Кто автор произведения богатырская симфония. Александр Бородин

Симфоническое творчество А.П.Бородина

А.П.Бородин создал всего две симфонии (третья не закончена). Симфония №2 является наряду с оперой «Князь Игорь» наиболее значительным сочинением композитора. Симфония была впервые исполнена в 1877 году на одном из концертов Русского музыкального общества и не была оценена по достоинству. Триумфальной стала премьера в Москве, состоявшаяся в 1880 году. Название «Богатырская» симфонии дал В.В.Стасов, он же сформулировал программу каждой части: I – Сбор богатырей

II – Игры богатырей

III – Песнь баяна

IV – Пир богатырей

I. Драматургия симфонии. Симфония является первым образцом русского эпического симфонизма. Образные полюса симфонии можно условно представить антитезой «лес – степь», наиболее ярко они проявляются в тематизме, который включает две сферы – русскую и восточную (первая представлена более масштабно, вторая присутствует часто как «оборотная сторона» «русских тем»).

1. Русский тематизм в симфонии представлен различными жанрами:

Плясовая – I элемент главной темы I части, тематизм II части, основная тема финала

Песенная, протяжно-лирическая побочная тема I части, побочная тема финала (размер 3\2)

Былинный распев – основная тема III части

Инструментальный наигрыш – II часть (основная тема), отдельные обороты основной темы IV части

2. Восточный тематизм связан, прежде всего, с Азией (а не Кавказом), что характерно для творчества Бородина в целом. Восточные темы характеризуются остинатным басом, синкопированной мелодикой, изысканными альтерированными гармониями (II часть Allegretto).

II. Тематический контраст соответствует принципам эпической драматургии. Темы не сталкиваются, а сопоставляются. Их развёртывание образует ряд красочных контрастных картин. Принцип сопоставления реализуется на всех уровнях формы: на тематическом уровне (сопоставляются развёрнутые экспозиции тем во всех частях, наиболее ярко – гл. и поб. I части); на уровне разделов одной части (пример – I часть); на уровне сопоставления частей цикла.

III. Ладовая основа – народная, натуральный минор (поб. т. III части), семиступенные лады:

Гл.т. I части – фригийский

Поб.т. I части – миксолидийский

Тема IV части – с лидийской квартой

IV. Метроритм – использование переменных и сложных размеров, частое возникновение синкопы.

V. Композиционное прочтение частей цикла необычно. Композитор отдаёт предпочтение сонатной форме без разработки. В I части разработка ещё отвечает мотивно-тематическому принципу развития, хотя с ним конкурирует принцип вариантности. В дальнейшем Бородин избегает разработки, что отвечает бесконфликтному типу драматургии. IV часть – форма рондо-сонаты.

VI. Особенности оркестровки заключаются в принципе тембровой стилизации (воспроизводится звучание народных инструментов).

Вторая ("Богатырская") симфония Бородина

Вторая («Богатырская») симфония Бородина

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был одним из наиболее выдающихся и разносторонних деятелей русской культуры девятнадцатого века. Гениальный композитор, неутомимый общественный деятель и педагог, Бородин известен также как крупный ученый, обогативший отечественную науку ценными исследованиями в области химии.

В начале шестидесятых годов позапрошлого столетия Бородин сблизился с замечательным русским композитором Милием Алексеевичем Балакиревым, вокруг которого сплотились в те годы многие передовые музыканты. Теперь, когда мы говорим о «Могучей кучке», как назвал балакиревский кружок В.В. Стасов, то имеем в виду прежде всего содружество пяти русских композиторов - Балакирева, Бородина, Кюи, Мусоргского и Римского-Корсакова. Творческая деятельность остальных участников балакиревского кружка оставила менее значительный след в истории русской музыкальной культуры.

В статье «25 лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, В.В. Стасов писал: «Бородин сочинил в количественном отношении немного, гораздо менее прочих своих товарищей, но произведения его, все без исключения, носят печать полного развития и глубокого совершенства… Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

В этой характеристике, которую дал Бородину один из корифеев русской музыкальной мысли, содержится немногословная, но глубокая и точная оценка творческого наследия великого композитора. Действительно, оно не отличается обширностью. Опера «Князь Игорь», три симфонии (третья осталась неоконченной) и симфоническая картина «В Средней Азии», два струнных квартета, фортепьянный квинтет и некоторые другие камерно-инструментальные ансамбли, десяток небольших фортепьянных пьес и два десятка песен и романсов - вот перечень основных произведений Бородина.

Список этот содержит «немного, но многое», как говорится в старинной поговорке. Ибо и «Князь Игорь», и симфонии, и квартеты, и романсы Бородина принадлежат к высшим достижениям русской музыкальной классики. Бородин глубоко постиг и гениальной силой раскрыл в своем творчестве национальную мощь русского народа, его величие, строй его мыслей, красоту и благородство чувств. Продолжая глинкинские традиции русской музыки, Бородин обращался к неисчерпаемым богатствам русской песенности, к образам русского героического эпоса и проникновенной народной лирики.

В 1869 году композитор начал работу над оперой «Князь Игорь», в которой получили воплощение образы величайшего памятника древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве». К 1869 году относится и замысел Второй симфонии Бородина, названной впоследствии друзьями композитора «Богатырской».

Замысел симфонии стоял в прямой связи с ярко проявившимся в шестидесятых годах и неуклонно возраставшим интересом передовой русской общественности к отечественному былинному эпосу. В самом начале шестидесятых годов начали публиковать, например, обширные собрания былин русские ученые П.В. Киреевский и П.Н. Рыбников. Большой интерес проявляли к русским былинам и мастера «Могучей кучки», которых привлекали в этих поразительных памятниках творчества нашего народа не только отзвуки героического прошлого нашей Родины, но и художественные образы, созданные народной фантазией и отображавшие титаническую мощь, бесстрашие и сметливость русского человека.

Ближайший друг Бородина, великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков еще в 1867 году создал симфоническую картину «Садко», которая в первой редакции называлась «Эпизодом из былины». В девяностых годах Римский-Корсаков, будучи уже зрелым мастером, переработал это произведение, а затем написал одну из своих лучших опер «Садко» на сюжет той же новгородской былины, глубоко раскрыв ее содержание и смело введя в оперную партитуру приемы народного распевного повествования. Сам композитор отметил в «Летописи моей музыкальной жизни»: именно былинный речитатив «выделяет моего Садко» из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще». И тут же пояснил: «Речитатив этот - не разговорный язык, а как бы условно уставный былинный сказ или распев… Проходя красною нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».

Известно также, что и другие участники «Могучей кучки» живо интересовались русскими эпическими, в частности былинными, напевами. Записывали эти напевы М.А. Балакирев (в начале шестидесятых годов) и М.П. Мусоргский, частично использовавший свои записи в процессе работы над оперой «Борис Годунов», частично же сообщивший их Римскому-Корсакову, который обработал некоторые из них и включил затем в свой сборник «Сто русских народных песен». Так, например, былинный напев «О Вольге и Микуле» («Жил Святослав девяносто лет»), вошедший в этот сборник, был записан Мусоргским и передан им Римскому-Корсакову, который создал на этой основе свою обработку данной севернорусской былины. Встречаем мы в сборнике Римского-Корсакова и другие былины, например, «Про Добрыню». Мелодию и текст былины композитор взял из «Собрания русских народных песен», публиковавшегося М. Стаховичем в 1952-1856 годах.

Таким образом, великие мастера «Могучей кучки» и в этом отношении продолжали дело Глинки, в своем «Руслане» заложившего прочные основы русской эпической музыки. Нельзя не вспомнить здесь и бессмертное имя Пушкина, который в поэме «Руслан и Людмила» и в других произведениях создал классические примеры художественного претворения образов былинного эпоса. Пушкин не располагал еще научно достоверными записями былин. Но в «словах», «повестях», «сказаниях» и «историях», как назывались некогда былины, он с гениальной прозорливостью увидел неисчерпаемые художественные сокровища. Ценность их великий русский поэт понял прежде всего потому, что уже с юных лет постиг обаяние и красоту русского народного творчества. В детстве слушал он сказки няни своей Арины Родионовны, а затем сам искал и записывал народные песни, былинные сказы и напевы.

Напомним также, что за год до смерти Пушкин начал работу над комментированием «Слова о полку Игореве» и, сравнивая этот гигантский памятник русского эпоса с творчеством поэтов XVIII век, заметил, что они «не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства». Не будет преувеличением сказать, что от некоторых страниц Пушкина, отмеченных особой, ни с чем не сравнимой, ему одному присущей торжественностью русской речи, тянутся нити к величественным образам «Слова».

Итак, приступая к работе над «Князем Игорем» и над Второй симфонией, Бородин опирался не только на глинкинские традиции, продолжателями которых были участники балакиревского кружка, но и на творческий опыт Пушкина, впервые поднявшего русскую эпическую поэзию до высот художественной классики.

Начатая в 1869 году, Вторая симфония Бородина была закончена только в 1876 году, так как часть этого времени ушла на работу над оперой и первым струнным квартетом, да и сочинял музыку композитор только урывками, ведя в эти годы напряженную научно-исследовательскую деятельность. Первая часть симфонии, законченная в 1871 году, произвела необычайно сильное впечатление на друзей композитора, которым он показал эту часть. Впервые симфония была исполнена 2 февраля 1877 года под управлением Э.Ф. Направника (1836-1916) - выдающегося дирижера и композитора, чеха по происхождению, нашедшего, подобно многим своим соотечественникам, вторую родину в России.

В упоминавшейся уже статье В.В. Стасов пишет, что Вторая симфония Бородина имеет программный характер: «… сам Бородин рассказывал мне не раз, что в Adagio он желал нарисовать фигуру «баяна», в 1-й части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Эти слов Стасова являются для нас ключом к пониманию программы «Богатырской» симфонии Бородина. Начинается симфония энергичной первой темой, которая проводится всей струнной группой оркестра, в то время как валторны и фаготы подчеркивают остановки на выдержанных нотах:

Уже с первых тактов создается здесь у слушателя впечатление той «великанской силы», о которой писал Стасов. Краткие, выразительные мелодические фразы чередуются с тяжелыми «втоптывающими» ударами, усиливающими ощущение богатырской мощи, которое возникает в самом начале симфонии.

Следует обратить внимание на построение первых тактов, своеобразное не только в ритмическом, но и в ладовом отношении. Несмотря на то, что симфония написана в тональности си минор, в приведенном нами примере чередуются звуки ре и ре-диез, хотя последний принадлежит, казалось бы, не си минору, а си мажору. Подобная переменность является одной из характерных черт русского народнопесенного творчества. Необходимо еще подчеркнуть, что мелодические богатства русской народной песни не укладываются в привычные рамки «европейского» мажора и минора и что русские композиторы широко разрабатывали и разрабатывают эти богатства в своем творчестве. Именно в национальных истоках русской музыкальной культуры коренится и многообразие средств, примененных Бородиным во Второй симфонии для раскрытия образов богатырского эпоса русского народа.

Развитие первой темы выводит ее за пределы низкого и среднего регистров. Вслед за первым отрезком этой темы, рождающим представление о богатырской поступи витязей и о могучих ударах доспехов о землю, в верхнем регистре слышится радостный, оживленный отклик деревянных духовых инструментов, будто солнце заиграло на золоченых шлемах и щитах:


Мастерски сопоставляя оба отрезка первой темы, композитор достигает удивительной картинности, почти физической осязаемости образов «собрания русских богатырей», изображаемого в первой части симфонии. Образы эти выразительно оттеняются второй темой, по мелодическому строению своему также чрезвычайно близкой к русской народной песенности:

Тему эту вначале поют виолончели, а затем она переходит к флейтам и кларнетам, приобретая характер свирельного наигрыша, и, наконец, полнозвучно излагается струнной группой. Проведение обеих тем (иначе говоря, «главной партии» и «побочной партии») образует первый раздел сонатно-симфонической формы, в которой написана эта часть, то есть ее экспозицию. Заканчивается она заключительной партией, построенной в основном на материале первой темы и завершающейся торжественными аккордами.

Центральный раздел (разработка) данной части содержит развитие музыкальных образов первого раздела (экспозиции), приводящее к большому нарастанию, которое подготовляет еще более мощное, еще более торжественное изложение первой темы. Здесь, в третьем разделе (то есть в репризе), оба отрезка «богатырской» темы проходят в блестящем полнозвучном изложении. Несколько отличается от экспозиции и изложение второй темы, которая поручена в репризе гобою, а затем уже переходит к струнным инструментам. Завершается первая часть величественным унисоном оркестра, с огромной силой провозглашающего первую тему.

Вторая часть симфонии называется Скерцо. Стасов ничего не говорит нам о программе этой части, но мы легко догадываемся по характеру музыки, что здесь композитор нарисовал картину богатырских игр и забав, часто встречающуюся в русских былинах. Написано Скерцо в трехчастной форме, причем его первый раздел, повторяющийся вслед за проведением второго раздела, построен на двух темах.

Начинается Скерцо кратким вступлением. На фоне гулких ударов литавр звучит яркий призывный аккорд медной группы. И вот в ответ на этот призыв возникает стремительный звуковой поток, вызывающий представление о скачке или беге, сменяющемся как бы взмахами оружия, чудящимися в коротких, акцентированных фразах второй темы данного раздела:

богатырский симфония бородин композитор


Большого напряжения достигает проведение этой «темы богатырских забав», чередующейся с первой, более легкой и стремительной, темой. А средний раздел Скерцо построен на контрастирующей с обеими темами первого раздела чудесной напевной мелодии, получающей широкое развитие:


Проходя вначале в наигрышах деревянных духовых инструментов, данная тема звучит затем и в струнной группе. В момент кульминации в сопровождение мелодии врываются звонкие аккорды арфы, уже здесь вызывая в памяти «струны громкие баянов», которые зазвучат еще более выразительно в третьей части симфонии. Заключительный раздел Скерцо построен на двух первых темах, являясь повторением, а отчасти и развитием первого раздела этой части симфонии.

Третья часть симфонии рисует, по словам самого композитора, сказанным им Стасову, образ древнерусского певца-сказителя, Баяна. Название это происходит от ставшего нарицательным имени упоминаемого еще в «Слове о полку Игореве» легендарного Баяна, который «не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на живые струны». В период создания «Князя Игоря» Бородин особенно внимательно изучал «Слово». Образ Баяна, опоэтизированный Пушкиным и Глинкой в «Руслане и Людмиле». Привлек и автора «Богатырской» симфонии.

В начале третьей части симфонии аккорды арфы, сопровождающие краткий запев кларнета, звучат как вступление гуслей, предшествующее былинному повествованию. И первая тема этой части, порученная валторне, солирующей на фоне аккордов арфы и струнной группы, имеет характер именно повествования, напевного и неторопливого:


Последующие темы уже вносят элементы драматизма, связанные с эпическим характером этой части, с ее содержанием, которое мы воспринимаем как рассказ о богатырских подвигах. Тревожно звучит перекличка духовых инструментов на краткой, выразительной теме:


Постепенно усиливающееся тремоло струнных приводит к возрастанию напряжения, подчеркиваемого угрожающими нисходящими ходами. На их фоне возникает в низком регистре, переплетается с ними и стремительно развивается затем еще одна краткая драматическая тема:


Вслед за непродолжительным нарастанием, мощной кульминацией всего оркестра и четырехтактной перекличкой деревянных духовых инструментов, построенной на второй теме, могуче звучит первая эпическая тема, возвещающая о победном исходе битвы, повествованием о которой, несомненно, были предыдущие эпизоды этой части. Их отголоски проходят в оркестре еще раз, перед тем, как знакомые вступительные аккорды арфы, начальный запев кларнета и краткая фраза валторны возвращают нас к образу вещего Баяна, под звуки гусель воспевающего ратные подвиги русских богатырей.

Третья и четвертая части «Богатырской» симфонии по указанию композитора исполняются без перерыва. Замирает гул литавр, но выдержанные ноты вторых скрипок связывают эти части симфонии. Финал ее, как уже говорилось, изображает, по замыслу автора, «сцену богатырского пира, при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Понятно поэтому, что образы повествования о богатырских подвигах, прозвучавшего в третьей части симфонии, композитор решил непосредственно связать с образами народного празднества, содержащимися в ее финале.

Во многих былинах упоминается «почестен пир», завершавший ратные труды богатырей, которых чествовал народ. В начале финала мы как будто слышим поступь людей, собирающихся на такой пир. Возникают оживленные короткие фразы скрипок, звучат наигрыши свирелей и гуслей, имитируемых арфой, и, наконец, в оркестре гремит тема народного веселья:

Ее меняет другая тема, тоже оживленная, но несколько более лирического склада:


Появляется она сперва у кларнета, более всех инструментов приближающегося по тембру к свирели поэтому вообще играющего очень значительную роль в русской симфонической музыке. Но вскоре и эта тема включается в картину народного веселья. Композитор стремится и здесь к сохранению национального колорита русской народно-инструментальной музыки: «свирельная» мелодия звучит в верхнем регистре деревянных духовых, а сопровождают ее «гусельные» аккорды арфы, поддержанные струнной группой, звуки которой извлекаются здесь не смычками, а щипком - тоже для создания тембра, близкого к гуслям.

Изложение этих двух тем составляет экспозицию, то есть первый раздел финала симфонии, построенного в сонатно-симфонической форме. В разработке, то есть во втором разделе данной части, композитор мастерски развивает обе темы: в зычных возгласах тромбонов мы без труда узнаем, например, мелодические очертания первой темы, а в большом нарастании (незадолго до репризы) - вторую тему. Но, каковы бы ни были внутренние контрасты, которые композитор применяет для изображения отдельных эпизодов народного празднества, общее настроение финала отличается удивительной цельностью, начиная с его первых тактов и кончая заключительным разделом, содержащим обе основные темы.

Композитор блистательно воплотил в музыкальных образах свой замысел, сообщенный нам Стасовым: в финале симфонии, действительно, развертывается картина народного празднества, венчающего славные подвиги, искрящегося бурным весельем и богатырской удалью.

Итак, в «Богатырской» симфонии Бородина воспеваются «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». И все же произведение это - глубоко современно. Творчество великих русских мастеров отличается силой художественных обобщений, идейной направленностью, которая во многом созвучна передовым устремлениям нашей общественности.

Продолжая патриотические традиции русской музыки, восходящие к глинкинскому «Ивану Сусанину», Бородин и в «Князе Игоре» и в «Богатырской» симфонии воплотил идею национальной мощи русского народа, идею, развивавшуюся революционными демократами прошлого века, которые видели в этой мощи залог победы освободительного движения в России и раскрепощения созидательных сил нашего великого народа. Поэтому Вторая симфония Бородина сыграла особенную роль в истории развития русской инструментальной музыки, положив начало эпической, «богатырской» линии русского симфонизма.

Эта линия получила продолжение и развитие в творчестве таких выдающихся русских композиторов, как Танеев, Глазунов, Лядов и Рахманинов еще в юные годи создавший симфоническую поэму «Князь Ростислав» на сюжет из «Слова о полку Игореве». Творческий опыт Бородина оказал благотворное воздействие и на музыкальную культуру западнославянских народов. Так, например, последняя симфония («Из Нового света») Антонина Дворжака, в которой ярко воплотились национально-освободительные идеи передовой чешской общественности, благодаря своей эпической окраске и, в особенности, мужественной героике финала, позволяет говорить о непосредственной близости к богатырским образам бородинского симфонизма.

«Богатырская» симфония Бородина, отличающаяся глубиной и благородством патриотического замысла и яркой конкретностью музыкальных образов, принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики, знаменуя собой новый этап на пути развития отечественной симфонической музыки.

О плодотворности усвоения эпических традиций Бородина говорят лучшие произведения тех композиторов, в творчестве которых особенно отчетливо ощущается преемственная связь с музыкой Бородина, с ее героической мужественностью и богатырской силой.

В качестве примеров можно назвать хотя бы симфонии Р.М. Глиэра (наиболее монументальной из них является третья - «Илья Муромец»), Н.Я. Мясковского, Б.Н. Лятошинского, В.Я. Шебалина, кантату С.С. Прокофьева «Александр Невский», симфонию-кантату Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом» и его же ораторию «Сказание о битве за Русскую землю».

И, хотя «Александр Невский» и «На поле Куликовом» переносят нас, казалось бы, в далекое прошлое, произведения эти, так же как и «Сказание о битве за Русскую землю», повествующее о годах Великой Отечественной войны, глубоко современны по замыслу, по содержанию музыкальных образов, рожденных героикой дней социалистического периода. В творчестве талантливых поэтов и композиторов той эпохи также отмечается тяготение к героико-эпическим образам.

Использованная литература: Игорь Белза,Вторая «Богатырская» симфония Бородина (изд. 2) Москва,Музгиз 1960.

Цель урока: Обобщение и закрепление учебного материала по творчеству Бородина.

1) образовательные :

– знакомство с музыкой, наполненной могучей исполинской силой.
– закреплять знание музыкальных терминов

2) развивающие :

– развивать творческое воображение ребят, попробовать “увидеть” эту музыку “внутри себя”.
– развивать способность ребят работать в группе

3) воспитательные:

– воспитывать интерес к творчеству Бородина
– воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.

Оборудование: магнитофон, проигрыватель, баян, карточки, репродукция картины Васнецова “Три богатыря”, карточки со скрипичным ключом – для награждения за правильный ответ.

ХОД УРОКА

1. Муз. приветствие. Распевка.

Тот, кто музыки не знает, очень многое теряет
А кто песен не поёт, то не весело живёт.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Бородина и прослушаем “Богатырскую симфонию”.Это его вторая симфония.

Запишите тему урока.

Но прежде я хочу вспомнить всё то о чем мы говорили на прошлом уроке.

(6 человек работает по карточкам с индивидуальными заданиями на усмотрение учителя, а класс отвечает на вопросы учителя.)

Итак, что вы помните о Бородине?

  1. Сколько профессий было у композитора Бородина? – За ответы раздаются
  2. В какую организацию музыкантов он входил? Карточки с ключом
  3. Кто был организатором “Могучей кучки”?
  4. Основная цель композиторов “Могучей кучки”?
  5. Что еще создали члены “Могучей кучки”?
  6. Кто считается композитором-оперником? (Р-К)
  7. А сколько опер написал Бородин?
  8. Кто подсказал ему сюжет оперы “Князь Игорь”?

Ребята, мы познакомились с музыкой Бородина еще в I четверти, когда слушали его Квартет. Давайте вспомним эту музыку.

Прослушивание Квартета Бородина.

(Иллюстрация)

Что такое квартет в музыке?

А теперь давайте вспомним, какие инструменты звучали в квартете композитора. Выберите из картинок, находящихся на доске нужные нам инструменты.Дети убирают ненужные карточки, оставляя 2 скрипки, альт, виолончель.

Показ иллюстраций струнных. (Из альбома “Симфонический оркестр”)

Новая тема:

“Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино, театре. Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. (“Иван Сусанин” Глинки, “Князь Игорь” Бородина, “Война и мир”, “Александр Невский” Прокофьева.

Вторая симфония Бородина так и называется “Богатырская Симфония”

Вслушиваясь в эту муз. видишь перед собой людей могучих и вольных, таких, как витязи на картине Васнецова.

Широкое, раздольное начало 2 части напоминает о раздолье заволжских степей. Когда-то там были юрты кочевников. Порой на горизонте проносились тучи всадников на взмыленных конях. Степные просторы всегда манили русских богатырей.

Мелодия 1 ч. Симфонии, есть главная мелодия. В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди– богатыри. Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема, вызывая представления о неодолимой, “великанской” силе легендарных героев.

Это ощущение не исчезает, несмотря на 2 мелодию, более плавную и лирическую.

Она широкая, светлая, мажорная. Проникнута русскими песенно-напевными интонациями. Вторая тема как бы вводит слушателей в “место действия”. Мягко звучат виолончели.(Как бы описание природы)

Прослушивание фрагмента. Отделить 1 и 2 темы поднятием руки.

Охарактеризовать музыку одним словом.

(Учитель на доске …Печальная, трагическая, осенняя)

А сейчас вам предстоит выполнить сложное задание. Интересно узнать какими вы стали слушателями за 5 лет. Сейчас вы напишете анализ к прослушанной муз.

Постарайтесь рассказать об этом произведении, так, чтобы человек, который не знает его, мог бы составить о нем представление.

(Дети в тетрадях пишут анализ музыки, звучащей в классе. 5-10 предложений)

Зачитывают анализ.(2-4 человека)

Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством. (живописью, скульптурой). Хотя связь эта проявляется совсем по –другому. Стихи можно спеть, её содержание выразить стихами и ли прозой.

Связь музыки с изобразительным искусством иная:

У человека есть не только внутренний слух– способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле не звучит, но и “внутреннее”зрение– способность увидеть “внутри себя”, чего на самом деле нет в этот момент перед глазами.

Я хочу вам показать хорошо знакомую вам картину Васнецова “Три богатыря”.

Изображая на картине героев русских былин– Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества рус. Народа. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах. Необъятные дали раскинулись за спиной богатырей.

Что же общего между музыкой 1 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?

В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях. И описание природы, без которой искусство задохнулось бы.

Кабалевский сказал: “Для поэта, композитора, художника и для каждого из нас нет природы без человека.”

Сейчас мы попробуем пропеть с вами главную мелодию симфонии, чтобы она осталась в нашей памяти

Дети стоя пропевают мелодию главной темы симфонии.

А теперь немного отдохнем и послушаем муз.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

1. “Жаворонок” Глинки
2.Вокализ Рахманинов
3.Вальс Чайковского из балета "Спящая красавица”

Заканчивая сегодня разговор о А.П. Бородине я не устаю восхищаться этим человеком. Сколько доброты и энергии нес в себе этот человек. Своих детей у него не было и он взял на воспитание 3 девочек. Много смешных историй происходило с ним.

Послушайте сообщения ребят:

1 ребенок:

Иногда счастливые музыкальные мысли приходили к нему неожиданно, во время заседания или во время химического опыта. Бородин спешно записывал их на первом клочке бумаги. А чтобы они не стерлись, он придумал способ их закрепления: покрывал их яичным белком или желатином, а потом как белье развешивал на веревке для просушки. Было смешно и трогательно глядеть на этого большого ученого. По-ребячески гордившегося своим нехитрым изобретением.

2 ребенок:

Однажды известный рус. композитор Бородин возвращался с товарищем после вечера, где он и его друзья пели и музицировали. В этот поздний час на улице было очень темно, но товарищей это не смущало, они хорошо знали дорогу и шли, оживленно беседуя.

Вдруг спутник Бородина остановился в большом недоумении. Бородин, который только что шагал рядом с ним,– исчез. Ну как сквозь землю провалился.

И впрямь через несколько секунд из-под земли послышались звуки флейты. Что же оказалось? Бородин, действительно провалился в открытый люк подвала. Испугавшись за флейту, которую нес с собой Бородин, едва очнувшись от падения, стал тут же проверять – не поврежден ли дорогой ему инструмент.

Итак, подводя итог всему услышанному сегодня я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:

  1. Какие чувства, настроения вызвала эта музыка?
  2. Как называется это музыкальное произведение? Сколько тем мы прослушали?
  3. Если бы ты был композитор– какое бы ты дал название?
  4. Главная мысль?
  5. Какими средствами автор достиг этого?

Может ли муз перенести нас в другую эпоху?

Только что мы были в классе и вот…

Грамзапись “Погоня” из к\ф “Неуловимые…”

Эта песня переносит нас в совсем другое время. Гражданская война, свои герои. Но ребята с удовольствием смотрят приключения “неуловимых” и поют песню “Погоня”

Давайте мы продолжим разучивание песни.

Распевка-скороговорка “Бык-тупогуб ”
Разучивание песни “Погоня”
Работа над дикцией в припеве.
Исполнение песен по желанию уч-ся.

4023 руб


Flight FAT-46G тюнер для гитары прищепка

Тюнер для гитары с авто включением Flight FAT-46G.

Тюнер включается и выключается автоматически. Для включения приведите голову тюнера в вертикальное положение. Чтобы выключить тюнер - приведите голову тюнера в горизонтальное положение.

Функция энергосбережения автоматически выключает устройство, если оно не используется больше 5 минут.

Способ крепления: клипса

Частотный диапазон: Ля субконтроктавы A0 (27.50 Гц) – До пятой октавы C8 (4186 Гц)
Точность: +-1 сент
Калибровка: 440 Гц
Питание: 3B (литевая батарея типа CR2032)

467 руб


Zoom G5N – процессор мульти-эффектов для гитаристов. При разработке процессора G5n основной целью было создание самой лучшей коллекции гитарных эффектов, которая когда-либо предлагалась гитаристам. В G5n вы найдете десятки тональностей, от "FunkSauce" до "Texas Toast", и от "Carlos" до "Heavensent".

Гитарный процессор G5n включает в себя 68 качественно исполненных DSP-эффектов, плюс 10 реалистичных эмуляторов усилителей и кабинетов, которые когда-либо создавались Звуковой лабораторией Zoom.

G5n предложит вам свежий взгляд не только на такие неотъемлемые гитарные эффекты, как овердрайв, дисторшн, компрессия, эквалайзер, дилэй, реверберация, фланжер, фэйзер, вибрато и хорус, но и уникальные мульти-эффекты, например, Seq Filter, Gold Drive, Reverse Delay, HD Hall и OSC Echo.

Вы можете подключить G5n напрямую к звукоусилительной системе или аудиоинтерфейсу, используя один из 10 абсолютно новых эмуляторов усилителей и кабинетов.

В Zoom постоянно привлекают талантливых профессиональных гитаристов к сотрудничеству, чтобы раскрыть богатые возможности, которые предлагает G5n. В комплект процессора входит 100 новых патчей, созданных вручную, которые призваны воссоздать лучшее гитарное звучание лучших музыкантов последних десятилетий, например, Эдди Ван Халена, Джими Хендрикса, Джимми Пейджа, Карлоса Сантаны, Михаэля Шенкера и Брайана Мэя. Кроме того, в вашем распоряжении совершенно новые стили и комбинации, подготовленные специально для гитаристов, использующих G5n.

Современное звучание патча "Lead BGN" позволит вам выделиться из толпы, а "Phazed" воссоздаст интенсивное звучание лампового усилителя при помощи фейзера. Патч "UFO" настроит параметрический эквалайзер в стиле lead-гитариста одноименной группы, а "DreamWorld" идеально совместит в себе кранчевый овердрайв, усиленный при помощи Tape Echo (ленточная задержка) и реверберации.

Благодаря программному обеспечению ZOOM Guitar Lab вы всегда сможете найти новые эффекты и эмуляторы усилителей и кабинетов, а также получить доступ к постоянно пополняющейся библиотеке эксклюзивных патчей, созданных профессиональными гитаристами.

Процесс настройки прост и интуитивно понятен, благодаря уникальному большому дисплею, который позволяет быстро добавлять, удалять или изменять порядок эффектов. В обычный педалборде выполнение подобных задач требует гораздо больше усилий. G5n также оснащен четырьмя независимыми дисплеями для поиска идеального звучания. Банки памяти вызываются очень легко и в целом повторяют ощущения от использования стомпбокса. Вы можете сохранять до 200 собственных цепочек эффектов в памяти устройства в виде патчей, доступ к каждому из них можно получить простым нажатием на футсвич.

Педаль экспрессии G5n позволяет вам плавно контролировать тон, громкость или выбранные параметры в режиме реального времени, а эффекты вызываются прямо на лету при помощи футсвичей, выполненных в стиле стомпбоксов. А когда вы будете играть свое гитарное соло, то вам как нельзя кстати поможет встроенный в G5n усилитель выходного сигнала. Выделенный футсвич Tap Tempo поможет вам с легкостью синхронизировать ваши ритмические рисунки и время задержки с ритмом и навести порядок в вашем звучании.

Процессор G5n способен справиться с такими сложными задачами, для выполнения которых обычно требуется арсенал стомпбоксов, усилителей и кабинетов. Вы можете применять до девяти эффектов и моделей усилителей и кабинетов одновременно. Объедините их в цепочку в любом порядке на ваш вкус. По своим возможностям G5n равен сотням полноценных педалбордов, собранных в одном компактном и легком в управлении устройстве.

Количество одновременных эффектов: 9
Количество программируемых наборов тембров/патчей: 200
A/D преобразование: 24 бит, 128-кратный оверсэмплинг
D/A преобразование: 24 бит, 128-кратный оверсэмплинг
Обработка сигнала: 32 бит
Дисплей: 4 ЖК дисплея 128x32 точек, 1 ЖК дисплей 256x32 точек

22814 руб


Алтайский комус Павла Поткина – одна из модификаций известного "комуса Поткина". Существуют также комусы Владимира Поткина, которые отличаются нежным, мягким звуком, а комусы Павла Поткина можно назвать более мужским инструментом. Инструмент Павла Поткина небольшой, с увеличенной "подковкой", с более низким звучанием, с глубокими вибрациями. Инструмент хрупкий, требует бережного обращения, желательно хранение в чехле, оптимально - деревянном, так как такой чехол предотвращает деформацию язычка и попадание влаги.

803 руб


Электроакустическая гитара 39 дюймов с вырезом.
Верхняя дека: липовая фанера.
Нижняя дека: липовая фанера.
Обечайка: липовая фанера.
Гриф: липа.
Лады: желтые.
Лицевая сторона грифа и подставка: клён.
Звукосниматель: 3х-полосный эквалайзер.
Дополнительно: хромированная крышка.
Струны: 3 нейлоновых + 3 стальных

3671 руб


Fellowes I-Spire Series, White Grey подставка для ног

Подставка Fellowes I-Spire Series приподнимает ноги, обеспечивая правильное и удобное положение во время работы. Нескользящая рельефная поверхность предотвращает скольжение стоп по поверхности подставки и делает ее использование комфортным. Стильный дизайн гармонично сочетается с любым интерьером.

2600 руб


4840 руб


Steinberg UR12, Black Silver аудио интерфейс

Продвинутый аудио-интерфейс Steinberg UR12 в компактном и прочном металлическом корпусе с максимальным режимом работы 24 бит/192 кГц. Данная модель имеет дискретный микрофонный предусилитель Yamaha D-PRE с поддержкой фантомного питания +48 В. Устройство также оснащено различными интерфейсами и разъемами, а именно - микрофонным XLR-входом, Hi-Z инструментальным TRS-входом, а также линейным стереофоническим выходом 2 x RCA и разъёмом джек для подключения наушников. Steinberg UR12 позволяет производить аппаратный мониторинг сигнала с нулевой задержкой. В наличие поддержка операционных систем Windows, Mac OS и iOS. Имеется возможность работы с iPad через переходник Camera Connection Kit или Lightning to USB Camera Adapter.

Поддержка режимов до 24-бит/192 кГц
Прочный цельнометаллический корпус

Микрофонный вход MIC D-PRE (балансный, XLR):
Максимальный уровень входа +0 dBu
Входной импеданс 4 кОм
Диапазон усиления +10 дБ... +54 дБ
Гитарный вход HI-Z (небалансный, TRS):
Максимальный уровень входа +8.5 dBV
Диапазон усиления +/-0 dB ... +40 dB
Линейный выход MAIN OUTPUT (небалансный, RCA)
Максимальный уровень входа +6 dBV
Выходной импеданс 600 Ом
Выход на наушники PHONES 1/2
Максимальный уровень входа 6 мВт + 6 мВт при 40 Ом

Системные требования:
Двухъядерный процессор Intel или AMD
ОЗУ: 2 ГБ
Место на диске: 4 ГБ
Разрешение экрана: 1280 x 800
ОС: WindowsXP/Vista/7/8/8.1; Mac OS X 10.7/10.8/10.9/10.10; iOS 6 или выше
Для установки и активации ПО Cubase AI требуется интернет-соединение

8290 руб


Hohner Marine Band Deluxe 2005/20 A (M200510X) губная гармошка

Hohner Marine Band Deluxe 2005/20 A - это модернизированная модель классического Marine Band 1896/20. В отличии от традиционного варианта, ее корпус не покрыт краской, а выполнен из древесины очень твердой породы и лакирован специальным составом. Крышки

3757 руб


Zoom UAC-2, Black аудиоинтерфейс

Zoom UAC-2 - сверхскоростной двухканальный аудиоинтерфейс для Mac или ПК. Поднимите качество своего звука на новый уровень.

Благодаря UAC-2 вы сможете добавить два высококачественных (24-бит/192 кГц) аудио канала к любому компьютеру, оснащенному портами USB 2.0 или USB 3.0 с операционной системой Windows или MacOS, или даже к вашему iPad. В UAC-2 задействована технология USB 3.0 SuperSpeed, которая обеспечивает передачу сигнала с минимальной задержкой и включает в себя такие продвинутые функции, как четырехкратный апсэмплинг, Loopback и MIDI I/O. Подключите любой микрофон, музыкальный инструмент или любой другой источник линейного сигнала, и вы сможете использовать UAC-2 для воспроизведения аудио на сцене, записи на цифровую звуковую рабочую станцию или просто для прослушивания аудио высокого качества в домашних или рабочих условиях. Также вы можете использовать аудиоинтерфейс UAC-2 для проведения онлайн медиа- презентаций, подкастов, игровых трансляций и многого другого.

Живое выступление
Теперь вы сможете извлечь максимум из своего ноутбука во время каждого выступления, благодаря переносному аудиоинтерфейсу UAC-2, который может питаться прямо от USB (сетевой адаптер не требуется). Он всегда готов к транспортировке, а поддержка технологии USB 3.0 SuperSpeed обеспечит вам высокое качество аудио, где бы вы ни находились.

Медиа-презентации, подкасты, игры и онлайн трансляции
Транслируйте результаты или процесс вашего творчества, поднимите ваши впечатления от видеоигр на новый уровень или поделитесь своими впечатлениями со всем миром. Функция Loopback позволит вам объединить сигнал от подключенных микрофонов, инструментов и других источников линейного сигнала с фоновой музыкой или любым другим аудио треком, воспроизводимым на вашем компьютере. После этого вы можете использовать полученный в результате объединения сигнал в своем программном обеспечении для онлайн- трансляций.

Запись и архивация
Объединив аудиоинтерфейс UAC-2 с цифровой звуковой рабочей станцией (DAW) вы сможете создавать звук потрясающего качества в любых условиях. Вы можете подключать широкий ряд микрофонов, музыкальных инструментов и любых других источников линейного сигнала. Функция прямого мониторинга (Direct Monitoring) позволит вам выполнять овердаббинг с нулевой задержкой. Синхронизируйте ваши MIDI-контроллеры, звуковые модули и драм-машины, чтобы записывать и сохранять получившийся звук в высоком качестве. Аудиоинтерфейс UAC-2 объединяет все необходимое в компактном корпусе.

Качество аудио на компьютере
Вы считаете, что ваши динамики или наушники хорошо звучат? Попробуйте подключить их к вашему компьютеру через UAC-2, вместо того, чтобы использовать стандартные аудио выходы, и вам гарантированы ни с чем не сравнимые впечатления. Теперь вы сможете насладиться потоковым аудио высокого качества вплоть до 24-бит/192 кГц.

Полная совместимость
Аудиоинтерфейс UAC-2 отличается особой гибкостью. Его можно подключить к любому устройству, начиная с устаревших ноутбуков поддержкой шины USB 2.0, заканчивая компьютерами последнего поколения с операционной системой MacOS или Windows и поддержкой USB 3.0. Кроме того, вы можете подключить его прямо к электросети и соединить его с вашим iPad посредством переходника Lightning-to-USB или набора Apple Camera Connection kit.

Возможности MIDI
UAC-2 оснащен коннекторами MIDI (вход/выход), которые обеспечат несравненную точность синхронизации вашего компьютера и таких устройств, как электронные клавиатуры, контроллеры, драм-машины, синтезаторы и сэмплеры.

Высокоскоростной интерфейс USB 3.0 SuperSpeed
UAC-2 поддерживает протокол передачи данных USB 3.0 SuperSpeed, скорость которого в десять раз превышает USB 2.0 и в шесть раз превышает скорость FireWire 800. Что вас ждет в итоге? Низкая задержка, что сильно улучшит производительность работы программного обеспечения для записи и обработки звука. Кроме того, вы сможете обеспечить стабильный поток данных, который не попадает под влияние эффекта фазового дрожания цифрового сигнала (джиттера), в связи с чем отпадает необходимость подключать внешние источники в качестве главного генератора тактовых импульсов.

В аудиоинтерфейсе UAC-2 реализованы такие высокотехнологичные компоненты, как аналогово-цифровой конвертер Burr Brown PCM4202 и цифро-аналоговый конвертер AKM AK4396. Вдобавок к этому, UAC-2 может выполнять четырехкратный апсэмплинг как во время цифро-аналоговой, так и во время аналогово-цифровой конверии. Другими словами, когда частота сэмплирования составляет 44.1 кГц или 48 кГц, UAC-2 обрабатывает сигнал в высоком качестве, которое составляет 176.4 кГц или 192 кГц. При аналогово-цифровой конверсии это приводит к снижению посторонних шумов, а при цифро-аналоговой конверсии это обеспечивает повышенную чистоту и достоверность звучания.