитание на традициях. М., 1979.

  4. Маринов А.А. Негасимый огонь. Очерки о воинских традициях. М., 1976.

Лектор Центра идеологической работы

подполковник Гамолко С. Н.

Главная угроза для независимости Беларуси - не «зеленые человечки», а то, что не сформирована гражданская нация.

В декабре 2014 года институт Гэллапа (США) провел межстрановое исследование, в котором, в частности, изучалась готовность граждан воевать за свою страну. Самый высокий уровень патриотизма (разумеется, речь идет о декларациях) был зафиксирован в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки - 77%. Общемировой показатель оказался заметно ниже - 60%.

Что касается Европы, то она оскандалилась. Посудите сами: Франция - 29%, Великобритания - 27%, Германия - 18% (среднеевропейский уровень - 25%).

А как на этом фоне выглядит Беларусь? Согласно официальной доктрине - и это не раз проговаривал Александр Лукашенко - «наша идеология - это глубочайший патриотизм». К сожалению, все мои попытки отыскать на сайтах государственных социологических служб результаты исследований, которые могли бы подтвердить официальную доктрину, закончились безрезультатно. Поэтому в очередной раз пришлось воспользоваться данными НИСЭПИ.

Как следует из таблицы 1 , доля белорусов, декларирующих свою готовность с оружием в руках защищать территориальную целостность страны, не дотянула до четверти. При этом желающих защищаться от полчищ агрессоров с Запада оказалось на 4 пункта больше, чем с Востока.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали? » , %

вариант ответа

Россия

НАТО

сопротивлялся бы с оружием в руках

стремился бы приспособиться к новой ситуации

приветствовал бы эти изменения

затруднились ответить

(март 2015 года)

Таблица позволяет нам оценить и долю потенциальных коллаборационистов («пятой колонны») в белорусском обществе. Она колеблется в пределе от 10% до 15%. Но это открытые коллаборационисты. Обратите внимание на последнюю строку. Каждый пятый респондент даже на уровне декларации не способен определиться: ему приветствовать агрессоров или оказывать им сопротивление?

Но самым популярным оказался ответ: «Стремился бы приспособиться к новой ситуации». Как тут не вспомнить многочисленные анекдоты о толерантности белорусов.

На языке социологии подобное поведение принято называть «понижающей адаптацией». Вот как описывает его классик российской социологии Юрий Левада : «Простейший и самый очевидный вариант поведения «человека обыкновенного» - приспособительный (понижающая адаптация, снижение запросов, устойчивая тревожность «как бы хуже не было», сочетаемые, впрочем, с надеждами на «чудо твердой руки»)» .

У каждого агрессора своя «пятая колонна»

При такой социологии обеспокоенность национально сознательных граждан по поводу сохранения государственной независимости Беларуси выглядит более чем обоснованной.

В этой связи приведу цитату из интервью , которое бывший руководитель кампании «Говори правду» поэт Владимир Некляев дал 15 мая белорусской службе радио «Свобода» в связи с намерением создать общенациональное движение «За государственность и независимость Беларуси»:

«Все-таки мы имеем очевидную угрозу нашей государственной независимости. То, что заявляет Лукашенко, что у него какие-то есть силы для того, чтобы справиться с любым врагом, «который посмеет посягнуть хоть на кусок белорусской земли», это все - пустой ветер. Потому что нет таких сил, так как не созданы национальные силы, которые бы отстаивали Беларусь» .

Таблица 2 позволяет нам сравнить социально-демографические и политические портреты противников/сторонников агрессии со стороны России и НАТО.

Различия между портретами оказались вполне ожидаемыми. Готовность сопротивляться с оружием в руках против российской агрессии декларируют преимущественно люди молодые и образованные, при этом противники Лукашенко - в два раза чаще, чем его сторонники.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали?» в зависимости от возраста, образования и отношения к Лукашенко, %

Россия

НАТО

возраст:

18-29

30-39

40-49

50-59

от 60 и старше

образование:

начальное

неполное среднее

среднее общее

среднее специальное

отношение к Лукашенко:

доверяют

не доверяют

(1 - «сопротивлялся бы с оружием в руках»; 2 - «стремился бы приспособиться к новой ситуации»; 3 - « приветствовал бы эти изменения»)

Нет смысла пересказывать словами всю таблицу, но рекомендую обратить внимание на две ее последние строки. В случае прихода «зеленых человечков» из России «пятая колонна» на два трети будет состоять из сторонников Лукашенко, а в случае агрессии со стороны Запада - на четыре пятых из его противников.

Гражданская нация у нас пока не сформирована

По мнению Лукашенко, «для нашего народа главными национальными ценностями являются мир, независимость, общественное согласие и стабильность» . Мир, общественное согласие и стабильность - ценности универсальные. Их ценят не только нации (до этого уровня еще надо дорасти), но любые сообщества людей - от семейных до этнических.

Однако там, где нет зрелой нации, нет и не может быть представления о ценности независимости. А как же Европа? Это непростой вопрос, развернуто ответить на который не позволяет формат этой статьи.

Я попытаюсь, но предельно кратко. Для этого необходимо вернуться к результатам опроса института Гэллапа: уровень патриотизма в Европе - 25%, в арабских странах - 77%.

В исламских обществах многие представляют мир как бинарную (двухполюсную) конструкцию. Один полюс - погрязшая в грехе окружающая реальность, другой - рай небесный. Мощное «силовое поле», возникающее между полюсами, и порождает социальную энергию, которую принято называть пассионарностью.

В Европе жесткий дуализм остался в прошлом. Мир европейца стал антропоцентричным. Европеец поклоняется общечеловеческим ценностям. И когда на них покушаются (вспомним расстрел редакции французского еженедельника Charlie Hebdo ), миллионы людей выходят на акции протеста.

Что касается типичного белоруса, то веру в рай он, как правило, потерял, а веру в самоценность человека так и не приобрел. Поэтому, если сравнивать с Европой, то за схожими показателями патриотизма скрываются принципиально отличные культурные основания.

«патриотизм». Исторические типы патриотизма. Патриотическое поведение: единство и многообразие

Слово «патриотизм» означает «родина, отечество». Патриотизм - это особое состояние сознания, связанное с любовью к родине, отечеству.

Исторически патриотизм зарождается во время формирования полисной организации общества. В античной Греции понятие «политейя» означало принадлежность к полису, сообщество граждан полиса, т. е. гражданство. Формирование самого понятия «гражданин» было достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения. Полисное устройство предполагало высокий уровень требований к его гражданину. Гражданин полиса обладал всей полнотой прав и обязанностей. Только гражданин полиса имел право на ношение оружия и службу в полисном войске и был обязан защищать полис от врагов с оружием в руках. Полисное воспитание формировало этику гражданственности. Это была этика ответственности за состояние своего полиса, его процветание и безопасность. Полисная организация порождала особые патриотические чувства граждан к своему полису-отечеству, к своей земле. Выть гражданином - значило быть патриотом.

Античный Рим придал полисному патриотизму особый пафос. Рим и римское гражданство являлись для римлян самыми главными ценностями. Достоинство гражданина было связано с коллективизмом и подчинением своих интересов интересам Рима. Римляне высоко ценили воинские доблести, мужество, выносливость, дисциплинированность, верность традициям. Все свои подвиги римский гражданин совершал во славу и величие Рима.

В период Средневековья, когда существует феодальная раздробленность, чувство патриотизма сохраняет свой смысл в контексте любви к родной земле. В условиях господства религиозного мировоззрения патриотические чувства углублялись необходимостью защищать свою веру. Патриотизм проявлялся и в понимании отечества как наследуемой родовой чести, дающей право на защиту родового наследия.

В Новое время, когда начинают формироваться современные централизованные государства, патриотическое сознание наполняется новым содержанием. В период буржуазных революций понятия «отечество» и «патриотизм» оказались проникнуты духом конституционализма, гражданственности, защиты прав человека.

В СССР под воздействием Октябрьской революции, гражданской войны, успехов в строительстве социалистического общества сформировался советский патриотизм. Несмотря на глубокую классовость и идеологизированность, советский патриотизм был патриотизмом в самом высоком смысле этого слова. Советский патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненную силу в годы Великой Отечественной войны, именно в этот тяжелейший период испытаний вся страна поднялась на защиту Родины. Партизанское движение в Беларуси - один из величайших примеров героизма, стойкости и мужества, проявленных народом во имя Победы.

Патриотизм занимает особое место в системе общественного сознания, он составляет духовно-нравственную основу личности. Человек, лишенный патриотических чувств, становится чужаком в своем Отечестве. Различают патриотизм как эмоционалъно-психологическое состояние и как активную деятельность. Как эмоционально-психологическое состояние, патриотизм - глубокое, возвышенное чувство любви к Отечеству, к родному краю, осознание нераздельности, единства с Родиной. Активно-деятельностная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность многообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь в сложных условиях исторического развития; добросовестный труд; самоотверженное, вплоть до самопожертвования, служение Родине.

Следует различать понятия «патриотизм» и «национализм». Патриотизм - глубокое чувство любви к Отечеству - исторически возник намного раньше национализма. Национализм как идеология формируется в конце XVIII в. В националистическом сознании чаще всего происходит фетишизация собственной национальной исключительности, которая соединяется с недоверием к другим этническим сообществам. Национализм приводит к росту межэтнической напряженности внутри государства, осложняет функционирование государства на международной арене. В отличие от национализма патриотизм не разрушает внутреннего единства государства, а консолидирует общество.

Политико-идеологические и духовно-нравственные основания патриотизма

Роль и значение патриотизма возрастают в кри-тических ситуациях исторического развития: война, резкое обострение социальных конфликтов, револю-ционные потрясения, борьба за власть , стихийные бедствия. Такие исторические переломы требуют от граждан повышенного напряжения сил и особых ду-ховных качеств, чтобы ответить на «вызов» среды, выстоять и сохраниться как социуму.

На этапе возникновения и развития Республики Беларусь как суверенного государства остро встает вопрос о патриотическом воспитании. Патриотизм се-годня выступает в качестве духовной основы возрож-дения Беларуси. Без развитого патриотического чув-ства невозможно сохранить суверенитет Республики Беларусь, защитить национально-государственные интересы, добиться процветания общества.

К духовно-нравственным основаниям патриотиз-ма относятся:

Любовь к Отечеству;

Гордость за свою страну, свой народ;

Бережное отношение к истории, историческим памятникам и культурному наследию;

Ответственность за судьбу страны, ее будущее;

Приумножение чести и славы своей страны;

Уважение к государственной символике, гор-дость за государственные символы;

Готовность защищать Отечество от внешних врагов.

Все эти ценности находят свое выражение в патриотических лозунгах: «Слава народу-победителю!», «За Беларусь!», «За сильную и процветающую Беларусь!», «Квггней, Беларусь!» и др.

Патриотическое чувство отличается эмоциональной сложностью. Это не только любовь, уважение, гордость по отношению к своей Родине. В нем может присутствовать чувство боли и страдания, глубокой тревоги за судьбу Отечества.

В патриотическом сознании объектом патриотического чувства может выступать государство. Появление государственного (этатистского) патприотизма было востребовано конкретными историческими условиями, когда от создания и укрепления государства, утверждения определенных форм государственной власти зависело дальнейшее существование и развитие общества. В этатистской разновидности патриотизма государство выступает как высшая и особая ценность, интересы и цели государства становятся приоритетными по отношению к любым другим, будь-то интересы личности или общества. Гордость за Державу, за силу и мощь государства, особенно военную, становится доминирующей в патриотическом чувстве, а укрепление государства рассматривается как основное условие эффективного функционирования общества. Государственный, державный патриотизм характерен, например, для значительной части населения России, что обусловлено российской историей, в которой государство выступало как важ-нейший фактор развития общества, а также возник-новением Российской империи и статусом великой державы.

В патриотическом чувстве белорусов доминирует любовь к Родине, Отечеству, родному краю, отчему дому, родной природе. Такой патриотизм называют возвышенно-эмоционалъным.

В переходных обществах, к которым относится и Республика Беларусь, формирование патриотическо-го сознания, особенно у подрастающего поколения, является важнейшим условием, без которого невоз-можно возрождение Отечества. Решение этой задачи представляет особую сложность, так как старая си-стема патриотических ценностей разрушена, а новая еще формируется

Воспитание патриотизма на основе изучения, сохранения и приумножения культурно-исторического наследия белорусского народа

«Молодежь в ответе за судьбу Отечества !» - в этом лозунге содержится формула идеологической основы патриотизма молодежи в Республике Беларусь. Молодежь - самая активная часть нашего общества, от которой зависит настоящее и будущее государства. Велика ее доля участия в подъеме всех сфер производства, научной деятельности, в успехах на культурном фронте , сохранении и приумножении генофонда. Поэтому очень важной задачей на современном этапе является воспитание из молодых людей граждан, которые мыслят и поступают, как патриоты Беларуси и готовы отдать свои силы и знания Родине, ее защите.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности характеризует высший уровень её развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей , культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно - нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

Впервые слово «патриот» появилось в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противоположность изменникам родины из лагеря монархистов. Патриотизм - это одно из важнейших, нравственных качеств личности, определяющих жизненную позицию человека и линию повседневного поведения. Велико его значение в социальном и духовном развитии личности.

В справочной и учебной литературе встречаются разные определения патриотизма. «Родная земля, чье место рождения; в обширном значении - земля , государство, где кто родился», - писал В.Даль в 1866 году в своем «Толковом словаре». «Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит», - утверждал Д.Ушаков в « Толковом словаре русского языка» в 1939 году. «Отечество, отчизна; 1 .исторически принадлежащая данному народу территория; 2. Более узко - место рождения кого-либо», - сказано в «Энциклопедическом словаре» 1964 года. «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины», считают авторы философского словаря под редакцией И.Т. Фролова издания 1981 года.
Наряду с различиями есть в этих формулировках и общее - патриотизм определяется, как «любовь к родине», исходя из того, что слова «патриа» в греческом языке означает «родина». В этимологическом смысле «родина» восходит к слову «род». Род, родить, родня, родник... От корня «род» произошло и понятие народ, обозначающее в первую очередь людей, связанных между собой родством по крови, месту жительства, по языку, территории обитания, культурным обрядам, традициям и обычаям. Родина - это, прежде всего народ, который исторически складывается на данной земле, который поливает ее своим потом, улучшает и преобразует своим трудом, окропляет своей кровью в борьбе за свободу и независимость.
В повседневной жизни понятия «родина» и «отечество» применяются как синонимы. Но слово «отечество» - это нечто более высокое . Отечество не просто родная земля, окаймленная вербами, не пейзажи, привычные с детства, а данная политическая, социальная, культурная среда. Политическая среда - это государство, власть. Социальная среда - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Культурная среда - это, прежде всего идеология, господствующая в стране.

Патриотами не рождаются, ими становятся в процессе жизнедеятельности в конкретных природных и общественных условиях, в исторически данном отечестве. Диалектика такова, что человек с рождения приобщается к окружающей природной и общественной среде, существующему образу жизни, к культуре и языку, ко всей системе социальных ценностей. С детства он проникается чувствами, в которых имеются начала любви к Родине. Постепенно в процессе образования, воспитания, трудовой деятельности расширяется его кругозор, множатся связи с Родиной, растет его самосознание. От чувственного восприятия родных мест и близких людей он переходит к осознанию родного языка, культуры, традиций народа, его свершений и, наконец, к активному служению ему и делу процветания любимой Отчизны.

Патриотизм передается от матерей и отцов к детям. Во все времена мальчиков специально обучали и готовили к роли созидателей и защитников Родины, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей были родители , учителя, затем армейские командиры, организаторы производства и другие. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма.

Патриотизм - естественное состояние души. Только у людей с извращенной психикой или крайним эгоизмом могут возникнуть безразличие или негативное отношение к своей Родине, народу. Характерно, что «Иваны, родства не помнящие» - предатели интересов Родины - у всех народов и во все времена вызывали призрение. И наоборот, стремление сделать все возможное для Родины есть здоровая реакция человеческого сознания на проблемы общественного бытия и деятельности людей. «Любить свою Родину, - писал В.Г. Белинский,- значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». «...Истинный человек и сын отечества, - писал А.Н. Радищев, - есть одно и тоже... Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример не благонравия... он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотчичей... преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления... и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

Роль и значение патриотического воспитания возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан.

На определенном этапе развития нашего государства стало наблюдаться сильная социальная дифференциация общества, определенная девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

За последние годы мы стали невольными участниками величайшей трагедии человечества. В результате развала Советского Союза страну захлестнул небывалый экономический кризис, безработица. За чертой бедности оказалось более половины населения Беларуси. В этих условиях пресса, кино, телевидение, театры, литература вдалбливали в сознание молодежи культ насилия , секса, низменных человеческих чувств.

Средства массовой информации развернули активную атаку на патриотизм, как «идеологию большевизма», этот гордый термин стал употребляться неуважительно. Министерство просвещения поспешило разогнать квалифицированные кадры военруков, поставить заслон полюбившимся школьникам, военизированным играм «Зарница» и «Орленок».
Все это не могло не отразиться на сознании и поведении молодежи. Никогда, даже в тяжелые послевоенные годы, Беларусь не захлестывала такая волна правонарушений и уголовных преступлений, как в нынешнее время. Никогда Беларусь не знала такого позорного явления, как уклонение от службы в армии и дезертирство . Перестройка общественной системы повлекла за собой огромные перемены в жизни нашего общества. Экономические и политические перемены настолько сильны, что зачастую мы не видим какой сильный фактор дестабилизации страны, которым является кризис ценностей. Если в советское время активно пропагандировались коллективные принципы, то коренная общественно-экономическая перестройка вызвала противоположную тенденцию.

Коллективизм, патриотизм стали практически ругательными словами. Смена привычных базовых принципов привела к разгулу эгоизма, когда каждый в меру своей энергии и агрессивности, пренебрегая законами и общечеловеческими нормами, стал стремиться достичь материального благополучия. На щит, по существу, подняли принцип «Богатей любыми средствами, кто как может».

Особенно охотно, а значит с худшими последствиями , в эту ловушку попадает молодежь, у которой в отличие от старшего поколения, система нравственных ориентиров еще не сложилась.

На заре, так называемых, демократических преобразований в начале девяностых годов данное положение вещей недостаточно осознавалось руководством нашей страны. Но с приходом к власти здоровых сил этой проблематике стали уделять приоритетное внимание и значение.

Как позитивный момент следует отметить, что эта проблема решалась и решается в нашем государстве на идейно-теоретической и идейно-практической основе государственной идеологии, так как постулаты государственной идеологии имеют определенную совокупность взглядов, сконцентрированную в национальной идее, то невозможно рассматривать эти два понятия в отрыве друг от друга. В основе замысла национальной идеи должна находится самая фундаментальная категория, обозначающая основу духовного естества нации, указывающая на собирательный образ индивидуального и массового сознания. В белорусском обществе на всех этапах его развития и становления таковой категории является Родина. Родина определяет наше главенствующее гражданское чувство – чувство патриотизма, а это не какое-то отвлеченное понятие. Патриотизм отражается в конкретных поступках. Истинная любовь к Родине – любовь действенная, связанная с непосредственным участием гражданина в ее укреплении, в повышении благосостояния народа. Говоря простым языком, нельзя быть патриотом-теоретиком, необходимо на деле доказывать свою готовность служить своему Отечеству.