Кто такие сваны в грузии. Забытый геноцид сванов на северном кавказе

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо (Верхняя) Сванетия находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а Квемо (Нижняя) Сванетия - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Кабарда.

Население Сванетии - сваны - грузинские горцы, этнографическая группа грузин, говорящих на грузинском и в быту на сванском языках (сванский язык относится к картвельским языкам и имеет четыре диалекта и ряд говоров). Сваны - чрезвычайно колоритный народ. Они всегда славились своей статностью и храбростью. Сваны считались самыми лучшими воинами в Грузии. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон писал: «Сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете. Они в мире со всеми соседними народами». О гостеприимных, просвещенных и сильных сванах писали Плиний, Птолемей, Аппий, Евстафий Тесалонийский.

История гордого, мужественного и свободолюбивого народа Сванов, который сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Он никогда не был порабощён врагами, может, поэтому народ, некогда заселявший прибрежную полосу Колхидской низменности и нынешнюю Абхазию, после многочисленных войн выбрал для себя свободную жизнь в горах.. Примечательно, что у сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Ведь каждый сван -это личность, которая не приемлет над собой господства. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых "Сванскими башнями". Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее грузинское занятие, особенно распространенное в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии. Много выдающихся спортсменов дала сванская школа альпинизма. Самым знаменитым человеком в Сванетии является альпинист и скалолаз- "Тигр скал" - Михаил Хергиани, трагически погибший в итальянских Доломитах на стене Су-Альто в 1969 году. Покорителями вершин Ушба, Тетнульды и Шхары были уроженцы Сванетии Габлиани, Джапаридзе, Гугава, Ахвледиани и многие другие. Сваном был Герой Советского Союза, капитан 3-го ранга Ярослав Константинович Иоселиани, который в годы войны совершил не один десяток боевых походов и торпедировал множество вражеских судов. Еще один известный сван - знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, поставивший фильмы «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль» и др.


Территория: Россия (Московия), 1681 год
Издано: Амстердам 1681 год
MOSCOVIAE seu RUSSIAE MAGNAE Generalis Tabula qua LAPPONIA, NORVEGIA SUECIA, DANIA, POLONIA, ...

RVSSIAE vulgo MOSCOVIA, Pars Australis

Территория: Россия (Московия, Южная часть), 1638 год
http://mapa.od.ua/catalog.php

Того же месяца октября в 3 день приехал ко царю и великому князю Ивану Васильевичю всея Русии Григорей Семенов сын Плещеева ис Черкас Пятигорских, а посылал его царь и великий князь в Черкасы к Темгрюку-князю Айдаровичю посольством и оберегати его от его недругов от черкас, которые от него отступили и которые ему тесноту чинили. А сказывал Григорей. - Пришел он в Астрохань в 71-м году ноября в 3 день, а Темгрюк-князь был в то время от своих недругов приехал в Астрохань и с сыном своим з Домануком. И Темгрюк-князь и сын его Доманук-мирза в Черкасы пришли декабря в 6 день, а Григорей в Черкасы с ними же пришел, а с ним голова стрелецкая Григорей Вражской, а с ним стрельцов 500 человек да пять атаманов казачьих с казаки, а казаков с ними 500 человек. И Темгрюк со государьскими людьми недругом своим недружбу довел и в свою волю их привел, а воевал Шепшуковы улусы да воевал Татцкие земли близ Скиньских городков, и взяли три городки: город Мохань, город Енгирь, город Каван, и мирзу Телишку убили и людей многих побили. А те городки были Шепшуковы княжие, и люди тех городков добили челом Темгрюку-князю, и дань Темгрюк-князь на них положил. И воевали землю их одинатцеть дней, и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили и в полон имали, да взяли четырех мурз: Бурната, Ездноура, Бурнака, Дудыля(Кабарда ни в XVI в., ни позднее не сложилась в единое государство, но состояла из ряда небольших феодальных владений, враждовавших между собою. Главенство большего, старшего князя было в значительной степени номинальным. Как видно из известной летописи, Темрюк Идаров стремился, пользуясь русской помощью, укрепить свою власть и оказать сопротивление крымско-турецкой агрессии. Шепшуковы улусы - владение кабардинского князя Пшеапшоко Каитукова, который придерживался крымской ориентации и находился в союзе с князем Малой Ногайской орды Казыем Ураковым, вассалом Крыма. Владение Пшеапшоки находилось в будущей Большой Кабарде и было известно позднее по имени его сына Казыя Пшеапшокова под названием Казыевой Кабарды.)А отпустил Темгрюк Григориа ко царю и великому князю.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Kab_otn_1/1-20/4.htm
Е.Н. Кушева пишет: “Документы конца XVI и XVII вв. дают материал для определения Сонских кабаков. “Соны” русских источников — это сваны, для которых русские приняли грузинскую форму их названия; но термин Сонская земля употреблялся тогда в более широком смысле... Отсюда название перевальных путей из Кабарды в Грузию “Сонскими щелями”. Как видно, Соны (Сонэ), Суаны — это грузинская форма этнонима сван, распространенная и среди адыгов.
С. Н. Бейтуганов.Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. - Нальчик: Эльбрус, 1989. - 184 с
http://circas.ru/index.php?newsid=1615

Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.Наталия Георгиевна Волкова.Наука, 1973

Dawit" continued to expand the boundaries of Georgia, taking Uxt"i and its limits, and Gag, Te"runakan, Tayush, Kayean, Kaytson, Lo"r"e", Tashir, Mahganaberd, the entire principality of the Armenians Kiwrike" and Abas. He also subdued Mount Caucasus and the kingdom of the Sonk" , Mrachul, Chk"et, Duale"t", Here"t" as far as the Caspian Sea and to Haghband and to Shapuran city.
http://rbedrosian.com/va2.htm


...In the year 610 A.E. Ge"orgi, king of Georgia, took Ani from Emir Fadlun. He replaced his brother Shatat. But fifty days later the Shah-Armen came upon the city with many troops, a city which had been beaten and polluted by the Sonk" .

http://rbedrosian.com/va2.htm
Vardan Arewelts"i"s Compilation of History

Хулам - на западном берегу Черек-Хахо, где проживают сванские семьи, которые до сих пор одеваются полностью по-имеретински и называются «сони»
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Blaramberg/text28.htm

Свани, во множ. сванети, или сони, или сонета, [так] называют грузины народ, который сам себя называет шнау.
ИОГАНН АНТОН ГИЛЬДЕНШТЕДТ.ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ.Путешествие и наблюдения в Грузии в 1771 г.

запись показаний одного кумыкского и двух кабардинских князей, сделанная в 1743 г. в Коллегии иностранных дел, в Петербурге. В записи сказано, что между народом харачай, обитающим «в кубанских вершинах» и имеющим «татарский язык», с одной стороны, и «волостью Чегем», где в употреблении «особливый» язык (сванский?), но «они употребляют и татарский язык», с другой стороны, расположен «народ Соны»...
«Четвертый народ Соны, живут на вершинах реки Баксана, близ вершин реки Кумы и Кубани.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1740-1760/Pok_knjazej_1743/text.phtml

Он называет себя тсон; соседи называют его по-разному - сваны, сонты, тсинты, а самые скалистые долины они называют Сванетией.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Reineggs/text2.htm

В. Я. Тепцов: «Все земли по истокам Кубани и Терека... сванеты считают своими... Еще... лет 20-30 назад, сванеты брали с горцев Северного Кавказа арендную плату за земли по истокам Терека; плата эта прекратилась с покорением Западного Кавказа русскими... Сванеты на Северном Кавказе указывают башни одинаковой конструкции с сванетскими и говорят, что башни эти выстроены их предками, которым принадлежали эти земли и христианские могилы на них... На одном из истоков Кубани, Кичкенекол, сванеты указывают на развалины чрезвычайно древнего моста, как на доказательство их бывших владений. Здесь, по преданию, был город и крепость, сторожившая проход по ущелью этой реки в Сванетию. Как разложилось их государство и когда - сванеты не помнят»
В. Я. Тепцов. Сванетия (Географический очерк). «Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. X, Тифлис, 1890, стр. 56, ср. еще стр. 63.
Показательно, что сванские предания согласуются с преданиями того населения, которое исторически сменило собою сванов Северного Кавказа. Так, население ущелья, по которому течет р. Восточный Черек, рассказывало, что первоначально там жили сваны и от них, будто бы, вели свое происхождение жители с. Сауты. М. Иванов, ссылаясь на мнение стариков-урусбиевцев, писал, что верховья р. Баксана в древности принадлежали сванам.
М. А. Иванов. В ущелье р. Баксана. «Известия Кавказского отделения Русского географического общества», XV, № 1, Тифлис, 1902, стр. 11.
По преданию чегемцев, во времена одного из полулегендарных предков чегемских феодалов, Анфако, Баксанское ущелье принадлежало сванам и Анфако безуспешно пытался отвоевать его.
В. Миллер и М. Ковалевский. В горских обществах Кабарды. «Вестник Европы», 1884, кн. 4, стр. 562-568.
Лет 10 назад местный исследователь X. О. Лайпанов сообщил автору этих строк, что в верховьях р. Кубани им записано предание о том, что на месте с. Эльбрус в Баксанском ущелье в старину существовало сванское селение.
Пребывание сванов в верховьях р. Кубани и на р. Баксане оставило след и в топонимике. Не будучи специалистом в области картвельских языков, ограничусь указанием только следующих фактов. Названия некоторых населенных пунктов в интересующем нас районе как бы дублируют названия сванских селений: Учкулан - Ушгуль, Хумара (древний Схумар) - Цхумар, Лашкута - Лашкети. Из них: Ушгуль, Цхумар и Лашкети находятся в Сванети; Учкулан и Хумара - в верховьях р. Кубани, а Лашкута - на р. Баксан. Из приведенных сопоставлений только названия Учкулан - Ушгуль допускают объяснение из тюркских языков, но они могут быть объяснены также из картвельских.
Одно из таких объяснений в отношении Ушгуля нам известно у К. Ф. Гана. Опыт объяснения кавказских географических названий. «Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа», XL, Тифлис, 1909, стр. 143.
Объяснение остальных двух пар названий следует искать только в картвельских языках и, в первую очередь, в сванском языке. По разъяснению вице-президента Академии Наук Грузинской ССР А. Г. Шанидзе Лашкута происходит от сванских слов, означающих «место, где вешают». Отметим, что полулегендарный предок чегемских феодалов Ипар сын Анфако, проживавший в Лашкуте, носил имя, совпадавшее с названием одного из селений в Сванети (с. Ипар юго-восточнее Местии). Известная гора с развалинами средневековой церкви около Хумары, в верховьях Кубани, фигурирует на картах и в литературе под именем Шоана, Шуана, Шона. Прилегающая к горе местность в XVIII и первой половине XIX вв. входила в состав абазинской территории. Поэтому нельзя пройти мимо возможности сопоставить название горы с абхазо-абазинским термином щ˳ānwā, означающим «сваны».
Согласно дополнению к Никоновской летописи, в 1562 г. 500 стрельцов с головою Григорием Семеновым и 500 казаков при пяти атаманах по царскому приказу ходили вместе с кабардинским князем Темрюком (тесть Ивана Грозного) против недругов последнего. Главным из этих недругов в дополнении к Никоновской летописи назван кабардинский князь Шепшук. В числе «Шепшуковых улусов», т. е. подвластных Шепшуку земель, упоминается взятый у него г. Кован, может быть от ногайского Кобан, что значит р. Кубань. Главная же ценность для нас свидетельства дополнения к Никоновской летописи заключается в указании, что кабардинцы Темрюка вместе с царскими людьми отвоевали у Шепшука много «сонских кабаков», т. е. сванских поселений.
Допустимо ли предполагать, что кабардинский князь Шепшук мог владеть частью закавказской Сванети и что именно ее потом отнял у него Темрюк? Конечно, нет. Дополнения к Никоновской летописи доказывают, что в XVI в. на Северном Кавказе было значительное сванское население. С другой стороны, упоминание этим документом г. Кована дает возможность предполагать, что сваны, входившие в число «Шепшуковых улусов», в середине XVI в. проживали в верховьях Кубани. Во всяком случае это положение согласуется с другими нашими материалами.
Полное собрание русских летописей, XIII, 2-я половина. СПб., 1906, стр. 371.
РАССЕЛЕНИЕ СВАНОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ДО XIX ВЕКА-Доклад на сессии по вопросам этнографии Кавказа, 15-21 ноября 1949 г. в Тбилиси.Лавров Л. И

Сваны являются народом сванской группы, относящейся к картвельской языковой семье. Самоназвание народа - лушну, мушван. Ранее сваны выделялись как отдельная народность, но после переписи 1926 года их стали включать в состав грузин. Все сванские фамилии имеют окончание «-ани».

Где живут

Проживают сваны на северо-западе Грузии в краях Самегрело, Земо-Сванети, Рача-Лечхуми, Нижней Сванетии, Местийском и Лентехском муниципалитетах. Все они объединены в историческую область под названием Сванетия. Небольшое количество представителей народа живет на территории Абхазии в Кодорском ущелье, входящее в Гульрипшский район.

Сванетия - самый высокогорный исторический район в Грузии. Располагается она по обе стороны Сванетского хребта на севере Грузии, а также на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта. Сванетия делится на две части:

  1. Земо-Сванети (Верхняя Сванетия), располагается в ущелье реки Ингури, на высоте 1000-2500 метров над уровнем моря;
  2. Квемо-Сванети (Нижняя Сванетия), расположена в ущелье реки Цхенисцкали, на высоте 600-1500 метров над уровнем моря.

В Сванетии нет городов, административная столица области - поселок городского типа Местия, где даже есть аэропорт.

Численность

По разным оценкам, численность сванов, проживающих в Сванетии, составляет от 14 000 до 30 000 человек. По некоторым оценкам, их гораздо больше, от 62 000 до 80 000 человек. В России, в соответствии с проведенной в 2010 году переписью населения, живут 45 сванов.

Язык

Говорят сваны на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском существует ряд говоров, четыре диалекта, поделенных на 2 группы:

  1. верхние - нижнебальский и верхнебальский;
  2. нижние - лентехский, лашский.

Этот язык бесписьменный, для письма носители сванского используют письменность грузинского языка и латиницу. В 1864 году в свет вышла сванская азбука на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.

В сванском много заимствований из мегрельского, грузинского языков. Все носители сванского двуязычные и хорошо владеют грузинским.

Еда

Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо. В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу - мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель. Почти ежедневно сваны едят мацони - кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.

Чрезвычайно популярна сванская соль - столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.

Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.


Религия

Издавна у сванов присутствовало язычество. 160 дней в году было посвящено поклонению богу солнца. В 9 веке в Сванетию пришло православие, что способствовало конфликту, в результате жители продолжили верить в бога солнца. После второй попытки церкви удалось войти в Сванетию и даже повлиять на население. Но священники до 19 века появлялись здесь редко. Сегодня сваны - православные христиане. В области построено невероятное количество церквей, в них находятся уникальные иконы. В одном только селении построено до 60 маленьких церквей.

Внешность

Сваны всегда отличались своим характером, славились храбростью, статностью. Это гордые люди, сдержанные и терпеливые. Никогда не обижают никого без причины, не ругаются бранными словами. В сванском языке их даже не существует. Самое сильное ругательство у них - это слово «дурак». Сванов издавна считают самыми лучшими воинами Кавказа.

Они высокие, хорошо сложенные и красивые, похожи внешне на грузин. Сегодня сваны носят обычную одежду и обувь. Раньше одежда мужчин состояла из двух или трех узких бешметов, надетых один на другой, при этом оставляли открытыми предплечья, грудь, колени. Рубахи не носили. Вместо штанов надевали передник, от щиколотки до бедер обматывали ноги полосками сукна. Обуви у них не существовало, ступни оборачивали куском необработанной кожи, спереди ее складывали в острый нос. Традиционным головным убором сванов является круглая шапочка из войлока, ее мужчины носят и сегодня.

Девушки голову не покрывали, после замужества носили красный платок, закрывающий все лицо, открытыми оставались лишь уши. Из одежды носили узкие длинные платья, пошитые из полотна красного цвета. Спереди пришивали завязку. Зимой надевали плащ, сшитый из грубого сукна, летом - накидки из красного холста.


Жизнь

Семьи сванов состоят из 30 и более членов. У народа существуют родовые отношения. В один род входит до 30 домов и насчитывается до 200-300 родичей. Жилье родителей доставалось всегда сыновьям, если в семье нет мальчиков, то дом обречен на разруху. Дочери всегда уходят в жилище мужа. Сваны славятся своей воинственностью, но они никогда не нападали с целью захвата территории, а только защищали свои земли от врага.

С древних времен народ занимался созданием живописных изделий из бронзы, золота, меди. Сванские известные кузнецы, резчики по дереву и каменотесы создавали хозяйственный инвентарь, посуду из меди, серебра, глины и дерева. Сваны сами делают порох, добывают и плавят свинец, производят грубое сукно, а затем продают его в Имеретии. Традиционно жители Сванетии занимаются пчеловодством. Самое почитаемое занятие у них - это охота и альпинизм. Сваны всегда были и сегодня остаются профессиональными альпинистами и охотниками. Альпинизм для народа - это вид спорта, а охота - важная хозяйственная деятельность.

Активно жители Сванетии раньше использовали рабский труд. Захватывали в плен жителей соседних государств и республик, работавшие у них на полях, разводили скот, кололи дрова, занимались прочими бытовыми работами.

В Сванетии существовала демократическая своеобразная форма правления. Главу общины (теми) называли Махвиши, его избирали на общем собрании, в котором имели право участвовать только здравомыслящие люди обоих полов, которым уже исполнилось 20 лет. Избранный отличался от остальных такими качествами, как мудрость, душевная чистота, степенность, справедливость. Он должен был быть православным христианином. В мирные времена Махвиши являлся судьей, а во время войны возглавлял рать и назначался главнокомандующим.


Жилище

Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При в ходе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.


Традиции

Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.


Сегодня на территории Сванетии есть много таких старинных каменных башен. Эти строения занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все башни древние, и новые уже никто не строит. Возводили их в основном для защиты от нападений и снежных лавин, спускавшихся с гор, в башнях хранили продовольствие и использовали как сторожевую вышку. Забирались в башни по веревочным лестницам, которые сворачивались, и в строения было почти невозможно попасть. Позже сваны считали, у какой семьи башен больше, та считается более крепкой и успешной.

Влиял на успех также пол рожденного ребенка, ведь мужчина в семье - это защитник и добытчик. Если рождался мальчик, вся семья считалась счастливой. Рождение девочки не приносило такой радости. После свадьбы молодых, по обычаю, землей и приданым обеспечивают родители невесты. Это еще одна причина, по которой рождения мальчика было радостью для семьи.

Праздник Лампроба отмечают за 10 недель до Пасхи, в феврале. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.


Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:

  • на столы не кладут ножи;
  • детей обмазывают сажей;
  • ставят на стол свежую выпечку;
  • зажигают свечи.

Все сваны безмерно уважают старших, если в комнату заходит человек, который старше присутствующих, все встают. Существовало у этого народа обычное для них дело - воровать из чужих селений людей, за которых потом брали выкуп в виде оружия. Например, за красивую молодую девушку, украденную из чужого села, требовали позолоченное ружье.

Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.